Опытно — экспериментальная работа по использованию игр как средства активизации познавательной деятельности
У 2 учащихся (Сергеева Виола, ЯковлеваСайаана) активность превышает отвлекаемость, что может свидетельствовать о высоком уровне познавательной активности. Эти дети очень часто задают большое количество вопросов, (Например: Причины возникновению пожара? Что делать при пожаре?) направленных на знание не только фактического материала, но и теоретического. Эти дети самостоятельно выполняют учебные… Читать ещё >
Опытно — экспериментальная работа по использованию игр как средства активизации познавательной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Диагностика уровня познавательной активности учащихся 2 класса Амгино — Нахаринской СОШ Амгинского улуса.
С целью выявления уровня развития познавательной активности у младших школьников было проведено исследование на базе МБОУ «Амгино — Нахаринский СОШ им. П.И.Яковлева» в Амгинском улусе. В эксперименте приняли участие учащиеся 2 класса в количестве 8 человек.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап — констатирующий.
На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня познавательной деятельности младших школьников экспериментального класса.
2 этап — формирующий.
На этом этапе нами была организована работа по повышению уровня познавательной деятельности на уроках.
3 этап — контрольный.
На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня познавательной деятельности учащихся 2 класса, проведен анализ полученных результатов.
Для выявления уровня познавательной деятельности нами использовался метод наблюдения, анкетирование.
Наблюдение. Цель: выявить уровень познавательной деятельности учащихся, определить соотношение отвлекаемости и познавательной активности, а также выяснить эмоциональное отношение к учебе.
Инструкция для наблюдателя Срок наблюдения — первая неделя на всех уроках (для первого этапа диагностики) и последняя неделя (для второго этапа диагностики).(1прил.) Обращала внимание на действия и реакции учеников. Результаты наблюдений фиксировались в бланке наблюдений.
В процессе наблюдения мы отмечали наличие следующих проявлений у младших школьников:
- 1. Активность:
- -проявляет интерес к предмету;
- -задает вопросы, стремится на них ответить;
- -интерес направлен на объект изучения;
- -проявляет любознательность;
- 2. Самостоятельность:
- -Самостоятельно выполняет задания.
- -Проявляет устойчивость в достижении цели.
- 3. Отвлекаемость (количество любых действий, не связанных с учёбой).
Оценка результатов Если ученик задает большое количество вопросов, направленных на знание не только фактического, но и теоретического материала, все его действия имеют целенаправленный познавательный характер, выполняет самостоятельно все задания, желает выполнять задания повышенной сложности, выходящие за рамки программы, то мы можем говорить об активном отношении к учению и высоком уровне познавательной активности.
Если ребенок задает вопросы, направленные на знание только фактического материала, и его активность и отвлекаемость примерно в равных количествах, а, получая задания для самостоятельного выполнения, ученик нуждается в помощи, то мы можем говорить о среднем уровне познавательной активности, положительном отношении к учению.
Если ребенок большую часть урока отвлекается и в малой степени проявляет активность, или не проявляет ее вообще, если его вопросы не имеют никакого целенаправленного познавательного характера или они вообще не связаны с данный учебным предметом, а самостоятельность в выполнении заданий отсутствует, то можно говорить о низком уровне познавательной активности или вовсе о ее отсутствии.
В течение учебной недели за детьми на уроках осуществлялось наблюдение. (2,3прил.) В бланке наблюдения отмечалось количество заданных вопросов ребенком, количество высказываний, имеющих целенаправленный характер, количество реплик, количество выполненных самостоятельно заданий, а также отвлекаемость учащихся. Затем была подсчитана активность детей и их отвлекаемость.
Таким образом, в процессе наблюдения выяснилось:
У 2 учащихся (Сергеева Виола, ЯковлеваСайаана) активность превышает отвлекаемость, что может свидетельствовать о высоком уровне познавательной активности. Эти дети очень часто задают большое количество вопросов, (Например: Причины возникновению пожара? Что делать при пожаре?) направленных на знание не только фактического материала, но и теоретического. Эти дети самостоятельно выполняют учебные задачи.
У 4 учащихся (Семенов Коля, Пахомова Лиза, Пахомова Юля, Неустроева Алина) активность и отвлекаемость находятся примерно в равных количествах, что говорит о среднем уровне активности познания. Эти дети интересуются лишь фактическим материалом и пытаются давать высказывания, имеющие целенаправленный характер. В выполнении самостоятельных заданий этим детям необходима помощь. И у 2 детей (Пахомов Петя, Кузьмин Тит) отвлекаемость превышает активность, что говорит о низком уровне активности обучения. Эти дети задают очень мало вопросов и часто эти вопросы не имеют целенаправленного познавательного характера, они очень часто отвлекаются. Самостоятельно выполнить задания не могут.
Анализ результатов диагностики показал, что основная масса учащихся — дети со средним уровнем заинтересованности в учебе, эти дети активны на уроке «по заданию учителя», много отвлекаются на посторонние дела во время урока. Количество детей, у которых отвлекаемость превышает активность и с преобладанием активности равны.
Анкетирование учащихся.
Мы провели первичное анкетирование. Цель его проведения — выявить уровень познавательной деятельности младших школьников экспериментального класса. Была разработана анкета, которая состояла из 10 вопросов, и следующих 4-ёх вариантов ответов: «почти никогда», «иногда», «часто» и «почти всегда», которые выбирали учащиеся при заполнении анкеты.
Максимально учащиеся могли набрать 40 баллов. Таким образом, количество набранных баллов определяло уровень сформированности познавательной активности ученика. Ученики, набравшие от 0 до 10 баллов, имели нулевой уровень развития познавательной активности, 11 -22 балла Ї низкий уровень — воспроизводящая активность, 23−34 балла — средний уровень — интерпретирующая активность и от 35 до 40 баллов Ївысокий уровень — творческая активность.(4 прил.).
Для более наглядного изображения отразим результат эксперимента на диаграмме.
Рис. 1 Диаграмма диагностики познавательной деятельности младших школьников (первый констатирующий эксперимент).
Таким образом, проведенный нами анализ показывает, что уровень познавательной активности младших школьников экспериментального класса является достаточно для полноценного процесса обучения и для полноценного развития школьника.