Гуманно-личностный подход к ребенку
Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса. Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка… Читать ещё >
Гуманно-личностный подход к ребенку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Личностно-гуманная модель общения
Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:
. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях.
. Педагогика по сути своей есть общечеловеческая форма и культура мышления, тенденции которого заложены в природных функциях человека. Она развивается не столько научными достижениями, открытыми наукой закономерностями, сколько уровнем и качеством общечеловеческой культуры, истоками духовности и мотивацией деятельности. В этом благо педагогического мышления, как постоянного источника творчества и созидания. В этом же отличие его от науки в строгом смысле этого слова.
. Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.
. Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.
. Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.
. Суть гуманно-личностного образовательного (педагогического) процесса, гуманно-личностного подхода к ребенку заключается в том, что учитель, являясь творцом этого процесса, основывает его на движении стихийных страстей в ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, проявляющихся в многогранной деятельности ребенка; нацеливает его на выявление и утверждение личности ребенка; насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни (образование).
Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш. А. Амонашвили, исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в саму «Жизнь детей». Отсюда и соответствующие акценты: Вот как выглядит основной цикл образовательных курсов начальных классов «Школы Жизни»:
. Уроки познавательного чтения.
. Уроки письменноречевой деятельности.
. Уроки родного языка.
. Уроки математических воображений.
. Уроки духовной жизни.
. Уроки постижения красоты.
. Уроки планирования и деятельности.
. Уроки смелости и выносливости.
. Уроки о природе.
. Уроки о мире наук.
. Уроки общения.
. Уроки иностранной речи.
. Уроки игры в шахматы.
. Уроки компьютерной грамотности. Амонашвили Ш. А. Школа жизни. — М., 2000. — с. 46.
Очевидно, что работать в режиме подобного учебного плана может не только верящий в идеи гуманной педагогики, но и целенаправленно подготовленный учитель.
. Гуманное педагогическое мышление требует адекватных понятий, оно непосредственно связано с убеждениями личности, занимающейся его теоретическим обогащением или практическим осуществлением. Вот почему переориентация учителей от традиционно-авторитарных подходов на гуманное педагогическое мышление есть важнейшая проблема дела развития образования в современных условиях.
. Гуманно-личностный подход к воспитанию в современной российской школе опирается на глубинную мудрость российского менталитета от Сергия Радонежского до В. И. Вернадского; он питается жизненным источником мировой педагогической мысли от Конфуция и Сократа до Дж. Дьюи и М. де Монтеня, он несет в себе чистоту идей современных мыслителей от Л. С. Выготского и Д. Н. Узнадзе до Я. Корчака и В. А. Сухомлинского.
Овладение основами гуманного педагогического мышления — непреложная часть формирования учителя третьего тысячелетия.
ТЕСТ «ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ К СТИЛЯМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ».
Цель: выявление тенденций к стилям педагогического общения.
Оборудование: бланк с текстом методики, карандаш или ручка.
Ход методики: Испытуемому выдается бланк с текстом. Учителей просят подписать бланк. Им читают инструкцию и отвечают на возникающие у них вопросы. Время проведения не ограничено. После получения данных, их обрабатывают и на основе полученной информации делают выводы о ведущем стиле педагогического общения данного учителя.
Инструкция: Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте символом «+», если можете с ними согласиться, и символом «-», если даете отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.
Обработка: Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.
Ключ теста.
Модели общения. | Да «+». | Нет «-». |
Дикторская «Монблан». | 4, 6, 11, 15, 17, 23. | 1, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 24. |
Неконтактная «Китайская стена». | 9, 1, 13, 14, 15. | 1, 7, 8, 12, 16, 18, 19, 20, 21. |
Дифференцированное Внимание «Локатор». | 10, 14, 18, 20, 21. | 2, 4, 6, 13, 15, 17, 23. |
Гипорефлексивная «Тетерев». | 9,11, 15, 17, 23, 24. | 8, 12, 16, 19, 20, 21, 22. |
Гиперрефлексивная «Гамлет». | 3, 12, 14, 18, 19, 20, 22. | 2, 5, 6, 11, 13, 23. |
Негибкого реагирования «Робот». | 1, 2, 5, 6, 13, 15, 23. | ?, 8, 9, 11, 16, 21, 24. |
Авторитарная «Я — сам». | 5, 10, 14, 15, 18, 24. | 2, 8, 16, 21. |
Активного Взаимодействия «Союз». | 7, 8, 10, 16, 20, 21, 22. | 1, 2, 4, 5, 6, 11, 13, 15, 17, 23. |
Вывод: На основе полученной информации делается вывод о доминировании определенного стиля педагогического общения учителя.
Результаты опроса.
№пп. | Ф.И., класс. | Стили педагогического общения. | |
АВ, 4 «Луч». | Авторитарный. | Негибкого реагирования «Робот» . | |
АТ, 4 «Фант». | Демократический. | Активное взаимодействие «Союз» . | |
НВ, 4 «Юниз». | Попустительский. | Активное взаимодействие «Союз» . |
Вывод: У классных руководителей данной параллели присутствуют все три стиля педагогического общения. Это зависит, от личностных показателей человека, от его педагогического мастерства и других не менее важных характеристик.
Соотнося результаты двух опросников, мы получили почти схожие данные. Наибольшее различие в стиле педагогического общения имеет учитель 4 «Луч» класса, а наиболее схожие результаты у учителей 4 «Фант» и 4 «Юниз» классов.