Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Компоненты и методы формирования коммуникативной культуры школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе в отношении продолжительности (10 минут в начальных классах и 30 минут в старших). В чистом виде рассказ используется в основном на этапе начального обучения, на других этапах… Читать ещё >

Компоненты и методы формирования коммуникативной культуры школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Уточнив, что такое «коммуникативная культура», и каково её содержание, мы можем выделить её структурные компоненты, которые помогают при разработке методик формирования коммуникативной культуры.

Итак, первый компонент — потребностно-мотивационный компонент коммуникативной культуры, который определяется установлением личностно ориентированных взаимоотношений, реализацией гуманистической и духовной направленности личности, стремлением к пониманию другого, самосовершенствованию и самостоятельному выбору своего поведения в общении.

Личностный компонент реализуется проявлением коммуникативно значимых качеств личности: общительности, терпимости, толерантности, эмпатии.

Рефлексивный компонент находит своё выражение в отношении к другим на основе духовно-нравственных ценностей, осознании своей субъективности, творческом переосмыслении коммуникативного опыта, принятии иного мнения, встраивании норм общения в индивидуальный опыт.

Практико-действенный компонент включает знания видов общения и системы общепринятых правил, владение технологией общения (практическое владение языком и невербальными техниками)[3].

Также стоит уделить большое внимание методам формирования коммуникативной культуры школьников.

Методы формирования коммуникативной культуры — это своеобразный инструмент в руках педагога. Они выполняют функции организации духовно — нравственного развития и совершенствования личности, управления этим процессом. При помощи методов формирования коммуникативной компетенции осуществляется целенаправленное воздействие на обучающихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их духовный и жизненный опыт. Ускорение формирования коммуникативной культуры личности в значительной степени зависит от вооруженности учителя знаниями специфических функций и назначения методов воспитания, от умения определять и создавать оптимальные условия их использования. Выбор методов формирования коммуникативной культуры во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта.

Особенностью методов формирования коммуникативной культуры является их вербальность: рассказ, лекция, беседа, диспут. Слово как воспитательное средство особенно точно может быть обращено к сознанию ребенка, вызвать его размышления и переживания. Рассмотрим данные методы более подробно.

Рассказ — это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме.

К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе в отношении продолжительности (10 минут в начальных классах и 30 минут в старших). В чистом виде рассказ используется в основном на этапе начального обучения, на других этапах — сочетается с другими методами обучения. Прежде всего, следует научить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по тексту. Вторым этапом освоения предложенного материала является обсуждение затронутой в рассказе темы. Третьим вариантом работы с текстом может стать его пересказ. И четвертый этап выход в свободную коммуникацию, а это значит составление собственного рассказа в устной форме. Таким образом, рассказ может являться первой важной ступенью в формировании коммуникативной культуры школьников.

Беседа как метод формирования коммуникативных навыков использовалась с давних времен. В средние века широко применялась так называемая катехизическая беседа как воспроизведение вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В современной школе в таком виде беседа практически не используется. Это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся. Основное в беседе — это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к модели естественной коммуникации. Самое большое распространение беседы получили в воспитательной практике. При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках, действиях[14].

В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни. Главное, чтобы беседа была содержательной и способствовала естественной коммуникации. Здесь для учителя может быть подготовлена простая схема, которая поможет правильно провести беседу, а значит и позволит в нужном ключе формировать коммуникативную культуру школьников.

Также стоит помнить, что существуют различные виды бесед, которыми можно пользовать для того, чтобы разнообразить работу по формированию коммуникативной культуры.

Рассказ и беседа подготавливают переход к более сложному методу организации познавательной деятельности — к лекции. На первый взгляд может показаться, что этот метод в формировании коммуникативной культуры — самый неэффективный. Но, следует учитывать возраст, для которого этот метод подойдет наилучшим образом. Конечно, этот метод можно использовать при работе со старшеклассниками. Старшеклассники особенно чутко откликаются на яркий и самостоятельный стиль мышления педагога, на его умение найти оригинальный, неожиданный поворот темы, отделить факт от мнения о факте, выразить свое личное отношение к сообщаемому материалу. Речь педагога послужит моделью, калькой, которую присвоят учащиеся.

Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения. Диспут учит мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины.

В педагогическом плане крайне важно, чтобы вопросы, намеченные к обсуждению, содержали жизненно важную, значимую для школьников проблему, по-настоящему волновали их, звали к открытому, искреннему разговору. Тему диспута могут подсказать сами ученики. Диспут требует тщательной подготовки, как самого воспитателя, так и учащихся. Вопросы, вынесенные на обсуждение, готовятся заранее, причем полезно привлечь самих школьников к их разработке и составлению. По совету А. С. Макаренко, учителю на диспуте надо уметь сказать так, чтобы воспитанники почувствовали в его слове его волю, культуру, личность. Настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения, не позволит себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязывать свою точку зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым, страстным и гневным, невозмутимым и ироничным. Такая манера никого не обижает и не унижает, не отбивает у школьников желания участвовать в полемике и откровенно высказывать свои взгляды. Наиболее общее назначение диспутов и дискуссий — создать ориентировочную основу для творческих исканий и самостоятельных решений[16].

Одним из самых важных и продуктивных методов развития коммуникативных навыков является коммуникативная игра.

Под коммуникативной игрой понимается модель естественного общения, организуемого преподавателем для имитации процесса реальной коммуникации.

Выделяют следующие цель коммуникативных игр:

  • — развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • — развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • — развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Детское переживание радости со сверстниками в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей. Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем — к формированию негативной жизненной позиции.

Игра — это важная деятельность не только в младшем возрасте, но и в более старшем. Только благодаря учету индивидуальных возрастных особенностей учащегося она приобретает несколько другую направленность. В игре происходит не только формирование коммуникативных способностей, но еще и проецирование их на созданные имитационно условия существующего в реальном мире общения[5].

Игры не только помогают развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяют корректировать возникающие проблемы и трудности общения. Опыт подчинения и руководства в игре может воспитывать способность к самостоятельным решениям, к отстаиванию собственного мнения, поможет в некоторых ситуациях противостоять внушению и подавлению.

Умение донести до другого человека необходимую информацию, пусть даже это будет облачено в игровую форму, сложный и многоструктурный процесс. Подросток преодолевает различные сложности и сталкивается с коммуникативными барьерами, непониманием со стороны реципиента. Однако если игровая ситуация заранее продумана и сконструирована, то игровая задача будет достигнута, благодаря гибкости общения и коммуникации.

В нашем мире, где происходит обмен информации; и огромный информационный поток, который с каждым днем меняется, требует быстроты и гибкости восприятия и реакции на постоянно меняющуюся ситуацию. Где общественные отношения настолько сложны и многообразны, необходимо быстро приспосабливаться и уметь адекватно реагировать на сложившуюся систему обмена и передачи информации.

Игра очень мобильна, ее задачи можно постоянно изменять и усложнять, что позволяет учащемуся, который только входит в сложный мир общественных и межличностных отношений, уметь быстро приспосабливаться и реагировать, а так же уметь преподнести информацию согласно правилам, и потребностям современного общества.

Различают следующие типы коммуникативных игр:

1. Коммуникативные игры, в основе которых лежит методический приём ранжирования.

Данный приём предполагает распределение определённых предметов или явлений в порядке значимости / важности их предпочтения. В процессе игры обычно возникает дискуссия, поскольку существуют различия в точках зрения при ранжировании информации, и обучающиеся объясняют или обосновывают свой выбор, работая в парах или группах.

2. Коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объёме информации у обучающихся.

Этот приём предполагает неравномерное распределение определённой информации между партнёрами по общению, что стимулирует их речевую активность и желание выяснить / уточнить неизвестные им факты / события. Обмен информацией может быть односторонним или двусторонним.

3. Игры, предполагающие группирование или подбор подходящих вариантов.

В этом случае каждый обучающийся получает одну часть информации и должен найти у партнёра по общению недостающую.

4. Игры на поиск пары и координацию действий.

Каждый обучающийся в группе имеет свою пару, о которой не догадывается и которую должен найти, задавая другим участникам игры вопросы.

5. Интервью.

Общим признаком этой группы приёмов является задача опросить как можно больше участников с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы.

Проведению интервью предшествует составление вопросника, возможно, в виде таблицы (схемы), в которой фиксируются ответы опрашиваемых.

6. Ролевые игры.

Основными параметрами, определяющими характер ролевой ситуации, являются наличие единого сюжета, соответствующего избранной коммуникативной ситуации, и ролевых отношений между участниками общения, которые нередко носят конфликтный характер. Когда обучающиеся принимают роль, они играют самих себя или какого-либо персонажа в специфической ситуации. Поэтому в ролевой игре нет зрителей, нет опасения, что общение не состоится, что поведение участников будет понято неправильно[7].

Подведём итоги. В данном параграфе были рассмотрены компоненты «коммуникативной культуры», а также методы формирования коммуникативной культуры школьников.

Общий вывод по главе 1

В данной главе были раскрыты теоретические аспекты формирования коммуникативной культуры школьников. В рамках данной главы проанализированы: сущность и содержание коммуникативной культуры. В частности в исследовании нашёл своё отражение вопрос о терминологической составляющей «коммуникативной культуры». Был проведен анализ различия между двумя на первый взгляд синонимичными терминами «коммуникативная культура» и «культура речевого общения». Также были освещены истоки «коммуникативной культуры» и названы имена ученых, которые внесли свой вклад в развитие процесса формирования коммуникативной культуры. Были изучены компоненты и методы коммуникативной культуры.

Во второй главе будут представлены практические аспекты формирования коммуникативной культуры школьников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой