Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментальное изучение проводилось в три этапа. На первом этапе (1993;1994 гг.) осуществлялся анализ теоретических источников интересующей нас проблемы и разработка методики констатирующей фазы исследования. На втором этапе (1995;96 гг.) проводилось экспериментальное изучение коммуни-ктаивной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе их взаимодействия со взрослыми… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современные тенденции исследования коммуникативной деятельности в психологии и психолингвистике
    • 1. 1. Психологический анализ деятельности общения
    • 1. 2. Онтогенез коммуникативной деятельности ребенка.. 18 Общение детей в семье
  • Общение ребенка со сверстниками
  • Педагогическое общение
    • 1. 3. Особенности общения детей с нарушениями речи
  • Глава 2. Экспериментальное изучение коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи
    • 2. 1. Организация и условия проведения психолого-педагогического исследования
    • 2. 2. Содержание экспериментальной методики
    • 2. 3. Специфика коммуникативного поведения детей с общим недоразвитием речи (по данным экспериментального исследования)
      • 2. 3. 1. Характер общения дошкольников со сверстниками
      • 2. 3. 2. Особенности общения детей в семье
      • 2. 3. 3. Изучение деятельности общения в условиях педагогического коллектива
  • Глава 3. Методика формирования коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи (экспериментальное обучение)
    • 3. 1. Методические основы организации коррекционно-педагогического процесса
    • 3. 2. Содержание методики экспериментального обучения
    • I. этап экспериментального обучения — пропедевтический
      • 3. 2. 1. Цели, задачи и содержание коррекционной работы
      • 3. 2. 2. Ход I этапа обучающего эксперимента и его результаты
  • П этап экспериментального обучения— основной
    • 3. 3. 1. Цели, задачи и содержание коррекционной работы
      • 3. 3. 2. Ход II этапа экспериментального обучения и его результаты
  • Ш этап экспериментального обучения — завершающий
    • 3. 4. 1. Цели, задачи и содержание коррекционной работы
      • 3. 4. 2. Ход III этапа экспериментального обучения и обсуждение его результатов. 3.5. Результаты обучающего эксперимента
      • 3. 5. 1. Условия проведения контрольного эксперимента
      • 3. 5. 2. Результаты контрольного эксперимента

Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основной задачей дошкольного образования в современный период становится гуманистический характер воспитания и обучения детей. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С.Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Многочисленные публикации Б. М. Гриншпуна, Г. В. Гуровец, Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой, Л. Б. Халиловой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской и др. указывают на факт наличия у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений коммуникативного акта, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью когнитивных процессов. Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации коррекционно-логопедической работы с данной категорией детей, в настоящий момент нет целостного представления о закономерностях становления у них навыков общениянедостаточно изучены адекватные условия, способствующие полноценному формированию основных операциональных компонентов их коммуникативного акта.

Современная педагогическая практика настоятельно требует от логопедов научно аргументированного подхода к анализу коммуникативного поведения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, объективной информации, отражающей сложный характер зависимости между уровнем сформированности их коммуникативной способности и состоянием речемыс-лительной деятельности, конкретных коррекционно-педагогических рекомендаций, обеспечивающих им полноценное формирование всех звеньев речевого общения.

Известный нам опыт привлечения психолого-педагогического подхода к исследованию различных аспектов коммуникативного поведения детей данного контингента нередко характеризуется неунифицированным использованием разрозненных психологических методик, позволяющих экспериментатору ориентироваться скорее на собственный интуитивно-эмпирический анализ результатов исследования, нежели на объективные параметры оценки коммуникативного развития дошкольников с общим недоразвитием речи: уровень сформированное&tradeмотивационно-потребностной сферы, степень зрелости операциональных механизмов коммуникативного акта, характер использования речевых и паралингвистических средств.

Актуальность диссертационного исследования, таким образом, наряду с рассмотрением теоретического аспекта проблемы, определяется практической потребностью коррекционной педагогики в определении содержания коммуникативно ориентированного обучения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, разработке соответствующих уровню их речевого и когнитивного развития приемов и методов коррекционно-педагогического воздействия, определении реальных возможностей оптимизации учебного и игрового процессов за счет усиления коммуникативной направленности каждого из них.

Проблема исследования непосредственно связана с изучением специфики коммуникативного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обоснованием на этой основе путей и методов формирования у них основных компонентов деятельности общения, выявлением реальных условий его оптимизации. Решение данной проблемы определило цель диссертационного исследования.

Методологическую основу исследования составили положения общей, возрастной, специальной психологии и педагогики о ведущей роли общения в развитии личности ребенкао значении различных видов детской деятельности в процессе становления коммуникативных умений и навыково комплексном характере формирования общения детей со взрослыми и сверстниками.

В основу настоящего исследования была положена гипотеза о том, что коррекционно-педагогическая работа, направленная на формирование коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи, должна иметь комплексный характер, базирующийся на усилении социальной направленности обучения, формировании у детей положительной мотивации в восприятии сверстника, развитии партнерства и кооперативных навыков в различных видах деятельности, овладении лингвистическими и паралингвистически-ми средствами реализации деятельности общения.

В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой перед исследованием были поставлены следующие конкретные задачи: ¦ проанализировать общую и специальную литературу по проблеме исследования, определить теоретические основы формирования навыков коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речисоздать унифицированный набор экспериментально-психологических методик исследования коммуникативной деятельности и апробировать их на детях старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиизучить состояние коммуникативных умений и навыков детей данного контингента, реализуемых ими в семье, детском коллективе и в общении с педагогамиопределить коррекционно-педагогические пути и методы формирования коммуникативного поведения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и обосновать на этой основе методические рекомендации, необходимые для совершенствования логопедической работы с данной категорией детей.

Объектом исследования явилась коммуникативная деятельность детей с общим недоразвитием речи.

В качестве предмета специального изучения выступали коррекционно-педагогические условия формирования коммуникативной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи, реализуемые в процессе логопедической работы с ними.

С целью решения поставленных нами задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались разнообразные методы, позволяющие наиболее углубленно и тщательно изучить круг обозначенных проблем: анализ литературных источников по теме исследования, констатирующий и обучающий эксперименты, количественная и качественная обработка полученных результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые получены данные, характеризующие состояние операциональной стороны коммуникативного акта у дошкольников с общим недоразвитием речина уровне конкретных экспериментальных фактов уточнены представления об особенностях их речевого и когнитивного развития в процессе моделирования коммуникативного поведениявыявлена типология присущих данной категории испытуемых стойких коммуникативных недочетов в ходе их общения со сверстниками и взрослыми.

Используя современные данные психологии, лингвистики и коррекцион-ной педагогики, научно обоснована необходимость комплексного подхода к формированию основных компонентов коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, определены условия его адекватной реализации в процессе логопедической работы в специальных дошкольных учреждениях. Экспериментально доказано, что апробируемая система психолого-педагогического воздействия должна иметь комплексный характер и включаться во все виды коррекционных мероприятий в специальных группах логопедических дошкольных учреждений.

Практическая значимость работы. Коррекционно-педагогический комплекс, направленный на формирование коммуникативной деятельности у детей, реализован в логопедической работе с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. Его внедрение привело к существенным позитивным изменениям в структуре сложного дефекта при общем недоразвитии речи, обеспечило рациональную организацию коррекционно-логопедического процесса в условиях коммуникативно ориентированного обучения. Результаты исследования нашли отражение в методических рекомендациях по формированию общения детей с тяжелой речевой патологиейявились содержанием научных публикаций и учебных дисциплин, разработанных автором для студентов педагогических ВУЗов («Психология общения», «Логопсихология»). Разработанный коррекционно-педагогический комплекс может применяться в процессе работы с различными категориями детей, имеющими отклонения в развитии. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке и повышении квалификации дефектологов и воспитателей специальных дошкольных учреждений.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологическим подходом к формированию деятельности общения дошкольников с общим недоразвитием речи, ее многоаспектным рассмотрением, разноплановым использованием инструментально-психологического и методического аппаратов исследования, надежностью методик, выбранных для исследованиясочетанием количественного и качественного анализа полученных результатов, подтвержденных экспериментально-опытным путем.

Апробация результатов работы. Предлагаемые приемы коррекционно-педагогического воздействия внедрялись в практику работы ДОУ № 582 и № 750. Результаты исследования нашли отражение в докладах конференции «Молодые ученые» МПГУ (1995;1997), обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии (дошкольной дефектологии) МПГУ, использовались при чтении лекций и проведении практических занятий со студентами отделения дошкольной дефектологии дефектологического факультета МПГУ, на факультете коррекционной педагогики и специальной психологии МОСУ в г. г. Новом Уренгое, Элисте, Пензе, на дефектологическом факультет СГИ в г. г. Мурманске, Калининграде.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе групп для детей с общим недоразвитием речи ДОУ № 582 и № 750 города Москвы. На различных этапах экспериментальной проверки исследованием было охвачено 117 дошкольников с общим недоразвитием речи шестого года жизни (включая основную экспериментальную и контрольную группы).

Экспериментальное изучение проводилось в три этапа. На первом этапе (1993;1994 гг.) осуществлялся анализ теоретических источников интересующей нас проблемы и разработка методики констатирующей фазы исследования. На втором этапе (1995;96 гг.) проводилось экспериментальное изучение коммуни-ктаивной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе их взаимодействия со взрослыми и сверстниками, анализировались результаты констатирующего эксперимента. На третьем этапе исследования (1996;98 гг.) разрабатывались приемы и методы формирования навыков общения со сверстниками детей с общим недоразвитием речи, внедрялась и апробировалась система комплексного коррекционно-педгогического воздействия в практику работы специальных дошкольных учреждений, анализировались результаты контрольного эксперимента, формулировались исходные положения и выводы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. У дошкольников с общим недоразвитием речи наряду с лексико-грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями имеются стойкие нарушения основных компонентов деятельности общения, проявляющиеся в незрелости ее мотивационно-потребностной сферы и качественном несовершенстве речеязыковых, когнитивных и паралингвистических средств, необходимых для целостной реализации данного вида деятельности.

2. В основу коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, должен быть положен коммуникативно ориентированный подход, основу которого составляет: усиление социальной направленности обучения, формирование у детей положительной мотивации в восприятии сверстника, развитие партнерства и кооперативных навыков в различных видах деятельности, овладение лингвистическими и паралингвистичес-кими средствами реализации общения.

3. Комплексное, поэтапное формирование деятельности общения у детей данного контингента, внедрение коммуникативно ориентированного обучения в практику их дошкольного воспитания и обучения не только изменит характер коммуникативного поведения детей со стойкой речевой патологией, но и значительно повысит эффективность коррекционно-педагогических (логопедических) мероприятий, направленных на преодоление общего недоразвития речи.

— 166-ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В современный период развития коррекционной педагогики особую актуальность приобретает проблема исследования коммуникативного поведения детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста, выявление их потенциальных возможностей к установлению речевого контакта с собеседниками, реализуемого в рамках определенной прагматической ситуации. Экспериментальное изучение коммуникативных умений и навыков детей данного контингента, проведенное в сравнительном плане с нормально развивающимися детьми, позволило нам сделать ряд принципиальных для настоящего исследования выводов.

Психолого-педагогический анализ деятельности общения детей с общим недоразвитием речи обеспечил нас достаточно объективными данными, отражающими специфику коммуникативного поведения исследуемой категории детей. Использование полученных данных послужило основанием не только для дифференциации различных групп испытуемых, но и для констатации их индивидуальных различий, выявленных в процессе апробируемого нами подхода.

Экспериментальное изучение коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи прежде всего показало, что она значительно отличается от процесса общения их нормально развивающихся сверстников как по уровню своего развития, так и по основным качественным показателям. Ограниченные возможности речевой коммуникации, весьма характерные для дошкольников данного контингента, нередко сопровождаются снижением мотивационно-потребностной сферы общения, трудностями реализации речевых и паралингвистических средств, сравнительно медленным усвоением языковых понятий. Обнаруживая себя на этапе дошкольного детства, комплекс нарушений речевого и когнитивного порядка заметно препятствует организации коммуникативного поведения ребенка с общим недоразвитием речи, затрудняет его речевой контакт со взрослым, способствует изоляции от коллектива сверстников.

Целостное изучение различных аспектов коммуникативной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи, свидетельствующее о наличии у них стойких нарушений речевого и когнитивного поведения, убедило нас в необходимости разработки специальной методики, направленной на коррекцию основных структурных компонентов их коммуникативного акта. Основу данного методического подхода составила ориентация на активную речевую практику детей в процессе организации их совместной деятельности, формирование стойкой мотивации общения и адекватных форм коммуникативного поведения, непосредственно влияющих на выбор средств общения, порождение продукта коммуникативной деятельности, способы и результаты его интерпретации.

Результаты контрольного эксперимента, направленного на изучение эффективности предложенной нами методики, обнаружили, что по основным параметрам общения дошкольники с общим недоразвитием речи приблизились к их нормально развивающимся сверстникамих отличала сформированность всех компонентов сложной структуры деятельности общения: ее мотивацион-но-потребностного плана, формирующей и реализующей фаз коммуникативного акта, основанных на выборе необходимых для результативного общения речевых и паралингвистических средств.

Предложенная нами программа комплексного развития коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, имеющая целью отработку всех звеньев сложной по своей психологической организации деятельности общения, позволяет решить целый круг вопросов, непосредственно связанных с их речевым и умственным развитием. Результаты обучения свидетельствуют о необходимости включения в практику дошкольных логопедических учреждений апробированной нами методики, основными компонентами которой являются: усиление социальной направленности воспитания ребенка, развитие положительной мотивации в восприятии сверстника, формирование кооперативных навыков и партнерства в различных видах совместной деятельности, овладение речевыми и неречевыми средствами общения.

Принимая во внимание всю сложность рассматриваемого в диссертационном исследовании вопроса, считаем необходимым подчеркнуть, что комплексное изучение коммуникативной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи намечает реальные возможности для широкого использования психолого-педагогического эксперимента в диагностических, прогностических и коррекционно-методических целях, а также открывает дальнейшие перспективы совершенствования ныне действующих программ логопедических дошкольных учреждений с учетом обязательного введения коммуникативно ориентированного метода в практику их обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Х. Воспитание у старших дошкольников эмоционально-положительного отношения к сверстникам: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ташкент, 1991. — 23 с.
  2. А.В. Особенности поведения застенчивых детей и методы их воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1976. — 13 с.
  3. .Г. К постановке проблемы развития детского самосозна-ния//Избр. психол. тр.: В 2 т.- М., 1980. Т.2. — С. 103 — 127
  4. Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1983. — 23 с.
  5. Т.В. Значение способов общения в игре для регуляции детских отношений//Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т. А. Репиной. — М., 1987. С.71−107
  6. Т.В. Коммуникативные воздействия ребенка на сверстников при организации продуктивной деятельности/Юбщение детей в детском саду и семье/Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. М., 1990. — С.93−109
  7. Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968. — 442 с.
  8. Архипов, а Е. А. Влияние совместной продуктивной деятельности на проявление активности старших дошкольников//Психология совместного труда детей: Книга для воспитателя детского сада, учителя/Под ред. Я.Л.Коломин-ского. Минск, 1987. — С.32−39 «
  9. Д.Й. Игра как средство активизации речевого общения умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста: Диссертация. канд. пед. наук. М., 1987. — 187 с.
  10. Д.Й. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации//Дефектология. 1987. — № 4. — С. 76 — 80
  11. Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речи, порождение речевого высказывания//Исследование речевого мышления в психолингви-стике/Ахутина Т.В., Горелов И. Н., Залевская А. А. и др.- отв. ред. Тарасов Е. Ф. -М., 1985,-С.99−116.
  12. Т.В. (Рябова). Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989. — 215 с.
  13. Д.Д. Воспитание уважения к старшим у детей 6−7 лет в условиях семьи и детского сада: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1976. — 24 с.
  14. Ш. Французская стилистика. М., 1961. — С.240−243.
  15. Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 16 с.
  16. Х.Т. Развитие избирательного отношения к зрительным воздействиям у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1978. — 28 с.
  17. В.И. Взаимоотношения детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками: Авотреф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. — 24 с.
  18. А.Н. Представления дошкольников о труде взрослых// Психология совместного труда детей: Книга для воспитателя детского сада, учителя/Под ред. Я. Л. Коломинского. Минск, 1987. — С.47 — 49
  19. В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). М., 1977. — 176 с.
  20. Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив: Психолого-педагогическое исследование. Минск, 1975. — 160 с.
  21. Л. Язык. М., 1968. — С. 12−14, 574−576.
  22. А.А., Новикова Л. И. Психолого-педагогическое исследование проблемы общения школьников//Советская педагогика. 1979. — № 5. — С. 138−140
  23. А.А. Личность и общение. М., 1995. — 328 с.
  24. Л.И. Проблемы формирования личности. Москва-Воронеж, 1995. — 352 с.
  25. Р.С. Развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной трудовой деятельности: Диссертация. канд. пед. наук. М., 1968. — 196 с.
  26. Р.С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детского сада. М., 1985. — 143 с.
  27. Е.Н. Особенности формирования положительного эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к близким взрослым и сверстникам: Диссертация. канд. пед. наук. Н. Новгород, 1994. — 223 с.
  28. И.Г. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией в процессе трудового воспитания: Автореф. дис.. канд пед. наук. М., 1989. — 18 с.
  29. Т.А. Формирование дружеских взаимоотношений детей пятого года жизни: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975. — 23 с.
  30. И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М., 1990. — 184 с.
  31. .С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте: Учебное пособие. М., 1996. — 102 с.
  32. Г. А. Реакция негативизма в поведении заикающихся де-тей//Изучение и коррекция речевых расстройств: Межвузовский сб. научных трудов. ЛГПИ им. А.И.Герцена/Отв. ред. Л. Г. Парамонова Л., 1986. — С. 12 -18
  33. В.К. Лексико-семантические особенности речи детей с ала-лией//Расстройства речи и голоса в детском возрасте: Сб. трудов/Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. М., 1973. — С. 176−185
  34. В.К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией//Нарушения речи и голоса у детей/Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. М., 1975. — С. 55−64
  35. В.К. Развитие связности высказывания учащихся с моторной алалией/Юбучение и воспитание детей с нарушениями речи: Сб. научных трудов МГПИ им. В.И.Ленина/Отв. ред. В. И. Селиверстов. М., 1982. — С. 20 -31
  36. В.К. О некоторых приемах обучения связной речи учащихся с моторной алалией//Изучение и коррекция речевых расстройств: Межвуз. сб. науч. тр. ЛГПИ им. А.И.Герцена/Ред. колл. Л. Г. Парамонова (отв. ред.) и др. Л., 1986. — С. 57−68
  37. В.К. Формирование связной речи учащихся с моторной алалией: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 16 с.
  38. Д.И. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений коллективно планировать совместную деятельность (на материале аппликации): Автореферат дис.. канд. пед. наук. Л., 1975. — 20 с.
  39. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях/Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной. М., 1960. — 346 с.
  40. Воспитатели и родители: Из опыта работы/Сост. Л. В. Загик, В. И. Иванова -М., 1985.-96 с.
  41. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского са-да/(Л.В.Загик, Т. А. Куликова, ТА. Маркова) — под ред. Н. Ф. Виноградова. М., 1989. — 188 с.
  42. Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М., 1975. — 174 с.
  43. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.-93 с.
  44. Л.С. Мышление и речь: Собр. сочинений в 6 т. М. — 1996. -416 с.
  45. Л.А., Свадковская И. И. Индивидуальные особенности общительности шестилеток в совместной деятельностиУ/Психология совместного труда детей: Книга для воспитателя детского сада, учителя/Под ред. Я.Л.Коло-минского. Минск, 1987. — С.56- 60
  46. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий//Психологическая наука в СССР: Сб. статей/Ред. колл. Б. Г. Ананьев и др. М., 1959. — Т. 1. — С. 441 — 469
  47. Р.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций. М., 1978. — 118 с.
  48. П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. -М., 1985. -45 с.
  49. Ю.Ф. Занятия по аппликации и конструированию в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитием речи//Дефектология. 1990. — № 3. — С. 57−63
  50. Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи: (Методические рекомендации для воспитателей) М., 1992. — 60 с.
  51. Генетические проблемы социальной психологии: Сб. статей/Под ред. Я. Л. Коломинского, М. И. Лисиной. Минск, 1985. — 206 с.
  52. Д.Б. Влияние общения со взрослыми на общение детей со сверстниками//Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии: Сб. научн. тр./Под ред. М. И. Лисиной М., 1980. — С.78−98
  53. Д.Б. Развитие мотивов общения со сверстниками//Разви-тие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989. -С. 99 — 121
  54. В.А. Формирование поведения детей в детском саду. М., 1957. — 160 с.
  55. И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980.104 с.- 17 361. Гостюхина О. М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование справедливых отношений дошкольников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1984.- 24 с.
  56. О.Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией//Дефектология. 1995. — № 6. — С.7- 16
  57. Г. В. Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушениями зрения//Дефектология. 1996. — № 4. — С. 84−88 !
  58. .М. Недоразвитие речи у дошколь’ников//Дошкольное воспитание. 1968. — № 8. — С.63−67
  59. .М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов//Нарушения речи и голоса у детей/Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. М., 1975. — С.71−80
  60. .М., Селиверстов В. И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной ре-чью//Дефектология 1988. — № 3. — С.81 — 84
  61. Г. С., Барменкова Т. Д. Особенности воспроизведения текстового сообщения детьми с общим недоразвитием речи//Психолингвистика и современная логопедия/Под ред. Л. Б. Халиловой. М., 1997. — С. 179- 193
  62. В.Н. Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности: Диссертация. канд. пед. наук. М., 1994. — 166 с.
  63. Р.И. Особенности мотивов общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1983. — 27 с.
  64. Т.М. Организация й методы лингвопсихологического исследования массовой коммуникации. М., 1979. — 281 с.
  65. М.Г. Возникновение активной речи в процессе сотрудничества с взрослыми у детей раннего возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М, 1977. 16 с.
  66. М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников//Дошкольное воспитание 1995. -№ 9. — С. 21−28
  67. Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста: Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 22 с.
  68. .П. Роль игры в формировании социально-психологической готовности к совместному труду//Психология совместного труда детей: Книга для воспитателя детского сада, учителя/Под ред. Я. Л. Коломинского. -Минск, 1987. С. 49 — 56
  69. Н.И. Механизмы речи. М., 1958. — 370 с.
  70. Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982. — 160 с.
  71. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990 — 239 с.
  72. Н.С. Отклонения в развитии детской речи. М., 1994. — 128 с.
  73. Е.В. Развитие творчества дошкольников в игре//Воспита-ние детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. А.К.Бондарен-ко, А. И. Матусик. М., 1993. — С. 1 — 22
  74. И.А. О смысловом восприятии речи//Психологические вопросы обучения иностранцев русскому языку: Сб. статей/Под ред. А. А. Леонтьева, Т. В. Рябовой М., 1972. — С. 22 — 32.
  75. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978. — 160 с.
  76. И.О. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников: Учебно-методическое пособие. Пенза, 1995.- 64 с.
  77. Р.А. Зависимость структуры детских объединений от некоторых условий проведения совместных игр//Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально-психологического исследования/Под ред. Т. А. Репиной. М., 1978. — С. 153 — 168
  78. Т. Воспитание культуры поведения у дошкольников//До-школьное воспитание. 1990. — № 11. — С. 10 — 13
  79. К.Е. Эмоции человека: Пер. с англ./Под ред. JI.-Я.Гозмана, М. С. Егоровой. М., 1980. — 439 с.
  80. Г. А. О нарушении коммуникации у детей с недостатками речевой функции//Вопросы педагогики и психологии общения. Фрунзе, 1975. — Вып.1. — С. 97 -100
  81. Т.Г. Рисуют младшие дошкольники: Пособие для воспитателя. М., 1971. — 110 с.
  82. Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольни-kobV М., 1980. 160 с.
  83. В. Роль оценки в формировании взаимоотношений старших дошкольников//Дошкольное воспитание. 1990. — № 7. — С. 23 — 25
  84. П.Ф. Избранные педагогические сочинения/Под ред. М. А. Арсенева. М., 1982. — 704 с.
  85. А.В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов педагогических институтов. М., 1985. — 269 с.
  86. В.А. Экспрессивная алалия. Л., 1985. — 88 с.
  87. С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. М., 1988. — 102 с.
  88. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976. — 350 с.
  89. Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984. -106 с.
  90. Я.Л., Панько Е. А. Что такое педагогическое обще-ние//Дошкольное воспитание. 1985. — № 6. — С. 39 — 43
  91. Я.Л., Финькевич Л. В. Осознание шестилетками игры и труда как различных видов деятельности//Психология совместного труда детей: Книга для воспитателя детского сада, учителя/Под ред. Я. Л. Коломинского. Минск, 1987. — С.60−68
  92. Г. В. Паралингвистика. М., 1974. — 81 с.
  93. Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. -М., 1984. 175 с.
  94. Т.И. Влияние общения детей со взрослыми на формирование типов взаимоотношений со сверстниками//Новые исследования в психологии. М., 1977. — № 1. — С. 45−49
  95. В.В. Формирование отношений между взрослыми и детьми в семье и детском саду: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1967. — 16 с.
  96. Г. В. Игра в жизни детей с недоразвитием речи//Дошкольное воспитание. 1968. — № 8. — С.67−69
  97. В.К. Пути изучения у дошкольников эмоционального отношения к другим людям//Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье//Под ред. В. К. Котырло. М., 1987. — С.8−22
  98. В.К., Приходько Ю. А. Детерминация переживаний детей мотивами совместной деятельности//Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье/УПод ред. В. К. Котырло. М., 1987. — С.52−69
  99. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991. — 150 с.
  100. Е., Пуртова Т. Учите детей общаться//Дошкольное воспитание. 1995. — № 11. — С. 73−78
  101. Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Книга для воспитателей детского сада и родителей. М., 1996. — 157 с.
  102. Л.В. Формирование нравственной активности у детей старшего дошкольного возраста в совместной продуктивной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985. — 23 с.
  103. Ю.В. Алгоритмы порождения речи. Орджоникидзе, 1990. — 235 с.
  104. P.JI. Влияние мотивации на взаимоотношения де-тей//Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально-психологического исследования/Под ред. ТА.Репиной. М., 1978. — С. 181 — 193
  105. С.Е. Развитие эмоциональных взаимоотношений между детьми и воспитателями в детском саду//Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье/Под ред. В. К. Котырло. М., 1987. -С.70−91 :
  106. Г. П. Культура общения дошкольников. Киев, 1988.125 с.
  107. С.А. Формирование у дошкольников эмоциональной отзывчивости к членам семьи//Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье//Под ред. В. К. Котырло. М., 1987. — С. 113. -139
  108. А.А. Психолингвистика. Л, 1967. — 118 с.
  109. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. — 214 с.
  110. А.А. Психология общения. Тарту, 1974. — 219 с.
  111. А.А. Педагогическое общение. М., 1979. — 47 с.
  112. АН. Проблемы развития психики. М., 1981. — 584 с.
  113. А.Н. Психологические основы дошкольной игры//Избр. психол. произв.: В 2 т.- М., 1983. Т.1. — С.303−324
  114. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.- 174 с.
  115. Л.В. Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1982, -22 с.
  116. Л .В. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками//Дошкольное воспитание. 1990. — № 7. — С. 18−22
  117. В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника//Дошкольное воспитание. 1994. — № 3. — С.4 — 7
  118. М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 1974. — 36 с.
  119. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. — 143 с.
  120. .Ф. Проблема общения в психологии/Проблема общения в психологии/Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М., 1981. — С. 3 — 23
  121. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975. — 253с.
  122. Г. Обучение дошкольников «языку чувств'7/Дошкольное воспитание. 1996. — № 2. — С. 4 — 13
  123. С.С. О некоторых актуальных вопросах современной логопедии//Расстройства речи и голоса в детском возрасте: Сб. тр. МГПИ им. В.И.Ленина/Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. М., 1973. — С.5−12
  124. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. -М., 1974. 239 с.
  125. Т. Игра и труд в дошкольном детстве//Дошкольное воспитание. 1995. — № 12. — с. 12 -18
  126. Е.М. О нарушениях гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи//Дефектология. 1976. — № 1. — С. 13 — 17
  127. С.Ю. Психологический анализ «комплекса оживления» у младенцев: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1979., — 16 с.
  128. С.А., Лазарева Р. Г. О способах обследования детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи//Дефектология. -1983. № 1. — С.52−55
  129. С.А. Речь взрослого как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи//Дефектология. 1986. — № 4. — С. 64−68
  130. С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991. — 208 с.-180 153. Моральное воспитание дошкольников: Из опыта работы/Сост. Л. В. Артемова, Е. Н. Таранова.- Киев, 1984. 136 с.
  131. Г. И. Самооценка как фактор регуляции морального поведения дошкольников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1985. — 19 с.
  132. В.П. Вокальный слух и голос. М., 1965. — 86 с.
  133. В.П. Тайны вокальной речи. Л., 1967. — 204 с.
  134. В.П. Биофизические основы вокальной речи. Л., 1977.231 с.
  135. В.П. Занимательная биоаккустика. М., 1987. — 204 с.
  136. В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты//Психологический журнал. — 1993. — Т. 14. — № 1. С. 18−32
  137. B.C. Психология дошкольника. М., 1975. — 240 с.
  138. Нарушение речи у дошкольников (Н.И.Жинкин, Р.А.Белова-Давид, А. Я. Иванова и др.)/Сост. Р.А.Белова-Давид. М., 1972. — 232 с.
  139. Я.З. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе//Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников: Сб. статей/Под. ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1965. — С.396−419
  140. В.Г., Маркова Т. А., Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М., 1968.-382 с.
  141. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.-метод. пособие/Под ред. Л. Б. Баряевой,
  142. A.П.Зарин, Н. Д. Соколовой. Спб., 1996. — 95 с.
  143. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми/Под ред. М. И. Лисиной. М., 1985. — 207 с.'
  144. Общение как педагогическая проблема: Сб. науч. тр./Под ред. А. В. Мудрика. М., 1974. — 95 с.
  145. Общение. Текст. Высказывание/(Т.А.Андрошенко, В. И. Батов,
  146. B.Н.Белянин и др.) — отв. ред. Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов. М., 1989. — 172 с.
  147. Общение: теоретические и прагматические проблемы/Ред. коллегия: Е. Ф. Тарасов, Ю. А. Сорокин, Н. В. Уфимцева. М., 1978. — 180 с.
  148. О.С., Гончарук JI.E. Личностные особенности больных со спастической дисфонией//Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности: Межвуз. сб. науч. тр./Отв. ред. В. И. Селиверстов. — М., 1983. С. 75 — 82
  149. Основы дошкольной педагогики/(А.В.Запорожец, Т .А.Маркова, Л.А.Венгер) — под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М., 1980. — 271 с.
  150. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968. 367 с.
  151. Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М., 1990. — 159 с.
  152. В.А. Формирование положительных взаимоотношений детей шестого года жизни в совместной трудовой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1982 — 25 с.
  153. М.А. Игротерапия общения: (Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений). М., 1995. — 60 с.
  154. О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров со сверстниками в сюжетно-ролевых играх (старший дошкольный возраст): Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1993. — 21 с.
  155. . Речь и мышление ребенка. Спб., 1997. — 250 с.
  156. Т. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей//Дошкольное воспитание. 1992. — № 3. — С. 10 — 14
  157. Т. Коллективное и индивидуальное в играх дошкольни-ков//Дошкольное воспитание. 1995. — № 12. — С. 18 — 21
  158. Ю.А. Возрастная динамика эмоциональных отношений к сверстнику в процессе совместной деятельности//Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье/Под ред. В. К. Котырло. М., 1987. — С.39−51
  159. Психолого-педагогические проблемы общения/Под ред. А.А. Бода-лева. М., 1979. — 161 с.
  160. Т.В. Педагогические условия формирования произвольности в общении у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд пед. наук. -М., 1993. 24 с.- 182 182. Радина Е. И. Как надо общаться с ребенком/Под ред. Р.Орловой. -М., 1928. 33 с.
  161. Развитие общения у дошкольников/Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М., 1974. — 288 с.
  162. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/Под. ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1986. — 172 с.
  163. А.Э. Роль взрослого и сверстника в развитии речи дошкольников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1982. — 21 с.
  164. Т.А. О путях изучения взаимоотношений дошкольников: Задачи и методы исследования/Ютношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально-психологического исследования/Под ред. Т. А. Репиной. М., 1978. — С.50−40
  165. Т.А., Гостюхина О. М. Влияние самостоятельных игровых объединений на развитие справедливости в отношениях дошкольников//Дея-тельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т. А. Репиной. — М., 1987.-С.43−70
  166. Т.А., Гостюхина О. М. Социально-психологические особенности самостоятельных детских игровых объединений//Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т. А. Репиной. — М., 1987. С: 13−42
  167. Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988. — 230 с.
  168. Т.А., Арутюнова Л. А. Общение и взаимодействие ребенка в семье/Юбщение детей в детском саду и семье/Под ред. Т. А. Репиной, Р.Б.Стер-киной. М., 1990. — С.7−33
  169. Т.А., Башлакова Л. И. Общение воспитателя со старшими дошкольниками и его влияние на характер детских отношений/Юбщение детей в детском саду и семье/Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. М., 1990. — С.34
  170. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992. — 256 с.
  171. А.А. Психологическая характеристика трудностей в отношениях у детей-дошкольников//Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально-психологического исследования/Под ред. Т. А. Репиной. -М., 1978. С.67−91
  172. А.А. Психологическая характеристика поведения дошкольников с эгоистическими тенденциями//Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т. А. Репиной. — М., 1987. С. 108−144
  173. А.А. Особенности психологического климата в игровых микрообъединениях дошкольников/Юбщение детей в детском саду и семье/Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. М., 1990. — С.120−136
  174. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 424 с.
  175. А.Г., Ганошенко Н. И. Развитие потребности в общении со сверстниками в дошкольном возрасте//Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989. — С. 74 — 98
  176. Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965. — 214 с.
  177. Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателя. М., 1982. — 208 с.
  178. JI.M. Особенности воспитания отзывчивости и взаимопомощи у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста: Диссертация. канд. пед. наук.- М., 1983. 159 с.
  179. JI.B. Введение в психолингвистику: Курс лекций ЛГУ. -Л., 1989. 180 с.
  180. Т.В. Совместная трудовая деятельность дошкольников с высоким и низким статусом//Психология совместного труда детей: Книга для воспитателя детского сада, учителя/Под ред. Я. Л. Коломинского. Минск, 1987. -с.39−43.
  181. Т.В. Статусная психотерапия как метод коррекции поведения ребенка в группе детского сада//Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С.76−83
  182. Т.В. Особенности взаимоотношений на занятиях по тру-ду//Дошкольное воспитание. 1990. — № 5. — С. 50 — 53.
  183. Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов. М., 1987.- 94 с.
  184. В.А. Совместная изобразительная деятельность дошколь-ников//Психология совместного труда детей: Книга для воспитателя детского сада, учителя/Под ред. Я. Л. Коломинского. Минск, 1987. — С.23 — 32.
  185. Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М.,-1990. — 96 с.
  186. О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи//Дефектология. — 1992. — № 1. С.62- 68
  187. Е.О., Ветрова В. В. Развитие средств общения дошкольников со сверстниками//Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989. — С. 122 — 144
  188. Е., Витюк М. Вежливость — первая и самая приятная добродетели/Дошкольное воспитание. 1994. — № 3. — С. 7 -10
  189. Р. А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1981. — 20 с.
  190. Н.Д. Особенности игровых действий умственно отсталых дошкольников//Дефектология. 1972. — № 2. — С. 72−75
  191. Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошколь-ников//Дошкольное воспитание аномальных детей/Под ред. Л. П. Носковой. -М., 1993.-С. 135−146
  192. Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980. — 190 с.
  193. Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи//Дефектология. 1996. — № 1. — С. 62 — 66
  194. Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности//Дефектология. 1996. -№ 6. — С.61−11
  195. Ф. де. Курс общей лингвистики//Труды по языкознанию. -М., 1977. С.52−85.
  196. А.С. Нарушения игровой деятельности. М., 1980.133 с.
  197. Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I IV классы). — М., 1980. — 192 с.
  198. Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1977. — 15 с.
  199. Р.Б. Социально-психологические особенности самостоятельных детских объединений в совместной продуктивной деятельности//Дея-тельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т. А. Репиной. — М., 1987. С.145−177
  200. Р.Б., Лопатина Б. Г. Роль взаимооценок детей дошкольного возраста в регуляции их совместной продуктивной деятельности/Юбщение детей в детском саду и семье/Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. М., 1990. -С.75−92
  201. Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М., 1979 — 142 с.
  202. Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения//Вопросы психологии. 1981 — № 2. — С.68 — 78
  203. И. Формирование взаимопомощи у детей в подвижной иг-ре//Дошкольное воспитание. 1994. — № 3. — С. 10 — 14
  204. Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев, 1989. — 99 с.
  205. И. Организация коллективного труда//Дошкольное воспитание. 1991. — № 10. — С.19 — 24
  206. Т.М. Психологические факторы, влияющие на эмоциональное отношение дошкольников к моральным нормам//Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье/Под ред. В. К. Котырло. -М., 1987. С.22−38
  207. С.П. Влияние оценочных характеристик родителей на формирование эмоций ребенка//Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье/Под ред. В. К. Котырло. М., 1987. — С.92−112
  208. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 1995. — 291 с.
  209. Л.Н. Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с недоразвитием речи (сюжетно-ролевая игра)//Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983. — 24 с.
  210. А.П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976. — 96 с.
  211. Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. М., 1979. — 248 с.- 187 242. Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении.-М., 1989.- 191 с.
  212. Т.Н. Психология речи и психолингвистика//Психологиче-ский журнал.- 1991. Т.12. — № 6. — С. 12 — 24
  213. Т.Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста//Дефекто-логия. 1985. — № 4. — С.72−78
  214. Т.Б., Чиркина Г. В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старших группах специального детского сада//Дефекто-логия. 1986. — № 3. — С.50−55
  215. Ч.Дж. Дело о падеже//Новое в зарубежной лингвистике/Под ред. Б. Ю. Городецкого. М., 1981. — Вып. 10. — С. 369−496
  216. Ч.Дж. Основные проблемы лексической семантики/Шовое в зарубежной лингвистике/Под ред. Б. Ю. Городецкого. М., 1983. — Вып. 12. -С.74−123
  217. Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника/Под ред. В. Н. Шацкой. М., 1961. — 334 с.
  218. Формирование коллективных взаимоотношений у старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх: Методические рекомендации для руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений/Отв. за выпуск А. М. Бунькова. Куйбышев, 1983. — 39 с.
  219. Л.Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи//Психолингвистика и современная логопедия/Под ред. Л. Б. Халиловой. М., 1997. — С.227−240
  220. Ч. Грамматика для слушающего//Новое в лингвистике/Под ред. Б. Ю. Городецкого. М., 1965. — Вып.4. — С.139−166.
  221. Л.А. Некоторые особенности межличностных отношений дошкольников в трудовой деятельности//Психология совместного труда детей: Книга для воспитателя детского сада, учителя/Под ред. Я. Л. Коломинского. -Минск, 1987.-с. 14−22
  222. Н. Язык и мышление/Под ред. В. В. Раскина. М., 1972.122 с.
  223. И.С. Воспитание заботливого отношения к окружающим у шестилетних детей в семье и детском саду: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1991.-17 с.
  224. Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособия для пед. училищ. М., 1971. — 208 с.
  225. Е.В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности/Шроблема общения в психоло-гии/Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М., 1981. — С Л 48 -167
  226. Г. А. Формирование учебной деятельности в коллективно-распределенной форме (на материале экспериментального обучения родному языку в начальной школе): Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1980. — 17 с.
  227. М.И. Психогимнастика/Под ред. М. И. Буянова М., 1995.- 160 с.
  228. С.Н. Алалии//Расстройства речи у детей и подростков/Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1969. — С. 156−176
  229. С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи/Под ред. Л. Б. Халиловой. М., 1997. — С.240−250
  230. Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению//Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С.103−107
  231. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопросы психологии. -1971. № 4. — С. 6 — 21
  232. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Москва-Воронеж, 1995.-416 с.
  233. Е.Ю. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада (седьмой год жизни). -Киев, 1984. 24 с.
  234. А.В. Коррекция общего недоразвития речи у учащихся первых классов общеобразовательных школ: Сообщение//Дефектология. -1983. № 5. — С.59−65
  235. Cofer Ch.N., Foley J.P. Mediated generalization and the interpretation of verbat behavior: I. Prolegomena//Psycol rev, 1942. Vol. 49. — N6. — P.513−540
  236. Harris Z. S. Discourse analysis// Language. Baltimore, 1952. Vol 28, N 1. — P.7−16.- 190 276. Miller G.A. Some psychological siudies of grammar//Amarican Psychol, 1962. Vol. 17, N11.- P.748−762
  237. Miller G.A. Linguistic aspects of cognition: Predication and meaning, Mineographed paper/Rockefeller University. New York, 1968. — 21 p.
  238. Miller G.A. Empirical methods in the study of semantics//Semantics. An interdisciplinary reader in philosophy, linguistics and psychology/Ed. by D.D. Steinberg, L.A. Jacobovits. Cambridje: University Press. — Cambridje, England, 1971. — P.569−585
  239. Osgood Ch. E. On understanding and creating sentences//American Psychologist, 1963. Vol. 18, N12. — P. 735−751
  240. Osgood Ch. E. Exploration in semantic space: A personal diary// J. Social Issues, 1971. Vol.27, N4. — P.5−64
  241. Searle J.P. Speech acts: an essay in the philosophy of language. London: Cambridje: University Press. — Cambridje, England, 1969. — 203 p.
  242. Wales R.J., Marshall J.C. The organization of linguistic periormance//Psycholinguistics papers/Eds. J. Lyon, R.J.Wales. Edinburgh: Univ. Press, 1966. — P.27−95
Заполнить форму текущей работой