Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Методика преподавания социальных дисциплин: социальная работа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Безусловно, понятно, что открытые социальные учреждения, общественные организации, фонды, различные программы участвуют результативно лишь тогда, когда этой работой занимается не только увлеченный гуманностью, милосердием, благотворительными идеями человек, но личность, которая умеет и делает это дело профессионально. Данная цель и конкретные задачи поставлены и осуществляются нами под… Читать ещё >

Введение. Методика преподавания социальных дисциплин: социальная работа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Закономерность институирования социальной работы на современном этапе в нашем обществе подтверждается мировым опытом, свидетельствующим о том, что процессы развития экономических основ, рыночных отношений и профессионализация социальной работы идут параллельно, находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи.

В связи с этим социальная защищенность человека, различных категорий групп и сообществ может быть достигнута в первую очередь благодаря социальной политике и развитию государственных форм социальной помощи и поддержки населения. Все это приводит к развитию и активизации деятельности социальных служб, учреждений, а также усилению внимания к вопросам профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов в области социальной работы.

В современных условиях происходят качественные психологические изменения и в самом человеке, в его потребностях, интересах, запросах; они приобретают более индивидуальноличностную окраску социокультурного, экономического, национально-этнического, материально-бытового характера. Это также подтверждает острую необходимость развития института социальной работы, профессиональную подготовку и переподготовку профессиональных кадров, специалистов социальной сферы.

За период профессионализации социальной деятельности активно обозначился интерес к проблемам не только становления и развития социальной работы, но и к личности профессионала, его особенностям, качествам и свойствам, его готовности к деятельности и своему развитию. В связи с этим следует отметить исследования последних лет по данным аспектам: С. А. Беличевой, В. Г. Бочаровой, Б. 3. Вульфова, С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой, И. А. Зимней, В. И. Жукова В. В. Колкова, Н. П. Клушиной, И. М. Лаврененко, А. И. Ляшенко, Н. Ф. Масловой, А. В. Мудрика, Т. В. Мухаметзяновой, В. И. Никитина, П. Д. Павленка, А. М. Панова, 3. М. Саралиевой, В. А. Сластенина, Смирновой-Ярской, Л. В. Топчего, В. С. Торохтия, М. В. Фирсова, Б. Ю. Шапиро, Т. В. Целят, Е. И. Холостовой, Т. И. Яркиной и др.

Безусловно, понятно, что открытые социальные учреждения, общественные организации, фонды, различные программы участвуют результативно лишь тогда, когда этой работой занимается не только увлеченный гуманностью, милосердием, благотворительными идеями человек, но личность, которая умеет и делает это дело профессионально. Данная цель и конкретные задачи поставлены и осуществляются нами под руководством автора книги в течение 13 лет: это научный поиск и одновременно практические результаты последователей во многих регионах (Москва, Санкт-Петербург, Ульяновск, Казань, Волгоград, Н. Новгород, Саратов, Екатеринбург, Ставрополь, Барнаул, Самара, Смоленск, Махачкала, Нальчик, Курск и др.).

Следует отметить, что в последние годы в научной и практической деятельности поднимается вопрос: «Какой социальный работник востребован в России — как личность, профессионал?».

Огромный опыт подготовки социальных работников изучается в различных регионах страны. Но вместе с тем этот конкретный вопрос возникает в связи с эффективной разработкой новых стандартов, программ, учебных планов. За этот период в наших российских условиях с учетом социально-экономических, культурно-этнических, демографических и других особенностей развития общества данная проблема встает как в научных кругах, так и общественности.

В настоящее время широкое признание социальной деятельности, социальной работы как средства и локаризатора социальной политики безусловна. Но вместе с тем правомерен вопрос, а кто и какой специалист как личность, профессионал осуществляет сегодня и будет в дальнейшем развивать и совершенствовать главную цель — социальную помощь, поддержку человеку в российском обществе?

Полагаем, что данная проблема актуальна. Но вместе с тем она требует дальнейшего развития в области научных исследований и практики. Динамичность жизни, времени, продолжение научнопрактических исследований за эти годы позволили нам отразить некоторые аспекты обозначенной в данной книге темы.

Объектом нашего исследования выступает система социального образования, профессионального обучения социального работника; предметом — процесс формирования и развития личности социального работника как профессионала в системе многоуровневой подготовки.

Одним из основополагающих методологических принципов в постановке цели и задач выступает антропологический подход. В современных условиях существует практическая необходимость интеграции наук о человеке в единую комплексную дисциплину — человековедение, или антропологию.

В XIX в. Л. Фейербах ввел в философию антропологический принцип: категория человека была обоснована им как главная категория новой философии. Он писал: «Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку». Антропология в понимании Л. Фейербаха есть универсальная наука о человеке, включающая комплекс человековедческих знаний.

В России последователем антропологического принципа в философии был Н. Г. Чернышевский. Наиболее полно и обстоятельно антропологический принцип был реализован М. Шелером в разработанной им философской антропологии. Человек, по М. Шелеру — это существо превосходящее само себя и мир. Человек — принципиально незавершенное существо, открытое для мира, для возможностей действия, способное и вынуждаемое делать выбор.

Для образования эта идея имеет принципиальное значение. Образование — это прежде всего развитие и саморазвитие. Педагогическая деятельность — это деятельность по созданию условий саморазвития, самообразования людей, по обеспечению для них пространства выбора возможностей свободного и творческого действия[1].

В совокупности средств, обеспечивающих гуманизацию общественных отношений, утверждение самоценности, достоинства и уникальности каждого человека, его неотъемлемых прав и свобод, чрезвычайно важная роль принадлежит социальной работе; как социокультурный феномен она отражает демократические традиции общественной жизни, ее обращенность к человеческой личности во всем многообразии ее субъектности и объективности.

Социально-философская, педагогико-антропологическая позиция, признавая множественность связей человека, его разных проявлений, считает актуально важным «сохранить именно самого человека». Это относится, безусловно, не только к клиенту, но и к студенту, социальному работнику. Важно в педагогическом процессе и в самой профессиональной деятельности асоциальная работа «не допустить редукции растворения личности» в любой из своих границ, функций, позиций и т. д. Следует помнить, что человек является предметом не только теоретического познания, человек является и центральным объектом конкретно научно-практического исследования и осмысления. Педагогическая антропология выступает своего рода базовым основанием для построения педагогических теорий, систем и технологий, в том числе и относящихся к социальной работе и к ее субъектам.

В основе всех профессиональных действий социального работника находится человеческая личность. Поэтому главным, стержневым компонентом в профессиональной деятельности — социальная работа выступает осознание ее самоценности.

Определяющая позиция, которой мы стремимся следовать в теории и практике, заключается в следующем: в силу своей фундаментальности, основополагательности жизнь выступает как величайшая ценность человека. Причем особая ценность жизни в этом смысле — жизнь всегда единственна и неповторима. «Человек не выбирает свою жизнь, не меняет ее на другую, он проживает именно ту единственную жизнь, которая ему предопределена. Эта единственность жизни придает ей особую привлекательность и значимость в глазах человека», — отмечал Э. Фромм[2].

Основанием формирования профессионального развития личности, безусловно, выступает окружающий социум, условия и обстоятельства жизни и профессионально адаптированная к личности подготовка специалиста-профессионала, гражданина.

Учебное пособие является в определенном смысле универсальным, так как его можно использовать в различных учебных курсах и предметах: «Введение в специальность», «Теория социальной работы», «Профессионально-этические основы социальной работы» и др. Этот материал представляет авторское видение проблемы: личность социального работника, которая осуществляет сложную, но актуальную проблему — социальную работу с человеком, различными категориями и группами, находящимися в социально-уязвимых условиях и ситуациях.

В результате изучения дисциплин, связанных с профессионально-личностным развитием социального работника, будущие специалисты должны:

знать

основные задачи, закономерности и проблемы профессионально-личностного развития специалиста социальной работы;

уметь

  • • организовать процесс собственного профессиональноличностного развития;
  • • формировать и способствовать личной самоорганизации и самообразованию, способствуя обеспечению высокого уровня социальной культуры профессиональной деятельности специалиста социальной сферы;

владеть

навыками использования принципов профессиональноличностного развития в профессиональной деятельности специалиста социальной сферы, диагностики особенностей личности для реализации профессионально-личностного развития и карьерного продвижения.

Книга представляет различные научные позиции, педагогические методики и технологии, которые поддерживает автор в сотрудничестве с коллегами кафедры, факультета гуманитарных наук и социальных технологий Ульяновского государственного университета. Выражаю им свою признательность.

  • [1] Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995. С. 25—27.
  • [2] Барулин В. С. Основы социально-философской антропологии. М., 2002.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой