Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система работы по развитию психомоторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организация исследования. Исследование проводилось с 1998 по 2004 год в несколько этапов. На первом этапе (1998;1999 гг.) изучалось отражение проблемы исследования в литературе, создавалась программа экспериментального исследования. На втором этапе (1999;2001 гг.) был проведен психолого-педагогический эксперимент, направленный на изучение особенностей психомоторного развития детей дошкольного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема психомоторного развития в современной психолого-педагогической литературе
    • 1. 1. Современные подходы к проблеме психомоторного развития ребенка
    • 1. 2. Особенности психомоторного развития детей с интеллектуальной недостаточностью
    • 1. 3. Проблема формирования психомоторики у детей дошкольного возраста в современной психолого-педагогической литературе
  • Глава 2. Исследование психомоторного развития детей с интеллектуальной недостаточностью
    • 2. 1. Методика изучения психомоторного развития детей с интеллектуальной недостаточностью
    • 2. 2. Особенности психомоторного развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
  • Глава 3. Система работа по психомоторному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном учреждении
    • 3. 1. Описание системы работы по психомоторному развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
    • 3. 2. Динамика психомоторного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Система работы по развитию психомоторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к числу наиболее значимых в современной общей и специальной дошкольной педагогике, общей и специальной детской психологии. Это закономерно, поскольку на первых этапах онтогенеза характерной чертой развития является его синкретичность, когда психика и моторика находятся в неразрывном единстве (Е.А.Аркин, А. Валлон, П. Ф. Вэдэзи, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. М. Кольцова, А. Н. Леонтьев, Р. Р. Фьюэлл, Н. М. Щелованов и др.). Оценка развития ребенка раннего и младшего дошкольного возраста, в связи с этим, рассматривается именно по показателю психомоторного развития, а не отдельных процессов и функций, как это имеет место, уже в старшем дошкольном возрасте, когда они постепенно обосабливаются друг от друга и приобретают относительную самостоятельность [62- 92- 126- 146- 173].

На связь психики с двигательной сферой указывали еще греческие философы Аристотель и Платон [215- 229], однако целенаправленные исследования в этом направлении стали предприниматься в конце XIX — начале XX века. Начало систематического изучения вопросов психомоторики связано в зарубежной науке с именем E. Dupre [239], а в российской — Н. И. Озерецкого [63]. В современной отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе отражены результаты исследований многих авторов, раскрывающих различные вопросы, связанные с психомоторным развитием детей (Е.А.Аркин, Н. А. Бернштейн, М. Богданович, Н. П. Вайзман, А. Валлон, Л. С. Выготский, Л. Н. Галигузова, Г. Г. Григорьева, М. Жебровска, А. В. Запорожец, Н. П. Кочетова, М. И. Лисина, А. А. Люблинская, Е. М. Мастюкова, С. Л. Новоселова, Н. И. Озерецкий, Л. Н. Павлова, Д. В. Сергеева, Х. Спионек, В. Шерборн, С. Шуман, Н. М. Щелованов и др.). Анализ этих исследований позволяет рассматривать психомоторику как сложное образование, объединяющее взаимосвязанные друг с другом двигательный, познавательный и эмоциональный компоненты. Он также показывает, что хорошо изученными являются особенности психомоторного развития детей младенческого и раннего возраста [90- 92- 93- 221], особенности развития двигательной (Е.А.Аркин, Н. А. Бернштейн, М. М. Кольцова, А. В. Запорожец и др.), эмоционально-волевой (Л.И.Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.), познавательной (Л.А.Венгер, Л. С. Выготский, В. В. Холмовская, И. Ю. Кулагина, А. А. Люблинская, В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова и др.) сферы детей дошкольного возраста, а также развитие основных видов детской деятельности (А.С.Болыиев, С. М. Вайнерман, Л. С. Выготский, Г. Г. Григорьева, М. В. Крулехт, А. Н. Леонтьев, З. В. Лиштван, С. Л. Новоселова, Д. В. Сергеева, Д. Б. Эльконин и др.). Установлено также, что темпы психомоторного развития здорового ребенка могут широко варьировать, однако во всех случаях сохраняется определенная последовательность в развитии двигательных и психических функций (Т.Бауэр, Л. Т. Журба, А. В. Запорожец, М. М. Кольцова, Е. М. Мастюкова, Д. Б. Эльконин и др.).

Психомоторика детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии изучена в меньшей степени, что обусловлено относительно небольшим периодом их изучения и обучения. До настоящего времени продолжается накопление сведений об особенностях развития отдельных компонентов психомоторики с тем, чтобы получить целостную картину развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью. В последние годы предприняты исследования, направленные на изучение детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития, которые составляют основной контингент дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью (Н.Ю.Борякова, Е. М. Мастюкова, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелва и др.). Более глубоко, хотя еще неполно, изучены особенности развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью и с задержкой психического развития. Так, имеются достаточно подробные сведения об особенностях познавательной сферы: сенсорного развития (Е.Ф.Войлокова, А. А. Катаева, Е. А. Стребелева и др.), мышления (С.Д.Забрамная, Е. А. Стребелева, У. В. Ульенкова и др.), речи (Н.Ю.Борякова, О. П. Гаврилушкина, Г. В. Кузнецова, Е. С. Слепович и др.), а также основных видов деятельности: предметной (Э.Кулеша, Н.Д.Соколова), игровой (Л.Б.Баряева, А. Зарин, Е. С. Слепович, Н. Д. Соколова и др.), изобразительной и конструктивной (О.П.Гаврилушкина). Особенности двигательной и эмоционально-волевой сферы изучены мало (Е.М.Мастюкова, Н. Г. Морозова, Н. Д. Соколова и др.).

Установлено, что у всех детей с проблемами в интеллектуальном развитии имеет место, прежде всего, более или менее выраженное отставание от возрастных показателей в развитии двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сфер, что отражается на сроках и качестве овладения всеми видами деятельности.

Успешный опыт воспитания детей с умственной отсталостью и с задержкой психического развития в дошкольных учреждениях показывает, что специально созданные условия способствуют активизации их психомоторного развития и сглаживанию его недостатков (Н.Ю.Борякова, О. П. Гаврилушкина, А. А. Катаева, Е. М. Мастюкова, Н. Г. Морозова, Ю. А. Разенкова, Е. С. Слепович, Н. Д. Соколова, Е. А. Стребелева, У. В. Ульенкова и др.). Вместе с тем, несмотря на несомненные достижения отечественной специальной дошкольной педагогики в решении теоретических и прикладных проблем воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в образовательных учреждениях, до настоящего времени не представлена целостная система работы, обеспечивающая их психомоторное развитие. Таким образом, проведение научного исследования в этом направлении является актуальным, теоретически и практически значимым.

Объектом исследования являлось психомоторное развитие детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью и задержкой психического развития).

Предметом исследования выступала система работы по развитию психомоторики у детей с проблемами в интеллектуальном развитии в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Цель исследования — создать комплексную систему работы по развитию психомоторики детей с интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в дошкольном учреждении.

Задачи исследования:

1. Выявить и проанализировать основные подходы к изучению проблемы развития психомоторики детей дошкольного возраста.

2. Разработать и апробировать методику количественной и качественной оценки психомоторного развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

3. Научно обосновать и внедрить в условиях дошкольного образовательного учреждения комплексную систему работы по психомоторному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью.

4. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой системы.

Гипотеза исследования. При задержке психического развития и при умственной отсталости удлиняется период нерасчлененного развития психомоторики, что обусловлено не только биологически, но и социально. В связи с этим использование в дошкольном учреждении комплексной системы работы, обеспечивающей формирование психомоторики как единого целого, будет в наибольшей мере способствовать раскрытию и реализации потенциальных возможностей развития каждого ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Методологическую основу исследования составили:

— психолого-педагогические исследования развития психомоторики у детей, доказывающие синкретичность двигательного, познавательного и эмоционального ее компонентов на первых этапах онтогенеза (Е.А.Аркин, П. Ф. Вэдэзи, А. В. Запорожец, М. М. Кольцова, Р. Р. Фьюэлл, Н. М. Щелованов, M. Bogdanowicz, E. Dupre и др.);

— деятельностный подход к формированию новообразований определенного возрастного периода (Л.С.Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.);

— положение об общности закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным ' интеллектуальным развитием (Л.С.ВыготскийА.Н.Леонтьев и др.);

— комплексный и системный подход к процессу формирования личности ребенка с проблемами в развитии (А.Н.Граборов, А. Зарин, В. П. Кащенко, Л. И. Плаксина, M. Bogdanowicz, J. Doroszewska и др.);

— положение о коррекционно-развивающей направленности педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с интеллектуальной недостаточностью (О.П.Гаврилушкина, А. А. Катаева, С. Д. Забрамная, А. Зарин, Н. Г. Морозова, Н. Д. Соколова, Е. А. Стребелва и др.).

Для реализации целевых установок исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, анализ педагогической документации, изучение педагогического опыта, анамнестический метод, изучение продуктов детской деятельности, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, беседа, количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Организация исследования. Исследование проводилось с 1998 по 2004 год в несколько этапов. На первом этапе (1998;1999 гг.) изучалось отражение проблемы исследования в литературе, создавалась программа экспериментального исследования. На втором этапе (1999;2001 гг.) был проведен психолого-педагогический эксперимент, направленный на изучение особенностей психомоторного развития детей дошкольного возраста с разным уровнем интеллектуального развития, в ходе которого происходила апробация методики оценки развития психомоторики детей с интеллектуальной недостаточностью, а также осуществлялось изучение опыта работы дошкольных учреждений. Третий этап (2001;2003 гг.) был связан с апробацией системы работы, обеспечивающей психомоторное развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Четвертый этап (2003 — 2004 гг.) включал анализ и обобщение полученных результатов, написание и оформление диссертационного исследования.

Достоверность и надежность научных результатов определяется методологической обоснованностью исследования, сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, его поэтапным характером, сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования, репрезентативностью экспериментальной выборки, использованием методов математической статистики.

Положения, выносимые на защиту:

1. У детей с интеллектуальной недостаточностью удлиняется период синкретичного развития психомоторики, охватывая не только ранний, но также младший, средний, а нередко и старший дошкольный возраст. Это требует осуществления комплексного подхода к развитию психомоторики, основанного на учете единства ее двигательного, познавательного и эмоционального компонентов.

2. Успешность психомоторного развития детей с интеллектуальной недостаточностью определяется реализацией в дошкольном образовательном учреждении комплексной системы работы, которая основывается на лично-стно ориентированном подходе, отражает структурно-функциональную и коррекционно-развивающую направленность педагогического процесса, учитывает наличие тесных и длительное время сохраняющихся взаимосвязей как между двигательным, познавательным и эмоциональным компонентами психомоторики, с одной стороны, так и между каждым из них и умениями и навыками в разных видах деятельности, с другой.

3. Значительным развивающим потенциалом в отношении всех детей с интеллектуальной недостаточностью обладает система, в которой четко определены основные направления работы по психомоторному развитию, содержание ориентировано на комплексное решение задач, определенных во всех направлениях, созданы и соблюдены условия их реализации, в единстве используется весь комплекс средств, осуществляется систематический мониторинг результатов работы, позволяющий вносить изменения в отдельные элементы системы с учетом динамики развития каждого воспитанника.

4. Содержательное и организационное обеспечение реализации дея-тельностного подхода в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется путем использования в качестве ведущих средств развития психомоторики доступных им видов деятельности, что существенно повышает эффективность работы как по развитию всех ее компонентов, так и по формированию умений и навыков в этих видах деятельности.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— впервые осуществлена попытка комплексного исследования психомоторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью с позиции единства двигательного, познавательного и эмоционального компонентов;

— получены новые данные об особенностях психомоторики дошкольников с разным уровнем интеллектуального развития;

— установлено наличие тесных взаимосвязей между двигательным, познавательным и эмоциональным компонентами психомоторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, а также каждого из них с развитием умений и навыков в разных видах деятельности;

— впервые представлена обладающая высокой эффективностью научно обоснованная система работы, обеспечивающая психомоторное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

— обогащены представления об особенностях двигательного, познавательного и эмоционального компонентов психомоторики детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью;

— представлены современные подходы к обеспечению психомоторного развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью;

— концептуально обоснованы структурные компоненты системы работы по развитию психомоторики детей с интеллектуальной недостаточностью.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— конкретизированы и экспериментально проверены основные элементы системы работы (направления, содержание, условия, средства, результативность), обеспечивающей психомоторное развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, которые позволяют повысить ее эффективность в дошкольных учреждениях;

— результаты исследования показали целесообразность применения апробированного содержания в работе по психомоторному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном учреждении;

— разработанная для нужд исследования методика изучения психомоторного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, позволяющая осуществить его качественную и количественную оценку, легла в основу создания новой программы психолого-педагогического обследования;

— разработанные в процессе исследования материалы используются в организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях, где воспитываются дети с проблемами в интеллектуальном развитии;

— материалы диссертации используются в содержании учебных дисциплин (основных и по выбору), входящих в программу подготовки студентов по специальности «31 700 — Олигофренопедагогика» и по направлению «5 460 600 — Педагогика, профиль 5 460 613 — Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» («Воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта», «Специальная дошкольная педагогика», Методика обучения игре", «Диагностика и коррекция нарушений психомоторного развития детей», а также могут быть использованы в программах курсов повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема психомоторного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью отражена в современной литературе неполно, что связано с относительно непродолжительным периодом ее изучения. В связи с этим до настоящего времени не сложилась полная картина особенностей развития психомоторики детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития в первые годы их жизни.

В контексте решения задач воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии психомоторику целесообразно рассматривать как ведущее для данного возраста новообразование, выступающее в виде триединства двигательного, познавательного и эмоционально-волевого компонентов. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у детей младшего и среднего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью на ранних этапах развития они синкретичны и лишь к старшему дошкольному возрасту начинают постепенно обосабливаться. Происходит это под влиянием взаимодействия биологических и социальных факторов, последние из которых неуклонно начинают' приобретать все большее значение. Основным из социальных факторов успешного развития детей с интеллектуальной недостаточностью является организованная в дошкольных учреждениях коррекцион-но-воспитательная работа, поскольку лишь в специально созданных условиях они могут достигать оптимального для них уровня развития.

На основе этих посылок было построено исследование, в котором предполагалось, что проявляющиеся в дошкольном возрасте при задержке психического развития и при умственной отсталости недостатки в развитии всех компонентов психомоторики обусловлены не только биологически, но и социально — условиями воспитания детей в первые годы жизни. В связи с этим, включение ребенка с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном учреждении в научно обоснованную комплексную систему работы, обеспечивающую формирование психомоторики как единого целого, на основе учета тесных взаимосвязей между всеми тремя его компонентами, даст возможность раскрыть и реализовать потенциальные возможности развития каждого.

Анализ литературных источников по проблеме исследования, опыта организации коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях компенсирующего вида и данных обследования детей с интеллектуальной недостаточностью позволил выстроить систему работы, направленной на развитие их психомоторики. В качестве основных ее структурных компонентов, находящихся в разнообразных взаимосвязях и взаимодействующих друг с другом, выступили:

1. Направления работы (развитие двигательной, познавательной, эмоционально-волевой сферы и навыков взаимодействия со взрослыми).

2. Содержание работы по психомоторному развитию, ориентированное на комплексное решение его задач, признание равноценности всех его компонентов.

3. Условия успешности работы по психомоторному развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (обеспечение положительной эмоциональной обстановки пребывания детей в дошкольном учреждении и домавзаимодействие всех специалистов, участвующих в процессе воспитания детей в дошкольном учрежденииспециально организованная предметно-практическая среда развитиясоблюдение системы принциповобследование психомоторного развития детей).

4. Средства психомоторного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (предметная деятельность, игра, изобразительная деятельность и конструирование, элементарный труд, музыкальная деятельность, физическое воспитание, обучение).

5. Контроль результативности работы по психомоторному развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Апробация системы в условиях дошкольного учреждения компенсирующего и комбинированного вида позволяет сделать вывод о том, что она обладает высокой эффективностью. Основным критерием оценки ее эффективности выступила динамика в психомоторном развитии детей, а также в развитии у них умений и навыков в разных видах деятельности.

Было установлено, что при наличии условий специально организованного обучения, значительно повысился уровень развития общей и мелкой моторики, представлений об окружающем, цвете, форме и величине, уровень развития мышления речи и внимания, а также эмоционально-волевой сферы как у дошкольников с ЗПР, так и с легкой умственной отсталостью. Кроме того у них была выявлена динамика в развитии игровой, изобразительной, конструктивной деятельности и навыков самообслуживания.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Теоретический анализ литературных источников и изучение опыта воспитания детей с проблемами в интеллектуальном развитии в дошкольных учреждениях позволили установить, что в определении подходов к работе по их психомоторному развитию целесообразно основываться на широком понимания психомоторики, представляющей собой единство двигательного, познавательного и эмоционального компонентов.

2. Опытным путем выявлено и математически подтверждено наличие у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и с интеллектуальной недостаточностью тесных взаимосвязей между всеми тремя компонентами психомоторики, а также между каждым из них и умениями и навыками в разных видах деятельности. Доказывая их взаимное влияние друг на друга и взаимную обусловленность, эти связи позволяют обосновать необходимость создания комплексной системы работы, направленной на психомоторное развитие дошкольников.

3. Обнаруженные взаимосвязи позволяют объяснить, с одной стороны, трудности в овладении детьми с интеллектуальной недостаточностью умениями и навыками в разных видах деятельности качественным своеобразием всех компонентов психомоторики, с другой стороны, своеобразие компонентов — низким уровнем развития деятельности. Кроме этого они доказывают правомерность использования в качестве основных средств активизации психомоторного развития доступных детям дошкольного возраста видов деятельности.

4. Корреляционные связи между всеми изучаемыми компонентами психомоторики наиболее ярко выражены у детей с умеренной умственной отсталостью. Следовательно, чем ниже уровень интеллектуального развития дошкольника, тем дольше сохраняется нерасчлененность психомоторики и тем позднее наступает постепенное их обособление, что должно учитываться в построении коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении.

5. Экспериментальным путем установлено, что необходимым условием достижения высоких результатов в развитии психомоторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью является длительное применение научно обоснованной системы работы, построенной с учетом глубокого знания типологических и индивидуальных особенностей и современных подходов к их воспитанию.

6. Высокой эффективностью обладает комплексная система работы по психомоторному развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, основные элементы которой (направления, содержание, условия, средства и результативность) учитывают их возрастные, типологические и индивидуальные особенности.

7. Представленная система работы, в которой в качестве основных средств используются все виды деятельности (предметная, игровая, конструктивная, изобразительная, музыкальная), обеспечивает не только достижение высоких результатов в плане собственно психомоторного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, но и способствует повышению эффективности формирования у них умений и навыков в этих видах деятельности.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы и высокий коррекционно-развивающий эффект представленной системы работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамович-Лехтман Р.Я., Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем возрасте. — М.: Медгиз, 1949. 70 с.
  2. М.Ш. Особенности психомоторики младших школьников с задержкой психического развития. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988- 16 с.
  3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. 127 с.
  4. .Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001. — 277 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1969. — 240 с.
  6. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. — 304 с.
  7. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. — М.: Наука, 1980.-197 с.
  8. Е.А. Дошкольный возраст.- М.: Учпедгиз, 1948.- 336 с.
  9. Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1991. — 125 с.
  10. Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Изд-во Медицина, 1969. — 256 с.
  11. П.Бабаева Т. И. Подготовка детей к школе как аспект педагогической деятельности //Развитие и воспитание дошкольника. Межвузовский сборник научных трудов. СПб.: Образование, 1993. — С. 101 -109.
  12. Т.И. У школьного порога. М.: Просвещение, 1993. — 125 с.
  13. Р.Д. Пути исправления дефектов моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1963 — 19 с.
  14. Л.Б., Зарин А. П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: Изд-во: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 96 с.
  15. Л.Б., Вечканова И. Г., Загребаева Е. В., Зарин А. П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. СПб.: Изд-во Союз, 2001. — 310 с.
  16. Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во Союз, 2001. — 416 с.
  17. Л.Б., Зарин А. П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием //Инновации в Российском образовании: Дошкольное образование. М.: Изд. МГУП, 1999. — с. 46 — 50.
  18. Т. Психическое развитие младенца. -М.: Прогресс, 1985.-320 с.
  19. Е.Г. Роль игры с игрушкой в активизации познавательной деятельности детей с нарушением умственного развития раннего и младшего дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1983. 18 с.
  20. Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991.-287 с.
  21. Н.А. О построении движения. М.: Наука, 1947. — 225 с.
  22. Н.А. Физиология движений и активности. М.: Наука, 1990.-494 с.
  23. Л.И. Концепция культурно-исторического развития психики и ее перспективы //Вопросы психологии. 1977. — № 2. — С. 25 — 38.
  24. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психол. труды /Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. 209 с.
  25. А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991.- 157 с.
  26. Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М.: Гном-Пресс, 2000. — 64 с.
  27. Бот О.С. * Формирование тонких движений пальцев рук //Дефектология.- 1983.-№ 1-е. 56−59.
  28. Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М.: Аграф, 1997.- 128 с.
  29. С.М., Большее А. С., Силкин Ю. Р. и др. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М.: ВЛАДОС, 2001. — 224 с.
  30. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. -196 с.
  31. В.К. Физкультура для ослабленных детей. М.: Физкультура и спорт, 1986.- 108 с.
  32. Л.А. Восприятие и обучение (Дошкольный возраст). — М.: Просвещение, 1969. — 365 с.
  33. Л.А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М.: Просвещение, 1972. — 143 с.
  34. Л.А., Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. -М.: Просвещение, 1989. 127 с.
  35. Л.А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. — М.:"Просвещение, 1988. 143 с.
  36. Л.А., Холмовская В. В. Диагностика умственного развития дошкольников. М.: Педагогика, 1978. -248 с.
  37. Т.А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1966.— 271 с.
  38. Е.Ф. Сенсорное воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в условиях специального дошкольного учреждения. Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 17 с.
  39. Г. Д. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. — М.: Просвещение, 1983. 144 с.
  40. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет. сада и родителей /Сост. Е. А. Смирнова, Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова и др., М.: Просвещение, 1996, 158 с.
  41. Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик / Под ред. Д. В. Менджерицкой. -М.: Просвещение, 1983. 192 с.
  42. Воспитание и обучение детей раннего возраста /Под ред. Л. Н. Павловой. -М.: Просвещение, 1986. — 175 с.
  43. Восприятие и действие /Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1967.-323 с.
  44. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1967.-91 с.
  45. Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. -224 с.
  46. Выготский- Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. — № 6. — с. 62 — 76.
  47. Л.С. Лекции по психологии. — СПб.: Союз. 1999.-144 с.
  48. Л.С. Мышление и речь- Психика, сознание, бессознательное.-М.: Лабиринт, 2001. 366 с.
  49. Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч. в 6 т., т. 3. -М.: Просвещение, 1983. 367 с.
  50. Л.С. Проблемы дефектологии. — М.: Просвещение., 1995. 527 с.
  51. О.П. Развитие изобразительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста //Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта.- М.: Педагогика, 1984.- С.47−64.
  52. О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. М.: Просвещение, 1993. — 94 с.
  53. О.П. Развитие речи умственно отсталых дошкольников //Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя /Под ред.Л. П. Носковой.-М.: Просвещение, 1993.- С.-147−164.
  54. О.П. Музыкальное воспитание умственно отсталых дошкольников //Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя /Под ред.Л. П. Носковой.- М.: Просвещение, 1993.- С.-203−215.
  55. О.П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программы для специальных дошкольных учреждений. -М.: Просвещение, 1991. 135 с.
  56. Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. -М.: Просвещение, 1992. 143 с.
  57. Л.Д., Овсянкин В. А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста., М.: ВЛАДОС., 1999. 176 с.
  58. Л.А. Игра в жизни детей с нарушениями слуха //Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя /Под ред.Л. П. Носковой.- М.: Просвещение, 1993.- С.- 92−104.
  59. А.Н. Очерки по олигофренопедагогике.- М.: Учпедгиз. -1961.- 196 с.
  60. Е.К. Воспитание и обучение глубоко умственно отсталого ребенка.- М.-Л., Учпедгиз., 1932. 88с.
  61. Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. Кн. для воспитателей детского сада М.: Просвещение, 1995.-63 с.
  62. Г. Г., Кочетова Н. П., Сергеева Д. В. и др. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. М.: Просвещение, 2000.-256 с.
  63. М.О., Озерецкий Н. И. Психомоторика. Ч. 1. М.-Л.: Моспо-лиграф, 1930. — 160 с.
  64. А.Н. Развитие у дошкольника конструктивного творчества. -М.: Просвещение, 1976. 79 с.
  65. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детских садов /Под ред.С. Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 1985.- 144 с.
  66. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
  67. И.В., Лисина М. И. Возрастные особенности психического развития детей. М.: АПН СССР, 1982. — 164 с.
  68. З.М. Особенности пространственных представлений у детей с ЗПР и методы их коррекции. Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1980.-22 с.
  69. Е.А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.- М.: Просвещение, 2003.-272 с.
  70. Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975.- 111 с.
  71. С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. М.: Новая школа, 1998. — 144 с.
  72. С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.- М.: Просвещение: Владос, 1995.- 112 с.
  73. С.Д., Боровик О. В. Развитие ребенка в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, де-фектологов. Серия «Школа для всех». — М.: Новая школа, 2000. — 160 с.
  74. А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. М.: Педагогика, 1986., т. 1. 320 е., т. 2. — 296 с.
  75. А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада /Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение: 1985. — С. 8−23.
  76. А.В. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-430 с.
  77. А.П. Комплексный подход в организации коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с проблемами интеллектуального развития //Реабилитация лиц с проблемами в развитии. Сборник научных статей." СПб.: Союз, 2000.- С.36−43.
  78. А., Петрова Л. С., Фомина А. Н. Медико-педагогическая поддержка физического развития и укрепления здоровья ребенка с интеллектуальной недостаточностью в детском саду //Дефектология.- 2003.- № 5.- С.64−69.
  79. Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для вос-питатлей детского сада. -М.: Просвещение, 1988. 94 с.
  80. Игра дошкольника /Под ред.С. Л. Новоселовой. М.: Просвещение, .1989.-286 с.
  81. История зарубежной дошкольной педагогики. Хрестоматия.- М.: Просвещение, 1986. 460 с. ¦
  82. Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. М.: Просвещение, 1971.-110 с.
  83. Как учить и развивать умственно отсталых детей: Курс лекций и практических занятий для персонала мед. Учреждений /Составитель К.Грюневальд.- СПб.: Петербург XXI век, 1994. 122 с.
  84. Г. М. Влияние физических упражнений разной направленности на развитие движений и психики детей 3−7 лет. Автореф.дис. канд. пед. наук.- М., 1982.- 16 с.
  85. А.А. Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха и интеллекта //Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта.- М.: Педагогика, 1984. 143 с.
  86. А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста (глухих, слабослышащих и умственно отсталых). Автореф. дис. доктора психол. наук. М., 1977. — 33 с.
  87. А.А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: Бук-Мастер, 1993.-191 с.
  88. В.П. Педагогическая коррекция. М.: Просвещение, 1994. -222 с.
  89. М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. -М.: Педагогика, 1970. 224 с.
  90. Князева O. JL, Стеркина Р. Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М.: Дрофа, ДиК, 1999. -- 128 с.
  91. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. — 143 с.
  92. М.М. Ребенок учится говорить.- М.: Сов. Россия, 1975.- 192с.
  93. А.А. Физическое воспитание детей с нарушениями слуха //Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л. П. Носковой.- М.: Просвещение, 1993.- С. 77−92.
  94. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников /Под ред. Л. П. Носковой М.: Педагогика, 1989. — 173 с.
  95. М.В. Дошкольник и рукотворный мир. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.-160 с.
  96. Г. В. Некоторые особенности речевого развития умственно отсталых детей дошкольного возраста //Дефектология.- 1976.- № 3 — С. 78 -82.
  97. Г. В. Особенности понимания речи окружающих взрослых умственно отсталыми детьми 4−5 лет // Дефектология 1978., № 2. С. 67−71.
  98. И.Ю. Возрастная психология. М.: Изд-во УРАО, 1998. -176 с.
  99. Э. Освоение предметных действий умственно отсталыми дошкольниками //Дефектология. 1989. — № 3. — С. 65−68.
  100. Й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте.- Прага: Авиа СЕУН, 1984. 334 с.
  101. В.В. Нарушения психического развития у детей: Учеб. пособие.-М.: Изд. МГУ, 1985. 167 с.
  102. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  103. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. унта, 1972. — 575 с.
  104. П.Ф. Собрание педагогических сочинений. М.: Физкультура и спорт, 1952. — т. 2. — 384 с.
  105. A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1974. -368с.
  106. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Просвещение, 1986.- 144 с.
  107. М.И., Неверович Я. З. Развитие движений и формирование двигательных навыков //Психология детей дошкольного возраста. — М., 1964. -С. 268−352.
  108. З.В. Конструирование. М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
  109. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей.-М.: Педагогика, 1978. 224 с.
  110. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. — 104 с.
  111. Лурия А. Р, Высшие корковые функции человека при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 504 с.
  112. А.Р. Мозг человека и психические процессы. Т. 1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 479 с.
  113. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. -М.: Наука, 1974.-172 с.
  114. А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 94 с.
  115. А.Р. Умственно отсталый ребенок. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.-203 с.
  116. А.А. Детская психология.- М.: Просвещение, 1971.- 415с.
  117. А.Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта.- М.: Педагогика, 1988. -128 с.
  118. Г. С., Гаврилов В. И. Умственная отсталость при наследственных болезнях. — М.: Медицина, 1988. -256 с.
  119. Е.Н. Нарушение регулирующей функции речи у глубоко умственно отсталых детей//Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. М., 1958 — т. 2. — с. 267−294.
  120. Е.М. Лечебная педагогика.- М.: Владос, 1997. 303 с.
  121. Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992. — 94 с.
  122. Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенчество, ранний и дошкольный возраст. М.: Просвещение, 1991.- 158 с.
  123. Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского .сада /Под ред.Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1982 — 128 с.
  124. С.Ю. Младенец: становление основ личности //Дошкольное воспитание. 1991. — № 11. — С. 43 — 47.
  125. Н.Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.- 176 с.
  126. Н.Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: ГНОМ и Д, 2000.- 96 с.
  127. М. Помоги мне сделать это самому /Сост., вступ. Ст. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. М.: Изд. Дом «Карапуз», 2000. — 272 с.
  128. Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе в специальном детском саду для детей с нарушением интеллекта /Под ред. А. П. Зарин, Е. Л. Ложко.- СПб.: Аполлон, 1994. 33 с.
  129. B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1992. — 303 с.
  130. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. -М.: Педагогика, 1981. 239 с.
  131. З.Ф. О роли предметных действий ребенка в синтезе его логических операций //Вопросы психологии. 1979. — № 5. — С. 113 — 116.
  132. С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М.: Педагогика, 1978.- 160 с.
  133. Дошкольное образование России в документах и материалах. Сб. действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. -М.:ГНОМ и Д, 2001. С.69- 106.
  134. Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Рос. пед. агентство, 1996.-372 с.
  135. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы., М.: Тривола, 1998.-351 с.
  136. Н.И. Метрическая скала для исследования моторной одаренности детей //Вопросы педологии и детской психологии /Под ред. М. О. Гуревича. Вып. 2. М.: Кооперативное изд-во «Жизнь и знание», 1925. — С. 334−346.
  137. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред. Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 1965. — 343 с.
  138. Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития //Дефектология-2000.- № 4. -С. 36−42.
  139. И.П. Полное собрание сочинений. М. Л., Изд-во АН СССР, 1951. Т. 4−452 с.
  140. Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром: Книга для работников дошк. учреждений. — М.: Просвещение, 1987. 224 с.
  141. Л.Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 152 с.
  142. Л.А. Детское творческое конструирование. М.: Изд. дом «Карапуз», 1999. — 240 с.
  143. М.С. Дети-олигофрены. М.:Изд.АПН РСФСР, 1959.- 486 с.
  144. М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1963. — 223 с.
  145. Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста: Межвузовский сб. науч. трудов М.: Прометей, 1989.- 159 с.
  146. В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М.: Просвещение, 1968. — 158 с.
  147. В.Г. Роль речи в становлении мышления умственно отсталых дошкольников //Дефектология.- 1997.- № 3.- С.52−56.
  148. Под ред. А. Зарин, В. Н. Вовка, С. Ю. Ильиной, Ю. Т. Матасова. Архангельск: Издательский Центр СГМУ, 2004 — с. 134−137.
  149. В.А., Кларина JI.M., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.- 102 с.
  150. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.-659 с.
  151. . Мышление и речь ребенка.- М.: Педагогика-Пресс, 1994.528 с.
  152. . Роль действия в формировании мышления //Вопросы психологии. 1965. — № 6. — С. 33 — 51.
  153. П.И. Педагогика: Уч. пособие.- М.: РПА, 1995 637с.
  154. Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М.: Просвещение, 1983. — 96 е.,
  155. Л.И. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими детьми //Педагогическая психология, возрастная физиология, школьная гигиена. М., 1985. — С. 7−8.
  156. Л.И. Реабилитация детей-инвалидов средствами творческой деятельности //Средства и методы реабилитации детей с особенностями развития и инвалидностью. -М., 1998. С. 137 — 140.
  157. Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. — М.: Изд-во ГороД, 1998. — 262 с.
  158. Н.Н. Мышление дошкольника.- М.: Педагогика, 1977.271 с.
  159. И.П. Педагогика: Уч-к для студентов высших пед. уч. учреждений. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
  160. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью /Составители: Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова — СПб.: Союз, 2001.-320 с.
  161. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект /Под ред. Н. Н. Поддъякова, Н. Я. Михайленко. М.: Педагогика, 1987. -192 с.
  162. Психология детей дошкольного возраста /Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1964. — 352 с.
  163. Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. — 295 с.
  164. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста /Под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Полиграф сервис, 1998. — 226 с.
  165. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями /Под ред. С. И. Беличевой, В. Н. Раскиной. М.: Консорциум Социальное здоровье России, 1998. — 210 с.
  166. Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М.: Просвещение, 1966. — 351 с.
  167. Развитие и воспитание детей раннего возраста /Под ред. Н.М. Аска-риной. JL: Медицина, 1965. — 292 с.
  168. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет /Под ред. Н. М. Щелованова. -М.: Просвещение, 1969. 181 с.
  169. Развитие восприятия в раннем дошкольном возрасте. /Под ред. А. В. Запорожца, М.И.Лисиной).— М.: Просвещение, 1966. 302 с.
  170. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения /Автор-сост. Н. А. Ноткина СПб.: ЛОИУУ, 1995 — 64 с.
  171. Развитие общения у дошкольников /Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. -М.: Педагогика, 1974.-288 с.
  172. Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка //Дефектология. 1998. — № 2. — С. 62−68.
  173. Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка //Дефектология. 1998. — № 3. — С. 57−63.
  174. С.А. Материалы к исследованию двигательной одаренности у детей //Вопросы педологии и детской психоневрологии / Под ред. М. О. Гуревича. Вып. 2.- М.: Кооперативное изд-во «Жизнь и знание», 1925. -С. 328−333.
  175. С.JI. Основы общей психологии. Т. 2. М.: Педагогика, 1989.-322 с.
  176. С .Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1970. — 198с.
  177. Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965.-214 с.
  178. Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей. Пер. с франц. М.Л.: Лихтенштадт, 1903. — 319 с.
  179. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей /Под ред. Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой. -М.: Просвещение, 1981.-192 с.
  180. Д.В. Воспитание ребенка дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. — М.: Просвещение, 1987. — 94 с.
  181. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., Госполитиздат, 1947. — 647 с.
  182. И.М. Психология поведения /Под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.-320с.
  183. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО Речь, 2000. 350 с.
  184. К.С. Психологический анализ становления предметно-манипулятивной деятельности у младенцев: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: Психол. ин-т, 1993. — 18 с.
  185. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 190 с.
  186. Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990. — 95 с.
  187. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений /Под ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Академия, 2000. — 344 с.
  188. Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников //Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя /Под ред.Л. П. Носковой.- М.: Просвещение, 1993.- С. 135−147.
  189. Н.Д. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа //Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя /Под ред.Л. П. Носковой.- М.: Просвещение, 1993.- С. 135−147.
  190. Н.Д. Развитие речевого общения умственно отсталых дошкольников в игре //Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста /Под ред.Л. П. Носковой. М.: Изд. АПН СССР, 1982. — С. 56 -66.
  191. Н.Д. Трудовое воспитание умственно отсталых дошкольников //Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя/Под ред.Л. П. Носковой.-М.: Просвещение, 1993.- С. 180−190.
  192. В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. М.: Медицина, 1987. — 239 с.
  193. Е.А. Пути формирования наглядных форм мышления умственно отсталых дошкольников. Автореф. дис. доктора пед. наук. М. 1992.-32 с.
  194. Е.А. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья //Дефектология.- 2003.- № 3.-С.39−42.
  195. Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. -М.: ВЛАДОС, 2001. 184 с.
  196. М.Г. Жизненная практика и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори. М., Изд. МПГУ, 1998. -316 с.
  197. Г. Е. Телосложение, моторика и характер умственно отсталых девочек //Вопросы педологии и детской психоневрологии/Под ред. М. О. Гуревича. Вып. 3. М.: Изд. Наркомздрава РСФСР, 1928. — С. 134 — 144.
  198. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду /Под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. М.: Просвещение, 1965. — 188 с.
  199. Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
  200. Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск: Народная асвеста, 1976. — 128 с.
  201. У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1994. — 228 с.
  202. У.В. Психологические особенности шестилетних детей с нормальным и задержанным темпом психического развития: Межвузовский сб. науч. трудов. Горький: ГГПИ, 1988. — 107 с.
  203. Ульенкова.У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990. — 181 с.
  204. У.В., Васильева Е. Н. Изучение и формирование эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении //Дефектология.- 2001. № 5. — С. 35 — 43.
  205. Умственное воспитание дошкольников / Под ред. П. Н. Поддъякова. -М.: Педагогика, 1972.-288 с.
  206. О.Н. Дети с проблемами психического развития. М.: НПЦ Коррекция, 1995.-208 с.
  207. А.П. Обучение в детском саду /Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
  208. А.П. Роль игры в воспитании детей. — М.: Просвещение, 1976. -96 с.
  209. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
  210. Философская энциклопедия. Т. 5. М.: Советская энциклопедия, 1970.-С. 18−21
  211. Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. — 160 с.
  212. A.M. Развитие ориентировочных реакций у детей. М.: Педагогика, 1977. — 87 с.
  213. A.M. Ребенок и среда. — М.: «Знание», 1974. — 95 с.
  214. М.И. Физическое воспитание детей раннего возраста. JI.: Медгиз, 1963.-40 с.
  215. Ф. Детский сад // Педагогические сочинения: В 2 т. /Под ред. Д. Н. Королькова. 2-е изд. — М.: Изд-е Тихомирова, 1913. — Т. 2.-581 с.
  216. P.P., Вэдэзи П. Ф. Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей- цели и пути раннего обучения /Пер. с англ., предисл. J1.A. Чистович, Е. В. Кожевниковой. СПб., 1994. — 11 с.
  217. Э. Потенциальные возможности развития нормального и аномального ребенка. М.: Просвещение, 1964. — 390 с.
  218. Цветкова J1.C. Роль ориентировочно-исследовательской деятельности и различных подкреплений в образовании двигательных навыков // Доклады АПН РСФСР.1958. № 2. — С. 31 — 37.
  219. Г. В. Коррекционная работа с детьми-имбецилами младшего возраста //Клиническое и психологическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. М.: Изд. НИИ дефектологии, 1976. — С. 158 — 168.
  220. Г. В. Об интеллектуальном развитии детей-имбецилов //Дефектология. 1979. — № 1. — С. 14 — 19.
  221. А. Н. Психология ребенка дошкольного возраста /Под ред. Артемова. М.: Высшая школа, 1961. — 90 с.
  222. Д., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца. СПб.: Петербург XXI век, 1996. — 240 с.
  223. Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. -М.: СТОЛЕТИЕ, 1997.-480 с.
  224. В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М.: ФАИР — ПРЕСС, 1998. — 576 с.
  225. Н. Влияние конструирования на развитие умственных способностей детей //Дошкольное воспитание. — 1985. № 10. — С. 28 — 31.
  226. Н.М., Аскарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. — М.: Медгиз, 1965. — 346 с.
  227. Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. — 328 с.
  228. Д.Б. Избранные психологические труды /Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1989. 554 с.
  229. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  230. И. О. предупреждении отклонений в познавательной деятельности детей раннего возраста //Дошкольное воспитание.- 2001.- № 6.- С. 53−56.
  231. Г. П., Спирина В. П., Сорочек Р. Г., Уварова З. С. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.: Медицина, 1978. -247 с.
  232. И.С. О некоторых путях диагностики развития пространственного мышления у дошкольников //Вопросы психологии.- 1971. № З.-С. 84−96.
  233. С.Е. Понятийное мышление в структуре сознательной деятельности. — Владивосток: Изд-во Дальневосточ. ун-та, 1988. 154 с.
  234. Bogdariowicz М. Leworecznosc u dzieci.- W-wa: 1989.
  235. Bogdanowicz М. Metoda dobrego startu.- W-wa: WSiP, 1989.
  236. Bogdanowicz M., Kisiel В., Przasnyska M. Metoda Weroniki Sherborn w terapii i wspomaganiu rozwoju dziecka.- W-wa: WSiP, 1994.- 160 s.
  237. Gerstman S. Rozwoj uczuc.- W-wa: WSiP, 1986.- 244 s.
  238. Jurkowski A. Ontogeneza mowy i myslenia.- W-wa: WSiP, 1975.- 232 s.
  239. Knill Ch. Kontakt i komunikacja.- W-wa: Centrum Metodyczne Pomocy Psychologiczno-Pedagogicznej Ministerstwa Edukacji Narodowej, 1997. — 62 s.
  240. Nartowska H. Opoznienia i dysharmonie rozwoju dziecka.- W-wa: WSiP, 1980.-220 s.
  241. Olechnowicz H. U zrodel rozwoju dziecka.- W-wa: WSiP, 1988.- 196 s.
  242. Przasnyska M. Nauczanie kultury fizycznej w szkole zycia wedlug «programu ruchu» V. Sherborn //Szkola specjalna.- 1989.- № 2.
  243. Psychologia rozwojowa dzieci i mlodziezy /Pod red.M.Zebrowskiej.- W-wa: WSiP, 1979.- 879 s.
  244. Szuman S. Psychologia dziecka w wieku przedszkolnym.- W-wa: PZWS, I960.-238 s.
  245. Российский государственный педагогический университетим.А. И. Герценана правах рукописи УДК: 159.9:61+616.89.
  246. Нефедова Юлия Валентиновна
  247. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮV
  248. Специальность: 13.00.03 коррекционная педагогика (олигофренопедагогика)
Заполнить форму текущей работой