Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование положительной ориентации у детей 5-го года жизни на людей ближайшего национального окружения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ряд ученых, такие как С. Г. Журат, С. Н. Морозюк, Е. И. Корнеева, убедительно доказывают, что у детей пятого года жизни возможно формирование эмоционально-положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии строгого отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. По мнению исследователей, в частности С. А. Козловой, первые четыре года жизни… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ НА ЛЮДЕЙ БЛИЖАЙШЕГО НАЦИОНАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ
    • 1. 1. Исследования и программные документы дошкольных образовательных учреждений о воспитании у детей доброжелательного отношения к представителям разных народов
    • 1. 2. Целесообразность введения термина «положительная ориентация на людей ближайшего национального окружения»
    • 1. 3. Психологический аспект развития положительной ориентации у детей 4−5 лет на людей разных национальностей
  • ВЫВОДЫ

Формирование положительной ориентации у детей 5-го года жизни на людей ближайшего национального окружения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменившаяся социально-экономическая ситуация в обществе, характеризуемая процессом демократизации, потребовала усиления внимания к содержанию гуманистического воспитания. Важнейшим его компонентом является формирование высокой культуры отношения к своему и другим народам.

В условиях роста национального самосознания, с одной стороны, и нестабильности межнациональных отношений, с другой, особую актуальность приобретает проблема воспитания у детей этики межнационального общения^ ориентации на общечеловеческие ценности. Ее решение возможно лишь при создании таких педагогических технологий, которые отвечали бы современным требованиям гуманизации педагогического процесса. В последние десятилетия проблеме формирования культуры межнациональных отношений, межнационального общения посвящены многие философские, психологические и педагогические исследования.

Общетеоретические основы национальных и межнациональных отношений изложены в трудах Р. Г. Абдулатийова, Э. Н. Аллахвердянц, Э. А. Баграмова, Н. И. Белова, Ю. В. Бромлея, Т. Ю. Бурмистровой, Ж. Г. Головина, М. С. Джунусова, О. А. Дмитриева, Л. М. Дробижевой, А. Н. Некрасовой, Р. А. Саликова, Э. А. Тадевосяна, Е. А. Троицкого, Н. И. Хмары и др.

Психологические аспекты развития национального самосознания и межнационального восприятия исследовались Л. И. Алексеевой, Л. А. Альшевской, А. П. Оконешниковой, В. Ю. Хотинец.

В работах Т. К. Ахаян, Н. И. Болдырева, А. А. Кирсанова, Б. Т. Лихачева, И. С. Марьенко, В. А. Сластенина определены цели, содержание, задачи, средства и составные элементы интернационального воспитания молодежи в комплексе с другими направлениями развития личности.

Пути и средства формирования интернационалистических взглядов и убеждений студентов вуза изучались П. М. Викторовой, К.Е.Лус-каловой, Э. М. Махмечевой, А. Микаберидзе, И. Э. Моносзоном, Г. М.Ро-гачевым, М. А. Свердлиным, Л. М. Симакиной, А. И. Холмогоровым.

Сущность преемственности взаимосвязей между вузом и средней школой раскрыта в трудах Г. А. Александрова, Г. А. Арслановой,.

B.И.Брудного, С. М. Година, Е. М. Галишниковой, Ю. А. Кустова,.

A.В.Нехорошкова.

Проблемы совершенствования форм и методов интернационального воспитания в школе исследовали А. Х. Акбашев, В. В. Арискар,.

C.М.Ахмедов, В. А. Безродный, Д. Н. Веприняк, Х. Х. Галимова, Р.Т.Гар-данов, В. С. Заслуженюк, Р. Р. Имамкулов, В. П. Комаров, А.Г.Конаныхи-на, Л. В. Кузнецов, Г. Б. Мурадов, Н. В. Нагорнов, Л. Г. Насонова,.

B.Г.Пряникова, Н. Е. Сушкова, М. М. Юлдашеваво внешкольных учреждениях — О. В. Гордеева, Т. И. Демьянюк, М. Куранов, П. Я. Лиепинь, Т. С. Стецкая.

Возможности использования содержания отдельных учебных дисциплин в качестве фактора активизирующего процесс интернационального воспитания учащихся рассмотрены Н. Г. Арутюновой, С.

C.Х.Ахильговым, Н. П. Егоровым, Р. М. Кадыровой, К. Э. Кармишевым, Г. В. Перминовой, К.Хасановой.

Различные аспекты проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста доброжелательного отношения к сверстникам разных национальностей нашли отражение в трудах Д. Х. Азимовой, М. И. Богомоловой, В. Д. Ботнарь, Р. И. Жуковской, Н. Г. Капустиной, С. А. Козловой, Л. А. Мамедовой, М. Р. Оганесян, Е. И. Радиной, Э. К. Сусловой, Р. Ш. Халиковой и др. В значительной мере ими разработаны и обоснованы содержание, условия, пути и средства воспитания эмоционально-положительного отношения к представителям разных народов.

Вместе с тем вопрос о целесообразности и возможности более раннего воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей специально не исследовался и остается дискуссионным.

Дошкольное детство — начальный этап становления личности, ее ценностных ориентаций. В этот период закладывается позитивное отношение к миру, к себе и к окружающим людям (Л.С.Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Ряд ученых, такие как С. Г. Журат, С. Н. Морозюк, Е. И. Корнеева, убедительно доказывают, что у детей пятого года жизни возможно формирование эмоционально-положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии строгого отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. По мнению исследователей, в частности С. А. Козловой, первые четыре года жизни характеризуются интенсивным вхождением ребенка в социальный мир, формированием начальных представлений об окружающей жизни, о нормах человеческого общения. Как отмечает Э. К. Суслова, отношение к человеку другой национальности начинает складываться у детей примерно с четырех лет, когда они узнают о существовании разных народов.

Изложенные положение, а также особенности развития детей среднего дошкольного возраста, которые заключаются прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении эмоциональной и мотивационной сфер, ориентации на социальные отношения в мире взрослых, возрастающей потребности в общении, дают основание предположить следующее. Период четырех-пяти лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания эмоционально-положительного отношения к людям ближайшего национального окружения.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие между целесообразностью формирования положительной ориентации у детей пятого года жизни на представителей разных народов и недостаточной теоретической, экспериментальной и методической разработанностью данного вопроса.

С учетом данного противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические основы целесообразности и возможности формирования положительной ориентации у детей пятого года жизни на людей ближайшего национального окружения?

Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования — процесс формирования положительной ориентации у детей четырех-пяти лет на людей ближайшего национального окружения в условиях многонационального дошкольного образовательного учреждения.

Предметом исследования является положительная ориентация детей пятого года жизни на представителей разных народов, с которыми они находятся в непосредственном контакте.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой предпосылки воспитания положительной ориентации на представителей разных народов возникают уже в среднем дошкольном возрасте. Процесс формирования названной ориентации окажется успешным, если:

— педагогическая организация работы с детьми будет осуществляться по специально разработанной модели, включающей эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты с акцентом на первый из них;

— началом приобщения к общечеловеческим нравственным ценностям будет ознакомление с элементами культуры родного народа, а затем — народов ближайшего национального окружения, причем в качестве определяющих средств выступят элементы народной педагогики;

— он будет основан на системе взаимодействий «педагог — ребенокродители» .

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:

1. Определить содержание понятия «положительная ориентация на людей ближайшего национального окружения» .

2. Выявить уровни сформированное&tradeположительной ориентации у детей четырех-пяти лет на представителей своего и других народов.

3. Теоретически обосновать, разработать и апробировать методику формирования положительной ориентации у детей 5-го года жизни на людей ближайшего национального окружения.

Общую методологию исследования составляет аксиологический подход, согласно которому человек воспринимается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В основе конкретной методологии исследования лежат принципы диалектического единства национального и общечеловеческого, гармонизации национальных отношений.

Теоретическая основа исследования базировалась на положениях:

— о личности как субъекте деятельности и общения (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. И. Лисина и др.);

— о диалоге культур как пути освоения и формирования духовных ценностей, развития личности (Л.С.Выготский, М. М. Бахтин, В.С.Биб-лер, М. С. Каган и др.);

— о личности как выразителе отношений к различным сторонам окружающей жизни (В.Н.Мясищев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— о роли эмоционального фактора в развитии личности ребенка дошкольного возраста (Л.С.Выготский, А. В. Запорожец, А. Д. Кошелева,.

Я.З.Неверович и др.);

— об интериоризации социальных, нравственных норм и правил поведения (А.В.Запорожец, Я. З. Неверович и др.).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов: теоретическое изучение философской, социологической, этнографической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияанализ программ и учебно-методических пособийизучение опыта педагогической работы дошкольных образовательных учрежденийобзор педагогической документации дошкольных образовательных учрежденийпедагогическое наблюдениеанкетирование педагогов и родителейиндивидуальные беседы с детьмипроблемные ситуациипедагогический экспериментстатистическая обработка экспериментальных данных.

Организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе детского образовательного учреждения № 182 г. Чебоксары Республики Чувашия. На разных этапах исследованием было охвачено 150 педагогов дошкольных образовательных учреждений, 100 родителей и 150 детей пятого года жизни разных городов России: Чебоксары (Чувашия), Йошкар-Ола (Марий Эл), Москва.

Работа проводилась в 1994;1997 годах и включала три этапа.

Первый этап (1994 — 1995 гг.) — поисково-теоретический. В этот период изучалась и анализировалась философская, социологическая, психолого-педагогическая, этнографическая и методическая литература по проблеме исследования. Разрабатывались исходные позиции исследования: цель, гипотеза, задачи, методология и методика опытно-экспериментальной работы. Определялось содержание понятия «положительная ориентация на людей ближайшего национального окружения». Разрабатывалась модель формирования положительной ориентации у детей среднего дошкольного возраста на представителей разных народов.

Второй этап (1995 — 1996 гг.) — опытно-экспериментальный. На этом этапе выявились уровни сформированности положительной ориентации у детей 5-го года жизни на людей ближайшего национального окружения и элементы их культуризучалось состояние работы по формированию положительной ориентации на людей разных национальностей в условиях семейного воспитания и в практике работы дошкольных образовательных учреждений Республики Чувашия. Разрабатывалась и апробировалась методика опытно-экспериментальной работы, осуществлялась проверка рабочей гипотезы, определялась программа знаний о представителях своего и других народов, элементах их культур для детей среднего дошкольного возраста. В ходе опытно-экспериментальной работы уточнялась гипотеза, корректировались содержание и технология эксперимента, анализировался полученный материал.

Третий этап (1996 — 1997 гг.) — заключительно-обобщающий. Он включал в себя обработку и систематизацию материала, обобщение и литературное оформление исследования, внедрение его результатов в практику дошкольного образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем с опорой на данные философии, социологии, психологии и педагогики определено содержание понятия «положительная ориентация на людей ближайшего национального окружения», выявлена целесообразность и возможность ее формирования у детей среднего дошкольного возраста посредством элементов народной педагогики. Определены уровни сформированности положительной ориентации дошкольников 5-го года жизни на людей разных национальностей. Теоретически обоснованы, разработаны и апробированы поэтапная модель и методика формирования положительной ориентации у детей четырех-пяти лет на людей ближайшего национального окружения. Разработана и экспериментально проверена программа знаний о представителях своего и других народов, элементах их культур. Результаты исследования обогащают теорию дошкольной педагогики достоверными сведениями о развивающейся личности ребенка 5-го года жизни и данными о состоянии работы по формированию у детей этики межнационального общения в условиях семейного воспитания и в практике дошкольных образовательных учреждений Чувашии в последние годы XX века.

Практическая значимость состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические положения и методические рекомендации обогащают технологию и повышают эффективность формирования положительной ориентации у детей пятого года жизни на людей ближайшего национального окружения, способствуют совершенствованию процесса воспитания у дошкольников этики межнационального общения в разных типах дошкольных образовательных учреждений. Результаты исследования нашли отражение в региональной «Программе воспитания ребенка-дошкольника» (Чебоксары, 1995) — они могут быть использованы при переиздании имеющихся и разработке новых программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а также учебных пособийв преподавании курсов «Дошкольная педагогика», «История педагогики», включены в спецкурсы и специсеминары для студентов факультетов дошкольной педагогики и психологии педагогических вузов.

Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на методологию и достижения психолого-педагогической наукииспользованием комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных цели, задачам, логике диссертационной работырепрезентативностью выборок и опытно-экспериментальных данныхсочетанием качественного и количественного анализакорректным применением методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики МПГУ (1994, 1995, 1997 гг.), на научной конференции МПГУ (апрель 1997 г.). Материалы исследования использовались при чтении лекций на курсах повышения квалификации работников народного образования г. Чебоксары и проведении семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений № 1000 г. Москваи № 182 г. Чебоксары.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование положительной ориентации на людей ближайшего национального окружения целесообразно и возможно в среднем дошкольном возрасте при активизации эмоционально-чувственной сферы ребенка с последующим воспитанием более осознанного отношения к элементам культуры разных народов и их создателям.

2. Эффективным средством развития положительной ориентации у детей 5-го года жизни на представителей разных национальностей являются элементы народной педагогики.

3. Формированию положительной ориентации детей четырех-пяти лет на людей ближайшего национального окружения способствует организация педагогического процесса на основе поэтапной модели, последовательно включающей в себя:

— уточнение и углубление представлений ребенка о себе и своих близкихразвитие позитивного опыта межличностного общения;

— конкретизацию представлений об окружающих людях, воспитание общей культуры поведения, общения и эмоционально-положительных взаимоотношений между детьми, в ходе которых возникает интерес к сверстнику вне зависимости от его национальной принадлежности;

— воздействие на чувства и сознание детей, в процессе которого возникает положительная ориентация на содержание этнонациональ-ных культур, происходит первоначальное осмысление того, что элементы данных культур создаются представителями разных народов, в результате чего появившийся интерес к культуре начинает перерастать в положительное отношение к ее создателям.

Структура диссертации. Специфика обозначенного объекта изучения, а также особенности поставленных задач определили структуру диссертационной работы. Она состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы (261 наименование), приложений (программа знаний о людях своего и представителях других народов для детей 5-го года жизни, 8 таблиц), содержит в основном тексте 33 таблицы и 1 гистограмму. Общий объем диссертации 221 страница машинописного текста.

ВЫВОДЫ.

Материалы, полученные в нашем исследовании, подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сформулировать следующие выводы:

В современной социокультурной ситуации наблюдается потребность в формировании высокой культуры межнационального общения на основе взаимопонимания, доверия и сотрудничества между различными народами. Изучение философской, социально-психологической и педагогической литературы показало, что положительную ориентацию следует рассматривать как составную часть ценностных ориентаций, ее качественную сторону. Доброжелательное отношение к людям разных национальностей определяется в настоящее время как одна из общечеловеческих и социальных ценностей общества.

Исследование показало, что средний дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования у детей положительной ориентации на людей ближайшего национального окружения, поскольку она возникает на основе эмотивности и, опосредуясь нравственными эталонами, нормами и социальными ценностями, постепенно интериоризиру-ясь, превращается из внешних требовании во внутренние, собственные мотивы поведения и параметры оценки окружающих. Благодаря этому, положительная ориентация дает возможность ребенку войти в социальную среду, в которой он воспитывается и принять культуру данного общества, то есть регулирует и направляет процесс его социализации.

На основе научных данных и возрастных особенностях развития детей пятого года жизни определено содержание понятия «положительная ориентация на людей ближайшего национального окружения», под которой понимается начальный этап формирования эмоционально-положительного отношения к представителям разных народов, находящихся в непосредственном окружении.

Эффективным средством развития положительной ориентации у детей четырех-пяти лет на людей ближайшего национального окружения являются элементы народной педагогики, вобравшие в себя педагогические сведения и воспитательный опыт разных народов, то есть общечеловеческие ценности, доступные восприятию дошкольников и обеспечивающие воздействие на все компоненты (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) развивающегося отношения.

Исследованием установлена доступность разработанной программы знаний о людях своего и представителях других народов для детей среднего дошкольного возраста, ориентированной на воспитание дея-тельностной, гуманистической направленности личности ребенка.

Диссертационная работа подтвердила наиболее оптимальный путь формирования положительной ориентации на людей ближайшего национального окружения: через приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям, раскрытым в культуре родного, а затем народов ближайшего национального окружения.

Исследование позволило выявить уровни сформированности положительной ориентации у детей 5-го года жизни на представителей своего и других народов, проследить динамику их проявления. Установлена закономерность: неточность и смешение понятий, недостаточная осознанность и правильность ряда представлений, характерных для детей данного возраста, преодолима при условии целенаправленной работы в соответствии с представленной моделью.

Использование поэтапной модели формирования положительной ориентации на людей ближайшего национального окружения у детей 5-го года жизни гуманизировало отношения детей в группе с многонациональным составом, способствовало постепенному их приобщению к миру общечеловеческих ценностей.

Целенаправленное вовлечение родителей в процесс воспитательнообразовательной работы позволило активизировать их педагогическую позицию, укрепить союз «педагог-ребенок-семья», обогатить их знаниями этнографического характера, способствовало пересмотру ими собственного оценочного суждения о представителях разных национальностей, элементах их культуры и отношения к ним.

Перспективу дальнейшего исследования мы видим в подготовке специалистов к работе по формированию положительной ориентации детей на представителей разных народов в условиях взаимодействия полиэтнических культур. Научный интерес представляет изучение совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию доброжелательного отношения к людям разных национальностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Х. Воспитание у старших дошкольников эмоционально-положительного отношения к сверстникам (на материале многонациональных групп детского сада): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ташкент, 1991. -16 с.
  2. В.П. Мамина песня. М.: Дет. лит., 1989. — 10 с.
  3. Н.С., Казакова Р. Г. Дымковская народная игрушка в жизни детей дошкольного возраста // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: Мат. Межд. науч.-практ. конф. М.: Прометей, 1995. — 4.1.-С.48−49.
  4. С. Народная сказка как средство развития родной речи детей //Дошкольное воспитание. 1973. — № 10. — С.44−50.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. — 339 с.
  6. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.-Т.1.-228 с.
  7. С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М., 1970. — С. 19.
  8. Н.Е. Организация самосознания у детей //Дошкольное воспитание. 1958. -№ 1. — С. 16−18.
  9. Е.А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М.: Изд-во гос. центр. НИИ охраны здоровья детей и подростков, 1935.-95 с.
  10. Н.А. Классификация традиционных игр народностей Дагестана //Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: Мат. Межд. науч.-практ. конф. М.: Прометей, 1995. — 4.1. — С.34−35.
  11. И.Ахмедов С. М. Воспитание интернационализма и патриотизма у старшеклассников в процессе общественной деятельности: Дис.. докт. пед. наук. Ташкент, 1991. — 458 с.
  12. В.В. Игрушка в этнографии детства //Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: Мат. Межд. науч.-практ. конф. М.: Прометей, 1995. — 4.1. — С.38−40.
  13. Т.М. Роль народной игры в формировании творчества у дошкольников //Гуманизация педагогического процесса дошкольного учреждения: Межвуз. сб. науч. трудов. Магнитогорск, МГПИ, 1995. — 191 с.
  14. И.С. Формирование коллективизма как ценностной ориентации комсомольцев старшеклассников в классном коллективе: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Л., 1985. — 17 с.
  15. Г. И., Кузина Г. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.: А.П.О., 1995. — 72 с.
  16. В.П. Полн. собр. соч. в 13 т. М.: Изд-во АН СССР, 1954. -Т.4. — С.88.
  17. В.П. Полн. собр. соч. в 13 т. М.: Изд-во АН СССР, 1954. -Т.5.-668 с.
  18. В.Н. Развитие творчества ребенка в режиссерской игре //Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: Мат. Межд. науч.-практ. конф. М.: Прометей, 1995. — 4.1. — С.20−21.
  19. А.В. Наглядные модели в обучении дошкольников иностранному языку //А.В.Запорожец и современная наука о детях: Тезисы конф. поев. 90-летию А. В. Запорожца. М.: МИПКРО, 1995. -С.65−66.
  20. З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1982. — 175 с.
  21. М.И. Воспитание дружелюбия между детьми разных национальностей нашей страны: Дис. канд. пед. наук. М., 1971. — 210 с.
  22. М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. -М.: Просвещение, 1988. 112 с.
  23. М.И., Шарафутдинов З. Т. Дошкольникам о Татарстане (средний дошкольный возраст): Учебно-методическое пособие. -Альметьевск, 1993. — 69 с.
  24. М.И., Шарафутдинов З. Т. Дошкольникам о Татарстане (младший дошкольный возраст): Учебно-метод. пособие. Альметьевск, 1993. — 72 с.
  25. А.А. О качествах личности, нужных для успешного общения /Личность и общение. М.: МПА, 1995. — 328 с.
  26. Н.Ф. Роль семьи в формировании национального характера //Проблемы формирования нравственной устойчивости личности учащихся в современных условиях: Мат. Международ, науч.-практ. конф. Чебоксары: ЧГПИ, 1993. — Ч. 1. — С.225.
  27. Е.А. Восприятие комического дошкольниками. Минск: Народная асвета, 1968. -120 с.
  28. В.Д. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей посредством игры-драматизации (на материале национальных детских садов Молдовы): Дис. канд. пед. наук. М., 1992. — 168 с.
  29. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  30. Ф. Общественно-политическое воспитание в детском саду //Дошкольное воспитание. 1930. — № 4. — С.32−33.
  31. Ю.В. Национальные процессы в СССР в поисках новых подходов. М.: Наука, 1988. — 208 с.
  32. И. Осознание поступков детьми 3−5 лет // Дошкольное воспитание. 1964. — № 10. — С.56−60.
  33. Бурова-Илиева М. И. Ценностные ориентации и их роль в формировании личности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982. — 16 с.
  34. Л.Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детских садах республики Коми: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1993. — 252 с.
  35. В.А. Ценность и ценностные отношения /Проблема ценности в философии. М.-Л., 1966. — С.20−49.
  36. З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности /Научно-методическое пособие. Л., 1973. — 135 с.
  37. O.K. Игрушка как средство воспитания чувств у детей дошкольного возраста // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: Мат. Межд. науч.-практ. конф. М.: Прометей, 1995. — 4.1. — С.49−51.
  38. Ф.В. Психология переживаний. М.: МГУ, 1984. — 200 с.
  39. Л.А. Развитие когнитивных способностей одна из главных задач дошкольного воспитания //Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Мат. Межд. сем. / Под ред. Л. А. Парамоновой. -М.: МИПКРО, 1994. — С.22−26.
  40. Л.А., Мухина B.C. Развитие чувств у дошкольника // Дошкольное воспитание. 1973. -№ 10. — С.39−44.
  41. Н.Ф., Файзулина Р. Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей 5−7 лет //Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста: Сб. науч. тр. М.: Изд-во АПН СССР, 1983. — 132 с.
  42. Т.А. Формирование дружеских взаимоотношений детей пятого года жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1975. — 23 с.
  43. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1974.1. С.7−8.
  44. Г. Н. Этническая система воспитания как общечеловеческий феномен // Диалектика общечеловеческого и национально особенного в воспитательно-образовательных системах: Мат. Межд. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЧГПИ, 1995. — С. 14−15.
  45. Воспитание детей в средней группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада /А.А.Анциферова, Т. А. Владимирова, В. В. Гербова и др.- Сост. Г. М. Лямина. М.: Просвещение, 1982. — 256 с.
  46. Воспитание и обучение детей пятого года жизни / А. Н. Давидчук, Т. И. Осокина, Л. А. Парамонова и др.- Под ред. В. В. Холмовской. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  47. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.-443 с.
  48. Л.Ш. Веселая книжка в детском саду // Работа с книгой в детской саду / Сост. В. А. Богуславская, В. Д. Розова. М.: Просвещение, 1967. — 120 с.
  49. Л.Н., Смирнова О. Е. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 1992. — 143 с.
  50. В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
  51. Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -М.: Изд-во МГУ, 1988. 320 с.
  52. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 176 с.
  53. Г. Г. Игровые приемы обучения дошкольников изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1995. — 64 с.
  54. Л.М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. М.: Просвещение, 1992. — 64 с.
  55. М. Универсальное и особенное в дошкольном воспитании // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Мат. Межд. семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой. М.: МИПКРО, 1994. — С.7−9.
  56. К.Д. Социальная установка и социальная ориентация личности //Социальная психология и философия. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975. — Вып.З. — 176 с.
  57. И. Веселая книга как средство воспитания чувства юмора //Дошкольное воспитание. -1971. № 12. — С.36−41.
  58. Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1995. — 18 с.
  59. Детские народные подвижные игры /Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. М.: П: Владос, 1995. — 224 с.
  60. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И.Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.- под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. И. Гурович. СПб.: Акцидент, 1995. — 228 с.
  61. ДЖунусов М. С. Вопросы теории интернационального воспитания. -Т.: Узбекистан, 1980. 279 с.
  62. М.С. Введение в марксистско-ленинскую теорию наций / Отв. ред. А. А. Росляков, М. М. Абаева. А.: Ылым, 1988. — 404 с.
  63. .И. Потребности, отношения, направленность личности //Вопросы психологии. 1973. — № 5. — С.75−77.
  64. Дошкольное воспитание в Ленинграде за 15 лет. 1917−1932. М.-Л.: Учпедгиз, 1932. — 120 с.
  65. Л.М. Духовная общность народов СССР //Историко-соци-альный очерк межнациональных отношений. М.: Мысль, 1981. — 263 с.
  66. О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей в философии //Проблемы ценностей в философии / Под ред. А. Г. Харчева.
  67. М.-Л.: Наука, 1966. С.25−40.
  68. О.Г. Мир отживших предметов. Проблема ценностей в марксистской философии. М.: Политиздат, 1967. — 351 с.
  69. О.М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. М.: Просвещение, 1984. — 128 с.
  70. Дюжакова-Главная Н. Из опыта работы по интернациональному воспитанию //Дошкольное воспитание. 1930. — № 6. — С.39−43.
  71. Е. Русская игрушка. М., 1925. — 36 с.
  72. А.Д. Растите детей патриотами: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1980. -192 с.
  73. Р.И. Чтение книг в детском саду. М.: Просвещение, 1959. — 116с.
  74. Р.И. Игра в ее педагогическом значении: Дис. докт. пед. наук.-М., 1967.-803 с.
  75. С.А. Воспитание у детей среднего дошкольного возраста положительного отношения к явлениям общественной жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982. — 16 с.
  76. Э., Тумаровская А., Файнброн Б., Файнштейн С. Массовые праздники в работе дошкольного учреждения //Дошкольное воспитание. 1929.-№ 3. — С.57−67.
  77. А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником //Дошкольное воспитание. -1948. № 9. — С.34−41.
  78. А.В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста. М., 1969. — 26 с.
  79. А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Психическое развитие ребенка. — М.: Педагогика, 1986. — Т.1. — 228 с.
  80. А.В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. статей /Под ред.А. И. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.: МОиПК, 1995. -С.91−102.
  81. O.JT. Работа детского сада с молодой семьей. М.: Изд-во Прометей МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. — 47 с.
  82. Е.В., Комарова Н. Ф. Особенности формирования игровой деятельности детей в средней группе //Игра дошкольника /Под ред. С. Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989. — 286 с.
  83. А.Г. Ценностные ориентации //Философский энциклопедический словарь. М., 1989. — С.732.
  84. А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности //Социология в СССР. М.: Мысль. — 1966. — Т.2. -С.199.
  85. А.Г., Ядов В. А. Человек и его работа / Под ред. А. Г. Здравомыслова. М.: Мысль. — 1967. — 392 с.
  86. А.Г., Ядов В. А. Личность и ее ценностные ориентации /Соотношение ценностных ориентаций и реального/ явного поведения личности в сфере труда и досуга. Программа исследования //Информационный бюллетень. № 4 (19). — М., 1969. — С. 1−66.
  87. O.K. Влияние образной игрушки на игры детей младшего дошкольного возраста //Воспитание детей в игре /Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
  88. Р. Первые зачатки чувства долга у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1952. — 15 с.
  89. И.Ф. Педагогические ценности как содержательный компонент профессиональной культуры преподавателя высшей школы //Научные труды МПГУ им. В. И. Ленина. Серия: психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1993. — С.30−37.
  90. З.М. Развитие произвольной памяти у детей в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. статей /Под ред.А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца. М.: МОПК, 1995.- С.75−91.
  91. В.И. Формирование первоначальных географических представлений у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983. — 24 с.
  92. Н.Г. Воспитание у старших дошкольников доброжелательного отношения к людям (на материале ознакомлений с людьми разных рас): Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринберг, 1996. — 20 с.
  93. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993. — 80 с.
  94. Н.С. Методы воспитания дошкольников средствами художественного слова //Известия АПН РСФСР, 1955. Вып. 69. -С. 165−204.
  95. Н.С. Роль народной сказки в воспитании ребенка-дошкольника//Известия АПН РСФСР. 1974. — Вып. 11. — С.141−155.
  96. И.А. Влияние народной игры на развитие и социализацию ребенка дошкольного возраста //Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: Мат. Межд. науч.-практ. конф. М.: Прометей, 1995. -4.1. -С.83−85.
  97. А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности: Дис. докт. пед. наук. Д., 1991. — 445 с.
  98. С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром: (Пед. наука. реформе школы). — М., 1988.- 104 с.
  99. С.А. Я человек программа приобщения ребенка к социальному миру. — М., 1996. — 20 с.
  100. С.А. «Я человек» Программа приобщения ребенка к социальному миру //Дошкольное воспитание. 1996. — № 1. — С.59−61.
  101. И.М., Литвинова С. Н. К вопросу онтогенеза общения и игровой деятельности детей //Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: Мат. Междун. науч.-практ. конф. М.: Прометей, 1995. — 4.1.-С.75−76.
  102. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. -1989. -№ 9. -С.48−69.
  103. Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников (средний дошкольный возраст): Автореф. дис.. канд. пед. наук. 1995. — 18 с.
  104. A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979.-216 с.
  105. А.Д., Свердлова Г. А. Эмпатийность материнского отношения и познавательная мотивация ребенка-дошкольника //А.В.Запорожец и современная наука о детях: Тезисы конф. поев. 90-летию А. В. Запорожца. М.: МИПКРО, 1995. — С.93−95.
  106. Л.И., Фредгейм А. С. Интернациональное воспитание дошкольника. М.-Л.: Наркомпрос РСФСР, 1930. — 46 с.
  107. Ш. Крупская Н. К. Интернациональное воспитание детей в начальной школе //Пед. соч. М., 1980. — Т.6. — С.73.
  108. Н.М., Иванова В. Т. Детский сад дом радости: Средняя группа. — Пермь.: ПГПИ, 1990. — 4.2. -160 с.
  109. Г. А. Традиционное и национальное в игре //Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: Мат. Междун. науч.-практ. конф. М.: Прометей, 1995. — 4.1. — С.85−86.
  110. С.А. Взаимодействие в семье как условие психосоциального развития личности дошкольника //А.В.Запорожец и современная наука о детях: Тезисы конф. поев. 90-летию А. В. Запорожца. М.: МИПКРО, 1995. — 171 с.
  111. Т.П. Народная игра в педагогическом процессе детского сада //Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: Мат. Междун. науч.-практ. конф. М.: Прометей, 1995. — 4.1. — С.37−38.
  112. Левин-Щирина Ф. С. Как знакомить детей с общественной жизнью //Дошкольное воспитание. 1935. — № 12. — С.3−7.
  113. Левин-Щирина Ф. С. Воспитание детей в духе коммунистической морали //Дошкольное воспитание. 1938. — № 12. — С.5−16.
  114. Левин-Щирина Ф.С., Менджерицкая Д. В. Дошкольное воспитание. -М.: Наркомпросс РСФСР, 1938. 216 с.
  115. Левин-Щирина Ф.С., Менджерицкая Д. В. Воспитание и обучение детей 3-х 7 лет. — М.: Вып. 2. — 1974. — 314 с.
  116. Левин-Щирина Ф.С., Менджерицая Д. В. Основы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста /Под ред. В. И. Ядэшко. -М., 1971.- 125 с.
  117. А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. статей / Под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца. М.: МОПК, 1995.-С. 13−26.
  118. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции //Вопросы психологии. 1996. — № 4. -С. 15−27.
  119. Ф.С. Чувство комического как предмет эстетического и социально-психологического анализа //Социальная психология и философия: Сб. науч. трудов /Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1973. -С.184−185.
  120. З.В. Воспитание дружеских взаимоотношений в коллективной строительной игре /Воспитание детей в игре /Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
  121. O.K. Половое воспитание детей и подростков в семье. М.: РЦЗМЗ СССР, 1990.-32 с.
  122. У. Особенности ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста внутри традиций разных культур: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978. — 18 с.
  123. В.Я. А.В.Запорожец о деятельностном подходе к формированию личности ребенка //А.В.Запорожец и современная наука о детях: Тезисы конф. поев. 90-летию А.В.Запорожца. М.: МИПКРО, 1995.-С.91−93.
  124. А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. -368 с.
  125. А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М.: Просвещение, 1972. — 256 с.
  126. Любознайка: Программа обучения детей пятого года жизни в средней группе детского сада в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Самара: Изд-во СамГПИ, 1992. — 36 с.
  127. Г. М. Воспитание детей в средней группе детского сада. М.: Просвещение, 1977. — 255 с.
  128. Н.С. Характеристика словесной вежливости детей пятого года жизни //Воспитание личности дошкольника: Сб. науч. трудов /Отв. ред. Е. А. Тарханова. Нижневартовск: НПИ, 1993. — 94 с.
  129. В.К. Русские песни и национальное самосознание /Духовная культура и этническое самосознание наций. М., 1990. -Вып. 1. -С.241.
  130. Мамедова J1.A. Система работы по воспитанию дружбы народов в детском саду с многонациональным составом: Автореф. дис. кадн. пед. наук. Баку, 1989. — 23 с.
  131. Д.В. Воспитателю о детской игре /Под ред. Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
  132. Методические рекомендации по планированию и организации театрализованных игр с детьми 4−7 лет /НИИ школы, подгот. Е. Л. Турусовой. М., 1985. — 64 с.
  133. Р.Ф. Ориентация на этнопедагогику //Принцип гуманизма основа народной педагогики: Тезисы докл. 3-й междун. науч.-практ. конф. — Казань: КПУ. -4.1, 1996. — С.42−44.
  134. Мир и человек. Географический атлас. М., 1985.
  135. М. Воспитание начальных форм взаимопомощи у детей среднего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984. — 23 с.
  136. В., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания //Дошкольное воспитание. -1992.-С. 17−27.
  137. С.Н. Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. № .-16 с.
  138. B.C. К проблеме социального развития ребенка //Психологический журнал. 1980. — Т. 1. — № 5. — С.40−55.
  139. B.C. Игрушка как средство психического развития ребенка //Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 127.
  140. B.C. Этнопсихология: Настоящее и будущее //Психологический журнал. 1994. — Т.15. — № 3. — С.41−48.
  141. В.Н. Психология отношений /Под ред. А. А. Бодалева. М.-В.: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
  142. А. Общественно-политическое воспитание в детском саду //Дошкольное воспитание. 1930. — № 2. — С. 51−54.
  143. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения /Отв. ред. Н. В. Садовский. М.: Наука, 1988.- С.36−37.
  144. Наша Родина //Сост. Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. М.: Просвещение, 1984. — 304 с.
  145. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. //НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1992.-160 с.
  146. З.Г. Гуманизация национального образования //Принцип гуманизма основа народной педагогики: Тезисы докл. 3-й Междун. конф. — Казань: КГУ, 1996. — 4.1. — С.7−13.
  147. Е.В. Фольклорная игра как способ развития коммуникативных кодов человека //Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: Мат. Межд. науч.-практ. конф. М.: Прометей, 1995. — 4.1.- С.29−31.
  148. С. Индивидуальное, этническое и всеобщее в психологическом содержании традиционных (народных) игр и игрушек //Универсальное и национальное в дошкольном возрасте: Мат. Междун. семинара /Под ред. Л. А. Парамоновой. М.: МИПКРО, 1994. — С. 54−57.
  149. О дошкольном воспитании //Правда. 1935. — 28 марта.
  150. А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Дис. докт. псих. наук. Якутск, 1988. — 569 с.
  151. В.Б. Личность и социальные ценности /Социология в СССР. М.: Мысль, 1966. — Т.1. — С.470−530.
  152. Организующие моменты (по программе детского сада). Проект. -Ташкент: Госиздат УзСССР, 1933. 140 с.
  153. Патриотическое воспитание дошкольников /Сост. Л.А.Кондрыкин-ская. -М., 1996.-28 с.
  154. С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1986. — 96 с.
  155. Л.И. К постановке проблемы социализации ребенка дошкольного возраста //Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду: Межвуз. сб. науч. трудов. Пермь: ПГПИ, 1983. — 208 с.
  156. Т.А. Развитие коммуникативно-речевых способностей дошкольников //А.В.Запорожец и современная наука о детях: Тезисы конф., поев. 90-летию А. В. Запорожца. Москва: МИПКРО, 1995.- С.52−54.
  157. Н.Н. Методы умственного воспитания в детском саду //Дошкольное воспитание. 1973. — № 9. — С.32.
  158. Н.Н. О развитии элементарных форм мышления в дошкольном возрасте. Душанбе, 1973. — 71 с.
  159. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Просвещение, 1977.- 272 с.
  160. Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1995. — 48 с.
  161. С.И. Проблема происхождения и функционирования понятия ценности в социологи //Социологические исследования. 1979. — № 3. — С.35−44.
  162. И.М. Ценностные представления и «парадоксы» самосознания //Социологические исследования. 1984. — № 4. — С.29−36.
  163. О.М. Развитие творческой активности дошкольников на материале юмористических произведений //Воспитание личности дошкольников: Сб. науч. тр. /Отв. ред. Е. А. Тарханова. Нижневартовск: НПИ, 1993.-94 с.
  164. Программа воспитания в детском саду. Проект. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 160 с.
  165. Программа воспитания в детском саду. М.: Учпедгиз, 1962. — 191 с.
  166. Программа воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1964. -190 с.
  167. Программа воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1969. -176 с.
  168. Программа воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1971. -176 с.
  169. Программа воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1972. -173 с.
  170. Программа воспитания в детском саду. Душанбе, 1973. — 210 с.
  171. Программа воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1976. -173 с.
  172. Программа воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1978. -160 с.
  173. Программа воспитания в детском саду. Проект. М.: Просвещение, 1982.-204 с.
  174. Программа воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1982. -160 с.
  175. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. А. М. Васильева. М.: Просвещение, 1985. — 174 с.
  176. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. А. М. Васильева. М.: Просвещение, 1987. — 192 с.
  177. Программа воспитания и обучения в детском саду. Ташкент: Уки-тувги, 1988. — 256 с.
  178. Программа воспитания и обучения в детском саду. Минск: Народная асвета, 1989. — 200 с.
  179. Программа воспитания и обучения в детском саду. Фрунзе: Мектеп, 1989.- 350 с.
  180. Программа воспитания ребенка-дошкольника. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1995. — 231 с.
  181. Программа работы дошкольных учреждений (по видам деятельности). Проект. M.-JI.: Наркомпрос РСФСР, Учпедгиз, 1932. -112 с.
  182. Программы и внутренний распорядок детского сада. М.-Л.: ОГИЗ Учпедгиз, 1934. — 174 с.
  183. Программы и внутренний распорядок детского сада. М.-Л.: Наркомпрос РСФСР Ориз Учпедгиз, 1935. — 176 с.
  184. Г. Н. Систематическая деятельность как фактор формирования всесторонних и гармонических ценностных ориентаций школьника: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1979. — 17 с.
  185. В.Я. Русская сказка. Л., 1984. — 25 с.
  186. Е.И. Ознакомление детей с окружающим //Дошкольное воспитание. 1969. — X? 4. — С.37−43.
  187. Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада /Т.Н.Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.- сост. Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 1994. — 208 с.
  188. О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные песни. -М.: Владос, 1995.-296 с.
  189. JI.E. За коммунистическое воспитание дошкольника. М., 1930. -60 с.
  190. Родной край /Р.И.Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова: Под ред. С. А. Козловой. М.: Просвещение, 1990. — 176 с.
  191. C.JI. Бытие и сознание. О месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений мира. М.: АН СССР, 1957. — 328 с.
  192. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-416 с.
  193. Руководство для воспитателя детского сада. М.: Наркомпрос РСФСР, 1939.- 119 с.
  194. Руководство для воспитателя детского сада. Устав детского сада. -М.: Учпедгиз, 1945. 168 с.
  195. Руководство для воспитателя детского сада. М.: Гос. уч. пед. изд. Мин. прос. РСФСР, 1953. — 170 с.
  196. Руководство для воспитателя детского сада. Печ. с изд. Учпедгиз 1953. Минск, Учпедгиз БССР, 1954. — 170 с.
  197. Р.А. Особенности восприятия смешного детьми дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1972. — 24 с.
  198. Х.И. Влияние образцов устного народного творчества на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Баку, 1990. — 16 с.
  199. Н.Ф., Ядэшко В. И. Народные пословицы как средствовоспитания основ патриотизма у старших дошкольников //Воспитание умственнй активности у детей дошкольного возраста: Сб. науч. трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983. — 179 с.
  200. И.М. Избранные произведения. М.: Учпедгиз, 1953. — 106 с.
  201. В.А. Теоретико-методологические основы педагогики ненасилия //Гуманистические традиции воспитания в России на ненасильственной основе (история, теория, практика): Тезисы докл. X регион, науч.-практ. конф. Нижний Новгород, 1996. — С.3−4.
  202. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-С.935.
  203. Р., Генина А. Образовательная телевизионная программа «Улица сезам» //Дошкольное воспитание. 1996. — № 10. — С.2−4.
  204. А.В. О методике организации занятий //Дошкольное воспитание. 1929. — № 2. — С.20−26.
  205. А.В. Будем готовы //Дошкольное воспитание. 1929. — № 3.-С.8−11.
  206. Э.К. Интернациональное воспитание дошкольников //Дошкольное воспитание. 1972. — № 8. — С.38−45.
  207. Э.К. Интернациональное воспитание детей старшего дошкольного возраста (7-ой год жизни): Дис.. канд. пед. наук. М., 1974.-214 с.
  208. Э.К. Патриотическое и интернациональное воспитание /Воспитание в игре /Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. М.: Просвещение. 1983. — 192 с.
  209. Э.К. Общение с детьми разных национальностей важнейшее средство интернационального воспитания //Дошкольное воспитание. — 1990. — № 6. — С. 11−14.
  210. Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения. М.: А.П.О., 1994. — 80 с.
  211. Э.К., Арысбаева А. А. Юмор фольклорных произведений в воспитании добрых чувств к людям ближайшего национального окружения //Проблемы дошкольного образования: Межд. науч.-практ. конф. М.: НКЦ «Университет», 1994. — С. 113−116.
  212. А.Г. Взаимосвязь речетворчества и умственного развития //Умственное воспитание детей дошкольного возраста /Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1984. — 207 с.
  213. .М. Психология вопросов художественного воспитания //Советская педагогика. 1946. — № 6. — С. 101−102.
  214. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. Р. А. Курбатовой, Н. Н. Поддьякова. М.: Просвещение, 1984. — 175 с.
  215. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. Р. А. Курбатовой, Н. Н. Поддьякова. Каунас: Швиеса, 1988. — 192 с.
  216. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. Алма-Ата: Мектеп, 1989. 228 с.
  217. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении //Дошкольное воспитание. 1995. — № 10. — С.2−7.
  218. В.П. О ценностях жизни и культуры. JI.: ЛГУ, 1960. -156 с.
  219. Тугаринов В. П. Марксистская философия и проблема ценности
  220. Проблемы ценности в философии. M.-J1.: Наука, 1966. — С.15−16.
  221. Умственное воспитание детей дошкольного возраста /Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1984. — 207 с.
  222. А.П. Устное народное творчество в детском саду. М.: Учпедгиз, 1947. — 72 с.
  223. А.П. Русское народное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1972. — 78 с.
  224. О.Н. Культура деятельности ребенка среднего дошкольного возраста /Формирование первоначальных основ социальной активности у детей дошкольного возраста: Сб. науч. трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984. — 190 с.
  225. Г. А., Афонькина Ю. А. Как я расту: Советы психолога родитялям. М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. — 111 с.
  226. К.Д. Родное слово. Собр. соч., В 11-и т. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР. 1948. Т.2. — С.554−574.
  227. К.Д. Собр. соч., В 11-й т. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.-Т.5.-С.299.
  228. К.Д. Собр. соч., В 11-и т. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.-Т.6.-С.300.
  229. С.Я. За интернациональное воспитание в дошкольных учреждениях //Дошкольное воспитание. 1932. — № 3. — С.35−42.
  230. С.Я. Элементарное знакомство детей с жизнью других национальностей //Дошкольное воспитание. 1934. Методический сборник № 2. — С.58−67.
  231. В.М. Сказка в детском саду //Дошкольное воспитание. -1951. № 3. — С.29−39.
  232. В.М. Что и как рассказывать и читать дошкольникам. -М.: Просвещение, 1955. 208 с.
  233. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. -С.732−733.
  234. Е.А. Праздник в дошкольном учреждении /Дошкольное воспитание. 1929. — № 6. — С.25−31.
  235. Е.А. Обеспечим дошкольные учреждения качественной игрушкой //Дошкольное воспитание. Методический сборник. 1934. -№ 2. — С.50−52.
  236. Е.А. Педагогика народной игрушки /Игра и игрушка /Под ред. Д. В. Менджерицкой. М.: Просвещение, 1973. — С.85−90.
  237. Л.П. Классификация типов ценностных ориентаций по содержанию и носителям //Диалектическое взаимодействие природы и общества. Л., 1976. — С.94.
  238. Р.Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. М., 1984. — 16 с.
  239. Я.И. Значение иследования фольклорных материалов для использования идей народного воспитания в педагогической практике. Доклады АПН РСФСР, 1962. — № 1. — С.43−46.
  240. Р. Нет народа «хуже» и народа «лучше» //Народное образование. 1997. — № 1. — С.82.
  241. Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника /Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. статей /Под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца. М.: МОПК, 1995. — 144 с.
  242. С.А. Особенности формирования профессиональных ценностных ориентаций молодого учителя: Дис.. канд. пед. наук. -Хабаровск, 1996. 252 с.
  243. Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М.: Просвещение, 1993. — 112 с.
  244. М.Ф. Особенности ценностных ориентаций подростков в сфере общения и пути их формирования: Дис.. канд. пед. наук.1. Киев, 1974.- 152 с.
  245. P.M. Дошкольникам о живописи. М.: Просвещение, 1992.- 126 с.
  246. . Воспитание детей в духе мира и мирового гражданства //Универсательное и национальное в дошкольном детстве: Мат. Междун. семинара /Под ред. Л. А. Парамоновой. М.: МИПКРО, 1994.-С. 16−20.
  247. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения: Методич. пособие для педагогов дошкольных учреждений /Автор-составитель М. А. Викулина. Н. Новгород: Нижегородский гуманитраный центр, 1995. 138 с.
  248. Д.Б. Формирование первичных этических инстанций и моральных чувств /Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1971. -560 с.
  249. Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. статей /Под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца. М.: МОПК, 1995. — С.26−44.
  250. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателя детского сада /А.В.Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева /Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
  251. Эстетическое воспитание в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной. -М.: Просвещение, 1985. 207 с.
  252. П.М. Психология чувств детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. 1957. — № 1. — С.8−16.
  253. Е. Игры детей с животными: описание и социализирующие функции //Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: Мат. Межд. науч.-практ. конф. М.: Прометей, 1995. — 4.1. — С.68−69.
Заполнить форму текущей работой