Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Диссертация
Экспериментальное изучение проводилось в три этапа. На первом этапе (1993;1994 гг.) осуществлялся анализ теоретических источников интересующей нас проблемы и разработка методики констатирующей фазы исследования. На втором этапе (1995;96 гг.) проводилось экспериментальное изучение коммуни-ктаивной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе их взаимодействия со взрослыми… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Современные тенденции исследования коммуникативной деятельности в психологии и психолингвистике
- 1. 1. Психологический анализ деятельности общения
- 1. 2. Онтогенез коммуникативной деятельности ребенка.. 18 Общение детей в семье
- Общение ребенка со сверстниками
- Педагогическое общение
- 1. 3. Особенности общения детей с нарушениями речи
- Глава 2. Экспериментальное изучение коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи
- 2. 1. Организация и условия проведения психолого-педагогического исследования
- 2. 2. Содержание экспериментальной методики
- 2. 3. Специфика коммуникативного поведения детей с общим недоразвитием речи (по данным экспериментального исследования)
- 2. 3. 1. Характер общения дошкольников со сверстниками
- 2. 3. 2. Особенности общения детей в семье
- 2. 3. 3. Изучение деятельности общения в условиях педагогического коллектива
- 3. 1. Методические основы организации коррекционно-педагогического процесса
- 3. 2. Содержание методики экспериментального обучения
- I. этап экспериментального обучения — пропедевтический
- 3. 2. 1. Цели, задачи и содержание коррекционной работы
- 3. 2. 2. Ход I этапа обучающего эксперимента и его результаты
- 3. 3. 1. Цели, задачи и содержание коррекционной работы
- 3. 3. 2. Ход II этапа экспериментального обучения и его результаты
- 3. 4. 1. Цели, задачи и содержание коррекционной работы
- 3. 4. 2. Ход III этапа экспериментального обучения и обсуждение его результатов. 3.5. Результаты обучающего эксперимента
- 3. 5. 1. Условия проведения контрольного эксперимента
- 3. 5. 2. Результаты контрольного эксперимента
Список литературы
- Азимова Д.Х. Воспитание у старших дошкольников эмоционально-положительного отношения к сверстникам: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ташкент, 1991. — 23 с.
- Алексеева А.В. Особенности поведения застенчивых детей и методы их воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1976. — 13 с.
- Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосозна-ния//Избр. психол. тр.: В 2 т.- М., 1980. Т.2. — С. 103 — 127
- Антонова Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1983. — 23 с.
- Антонова Т.В. Значение способов общения в игре для регуляции детских отношений//Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т. А. Репиной. — М., 1987. С.71−107
- Антонова Т.В. Коммуникативные воздействия ребенка на сверстников при организации продуктивной деятельности/Юбщение детей в детском саду и семье/Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. М., 1990. — С.93−109
- Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968. — 442 с.
- Архипов, а Е. А. Влияние совместной продуктивной деятельности на проявление активности старших дошкольников//Психология совместного труда детей: Книга для воспитателя детского сада, учителя/Под ред. Я.Л.Коломин-ского. Минск, 1987. — С.32−39 «
- Аугене Д.Й. Игра как средство активизации речевого общения умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста: Диссертация. канд. пед. наук. М., 1987. — 187 с.
- Аугене Д.Й. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации//Дефектология. 1987. — № 4. — С. 76 — 80
- Ахутина Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речи, порождение речевого высказывания//Исследование речевого мышления в психолингви-стике/Ахутина Т.В., Горелов И. Н., Залевская А. А. и др.- отв. ред. Тарасов Е. Ф. -М., 1985,-С.99−116.
- Ахутина Т.В. (Рябова). Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989. — 215 с.
- Бакиева Д.Д. Воспитание уважения к старшим у детей 6−7 лет в условиях семьи и детского сада: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1976. — 24 с.
- Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961. — С.240−243.
- Барменкова Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 16 с.
- Бедельбаева Х.Т. Развитие избирательного отношения к зрительным воздействиям у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1978. — 28 с.
- Безлюдная В.И. Взаимоотношения детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками: Авотреф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. — 24 с.
- Белоус А.Н. Представления дошкольников о труде взрослых// Психология совместного труда детей: Книга для воспитателя детского сада, учителя/Под ред. Я. Л. Коломинского. Минск, 1987. — С.47 — 49
- Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). М., 1977. — 176 с.
- Березовин Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив: Психолого-педагогическое исследование. Минск, 1975. — 160 с.
- Блумфилд Л. Язык. М., 1968. — С. 12−14, 574−576.
- Бодалев А.А., Новикова Л. И. Психолого-педагогическое исследование проблемы общения школьников//Советская педагогика. 1979. — № 5. — С. 138−140
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995. — 328 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва-Воронеж, 1995. — 352 с.
- Буре Р.С. Развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной трудовой деятельности: Диссертация. канд. пед. наук. М., 1968. — 196 с.
- Буре Р.С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детского сада. М., 1985. — 143 с.
- Васильева Е.Н. Особенности формирования положительного эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к близким взрослым и сверстникам: Диссертация. канд. пед. наук. Н. Новгород, 1994. — 223 с.
- Веретенникова И.Г. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией в процессе трудового воспитания: Автореф. дис.. канд пед. наук. М., 1989. — 18 с.
- Владимирова Т.А. Формирование дружеских взаимоотношений детей пятого года жизни: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975. — 23 с.
- Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М., 1990. — 184 с.
- Волков Б.С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте: Учебное пособие. М., 1996. — 102 с.
- Волкова Г. А. Реакция негативизма в поведении заикающихся де-тей//Изучение и коррекция речевых расстройств: Межвузовский сб. научных трудов. ЛГПИ им. А.И.Герцена/Отв. ред. Л. Г. Парамонова Л., 1986. — С. 12 -18
- Воробьева В.К. Лексико-семантические особенности речи детей с ала-лией//Расстройства речи и голоса в детском возрасте: Сб. трудов/Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. М., 1973. — С. 176−185
- Воробьева В.К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией//Нарушения речи и голоса у детей/Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. М., 1975. — С. 55−64
- Воробьева В.К. Развитие связности высказывания учащихся с моторной алалией/Юбучение и воспитание детей с нарушениями речи: Сб. научных трудов МГПИ им. В.И.Ленина/Отв. ред. В. И. Селиверстов. М., 1982. — С. 20 -31
- Воробьева В.К. О некоторых приемах обучения связной речи учащихся с моторной алалией//Изучение и коррекция речевых расстройств: Межвуз. сб. науч. тр. ЛГПИ им. А.И.Герцена/Ред. колл. Л. Г. Парамонова (отв. ред.) и др. Л., 1986. — С. 57−68
- Воробьева В.К. Формирование связной речи учащихся с моторной алалией: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 16 с.
- Воробьева Д.И. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений коллективно планировать совместную деятельность (на материале аппликации): Автореферат дис.. канд. пед. наук. Л., 1975. — 20 с.
- Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях/Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной. М., 1960. — 346 с.
- Воспитатели и родители: Из опыта работы/Сост. Л. В. Загик, В. И. Иванова -М., 1985.-96 с.
- Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского са-да/(Л.В.Загик, Т. А. Куликова, ТА. Маркова) — под ред. Н. Ф. Виноградова. М., 1989. — 188 с.
- Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М., 1975. — 174 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.-93 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь: Собр. сочинений в 6 т. М. — 1996. -416 с.
- Вяткина Л.А., Свадковская И. И. Индивидуальные особенности общительности шестилеток в совместной деятельностиУ/Психология совместного труда детей: Книга для воспитателя детского сада, учителя/Под ред. Я.Л.Коло-минского. Минск, 1987. — С.56- 60
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий//Психологическая наука в СССР: Сб. статей/Ред. колл. Б. Г. Ананьев и др. М., 1959. — Т. 1. — С. 441 — 469
- Гальперин Р.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций. М., 1978. — 118 с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. -М., 1985. -45 с.
- Гаркуша Ю.Ф. Занятия по аппликации и конструированию в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитием речи//Дефектология. 1990. — № 3. — С. 57−63
- Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи: (Методические рекомендации для воспитателей) М., 1992. — 60 с.
- Генетические проблемы социальной психологии: Сб. статей/Под ред. Я. Л. Коломинского, М. И. Лисиной. Минск, 1985. — 206 с.
- Годовикова Д.Б. Влияние общения со взрослыми на общение детей со сверстниками//Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии: Сб. научн. тр./Под ред. М. И. Лисиной М., 1980. — С.78−98
- Годовикова Д.Б. Развитие мотивов общения со сверстниками//Разви-тие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989. -С. 99 — 121
- Горбачева В.А. Формирование поведения детей в детском саду. М., 1957. — 160 с.
- Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980.104 с.- 17 361. Гостюхина О. М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование справедливых отношений дошкольников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1984.- 24 с.
- Грибова О.Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией//Дефектология. 1995. — № 6. — С.7- 16
- Григорьева Г. В. Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушениями зрения//Дефектология. 1996. — № 4. — С. 84−88 !
- Гриншпун Б.М. Недоразвитие речи у дошколь’ников//Дошкольное воспитание. 1968. — № 8. — С.63−67
- Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов//Нарушения речи и голоса у детей/Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. М., 1975. — С.71−80
- Гриншпун Б.М., Селиверстов В. И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной ре-чью//Дефектология 1988. — № 3. — С.81 — 84
- Гуменная Г. С., Барменкова Т. Д. Особенности воспроизведения текстового сообщения детьми с общим недоразвитием речи//Психолингвистика и современная логопедия/Под ред. Л. Б. Халиловой. М., 1997. — С. 179- 193
- Давидович В.Н. Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности: Диссертация. канд. пед. наук. М., 1994. — 166 с.
- Деревянко Р.И. Особенности мотивов общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1983. — 27 с.
- Дридзе Т.М. Организация й методы лингвопсихологического исследования массовой коммуникации. М., 1979. — 281 с.
- Елагина М.Г. Возникновение активной речи в процессе сотрудничества с взрослыми у детей раннего возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М, 1977. 16 с.
- Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников//Дошкольное воспитание 1995. -№ 9. — С. 21−28
- Ерофеева Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста: Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 22 с.
- Жизневский Б.П. Роль игры в формировании социально-психологической готовности к совместному труду//Психология совместного труда детей: Книга для воспитателя детского сада, учителя/Под ред. Я. Л. Коломинского. -Минск, 1987. С. 49 — 56
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958. — 370 с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982. — 160 с.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990 — 239 с.
- Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. М., 1994. — 128 с.
- Зворыгина Е.В. Развитие творчества дошкольников в игре//Воспита-ние детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. А.К.Бондарен-ко, А. И. Матусик. М., 1993. — С. 1 — 22
- Зимняя И.А. О смысловом восприятии речи//Психологические вопросы обучения иностранцев русскому языку: Сб. статей/Под ред. А. А. Леонтьева, Т. В. Рябовой М., 1972. — С. 22 — 32.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978. — 160 с.
- Ивакина И.О. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников: Учебно-методическое пособие. Пенза, 1995.- 64 с.
- Иванкова Р.А. Зависимость структуры детских объединений от некоторых условий проведения совместных игр//Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально-психологического исследования/Под ред. Т. А. Репиной. М., 1978. — С. 153 — 168
- Иванникова Т. Воспитание культуры поведения у дошкольников//До-школьное воспитание. 1990. — № 11. — С. 10 — 13
- Изард К.Е. Эмоции человека: Пер. с англ./Под ред. JI.-Я.Гозмана, М. С. Егоровой. М., 1980. — 439 с.
- Иманалиева Г. А. О нарушении коммуникации у детей с недостатками речевой функции//Вопросы педагогики и психологии общения. Фрунзе, 1975. — Вып.1. — С. 97 -100
- Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники: Пособие для воспитателя. М., 1971. — 110 с.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольни-kobV М., 1980. 160 с.
- Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений старших дошкольников//Дошкольное воспитание. 1990. — № 7. — С. 23 — 25
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения/Под ред. М. А. Арсенева. М., 1982. — 704 с.
- Кенеман А.В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов педагогических институтов. М., 1985. — 269 с.
- Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. Л., 1985. — 88 с.
- Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. М., 1988. — 102 с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976. — 350 с.
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984. -106 с.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Что такое педагогическое обще-ние//Дошкольное воспитание. 1985. — № 6. — С. 39 — 43
- Коломинский Я.Л., Финькевич Л. В. Осознание шестилетками игры и труда как различных видов деятельности//Психология совместного труда детей: Книга для воспитателя детского сада, учителя/Под ред. Я. Л. Коломинского. Минск, 1987. — С.60−68
- Колшанский Г. В. Паралингвистика. М., 1974. — 81 с.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. -М., 1984. 175 с.
- Комиссаренко Т.И. Влияние общения детей со взрослыми на формирование типов взаимоотношений со сверстниками//Новые исследования в психологии. М., 1977. — № 1. — С. 45−49
- Кондратова В.В. Формирование отношений между взрослыми и детьми в семье и детском саду: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1967. — 16 с.
- Косова Г. В. Игра в жизни детей с недоразвитием речи//Дошкольное воспитание. 1968. — № 8. — С.67−69
- Котырло В.К. Пути изучения у дошкольников эмоционального отношения к другим людям//Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье//Под ред. В. К. Котырло. М., 1987. — С.8−22
- Котырло В.К., Приходько Ю. А. Детерминация переживаний детей мотивами совместной деятельности//Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье/УПод ред. В. К. Котырло. М., 1987. — С.52−69
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991. — 150 с.
- Кравцова Е., Пуртова Т. Учите детей общаться//Дошкольное воспитание. 1995. — № 11. — С. 73−78
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Книга для воспитателей детского сада и родителей. М., 1996. — 157 с.
- Крайнова Л.В. Формирование нравственной активности у детей старшего дошкольного возраста в совместной продуктивной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985. — 23 с.
- Красиков Ю.В. Алгоритмы порождения речи. Орджоникидзе, 1990. — 235 с.
- Кричевский P.JI. Влияние мотивации на взаимоотношения де-тей//Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально-психологического исследования/Под ред. ТА.Репиной. М., 1978. — С. 181 — 193
- Кулачковская С.Е. Развитие эмоциональных взаимоотношений между детьми и воспитателями в детском саду//Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье/Под ред. В. К. Котырло. М., 1987. -С.70−91 :
- Лаврентьева Г. П. Культура общения дошкольников. Киев, 1988.125 с.
- Ладывир С.А. Формирование у дошкольников эмоциональной отзывчивости к членам семьи//Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье//Под ред. В. К. Котырло. М., 1987. — С. 113. -139
- Леонтьев А.А. Психолингвистика. Л, 1967. — 118 с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. — 214 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974. — 219 с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979. — 47 с.
- Леонтьев АН. Проблемы развития психики. М., 1981. — 584 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры//Избр. психол. произв.: В 2 т.- М., 1983. Т.1. — С.303−324
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.- 174 с.
- Лидак Л.В. Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1982, -22 с.
- Лидак Л .В. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками//Дошкольное воспитание. 1990. — № 7. — С. 18−22
- Лисина В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника//Дошкольное воспитание. 1994. — № 3. — С.4 — 7
- Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 1974. — 36 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. — 143 с.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии/Проблема общения в психологии/Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М., 1981. — С. 3 — 23
- Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975. — 253с.
- Любина Г. Обучение дошкольников «языку чувств'7/Дошкольное воспитание. 1996. — № 2. — С. 4 — 13
- Ляпидевский С.С. О некоторых актуальных вопросах современной логопедии//Расстройства речи и голоса в детском возрасте: Сб. тр. МГПИ им. В.И.Ленина/Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. М., 1973. — С.5−12
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. -М., 1974. 239 с.
- Маркова Т. Игра и труд в дошкольном детстве//Дошкольное воспитание. 1995. — № 12. — с. 12 -18
- Мастюкова Е.М. О нарушениях гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи//Дефектология. 1976. — № 1. — С. 13 — 17
- Мещерякова С.Ю. Психологический анализ «комплекса оживления» у младенцев: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1979., — 16 с.
- Миронова С.А., Лазарева Р. Г. О способах обследования детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи//Дефектология. -1983. № 1. — С.52−55
- Миронова С.А. Речь взрослого как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи//Дефектология. 1986. — № 4. — С. 64−68
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991. — 208 с.-180 153. Моральное воспитание дошкольников: Из опыта работы/Сост. Л. В. Артемова, Е. Н. Таранова.- Киев, 1984. 136 с.
- Морева Г. И. Самооценка как фактор регуляции морального поведения дошкольников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1985. — 19 с.
- Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М., 1965. — 86 с.
- Морозов В.П. Тайны вокальной речи. Л., 1967. — 204 с.
- Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. Л., 1977.231 с.
- Морозов В.П. Занимательная биоаккустика. М., 1987. — 204 с.
- Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты//Психологический журнал. — 1993. — Т. 14. — № 1. С. 18−32
- Мухина B.C. Психология дошкольника. М., 1975. — 240 с.
- Нарушение речи у дошкольников (Н.И.Жинкин, Р.А.Белова-Давид, А. Я. Иванова и др.)/Сост. Р.А.Белова-Давид. М., 1972. — 232 с.
- Неверович Я.З. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе//Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников: Сб. статей/Под. ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1965. — С.396−419
- Нечаева В.Г., Маркова Т. А., Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М., 1968.-382 с.
- Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.-метод. пособие/Под ред. Л. Б. Баряевой,
- A.П.Зарин, Н. Д. Соколовой. Спб., 1996. — 95 с.
- Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми/Под ред. М. И. Лисиной. М., 1985. — 207 с.'
- Общение как педагогическая проблема: Сб. науч. тр./Под ред. А. В. Мудрика. М., 1974. — 95 с.
- Общение. Текст. Высказывание/(Т.А.Андрошенко, В. И. Батов,
- B.Н.Белянин и др.) — отв. ред. Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов. М., 1989. — 172 с.
- Общение: теоретические и прагматические проблемы/Ред. коллегия: Е. Ф. Тарасов, Ю. А. Сорокин, Н. В. Уфимцева. М., 1978. — 180 с.
- Орлова О.С., Гончарук JI.E. Личностные особенности больных со спастической дисфонией//Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности: Межвуз. сб. науч. тр./Отв. ред. В. И. Селиверстов. — М., 1983. С. 75 — 82
- Основы дошкольной педагогики/(А.В.Запорожец, Т .А.Маркова, Л.А.Венгер) — под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М., 1980. — 271 с.
- Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968. 367 с.
- Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М., 1990. — 159 с.
- Павленчик В.А. Формирование положительных взаимоотношений детей шестого года жизни в совместной трудовой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1982 — 25 с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: (Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений). М., 1995. — 60 с.
- Папир О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров со сверстниками в сюжетно-ролевых играх (старший дошкольный возраст): Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1993. — 21 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Спб., 1997. — 250 с.
- Пономаренко Т. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей//Дошкольное воспитание. 1992. — № 3. — С. 10 — 14
- Потапенко Т. Коллективное и индивидуальное в играх дошкольни-ков//Дошкольное воспитание. 1995. — № 12. — С. 18 — 21
- Приходько Ю.А. Возрастная динамика эмоциональных отношений к сверстнику в процессе совместной деятельности//Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье/Под ред. В. К. Котырло. М., 1987. — С.39−51
- Психолого-педагогические проблемы общения/Под ред. А.А. Бода-лева. М., 1979. — 161 с.
- Пуртова Т.В. Педагогические условия формирования произвольности в общении у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд пед. наук. -М., 1993. 24 с.- 182 182. Радина Е. И. Как надо общаться с ребенком/Под ред. Р.Орловой. -М., 1928. 33 с.
- Развитие общения у дошкольников/Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М., 1974. — 288 с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/Под. ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1986. — 172 с.
- Рейнстейн А.Э. Роль взрослого и сверстника в развитии речи дошкольников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1982. — 21 с.
- Репина Т.А. О путях изучения взаимоотношений дошкольников: Задачи и методы исследования/Ютношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально-психологического исследования/Под ред. Т. А. Репиной. М., 1978. — С.50−40
- Репина Т.А., Гостюхина О. М. Влияние самостоятельных игровых объединений на развитие справедливости в отношениях дошкольников//Дея-тельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т. А. Репиной. — М., 1987.-С.43−70
- Репина Т.А., Гостюхина О. М. Социально-психологические особенности самостоятельных детских игровых объединений//Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т. А. Репиной. — М., 1987. С: 13−42
- Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988. — 230 с.
- Репина Т.А., Арутюнова Л. А. Общение и взаимодействие ребенка в семье/Юбщение детей в детском саду и семье/Под ред. Т. А. Репиной, Р.Б.Стер-киной. М., 1990. — С.7−33
- Репина Т.А., Башлакова Л. И. Общение воспитателя со старшими дошкольниками и его влияние на характер детских отношений/Юбщение детей в детском саду и семье/Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. М., 1990. — С.34
- Романова Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992. — 256 с.
- Рояк А.А. Психологическая характеристика трудностей в отношениях у детей-дошкольников//Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально-психологического исследования/Под ред. Т. А. Репиной. -М., 1978. С.67−91
- Рояк А.А. Психологическая характеристика поведения дошкольников с эгоистическими тенденциями//Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т. А. Репиной. — М., 1987. С. 108−144
- Рояк А.А. Особенности психологического климата в игровых микрообъединениях дошкольников/Юбщение детей в детском саду и семье/Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. М., 1990. — С.120−136
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 424 с.
- Рузская А.Г., Ганошенко Н. И. Развитие потребности в общении со сверстниками в дошкольном возрасте//Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989. — С. 74 — 98
- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965. — 214 с.
- Сакулина Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателя. М., 1982. — 208 с.
- Саралийская JI.M. Особенности воспитания отзывчивости и взаимопомощи у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста: Диссертация. канд. пед. наук.- М., 1983. 159 с.
- Сахарный JI.B. Введение в психолингвистику: Курс лекций ЛГУ. -Л., 1989. 180 с.
- Сенько Т.В. Совместная трудовая деятельность дошкольников с высоким и низким статусом//Психология совместного труда детей: Книга для воспитателя детского сада, учителя/Под ред. Я. Л. Коломинского. Минск, 1987. -с.39−43.
- Сенько Т.В. Статусная психотерапия как метод коррекции поведения ребенка в группе детского сада//Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С.76−83
- Сенько Т.В. Особенности взаимоотношений на занятиях по тру-ду//Дошкольное воспитание. 1990. — № 5. — С. 50 — 53.
- Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов. М., 1987.- 94 с.
- Силивон В.А. Совместная изобразительная деятельность дошколь-ников//Психология совместного труда детей: Книга для воспитателя детского сада, учителя/Под ред. Я. Л. Коломинского. Минск, 1987. — С.23 — 32.
- Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М.,-1990. — 96 с.
- Слинько О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи//Дефектология. — 1992. — № 1. С.62- 68
- Смирнова Е.О., Ветрова В. В. Развитие средств общения дошкольников со сверстниками//Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989. — С. 122 — 144
- Смирнова Е., Витюк М. Вежливость — первая и самая приятная добродетели/Дошкольное воспитание. 1994. — № 3. — С. 7 -10
- Смирнова Р. А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1981. — 20 с.
- Соколова Н.Д. Особенности игровых действий умственно отсталых дошкольников//Дефектология. 1972. — № 2. — С. 72−75
- Соколова Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошколь-ников//Дошкольное воспитание аномальных детей/Под ред. Л. П. Носковой. -М., 1993.-С. 135−146
- Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980. — 190 с.
- Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи//Дефектология. 1996. — № 1. — С. 62 — 66
- Соловьева Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности//Дефектология. 1996. -№ 6. — С.61−11
- Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики//Труды по языкознанию. -М., 1977. С.52−85.
- Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. М., 1980.133 с.
- Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I IV классы). — М., 1980. — 192 с.
- Стеркина Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1977. — 15 с.
- Стеркина Р.Б. Социально-психологические особенности самостоятельных детских объединений в совместной продуктивной деятельности//Дея-тельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т. А. Репиной. — М., 1987. С.145−177
- Стеркина Р.Б., Лопатина Б. Г. Роль взаимооценок детей дошкольного возраста в регуляции их совместной продуктивной деятельности/Юбщение детей в детском саду и семье/Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. М., 1990. -С.75−92
- Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М., 1979 — 142 с.
- Субботский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения//Вопросы психологии. 1981 — № 2. — С.68 — 78
- Сушкова И. Формирование взаимопомощи у детей в подвижной иг-ре//Дошкольное воспитание. 1994. — № 3. — С. 10 — 14
- Терещук Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев, 1989. — 99 с.
- Тимофеева И. Организация коллективного труда//Дошкольное воспитание. 1991. — № 10. — С.19 — 24
- Титаренко Т.М. Психологические факторы, влияющие на эмоциональное отношение дошкольников к моральным нормам//Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье/Под ред. В. К. Котырло. -М., 1987. С.22−38
- Тищенко С.П. Влияние оценочных характеристик родителей на формирование эмоций ребенка//Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье/Под ред. В. К. Котырло. М., 1987. — С.92−112
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 1995. — 291 с.
- Усачева Л.Н. Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с недоразвитием речи (сюжетно-ролевая игра)//Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983. — 24 с.
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976. — 96 с.
- Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. М., 1979. — 248 с.- 187 242. Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении.-М., 1989.- 191 с.
- Ушакова Т.Н. Психология речи и психолингвистика//Психологиче-ский журнал.- 1991. Т.12. — № 6. — С. 12 — 24
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста//Дефекто-логия. 1985. — № 4. — С.72−78
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старших группах специального детского сада//Дефекто-логия. 1986. — № 3. — С.50−55
- Филлмор Ч.Дж. Дело о падеже//Новое в зарубежной лингвистике/Под ред. Б. Ю. Городецкого. М., 1981. — Вып. 10. — С. 369−496
- Филлмор Ч.Дж. Основные проблемы лексической семантики/Шовое в зарубежной лингвистике/Под ред. Б. Ю. Городецкого. М., 1983. — Вып. 12. -С.74−123
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника/Под ред. В. Н. Шацкой. М., 1961. — 334 с.
- Формирование коллективных взаимоотношений у старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх: Методические рекомендации для руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений/Отв. за выпуск А. М. Бунькова. Куйбышев, 1983. — 39 с.
- Халилова Л.Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи//Психолингвистика и современная логопедия/Под ред. Л. Б. Халиловой. М., 1997. — С.227−240
- Хоккет Ч. Грамматика для слушающего//Новое в лингвистике/Под ред. Б. Ю. Городецкого. М., 1965. — Вып.4. — С.139−166.
- Холева Л.А. Некоторые особенности межличностных отношений дошкольников в трудовой деятельности//Психология совместного труда детей: Книга для воспитателя детского сада, учителя/Под ред. Я. Л. Коломинского. -Минск, 1987.-с. 14−22
- Хомский Н. Язык и мышление/Под ред. В. В. Раскина. М., 1972.122 с.
- Хомякова И.С. Воспитание заботливого отношения к окружающим у шестилетних детей в семье и детском саду: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1991.-17 с.
- Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособия для пед. училищ. М., 1971. — 208 с.
- Цуканова Е.В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности/Шроблема общения в психоло-гии/Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М., 1981. — С Л 48 -167
- Цукерман Г. А. Формирование учебной деятельности в коллективно-распределенной форме (на материале экспериментального обучения родному языку в начальной школе): Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1980. — 17 с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика/Под ред. М. И. Буянова М., 1995.- 160 с.
- Шаховская С.Н. Алалии//Расстройства речи у детей и подростков/Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1969. — С. 156−176
- Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи/Под ред. Л. Б. Халиловой. М., 1997. — С.240−250
- Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению//Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С.103−107
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопросы психологии. -1971. № 4. — С. 6 — 21
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Москва-Воронеж, 1995.-416 с.
- Яницкая Е.Ю. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада (седьмой год жизни). -Киев, 1984. 24 с.
- Ястребова А.В. Коррекция общего недоразвития речи у учащихся первых классов общеобразовательных школ: Сообщение//Дефектология. -1983. № 5. — С.59−65
- Cofer Ch.N., Foley J.P. Mediated generalization and the interpretation of verbat behavior: I. Prolegomena//Psycol rev, 1942. Vol. 49. — N6. — P.513−540
- Harris Z. S. Discourse analysis// Language. Baltimore, 1952. Vol 28, N 1. — P.7−16.- 190 276. Miller G.A. Some psychological siudies of grammar//Amarican Psychol, 1962. Vol. 17, N11.- P.748−762
- Miller G.A. Linguistic aspects of cognition: Predication and meaning, Mineographed paper/Rockefeller University. New York, 1968. — 21 p.
- Miller G.A. Empirical methods in the study of semantics//Semantics. An interdisciplinary reader in philosophy, linguistics and psychology/Ed. by D.D. Steinberg, L.A. Jacobovits. Cambridje: University Press. — Cambridje, England, 1971. — P.569−585
- Osgood Ch. E. On understanding and creating sentences//American Psychologist, 1963. Vol. 18, N12. — P. 735−751
- Osgood Ch. E. Exploration in semantic space: A personal diary// J. Social Issues, 1971. Vol.27, N4. — P.5−64
- Searle J.P. Speech acts: an essay in the philosophy of language. London: Cambridje: University Press. — Cambridje, England, 1969. — 203 p.
- Wales R.J., Marshall J.C. The organization of linguistic periormance//Psycholinguistics papers/Eds. J. Lyon, R.J.Wales. Edinburgh: Univ. Press, 1966. — P.27−95