Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование ценностных ориентаций студентов в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определены и экспериментально проверены педагогические условия формирования ценнностных ориентаций студентов в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа: дифференциация и индивидуализация формирования ценностных ориентаций в деятельности студентовосуществление личностно ориентированного подхода в формировании ценностных ориентаций студентов с учетом уровней… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы формирования ценностных ориентации в педагогической теории и практике
    • 1. 1. Теория ценностных ориентаций в философской, педагогической, психологической, социологической литературе
    • 1. 2. Ценностные ориентации студентов в современных условиях
    • 1. 3. Модель формирования ценностных ориентаций современных студентов
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций студентов в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа
    • 2. 1. Содержание деятельности по формированию ценностных ориентаций студенческой молодёжи в образовательном процессе
    • 2. 2. Формирование ценностных ориентаций студентов во внеаудиторной деятельности
    • 2. 3. Личностно ориентированный подход к формированию ценностных ориентаций студентов
  • Выводы по второй главе

Формирование ценностных ориентаций студентов в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На рубеже III тысячелетия в российском обществе происходит сложнейшая переоценка ценностей. Кризисность и противоречивость социальной ситуации в России обусловлены не только внутренними импульсами к созданию демократического строя и возвратом страны в общие рамки цивилизованного развития через реформирование экономических, политических, информационных, духовных и других сторон жизни, но и общемировыми тенденциями перехода в новую фазу жизни. Современная социокультурная трансформация России разворачивается на фоне общецивилизационного кризиса, и культурно-цивилизационный прогресс возможен лишь при радикальной смене бытующих ныне технологий, форм жизнедеятельности и форм самоорганизации общества, а значит, переориентации в содержании и соотношении жизненных ценностей, ставших привычными для взрослых и молодых людей.

Нестабильное состояние российского общества определило кризис образования. На постсоветском пространстве самопроизвольно реализуются идеи децентрализации управления и многообразия типов образовательных учреждений, идет вынужденная коммерциализация в системе начального, среднего и высшего профессионального образования, поскольку отсутствует необходимая бюджетная поддержка. Набирает силу так называемый «рыночный» тип образовательной системы, который строится на расширении образовательных услуг для удовлетворения потребностей заказчика, в зависимости от его социальных притязаний и финансовых возможностей. Единого образовательного пространства в России уже не существует. Как следствие, ценность образования в глазах общества и, прежде всего, молодежи претерпевает значительную девальвацию.

В сегодняшней социально-экономической обстановке с особой силой выдвигаются на передний план вопросы развития образования, направленные на гуманизацию всех звеньев системы обучения и воспитания подрастающего поколения. Это происходит в силу того, что образование выступает основным фактором обеспечения необходимого обновления уклада жизни и становления демократического общества в России. Принципы гуманистического характера образования сформулированы в Законе Российской Федерации «Об образовании», который выражает государственную политику в области образования и воспитания.

В новых условиях приоритетной является роль учителя: «Именно учителю, то есть человеку, способному передавать эстафету знаний и культуры во всем многообразии его деятельности, предстоит в новой цивилизации ведущая роль. Еще раз: не политику, генералу и даже ученому, а учителю предстоит стать центральной фигурой наступающей эпохи.» (86,с. 13).

Каким должен быть учитель сегодня? Какими жизненными ориентирами он должен обладать, чтобы способствовать передаче из поколения в поколение гуманных, высоконравственных ценностей?

Проблема кадрового обеспечения системы образования связана с процессом формирования личности в целом. В течение многих лет в России мировоззрение определялось в соответствии с господствовавшей идеологией, государственными программами, в результате чего были утрачены личностно ориентированные ценности. В настоящее время в стране активно идет процесс становления новых жизненных ценностей, и плюрализм в обществе порождает изменения в формировании мировоззрения. В современных условиях разностороннее развитие личности при едином для всех мировоззрении не оправдывает себя: молодежь либо предпочитает новые ценности, либо не видит новых жизненных ориентиров.

Ситуация осложняется еще и тем, что социализация подрастающего поколения проходит в принципиально других условиях, чем социализация их родителей, поэтому жизненный опыт последних далеко не всегда может помочь их детям. Большинство родителей переживает острый кризис ценностных представлений, поэтому в родительских установках преобладает ориентация на конформистские ценности: умение вести себя на людях, честность, аккуратность, послушание родителям, хорошая учеба и в значительно меньшей степени — на развитие внутренних регуляторов поведения: ответственности, чуткости и внимания к людям, любознательности, самоконтроля. Взрослым кажется, что сегодня плохие качества превалируют над хорошими: умные и честные проигрывают перед жадностью, злостью и непорядочностью, и зачастую сами родители готовы предложить ребенку выбор: быть жадным, жестоким, непорядочным, но успешным, или умным, честным, но заведомо согласившимся на роль социального аутсайдера. В этой ситуации молодые люди становятся в высшей степени зависимыми от окружения, что в условиях нестабильного российского общества значительно повышает вероятность девиантного поведения молодежи.

Как следствие, в молодежной среде отчетливо проявляются мировоззренческая индифферентность, пассивность, жестокость. «Общие свойства юношеской психологии, конечно, не изменились. Но они по-разному проявляются в конкретных социальных условиях» (62, с.4), — в соответствии с этим утверждением И. С. Кона можно считать, что в настоящий период реформирования социально-экономических структур государства, общественных ломок происходят существенные изменения в формировании личности современного молодого человека.

При этом процесс воспитания пребывает в хаотическом состоянии. Новое время еще не выработало устойчивых норм и ценностей: в образовательных учреждениях все еще используются старые программы и учебники, преподают люди, чувствующие себя потерянными и неуверенными в нынешней ситуации. В обществе реально функционирует новая, сложившаяся система ценностей, а цели воспитания не соответствуют существующим реалиям, что приводит к непредсказуемости результатов воспитательного процесса.

Названные тенденции вызывают особую тревогу в отношении будущих учителей. Если педагог не сможет определиться в мире новых ценностей, то каким воспитателем он станет вступающих в жизнь детей и подростков? Может, быть только математиком, физиком, биологом? Но бытующая в последние годы позиция о том, что главное профессиональное назначение учителя — в осознании себя предметником, выявилась именно в силу затухания воспитывающей функции школы в противовес классическому положению, утверждающему, что педагог — это прежде всего воспитатель, который формирует личность, в том числе преподаванием своего предмета.

Учитель не может занимать выжидательную позицию, что будет завтра, какие жизненные ориентиры станут нормативными в новом тысячелетии. Это определяется тем, что образовательные учреждения не вправе отбрасывать мировоззренческий блок из цели и парадигмы воспитания, иначе они не выполнят своего предназначения — подготовить воспитанников к жизни в обществе.

• Актуальность и необходимость формирования ценностных ориентации будущих учителей обусловлены тем, что успешность профессиональной деятельности современного учителя в значительной мере определяется степенью сформированности его жизненных ориентиров, нравственных устоев. В системе целенаправленного влияния на подрастающее поколение непреходящее значение имеет личность педагога — воспитателя, предметника, человека.

Существующее противоречие между реально функционирующей в обществе системой ценностей и целями воспитания, осуществляемыми в образовательных учреждениях, повлияло на выбор темы исследования.

Анализ научной литературы показал, что вопросы воспитания ценностей не получили достаточного освещения. В настоящее время отсутствуют пролонгированные исследования, в которых рассматривается процесс формирования ценностных ориентаций современной молодежи, в том числестудентов педагогических учебных заведений.

Теоретической базой настоящего исследования являются философские и психологические теории развития личности (Л.С.Выготский, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, В. П. Тугаринов, др.), (27- 51- 74- 114- 134) возрастных особенностей формирования жизненного и профессионального самоопределения (Л.И. Божович, И. В. Дубровина, Н. Э. Касаткина, И. С. Кон, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, др.) (19- 54- 60- 62- 88- 89- 96- 145- 147), развития индивидуальных особенностей сообразно включенности личности в соответствующие виды деятельности (A.A. Бодалев, А. А. Вербицкий, Н. С. Лейтес, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.). (16- 17- 24- 73- 106- 118- 119- 130).

В качестве самостоятельного предмета изучения ценностные ориентации личности представлены в работах В. Д. Ермоленко, Г. Е. Залесского, А. Г. Здравомыслова, И. Ю. Истошина, В. А. Ядова и др. (37- 40- 41- 46- 47- 50- 124- 155- 170).

В связи с этим в качестве проблемы исследования мы обозначили: каковы педагогические условия формирования ценностных ориентаций современных студентов. Нами определена тема исследования-. «Формирование ценностных ориентаций студентов в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа» .

Цель исследования — выявить педагогические условия формирования ценностных ориентаций студентов в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа.

В соответствии с целью объектом нашего исследования являются ценностные ориентации студентов, предметом исследования — формирование ценностных ориентаций студентов в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа.

Гипотеза исследования: формирование ценностных ориентаций студентов педагогического колледжа будет результативным, если:

— изучены ценностные ориентации студентов, направленные на выявление ' их качественного своеобразия и преемственности с соответствующими общечеловеческими и личностными качествами;

— разработана и экспериментально проверена модель формирования ценностных ориентаций современных студентов;

— созданы благоприятные условия в образовательной и внеаудиторной деятельности педагогического колледжа для реализации модели формирования ценностных ориентаций студентов.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость I.

• решения следующих задач:

1. Выявить ценностные ориентации современных студентов.

2. Разработать модель формирования ценностных ориентаций современных студентов.

3. Определить и экспериментально проверить педагогические условия формирования ценностных ориентаций студентов в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа.

4. Разработать научно-методические рекомендации по формированию ценностных ориентаций студентов в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа.

Методологический основой исследования являются диалектико-материалистические положения о единстве и взаимодействии всех сторон духовной жизни развивающейся личностидиалектическая взаимосвязь ценностных ориентаций и потребностей, мотивов, интересов, других компонентов в процессе развития личностикомплексный подход, сочетающий практические и теоретические вопросы разных наук (педагогики, философии, психологии, социологии и др.).

Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:

— теоретические методы-, анализ педагогических, философских, ^ психологических, социологических исследований по проблеме формирования ценностных ориентаций личноститеоретическое осмысление передового педагогического опыта по проблемемоделирование формирования ценностных ориентаций современных студентов;

— эмпирические методы: анкетирование, включенное педагогическое наблюдение, тестирование, индивидуальные и групповые беседы со студентами, родителями, преподавателями. Частные эмпирические методы дополнялись общими методами этого уровня, такими, как опытная работа, педагогический эксперимент, системный анализ.

Базой исследования является педагогический колледж г. Кемерово. В исследовании участвовало 219 студентов.

Исследование проводилось с 1994 г. по 2000 г. и включало несколько этапов.

Первый этап (1994;1995 гг.) — период теоретического исследования: изучение проблемы формирования ценностных ориентаций в теории и практике, анализ современных подходов к рассматриваемому вопросу, изучение отечественного и зарубежного опыта по проблемеопределение понятийного аппарата, гипотезы, методологии и методики организации исследования, цели, задач, структуры, содержанияконструирование модели формирования ценностных ориентаций современных студентов.

Второй этап (1996;1998 гг.) — опытно-экспериментальный: изучение ценностных ориентаций современных студентов, разработка и проверка модели формирования ценностных ориентаций будущих учителей.

Третий этап (1999;2000 гг.) — обобщающий, который был посвящен анализу и обобщению полученного исследовательского материала, уточнению модели формирования ценностных ориентаций современных студентов, проверке научных результатов, оформлению материалов исследования.

Научная новизна исследования заключается в:

— разработке модели формирования ценностных ориентаций студентов в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа, которая включает следующие компоненты: цели, функции, содержание деятельности по этапам, формы, методы, средства, критерииопределении и экспериментальной проверке педагогических условий формирования ценностных ориентаций современных студентов: дифференциации и индивидуализации формирования ценностных ориентаций в деятельности студентоввзаимосвязи коллективных, групповых, индивидуальных форм работы по формированию ценностных ориентаций студентовориентации всех форм образовательной и внеаудиторной деятельности студентов на развитие их познавательной активностисотрудничества и сотворчества студентов и преподавателей в формировании ценностных ориентацийосуществлении личностно ориентированного подхода к формированию ценностных ориентаций личности с учетом уровней их сформированности, обеспечивающего жизненное и профессиональное самоопределение студента, развитие его творческих способностей и возможностей.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке модели формирования ценностных ориентаций современных студентовопределении педагогических условий формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют с новых позиций оценить систему формирования ценностных ориентаций молодежиреализовать модель формирования ценностных ориентаций студентов как основу организации работы по формированию научного мировоззрения в педагогическом колледже и других образовательных учрежденияхразработать организационно-методическое обеспечение процесса формирования ценностных ориентаций студентов (программы, дидактические средства, методические рекомендации) с целью успешной подготовки современных студентов к социально значимой деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

— Содержание процесса формирования ценностных ориентаций студентов, который представляет собой совокупность последовательных, целесообразных взаимодействий педагогов и студентов, направленных на осознание личностью социально значимых ценностей, развитие их устойчивости в процессе воспитания личностных ценностей и действенности в воспитательно-образовательной деятельности.

— Формирование ценностных ориентаций студентов является поэтапным процессом, который включает: взаимосвязь формирования ценностных ориентаций старшеклассников, их развитие у студентов и последующую коррекцию у выпускниковсистематизацию и преемственность содержания, форм и методов обучения и воспитания в условиях непрерывного образованиямногообразие видов воспитательно-образовательной деятельности и др.

Педагогические условия формирования ценностных ориентаций студентов в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа включают: ^ дифференциацию и индивидуализацию формирования ценностных ориентаций в деятельности студентов- ^ взаимосвязь коллективных, групповых, индивидуальных форм работы по формированию ценностных ориентаций студентов- ^ ориентацию всех форм образовательной и внеаудиторной деятельности студентов на развитие их познавательной активности- ^ сотрудничество и сотворчество студентов и преподавателей в формировании ценностных ориентаций.

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием системного подходаопорой на данные современной психологопедагогической науки, разнообразными источниками философской, педагогической, психологической, социологической информациицелесообразным сочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предметуцеленаправленным анализом реальной педагогической практики и положительного опытакомплексным характером поэтапного педагогического эксперимента.

Обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается сравнительным анализом данных, полученных с помощью различных независимых методов педагогического исследования, их репрезентативностью.

Апробация и внедрение результатов исследования. результаты научного исследования обсуждались на заседаниях межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета, кафедр Кемеровского педагогического колледжа, на семинарах преподавателей и кураторов колледжа, на научно-практических конференциях в городах Кемерово (1996; 2000гг.), Новокузнецк (1999;2000г), Новосибирск (1999г.) — на курсах в Кемеровском областном институте усовершенствования учителей (1999; 2000гг.).

Результаты исследования внедрены в практику работы преподавателей Кемеровского педагогического колледжа, послужили основой для разработки организационнометодического обеспечения процесса формирования ценностных ориентаций студентов.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Процесс формирования ценностных ориентаций студентов представляет собой совокупность последовательных, целесообразных взаимодействий педагогов и студентов, направленных на осознание личностью социально значимых ценностей {первый этап), развитие их устойчивости в процессе воспитания личностных ценностей (второй этап) и действенности в воспитательно-образовательной деятельности (третий этап).

2. Формирование ценностных ориентаций современных студентов происходит наиболее результативно при определенных условиях организации воспитательно-образовательного процесса, к числу которых относится:

— дифференциация и индивидуализация формирования ценностных ориентаций в деятельности студентов;

— взаимосвязь коллективных, групповых, индивидуальных форм работыI.

— ориентация всех форм образовательной и внеаудиторной деятельности I студентов на развитие их познавательной активности посредством целенаправленного воздействия на потребностно-мотивационную сферу личности;

— обеспечение воспитания ценностей на основе сотрудничества и сотворчества студентов и преподавателей через доверительность, взаимопонимание, диалогичность, переход от действия к взаимодействию, др.

3. Содержание деятельности по формированию ценностных ориентаций студентов в образовательной деятельности включает: на первом этапе — программное оснащение по философии, дисциплинам психолого-педагогического цикла, включающее ценностный компонентна втором этапеценностный подход в изучении учебных дисциплин,.

— использование творческих, нестандартных форм обучения (мировоззренческие и социально значимые ситуации, формы соревновательного характера — конкурсы, викторины, турниры, аукционы вопросов и решений и др.,.

— активность личности в познавательной деятельностина третьем этапеобеспечение разных форм воспитательно-образовательной деятельности, а именно: самостоятельная работа студентов, в том числе исследовательского характера (рефераты, доклады, курсовые и дипломные проекты) — изучение учебных предметовролевые игры, тренингипедагогическая практика и др.

4. Во внеаудиторной деятельности формирование ценностных ориентаций студентов происходит наиболее результативно в обстановке непринужденности, свободы, эмоционального подъема, что требует:

— вариативности содержания, форм (спецкурсы, конкурсы, фестивали, фольклорные праздники, ролевые игры и др.), методов (диагностики, формирования качеств личности, организации деятельности);

— многообразия сфер деятельности по формированию ценностных ориентаций личности (деятельность студенческого самоуправлениягрупповые, курсовые и «ключевые» для всего колледжа коллективнотворческие делавнеаудиторная деятельность по предметамдеятельность творческих объединений и др.);

— смены видов деятельности (общественно-политической, образовательной, трудовой, культурно-досуговой, спортивной, коммуникативной).

5. Личностно ориентированный подход в формировании ценностных ориентаций студентов строился с учетом уровней их сформированности, и целенаправленное педагогическое воздействие включало в себя: со студентами первой группы (высокий уровень сформированности ценностных ориентаций) — формирование ценностных ориентаций личности через обеспечение разнообразия видов деятельности в образовательном и внеаудиторном процессемоделирование социально значимых ситуаций в целях подготовки к реализации в будущей практической деятельности всего комплекса ценностных ориентацийвовлечение в общественную деятельность как проверку сформированное&tradeценностей и др.- со студентами второй группы (средний уровень сформированности ценностных ориентаций) — развитие всех без исключения ценностных ориентаций до их устойчивого состояния посредством формирования устойчивого положительного интереса к аксиологическим знаниям, потребности в позитивной ценностной ориентировке и др.- со студентами третьей группы (низкий уровень сформированности ценностных ориентаций) — закрепление социально адекватных ценностных ориентаций до их устойчивости, коррекция негативных ценностных ориентиров путем формирования познавательных интересов для повышения общего уровня развития личностизнакомства с ценностями в ходе изучения философии, психолого-педагогических дисциплинизучения личностных особенностей будущих учителей совместно со специалистами психологической службы и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования позволило сделать следующие выводы.

В современных условиях, когда в российском обществе происходит переориентация в содержании и соотношении духовно-нравственных ценностей, успешность профессиональной деятельности современного учителя в значительной мере определяется степенью сформированности его ценностных ориентаций.

Доказано, что формирование ценностных ориентаций студентов в условиях воспитательно-образовательного процесса педагогического колледжа является результативным средством социализации студенческой молодежи и рассматривается нами как поэтапный процесс, представляющий собой совокупность последовательных, целесообразных взаимодействий педагогов и студентов, направленных на осознание студентом социально значимых ценностей (первый этап), развитие их устойчивости в процессе воспитания личностных ценностей (второй этап) и действенности в воспитательно-образовательной деятельности (третий этап).

Выявлены ценностные ориентации современных студентов: приоритетными для студенческой молодежи являются жизненные и профессиональные ценности, менее значимыми — материальные, духовные, нравственные.

Разработана модель формирования ценностных ориентаций современных студентов, в которой реализуются различные социально-педагогические требования и их использование обеспечивает результативность процесса формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи при взаимосвязи формирования ценностных ориентаций старшеклассников, их развития у студентов и последующей коррекции у выпускников в процессе их деятельности в образовательных учреждениях.

Компоненты модели формирования ценностных ориентаций современных студентов включали: цели (социальные, психологические, дидактические, воспитательные) — функции (обучающие, развивающие, воспитывающие) — содержание деятельности по этапамформы (организация воспитательно-образовательного процесса, научноисследовательского процесса, внеаудиторной деятельности, методы (диагностики, формирования качеств личности, организации деятельности, контроля и самоконтроля) -средства (в соответствии со звеньями) — критерии эффективности формирования ценностных ориентаций (познавательный, эмоциональный, деятельностный).

Определены и экспериментально проверены педагогические условия формирования ценнностных ориентаций студентов в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа: дифференциация и индивидуализация формирования ценностных ориентаций в деятельности студентовосуществление личностно ориентированного подхода в формировании ценностных ориентаций студентов с учетом уровней их сформированностивзаимосвязь коллективных, групповых, индивидуальных форм работыориентация всех форм образовательной и внеаудиторной деятельности студентов на развитие их познавательной активности посредством целенаправленного воздействия на потребностно-мотивационную сферу личностиобеспечение воспитания ценностей на основе сотрудничества и сотворчества студентов и преподавателей в формировании ценностных ориентаций через доверительность, взаимопонимание, диалогичность, переход от действия к взаимодействию и др.

Разработано комплексное организационнометодическое обеспечение процесса формирования ценностных ориентаций студентов по подготовке будущих учителей к воспитательно-образовательной деятельности: учебный план, программы по общеобразовательным и специальным дисциплинам, программы дополнительного образования, методические рекомендации и др.

Таким образом, результаты теоретического изучения проблемы и экспериментальной работы подтвердили в целом выдвинутую гипотезу. Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее раскрытие рассматриваемой проблемы в связи с её сложностью и многоаспектностью.

Проблема формирования ценностных ориентаций будущих учителей актуальна и многогранна. Мы полагаем, что в дальнейшем необходима проверка модели формирования ценностных ориентаций личности в других педагогических учебных заведениях.

I |.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Г. Человек как предмет познания. — Д.: Изд-во Ленингр. унта, 1968. -337с.
  2. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980, — 416с.
  3. И. С. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999. — № 4. -С.117−121.
  4. В. Г. Проблема мотивации и личность // Теоретические проблемы психологии личности.-М.: Наука, 1974.-С.122−144.
  5. В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 158с.
  6. А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. 105с.
  7. А. Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. -367с.
  8. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192с.
  9. БеккерГ., Босков А. Современная социологическая теория.-М.: Изд-во иностр. лит., 1961. 892с.
  10. Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. — 208с.
  11. Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии.-М.: Книга, 1991.-445с.
  12. И. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 383с.
  13. Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. Б. Я. Пименовского. М.: Прогресс, 1986. — 422с.
  14. П. П. Память и мышление // Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. Т.2. — М.: Педагогика, 1979. — С. 118−340.
  15. БобневаМ. И. Социальные нормы и регуляция поведения, — М.: Наука, 1978. -311с.
  16. А. А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. — 272с.
  17. А. А. Психология о личности.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.188с.
  18. А.А., Караковский В. А., Новикова Л. И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях //Советская педагогика. 1991. — № 5. — С.11−20.
  19. Л. 14. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.:Просвещение, 1968. 464с.
  20. Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. — № 4 — С.23−35.
  21. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика 1995. -№ 4. — С. 29−36.
  22. Брожик В. Марксистская теория оценки.-М.: Прогресс, 1982.-260с.
  23. В. О. Цшшсть { оцшка. Киев: Наукова думка, 1964. — 160с.
  24. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207с.
  25. Н. А Динамика ценностных ориентаций в стуктуре личных характеристик у школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1983. -16с.
  26. Всеобщая декларация прав человека, утвержденная и провозглашенная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. М.: Плакат, 1989. — 8с.
  27. Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология. — М.: Педагогика, 1984. — 432с.
  28. В. П., Пак М. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних ПТУ // Новые исследования в педагогических науках. № 1 (45) — М.: Педагогика, 1985. — С.18−21.
  29. ГершунскийБ.С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика. 1996. — № 5. — С.46−54.
  30. И. 3. Клуб старшеклассников как средство воспитания //Педагогика. 1999. — № 5. — С.39−44.
  31. В. В. Личности надо «выделаться» // С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1979. — С. 109−139.
  32. ДшигенскийГ.Г. Проблема теории человеческих потребностей // Вопросы философии.-1976.-№ 9.-С.30−43- 1977.-№ 2. С.111−123.
  33. Г. П. Формирование у учащихся ценностных ориентаций в процессе воспитания потребности в красоте труда. М.: Высшая школа, 1987. -38с.
  34. А. И. Ближайший круг общения как фактор формирования ценностных ориентаций несовершенолетних правонарушителей // Проблемы общения и воспитание. Ч.Н.-Тарту, 1974. С.61−66.
  35. ОТ. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия.-М.: Изд-во полит, лит., 1967.-351с.
  36. И.В., Круглое Б. С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся //Ценностные ориентации и интересы школьников. М.: Педагогика, 1983. — С.27−36.
  37. В. Д. Психологические особенности развития ценностных ориентаций у детей, в периодах перехода в младший школьный и подростковый возраст: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1984. 24с.
  38. Ю. М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М.: Наука, 1976. С.254−276.
  39. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1996. — 64с.
  40. Г. Е. О путях изучения ценностных ориентаций молодежи в сфере науки // Методы социально-психологических исследований: Сб. научн. тр.-М., 1975.-С.130−139.
  41. А. В. Основные проблемы онтогенеза психики // Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: 1978. — С.4−51.
  42. Ю. А., Касаткина Н. Э., Невзоров Б. П. Вопросы содержания, организации и форм работы центра непрерывного образования при университетах // Профессиональная ориентация в школе и вузе: Межвуз. сб. научн. тр. Кемерово, 1991. — С.3−16.
  43. Ю. А., Касаткина Н. Э., Невзоров Б. П., Чурекова Т. М. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования / Отв. ред. Н. Э. Касаткина. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. 160с.
  44. А.Г. Проблема интереса в социологической теории. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1964. 73с.
  45. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. — 223с.
  46. А. Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Издание в 2-х т.- М.: Мысль, 1966.-Т.2. С. 187−207.
  47. О. И., БобневаМ. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. -С.241−254.
  48. . Формирование ценностных ориентаций, влияющих на жизненную и профессиональную карьеру молодежи в Польше: Дис.. докт. пед. наук. М., 1987. 310с.
  49. И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. — 334с.
  50. Каган М С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974. 328с.
  51. Кан-Калик В. А. Индивидуально-творческая подготовка учителя //Советская педагогика. 1989. — № 1. — С.97−100.
  52. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.-80с.
  53. Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Дис.. докт. пед. наук. М., 1995. 416с.
  54. А. А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении. -Казань: Таткнигоиздат, 1966. 95с.
  55. Л. Н. Духовный потенциал провинции вчера и сегодня // Социологические исследования. 1997. — № 4. — С.122−129.
  56. З.А. Педагогические условия развития профессиональных ценностей учителя: Дис.. канд.пед.наук. М., 1999. -186с.
  57. Я. А. Великая дидактика //Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1982. — С.242−476.
  58. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383с.
  59. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367с.
  60. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335с.
  61. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 255с.
  62. Конвенция о правах ребенка // Советская педагогика-1991.-№ 10.-С.318.
  63. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя) // Вестник образования.-1991.-№ 8.-С.2−40.
  64. A.M. Социальное познание, ценность и оценки // Философские науки. 1977. — № 6. — С.49−60.
  65. A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979.-216с.
  66. Краткий психологический словарь / Ред-сост. Л. А. Карпенко- Под общ.ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 512с.
  67. . С. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника: Сб. научн. тр. / Редкол.: И. В. Дубровина (отв. ред.) и др. М.: Изд. АПН СССР, 1983.- 138с.
  68. Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития / Общ. ред. Т. И. Заславской и Л. А. Арутюнян. М.: Интерпракс, 1994. — 320с.
  69. А. Г. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи: Дис.. докт. соц. наук. М., 1995. 254с.
  70. Кузьмина' Н. В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967. — 183с.
  71. Левин К Топология и теория поля. Определение понятия «поле в данный момент» // Хрестоматия по истории психологии/Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — С. 122−145.
  72. ЛейтесН. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. -280с.
  73. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304с.
  74. X. Й. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975.64с.
  75. Личность и ее ценностные ориентации: Инф. бюлл. Выпуск 1-й. -М., 1969. -№ 4(19) — 177с.
  76. НА. Формирование творческого стиля взаимоотношений педагогов и старшеклассников в воспитательном процессе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1985. 20с.
  77. Т. Б. Понятие ценности в буржуазной социологии // Социальные исследования. Выпуск 5. Теория и методы. М.: Наука, 1970. -307с.
  78. В. С. Революция притязаний и изменение жизненных стратегий в столицах и провинции // Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства. М.: Интерпракс, 1996.
  79. А. С. Воспитание в семье и школе // Сочинения в 7-ми т. М.: Изд-во Академии пед. наук, 1957. — Т.4. — С.482−514.
  80. А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта //Сочинения в 7-ми т. Т.5. — М.: Изд-во Академии пед. наук, 1960. — С.227−250.
  81. С.И. Социальная справедливость в системе ценностных ориентаций современной молодежи России: Дис.. докт.философ.наук.М., 1996.-218с.
  82. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. — 144с.
  83. МаслоуА. Психология бытия.-М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997.-304с.
  84. Методика профессиональной ориентации школьников: Метод, пособие/ Под ред. С. Н. Чистяковой, М. Л. Кондюриной.-Петрозаводск, 1991,-131с.
  85. Н. Я. Агония России: есть ли у нее будущее? // Зеленый мир. -1996.-№ 12(218).-С.6−15.
  86. Молодежь России: социальное развитие. М.: Наука, 1992. — 205с.
  87. А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М.: Знание, 1977. — 64с.
  88. А. В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. М.: Просвещение, 1990. — 191с.
  89. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. Т.2. — М., 1960.-С.110−125.
  90. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960,425с.
  91. Надирашвили IJJ.A. Понятие установки в общей и социальной психологии.-Тбилиси: Мецниереба, 1974. -170с.
  92. Ш. А. Социальные ориентации личности // Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. — С.165−183.
  93. Н. Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. -1998. № 3. — С.3−10.
  94. Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. — № 4. — С.3−8.
  95. Л. И. Воспитательная система: исходные позиции // Советская педагогика. 1991. — № 11. — С.61−65.
  96. С. Т. Характеристика ценностных ориентаций школьников в общественно-политической деятельности // Ценностные ориентации и интересы школьников.-М., 1983.- С.44−52.
  97. Новое в воспитательной работе школы. М.: Московский городской комитет по народному образованию, Московский городской институт усовершенствования учителей, 1991. — 69с.
  98. К. Психологическая теория строения и развития личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С.45−67.
  99. В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. Издание в 2-х т. Т.1. — М.: Мысль, 1966. — С.470−530.
  100. Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Под ред. Б. А. Федоришина. Киев: Рад. школа, 1980. — 143с.
  101. И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Избранные педагогические произведения в 3-х т. Т.2. — М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1963.-С.193−371.
  102. A.B. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 15−19.
  103. . Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М.: Межд. пед. академия, 1994. — С.51−235.
  104. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся (дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). -М.: Педагогика, 1972. 184с.
  105. К. К. Структура и развитие личности. -М.: Наука, 1986.255с.
  106. С.Н. Чтение в России // Книжное обозрение. 1993. — № 40. -С.12−13.
  107. И. М. Системный подход в социологии и проблема ценностей//Вопросы философии. 1968. — № 4. — С.95−105.
  108. ПохшъкоВ. И., Федотова В. С. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопросы психологии. 1984. — № 3. -№ 3. -С.151−157.
  109. ПрутченковA.C. Тренинг личностного роста / Методические разработки занятий социально-психологического тренинга. М.: Новая школа, 1993. -47с.
  110. A.C. Тренинг коммуникативных умений / Методические разработки занятий. М.: Новая школа, 1993. — 47с.
  111. Проблема ценности в философии. M.-JI.: Наука, 1966. — 260с.
  112. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999−2001 годы // Вестник образования. 1999. — № 12. — С. 16−49.
  113. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского.-М.: Педагогика, 1987. 240с.
  114. Психолого-педагогические основы непрерывного образования: Межвузовский сб. научн. тр. Кемерово, 1992. — 153с.
  115. Равкин 3. И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. -1995. № 5. — С.87−90.
  116. Россия в зеркале реформ: Хрестоматия по социологии современного российского общества. М.: РНИС и НП, 1995. — 217с.
  117. Рубинштейн C. J7. Проблемы общей психологии. Издание 2. М.: Педагогика, 1976. -416с.
  118. С.Л. Основы общей психологии в 2-х т. М.: Педагогика, 1989. — Т.2. — 328с.
  119. Руссо Ж-Ж. Эмиль или О воспитании // Педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1981. — С. 19−431.
  120. А. А. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев: Наукова думка, 1987. — 155с.
  121. Е. Ф. Становление личности // Социальная психология личности. Л.: Знание, 1974. — С.20−31.
  122. Р. В. Социальные корни криминализации российского общества// Социологические исследования.-1997.-№ 4.- С.73−83.
  123. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под. ред. В. А. Ядова. JI.: Наука, 1979. — 264с.
  124. В. В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 16−21.
  125. И.П. Ориентация студентов педвуза на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации: Дис... канд. пед. наук. Красноярск, 1998. 163с.
  126. В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.-М.: Просвещение, 1976. 160с.
  127. Е. И. Клубные объединения / Учебное пособие для студентов ин-тов культуры. М.: Просвещение, 1977. — 160с.
  128. Сухомлинский В. А Павлышская средняя школа // Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. М.: Педагогика, 1980. — Т.2. — С.5−370.
  129. . М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1985.-328с.
  130. Л. Н. Воспитание и образование // Поли. собр. соч. в 91 т. -Т.8. М.: Терра, 1992. — С.211−246.
  131. Н. Н. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С.79−86.
  132. В. П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. — 155с.
  133. В. П. Личность и общество. М.: Мысль, 1965. — 191с.
  134. В. П. Марксистская философия и проблема ценности // Проблема ценности в философии.-М-Л.: Наука, 1966.-С. 14−24.
  135. В. П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. — 121с.
  136. ТхагапсоевХ.Г. О новой парадигме образования // Педагогика. -1999. -№ 1. -С.103−110.
  137. Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси, 1961.
  138. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 188с.
  139. К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собрание сочинений. Т.8. — М-Л.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1950. — С.9−679.
  140. Дж. Конфликт ценностей // Перспективы гуманитарного образования в средней школе. М., 1992. — С.102−109.
  141. Фелъдш.тейн Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985.6. С.26−37.
  142. Философия и ценностные нормы сознания. М.: Наука, 1978. — 347с.
  143. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815с.
  144. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. -184с.
  145. Формирование личности: психолого-педагогические проблемы: Сб.науч. тр. / Под ред. А. В. Петровского.-М.: Изд-во АПН СССР, 1989.-73с.
  146. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Педагогика, 1989. 168с.
  147. Формирование социально активной личности учителя: Межвуз. сб.научн. тр. / Отв. ред. В. А. Сластенин. М.: МГПИ, 1987. — 122с.
  148. В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. /Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368с.
  149. Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций//О психоанализе. Пять лекций. Методика и техника психоанализа. Спб.: Алетейя, 1998. — С.9−68.
  150. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1989. — 272с.
  151. К.H. Ценностные ориентации в системе социалистического образа жизни // Ценностные ориентации социалистического образа жизни.-Л.: Ленингр. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1979. С.3−18.
  152. С. Столкновение цивилизаций? // Полис.-1994.-№ 1.-С.33−48.
  153. Т. В. Критический анализ буржуазных концепций «ценностного воспитания» в современной педагогике США: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М, 1984. 20с.
  154. Человек и его работа / Под ред. А. Г. Здравомыслова, В. П. Рожина, В. А. Ядова. М.: Мысль, 1979. — 334с.
  155. Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь. -М.: Мысль, 1985. 239с.
  156. С.H. Основы профессиональной ориентации школьников. М.: Просвещение, 1983. — 112с.
  157. А. С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивов общения со сверстниками у подростков и старших школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1986. 24с.
  158. А.И. Система воспитания эстетической культуры учащихся в школе: Дис. в виде научного доклада. докт. пед. наук. М., 1999. -71 с.
  159. Г. И. От единого мировоззрения к личностным ценностям // Педагогика. 1994. — № 5. — С.34−36.
  160. Е. В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. — С.3−34.
  161. Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. -С.286−300.
  162. В. Н. Яачало пути. М.: Молодая гвардия, 1979. — 224с.
  163. Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника/Подред.В. В. Давыдова.-М.: Педагогика, 1979.-152с.
  164. ЩепаньскийЯ. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.-238с.
  165. Е. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 205с.
  166. H. Е. Ценностные отношения // Воспитание школьников. -1999. № 3. — С. 17−22.
  167. Д. В. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии.-1971 .-№ 4.-С.6−20.
  168. В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.-С.89−105.
  169. И. С., Абрамова С. Г., Шаянова Е. В., Юдашина Н. И. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения // Советская педагогика. 1991 .-№ 4. С.44−52.
  170. ЯщенкоМ.М. Проблемы воздействия сложных ситуаций на процесс формирования нравственного аспекта опыта старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук М, 1969.-31с.
  171. RokeachM. Beliefs, Attitudes and Values. San-Francisco, 1968. -463p.
Заполнить форму текущей работой