Система работы по развитию психомоторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Диссертация
Организация исследования. Исследование проводилось с 1998 по 2004 год в несколько этапов. На первом этапе (1998;1999 гг.) изучалось отражение проблемы исследования в литературе, создавалась программа экспериментального исследования. На втором этапе (1999;2001 гг.) был проведен психолого-педагогический эксперимент, направленный на изучение особенностей психомоторного развития детей дошкольного… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема психомоторного развития в современной психолого-педагогической литературе
- 1. 1. Современные подходы к проблеме психомоторного развития ребенка
- 1. 2. Особенности психомоторного развития детей с интеллектуальной недостаточностью
- 1. 3. Проблема формирования психомоторики у детей дошкольного возраста в современной психолого-педагогической литературе
- Глава 2. Исследование психомоторного развития детей с интеллектуальной недостаточностью
- 2. 1. Методика изучения психомоторного развития детей с интеллектуальной недостаточностью
- 2. 2. Особенности психомоторного развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Глава 3. Система работа по психомоторному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном учреждении
- 3. 1. Описание системы работы по психомоторному развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
- 3. 2. Динамика психомоторного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Список литературы
- Абрамович-Лехтман Р.Я., Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем возрасте. — М.: Медгиз, 1949. 70 с.
- Адилова М.Ш. Особенности психомоторики младших школьников с задержкой психического развития. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988- 16 с.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. 127 с.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001. — 277 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1969. — 240 с.
- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. — 304 с.
- Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. — М.: Наука, 1980.-197 с.
- Аркин Е.А. Дошкольный возраст.- М.: Учпедгиз, 1948.- 336 с.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1991. — 125 с.
- Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Изд-во Медицина, 1969. — 256 с.
- П.Бабаева Т. И. Подготовка детей к школе как аспект педагогической деятельности //Развитие и воспитание дошкольника. Межвузовский сборник научных трудов. СПб.: Образование, 1993. — С. 101 -109.
- Бабаева Т.И. У школьного порога. М.: Просвещение, 1993. — 125 с.
- Бабенкова Р.Д. Пути исправления дефектов моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1963 — 19 с.
- Баряева Л.Б., Зарин А. П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: Изд-во: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 96 с.
- Баряева Л.Б., Вечканова И. Г., Загребаева Е. В., Зарин А. П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. СПб.: Изд-во Союз, 2001. — 310 с.
- Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во Союз, 2001. — 416 с.
- Баряева Л.Б., Зарин А. П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием //Инновации в Российском образовании: Дошкольное образование. М.: Изд. МГУП, 1999. — с. 46 — 50.
- Бауэр Т. Психическое развитие младенца. -М.: Прогресс, 1985.-320 с.
- Березина Е.Г. Роль игры с игрушкой в активизации познавательной деятельности детей с нарушением умственного развития раннего и младшего дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1983. 18 с.
- Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991.-287 с.
- Бернштейн Н.А. О построении движения. М.: Наука, 1947. — 225 с.
- Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности. М.: Наука, 1990.-494 с.
- Божович Л.И. Концепция культурно-исторического развития психики и ее перспективы //Вопросы психологии. 1977. — № 2. — С. 25 — 38.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психол. труды /Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. 209 с.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991.- 157 с.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М.: Гном-Пресс, 2000. — 64 с.
- Бот О.С. * Формирование тонких движений пальцев рук //Дефектология.- 1983.-№ 1-е. 56−59.
- Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М.: Аграф, 1997.- 128 с.
- Вайнерман С.М., Большее А. С., Силкин Ю. Р. и др. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М.: ВЛАДОС, 2001. — 224 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. -196 с.
- Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. М.: Физкультура и спорт, 1986.- 108 с.
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение (Дошкольный возраст). — М.: Просвещение, 1969. — 365 с.
- Венгер Л.А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М.: Просвещение, 1972. — 143 с.
- Венгер Л.А., Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. -М.: Просвещение, 1989. 127 с.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. — М.:"Просвещение, 1988. 143 с.
- Венгер Л.А., Холмовская В. В. Диагностика умственного развития дошкольников. М.: Педагогика, 1978. -248 с.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1966.— 271 с.
- Войлокова Е.Ф. Сенсорное воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в условиях специального дошкольного учреждения. Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 17 с.
- Волкова Г. Д. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. — М.: Просвещение, 1983. 144 с.
- Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет. сада и родителей /Сост. Е. А. Смирнова, Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова и др., М.: Просвещение, 1996, 158 с.
- Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик / Под ред. Д. В. Менджерицкой. -М.: Просвещение, 1983. 192 с.
- Воспитание и обучение детей раннего возраста /Под ред. Л. Н. Павловой. -М.: Просвещение, 1986. — 175 с.
- Восприятие и действие /Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1967.-323 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1967.-91 с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. -224 с.
- Выготский- Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. — № 6. — с. 62 — 76.
- Выготский Л.С. Лекции по психологии. — СПб.: Союз. 1999.-144 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь- Психика, сознание, бессознательное.-М.: Лабиринт, 2001. 366 с.
- Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч. в 6 т., т. 3. -М.: Просвещение, 1983. 367 с.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. — М.: Просвещение., 1995. 527 с.
- Гаврилушкина О.П. Развитие изобразительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста //Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта.- М.: Педагогика, 1984.- С.47−64.
- Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. М.: Просвещение, 1993. — 94 с.
- Гаврилушкина О.П. Развитие речи умственно отсталых дошкольников //Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя /Под ред.Л. П. Носковой.-М.: Просвещение, 1993.- С.-147−164.
- Гаврилушкина О.П. Музыкальное воспитание умственно отсталых дошкольников //Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя /Под ред.Л. П. Носковой.- М.: Просвещение, 1993.- С.-203−215.
- Гаврилушкина О.П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программы для специальных дошкольных учреждений. -М.: Просвещение, 1991. 135 с.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. -М.: Просвещение, 1992. 143 с.
- Глазырина Л.Д., Овсянкин В. А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста., М.: ВЛАДОС., 1999. 176 с.
- Головчиц Л.А. Игра в жизни детей с нарушениями слуха //Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя /Под ред.Л. П. Носковой.- М.: Просвещение, 1993.- С.- 92−104.
- Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике.- М.: Учпедгиз. -1961.- 196 с.
- Грачева Е.К. Воспитание и обучение глубоко умственно отсталого ребенка.- М.-Л., Учпедгиз., 1932. 88с.
- Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. Кн. для воспитателей детского сада М.: Просвещение, 1995.-63 с.
- Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Сергеева Д. В. и др. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. М.: Просвещение, 2000.-256 с.
- Гуревич М.О., Озерецкий Н. И. Психомоторика. Ч. 1. М.-Л.: Моспо-лиграф, 1930. — 160 с.
- Давидчук А.Н. Развитие у дошкольника конструктивного творчества. -М.: Просвещение, 1976. 79 с.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детских садов /Под ред.С. Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 1985.- 144 с.
- Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
- Дубровина И.В., Лисина М. И. Возрастные особенности психического развития детей. М.: АПН СССР, 1982. — 164 с.
- Дунаева З.М. Особенности пространственных представлений у детей с ЗПР и методы их коррекции. Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1980.-22 с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.- М.: Просвещение, 2003.-272 с.
- Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975.- 111 с.
- Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. М.: Новая школа, 1998. — 144 с.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.- М.: Просвещение: Владос, 1995.- 112 с.
- Забрамная С.Д., Боровик О. В. Развитие ребенка в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, де-фектологов. Серия «Школа для всех». — М.: Новая школа, 2000. — 160 с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. М.: Педагогика, 1986., т. 1. 320 е., т. 2. — 296 с.
- Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада /Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение: 1985. — С. 8−23.
- Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-430 с.
- Зарин А.П. Комплексный подход в организации коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с проблемами интеллектуального развития //Реабилитация лиц с проблемами в развитии. Сборник научных статей." СПб.: Союз, 2000.- С.36−43.
- Зарин А., Петрова Л. С., Фомина А. Н. Медико-педагогическая поддержка физического развития и укрепления здоровья ребенка с интеллектуальной недостаточностью в детском саду //Дефектология.- 2003.- № 5.- С.64−69.
- Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для вос-питатлей детского сада. -М.: Просвещение, 1988. 94 с.
- Игра дошкольника /Под ред.С. Л. Новоселовой. М.: Просвещение, .1989.-286 с.
- История зарубежной дошкольной педагогики. Хрестоматия.- М.: Просвещение, 1986. 460 с. ¦
- Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. М.: Просвещение, 1971.-110 с.
- Как учить и развивать умственно отсталых детей: Курс лекций и практических занятий для персонала мед. Учреждений /Составитель К.Грюневальд.- СПб.: Петербург XXI век, 1994. 122 с.
- Касаткина Г. М. Влияние физических упражнений разной направленности на развитие движений и психики детей 3−7 лет. Автореф.дис. канд. пед. наук.- М., 1982.- 16 с.
- Катаева А.А. Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха и интеллекта //Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта.- М.: Педагогика, 1984. 143 с.
- Катаева А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста (глухих, слабослышащих и умственно отсталых). Автореф. дис. доктора психол. наук. М., 1977. — 33 с.
- Катаева А.А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: Бук-Мастер, 1993.-191 с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М.: Просвещение, 1994. -222 с.
- Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. -М.: Педагогика, 1970. 224 с.
- Князева O. JL, Стеркина Р. Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М.: Дрофа, ДиК, 1999. -- 128 с.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. — 143 с.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить.- М.: Сов. Россия, 1975.- 192с.
- Коржова А.А. Физическое воспитание детей с нарушениями слуха //Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л. П. Носковой.- М.: Просвещение, 1993.- С. 77−92.
- Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников /Под ред. Л. П. Носковой М.: Педагогика, 1989. — 173 с.
- Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.-160 с.
- Кузнецова Г. В. Некоторые особенности речевого развития умственно отсталых детей дошкольного возраста //Дефектология.- 1976.- № 3 — С. 78 -82.
- Кузнецова Г. В. Особенности понимания речи окружающих взрослых умственно отсталыми детьми 4−5 лет // Дефектология 1978., № 2. С. 67−71.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: Изд-во УРАО, 1998. -176 с.
- Кулеша Э. Освоение предметных действий умственно отсталыми дошкольниками //Дефектология. 1989. — № 3. — С. 65−68.
- Лангмейер Й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте.- Прага: Авиа СЕУН, 1984. 334 с.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учеб. пособие.-М.: Изд. МГУ, 1985. 167 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. унта, 1972. — 575 с.
- Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. М.: Физкультура и спорт, 1952. — т. 2. — 384 с.
- Леушина A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1974. -368с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Просвещение, 1986.- 144 с.
- Лисина М.И., Неверович Я. З. Развитие движений и формирование двигательных навыков //Психология детей дошкольного возраста. — М., 1964. -С. 268−352.
- Лиштван З.В. Конструирование. М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей.-М.: Педагогика, 1978. 224 с.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. — 104 с.
- Лурия А. Р, Высшие корковые функции человека при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 504 с.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. Т. 1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 479 с.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. -М.: Наука, 1974.-172 с.
- Лурия А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 94 с.
- Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.-203 с.
- Люблинская А.А. Детская психология.- М.: Просвещение, 1971.- 415с.
- Маллер А.Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта.- М.: Педагогика, 1988. -128 с.
- Маринчева Г. С., Гаврилов В. И. Умственная отсталость при наследственных болезнях. — М.: Медицина, 1988. -256 с.
- Марциновская Е.Н. Нарушение регулирующей функции речи у глубоко умственно отсталых детей//Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. М., 1958 — т. 2. — с. 267−294.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика.- М.: Владос, 1997. 303 с.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992. — 94 с.
- Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенчество, ранний и дошкольный возраст. М.: Просвещение, 1991.- 158 с.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского .сада /Под ред.Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1982 — 128 с.
- Мещерякова С.Ю. Младенец: становление основ личности //Дошкольное воспитание. 1991. — № 11. — С. 43 — 47.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.- 176 с.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: ГНОМ и Д, 2000.- 96 с.
- Монтессори М. Помоги мне сделать это самому /Сост., вступ. Ст. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. М.: Изд. Дом «Карапуз», 2000. — 272 с.
- Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе в специальном детском саду для детей с нарушением интеллекта /Под ред. А. П. Зарин, Е. Л. Ложко.- СПб.: Аполлон, 1994. 33 с.
- Мухина B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1992. — 303 с.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. -М.: Педагогика, 1981. 239 с.
- Николаева З.Ф. О роли предметных действий ребенка в синтезе его логических операций //Вопросы психологии. 1979. — № 5. — С. 113 — 116.
- Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М.: Педагогика, 1978.- 160 с.
- Дошкольное образование России в документах и материалах. Сб. действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. -М.:ГНОМ и Д, 2001. С.69- 106.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Рос. пед. агентство, 1996.-372 с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы., М.: Тривола, 1998.-351 с.
- Озерецкий Н.И. Метрическая скала для исследования моторной одаренности детей //Вопросы педологии и детской психологии /Под ред. М. О. Гуревича. Вып. 2. М.: Кооперативное изд-во «Жизнь и знание», 1925. — С. 334−346.
- Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред. Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 1965. — 343 с.
- Павлий Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития //Дефектология-2000.- № 4. -С. 36−42.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М. Л., Изд-во АН СССР, 1951. Т. 4−452 с.
- Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром: Книга для работников дошк. учреждений. — М.: Просвещение, 1987. 224 с.
- Павлова Л.Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 152 с.
- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. М.: Изд. дом «Карапуз», 1999. — 240 с.
- Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М.:Изд.АПН РСФСР, 1959.- 486 с.
- Певзнер М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1963. — 223 с.
- Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста: Межвузовский сб. науч. трудов М.: Прометей, 1989.- 159 с.
- Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М.: Просвещение, 1968. — 158 с.
- Петрова В.Г. Роль речи в становлении мышления умственно отсталых дошкольников //Дефектология.- 1997.- № 3.- С.52−56.
- Под ред. А. Зарин, В. Н. Вовка, С. Ю. Ильиной, Ю. Т. Матасова. Архангельск: Издательский Центр СГМУ, 2004 — с. 134−137.
- Петровский В.А., Кларина JI.M., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.- 102 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.-659 с.
- Пиаже Ж. Мышление и речь ребенка.- М.: Педагогика-Пресс, 1994.528 с.
- Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления //Вопросы психологии. 1965. — № 6. — С. 33 — 51.
- Пидкасистый П.И. Педагогика: Уч. пособие.- М.: РПА, 1995 637с.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М.: Просвещение, 1983. — 96 е.,
- Плаксина Л.И. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими детьми //Педагогическая психология, возрастная физиология, школьная гигиена. М., 1985. — С. 7−8.
- Плаксина Л.И. Реабилитация детей-инвалидов средствами творческой деятельности //Средства и методы реабилитации детей с особенностями развития и инвалидностью. -М., 1998. С. 137 — 140.
- Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. — М.: Изд-во ГороД, 1998. — 262 с.
- Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника.- М.: Педагогика, 1977.271 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Уч-к для студентов высших пед. уч. учреждений. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
- Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью /Составители: Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова — СПб.: Союз, 2001.-320 с.
- Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект /Под ред. Н. Н. Поддъякова, Н. Я. Михайленко. М.: Педагогика, 1987. -192 с.
- Психология детей дошкольного возраста /Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1964. — 352 с.
- Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. — 295 с.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста /Под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Полиграф сервис, 1998. — 226 с.
- Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями /Под ред. С. И. Беличевой, В. Н. Раскиной. М.: Консорциум Социальное здоровье России, 1998. — 210 с.
- Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М.: Просвещение, 1966. — 351 с.
- Развитие и воспитание детей раннего возраста /Под ред. Н.М. Аска-риной. JL: Медицина, 1965. — 292 с.
- Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет /Под ред. Н. М. Щелованова. -М.: Просвещение, 1969. 181 с.
- Развитие восприятия в раннем дошкольном возрасте. /Под ред. А. В. Запорожца, М.И.Лисиной).— М.: Просвещение, 1966. 302 с.
- Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения /Автор-сост. Н. А. Ноткина СПб.: ЛОИУУ, 1995 — 64 с.
- Развитие общения у дошкольников /Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. -М.: Педагогика, 1974.-288 с.
- Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка //Дефектология. 1998. — № 2. — С. 62−68.
- Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка //Дефектология. 1998. — № 3. — С. 57−63.
- Райвичер С.А. Материалы к исследованию двигательной одаренности у детей //Вопросы педологии и детской психоневрологии / Под ред. М. О. Гуревича. Вып. 2.- М.: Кооперативное изд-во «Жизнь и знание», 1925. -С. 328−333.
- Рубинштейн С.JI. Основы общей психологии. Т. 2. М.: Педагогика, 1989.-322 с.
- Рубинштейн С .Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1970. — 198с.
- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965.-214 с.
- Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей. Пер. с франц. М.Л.: Лихтенштадт, 1903. — 319 с.
- Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей /Под ред. Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой. -М.: Просвещение, 1981.-192 с.
- Сергеева Д.В. Воспитание ребенка дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. — М.: Просвещение, 1987. — 94 с.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., Госполитиздат, 1947. — 647 с.
- Сеченов И.М. Психология поведения /Под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.-320с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО Речь, 2000. 350 с.
- Симеонова К.С. Психологический анализ становления предметно-манипулятивной деятельности у младенцев: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: Психол. ин-т, 1993. — 18 с.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 190 с.
- Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990. — 95 с.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений /Под ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Академия, 2000. — 344 с.
- Соколова Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников //Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя /Под ред.Л. П. Носковой.- М.: Просвещение, 1993.- С. 135−147.
- Соколова Н.Д. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа //Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя /Под ред.Л. П. Носковой.- М.: Просвещение, 1993.- С. 135−147.
- Соколова Н.Д. Развитие речевого общения умственно отсталых дошкольников в игре //Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста /Под ред.Л. П. Носковой. М.: Изд. АПН СССР, 1982. — С. 56 -66.
- Соколова Н.Д. Трудовое воспитание умственно отсталых дошкольников //Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя/Под ред.Л. П. Носковой.-М.: Просвещение, 1993.- С. 180−190.
- Страковская В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. М.: Медицина, 1987. — 239 с.
- Стребелева Е.А. Пути формирования наглядных форм мышления умственно отсталых дошкольников. Автореф. дис. доктора пед. наук. М. 1992.-32 с.
- Стребелева Е.А. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья //Дефектология.- 2003.- № 3.-С.39−42.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. -М.: ВЛАДОС, 2001. 184 с.
- Сорокова М.Г. Жизненная практика и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори. М., Изд. МПГУ, 1998. -316 с.
- Сухарева Г. Е. Телосложение, моторика и характер умственно отсталых девочек //Вопросы педологии и детской психоневрологии/Под ред. М. О. Гуревича. Вып. 3. М.: Изд. Наркомздрава РСФСР, 1928. — С. 134 — 144.
- Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду /Под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. М.: Просвещение, 1965. — 188 с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
- Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск: Народная асвеста, 1976. — 128 с.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1994. — 228 с.
- Ульенкова У.В. Психологические особенности шестилетних детей с нормальным и задержанным темпом психического развития: Межвузовский сб. науч. трудов. Горький: ГГПИ, 1988. — 107 с.
- Ульенкова.У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990. — 181 с.
- Ульенкова У.В., Васильева Е. Н. Изучение и формирование эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении //Дефектология.- 2001. № 5. — С. 35 — 43.
- Умственное воспитание дошкольников / Под ред. П. Н. Поддъякова. -М.: Педагогика, 1972.-288 с.
- Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М.: НПЦ Коррекция, 1995.-208 с.
- Усова А.П. Обучение в детском саду /Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. — М.: Просвещение, 1976. -96 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
- Философская энциклопедия. Т. 5. М.: Советская энциклопедия, 1970.-С. 18−21
- Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. — 160 с.
- Фонарев A.M. Развитие ориентировочных реакций у детей. М.: Педагогика, 1977. — 87 с.
- Фонарев A.M. Ребенок и среда. — М.: «Знание», 1974. — 95 с.
- Фонарев М.И. Физическое воспитание детей раннего возраста. JI.: Медгиз, 1963.-40 с.
- Фребель Ф. Детский сад // Педагогические сочинения: В 2 т. /Под ред. Д. Н. Королькова. 2-е изд. — М.: Изд-е Тихомирова, 1913. — Т. 2.-581 с.
- Фьюэлл P.P., Вэдэзи П. Ф. Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей- цели и пути раннего обучения /Пер. с англ., предисл. J1.A. Чистович, Е. В. Кожевниковой. СПб., 1994. — 11 с.
- Хейссерман Э. Потенциальные возможности развития нормального и аномального ребенка. М.: Просвещение, 1964. — 390 с.
- Цветкова J1.C. Роль ориентировочно-исследовательской деятельности и различных подкреплений в образовании двигательных навыков // Доклады АПН РСФСР.1958. № 2. — С. 31 — 37.
- Цикото Г. В. Коррекционная работа с детьми-имбецилами младшего возраста //Клиническое и психологическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. М.: Изд. НИИ дефектологии, 1976. — С. 158 — 168.
- Цикото Г. В. Об интеллектуальном развитии детей-имбецилов //Дефектология. 1979. — № 1. — С. 14 — 19.
- Чеботарев А. Н. Психология ребенка дошкольного возраста /Под ред. Артемова. М.: Высшая школа, 1961. — 90 с.
- Чистович Д., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца. СПб.: Петербург XXI век, 1996. — 240 с.
- Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. -М.: СТОЛЕТИЕ, 1997.-480 с.
- Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М.: ФАИР — ПРЕСС, 1998. — 576 с.
- Ширяева Н. Влияние конструирования на развитие умственных способностей детей //Дошкольное воспитание. — 1985. № 10. — С. 28 — 31.
- Щелованов Н.М., Аскарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. — М.: Медгиз, 1965. — 346 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. — 328 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1989. 554 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
- Юганов И. О. предупреждении отклонений в познавательной деятельности детей раннего возраста //Дошкольное воспитание.- 2001.- № 6.- С. 53−56.
- Юрко Г. П., Спирина В. П., Сорочек Р. Г., Уварова З. С. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.: Медицина, 1978. -247 с.
- Якиманская И.С. О некоторых путях диагностики развития пространственного мышления у дошкольников //Вопросы психологии.- 1971. № З.-С. 84−96.
- Ячин С.Е. Понятийное мышление в структуре сознательной деятельности. — Владивосток: Изд-во Дальневосточ. ун-та, 1988. 154 с.
- Bogdariowicz М. Leworecznosc u dzieci.- W-wa: 1989.
- Bogdanowicz М. Metoda dobrego startu.- W-wa: WSiP, 1989.
- Bogdanowicz M., Kisiel В., Przasnyska M. Metoda Weroniki Sherborn w terapii i wspomaganiu rozwoju dziecka.- W-wa: WSiP, 1994.- 160 s.
- Gerstman S. Rozwoj uczuc.- W-wa: WSiP, 1986.- 244 s.
- Jurkowski A. Ontogeneza mowy i myslenia.- W-wa: WSiP, 1975.- 232 s.
- Knill Ch. Kontakt i komunikacja.- W-wa: Centrum Metodyczne Pomocy Psychologiczno-Pedagogicznej Ministerstwa Edukacji Narodowej, 1997. — 62 s.
- Nartowska H. Opoznienia i dysharmonie rozwoju dziecka.- W-wa: WSiP, 1980.-220 s.
- Olechnowicz H. U zrodel rozwoju dziecka.- W-wa: WSiP, 1988.- 196 s.
- Przasnyska M. Nauczanie kultury fizycznej w szkole zycia wedlug «programu ruchu» V. Sherborn //Szkola specjalna.- 1989.- № 2.
- Psychologia rozwojowa dzieci i mlodziezy /Pod red.M.Zebrowskiej.- W-wa: WSiP, 1979.- 879 s.
- Szuman S. Psychologia dziecka w wieku przedszkolnym.- W-wa: PZWS, I960.-238 s.
- Российский государственный педагогический университетим.А. И. Герценана правах рукописи УДК: 159.9:61+616.89.
- Нефедова Юлия Валентиновна
- СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮV
- Специальность: 13.00.03 коррекционная педагогика (олигофренопедагогика)