Активизация познавательной деятельности будущих специалистов в процессе контекстного обучения
![Диссертация: Активизация познавательной деятельности будущих специалистов в процессе контекстного обучения](https://westud.ru/work/2512638/cover.png)
Диссертация
Современное состояние высшей школы не в полной мере отвечает требованиям подготовки специалистов. В образовательной практике преобладает традиционный, объяснительно-иллюстративный тип обучения, характеризующийся преимущественно групповыми формами организации учебных занятий и «сообщающими» методами передачи информации, пассивной позицией курсантов, разомкнутым управлением учебным процессом… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы активизации познавательной деятельности будущих специалистов
- 1. 1. Сущность познавательной деятельности личности в философской и психолого-педагогической литературе
- 1. 2. Особенности учебно-познавательной деятельности будущих специалистов
- 1. 3. Контекстное обучение как условие учебно-профессиональных достижений личности
- Глава II. Разработка и экспериментальная проверка средств контекстного обучения для активизации познавательной деятельности обучающихся
- 2. 1. Разработка педагогического комплекса средств в условиях контекстного обучения
- 2. 2. Дидактические подходы к разработке и использованию игровых технологий
- 2. 3. Опытно-экспериментальная проверка результатов развития познавательной активности обучающихся в процессе контекстного обучения
Список литературы
- Аитов Н.А., Александров Г. Н., Мавлютов P.P. Высшее техническое образование в условиях НТР: Научно-теорет.пос. — М.: Высш.шк. 1983. -256с.
- Активные методы обучения студентов вузов: Межвузовский, сб. статей. Л.: ЛТА, 1990. — 105с.
- Александров Г. Н. Актуальные вопросы управления познавательной деятельностью студентов (элементы системного подхода) // Новое в теории и практике обучения. Вып. И. М.: Знание, 1981. с. 46−76.
- Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.2. Л. Изд-во ЛГУ. 1974. — с. 3−15.
- Андреева Г. А. Инженерная деятельность и задачи общенаучной подготовки инженеров. // Методолгические аспекты общенаучной подготовки инженеров общетехнического профиля, .м., 1983. с. 3−15.
- Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной системы. -Алма-Ата, 1979.
- Активные методы обучения и качество подготовки специалистов в вузе. Писхолого-педагогическое обеспечение учебного процесса: Межвуз.сб.науч.тр. Л.: ЛТА, 1990. — 176с.
- Алейников Б.А. Активизация самостоятельной работы ст-тов в системе семинарских и практических занятий по курсу общей физики в педагогич. вузе. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н. -Челябинск, 1984. 19с,
- Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М: Высш.шк., 1974. 384с.
- Архангельский С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и тебования к педагогическому мастерству. М., 1982. 235.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и требования. Учеб.- мет пособие. М.: Высш.шк., 1980. — 366с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. -192с.
- Барабанщиков А.В. Проблемное обучение: итоги подведены -проблемы остаются // Вестник высш. шк. 1985, № 11.
- Барабанщиков А.В., Муцынов С. С. Педагогическая культура офицера. М.: Воениздат, 1985. — 239с.
- Барабанщиков А.В. Дидактические проблемы высшей школы // Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы. -М., 1980. -с.29−39.
- Барабанщиков А.В. Психология и педагогика высшей военной школы. М.: «Воениздат, 1989. — 362с.
- Белкин Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. Ярославль, 1982. — 107с.
- Беспалько В. И. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1977.-305с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192с.гб.Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно.-метод. пос. М: Высш.шк., 1969. — 144с.
- Бешенцев В.Н. Развитие познавательной активности курсантов высших военных училищ (на материале преподавания обш-ных наук): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н. М.: 1989, -18с.
- Богатырь Б. Н. Гуриев М.А., Иванников А. Д. и др. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе. М.: РосНИИ СИ. 1993. — 72с.
- Борисова Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в ИПК // Теория и практика контекстного обучения в вузе. М.: НИИ ВШ, 1984. — с. 12−36.
- Борисова Н.В., Соловьева А. А., Арутюнов Ю. С., Вербицкий А. А. Деловая игра «Методики конструирования деловой игры» («Игра»): Метод, пос. М.: ИПКИР, 1988. — 41с.
- Борисова Н.В., Соловьева А. А. Игра в обучении лекторов. М.: Знание, 1989. — 64с.
- Борисова Л.Г., Цыганова И. Н. Активное обучение: механизмы стимулирования // Методы АО в подготовке инженерных кадров. -Николаев: НКИ, 1990. -с. 91 -95.
- Бордовский Г. А. Извозчиков В.А. Концептуальный подход к компьютерной технологии обучения. Седльце, 1987, -55с.
- Веников В, А., Шнейберг Я. А. Мировоззренческие и воспитательные аспекты преподавания технических дисциплин (на примере электротехники и электроэнергетики): Учеб. метод, пос. для преподавателей и студентов вузов. — М.: Высш.шк., 1984. — 112с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Метод, пос. М.: Высш.шк., 1991. — 207с.
- Вербицкий А.А. Игровые формы контекстного обучения. В сб.: В помощь слушателям ф-та новых методов и средств обучения. М.: Знание, 1983.-е. 3−34.
- Вербицкий А.А. Методологические проблемы непрерывного образования // Непрерывное образование: методология и практика. -М.: Знание, 1990. -с. 3−30.
- Вербицкий А.А. Некоторые теор’етико-методологические основания основания необходимости разработки психологии образования как новой ветви психологической науки // Проблемы психологии образования / Под ред. А. А. Вербицкого. М., 1992. — с. 5−17.
- Вербицкий А.А. От абстрактного метода школы к контекстному обучению: психолого-педагогический аспект // Культура, развитие индивида. М&bdquo- 1990. с. 117−131.
- Вербицкий А.А. Развивают ли деловые игры: к проблеме классификации игровых процедур // Проблемы психологии образования М., 1994. — с. 12−26.
- Вергасов В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. Киев: Вища шк., 1985. — 174с.
- Володарская И.А., Митина A.M. Педагогические цели обучения в современной высшей школе М.: Знание, 1988. — с. 3−35.
- Вопросы компьютеризации учебного процесса: Кн. для учителя: Из опыта работы / Сост. Н.Д.Угринович- под ред.Л. П. Шило. -Просвещение, 1987. 128с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений, т.4. -М.: Педагогика, 1984.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и её средства, М., 1988.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. -М.: Изд-во. МГУ, 1976 .
- Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: 1981. — с.97−101.
- Гареев М.А. Общевойсковые учения. М.: Воениздат, 1983. — 259с.
- Гарунов М.Г. Самостоятельная работа студентов как предмет психологичес. и социологич. иссл. // Проблемы активизации самостоятельной работы ст-тов. -Пермь: ИГУ.
- Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. М.: Знание, 1989. -208с.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. -М.: Педагогика, 1987, -263с.
- Гордезиани К.Ш. Пути усиления активизации в обучении. 1987,-277с.
- Григорьева Т.В. Дидактические основы- управления учебно-познавательной деятельностью слушателей подготовит. Отделений и ст-тов младших курсов: Автореф. дис. на соиск. науч. степ, к.п.н. М.: 1989, -16с.
- Гримак J1.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. -319с.
- Гудимова А.Н. Формирование учебных умений как средство повышения качества знаний ст-тов: Автореф. дис. на соиск. науч. степ, к.п.н. Алма-Ата: 1990, -24с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -М., 1986.
- Деловые игры в процессе обучения. Минск, 1985.
- Джонс Дж.К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. — 326с.
- Диалектика познания сложных систем / Под ред. В. С. Тюхтина. М.: Мысль, 1988. -316с.
- Дискуссия в научно-технической пропаганде и активном обучении: Мет. пос. сост. Н. В. Борисова, А. А. Соловьева. — М., 1990. — 39с.
- Дистервег А. Из книги «Руководство к образованию немецких учителе» //Хрестоматия по истории педагогики. Минск, 1971. С. 221.
- Долженко О. В. Шатуновский B.JI. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе: Мет.пос. М.: Высш.шк., 1990.- 191с.
- Дорошкевич A.M. Проблемы совершенствования познавательной деятельности студентов. М.: Знание, 1988. -160с.
- Еникеев М.И. Теория и практика активизации учебного процесса. -Казань: Таткнигоиздат, 1963. -122с.
- Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1991.- 159с.
- Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Учпедгиз, 1961.-239с.
- Зимняя И.А. Элементарный курс педагогической психологии. Уч.пос. для слушателей курсов повыш. педагог, квалиф. М., 1992. -111с.
- Иванова Е.О. Дидактические условия эффективного включения познавательных задач в процессе обучения: Автореф. на со иск! науч. степ, к.п.н М., 1991. -18с.
- Иванова Л.Ф. Методические условия повышения познавательной активности учащихся при изучении экономики: Автреф. На соиск. науч. степ, к.п.н. М.: 1987. -20с.
- Ильин B.C. Средства формирования всесторонне развитой личности. Волгоград: ВГПИ. 1987. — 176с.
- Инженерная психология / Под ред. Г. К. Середы. Киев: Вища школа, 1976. — 308с.
- Интенсификация учебного процесса и повышение познавательной активности студентов. Методич. рекомендации. Пермь: Б.И., 1987. -43с.so. Информатизация высшего образования в России: Сб.офиц. материалов и нормативных актов. Вып. 7. М., 1993. — 263с.
- Искакова С. К. Рабинович В.Ю., Гарунов М. Г. Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности студентов при изучении фундаментальных и специальных дисциплин //Активность личности в обучении. М.: НИИВШ, 1986. -с. 143−151.
- Каган В.И., Сыченников И. А. Основы оптимизации процеса обучения в высшей школе (Единая методическая система института: теория и практика): Науч.-метод. пос. М.: Высш.шк., 1987. — 143с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -ML 1981.- 200с.
- Карпов В.В., Катханов М. Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке вузе. СПб., 1992.- 142с.
- Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения: Пер. с нем. / Под ред. И.В.Равич-Шербо. М.: Педагогика, 1987. — 176с.
- Колодяжный И.И. Педагогические условия индивидуализации обучения курсантов: Автореф. на соиск. науч. степ, к.п.н. -Екатеринобург, 1992, -20с.
- Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд., 1989. 272с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М. 1982.
- Комплексная деловая игра «Мысль». Метод.пос. / И. Г. Абрамова, М. В. Брагинский, Н. А. Даниличева. В. А. Челобытов. М.: Высш.шк. 1991.-64с.
- Компьютер в обучении: психолого-педагогические проблемы (круглый стол) / Вопросы психологии, № 1, 1987. с. 29.
- Компьютеризация учебного процесса путь активизации учебно-познавательной деятельности студентов. — Омск: ОМИИТ, 1990, -80с.
- Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики. Уч.пос. М., Изд-в.о Российск. открытого ун-та, 1994. 140с.
- Королев М.Ф. Методические вопросы комплексного применения технических средств обучения. В сб. В помощь слушателям ф-та новых мет. и средств обучения. М.: Знание. 1985, — с. 89−95.
- Королева М.Б. Развитие познавательной деятельности ст-тов как дидактическая проблема: Автореф. на соиск. науч. степ, к.п.н. Киев: 1982,-23с.
- Короткое Э.М. Современные методы в учебном процессе академии. М.: ВПА. 1988. — 132с.
- Крутецкий- В. А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 255с.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975. — 303с.
- Кужарова J1.B. Развитие индивидуального стиля познавательной деятельности в процессе управляемого проектирования: Автореф. на соиск. науч. степ, к.п.н. Вильнюс: 1992, -26с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. -304с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Педагогика, 1980. — 96с.
- Ю7. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-280с.
- Липский И.А., Герасимов A.M. Деловые игры как средство формирования у офицеров педагогической культуры. В кн.: Педагогическая культура офицера и воинское воспитание. -Солнечногорск, 1983.
- Нечаев Н.Н. Профессиональное сознание как центральная проблема психологии и педагогики высшей школы // Новые методы и средства обучения, № 1, М.: Знание, 1988. с. 3−37.
- Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы компьютеризации компьютеризации высшего образования // Материалы IV Всесоюзн. семинара «Разработка и применение программных средств ПЭВМ в учебном процессе», М., 1988. с. 28−39.
- Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1975.
- Никандров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. М.: Высш. шк., 1978.
- Никитина Г. В. Формирование исследовательских умений студентов младших курсов на примере технических и химических вузов. Автореф. доктора педагог, наук, СПб., 1992.
- Никитина Г. В., Романенко В. Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. -68с.
- Новые информационные технологии в образовании и управлении: Тез. докл. Петрозаводск: Изд-во Петрозав. Ун-та, 1993. — 130с.
- Новые методы и средства обучения / в помощь слушателям ф-та новых методов и средств обучения. М.: Знание. 1989, №№ 1, 2, 3- 1990. № 3: 1991. № 2.
- Оконь В. Основы проблемного обучения. -М.: Просвещение, 1968. 208с.
- Осипьянц Е.К. Самостоятельная работа как средство активизации инреллектуалъной деятельности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н. М.: 1979, -18с.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Изд. 2-е, доп. Изд-во Акад. наук СССР. 1951, т.З.
- Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия образования для XXI века. М., 1992. -с.18−31.
- Петров Ю.А. Теория познания: Научно-практическое значение. -М.: Мысль, 1988.-144с.оз. Петровский А. В. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: РГТУ, 1994. — 448с.
- Попов Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. -Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1990. 237с.
- Поспелов Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. -152с.
- Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1989. — 206с.
- Предтеченский В.М. Архитектурно-строительное образование и научные основы проектирования. М.: Стройиздат. 1983. — 196с.
- Применение инженерных имитационных игр. Межвуз. сб, науч. тр. М.: МИИТ, 1990. Вып. 834. — 96с.
- Пугач В.Г. Познавательная активность человека: Сущность, природа и социальные предпосылки. М: Политиздат. — 96с.
- Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. М.: Высш.шк., 1990. — 112с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
- Савельев А.Я. Проблемы автоматизации обучения // Вопросы психологии, 1986, № 2. с. 20.
- Савельев А.Я., Лобанов Ю. И. Научно-методические основы компьютеризации обучения // Совершенствование педагогического мастерства преподавателей. М.: Знание, 1986. -с. 13−19.
- Савельев А.Я., Новиков В. А., Лобанов Ю. А. Подготовка информации для автоматизированных обучающихся систем: Метод. Пос. Для преподавателей и студентов вузов / Под ред. А. Я. Савельева. М.: Высш.шк. 1966. — 176с.
- Савченко А.В., Филиппов А. Н., Федоров П. И., Пасхин А. Е. Система диалогового взаимодействия с пользователями АОС на базе микроЭВМ. М., 1968. — 40с.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении.- М.: Изд-во МГУ, 1988. -286с.
- Скалкова Я. и колл. Методология и методы педагогического исследования: Пер, с чешек. М.: Педагогика, 1989. — 224с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. — 95с.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 272с.
- Современные психолога-педагогические проблемы высшей школы. Вып. I. Л.: Изд-во ЛГУ. 1973. — 128с.
- Современные технологии образования: Сб. Науч. Тр. / Отв. ред. Н. Д. Подуфалов. Красноярский ун-т. Красноярск, 1994. 123с.
- Сыроежкин И.М., Вербицкий А. А. Методика разработки и использование деловых игр как формы активного обучения студентов. М.: Просвещение, 1981.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знний (психологические основы). М.: Изд-во МГУ, 1984. -344с.
- Талызина Н.Ф., Печенкж Н. Г., Хихловский Н. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: ИзД-во Сарат. Ун-та, 1987. — 176с.
- Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ в свете современных требований к модели специалиста // Вып.И. М.: Знание. 1981.-е. 3−45.
- Татур Ю.Г., Пахомов Н. Н. Технологический вызов новая революция в-образовании // Вестник Выс. шк. — 1988, № 1. — с. 12.
- Технические средства в учебном процессе: Межвуз. Сб. Статей, Вып. 6. Л.: ЛТА, 1981.- 104с.
- Технические средства в учебном процессе: Межвуз. тематич. сб. трудов. Л.: ЛИСИ, 1984. — 140с.
- Технические средства в учебном процессе: Межвуз. тематич. сб. трудов. Л.: ЛИСИ, 1986. — 138с.
- Тихомиров О. К. Стратегия и тактика компьютеризации // Вестник высш. шк., 1988, № 3. с. 25−30.
- Толордава Ж.К. Деловые игры и активные методы обучения в высшей школе. Тбилиси, 1984.
- Учебный процесс в условиях многоуровневой и индивидуальной подготовки специалистов // Тез. докл. науч.-метод. конф. Томск: изд-во ТПУ, 1992.- 100с.
- Фейгенберг И.М. Проблемные задачи в обучении и контроле // Проблемные задачи и их место в учебном процессе. М.: Знание. 1989.-с. 3−9.
- Фейгенберг И.М. Проблема ситуации и развитие активности личности. М.: Знание. 1981. — 71с.
- Хасанов И.А. Автоматизированная дидактическая игра как средсво интенсификации профессиональной подготовки специалиста (учителя): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н. Казань: 1995. -18с.
- Холина Л. И. Проблемы создания многопараметрических диагностических обучающим программ. Автореф.. докт. педагог, наук, СПб, 1991.из. Хрестоматия по инженерной психологии. Под ред. Б. А. Душкова. М.: Высш. шкм 1981. — 287с.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг. // Под ред. И. И. Ильясова, ВЛ.Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 304с.
- Христенко В.Б. Деловые игры в учебном процессе. Челябинск: Изд-вл ЧПИ, 1983.
- Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учебн.-метод. пос. для преподавателей средн. спец. учеб. заведений. -М.: Высш.шк., 1991. 320с.
- Чуракова Р.Г. Педагогический анализ учебного занятия // Новые методы и средства обучения, № 3. М.: Знание, 1990. — с. 5−112.
- Шамова Т.А. Активизация учения школьников. М., 1982.
- Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1992. — 184с.
- Щедровицкий П.Г. Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. М.: Стройиздат, 1975.-с. 12−140.
- Щукина Г. А. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М&bdquo- 1979.
- Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М., 1981.
- Юрченко Я.Я. О приемах активизации познавательной деятельности // Вестник высш. шк. 1988. № 3. — с. 37−39.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: 1969. — 189с.