Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Активизация познавательной деятельности будущих специалистов в процессе контекстного обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современное состояние высшей школы не в полной мере отвечает требованиям подготовки специалистов. В образовательной практике преобладает традиционный, объяснительно-иллюстративный тип обучения, характеризующийся преимущественно групповыми формами организации учебных занятий и «сообщающими» методами передачи информации, пассивной позицией курсантов, разомкнутым управлением учебным процессом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы активизации познавательной деятельности будущих специалистов
    • 1. 1. Сущность познавательной деятельности личности в философской и психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Особенности учебно-познавательной деятельности будущих специалистов
    • 1. 3. Контекстное обучение как условие учебно-профессиональных достижений личности
  • Глава II. Разработка и экспериментальная проверка средств контекстного обучения для активизации познавательной деятельности обучающихся
    • 2. 1. Разработка педагогического комплекса средств в условиях контекстного обучения
    • 2. 2. Дидактические подходы к разработке и использованию игровых технологий
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная проверка результатов развития познавательной активности обучающихся в процессе контекстного обучения

Активизация познавательной деятельности будущих специалистов в процессе контекстного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кардинальные изменения общественной и культурной жизни затрагивают как общество в целом, так и систему высшего образования. Повышаются требования к научному уровню и творческому потенциалу будущих специалистов, содержанию и технологиям обучения, позициям преподавателей и обучаемых в образовательном процессе. Выпускнику инженерного вуза все больше необходимы такие фундаментальные инженерные знания, которые позволяют ему адаптироваться в любых быстро меняющихся условиях профессиональной деятельности.

Современное состояние высшей школы не в полной мере отвечает требованиям подготовки специалистов. В образовательной практике преобладает традиционный, объяснительно-иллюстративный тип обучения, характеризующийся преимущественно групповыми формами организации учебных занятий и «сообщающими» методами передачи информации, пассивной позицией курсантов, разомкнутым управлением учебным процессом ([24], [40] и др.). Снижается престиж высшего инженерного образования. У многих выпускников вузов недостаточно сформированы познавательная и профессиональная самостоятельность, творческая инициатива, навыки делового общения.

Успешное реформирование стожившейся образовательной практики ввузов, интенсификация и модернизация учебно-воспитательного процесса связаны с необходимостью решения целого ряда актуальных проблем: социально-психологических проблем профессионального становления курсантовширокого использования дидактически обоснованных инновационных педагогических технологий в их органическом сочетании с хорошо зарекомендовавшими себя традиционными формами и методами обученияорганизации управления познавательным процессом с использованием новых научно-методических разработок, доступных преподавателям ввузовинформатизации высшего образования и др.

Исследования многих отечественных и зарубежных педагогов и психологов С. И. Архангельского ([13],[14]), В. П. Беспалько ([23], [24]), И. А. Зимней [73], В. И. Кагана и И.А.Сыченникова[82], З. И. Калмыковой [83], Е. И. Машбица [116], З. А. Решетовой [114], Н. Н. Нечаева [121], Н. Г. Салминой [151], Н. Ф. Талызиной [1591, О. К. Тихомирова [166], Г. В. Никитиной, В. Н. Романенко [126], Л. И. Холиной [172], Г. Клауса [87], Я. Скалковой [152] и другихпосвящены анализу проблем высшей школе.

Все большее распространение получают формы, методы и средства инновационного обучения, получившего в литературе название активногосреди них заметно выделяются игровые и компьютерные (Ю.В.Геронимус [52], М. Ф. Королев [95], Короткое Э. М. [97], Липский И. А. [108], ВЛЛяудис [109], А. М. Матюшкин [111], А. Я. Савельев [147], Е. А. Хруцкий [176] и другие). Изучаются различные педагогические, дидактические, психологические и социальные аспекты влияния активного обучения на становление будущего специалиста. Однако, несмотря на разнообразие исследований и множество методических рекомендаций по использованию педагогических технологий активного обучения, их внедрение в образовательную практику еще не носит систематического и комплексного характера. Это обусловлено, на наш взгляд, недостаточной разработанностью теоретических основ активного обучения на фоне широкого использования частных эмпирических методик. ч.

Одним из перспективных подходов, в котором представлено теоретическое обоснование рационального и комплексного использования разнообразных форм и методов инновационного обучения, является контекстный подход, развиваемый в исследованиях А. А. Вербицкого ([37−42]), его учеников и последователей (Н.В.Борисова, А. А. Соловьева. Т. Н. Сорокина. О. Г. Ларионова ([29], [311 и др.).

Однако в рамках этого подхода остается мало исследованной проблема активизации познавательной деятельности будущих специалистов, связанная с использованием игровых и компьютерных технологий в цикле общепрофессиональных дисциплин в высшем военном инженерном учебном заведении. Это и определяет актуальность темы диссертационного исследования.

Объект исследования — образовательный процесс высшего военного учебного заведения.

Предмет исследования — процесс активизации познавательной деятельности курсантов в условиях контекстного обучения.

Цель диссертационной работы состоит в научном обосновании и экспериментальной проверке использования контекстного обучения для развития познавательной деятельности будущих специалистов.

Гипотеза исследования. Комплекс форм, методов и средств контекстного обучения в курсе общепрофессиональных дисциплин активизирует познавательную деятельность обучаемых, если: обеспечивает профессионально — коммуникативную компетентность будущего специалистаформирует индивидуальную культуру познавательной деятельности специалистаспособствует приобретению навыков продуктивного обобщения в познавательной и социальной деятельности личности.

Исходя из цели и гипотезы исследования, в работе решались следующие задачи: раскрыть сущность проблемы активизации познавательной деятельности в условиях контекстного обученияэкспериментально исследовать особенности учебно-профессиональных достижений в процессе контекстного обученияразработать рекомендации по развитию познавательной активности будущего специалиста в процессе контекстного обучения.

Методологическую основу диссертационной работы составляют исследования философов, психологов, педагогов по вопросам сознания и деятельности, единства личности и среды, закономерностей развития индивидуального и общественного, целостности развития личноститеоретические положения информатики, общей теории управления в технических и социальных системахисследования по психолого-педагогическим проблемам учебно-познавательной деятельности. Конкретной психолого-педагогической основой исследования выступила теория контекстного обучения в высшем учебном заведении.

Теоретический базис исследования составляют: отечественный опыт разработки и использования форм, методов и средств активного обученияизучение компьютерных программрезультаты опытно-экспериментального внедрения системы форм и методов контекстного обучения. '.

В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогических, дидактических и методических исследований по теме диссертацииобобщение с позиций контекстного подхода передового педагогического опыта вузов и школ в области активного обученияпостановка педагогического экспериментанаблюдение и анкетирование.

Базой исследования возможностей активизации познавательной деятельности в системе контекстного обучения будущих специалистов был избран факультет «Строительство и эксплуатация аэродромов» Воронежского военного авиационного инженерного института.

Достоверность и обоснованносхь полученных результатов и выводов определяется отбором методов исследования, адекватных его задачам, репрезентативным объемом экспериментальной выборки, использованием статистических методов при обработке результатов экспериментов.

Научная, новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования состоят в том, что в нем: раскрыто понятие «инженерная учебная игра» как форма активизации познавательной деятельности будущих специалистов средствами контекстного обученияобусловлена необходимость формирования познавательной мотивации в процессе усвоения содержания общепрофессиональных дисциплин и профессионально значимых качеств в условиях отсутствия конкретно выраженного профессионального контекстадидактически обоснованы формы, методы и средствы контекстного обучения в цикле учебных дисциплин, условия их использования в вузедоказано, что игровые и компьютерные педагогические программы являются важным средством активизации познавательной деятельности.

Практическая значимость диссертации: v разработаны новые формы и методы контекстного обучения для курса «Воинские здания и сооружения аэродромов», повышающие активность познавательной деятельности курсантовv определены уровни учебно-профессиональных достижений в подготовке будущих специалистовv сформулированы основные принципы проектирования компьютерных программ для проведения аудиторных занятий и организации самостоятельной работы курсантов.? разработан дидактический пакет для преподавателя, содержащий комплекс заданий для курсантов, обеспечивающих наиболее качественную подготовку к занятиям.

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в течение 1991;1998 гг. на кафедре, зданий и сооружений факультета «Строительство и эксплуатация аэродромов» Воронежского военного авиационного инженерного института. Практическая реализация положений и выводов диссертации подтверждена документами о внедрении их в образовательный процесс ввуза.

На защиту выносятся: научное обоснование, дидактические приёмы и средства активизации познавательной деятельности в условиях реализации контекстного подхода к организации учебно-познавательной деятельности будущих специалистов при изучении общепрофессиональных дисциплин в инженерном вузепедагогический комплекс контекстного обучения в курсе общепрофессиональных дисциплин (на примере курса «Воинские здания и сооружения аэродромов»), обеспечивающий развитие познавательной активности будущих специалистовразработки игровых и компьютерных технологий, повышающих познавательную активность будущих специалистов.

Апробация работы. Ход и результаты исследований докладывались и получили положительную оценку на Всероссийских научных конференциях (Воронеж, Пушкин, 1997), ежегодных научно-методических конференциях Воронежского военного авиационного инженерного института. По теме диссертации опубликовано 10 работ и 1 НИР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Необходимость реформирования высшего инженерного образования в соответствии с требованиями современного этапа.

X л >" развития российского общества ставит перед педагогикой высшей школы задачу подготовки инженеров с широкой образовательной культурой и гибким инженерным мышлением.

Существующая традиционная система образования не способна в полной мере решать поставленную задачу. Необходим комплекс инновационных разработок в области содержания, форм, методов, средств и условия обучения, обеспечивающих не формальную, а содержательную фундаментальность инженерного образования, опирающегося на осмысленный интерес и познавательную активность будущих специалистов. При этом педагогическая инноватика должна быть органически интегрирована с традиционными и хорошо зарекомендовавшими себя формами, методами и средствами обучения.

В педагогике высшей военной школы возникли целые направления в области активного, проблемного, компьютерного обучения, способствующие активизации познавательной деятельности обучаемых, б том числе при изученаобщепрофессиональных дисциплин. Еще в большей степени представлено широкое разнообразие эмпирических разработок, опирающихся на богатый практический опыт и интуицию преподавателей высших учебных заведений. В то же время эти исследования и разработки не носят системного характера и зачастую выступают отдельными привлекательными «эпизодами» в жизни преподавателей и курсантов.

Это обусловлено тем, что многие существующие теоретические концепции часто описывают лишь отдельные фрагменты познавательной деятельности курсантов, опираются на частные механизмы мышления, памяти или иных психических функций, не охватывают всю систему содержания обучения. Недостатком ряда концептуальных подходов выступает их нетехнологичность.

На наш" взгляд, наиболее адекватным к решению многих задач повышения качества военно-инженерного образования, в том числе подготовки курсантов в области общепрофессиональных дисциплин, является теория контекстного обучения .

А «•.

В рамках данного подхода нами было предпринято теоретическое и экспериментальное исследование, направленное на:

• раскрытие сущности проблемы активизации познавательной деятельности курсантов в условиях контекстного обучения;

• разработку комплекса конкретных форм, методов и средств контекстного обучения, активизирующих познавательную деятельность курсантов;

• опытно-экспериментальную проверку особенностей учебно-профессиональных достижений в процессе контекстного обучения в условиях высшего военного инженерного училища.

На первом этапе осуществлялись теоретический анализ проблемы исследования, разработка экспериментальных моделей обучения и их проверка в ходе пилотажных исследований. На втором этапе в течении 5 лет проводился педагогический эксперимент.

Обобщение результатов исследования, проводившееся на третьем этапе, дает основание для следующих выводов;

1. Активизация познавательной деятельности это широкое комплексное явление, включающее 'в себя целый арсенал операций, расчитанных на последовательное продвижение, ступенчатый переход с одного уровня познавательной деятельности на другой в условиях функционирования активных форм и методов обучения контекстного типа.

2. Разработка комплекса форм, методов и средств контекстного обучения, в т. ч. компьютерных, требует проведения переориентации целей и содержания учебных дисциплин, структуры традиционного управления образовательным процессом. деятельности преподавателей и курсантов.

3. Педагогический комплекс контекстного обучения должен быть интегрирован в целостную педагогическую систему ввуза.

4. Комплекс форм, методов и средств контекстного обучения способствует повышению уровня познавательной, поведенческой, речевой и социально-коммуникативной активности курсантов.

5. Активизация познавательной активности курсантов обеспечивается включением в содержание обучения проблемных и профессионально-ориентированных заданий, задач и ситуаций, в той или иной мере отражающих предметный и социальный контексты будущей военно-инженерной деятельности.

6. Дидактическая система контекстного обучения вносит ряд изменений в традиционный учебный процесс: расширяется объем .и интенсивность контактов обучающихся между собой и содержательных контактов с преподавателем, при этом общая загрузка преподавателя сокращается.

7. В условиях контекстного обучения появляются возможности оперативного и поэтапного контроля и коррекции деятельности курсантов.

8. Комплекс методов контекстного обучения существенным образом изменяет ролевые позиции преподавателей и курсантов, объединяя для достижения единой познавательной цели, способствуя гуманизации-их отношений, индивидуализации обучения.

9. Сформулированные научно-методические рекомендации по конструированию и проведению инженерных учебных игр с успехом могут быть использованы преподавателями инженерных ввузов для формирования профессиональных умений и навыков.

Изложенные в нашем исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение всех вопросов, связанных с активизацией познавательной деятельности курсантов в процессе контекстного обучения. Дальнейшего теоретического изучения и экспериментальной проверки требует более широкое применение в образовательном процессе новых видеокомпьютерных технологий для соврешенствования профессиональных умений военного инженерасовершенствование контроля сформированности социальных профессиональных уменийисследование функций преподавателя как организатора активизации познавательной деятельности курсантов в условиях контекстного обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А., Александров Г. Н., Мавлютов P.P. Высшее техническое образование в условиях НТР: Научно-теорет.пос. — М.: Высш.шк. 1983. -256с.
  2. Активные методы обучения студентов вузов: Межвузовский, сб. статей. Л.: ЛТА, 1990. — 105с.
  3. Г. Н. Актуальные вопросы управления познавательной деятельностью студентов (элементы системного подхода) // Новое в теории и практике обучения. Вып. И. М.: Знание, 1981. с. 46−76.
  4. .Г. К психофизиологии студенческого возраста. В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.2. Л. Изд-во ЛГУ. 1974. — с. 3−15.
  5. Г. А. Инженерная деятельность и задачи общенаучной подготовки инженеров. // Методолгические аспекты общенаучной подготовки инженеров общетехнического профиля, .м., 1983. с. 3−15.
  6. П.К. Системные механизмы высшей нервной системы. -Алма-Ата, 1979.
  7. Активные методы обучения и качество подготовки специалистов в вузе. Писхолого-педагогическое обеспечение учебного процесса: Межвуз.сб.науч.тр. Л.: ЛТА, 1990. — 176с.
  8. .А. Активизация самостоятельной работы ст-тов в системе семинарских и практических занятий по курсу общей физики в педагогич. вузе. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н. -Челябинск, 1984. 19с,
  9. С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М: Высш.шк., 1974. 384с.
  10. С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и тебования к педагогическому мастерству. М., 1982. 235.
  11. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и требования. Учеб.- мет пособие. М.: Высш.шк., 1980. — 366с.
  12. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. -192с.
  13. А.В. Проблемное обучение: итоги подведены -проблемы остаются // Вестник высш. шк. 1985, № 11.
  14. А.В., Муцынов С. С. Педагогическая культура офицера. М.: Воениздат, 1985. — 239с.
  15. А.В. Дидактические проблемы высшей школы // Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы. -М., 1980. -с.29−39.
  16. А.В. Психология и педагогика высшей военной школы. М.: «Воениздат, 1989. — 362с.
  17. Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. Ярославль, 1982. — 107с.
  18. В. И. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1977.-305с.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192с.гб.Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно.-метод. пос. М: Высш.шк., 1969. — 144с.
  20. В.Н. Развитие познавательной активности курсантов высших военных училищ (на материале преподавания обш-ных наук): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н. М.: 1989, -18с.
  21. Б. Н. Гуриев М.А., Иванников А. Д. и др. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе. М.: РосНИИ СИ. 1993. — 72с.
  22. Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в ИПК // Теория и практика контекстного обучения в вузе. М.: НИИ ВШ, 1984. — с. 12−36.
  23. Н.В., Соловьева А. А., Арутюнов Ю. С., Вербицкий А. А. Деловая игра «Методики конструирования деловой игры» («Игра»): Метод, пос. М.: ИПКИР, 1988. — 41с.
  24. Н.В., Соловьева А. А. Игра в обучении лекторов. М.: Знание, 1989. — 64с.
  25. Л.Г., Цыганова И. Н. Активное обучение: механизмы стимулирования // Методы АО в подготовке инженерных кадров. -Николаев: НКИ, 1990. -с. 91 -95.
  26. Г. А. Извозчиков В.А. Концептуальный подход к компьютерной технологии обучения. Седльце, 1987, -55с.
  27. Веников В, А., Шнейберг Я. А. Мировоззренческие и воспитательные аспекты преподавания технических дисциплин (на примере электротехники и электроэнергетики): Учеб. метод, пос. для преподавателей и студентов вузов. — М.: Высш.шк., 1984. — 112с.
  28. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Метод, пос. М.: Высш.шк., 1991. — 207с.
  29. А.А. Игровые формы контекстного обучения. В сб.: В помощь слушателям ф-та новых методов и средств обучения. М.: Знание, 1983.-е. 3−34.
  30. А.А. Методологические проблемы непрерывного образования // Непрерывное образование: методология и практика. -М.: Знание, 1990. -с. 3−30.
  31. А.А. Некоторые теор’етико-методологические основания основания необходимости разработки психологии образования как новой ветви психологической науки // Проблемы психологии образования / Под ред. А. А. Вербицкого. М., 1992. — с. 5−17.
  32. А.А. От абстрактного метода школы к контекстному обучению: психолого-педагогический аспект // Культура, развитие индивида. М&bdquo- 1990. с. 117−131.
  33. А.А. Развивают ли деловые игры: к проблеме классификации игровых процедур // Проблемы психологии образования М., 1994. — с. 12−26.
  34. В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. Киев: Вища шк., 1985. — 174с.
  35. И.А., Митина A.M. Педагогические цели обучения в современной высшей школе М.: Знание, 1988. — с. 3−35.
  36. Вопросы компьютеризации учебного процесса: Кн. для учителя: Из опыта работы / Сост. Н.Д.Угринович- под ред.Л. П. Шило. -Просвещение, 1987. 128с.
  37. Л.С. Собрание сочинений, т.4. -М.: Педагогика, 1984.
  38. Т.В. Учебная деятельность и её средства, М., 1988.
  39. П.Я. Введение в психологию. -М.: Изд-во. МГУ, 1976 .
  40. П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: 1981. — с.97−101.
  41. М.А. Общевойсковые учения. М.: Воениздат, 1983. — 259с.
  42. М.Г. Самостоятельная работа студентов как предмет психологичес. и социологич. иссл. // Проблемы активизации самостоятельной работы ст-тов. -Пермь: ИГУ.
  43. Ю.В. Игра, модель, экономика. М.: Знание, 1989. -208с.
  44. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. -М.: Педагогика, 1987, -263с.
  45. К.Ш. Пути усиления активизации в обучении. 1987,-277с.
  46. Т.В. Дидактические основы- управления учебно-познавательной деятельностью слушателей подготовит. Отделений и ст-тов младших курсов: Автореф. дис. на соиск. науч. степ, к.п.н. М.: 1989, -16с.
  47. Гримак J1.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. -319с.
  48. А.Н. Формирование учебных умений как средство повышения качества знаний ст-тов: Автореф. дис. на соиск. науч. степ, к.п.н. Алма-Ата: 1990, -24с.
  49. В.В. Проблемы развивающего обучения. -М., 1986.
  50. Деловые игры в процессе обучения. Минск, 1985.
  51. Дж.К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. — 326с.
  52. Диалектика познания сложных систем / Под ред. В. С. Тюхтина. М.: Мысль, 1988. -316с.
  53. Дискуссия в научно-технической пропаганде и активном обучении: Мет. пос. сост. Н. В. Борисова, А. А. Соловьева. — М., 1990. — 39с.
  54. А. Из книги «Руководство к образованию немецких учителе» //Хрестоматия по истории педагогики. Минск, 1971. С. 221.
  55. О. В. Шатуновский B.JI. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе: Мет.пос. М.: Высш.шк., 1990.- 191с.
  56. A.M. Проблемы совершенствования познавательной деятельности студентов. М.: Знание, 1988. -160с.
  57. М.И. Теория и практика активизации учебного процесса. -Казань: Таткнигоиздат, 1963. -122с.
  58. А.А. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1991.- 159с.
  59. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Учпедгиз, 1961.-239с.
  60. И.А. Элементарный курс педагогической психологии. Уч.пос. для слушателей курсов повыш. педагог, квалиф. М., 1992. -111с.
  61. Е.О. Дидактические условия эффективного включения познавательных задач в процессе обучения: Автореф. на со иск! науч. степ, к.п.н М., 1991. -18с.
  62. Л.Ф. Методические условия повышения познавательной активности учащихся при изучении экономики: Автреф. На соиск. науч. степ, к.п.н. М.: 1987. -20с.
  63. B.C. Средства формирования всесторонне развитой личности. Волгоград: ВГПИ. 1987. — 176с.
  64. Инженерная психология / Под ред. Г. К. Середы. Киев: Вища школа, 1976. — 308с.
  65. Интенсификация учебного процесса и повышение познавательной активности студентов. Методич. рекомендации. Пермь: Б.И., 1987. -43с.so. Информатизация высшего образования в России: Сб.офиц. материалов и нормативных актов. Вып. 7. М., 1993. — 263с.
  66. С. К. Рабинович В.Ю., Гарунов М. Г. Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности студентов при изучении фундаментальных и специальных дисциплин //Активность личности в обучении. М.: НИИВШ, 1986. -с. 143−151.
  67. В.И., Сыченников И. А. Основы оптимизации процеса обучения в высшей школе (Единая методическая система института: теория и практика): Науч.-метод. пос. М.: Высш.шк., 1987. — 143с.
  68. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -ML 1981.- 200с.
  69. В.В., Катханов М. Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке вузе. СПб., 1992.- 142с.
  70. Г. Введение в дифференциальную психологию учения: Пер. с нем. / Под ред. И.В.Равич-Шербо. М.: Педагогика, 1987. — 176с.
  71. И.И. Педагогические условия индивидуализации обучения курсантов: Автореф. на соиск. науч. степ, к.п.н. -Екатеринобург, 1992, -20с.
  72. В.Ф. Управленческие имитационные игры. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд., 1989. 272с.
  73. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М. 1982.
  74. Комплексная деловая игра «Мысль». Метод.пос. / И. Г. Абрамова, М. В. Брагинский, Н. А. Даниличева. В. А. Челобытов. М.: Высш.шк. 1991.-64с.
  75. Компьютер в обучении: психолого-педагогические проблемы (круглый стол) / Вопросы психологии, № 1, 1987. с. 29.
  76. Компьютеризация учебного процесса путь активизации учебно-познавательной деятельности студентов. — Омск: ОМИИТ, 1990, -80с.
  77. Г. Б. Всемирная история педагогики. Уч.пос. М., Изд-в.о Российск. открытого ун-та, 1994. 140с.
  78. М.Ф. Методические вопросы комплексного применения технических средств обучения. В сб. В помощь слушателям ф-та новых мет. и средств обучения. М.: Знание. 1985, — с. 89−95.
  79. М.Б. Развитие познавательной деятельности ст-тов как дидактическая проблема: Автореф. на соиск. науч. степ, к.п.н. Киев: 1982,-23с.
  80. Э.М. Современные методы в учебном процессе академии. М.: ВПА. 1988. — 132с.
  81. Крутецкий- В. А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 255с.
  82. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975. — 303с.
  83. Кужарова J1.B. Развитие индивидуального стиля познавательной деятельности в процессе управляемого проектирования: Автореф. на соиск. науч. степ, к.п.н. Вильнюс: 1992, -26с.
  84. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. -304с.
  85. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Педагогика, 1980. — 96с.
  86. Ю7. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-280с.
  87. И.А., Герасимов A.M. Деловые игры как средство формирования у офицеров педагогической культуры. В кн.: Педагогическая культура офицера и воинское воспитание. -Солнечногорск, 1983.
  88. Н.Н. Профессиональное сознание как центральная проблема психологии и педагогики высшей школы // Новые методы и средства обучения, № 1, М.: Знание, 1988. с. 3−37.
  89. Н.Н. Психолого-педагогические основы компьютеризации компьютеризации высшего образования // Материалы IV Всесоюзн. семинара «Разработка и применение программных средств ПЭВМ в учебном процессе», М., 1988. с. 28−39.
  90. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1975.
  91. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. М.: Высш. шк., 1978.
  92. Г. В. Формирование исследовательских умений студентов младших курсов на примере технических и химических вузов. Автореф. доктора педагог, наук, СПб., 1992.
  93. Г. В., Романенко В. Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. -68с.
  94. Новые информационные технологии в образовании и управлении: Тез. докл. Петрозаводск: Изд-во Петрозав. Ун-та, 1993. — 130с.
  95. Новые методы и средства обучения / в помощь слушателям ф-та новых методов и средств обучения. М.: Знание. 1989, №№ 1, 2, 3- 1990. № 3: 1991. № 2.
  96. В. Основы проблемного обучения. -М.: Просвещение, 1968. 208с.
  97. Е.К. Самостоятельная работа как средство активизации инреллектуалъной деятельности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н. М.: 1979, -18с.
  98. И.П. Полное собрание сочинений. Изд. 2-е, доп. Изд-во Акад. наук СССР. 1951, т.З.
  99. Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия образования для XXI века. М., 1992. -с.18−31.
  100. Ю.А. Теория познания: Научно-практическое значение. -М.: Мысль, 1988.-144с.оз. Петровский А. В. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: РГТУ, 1994. — 448с.
  101. Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. -Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1990. 237с.
  102. Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. -152с.
  103. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1989. — 206с.
  104. В.М. Архитектурно-строительное образование и научные основы проектирования. М.: Стройиздат. 1983. — 196с.
  105. Применение инженерных имитационных игр. Межвуз. сб, науч. тр. М.: МИИТ, 1990. Вып. 834. — 96с.
  106. В.Г. Познавательная активность человека: Сущность, природа и социальные предпосылки. М: Политиздат. — 96с.
  107. В.М. Азбука педагогического труда. М.: Высш.шк., 1990. — 112с.
  108. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
  109. А.Я. Проблемы автоматизации обучения // Вопросы психологии, 1986, № 2. с. 20.
  110. А.Я., Лобанов Ю. И. Научно-методические основы компьютеризации обучения // Совершенствование педагогического мастерства преподавателей. М.: Знание, 1986. -с. 13−19.
  111. А.Я., Новиков В. А., Лобанов Ю. А. Подготовка информации для автоматизированных обучающихся систем: Метод. Пос. Для преподавателей и студентов вузов / Под ред. А. Я. Савельева. М.: Высш.шк. 1966. — 176с.
  112. А.В., Филиппов А. Н., Федоров П. И., Пасхин А. Е. Система диалогового взаимодействия с пользователями АОС на базе микроЭВМ. М., 1968. — 40с.
  113. Н.Г. Знак и символ в обучении.- М.: Изд-во МГУ, 1988. -286с.
  114. Я. и колл. Методология и методы педагогического исследования: Пер, с чешек. М.: Педагогика, 1989. — 224с.
  115. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. — 95с.
  116. А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.
  117. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 272с.
  118. Современные психолога-педагогические проблемы высшей школы. Вып. I. Л.: Изд-во ЛГУ. 1973. — 128с.
  119. Современные технологии образования: Сб. Науч. Тр. / Отв. ред. Н. Д. Подуфалов. Красноярский ун-т. Красноярск, 1994. 123с.
  120. И.М., Вербицкий А. А. Методика разработки и использование деловых игр как формы активного обучения студентов. М.: Просвещение, 1981.
  121. Н.Ф. Управление процессом усвоения знний (психологические основы). М.: Изд-во МГУ, 1984. -344с.
  122. Н.Ф., Печенкж Н. Г., Хихловский Н. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: ИзД-во Сарат. Ун-та, 1987. — 176с.
  123. Н.Ф. Методика составления обучающих программ в свете современных требований к модели специалиста // Вып.И. М.: Знание. 1981.-е. 3−45.
  124. Ю.Г., Пахомов Н. Н. Технологический вызов новая революция в-образовании // Вестник Выс. шк. — 1988, № 1. — с. 12.
  125. Технические средства в учебном процессе: Межвуз. Сб. Статей, Вып. 6. Л.: ЛТА, 1981.- 104с.
  126. Технические средства в учебном процессе: Межвуз. тематич. сб. трудов. Л.: ЛИСИ, 1984. — 140с.
  127. Технические средства в учебном процессе: Межвуз. тематич. сб. трудов. Л.: ЛИСИ, 1986. — 138с.
  128. О. К. Стратегия и тактика компьютеризации // Вестник высш. шк., 1988, № 3. с. 25−30.
  129. .К. Деловые игры и активные методы обучения в высшей школе. Тбилиси, 1984.
  130. Учебный процесс в условиях многоуровневой и индивидуальной подготовки специалистов // Тез. докл. науч.-метод. конф. Томск: изд-во ТПУ, 1992.- 100с.
  131. И.М. Проблемные задачи в обучении и контроле // Проблемные задачи и их место в учебном процессе. М.: Знание. 1989.-с. 3−9.
  132. И.М. Проблема ситуации и развитие активности личности. М.: Знание. 1981. — 71с.
  133. И.А. Автоматизированная дидактическая игра как средсво интенсификации профессиональной подготовки специалиста (учителя): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н. Казань: 1995. -18с.
  134. Л. И. Проблемы создания многопараметрических диагностических обучающим программ. Автореф.. докт. педагог, наук, СПб, 1991.из. Хрестоматия по инженерной психологии. Под ред. Б. А. Душкова. М.: Высш. шкм 1981. — 287с.
  135. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг. // Под ред. И. И. Ильясова, ВЛ.Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 304с.
  136. В.Б. Деловые игры в учебном процессе. Челябинск: Изд-вл ЧПИ, 1983.
  137. Е.А. Организация проведения деловых игр: Учебн.-метод. пос. для преподавателей средн. спец. учеб. заведений. -М.: Высш.шк., 1991. 320с.
  138. Р.Г. Педагогический анализ учебного занятия // Новые методы и средства обучения, № 3. М.: Знание, 1990. — с. 5−112.
  139. Т.А. Активизация учения школьников. М., 1982.
  140. Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1992. — 184с.
  141. П.Г. Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. М.: Стройиздат, 1975.-с. 12−140.
  142. Г. А. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М&bdquo- 1979.
  143. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М., 1981.
  144. Я.Я. О приемах активизации познавательной деятельности // Вестник высш. шк. 1988. № 3. — с. 37−39.
  145. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: 1969. — 189с.
Заполнить форму текущей работой