Технология обучения учителей осуществлению самооценки успешности своего участия в экспериментальной деятельности школы
Диссертация
Для диагностики результатов обучения учителей нами были разработаны критерии, характеризующие результативность процесса обучения: повышение уровня мотивации учителей к экспериментальной деятельности, повышение готовности учителей к эксперименту и повышение уровня их методологической кулыуры. Была выявлена динамика положительных изменений в готовности учителей к эксперименту по всем выбранным… Читать ещё >
Содержание
- Введение ,
- Глава I. Самооценка успешности участия учителей в экспериментальной деятельности как психолого-педагогическая проблема
- 1. 1. Изучение сущности процесса экспериментальной деятельности в образовательном учреждении
- 1. 2. Анализ состояния проблемы осуществления учителями самооценки успешности своего участия в экспериментальной деятельности
- 1. 3. Выявление качеств личности педагога, необходимых для осуществления экспериментальной деятельности и самооценки ее успешности
- Глава II. Содержание педагогической технологии обучения учителей осуществлению самооценки успешности своего участия в экспериментальной деятельности школы и ее опытно-экспериментальная проверка
- 2. 1. Диагностическая модель в курсе обучения учителей осуществлению самооценки успешности своего участия в экспериментальной деятельности школы
- 2. 2. Структура и содержание курса обучения учителей осуществлению самооценки успешности своего участия в экспериментальной деятельности школы
- 2. 3. Организационно-педагогические условия эффективности обучения учителей осуществлению самооценки успешности своего участия в экспериментальной деятельности школы
Список литературы
- Абишев Н. А Управление теоретической деятельностью педагогического коллектива средней образовательной школы: Дис. канд. пед. наук. М., 1992. — 22−5 с.
- Актуальные проблемы опытно-экспериментальной работы школ /Под ред. И. С. Батракова. С.-Пб.: Образование, 1992. — 50 с.
- Актуальные проблемы управления развивающейся школой: Материалы Всероссийской научно-практической конференции /Под ред. Т. С. Паниной, С. Е. Соколовой, Е. Г. Овчинниковой. Кемерово, 1996. — 213 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. /Перевод с англ., в 2 кн. М.: Педагогика, 1982. — 318 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. -Казань, 1988.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. '' Книга 1, — Казанский университет, 1996.
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989. — 223 с.
- Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991. — 159 с.
- Андреева А.А., Видякин А. Г. Вы начали эксперимент. Вы начали эксперимент? Вы начали эксперимент! М., 1996.
- Архангельский С.И., Михеев В. И., Машников С. А. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М., Знание, 1974.-48 с.
- Архангельский С.И., Михеев В. И., Перельцвайг Ю. М. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований. -М.: Знание, 1975. 43 с.
- Архангельский С.И., Михеев В. И. Теоретические основы научной организации педагогических исследований. М., 1976. — 130 с.
- Асмолов А.Г. XXI век: психология и век психологии. //Вопросы психологии.- 1999.-№ 1.-С. 3−12.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. — 90 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.- 560 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 251 с.
- Бабанский Ю.К. Педагогический эксперимент // Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под. ред. В. И. Журавлева.- М.: Просвещение, 1988. С. 91−106.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Банщикова Т.Н., Ветров Ю. П., Клушина Н. П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом М., 2004.
- Батищев Г. С. Педагогическое экспериментирование // Советская педагогика. -1990,-№ 1. с. 94−97.
- Бауман Н.К. К вопросу об эксперименте в научно-методическом исследо-у вании. Известия АПН РСФСР, 1952.
- Безюлева Г. В., Шеламова Г. М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. -М.: Вербум-М, 2003.- 168 с.
- Берштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. -М., 1966.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: ИПРОМОРФ, 1995.- 336 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
- Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика.- 1996,-№ 1,-С. 3−8.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов-на-Дону, 1983.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 144 с.
- Большой энциклопедический словарь. Изд. 2 М.: Большая Российская энциклопедия, 2005.
- Быков В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении // Завуч. 2004,-№ 6.-С. 87- 106.
- Вершловский С.Г. Андрагогика: этапы становления //Новые знания. -1998. № 2,4.
- Вершловский С.Г. Непрерывное образование как фактор социализации //Новые знания. 2001. — № 1.
- Владимирская А.О. Хочешь жить? Умей учиться. /Элитариум Центр дистанционного образования. Режим доступа: http/www.elitarium.ru/.
- Внутришкольное управление: вопросы теории и практики. /Под ред. Т. И. Шамовой. М, 1991. — 191с.
- Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций. /Под ред. Н. В. Горбуновой. М.: Новая школа, 1995. — 112 с.
- Вопросы внутришкольного управления./Информация и контроль в управлении школой. Сб. науч. статей. Выпуск 4. — М.: Просвещение, 1982. — 176 с.
- Вопросы деятельности экспериментальных учебно-воспитательных учреждений в СССР, Западной Европе и США. Сб. науч. тр. / Под ред. Н. П. Кузина, А. И. Пискунова. М.: НИИОП, 1980. — 95 с.
- Вопросы методов педагогических исследований. Сб. науч. трудов. /Под ред. Лернера И. Я. М.: Педагогика, 1973. — 217 с.
- Воробьев Г. В. Условия эффективности эксперимента в педагогике // Советская педагогика. -1981. № 5. — С. 99−106.
- Всеглайд Ю. О структуре инновационного процесса. //Проблемы управленческих нововведений и хозяйственного экспериментария. Респ. науч,-практ. конф. Таллин, 20−21 декабря 1978 г.-Таллин, 1978. С. 293−303.
- Временное положение об экспериментальной площадке: Приказ Гособразования СССР от 7 мая 1989 г., № 583 /Бюллетень Гособразования, 11, 1989. С. 24−36.
- Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991. — 320 с.
- Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: Изд-во УРАО, 1999. — 205 с.
- Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев, 1986. — 115 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века./ Мир образования. 1996, — № 4, — С. 49 — 54.
- Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России.// Педагогика. 1996. — № 5. — С. 46 — 54.
- Гершунский Б.С. Философия образования (статус, проблемы, перспективы). 1992.- 87 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство,-1998, — 410 с.
- Герц Г. Соотношение между экспериментом, моделью, теорией в процессе естественно-научного познания //Эксперимент. Модель, Теория. Москва-Берлин, — 1982.
- Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М.: Знание, 1989.
- Глазунова О.И., Громыко Ю. В., Дмитриев Д. Б. Управленческая деятельность: прорыв к новому качеству //Народное образование. 1989, — № 5. — С. 32−38.
- Глазунова О.И., Громыко Ю. В., Дмитриев Д. Б., Жегалин В. А. Выращиваем. новое качество//Народное образование, — 1990. № 1. — С. 23−30.
- Горбунова JI.JI. Развитие исследовательских умений учителя в процессе повышения квалификации: Дис. канд. пед. наук.-JI.: НИИ ООВ АПН СССР, 1988.-188с.
- Горбунова JI.JI. Развитие исследовательских умений учителей в процессе повышения квалификации: Дис. канд. пед. наук. JL, 1988. — 215 с.
- Гребенкина JI.K., Анциперова Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. -160 с.
- Гребнев Е.П. Управленческие нововведения. М., 1985. — 169 с.
- Гребнев Е.П. Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990. -154 с.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения— М.: Просвещение, 1990.
- Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 496 с.
- Громыко Ю.В. Организационно-деятельностные игры и развитие образования (Технология прорыва в будущее). М.: Независимый Методологический Университет, 1992. — 191 с.
- Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования,— М.: Московская академия развития образования, 1996. 545 с.
- Громыко Ю.В. России нужна национальная доктрина образования. //Народное образование, — № 1. 1997. — С. 32 — 34.
- Громыко Ю.В., Давыдов В. В., Лазарев В., Рубцов В., Слободчиков В. Концепция прогноза развития образования до 2015 года // Народное образование. 1993, — № 1, — С. 17−27- № 2, — С. 3 — 7.
- Громыко Ю.В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования. //Педагогика.- № 6. 1994. — С. 34 — 37.
- Гузеев В., Лизинский В. М. Учитель в зеркале психологии. М.: Международный тренинговый центр, 1993.
- Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. М.: Знание, 1995.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Образование личности. М.: Интер-пракс, 1994, — 136 с.
- Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского, — М.: Педагогика, 1989, — С. 64 89.
- Давыдов В.В. Философско-психологические проблемы развития образования.-М., 1981.- 147 с.
- Данилов М.А. Современные методические проблемы педагогики: к обсуждению на расширенном заседании Координационного научно> педагогического Совета Министерства просвещения РСФСР. М., 1965.
- Дежникова Н.С. Педагогический коллектив школы. -М., 1984. 78 с.
- Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно-экспериментальной работы школы: Учебное пособие. / Автор-составитель д-р пед. наук, проф. В. Н. Максимова,-СПб.: ЛОИУУ, 1995. -67 с.
- Диагностическое обеспечение школьного эксперимента /Под ред. Н. Н. Верцинской. М., 1992.
- Днепров Э.Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России // Педагогика. 1996, — № 5, — С. 39 — 46.
- Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. Новокузнецк: Издательство ИПК, 2002. — 242 с.
- Елисеев К.В., Загвязинский В. И. Анализ, оценка и способы стимулирования педагогических нововведений: Методическое пособие. Тюмень, 1995.-22 с.
- Ерохина М.С. Научно-методические проблемы инновационной деятельности в школах Псковской области // Инновационная деятельность в системе образования: сб. материалов научно-практической конференции. Псков, 1995.-С. 8−10.
- Ерошин В.И. Современная экономическая ситуация в образовании. //Педагогика. 1996, — № 5. — С. 55.
- Естественный эксперимент и его школьное применение /Под ред. А. Ф. Лазурского. Петроград, 1918. -192 с.
- Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1995. — 220 с.
- Зайцева Е., Мерцалова Т. Управление экспериментальной деятельностью в школе // Новые ценности образования. М.: Инноватор, — 1996. — Вып.4. — С. 100- 102.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1981. — 160 с.
- Загвязинский В.И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. Пособие для руководителей школ, учителей, воспитателей. Тюмень, 1989. — 275 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1980. -77 с.
- Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителей. М.: Знание, 1986. — 40 с.
- Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980. — 176 с.
- Загвязинский В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. -М.: Знание, 1991.-61 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992, — 59 с.
- Занков JI.B. Дидактика и жизнь. М., 1968. — 256 с.
- Занков JI.B. Дидактический эксперимент // Общие основы педагогики / Под ред. Королева Ф. Ф. и Глурмана В. Е. М.: Просвещение, 1967.
- Занков JI. В. О предмете и методах дидактических исследований. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 148 с.
- Захарова JI.H., Соколова В. В., Соколов В. М. Профессиональная компетентность учителя. Н. Новгород: НГЦ, 1995.
- Зверева В.И. Диагностика педагогической деятельности учителя. М.: Новая школа, Б.г. — 68 с.
- Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы.-М., 1991.- 167 с.
- Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов. М., 1976.
- Змеев С.И. Андрогогика: становление и пути развития // Педагогика. -1995. № 2. — С.60 — 67.
- Змеев С.И. Технология обучения взрослых. М., 2002.
- Иванов Н.Д. Моделирование методической деятельности учителя в процессе повышения его квалификации: Дис. канд. пед. наук. С.-Пб., 1995. -167 с.
- Иванова JI.A., Жданова С. П., Кашгунович Т. А. Моделирование системы управления инновационной деятельностью в образовании: Научно-методические рекомендации. Новгород: Изд-во НРЦРО, 1997. — 39 с.
- Изучение профессиональных запросов и потребностей педагогических кадров народного образования /Под ред. Е. П. Тонконогой. Л.: НИИ ООВ АПН СССР, 1977.- 100 с.
- Ильина Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента (в исследовании проблем программированного обучения). М.: Знание, 1975. -124 с.
- Ингекамп К. Педагогическая диагностика.- М., 1991. 312 с.
- Инновационные процессы в школах России /Под ред. И. Д. Чечель. М., 1997. — 89 с.
- Инновационная деятельность в системе образования. Рекомендации научно-практической конференции. Псков, 1996. — С. 15.
- Инновационные учебные заведения России. Информационно-справочное пособие в помощь руководителям школ. /Под ред. Э.М.Никитина/, МО РФ РИПКРО, М., 1992. 105 с.
- Инновационные процессы в управлении образованием /размышления, поиски, находки/: Материалы конференции. С.-Петербург, 1994. — 145 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
- Капица П.Л. Планирование в науке // Эксперимент. Теория. Практика: Статьи и выступления. М.: Наука, 1987. — С. 159 — 164.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике, — Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995. 176 с.
- Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223 с.
- Кларин М.В. Андрагогика: наука обучения взрослых. / Элитариум Центр дистанционного образования. Режим доступа: http /www.elitarium.ru/.
- Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление: Пер. с англ. М.: Сов. радио, 1974. — 280 с.
- Ковкина Ф.С. Организационно-педагогические основы подготовки руководителей образовательных учреждений к опытно-экспериментальной работе (в деятельности ИГЖ): Дис. канд. пед. наук. М., 1997. — 326 с.
- Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. Пособие /Под ред. Ю. М. Забродина. М., 1994.
- Козиев В.Н. Самообразование и самооценка учителя // В кн. Психологические проблемы самообразования учителя. М., 1986. С. 20 — 22.
- Конасова Н.Ю. Педагогический эксперимент как фактор совершенствования профессиональной деятельности учителя: Дис. канд. пед. наук. -Санкт-Петербург, 1996.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПК и ПРО, 2002.
- Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996.
- Кочетов А.И. Педагогическое исследование. Рязань, 1975. -178 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагогов-исследователей. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с.
- Краевский В.В. Моделирование в педагогическом исследовании // Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. институтов /Под ред. В. И. Журавлева. М., Просвещение, 1988. — С. 107 -122.
- Краевский В.В. Педагогическая концепция содержания образования как объект философского анализа. //Гуманизация образования. 1994. — № 1. — С. 34 — 46.
- Краевский В.В. Повышение квалификации педагога что это значит сегодня: Методическое пособие. -Бийск: НИЦ БиГПИ, 1996. — 52 с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
- Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М., 1977. — 165 с.
- Красильщиков В.А. Модернизация в России на пороге XXI века. //Вопросы философии. 1993. — № 7.
- Краткий педагогический словарь: Учебное справочное пособие /АндрееваГ.А., Вяликова Г. С., ТютьковаИ.А. -М.: В. Секачев, 2005. 181 с.
- Критерии оценки деятельности школы и учителя. Сб. науч. тр. /Под ред. Ю. В. Васильева, М. Л. Портнова, П. В. Худоминского. М., 1976. — 215 с.
- Кричевский В.Ю. Совершенствование управленческих знаний как фактор повышения эффективности работы директора общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л.: НИИ ООВ АПН СССР, 1980. — 23 с.
- Кричевский В.Ю. Четыре уровня школьного поиска // Народное образование. -1991.- № 1, — С. 12−14.
- Крутецкий В.А. Психология. -М., 1980.
- Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. — 183 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.- 114 с.
- Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — с. 21.
- Кузьмина Н.В. Способность, одаренность, талант учителя. Л., 1985.
- Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985, — 128 с.
- Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление и профессиональная деятельность учителя. //Вопросы психологии. 1996. — № 10. — С. 24 — 29.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат. М.: Педагогика, 1970. — 104 с.
- Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: Пер. с англ. В 2 т. М.: Прогресс, — Т.1.-1981.- 495с.
- Куприян А.П. Методологические проблемы социального эксперимента.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1971. 157 с.
- Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М.: Наука, 1981. — 168 с.
- Куриленко Н.В. Управление школой: задачи и деловые игры, — Минск, 1988.- 68 с.
- Кустов Л.М. Подготовка учителей трудового обучения к исследовательской деятельности в условиях СПК: Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. — 193 с.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М.: Просвещение, 1990.
- Кухарев Н.В., Решетько B.C. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества. В 3-х частях. М., 1996.
- Кыверялг А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике.- Таллинн: Валгус, 1980. 334 с.
- Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980. — 391 с.
- Лазарев B.C. Психология стратегических решений. М.: ИКФ «Голден1. Ант», 1994. 82 с.
- Лазарев B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи // Педагогика. 1985. -№ 5. -С.12−18.
- Лазарев B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений." М.: Новая школа, 1993, — 48 с.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Лямзин М.А. Теоретико-методологические основы андрагогического подхода в системе повышения квалификации преподавателей вузов //Вестник Российского нового университета. 2004. — Выпуск 3. — С. 113−117.
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8-ми тт.- М.: Педагогика, 1982−1986.
- Маркова А.К. Психологические проблемы повышения квалификации // Педагогика. 1992. — № 9−10. — С. 65 — 67.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -192 с.
- Махлин М.Д. Особенности взрослых учащихся. // Новые знания. 2000. — № 4.
- Менеджмент в управлении школой. /Науч. ред. Т. Н. Шамова. М., 1992.231 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.-М.: Дело, 1993.-702 с.
- Методы педагогического исследования. /Под ред. В. И. Журавлева. М., 1972.- 116 с.
- Методы педагогических исследований. /Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М., 1979. — 167 с.
- Методика социально-педагогического исследования деятельностиучителя. /Учебно-методическое пособие. Красноярск, 1991. — 63 с.
- Методы изучения профессиональной направленности личности учителя. Сб. науч. тр. /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л., 1980.-81 с.
- Митина JI.M. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Кемерово, 1996.
- Митина JI.M. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя. Учебное пособие для практических психологов. М.: Психологический институт, 1992.
- Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). -М.:Дело, 1994. 196 с.
- Моисеев A.M., Моисеева О.М, Актуальные проблемы управления развивающейся школой. Новокузнецк, 1994. — 63 с.
- Морозов Е.П., Пидкасистый П. И. Подготовка учителей к инновационной деятельности //Советская педагогика. -1991, — № 10, — С. 88−93.
- Морозова Т.В. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителям школ /Под ред. А. А. Рождественской. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 160 с.
- Моррисей Дж. Целевое управление организацией: Пер. с англ. / Под ред. И. М. Верещагина. М.: Сов. радио, 1979. — 144 с.
- Мосунова JI.A. Организация педагогического эксперимента в школе: Учебно-методическое пособие. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. — 53 с.
- Мотивация познавательной деятельности /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л.: НИИ ООВ, 1972.
- Муравьев Е.М., Богоявленская А. Е. Справочник администрации школы по организации учебного процесса. В 3-х частях. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 160 с.
- Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
- Назаров И.Н. Производственный эксперимент и его роль в познании.
- М.: Соцэкгиз, 1962. 134 с.
- Найн А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: Челяб. фил. ИПО МОРФ, 1995.-288 с.
- Найн А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1996. -№ 5. — С. 10−15.
- Найн А.Я., Найн А. А. Организация экспериментальной работы в образовательных учреждениях инновационного типа. Магнитогорск: МГПУ, 1998.
- Налимов В.В. Теория эксперимента. М.: Наука, 1971. — 208 с.
- Налимов В.В., Голикова Т. Н. Логические основания планирования эксперимента. -М.: Металлургия, 1981. 152 с.
- Немова Н.В. Управление единичным нововведением // Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие /Под ред. B.C. Лазарева, — М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. С. 244 — 260.
- Немова Н.В., Новодворская М. О. Мотивация и стимулирование инно-ваторов //Управление развитием инновационных процессов в школе / Науч. ред. Т. И. Шамова, П. И. Третьяков. М.: Прометей, 1995. — С. 47 — 59.
- Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М., 1996. — 131 с.
- Новикова Т.В. Условия готовности результатов педагогических исследований к реализации их в школьной практике: Дис. канд. пед. наук. М., 1976. — 250 с.
- Овакимян Ю.О. О применении системных исследований для описания закономерностей учебного процесса /Сб. научных трудов: Технические средства обучения. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1973.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М., 2000. — 448 с.
- Овчинникова Б.Г. Обучение учителей планированию опытноэкспериментальной работы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 23 с.
- Онушкин В.Г., Кулюткин Ю. Н. Образование взрослых как предмет исследования.//Советская педагогика. 1991. № 5,-С. 89 — 97.
- Онушкин В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: организация, управление, пути развития: Словарь основных терминов. С.-Пб., 1994.- 49 с.
- Организация деятельности экспериментальных площадок / Отв. ред. JI.E. Курнешова. М.: Центр инноваций в педагогике, 1996. — 80 с.
- Организация деятельности экспериментальных площадок / Отв. ред. JI.E. Курнешова, — М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. 128 с.
- Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях профтехобразования: Методическое пособие / Под ред. А. П. Беляевой, — С.-Пб.: НИИ профтехобразования АПН СССР, 1992. 128 с.
- Организация деятельности экспериментальных площадок. Вып. МКО, серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве. Центр инноваций в педагогике. М., 1998. — С. 168.
- Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании //Педагогика. 1996. — № 3.
- Основы андрагогики / Под ред. И. А. Колесниковой. М., 2003.
- Очерки психологии педагогического такта / Под ред. И. П. Страхова. -Саратов, 1960. С. 17.
- Пасхин Е.Н. Информатизация образования в стратегии устойчивого развития.-М., 1999.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.:
- Школьная Пресса, 2002. 512 с.
- Педагогическая компетентность и инновационная деятельность в обновляющемся образовании. Материалы к научно-практической конференции. /Под ред. Н. Н. Лобановой, Б. И. Любимова. СПб.: ИОВ РАО, 1993. 105 с.
- Педагогическая компетентность, мобильность и творчество педагогов. -СПб.: ИОВ РАО, 1990.- 80 с.
- Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.
- Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1968, т.4. — С. 763.
- Петрова В.И. О педагогическом эксперименте в изучении процессов воспитания //Советская педагогика. 1974, — № 9. — С. 20 — 29.
- Петрова Н.П. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи ИНТЕРНЕТ. СПб.: Речь, 2002. — 216 с.
- Плескач Л.Е. Обучение учителей самоанализу педагогической деятельности как составная часть системы внутришкольного управления: Автореф. дис. канд. пед. наук-М., 1983.
- Плинер. Я.Г., Бухвалов В. А. Педагогическая экспертиза школы. М.: Центр „Педагогический поиск“, 2001.
- Поиск, творчество, инициатива. Н. Новгород: НИПКРО, 1992. — 43 с.
- Подымов Н.А. Психологические барьеры в педагогической деятельности. Монография. М.: Прометей, 1998, 239 с.
- Подымова Л.С. Введение в инновационную педагогику. Курск, 1994.
- Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995. — 256 с.
- Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. — 144 с.
- Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993. — 64 с.
- Пономарев Я.Н. Психология творчества и педагогика, — М., 1976. -280 с.
- Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. /Опыт программно-целевого управления. Пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1995. — 314 с.
- Поташник М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт: Пособие для учителя. Киев: Радянська школа, 1988. — 187 с.
- Поташник М.М. Право на эксперимент // Народное образование. 1989. — № 9. — С. 33 — 38.
- Поташник М.М. Эксперимент в школе: организация и управление, М.: МГПУ им. В. И. Ленина, 1991.
- Поташник М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы. М.: Новая школа, 1993.
- Поташник М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой (в вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования М., Новая школа, 1997. — 352 с.
- Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия.-М., 1989.-272 с.
- Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах/ Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1970.
- Раченко И.П. НОТ учителя. М.: Просвещение, 1982.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
- Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. — 463 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. — 260 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989.-Т.2.-322 с.
- Савельев Д.С. Методология и методика поисковой, исследовательскойи экспериментальной работы в образовательных учреждениях. В помощь педагогам-исследователям. Ульяновск: ИГЖ ПРО, 1999.
- Селевко Г. К. Педагогические технологии авторских школ. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 192 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
- Сивоконь П.Е. Методологические проблемы естественнонаучного эксперимента. -М.: Изд. МГУ, 1968.
- Сиденко А.С., Чернушевич В. А. Вы начали эксперимент .//Народное образование. 1997, № 7, 8.
- Сиденко А.С. Нуясен ли эксперимент практику? //Школьные технологии. -1997.-№ 1. С. 71 — 79.
- Сиденко А.С., Новикова Т. Г. Эксперимент в образовании. Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, учителей-экспериментаторов М.: АПК и ПРО, 2002. — 94 с.
- Сидилихин С.Г. Обучение школьников в условиях эксперимента. Проблемы инноваций в школе. Томск: ТГУ, 1992.
- Скалкова Я.А. Я и коллектив. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешек. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
- Сластенин В.А., Матросов В. Л. Новой школе нового учителя // Педагогическое образование. -М., 1990. — № 1. — С. 11.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. -М., 1997.
- Советский энциклопедический словарь. Изд-е 3., М.: „Советская энциклопедия“, 1985. С. 654.
- Спасская Е.Б. Развитие профессиональной культуры учителя в процессе опытно-экспериментальной работы школы: Дис. канд. пед. наук.- М., 1998.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
- Сухобская Г. С. Психологические проблемы самообразования учителя. М.: АПН СССР, 1986.
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. -Л., 1988.
- Третьяков П.И. Практика управления современной школой/Опыт педагогического менеджмента/. М., 1995. — 189 с.
- Третьяков П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. -М., 1991.- 187 с.
- Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента, — М.: Новая школа, 1998. 288 с.
- Тулибаев М.Т. Организационно-педагогические условия развития творческих поисков учителей: Дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 169 с.
- Тумалев В.В. Учительство в ситуации социально-политических перемен. СПб., 1995. — 25 с.
- Турбовский Я.С. Методологические основы изучения и обобщения педагогического опыта. /Новые исследования в педагогических науках. АПН СССР. — М.: Педагогика, 1985. — № 1. — С. 3 -10.
- Тюлю Г. М. Исследовательский подход в управленческой деятельности руководителей общеобразовательных школ: Дис. канд. пед. наук. М., 1986. — 240 с.
- Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений. /Под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. -М.: Новая школа, 1995. 434 с.
- Управление развитием инновационных процессов в школе: Практико-ориентированная монография. /Науч. ред. Т. И. Шамова, П. И. Третьяков. М.: Прометей, 1995. — 217 с.
- Управление современной школой /Под ред. М. М. Поташника. М., 1992.- 168 с.
- Фадеева Е.И., Ясюкевич М. В. Выбирая профессию, выбираем образжизни.-М., 2004−95 с.
- Фикс Д. Школа XXI века. /Мир образования. 1996. — № 4, — С. 39−40.
- Филиппова И.А. Методика социально-педагогического исследования. -Челябинск, 1989. 79 с.
- Фишер М.И. Образование в России: философия, идеология, политика. //Педагогика. 1994, — № 6. — С. 17 — 23.
- Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. -М.: Издательский центр „Академия“, 2006. 240 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Пер. с нем. Т. 1,2. -М.: Педагогика, 1986.
- Хикс Ч. Основные принципы планирования эксперимента: Пер. с англ. /Под ред. В. В. Налимова. М.: Мир, 1967. — 406 с.
- Хомерики О.Г. Оценка и выбор новшеств начало инновационного процесса // Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие / Под. ред. B.C. Лазарева. — М.: ЦСиЭИ, 1997. — С. 231 — 243.
- Хомерики О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений /Под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1994. -64 с.
- Храмович М.А. Научный эксперимент, его место и роль в познании. -Минск: Изд-во БГУ, 1972. 232 с.
- Хрусталева Р.Ю. Исследовательская деятельность учителей и ее организация в условиях средней общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1980. 17 с.
- Цукер А.А., Чидарян А. П. Ценностно-ориентированная подготовка педагогов к инновационной деятельности: проекты и пути осуществления // Сибирь. Философия. Образование. 1997, — № 1. — С. 69 — 81.
- Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. 150 с.
- Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр
- Педагогический поиск», 2001. 176 с.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.- 181 с.
- Шакуров Р.Х. Мотивы и стимулы педагогического труда: ориентация и личность. //Специалист. 1994. — № 2. — С. 7 -12.
- Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985. — 80 с.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. — 206 с.
- Шамова Т.И. Исследовательский подход к управлению школой,— М.: Педагогика, 1991. 64 с.
- Шамова Т. И, Давыденко Т. М., РогачеваН.А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. Практико-ориентированная монография. -Архангельск: Изд. Поморского педуниверситета, 1995. 162 с.
- Шамова Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процесс-сом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 384 с.
- Шамова Т.И., Нефедова К. А. Совершенствование методов и форм внутришкольного управления. //Советская педагогика. 1986. — № 2, — С.24−30.
- Шамова Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами /Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-320 с.
- Шамова Т.И., Тюлю Г. М. Что такое педагогические инновации и зачем они нужны. //Управление развитием инновационных процессов в школе / Науч. ред. Т. И. Шамова, П. И. Третьяков. М.: Прометей, 1995. — С. 6 — 23.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2001.512 с.
- Щедровицкий Г. П. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993.-415с.
- Эксперимент в школе: организация и управление / Под ред. М. М. Поташника. М., 1991. — 214 с.
- Эксперимент в школьной практике: В 2 ч. М.: Новая школа. — 4.2. -1991.-60 с.
- Эксперимент. Модель. Теория /Под ред. Г. Герц, М.Э. Омельяновско-го. М. — Берлин: Наука, 1982. — 335 с.
- Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей. М, 1997, 188 с.
- Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании: Методическое пособие. М.: ЦС ПО РСФСР, 1991, — 91 с.
- Юсуфбекова Н.Р. О педагогической инноватике // Советская педагогика, — 1991.-№Ц. с. 21−25.
- Юсуфбекова Н.Р. Тенденции и законы развития инновационных процессов в образовании.//Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2/58/. /Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1991. — С. 6 -9.
- Ядкевич С.А. Социальный эксперимент и научное управление обществом. -Минск: Изд-во «Университетское», 1984. 143 с.
- Ямбург Е.А. Педагогический ансамбль школы. М.: Знание, 1989.-79 с.
- Ямбург Е.А. Эта «скучная» наука управления. М.: АПН ЦИТП, 1992. -61 с.
- Наименование разделов дисциплин, тем Число часов Лекции Практическ ие занятия Форма контроля
- Сущность процесса экспериментальной деятельности в образовательном учреждении. 6 4 2 зачет (тест)
- Методы педагогических исследований. 10 6 4 зачет (тест)
- Методика проведения эксперимента и обобщения его результатов. Критерии качества эксперимента. 8 4 4 зачет
- Экспериментальная деятельность учителя. Самоанализ педагогической деятельности. 4 2 2
- Успех экспериментальной работы во многом зависит от профессиональной компетентности учителя, уровня сформированности его исследовательских умений, успешности его участия как ключевой фигуры в процессе осуществления эксперимента.
- Реализация программы предполагает использование в работе многообразных форм и методов обучения: лекции, семинарские занятия, индивидуальные и групповые консультации, конференции, ролевые игры, психологические тренинги.
- Тема 1. Сущность процесса экспериментальной деятельности в образовательном учреждении (8 ч)1. Лекция 4 часа.
- Основные направления стратегии модернизации образования. Основные направления воспитания в системе образования.
- Эксперимент как научный метод познания и исследования. Естественнонаучный и социальный эксперимент. Педагогический эксперимент как разновидность социального эксперимента. Специфика педагогического эксперимента.
- Зачет в форме теста по теме «Сущность процесса экспериментальной деятельности в ОУ» (см. Приложение 2).
- Самодиагностика готовности учителя к эксперименту (см. Приложения3,4).
- Тема 2. Методы педагогических исследований в школе (8 ч)1. Лекция 6 часов.
- Сущность понятия «метод», «методы исследования».
- Эмпирические и теоретические методы исследования.
- Наблюдение и виды наблюдений. Основные требования к методу наблюдения. Классификация наблюдений. Этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения.
- Опрос и его разновидности. Методы тестирования. Беседа, интервью, анкетирование. Социометрический опрос, рейтинг. Изучение документации и работ учащихся. Изучение передового педагогического опыта.
- Анализ и синтез. Сравнение, обобщение, классификация. Абстрагирование, аналогия, моделирование.
- Сбор, накопление и обобщение полученных данных в ходе исследования.
- Представление результатов исследования. Требования к оформлению результатов исследования.
- Критерии оценки проведенного исследования. Методы статистической обработки результатов педагогических исследований.1. Практикум 4 часа.
- Зачет в форме теста по теме «Методы педагогических исследований» (см. Приложение 5).
- Практикум по освоению методики разработки анкет, тестов, бесед, интервью, программ наблюдений.
- Работа в группах по выполнению заданий раздаточного материала: проведение микроисследований по проблемам обучения, развития и воспитания учащихся, обработка результатов исследования, представление научного отчета.
- Тема 3. Методика проведения эксперимента и обобщения его результатов. Критерии качества эксперимента (8 ч)1. Лекция 4 часа.
- Организационные структуры управления экспериментом. Оценка и выбор направлений экспериментальной деятельности. Социальный заказ.
- Способы организации эксперимента. Планирование эксперимента. Выбор проблемы и темы эксперимента. Определение объекта и предмета исследования. Формулирование целей и задач эксперимента. Разработка гипотезы эксперимента. Этапы эксперимента.
- Технология обработки результатов эксперимента. Представление результатов. Научный отчет, реферат, методическое пособие, диссертация, монография.
- Критерии оценки хода и результатов эксперимента. Разновидности критериев качества эксперимента. Педагогические критерии. Управленческие критерии. Качественные и количественные критерии. Практикум 4 часа.
- Презентация и защита программы эксперимента- коллективное обсуждение, экспертиза и корректировка разработанных программ.
- Тема 4. Экспериментальная деятельность учителя. Самоанализ педагогической деятельности (4 ч)1. Лекция 2 часа.
- Самоанализ уровней педагогического творчества и исследовательских умений (см. Приложения 6, 7, 8, 9).
- Индивидуальные и групповые консультации по результатам самодиагностики.
- Тема 5. Психолого-педагогическое сопровождение экспериментальной деятельности учителя (8 ч)1. Лекция 4 часа.
- Коммуникативные способности учителя. Роль общения в педагогической деятельности. Критерии оценки коммуникативных способностей учителя.
- Познавательная активность личности. Способность к самообразованию и саморазвитию. Критерии оценки познавательных способностей учителя.
- Перцептивные способности личности. Эмпатия как показатель степени эмоциональной зрелости и профессионализма учителя. Критерии оценки перцептивных способностей учителя.
- Педагогическая рефлексия как неотъемлемая компонента самоанализа деятельности учителя. Критерии оценки рефлексивных способностей учителя.
- Эмоциональная устойчивость учителя. Конструктивные и неконструктивные способы преодоления трудностей во взаимодействии учителя с учеником. Критерии оценки эмоциональной устойчивости учителя.
- Деятельность учителя и его профессиональные знания, умения и навыки. Критерии оценки профессиональных знаний, умений и навыков. Уровни педагогической деятельности.1. Практикум 4 часа.
- Индивидуальные и групповые консультации по результатам самодиагностики.1. Тест
- Сущность процесса экспериментальной деятельности в ОУ"
- Задание: выберите нужное слово или словосочетание:
- Эксперимент. , при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы.
- A) способ модификации- Б) метод познания-1. B) способ диагностики.
- Научный эксперимент служит критерием для проверки истинности. положений.
- A) радикальных- Б) практических-1. B) теоретических.
- Научный эксперимент подразделяется на. .эксперименты. * А) естественнонаучный и социальный-
- Б) естественнонаучный и социологический- В) социальный и экономический.
- Педагогический эксперимент это разновидность. .эксперимента.
- A) социологического- Б) психологического-1. B) социального.
- Данные виды педагогической практики в порядке возрастания сложности исследования располагаются следующим образом: .
- A) опытная педагогическая работа, передовой педагогический опыт, педагогический эксперимент-
- Б) передовой педагогический опыт, опытная педагогическая работа, педагогический эксперимент-
- B) опытная педагогическая работа, педагогический эксперимент, передовойьпедагогический опыт.
- По месту проведения педагогический эксперимент делится .
- A) на констатирующий и преобразующий- Б) на последовательный и параллельный-
- B) на естественный и лабораторный.
- Лабораторный эксперимент организуется в. условиях учебно-воспитательного процесса.1. A) естественных-1. Б) специально созданных-1. B) любых предложенных.
- Эксперимент, который служит для определения исходных данных для дальнейшего исследования, называется .
- A) дидактическим- Б) методическим-1. B) констатирующим.
- Формирующий эксперимент отличается от констатирующего. исследователя в изучаемые им педагогические процессы.
- A) активным вмешательством- Б) отсутствием вмешательства-
- B) мысленным вмешательством.
- По способу организации эксперимент делится .
- A) естественный, натурный, преобразующий-
- Б) последовательный, параллельный, перекрестный-
- B) мысленный, пилотажный, констатирующий.
- Если занятия проводятся одновременно в контрольной и экспериментальной группах учащихся, то эксперимент называется .
- A) перекрестным- Б) параллельным-1. B) методическим.
- Если во время эксперимента контрольная и экспериментальная группа учащихся регулярно меняются местами, то эксперимент называется .
- A) перекрестным- Б) констатирующим-1. B) параллельным.
- Если в одной и той же группе учащихся проводятся два сравнительных цикла занятий, то эксперимент называется .1. A) дидактическим-1. Б) последовательным-1. B) параллельным.1. Ответы к заданиям:
- Задание Ответ Задание Ответ1. Б 8. В2. В 9. А3. А 10. Б4. В 11. Б5. Б 12. А6. В 13. Б7. Б 1. Анкета
- Готовность учителя к педагогическому экспериментупо Т. В. Морозовой 176., модификация Е.К.Ханбековой)
- Уверены ли Вы, что интерес к инновациям в педагогической деятельности для Вас устойчиво привлекателен? а) Да- б) Нет- в) Затрудняюсь ответить.
- Сколько раз в прошедшем учебном году Вы пробовали применить какие-либо «новинки» в своей работе?
- Самооценка методологической культуры учителяпо Т. В. Морозовой 176.)
- При ответах на вопросы теста оцените, пожалуйста, по 9-балльной шкале степень выраженности соответствующих знаний, умений и Ваших личностных качеств, необходимых для осуществления экспериментальнойдеятельности.
- Вопросы теста Шкала оценок
- В какой степени вы испытываете потребности в области обучения или воспитания что-то исследовать, реформировать? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
- Если у вас возникла какая-то блестящая педагогическая идея, то в какой степени вы способны, предварительно теоретически ее обосновав, экспериментально проверить? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
- В какой степени вы способны четко сформулировать суть исследуемой проблемы, цель, объект, предмет, рабочую гипотезу, задачи исследования, спланировать эксперимент? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
- В какой степени в процессе и при обработке результатов педагогического эксперимента вы способны использовать методы математической статистики, компьютерную технику? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
- Участвовали ли вы ранее в организации какого-либо педагогического эксперимента, и какова была ваша активность, ответственность, степень участия? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
- Способны ли вы назвать основные методологические принципы педагогического исследования, а главное, в какой степени вы способны их применить? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
- Способны ли вы и в какой степени, обобщив результаты педагогического эксперимента, написать статью, выступить на научном семинаре или конференции? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
- Как высоко вы оцениваете свои умения и способности вести научные дискуссии, отстаивать свою точку зрения по какому-либо спорному методологическому вопросу, педагогической проблеме? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
- Тест «Методы педагогических исследований»
- Задание: выберите нужное слово или словосочетание.
- Метод способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи- совокупность приемов или операций. освоения (познания) действительности.1. A) теоретического-
- Б) практического или теоретического-1. B) практического.
- Условно все методы исследования деляьтся на две группы: .
- A) фактологические и теоретические- Б) логические и эмпирические-
- B) эмпирические и теоретические.
- Получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого называется .1. A) рейтингом- Б) опросом-1. B) тестированием.
- Научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта называется .
- A) наблюдением- Б) опытом-1. B) беседой.
- Тестирование это метод диагностики, для которого характерен акцент на ., то есть численно представление некоторой психологической переменной.
- A) адаптированность- Б) обобщение-1. B) измерение.
- Различают следующие виды опроса: .
- А) анкетирование, тестирование, беседа, социометрический опрос-
- Б) интервью, тестирование, беседа, социометрический опрос- В) анкетирование, интервью, беседа, социометрический опрос.
- A) теоретическим- Б) эмпирическим-1. B) фактологическим.
- Анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, моделирование, абстрагирование, относятся к. методам исследования.
- A) теоретическим- Б) эмпирическим-1. B) фактологическим.
- Оценка педагогического явления, какого-либо элемента процесса, человека с помощью компетентных судей (экспертов) называется .
- A) рейтингом- Б) интервью-1. B) беседой.
- Метод исследования, на основе которого предмет воссоздается как субординированная система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных из них называется .
- A) конкретизацией, Б) синтезом-1. B) обобщением.
- Опрос, рейтинг, тестирование, наблюдение относятся к. методам исследования.
- A) теоретическим- Б) эмпирическим-1. B) фактологическим.
- Метод исследования, который состоит в определении сходства или различия между явлениями, называется .
- A) классификацией- Б) сравнением-1. B) обобщением.
- Разложение изучаемого на единицы с целью выделения отдельных признаков и качеств явления называется .
- A) абстрагированием- Б) классификацией-1. B) анализом.
- Метод исследования, суть которого состоит в логическом делении фактов, данных, явлений по какому-то признаку, существенному для данной группы, называется .
- A) классификацией- Б) обобщением-1. B) аналогией.
- Метод исследования, который предполагает логический переход от единичного к общему, от менее общего к более общему суждению, знанию, оценке, называется .
- A) абстрагированием- Б) сравнением-1. B) обобщением.
- Метод исследования, при котором происходит первоначальное отвлечение от конкретных фактов и поиск научно обоснованного алгоритма деятельности, называется .
- A) моделированием- Б) абстрагированием-1. B) аналогией.
- Метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явление, называется .
- A) моделированием- Б) аналогией-1. B) упрощением.1. Ответы к вопросам:1. Вопрос Ответ Вопрос Ответ1. Б 10. Б2. В 11. Б3. Б 12. Б4. А 13. В5. В 14. А6. В 15. В7. Б 16. Б8. А 17. А9. А
- Карта педагогической самооценки готовности учителя к творческой деятельностипо В.Г. Быкову31.)
- Характеристика учителя Степень проявления
- Любознательность, творческий интерес 1 23 45
- Стремление к творческим достижениям 1 23 4 5
- Стремление к лидерству 1 23 4 5
- Стремление к получению высокой оценки 1 23 4 5творческой деятельности со стороныадминистрации
- Личная значимость творческой деятельности 1 23 4 5
- Стремление к самосовершенствованию 1 2 3 4 5
- Продуцирование большого числа решений 1 23 4 5
- Независимость суждений 1 23 4 5
- Интеллектуальная легкость в обращении с 1 23 4 5идеями
- Способность отказаться от стереотипов в 1 23 4 5педагогической деятельности, преодолеть инерциюмышления
- Стремление к риску 1 234 5
- Чувствительность к проблемам в 1 2 3 4 5педагогической деятельности
- Критичность мышления, способность к 1 234 5оценочным суждениям
- Способность к самоанализу, рефлексии 1 2 3 4 51. Тест
- Творческий самоменеджмент"по Н. П. Петровой 213.)
- Оцените по шкале «обычно», «время от времени», «редко» перечисленные ниже утверждения:
- Я ценю творческое начало в других.
- Я поощряю в людях свободное выражение эмоций.
- Я верю в свои творческие способности.
- Я выявляю и преодолеваю факторы, препятствующие моему творчеству.
- Я умею работать в условиях неопределенности.
- Я проявляю настойчивость в выполнении задач.
- Я могу порвать с традиционными подходами.
- Я умею уменьшать воздействие на меня стрессов.
- Я испытываю потребность в переменах и использую представляющиеся для этого возможности.
- Я успешно учусь на ошибках.11. Я иду на риск.
- Я могу легко отнестись и адаптироваться к новым идеям.
- Я предпочитаю новаторские решения.
- Я умею системно решать проблемы.
- Я использую метод мозгового штурма и формирую новые способы решения задач.
- Я могу руководить творческими группами.
- Мотивация исследовательской деятельностипо Е. М. Муравьевой и А. Е. Богоявленской 180.)
- Цель данной методики определить доминирующие мотивы исследовательской деятельности учителя.
- Поставьте знак «+» против соответствующего мотива, лежащего в основе вашего положительного отношения к исследовательской деятельности.1. Мотивы
- Совершенствование методических знаний и умений
- Пополнение психолого-педагогических знаний
- Анализ и обобщение педагогического опыта (в том числе и своего)
- Внедрение в свою практику идей передового педагогического опыта
- Использование в своей работе рекомендаций психологов и педагогов
- Прогнозирование и оценивание обучающих воздействий
- Самостоятельное решение педагогических ситуаций
- Влияние научно-исследовательской работы на совершенствование учебно-воспитательного процесса
- Создание целостной педагогической системы, обеспечивающей реализацию функций процесса обучения
- Формирование интегральных умений
- Владение исследовательскими умениямипо Е. М. Муравьевой и А. Е. Богоявленской 180.)
- Поставить знак «+» против умения, которым учитель владеет и может оперировать.
- Исследовательские умения Степень владения умениемхорошо слабо не владею
- Осознанно совершенствовать свое педагогическое мастерство
- Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности
- Внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки
- Выбирать и обосновывать исследовательскую тему
- Прогнозировать методы и средства исследования
- Определять и обосновывать объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, методы, этапы исследования
- Находить и применять соответствующие методики исследования
- Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения
- Рефлексировать по тогам исследовательской работы
- Самовыявление тенденций к стилям педагогического общенияпо Т. В. Морозовой 176.)
- Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте символом «+», если можете с ними согласиться, и символом «-», если даете отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.
- Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?
- Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?
- Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?
- Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (на кафедре)?
- Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?
- Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока?
- Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свелсим случаем, свидетелем которого были сами?
- Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся?
- Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?
- Часто ли удается вам удачно пошутить в ходе урока?
- Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей (конспектов)?
- Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция аудитории (шум, гул, оживление и т. п.) среди учащихся?
- Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5−8 мин.), чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся?
- Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе со стороны учащихся во время урока?
- Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?
- Предпочитаете ли, чтобы вам по ходу объяснения учебного материала задавали вопросы учащиеся?
- Во время урока забываете ли вы о том, кто вас слушает?
- Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся в классе два-три лица и следить за их эмоциональными реакциями?
- Выбивают ж вас из колеи скептические ухмылки учащихся?
- Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся?
- Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?
- Отвечаете ж вы сразу же на реплики учащихся?
- Используете ж вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?
- Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану урока времени?
- Чувствуете ли вы себя после уроков настолько устало, что не в состоянии повторить их в этот же день (во вторую смену)?1. Ключ теста
- Модели общения Да «+» Нет «-»
- Дикторская «Монблан» 4, 6,11,15,17, 23 1,7, 8,9,12,13,14,16, 18,19,20,21,22, 24
- Неконтактная «Китайская стена» 9,11, 13,14,15 1,7, 8,12,16,18, 19, 20,21
- Дифференцированное внимание «Локатор» 10, 14,18, 20,21 2,4, 6,13,15, 17, 234
- Гипорефлексивная «Тетерев» 9,11,15,17, 23,24 8,12,16,19, 20,21,22
- Гиперрефлексивная «Гамлет» 3,12,14,18,19, 20,22, 25 2,5,6,11,13,23
- Негибкого реагирования «Робот» 1,2, 5,6,13,15,23 7, 8, 9,11,16,21,24
- Авторитарная «Я сам (а)» 5, 10,14,15, 18, 24 2, 8,16,21
- Активного взаимодействия «Союз» 7, 8,10,16, 20,21,22 1,2, 4, 5,6,11,13,15, 17, 23
- Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.