Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическое содействие адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе: На материале подготовки педагогов-музыкантов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Управление процессом адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе мы определяем как двухуровневый процесс, осуществляемый на внешнем (организационном) и внутреннем (личностном) уровнях. Организационный уровень заключается в создании необходимых внешних условий реализации потребности студентов в обучении, активизируемой всей организацией учебно-воспитательного процессаличностный… Читать ещё >

Содержание

  • Г л, а в, а I. АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Аксиологический подход как концептуальная основа исследования проблемы адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе
    • 1. 2. Состояние проблемы адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе в педагогической теории и вузовской практике
    • 1. 3. Теоретическое обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективное содействие адаптации студентов младших курсов
  • Ф музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе
  • Выводы по первой главе

Г л, а в, а II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОЕ СОДЕЙСТВИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ.

2.1. Организационные основы опытно-экспериментальной работы.

2.2. Реализация педагогических условий, способствующих адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе, в опытно-экспериментальной работе.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.

Педагогическое содействие адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе: На материале подготовки педагогов-музыкантов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глубокие духовные, политические и социально-экономические преобразования, характерные для всех сфер жизни современной России, развитие рынка труда определяют необходимость опережающего развития системы высшего образования на основах гуманизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса. На первый план выдвигаются вопросы повышения эффективности высшего профессионального образования с точки зрения своевременного удовлетворения потребностей социума, адекватных происходящим в нём изменениям.

Интенсификация образования диктует необходимость полноценного включения студентов в учебно-воспитательный процесс с первого дня их пребывания в вузе. Начальный период обучения специфичен своей напряжённостью, важностью для личностного и профессионального становления, будущего специалиста. Поэтому естественно то внимание, которое уделяется учёными и педагогами-практиками личности начинающего студента, процессу его вхождения в образовательную среду вуза и адаптации в ней.

Занимаясь вопросами планирования и организации учебного процесса, а также педагогической деятельностью в Челябинской государственной академии культуры и искусств, мы пришли к выводу, что в организации профессиональной подготовки студентов существует ряд проблем. Одна из них состоит в том, что учебный процесс на младших курсах осуществляется без учёта специфики ситуации, которая заключается в адаптации студентов к вузовскому обучению. Проведённое исследование показало, что 82% респондентов испытывали на младших курсах трудности адаптации. Наиболее типичные их проявления — отрицательные эмоциональные состояния (тоска, подавленность), неспособность полноценно включиться в учебный процесс. Решение этой проблемы, на наш взгляд, неразрывно связано с необходимостью целенаправленно организованного педагогического содействия, выявления педагогических условий, реализация которых позволит оптимизировать процесс адаптации студентов к обучению в вузе. г.

В науке в настоящее время накоплен значительный фонд знаний, необходимых для постановки и исследования данной проблемы. Как показало изучение научной литературы, адаптация представляет собой целостный биологический, физиологический, психологический, социальный и педагогический процесс, и, в то же время, носит индивидуальный характер, что в значительной мере определяет степень её воздействия на личность студента.

Исследованию проблем адаптации в биологии и физиологии посвящены работы П. К. Анохина, И. П. Павлова, Г. Селье, И. М. Сеченова и др.

Психологические аспекты адаптации человека к различным условиям среды разрабатывались Б. Г. Ананьевым, В. В. Антиповым, Ж. Годфруа, В. В. Гриценко, Э. Ф. Зеером, В. В. Константиновым, В. В. Пархомчук и др.

Вопросы социализации как социальной адаптации рассматриваются в трудах Р. Ф. Ихсанова, Н. Смелзера, О. С. Советовой, Н. С. Южаниной и др.

Проблемы адаптации в педагогике нашли отражение в работах В.М. Ду-гинца, B.JI. Бозаджиева, В. В. Лагерева, Р. Х Махмутовой, JI.A. Носовой, М. Ф. Фатхуллина и др.

В условиях личностно-ориентированной образовательной парадигмы актуализируется роль аксиологии при определении стратегических целей образования в целом. Как показал наш анализ, к разработке целостной теории ценности и отдельных её аспектов обращались в разное время многие учёные: философы, педагоги, психологи, социологи. В частности, труды А. Г. Здравомыслова, М. С. Кагана, В. П. Тугаринова и др. позволяют рассмотреть ценности в социально-философском аспекте.

В ракурсе теории социальной сущности личности проблема ценностей представлена в трудах Б. Г. Ананьева, A.A. Бодалёва, Б. С. Круглова, А. Н. Леонтьева, Р. М. Роговой и других учёных.

В аспекте ценностного основания культуры и образования выстроены концепции аксиологического подхода к культуре и образованию М.Е. Дура-нова, О. В. Лешер, A.M. Саранова, В. А. Сластенина, Л.А. Устиновой-Барановой и других исследователей.

Работы А. Г. Асмолова, В.А. Кан-Калика, A.B. Петровского, К. К. Платонова и др. позволяют рассмотреть ценностный подход к учебной деятельности в контексте теории общения как вида человеческой деятельности.

Управленческие концепции A.M. Баскакова, Т. С. Кабаченко, Ю.А. Ко-наржевского, В. Л. Нестерова, H.A. Потехина, И. Ф. Феклистова и др. позволяют обозначить аксиологическую сущность педагогической позиции в процессе адаптации студентов как педагогическое руководство.

Проблема ценностей нашла отражение также в психологических и психолого-педагогических исследованиях Ф. Н. Апиш, Г. М. Борликова, Т.И. Ев-меновой, A.B. Кирьяковой, Л. В. Похилько, Н. Е. Чуватовой и других авторов, уделивших особое внимание формированию и развитию потребностей, мотивов, устремлений, ценностных ориентации и направленности личности.

Давая общую предварительную оценку состояния проблемы адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе на основе аксиологического подхода, необходимо отметить, что, несмотря на большой интерес исследователей к данной проблеме, до настоящего времени специальные исследования в аспекте специфики профессиональной подготовки педагогов-музыкантов не проводились, а рассматривались лишь её отдельные стороны.

На основе анализа научной литературы, изучения практики работы вузов и колледжей культуры и искусств нами была сформулирована проблема исследования, которая обусловлена противоречием между необходимостью и потребностью в оптимизации процесса адаптации студентов младших курсов, получающих в вузе профессию педагога-музыканта, с одной стороны, и недостаточной теоретической и практической разработанностью организации этого процесса в условиях вуза, с другой. Возникшее противоречие определяется несоответствием между социально обусловленным уровнем требований, предъявляемых к личности и профессиональной деятельности педагога-музыканта, и его недостаточной практической подготовленностью к нейпотребностью вузов культуры и искусств в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении процесса адаптации студентов младших курсов к вузовскому обучению и недостаточной разработанностью педагогических технологий реализации данного процесса.

Актуальность и профессиональная значимость рассматриваемой проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Педагогическое содействие адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе (на материале подготовки педагогов-музыкантов)».

Целью исследования является выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное содействие адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе.

Объект исследования: процесс подготовки студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета вуза культуры и искусств к профессиональной деятельности.

Предмет исследования: адаптация студентов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе на начальном этапе их профессиональной подготовки.

Гипотеза исследования. Педагогическое содействие адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе будет результативным, если:

— в процессе обучения реализуется ценностный потенциал образования;

— организация управления процессом адаптации осуществляется на основе аксиологического подхода;

— осуществляется воспитание у студентов ценностного отношения к традициям вуза как одному из основополагающих факторов их успешного социокультурного развития.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами определены следующие задачи исследования:

1. Охарактеризовать аксиологический подход как концептуальную основу нашего исследования.

2. Уточнить сущность понятий: «адаптация студентов — будущих педагогов-музыкантов к обучению в вузе" — «управление процессом адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе" — «ценностный потенциал учебно-воспитательного процесса».

3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное содействие адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе.

4. Разработать и внедрить научно-методические рекомендации по организации педагогического содействия адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— диалектико-материалистическая теория познания;

— теория деятельности (Б.Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— психологическая теория личности (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.);

— естественнонаучные, социологические и психолого-педагогические концепции адаптации (Б.Г. Ананьев, П. К. Анохин, В. В. Антипов, Р.Ф. Ихса-нов, И. П. Павлов, A.B. Петровский, Г. Селье, И. М. Сеченов и др.);

— ведущие положения теории учебной деятельности (В.В. Давыдов, В. А. Сластенин, Д. Б. Эльконин и др.);

— фундаментальные положения и обобщённые подходы в трактовке ценности в зарубежной философии (В. Виндельбанд, И. Кант, Г. Риккерт, В. Франкл и др.), отечественной философской мысли (В.А. Василенко, О. Г. Дробницкий, М. С. Каган, Н. О. Лосский, В. П. Тугаринов и др.) — в социологии (Р.Ф. Ихсанов, А. И. Кравченко, Н. Смелзер и др.) — в психологии (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, М. Рокич, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл и др.) — в педагогике (A.M. Баскаков, В. П Зинченко, A.B. Кирьякова, В. А. Лекторский, A.M. Саранов и др.);

— ключевые идеи аксиологического подхода к проблеме взаимовлияния образования и культуры (М.Е. Дуранов, A.B. Кирьякова, Л. П. Буева, P.M. Рогова и др.).

Этапы и база исследования. Исследование проводилось в течение семи лет на базе Челябинской государственной академии культуры и искусств. В педагогическом эксперименте приняли участие 183 человека, в том числе 174 студента I—II курсов музыкально-педагогического факультета и 9 преподавателей ЧГАКИ.

Исследование состояло из трёх этапов, на каждом из которых в зависимости от поставленных задач использовались соответствующие методы.

Первый этап (1998 — 1999 гг.) был связан:

— с анализом уровня разработанности проблемы в философской, социологической, психологической и педагогической литературе и диссертационных работах с целью определения методологической и теоретической базы исследования;

— с изучением состояния организации профессиональной подготовки студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета в вузе;

— с анализом учебно-воспитательного процесса подготовки будущих педагогов-музыкантов, учебных планов и содержания учебных программ дисциплин, реализуемых в педагогическом процессе;

— с определением актуальности темы исследования;

— с формулировкой рабочей гипотезы, цели, задач, базы, программы исследования, разработкой понятийного аппарата;

— с началом констатирующего эксперимента.

Основными методами, позволившими определить исходные позиции нашего исследования, на данном этапе явились: научный анализ литературы, имеющегося опыта по проблеме, анкетирование студентов и преподавателей музыкально-педагогического факультета, анализ результатов их работы, констатирующий эксперимент, наблюдение, беседы с педагогами-музыкантами, прогнозирование, анализ документов.

Второй этап (1999 — 2004 гг.) включал решение следующих задач:

— продолжение констатирующего эксперимента и его переход в формирующий;

— координацию, анализ и корректировку деятельности участвующих в эксперименте преподавателей;

— апробацию материалов, полученных в ходе эксперимента.

Ведущими методами, используемыми на данном этапе исследования, явились: формирующий эксперимент, экспертная оценка, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ документов, методы математической статистики.

Третий этап (2004 — 2005 гг.) был посвящен:

— обобщению, систематизации и описанию теоретических положений и практической части исследования;

— формулировке экспериментальных выводов;

— внедрению результатов исследования в практику работы вуза;

— оформлению диссертационного исследования, а также определению перспектив дальнейшей работы над проблемой.

Ведущие методы данного этапа: анализ, обобщение, эксперимент, статистическая обработка количественных показателей, прогнозирование.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Уточнена сущность понятий: «адаптация студентов — будущих педагогов-музыкантов к обучению в вузе" — «управление процессом адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе" — «ценностный потенциал учебно-воспитательного процесса».

Адаптация студентов — будущих педагогов-музыкантов к обучению в вузе нами определяется как трансформированный музыкально-педагогическим мышлением внутренний процесс субординации ценностей личностью, внешнее проявление которого прослеживается в выработке у студентов устойчивых навыков соответствия требованиям, предъявляемым к ним в процессе обучения и воспитания в высшей школе.

Управление процессом адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе мы определяем как двухуровневый процесс, осуществляемый на внешнем (организационном) и внутреннем (личностном) уровнях. Организационный уровень заключается в создании необходимых внешних условий реализации потребности студентов в обучении, активизируемой всей организацией учебно-воспитательного процессаличностный — в целенаправленном систематическом воздействии преподавателя на коллектив студентов в целом и каждого студента в отдельности на основе учёта их индивидуальных личностных особенностей в целях решения задач адаптации через активизацию их потребности в обучении до уровня движущей силы самовоспитания и саморазвития личности.

Под ценностным потенциалом учебно-воспитательного процесса мы понимаем совокупность заключённых в нём ресурсов, способствующих адаптации студентов к обучению в вузе на основе наполнения их представлений позитивным эмоционально-смысловым содержанием, формирования ценностных ориентаций, содействующих осознанию и принятию общекультурных ценностей, а также ценностей профессиональной деятельности.

2. Определён комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное содействие адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе, включающий в себя: а) реализацию в процессе обучения ценностного потенциала учебно-воспитательного процессаб) организацию управления процессом адаптации на основе аксиологического подходав) воспитание у студентов ценностного отношения к традициям вуза как одному из основополагающих факторов их успешного социокультурного развития.

3. Определены критерии и охарактеризованы уровни адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе.

Теоретическая значимость исследования состоит в научном обосновании на основе аксиологического подхода комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное содействие адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в учебный процесс вуза: технологии, обеспечивающей эффективное педагогическое содействие адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вуземетодики диагностирования уровней адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузепрограммы спецкурсов «Введение в академию» и «Основы самообразовательной деятельности" — научно-методических рекомендаций по организации педагогического содействия адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе.

На защиту выносятся:

1) обоснование необходимости педагогического содействия адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе на основе аксиологического подхода;

2) уточнённые понятия: «адаптация студентов — будущих педагогов-музыкантов к обучению в вузе" — «управление процессом адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе" — «ценностный потенциал учебно-воспитательного процесса»;

3) комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное содействие адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов исследования обеспечиваются исходными методологическими положениями, применением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объекта, ссылками на аналогичные методы других исследований, репрезентативностью эмпирических материалов и воспроизводимостью результатовподтверждаются успешным внедрением его результатов в практику работы ЧГАКИ (1999;2005 г. г.). В ходе опытно-экспериментальной работы автор провёл диагностику уровней адаптации студентов совместно с другими специалистами (педагогами, психологами, социологами), участвовал в реализации комплексной программы адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись с 1999 г. посредством публикации его основных положений в печатив виде докладов, выступлений на международных (Челябинск, 2002 г.- Санкт-Петербург, 2003 г.) — межвузовских (Челябинск, 2002, 2003, 2004 г. г.) — внутри-академических (2001;2005 г. г.) научно-практических конференциях, совещаниях-семинарахна занятиях школы молодого исследователя ЧГАКИв процессе педагогической деятельности в качестве старшего преподавателя музыкально-педагогического факультета ЧГАКИв работе в качестве зав. отделом учебно-методического управления академии. Основное содержание исследования отражено в 15 публикациях автора, на которые получены положительные отзывы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературысодержит 17 таблиц и 14 рисунков. Библиографический список включает 224 источника, в том числе 3 работы зарубежных авторов.

4. Выводы, сопровождающие анализ деятельности по завершении каждого из этих этапов, открывают возможность обобщить и систематизировать результаты экспериментальной работы в целом: а) Поисково-копстатирующий этап педагогического эксперимента помог выделить (путём изучения литературы, анализа документации учебно-методического управления и деканата музыкально-педагогического факультета ЧГАКИ) основные противоречия подготовки в вузе педагогов-музыкантов, затрудняющие полноценность их включения в учебный процесс на младших курсах. Это позволило сформулировать проблему и тему исследования, определить его цель, задачи и рабочую гипотезу.

В процессе исследования (путём анкетирования, интервьюирования и бесед) была получена обширная информация о влиянии мотивированности учебной деятельности на адаптацию будущих педагогов-музыкантов к обучению в вузе, о наиболее общих трудностях этого процесса у студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета ЧГАКИ, а также учреждений среднего музыкального образования Челябинска. Специалисты с немалым педагогическим стажем отмечают наблюдаемые ими значительные трудности адаптации первокурсников. Это актуализировало проведение экспериментального исследования.

В целях определения исходного состояния исследуемого процесса у студентов музыкально-педагогического факультета ЧГАКИ, на данном этапе был разработан, теоретически обоснован и апробирован комплекс диагностических показателей и критериев, позволяющих отслеживать уровни адаптации к обучению в вузе у студентов младших курсов. Такими критериями явились:

— деятельностно-результативный, сочетающий показатели сформированное&tradeсистемы учебно-профессиональных знаний и совокупности инструментальных и аналитических учебных умений (обеспечивает диагностику в сфере учебно-познавательной деятельности);

— коммуникативный, отражающий характеристику общения внутри студенческой группы и с преподавателями (предусматривает диагностику в сфере общения);

— интегративно-личностный, свидетельствующий о сформированности ценностных учебно-познавательных ориентаций и мотивационной направленности на освоение профессии (служит для осуществления диагностики в сфере самосознания).

В основу ранжирования критериев была положена четырёхуровневая шкала: высокий (оптимальный), средний (допустимый), низкий (минимальный), отрицательный (дезадаптация), — обеспечивающая возможность поэтапного отслеживания уровней адаптации студентов к обучению в вузе. (Входная диагностика выявила преимущественно низкий её уровень у студентов экспериментальных групп). Разработанная на первом этапе диагностическая методика была использована как сквозная в ходе дальнейшей экспериментальной работы.

На констатирующем этапе эксперимента были выявлены предпосылки (организационные, личностные, дидактические, воспитательные), способные оказать положительное влияние на адаптацию студентов младших курсов к обучению в вузе. На этом же этапе, проанализировав результаты опросов, интервью, бесед и тестов, мы сформулировали окончательные выводы по выявленному комплексу педагогических условий, способствующих успешности адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе. б) Формирующе-корректирующий этап педагогического эксперимента позволил апробировать и диагностически проверить выдвинутый комплекс педагогических условий. Инструментом определения достаточности и полноты этих условий явилась проработка выявленных на констатирующем этапе предпосылок адаптации студентов, обеспечивающая чёткие прогностические ориентиры организации педагогического содействия. в) Контрольно-проектный этап педагогического эксперимента подтвердил эффективность апробированного на предыдущем этапе комплекса педагогических условий адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе.

5. Результаты нашей работы показали, что каждое из выявленных, теоретически обоснованных и экспериментально проверенных педагогических условий, сформулированных в гипотезе, способствует повышению эффективности адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе. Однако комплексная реализация педагогических условий обеспечивает наибольшую результативность процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты нашего теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы по проблеме адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе подтверждают выдвинутую нами гипотезу и служат основанием для следующих выводов.

1. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью успешной социализации и полноценного включения в учебный процесс студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета, обеспечивающих дальнейшую целенаправленную творческую и учебно-познавательную деятельность, а также недостаточной разработанностью проблемы в аспекте специфики профессиональной подготовки педагогов-музыкантов.

2. Доминирование ценностного аспекта в нашем исследовании актуализируется требованием Государственных образовательных стандартов специальностей «Музыкальное образование» и «Народное художественное творчество», реализуемых в учебном процессе музыкально-педагогического факультета, которые, в частности, к основным задачам профессиональной деятельности будущих специалистов относят художественно-эстетическое воспитание детей, подростков и других групп населения, формирование и развитие у них художественно-эстетических потребностей, интересов, вкусов, ценностных ориентаций.

3. Концептуальной основой исследования проблемы явился аксиологический подход, который мы связываем с осмыслением феномена ценности в философии, социологии, психологии, педагогике.

Ретроспективный анализ состояния проблемы ценностей позволил определить основные аксиологические понятия в философской, социологической, психолого-педагогической литературе, главным из которых для нашего исследования является понятие «ценностные ориентации».

Ценностные ориентации мы понимаем как одно из основных структурных образований личности, обусловливающее её направленность, определяющее позицию человека по отношению к многообразным явлениям действительности, играющее главную роль в регуляции социального поведения человека.

4. Междисциплинарность понятия «адаптация» обусловлена характером объективной структуры изучаемого сложнейшего явления — человека. Проблема адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе является частным примером этого многомерного феномена.

В процессе конкретизации аксиологического аспекта понятия «адаптация» в системе учебно-познавательной деятельности будущих педагогов-музыкантов, уточнено его определение как трансформированного музыкально-педагогическим мышлением внутреннего процесса субординации ценностей личностью, внешнее проявление которого прослеживается в выработке у студентов устойчивых навыков соответствия требованиям, предъявляемым к ним в процессе обучения и воспитания в высшей школе.

5. Наряду с аксиологическим аспектом, для нашего исследования значим социальный аспект проблемы, в свете которого основным способом адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды, форм социального взаимодействия и предметной деятельности. Способы осуществления социализации личности (деятельность, общение и самосознание), адаптированные к цели исследования, служат основанием для выделения сфер осуществления адаптации студентов к обучению в вузе: учебно-познавательная деятельностьобщение внутри студенческой группы и с преподавателямисамосознание.

6. В контексте исследования уточнено определение понятия «управление процессом адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе» как двухуровневого процесса, осуществляемого на внешнем (организационном) и внутреннем (личностном) уровнях. Организационный уровень заключается в создании необходимых внешних условий реализации потребности студентов в обучении, активизируемой всей организацией учебно-воспитательного процессаличностный — в целенаправленном систематическом воздействии преподавателя на коллектив студентов в целом и каждого студента в отдельности на основе учёта их индивидуальных личностных особенностей в целях решения задач адаптации через активизацию их потребности в обучении до уровня движущей силы самовоспитания и саморазвития.

6. В исследовании выявлены и структурированы укрупнённые предпосылки (организационные, личностные, дидактические, воспитательные), способные оказать положительное воздействие на процесс адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе.

7. Определены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие эффективности процесса адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе. К этим условиям отнесены:

— реализация в процессе обучения ценностного потенциала образования;

— организация управления процессом адаптации на основе аксиологического подхода;

— воспитание у студентов ценностного отношения к традициям учебного заведения как одному из основополагающих факторов их успешного социокультурного развития.

8. В ходе уточнения сущности и особенностей реализации ценностного потенциала образования произведена их адаптация к сущности и особенностям реализации ценностного потенциала учебно-воспитательного процессав результате выявлено, что под ценностным потенциалом учебно-воспитательного процесса в вузе следует понимать совокупность заключённых в нём возможностей адаптации студентов к обучению на основе наполнения их представлений позитивным эмоционально-смысловым содержанием, формирования ценностных ориентаций личности, содействующих осознанию и принятию общекультурных ценностей, а также ценностей будущей профессиональной деятельности.

9. В исследовании разработана, теоретически обоснована и апробирована диагностическая методика, позволяющая отслеживать уровни адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе по четырёхуровневой шкале в рамках трёх критериев:

— деятельностно-результативного, включающего показатели сформированное&tradeсистемы учебно-профессиональных знаний и совокупности инструментальных и аналитических учебных умений (обеспечивает диагностику в сфере учебно-познавательной деятельности);

— коммуникативного, отражающего характеристику общения внутри студенческой группы и с преподавателями (предусматривает диагностику в сфере общения);

— интегративно-личностного, свидетельствующего о сформированности ценностных учебно-познавательных ориентаций и мотивационной направленности на освоение профессии (служит для осуществления диагностики в сфере самосознания).

10. Научная новизна исследования состоит в следующем:

1) Уточнена сущность понятий: «адаптация студентов — будущих педагогов-музыкантов к обучению в вузе" — «управление процессом адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе" — «ценностный потенциал учебно-воспитательного процесса».

2) Определён комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное содействие адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе, включающий в себя: а) реализацию в процессе обучения ценностного потенциала образованияб) организацию управления процессом адаптации на основе аксиологического подходав) воспитание у студентов ценностного отношения к традициям вуза как одному из основополагающих факторов их успешного социокультурного развития.

3) Определены критерии и охарактеризованы уровни адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе.

11. Теоретическая значимость исследования состоит в научном обосновании на основе аксиологического подхода комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное содействие адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в учебный процесс вуза:

— технологии, обеспечивающей эффективное педагогическое содействие адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе;

— методики диагностирования уровней адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе;

— программы спецкурсов «Введение в академию» и «Основы самообразовательной деятельности»;

— научно-методических рекомендаций по адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе.

Вместе с тем, проведённая работа не исчерпывает всех аспектов совершенствования педагогического содействия адаптации студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета к обучению в вузе. Перспективы дальнейших исследований по проблеме могут быть связаны с определением новых условий, повышающих эффективность осуществления процесса адаптациис разработкой инновационных технологий, обеспечивающих оптимальность внедрения рассмотренных педагогических условий в практику высшей школыс изучением влияния особенностей адаптации студентов к обучению в вузе на результативность их адаптации к дальнейшей профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. В. Формирование профессиональной культуры специалиста в вузе Текст.: монография / В. В. Алимов, У. В. Аристова, И. Г. Безуг-лов и др.- Моск. открытый соц. ун-т. М.: МОСУ, 2003. — 165 с.
  2. , Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста Текст. / Б. Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. -J1.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1969. 338 с.
  3. , Б. Г. Молодой рабочий: формирование ценностных ориентации Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Мысль, 1983. — 222 с.
  4. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1969. 338 с.
  5. , П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса Текст. / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1968. — 547 с.
  6. , В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям Текст. / В. В. Антипов М.: Владос-пресс, 2004. — 173 с.
  7. , Ф. Н. Технологии личностно-ориентированного обучения и мотивация учения Текст. / Ф. Н. Апиш, Н. В. Надеина. Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. — 50 с.
  8. , Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности Текст. / Л. М. Архангельский. М.: Мысль, 1979. — 64 с.
  9. , С. И. Теоретические основы научной организации учебного процесса Текст. / С. И. Архангельский.- М.: Высш. шк., 1975.- 44 с.
  10. , А. Г. Деятельность и установка Текст. / А. Г. Асмолов — МГУ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 150 с.
  11. , А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во ин-та практ. психологии — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 768 с.
  12. , А. Г. XXI век: психология в век психологии Текст. / А. Г. Асмолов//Вопр. психологии. 1999. -№ 1.-С. 3−12.
  13. , Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии Текст. / Н. А. Асташова // Педагогика. 2002. — № 8. — С. 8−13.
  14. , В. Г. Мир живого: системность, эволюция и управление Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1986. — 334 с.
  15. , Ю. К. Оптимизация познавательного процесса Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  16. , Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  17. , А. М. Культура педагогического общения Текст. / А. М. Баскаков. Челябинск: ЧГАКИ, 2002. — 162 с.
  18. , А. М. Психология управления Текст. / А. М. Баскаков. Челябинск: ЧГИК, 1993. — 148 с.
  19. , А. М. Формирование культуры управленческого общения у руководителей и учителей общеобразовательных школ: теория и практика Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / А. М. Баскаков. Челябинск, 1999.-363 с.
  20. , М. М. К философии поступка Текст. / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники, 1985: ежегодник. М.: Наука, 1986. -С. 108−109.
  21. , В. С. Словарь нового педагогического мышления Текст. /
  22. B. С. Безрукова. Екатеринбург: Свердловск, обл. ин-т усовершенствования учителей: Альтерн. педагогика, 1992. — 98 с.
  23. , В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности Текст. / В. А. Беликов — Челяб. гос. пед. ин-т. Челябинск: ЧГПИ, 1995. — 141 с.
  24. , Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики Текст.: курс лекций: в 2 ч. / Д. А. Белухин — Акад. пед. и социал. наук, Москов. психол.-социал. ин-т. -М.- Воронеж: АПСН, 1996.-317 с. (Библиотека школьного психолога).
  25. , Л. В. Аксиология постдипломного образования педагогов Текст.: монография / Л. В. Блинов. 2-е изд., перераб. и доп. — Биробиджан: БГПИ, 2003. — 141 с.
  26. , А. С. Опредмечивание ценности и социологическое познание Текст. / А. С. Богомолов // Социол. исследования. 1975. — № 12. —1. C. 36−41.
  27. , А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности Текст. / А. А. Бодалёв — ЛГУ им. А. А. Жданова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970.- 134 с.
  28. , В. А. Психологические исследования личности профессионала Текст. / В. А. Бодров. М.: Наука, 1990. — 193 с.
  29. , В. Л. Аксиологический подход как фактор адаптации студентов к обучению в вузе Текст.: монография / В. Л. Бозаджиев. Челябинск: Дизайн-Бюро, 2002. — 134 с.
  30. , Г. М. Университет в современном образовательном пространстве: ориентация на личность специалиста Текст.: монография / Г. М. Борликов- Калмыц. гос. ун-т Волгоград: Перемена, 2001. — 345 с.
  31. , Н. Ю. Формирование умений самостоятельного учения у студентов младших курсов педвуза Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. Ю. Бугримова Челябинск, 1999. — 221 с.
  32. , Л. П. Культура, культурология и образование Текст. / Л. П. Буе-ва // Вопр. философии. 1977. — № 2. — С. 72−78.
  33. , К. Я. Педагогический менеджмент Текст. / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров, В. Д. Белиловский. М.: Педагогика, 1991. — 268 с.
  34. , В. А. Ценности и оценка Текст. / В. А. Василенко. Киев: Наук, думка, 1964. — 192 с.
  35. Введение в психологию Текст. / под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: Академия, 1996. 496 с.
  36. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст.: метод, пособие / А. А. Вербицкий. — М.: Высш. шк., 1991.-207 с.
  37. , А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение Текст. / А. А. Вербицкий. М.: Исследов. центр пробл. качества подготовки специалистов, 1999. — 55 с.
  38. , Л. В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя Текст.: монография / Л. В. Вершинина- Самар. гос. пед. ун-т. Самара: Изд-во СГПУ, 2003. — 148 с.
  39. , В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия Текст. / В. Виндельбанд. М.: Наука, 1993. — 123 с.
  40. , Л. С. История развития высших психических функций Текст.: в 6 т. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. — 328 с.
  41. , Г. П. Аксиология: становление и этапы развития Текст. / Г. П. Выжлецов // Социально-полит, журн. 1995. -№ 6. — С. 61−73.
  42. , Г. П. Аксиология: становление и этапы развития Текст. / Г. П. Выжлецов //Социально-полит журн. 1996. — № 1. — С. 86−99.
  43. , С. А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве высшей школы Текст.: монография / С. А. Гапонова. Н. Новгород: НГПУ: Изд-во ВВАГС, 2004. — 197 с.
  44. , А. С. Формирование гражданина. Теория, практика, проблемы Текст. / А. С. Гаязов — Челяб. гос. пед. ин-т. — Челябинск: Факел, 1995. -238 с.
  45. , О. И. Художественные ценности в структуре образа жизни и окружающей среды Текст. / О. И. Генисаретский. — М.: Мысль, 1995.-340 с.
  46. , С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст. / С. И. Гессен. М.: Школа-пресс, 1995. — 447 с.
  47. , В. М. Беседы об управлении Текст. / В. М. Глушков, Г. М. Дробов, В. И. Терещенко. М.: Наука, 1974. — 223 с.
  48. , Т. Левиафан Текст. / Т. Гоббс. М.: Мысль, 1991. — 73 5 с. — (Сочинения: в 2 т. / Т. Гоббс — т. 2).
  49. , С. М. О некоторых причинах стрессовых состояний у первокурсников вуза Текст. / С. М. Годник // Вопросы психологии обучения и воспитания / Воронеж, гос. ун-т. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1976.-240 с.
  50. , С. М. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы Текст. / С. М. Годник, В. А. Клименко. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1974. — 160 с.
  51. , Ж. Что такое психология Текст. / Ж. Годфруа. М.: Мир, 1992. — 592 с. — (Сочинения: в 2 т. / Ж. Годфруа- т. 1).
  52. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства: Специальность 53 000 «Народное художественное творчество» Текст. / Госкомитет РФ по высш. образ. М., 2003. — 41 с.
  53. , М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. -М.: Просвещение, 1977. 136 с.
  54. , В. В. Тренинг оптимизации процесса социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов Текст.: учеб. пособие / В. В. Гриценко, В. В. Константинов. Балашов: Николаев, 2004. — 50 с.
  55. , В. В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  56. , В. В. Учебная деятельность и моделирование Текст. / В. В. Давыдов, А. У. Варданян. Ереван: Изд-во Ереван, ун-та, 1981. — 213 с.
  57. , В. В. Концепция учебной деятельности школьников Текст. / В. В. Давыдов, А. К. Маркова // Возрастная и педагогическая психология: тексты /сост. и коммент. Шуаре Марта О. М.: МГУ, 1992. — С. 8−18.
  58. , Б. И. Эмоции как ценность Текст. / Б. И. Додонов // Обществ, науки.- 1979.-№ 4.-С. 132−136.
  59. , Е. Ю. Формирование культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего учителя Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. Ю. Дробиз. Челябинск, 1999. — 219 с.
  60. , О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия Текст./О.Г. Дробницкий.-М.: Наука, 1967.-189 с.
  61. , В. Н. Экспериментальная психология Текст. / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2000. — 320 с.
  62. , Т. Д. Опросник значимости учебных предметов для профессиональной подготовки будущего специалиста Текст. / Т. Д. Дубовицкая//Психол. журн.-2003.-Т. 24.-№ 5.-С. 103−109.
  63. , В. М. Профессионально-педагогическая адаптация студентовмладших курсов педвузов (теоретический аспект) Текст. / В. М. Дуги-нец- Челяб. гос. пед. ин-т. Челябинск: ЧГПИ, 1987. — 14 с.
  64. , И. М. Адаптация и воспитание гражданственности Текст. / И. М. Дуранов // Вестн. ин-та пед. исследований / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск: ЧГАКИ, 2002. — № 1. — С. 30−34.
  65. , И. М. Педагогика воспитания и развития личности учащегося Текст. / И. М. Дуранов, М. Е. Дуранов, В. И. Жернов — Магнитогор. гос. ун-т. Магнитогорск: МаГУ, 2001. — 356 с.
  66. , М. Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней Текст.: монография / М. Е. Дуранов — Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск, ЧГАКИ, 2002. — 276 с.
  67. , М. Е. Управленческое общение и его педагогическая адаптация Текст. / М. Е. Дуранов, О. В Лешер — Магнитогор. гос. пед. ин-т. — Магнитогорск: МГПИ, 1996. 131 с.
  68. , М. И. Психология высшей школы Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1981.-383 с.
  69. , Т. И. Педагогический механизм формирования познавательного интереса и мотивации учения у обучающихся в вузе Текст.: монография / Т. И. Евменова. СПб.: Нестор, 2003. — 173 с.
  70. , В. И. Культура и образование личности Текст. / В. И. Жернов, М. Е. Дуранов — Магнитогор. гос. пед. ин-т. Магнитогорск: МГПИ, 1998.- 12 с.
  71. , Ю. М. Ценности как детерминантное принятие решения Текст. / Ю. М. Жуков. М.: Наука, 1976. — 136 с.
  72. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст.: принят 10. 07. 1992, ФЭ-3266−1 // Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. — 1996. № 2. — С. 2−6.
  73. , А. Ф. Курс истории русской философии Текст.: учеб. для гуманит. вузов / А. Ф. Замалеев. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Магистр, 1996.-352 с.
  74. , А. С. Образование: философия, культурология, политика Текст. / А. С. Запесоцкий. М.: Наука, 2002. — 456 с.
  75. , А. Г. Потребности. Интересы. Ценности Текст. /
  76. A. Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
  77. , Э. Ф. Психология профессий Текст.: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 280 с.
  78. , В. П. О целях и ценностях образования Текст. / В. П. Зин-ченко // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 3−16.
  79. , К. Педагогическая диагностика Текст. / К. Ингенкамп. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  80. , Р. Ф. Социальные ожидания в структуре адаптации Текст.: учеб. пособие / Р. Ф. Ихсанов. Самара: Изд-во СГПУ, 2004. — 41 с.
  81. , Т. С. Психология управления Текст. / Т. С. Кабаченко. — М.: Роспедагентство, 1997. 324 с.
  82. , М. С. Философская теория ценности Текст. / М. С. Каган. СПб: Петрополис, 1997.-205 с.
  83. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении Текст. /
  84. B. А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  85. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 142 с.
  86. , И. Критика способности суждения Текст. / И. Кант. М.: Мысль, 1966. — С. 161−514. — (Сочинения: в 6 т. / И. Кант — т. 5).
  87. , В. Структурные уровни и определение некоторых категорий, связанных с развитием Текст. / В. Кардашев // Развитие концепции структурных уровней в биологии / АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1972.-С. 208−219.
  88. , А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей Текст.: монография / А. В. Кирьякова. Оренбург, 1996. — 190 с.
  89. , М. В. Обучение на основе целостного личного опыта. Стратегия гуманизации учебного процесса Текст. / М. В. Кларин // Инновац. деятельность образования. 1994. -№ 2. — С. 14, 15.
  90. , Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профес-сиеведа Текст. / Е. А. Климов // Психол. журн. — 1994.-№ 4. — С. 45−52.
  91. , А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства Текст. / А. Г. Ковалёв. М.: Политиздат, 1975. — 272 с.
  92. , А. Г. Психология личности Текст. / А. Г. Ковалёв. М.: Политиздат, 1970. — 283 с.
  93. , Н. Г. Динамика характеристик личности студента Текст. / Н. Г. Кольцова // Психологические проблемы трудовой подготовки учащихся. Психология и высшая школа: материалы 7 съезда Общества психологов СССР. М., 1989. — С. 69−74.
  94. Кон, И. С. Психология ранней юности Текст.: кн. для учителя / И. С. Кон, М.: Просвещение, 1989. — 256 с.
  95. , В. В. Зависимость успешности социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов к новым условиям жизни от типа проживания Текст. /: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / В. В. Константинов. Самара: СГПУ, 2004, — 23 с.
  96. , В. И. Педагогические условия профессиональной адаптациивыпускников индустриально-педагогических техникумов Текст. /: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. И. Кондрух. Челябинск: ЧелГУ, 1992.-22 с.
  97. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года Текст. / М-во образования Рос. федерации // Директор школы. 2002. — № 1.-С. 97−127.
  98. , А. О. Становление социально-нравственной зрелости личности в условиях высшего профессионального образования Текст. /: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. А. Кошелева. Липецк: Академия ФАПСИ, 2001.-21 с.
  99. , А. И. Введение в социологию Текст. / А. И. Кравченко. М.: Просвещение, 1997. — 190 с.
  100. Краткий словарь по социологии Текст. / под общ. ред.: Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М.: Политиздат, 1988. — 477 с.
  101. , Б. С. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьника Текст. / Б. С. Круглов // Психологические особенности формирования личности школьника. М.: Педагогика, 1983. — С. 146−161.
  102. , Т. И. Педагогические основы личностного подхода в обучении студентов высших учебных заведений Текст. /: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 / Т. И. Кузнецова- Моск. гос. открытый пед. ун-т. — М., 2002.-51 с.
  103. Культурология. XX век Текст. СПб.: Университет, кн.- ООО «Алетейя», 1998. — 447 с. — (Энциклопедия: в 2 т. — т. 2).
  104. , Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях Текст.: [пер. с англ.] / Д. Кэмпбелл.- М.: Прогресс, 1980.-391 с.
  105. , В. В. Содержание процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе Текст. / В. В. Лагерев // Материалы науч.-метод. конф. Брянск, 1990. — С. 7, 8.
  106. , В. А. Философия, культура, образование (материалы «круглого стола») Текст. / В. А. Лекторский, И. В. Бестужев-Лада, В. С. Сте-пин // Вопр. философии. 1999. — № 3. — С. 3−23.
  107. , А. Н. Избранные психологические произведения Текст.: в 2 т. Т. 2. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — 304 с.
  108. , Д. А. Жизненный мир человека и проблема ценностей Текст./ Д. А. Леонтьев // Психолог, журн. 1992. — № 2. — С. 13−19.
  109. , Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Мысль, 1992. — 120 с.
  110. , Д. А. Системносмысловая природа и функция мотива Текст. / Д. А. Леонтьев // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1993. — № 2. — С. 46−54.
  111. Леонтьев, Д А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции Текст. / Д. А. Леонтьев // Вопр. философии. -1996.-№ 4.-С. 24−31.
  112. , О. В. Интерсоциальное образование студенческой молодёжи: теория и практика Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / О. В. Лешер. Челябинск, 1997. — 326 с.
  113. , Н. И. Развитие творческой личности студента Текст. / Н. И. Липе // Инновационные процессы в образовании и педагогическом изобретательстве: сб. науч. тр. / Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск, 1996. — С.160.163.
  114. , О. М. Коммуникативный подход к развитию сферы саморегуляции студентов в процессе обучения Текст. /: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. М. Локша. Калининград, 2002. — 22 с.
  115. , Н. О. Условия абсолютного добра Текст. / Н. О. Лосский. -М.: Политиздат, 1991. 235 с.
  116. , Т. В. Понятие ценности в буржуазной социологии Текст. / Т. В. Любимова // Социол. исследования. 1970. -№ 5. — С. 61−76.
  117. , А. С. Педагогическая поэма Текст. / A.C. Макаренко. М.: Педагогика, 1984. — 511 с. — (Педагогические сочинения: в 8 т.- т. 3).
  118. , А. С. Проблемы школьного советского воспитания Текст.: лекции / А. С. Макаренко // Педагогические сочинения: 8 т. / А. С. Макаренко. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. — С. 123−203.
  119. , А. Г. Общая психология Текст. / А. Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2000. — 592 с.
  120. , М. К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке Текст. / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский — под общ. ред. Ю. П. Сенокосова. — М.: Язык рус. культуры, 1999. 216 с.
  121. , С. И. Эмоции и ценности в начальном образовании Текст. / С. И. Маслов // Magister. 1999. -№ 6. — С. 84−95.
  122. , А. Дальние пределы человеческой психики Текст.: [пер. с англ.] / А. Маслоу. СПб.: Евразия, 1997. — 410 с.
  123. , А. Мотивация и личность Текст.: [пер. с англ.] / А. Маслоу. -СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
  124. , Р. К. Психологическое сопровождение адаптации подростков к инновационным условиям обучения Текст./: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07/ Р. К. Махмутова. Казань: КГУ, 2004 — 20 с.
  125. , В. С. Психология индивидуальности Текст. / В. С. Мерлин. — М.: Ин-т практической психологии — Воронеж: МОДЭК, 1996. 448 с.
  126. Методология и методика формирования ценностного, предметно-конкретного подхода к историко-педагогическим исследованиям Текст. / Рос. акад. образования, Ин-т теории образования и педагогики- под общ. ред. 3. И. Равкина. М.: Академия, 2003. — 237 с.
  127. , В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике Текст. / В. И. Михеев. М.: Высш. шк., 1987.
  128. , Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе Текст.: [пер. с англ.] / Дж. Морено. М.: Иностр. лит., 1958. -290 с.
  129. , В. Н. Психология отношений Текст.: избр. психол. тр. / В. Н. Мясищев. — Москва: Ин-т практ. психологии — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-356 с.
  130. , Ш. А. Установка и деятельность Текст. / Ш. А. Нади-рашвили. Тбилиси: Мецниереба, 1987. — 362 с.
  131. , Р. С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики Текст. / Р. С. Немов. -М.: Владос, 2001. 640 с. — (Психология: в 3 кн.- кн. 3).
  132. , В. JI. Методологические основы управления высшим учебным заведением Текст. / В. JI. Нестеров, С. И. Радченко- Рос. акад. наук, ВИНИТИ. М.: ВИНИТИ, 2004. — 148 с.
  133. , И. Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалиста в вузе Текст. / И. Н. Нечаев. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1985. — 113 с.
  134. , JI. А. Эмоциональная включённость личности в процесс образования Текст. / JI. А. Носова // Педагогические аспекты профессиональной деятельности / под ред. В. И. Сомова.- М.: Прогресс, 1998 С.18−27.
  135. , К. О. Психологическая теория строения и формирования личности Текст. / К. О. Обуховский // Психология формирования и развития личности / под общ. ред. В. И. Скворцова. М.: Педагогика, 1981. -С. 45−67.
  136. Образ жизни современного студента Текст.: социол. исследование / отв. ред. В. Т. Лисовский.-JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981.-206 с.
  137. , С. И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М.: Рус. яз., 1990.-750 с.
  138. , Е. В. Коммуникативные умения в структуре деятельности студентов на уроке в период педагогической практики Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Орлова Е. В. Иваново, 1979. — 190 с.
  139. Основы математической статистики Текст.: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / под ред. B.C. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990.-176 с.
  140. , И. П. Мозг и психика Текст. / И. П. Павлов. М.: Ин-т практ. психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с.
  141. , В. В. Изменения адаптационных характеристик личности после воздействия витальной угрозы Текст. /: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 / В. В. Пархомчук. СПб, 2004. — 19 с.
  142. Педагогика и психология высшей школы Текст. / отв. ред. С. И. Самы-гин. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 544 с.
  143. , С. А. Педагогика Текст.: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, — под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 1998. — 512 с.
  144. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Ба-банский, В. А. Сластенин, H.A. Сорокин [ и др.] - под ред. Ю. К. Бабан-ского. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  145. , А. В. Социальная психология коллектива Текст. / А. В. Петровский, В. В. Шпалинский. М.: Просвещение, 1978. — 173 с.
  146. , К. К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986.-256 с.
  147. , С. И. Проблема ценности в марксистской философии Текст. / С. И. Попов // Философ, науки. 1982. — № 5. — С. 48−59.
  148. , Н. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников Текст. / Н. Н. Поспелов, И. Н. Поспелов. М.: Педагогика, 1989.-152 с.
  149. , М. М. Как развивать педагогическое мастерство Текст. / М. М. Поташник. М.: Знание, 1987. — 78 с.
  150. , Н. А. Механизм комплексного управления подготовкой специалистов в вузе Текст. / Н. А. Потехин, А. Л. Анисимов- Рос. акад. наук, Ур. отд-ние, Ин. т экономики Екатеринбург: УрО РАН, 2004. — 55 с.
  151. , Л. В. Аксиологические основы педагогической системы П. П. Блонского Текст. /: автореф. дис.. канд пед. наук: 13.00.01 / Л. В. Похилько. Пятигорск, 2003. — 20 с.
  152. Практическая психодиагностика Текст.: методики и тесты / ред.- сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998. — 672 с.
  153. , П. А. Психологические особенности адаптации студентов нового приёма к обучению в вузе Текст. / П. А. Просецкий // Комплексная проблема профориентации, адаптации и повышения квалификации кадров / сост. О. Е. Симонов. Минск, 1976. — С. 24−48.
  154. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов Текст. / подгот. В. И. Брудный [и др.] - НИИ высш. шк. М.: Отдел науч. информации НИИВШ, 1976. — 44 с.
  155. Психологические тесты Текст.: в 2 т. Т. 1 / под ред. А. А. Карелина. — М. :ВЛАДОС, 2001.-312 с.
  156. Психологический словарь Текст. / под ред.: В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  157. , Б. У. Стандарты и тесты в образовании Текст. / Б. У. Радио-нов, А. О. Татур. М.: Педагогика-Пресс, 1995. — 48 с.
  158. , А. А. Социология Текст. / А. А. Радугин, К. А. Радугин. М.: Центр, 1999.-160 с.
  159. Развитие профессиональных ценностных ориентаций учителя в системе повышения квалификации Текст. / под ред. А. Р. Родионова. Смоленск: Облает, ин-т усовершенствования учителей, 1996. — 165 с.
  160. , Г. Философия истории Текст. / Г. Риккерт.- СПб., 1908.-100 с.
  161. , Р. М. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентации личности Текст. / Р. М. Рогова. М.: РАО, 1996. — 211 с.
  162. , К. Клиентоцентрированная терапия Текст.: [пер. с англ.] / К. Роджерс. М.: Рефлбук, Киев: Ваклер, 1997. — 320 с.
  163. , Н. С. Философия гуманитарного образования Текст. / Н. С. Розов. М.: Мысль, 1993. — 167 с.
  164. , Н. С. Ценности гуманитарного образования Текст. / Н. С. Розов // Высшее образование в России. 1996. -№ 1. — С. 85−89.
  165. Российская педагогическая энциклопедия Текст.: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — Т. 1,2.
  166. Российская социологическая энциклопедия Текст. / под общ. ред. Г. В. Осипова. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. — 672 с.
  167. , Б. С. Студент глазами социолога Текст. / Б. С. Рубин, Ю. А. Колесников. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов гос. ун-та, 1968. — 277 с.
  168. , С. JI. Основы общей психологии : в 2 т. Т. 2. / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 205 с.
  169. , Г. Б. Готовы ли выпускники школы к продолжению образования? Текст. / Г. Б. Рычкова // Сов. педагогика. 1990. — № 9. — С. 32−37.
  170. Рядом с Н. И. Вавиловым Текст.: сб. воспоминаний / под ред С. О. Сергеевой. М.: Сов. Россия, 1963. — 222 с.
  171. , А. М. Аксиологические основы российской педагогической науки и практики Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Саранов, С. В. Куликов- Волгогр. гос. пед. ун-т, Каф. педагогики Волгоград: Перемена, 2003. — 184 с.
  172. , Г. Стресс без дистресса Текст. / Г. Селье. Рига: Балтике, 1992. -109 с.
  173. , А. В. К проблеме целостности личности в работах отечественных и зарубежных исследователей Текст.: монография / А. В. Семченко, Т. Г. Бортникова- Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. — Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001.-94 с.
  174. , И. М. Психология поведения Текст. / И. М. Сеченов. М.: Ин-т практ. психологии — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 320 с.
  175. , В. А. Введение в педагогическую аксиологию Текст.: учеб. пособие для студентов вуза / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. — М.: Academia, 2003.- 185 с.
  176. , В. А. Педагогика. Инновационная деятельность Текст./ В. А. Сластенин, В. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  177. , Н. Социология Текст. / Н. Смелзер.- М.: Феникс, 1994.- 687 с.
  178. Смирнова, 3. В. Университетская гуманитарная среда как условие воспитания личности будущего специалиста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / 3. В. Смирнова- Сарат.гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 2001. — 28 с.
  179. Советский энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 1630 с.
  180. , О. С. Инновации: трудности и возможности адаптации Текст. / О. С, Советова- С.-Петерб. гос. ун-т. СПб.: Изд-во С.-Петрб. ун-та, 2004.-253 с.
  181. Современный словарь иностранных слов Текст. / под ред. JI. Н. Комаровой. СПб.: Дуэт, 1994. — 752 с
  182. Социология Текст. / под ред. В. Н. Лавриненко. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 349 с.
  183. , А. И. Основы педагогического мониторинга Текст. / А. И. Су-бетто, В. В. Чекмарёв. Кострома: КГПУ. — 1996. — 178 с.
  184. Творческий подход к обучению в высшей школе: Материалы междунар. науч.- практ. конф., 3−4 окт. 2001 г., г. Владимир Текст. / Владимир, гос. ун-т. Владимир: Владимир, гос. ун-т, 2002. — 196 с.
  185. , Б. М. Способности и одарённость Текст. / Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1985. — С. 15−41. — (Избр. тр.: в 2 т.- т. 1).
  186. , У. Методологические заметки (1918) Текст. / У. Томас, Ф. Зна-нецкий // Американская социологическая мысль. М.: Мысль, 1993. -С. 343−351.
  187. , В. П. О ценностях жизни и культуры Текст. / В. П. Тугаринов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. — 156 с.
  188. Тюмасева, 3. И. Метатеория образования Текст.: монография / 3. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша. СПб.: МАНЭБ, МИНПИ, ИЗиЭЧ, 2004.-414 с.
  189. , Д. Н. Основные положения теории установки Текст. / Д. Н. Узнадзе // Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд-во Тбил. гос. ун-та, 1961. С. 5−43.
  190. Устинова-Баранова, Л. А. Аксиологические проблемы образования Текст.: учеб.-метод. пособие к спецкурсу / Л. А. Устинова-Баранова- Хабар, гос. пед. ун-т. Хабаровск, Изд-во ХГПУ, 2003. — 167 с.
  191. , М. Ф. Воспитание специалиста Текст. / М. Ф. Фатхуллин. — Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1990. 148 с.
  192. , И. Ф. Инновационное управление качеством вузовских ресурсов: методология и методы Текст. / И. Ф. Феклистов- С.-Петерб. гос. ун-т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 224 с.
  193. Философия Текст. / под ред. В. П. Кохановского. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.-476 с.
  194. Философский энциклопедический словарь Текст. / ред. кол.: С. С. Аве-ринцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичёв [и др. ] М.: Сов. энцикл., 1989.- 1500 с.
  195. , Ф. Р. Социология образования Текст. / Ф. Р. Филиппов. -М.: Наука, 1980.-197 с.
  196. , В. В поисках смысла Текст.: сборник / В. Франкл — общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  197. , В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл. М.: Прогресс, 1991.-367 с.
  198. , К. М. Культурология Текст.: энцикл. словарь / К. М. Хо-руженко. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 640 с.
  199. , Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение Текст. / Л. Хьелл, Д. Зиглер СПб.: Питер Пресс, 1997 — 608 с.
  200. , В. И. Дидактика высшей школы : История и соврем, проблемы Текст. / В. И. Черниченко. М.: Вуз. кн., 2002. — 135 с:
  201. , О. И. Формирование методических умений будущих учителей в процессе работы над задачей в курсах математических дисциплин педвуза Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. И. Чикунова. -Екатеринбург, 1998. 165 с.
  202. , Н. Е. Проблема ценностей в педагогической науке Текст.: учеб. пособие/ Н. Е. Чуватова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. -91 с.
  203. , Р. X. Барьер как категория и его роль в деятельности Текст. / Р. X. Шакуров // Вопр. психологии. 2001. — № 1. — С. 3−18.
  204. , Р. X. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив Текст. / Р. X. Шакуров. — М.: Просвещение, 1990. 208 с.
  205. , О. В. Формирование профессионального статуса будущего учителя в период его обучения в вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08/ О. В. Шепелева- Магнитогор. гос. ун-т. Магнитогорск, 2002. -174 с.
  206. , JT. В. Профессионально-ориентированная учебная направленность математической подготовки учителя Текст. / JT. В. Шкерина // Межвуз. сб. науч. трудов / под ред. И. С. Зорина. М., 1992. — С. 18−22.
  207. , Б. Д. Психология формирования личности и проблемы обучения Текст. / Б. Д. Эльконин. М.: Педагогика, 1980. — 146 с.
  208. Энциклопедия профессионального образования Текст.: в 3 т. Т. 1 / Рос. акад. образования. М.: Ассоц. «Проф. образование», 1998. — 568 с.
  209. , Н. С. Социокультурная адаптация в межэтнических взаимодействиях Текст. / Н. С. Южанина, М. А. Южанин. М.: МИИТ, 2004. -78 с.
  210. , В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности Текст. / В. А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии / сост. Е. О. Ершова. -М.: Наука, 1975. С. 46−61.
  211. , Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Н. М. Яковлева. Челябинск, 1992. — 403 с.
  212. Parry, R. General Theory of Value / R. Parry. Los Angeles, 1958.-201 p.
  213. Rokeach, M. Beliefs, attitudes and values / M. Rokeach.- N.Y., 1968 156 p.
  214. Schwartz, H. Toward a Theory of the Universal Content and Structures of Values: Extensions and Cross-Cultural Replications / H. Schwartz, W. Bilsky // J. of Personality and Social Psychology. 1990. — Vol. 5. — P. 49−54.
Заполнить форму текущей работой