Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проектная методика обучения иностранным языкам в контексте современных педагогических технологий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для правильного внедрения проектной методики необходимо знать е? дидактическую структуру. Как известно, к области методики, как частной теории обучения, относится изучение цели, содержания, форм, методов и средств обучения по определенному учебному предмету. Метод представляет собой дидактическую категорию как совокупность теории, операций овладения определенной областью практических или… Читать ещё >

Проектная методика обучения иностранным языкам в контексте современных педагогических технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В данной статье рассматриваются дидактическая структура современной проектной методики, ее роль в овладении иностранным языком.

На современном этапе развития школьного образования основные ориентации в обществе нацелены на интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности. Сегодня очевидным становится факт, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, так как сами знания, вне определенных навыков и умений их использования, не решает проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне стен учебного заведения [1].

Анализ материалов международных научных конференций убеждает в том, что целью образования в настоящее время становятся не просто знания и умения, но и определенные качества личности. Необходимо включать инновационные методы обучения, с целью обеспечения мобильности обучающихся в мировом образовательном пространстве.

Школьное образование должно быть направлено, в соответствии с этим, на решение следующих задач:

1. Формирование готовности к решению различных проблем. Очевидно, что в зависимости от ситуации, решение конкретно возникающей проблемы будет опираться на целый спектр знаний, навыков, умений в разных предметных областях.

Для того чтобы данное качество было сформировано, необходимо:

  • · сделать преподавание более проблемно-ориентированным;
  • · шире использовать рефлексивный подход в обучении;
  • · стимулировать у обучаемых не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и формулировать свои собственные вопросы по курсу;
  • · усилить степень автономии учащихся;
  • · пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке;
  • 1. Совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции в устном и письменном общении с учетом социокультурных отличий современного мира.
  • 2. Развитие стремления учиться всю жизнь, обновляя и совершенствуя полученные знания, умения и навыки применительно к изменяющимся условиям [2].

Заметный вклад в решение этих задач внесли казахстанские и российские ученые С. С. Кунанбаева, Е. С. Полат, Т. И. Шамова, В. П. Селевко, И. С. Якиманская и другие крупнейшие ученые.

По мнению С. С. Кунанбаевой, «решить эти задачи возможно, если изменить традиционный подход к образованию, т. е. заменить классно-урочную систему занятий, учитывая личностные качества учащихся, предоставить ему автономию в познавательной деятельности. Задача школы, как подчеркивает С. С. Кунанбаева, заключается не столько в содержании образования, сколько в использовании новых технологий обучения [3]. Современная образовательная траектория обучающегося, считает С. С. Кунанбаева, должна быть выстроена с учетом интересов субъектов образования, что должно привести к отказу от традиционной линейной системы образования и привести к полному включению обучающихся в деятельность. Ученик должен иметь возможность на право выбора элементов деятельности, что реализуется в современных технологиях обучения.

Технология обучения предполагает управления процессом обучения, включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности учащихся и контроль этой деятельности.

Технология обучения — это комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения [4].

Основываясь на понятиях технологии обучения и проектирования, С. С. Кунанбаева рассматривает проектную методику как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта [3].

Таким образом, проектная методика — это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а их применение и приобретение новых путем самоорганизации и самообразования учащихся.

Для правильного внедрения проектной методики необходимо знать е? дидактическую структуру. Как известно, к области методики, как частной теории обучения, относится изучение цели, содержания, форм, методов и средств обучения по определенному учебному предмету. Метод представляет собой дидактическую категорию как совокупность теории, операций овладения определенной областью практических или теоретических знаний, той или иной деятельности. При проектном обучении метод рассматривается как способ достижения поставленной дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [3].

Многие дидакты и педагоги обратились к этой методике, так как при ее использовании в учебном процессе решаются важные дидактические задачи:

  • · занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся;
  • · учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи;
  • · в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;
  • · в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: здесь, прежде всего, учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;
  • · усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;
  • · совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудиои видеозапись, оформить альбом, коллаж, стенгазету и т. д.

В результате исследования проблемы использования проектной методики на старшей ступени обучения нами был разработан и апробирован проект по теме «Umweltschutz geht jeden an» в 11 классе СОШ № 40 г. Павлодара. В основе проекта была исследовательская работа старшеклассников с целью выявления основных проблем экологического характера, с которыми сталкивается современный человек. Используя проектную методику на уроке немецкого языка нам необходимо было доказать, что: образование инновационный проектный язык иностранный.

  • · проектная деятельность обеспечивает повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;
  • · проектная деятельность обеспечивает повышение уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному владению иностранным языком;
  • · проектная деятельность способствует повышению уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива, а также их общему интеллектуальному развитию.

Занятие основывалось на пройденном материале по теме «Wir sorgen fьr unseren Planeten Erde», было нацелено на расширение и обогащение языковых и речевых знаний учащихся по этой теме с помощью использования дополнительной литературы, а также на совершенствование лексико-грамматических навыков в процессе иноязычной речевой деятельности (Passiv, Zeitausdrьcke im Akkusativ, Konjunktiv II), лингвистической и коммуникативной компетенции в целом. Проект состоял из трех этапов (четырех уроков): подготовительный, основной (состоит из 2 занятий), заключительный, организуемых в определенной последовательности в соответствии с технологией использования проектной методики при обучении иностранному языку. Урок был построен по типу ролевой игры и предполагал деление класса на 2 микрогруппы (в классе 15 человек). В каждой микрогруппе участники распределяли между собой роли. В ходе ролевой игры учащимися обсуждались преимущества и недостатки проживания в большом городе и за городом. На заключительном этапе проектного занятия был проведен его анализ и оценка, сформулированы соответствующие выводы. В результате внедрения проектной методики заметно усилился интерес к учебному процессу у слабых учеников, сократилась продолжительность затраченного времени на выполнение учебных заданий, интенсивней стала поисковая деятельность сильных учеников, стала значительно активней и сплоченной коллективная работа, следовательно, повысился и уровень учебной мотивации к учебному труду. На этапе контрольного эксперимента мы вновь провели тест-опрос с целью выявления уровня внутренней мотивации. Анализ этих данных показывает, что ученики в большей степени обладают средним (2) уровнем мотивации к учебному труду (экспериментальный класс — 36%, контрольный класс — 28%). Низкий (3) уровень мотивации к учебному труду у меньшинства (экспериментальный класс — 4%, контрольный — 9%). Высокий (1) уровень мотивации к учебному труду (экспериментальный класс — 25%, контрольный — 15%).

Таким образом, сравнив результаты, можно увидеть, как изменилось отношение учащихся к учебному труду, насколько повысилась учебная мотивация учащихся.

Следует также отметить, что при такой организации деятельности на уроке иностранного языка у учащихся формируются навыки контроля и взаимоконтроля. Кроме того, в проведенном эксперименте никто из участников не бездействовал, каждый контролирует или решает. Смена роли «учителя» и «ученика» оживляет интерес учащихся и их активность, что немаловажно. Мы наблюдали, что дети становятся свободными, чувствуют себя более раскованно. Конечно же, на уроках повысился эмоциональный фон. В результате опроса мы выяснили, что большинство ребят остались довольны проведением уроков с использованием проектной методики и формами роботы, предложенных нами.

В ходе эксперимента мы наблюдали следующее: ребята стали более открытыми, близкими друг другу, не таились в своих затруднениях, охотно шли на взаимопомощь, к учителю стали относиться более доверительно. Мы прослеживали, что учащиеся стремились к доказательности, стройности в суждениях и оценках, речь их стала более непринужденной и свободной. Учащиеся со слабыми знаниями проявляли уверенность в своих силах и вступали во взаимодействие со своими сверстниками.

Таким образом, проектная методика оправдывает себя своими результатами, она пересматривает традиционную роль учителя и ученика на уроке, усиливает степень автономии учащихся, способствует развитию языковых и интеллектуальных способностей, помогает развивать устойчивый интерес к изучению иностранного языка.

  • 1. Тамбовкина Т. Ю. Развитие профессиональной автономии у будущих учителей иностранного языка с использованием метода проектов // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 5. — C. 63−68.
  • 2. Кунанбаева С. С. Современное иноязычное образование: методология и теория. — Алматы, — C. 13−14.
  • 3. Кунанбаева С. С. Современное иноязычное образование: методология и теория. — Алматы, — C. 66−67.
  • 4. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. — 1998. — № 4. — C. 3−10.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой