Система методической подготовки учителя географии в педагогическом вузе в условиях модернизации образования
Диссертация
Разработана и научно обоснована концепция —компетентностно-ориентированной системы методической подготовки учителя географии как основополагающей части в его профессиональной подготовке, включающая инновационные элементы: обновленные цели подготовки будущего учителя, новые подходы, принципы, ведущую стратегию обучения и средства ее реализациина основании выделенных подходов > и принципов… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ИСТОРИЧЕСЬСИЕ ОСОБЕННОСТИ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ РОССИИ
- 1. 1. Теоретические основания выделения базовых моделей методической подготовки учителя географии
- 1. 2. Базовые модели методической подготовки учителя географии в России
- 1. 3. Современное состояние методической подготовки учителя географии в вузах России в условиях обновления географического образования
- Выводы по первой главе
- Глава II. ИСХОДНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Методическое мышление как разновидность профессионального педагогического мышления
- 2. 1. 1. Понятие, содержание, виды мышления и некоторые его характеристики в свете методической подготовки учителя географии
- 2. 1. 2. Характеристика методического мышления как специфической разновидности профессионального мышления
- 2. 2. Компетенции учителя географии
- 2. 3. Методическая компетентность учителя географии. 212 >
- 2. 1. Методическое мышление как разновидность профессионального педагогического мышления
- Выводы по второй главе
- Глава III. КОНЦЕПЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ
- — В ПЕДВУЗЕ.г.г.т.г.тт. .т.т.:.: .т.тг
- 3. 1. Методологические подходы, принципы и закономерности построения системы методической подготовки учителя географии
- 3. 2. Структурно-функциональная модель системы методической подготовки учителя географии в педагогическом вузе
- Выводы по третьей главе
- Глава IV. СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ
- 4. 1. Реализация принципов системы методической подготовки студентов через содержание учебных дисциплин
- 4. 1. 1. Структура и содержание дисциплины «Теория и методика обучения географии»
- 4. 1. 2. Курсы по выбору как средство углубления и конкретизации методических компетенций будущего учителя географии
- 4. 2. Комплекс учебно-методических задач как основа формирования методической компетентности учителя географии
- 4. 2. 1. Структура, содержание и методика решения учебно-методических задач
- 4. 2. 2. Применение комплекса УМЗ на аудиторных занятиях по дисциплине «Теория и методика обучения географии»
- 4. 2. 3. Организация самостоятельной работы студентов по решению учебно-методических задач
- 4. 2. 4. Реализация комплекса УМЗ на педагогической практике
- 4. 3. Реализация теоретических основ методической подготовки учителя географии при разработке УМК нового поколения
- 4. 4. Управление качеством методической подготовки студентов и { диагностика их компетентности в инновационном обучении
- 4. 1. Реализация принципов системы методической подготовки студентов через содержание учебных дисциплин
- Выводы по четвертой главе
- Глава V. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ. .т. — .тттт-."
- 5. 1. Организация и содержание педагогического эксперимента
- 5. 2. Методика проведения и результаты экспериментально-преобразующего этапа педагогического эксперимента
- Выводы по пятой главе
Список литературы
- Абдуллина, O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина.- М.: Просвещение, 1990.- 141 с.
- Абросимов, В.Н. Профессиональные качества педагога / В. Н. Абросимов // Стандарты и мониторинг в образовании. М.: Изд-во «Русский журнал», 2001.-№ 4.- С. 61−64.
- Александрова, Е.В. Система методической подготовки студентов педагогического вуза в процессе изучения курса биологии: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. В. Александрова. М.: МПГУ, 2006.- 189 с.
- Альбуханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Альбуханова-Славская.- М.: Наука, 1980, — 335 с.
- Андреев, И.Д. Диалектическая логика / И. Д. Андреев. М.: Высшая школа, 1985.- 367 с.
- Анцыферова, Л.И. Методологические проблемы психологии развития / Л. И. Анцыферова.- М.: Наука, 1978.- С. 3−20.
- Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский.- М.: Высш. Школа, 1980.- 368 с.
- Афанасьев, А. Н. Болонский процесс в Германии / А. Н. Афанасьев // Высш. образование сегодня.- 2003.- № 5.- С. 18−26.
- Афанасьев, В.Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980.- 366 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект) / Ю. К. Бабанский.- М.: Педагогика, 1997.- 255 с.
- Бабков, И.И. Методика преподавания географии (Общие метод, указания) / И. И. Бабков.- Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1959.- 24 с.
- Байденко, В.И. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования / В. И. Байденко.
- М.: Институт проблем развития среднего профессионального образования, 2002.- С. 14−32.
- Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: метод, пос. / В. И. Байденко, — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.- 114 с.
- Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании: (к освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко // Высш. образование в России. 2004.- № 11.- С. 3−13.
- Байкова, Э.Г. Практикум по теории и методике обучения географии в школе / Э. Г. Байкова, O.A. Хлебосолова.- Воронеж: ВШУ, 2005.- 88 с.
- Балл, Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990.- 184 с.
- Баранский, H.H. Исторический обзор учебников географии (1876−1934) / H.H. Баранский.- М.: Географгиз, 1954.- 504 с.
- Баранский, H.H. Научные принципы географии: Избранные труды / H.H. Баранский.- М.: Мысль, 1980.- 239 с.
- Баранский, H.H. Каким должно быть преподавание географии в педагогических институтах/ H.H. Баранский // География в школе.- 2004.- № 4.
- Барков, A.C. Вопросы методики и истории географии / A.C. Барков.- М.: АПН РСФСР, 1961.- 383 с.
- Баталов, A.JI. Профессиональное мышление: философские проблемы: автореф. дис.. д-ра филос. наук/Екатеринбург, 1986.- 47 с.
- Беленок, И.Л. Теоретические основы профессионально-методической подготовки учителя в педагогическом вузе/ На примере подготовки учителя физики: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08/Новосибирск, 2000.-286 с.
- Бенедиктов, Б.А. Совершенствование профессиональной подготовки студентов педагогических вузов: Метод, пособие / Б. А. Бенедиктов, А. Л. Гримоть. Минск.: Изд-во МГПИ, 1983.- 100 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько -М.: Педагогика, 1989.-192 с.
- Беспалько, В.П. Проектирование учебного предмета / В. П. Беспалько // Школьные технологии.- 2006, — № 6.- С. 76−88.
- Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-Методическое пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур.- М.: Высшая школа, 1989.- 144 с.
- Блонский, П.П. Память и мышлении / П. П. Блонский.- М.-Л., 1935.- 174 с.
- Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Сер. Педагогика и психология / Д. Б. Богоявленская М.: Знание.- 1981.- № 10.- 96 с.
- Бордовская, Н.В. Качество высшего образования /Н.В. Бордовская // Академические чтения. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. Вып. 3: Теория и практика модернизации отечественного образования.- С. 58−60.
- Борисов, В.Н. Уровни логического процесса и основные направления их исследования / В. Н. Борисов. Новосибирск: Наука.- 1967.- 211 с.
- Брушлинский, А.В. Мышление и общение / А. В. Брушлинский, В. А. Поликарпов. М.: Университетское, 1990.- 214 с.
- Буданов, В.П. Методика преподавания физической географии / В. П. Буданов. М.: Учпедгиз, 1949.- 187 с.
- Варданян, Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: автореф. дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.08 /Ю.В. Варданян.-М., 1999.- 38 с.
- Васильев, И.А. Эмоции и мышление / И. А. Васильев, B.JI. Поплужный, O.K. Тихомиров.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.- 192 с.
- Вегнер, Е.Г. Формирование методологической компетентности будущего учителя географии средствами модульного обучения: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. Г. Вегнер.- М., 2007.- 23 с.
- Вербицкий, A.A. Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе: дисс.. д-ра пед. наук в форме науч.докл. /A.A. Вербицкий. М., 1991.-55 с.
- Володина, Г. В. Методич. рекомендации к организации и проведению пед. практики студентов IV-V курсов географического факультета / Г. В. Володина, И. В. Душина.- М.: Mill У им. В. И. Ленина, 1995.- 63 с.
- Выготский, JI.C. Мышление и речь: в 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1982.- 504 с.
- Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий/ П. Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии.- М.: Наука, 1966.- С. 236−277.
- Гарунов, М.Г. Самостоятельная работа студентов/ М. Г. Гарунов, П. И. Пидкасистый.- М.: Знание, 1978.- 56 с.
- География России: Природа. Население. 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя / Под общ. ред. чл.-корр. РАО В. П. Дронова.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 320 с.
- География России: Хозяйство. Регионы. 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е. А. Таможняя, С. Г. Толкунова / Под общ. ред. чл.-корр. РАО В. П. Дронова.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 368 с.
- Герасимова, Р.Н. Формирование методического мышления студентов факультета иностранных языков во время первой педагогической практики: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Р. Н. Герасимова.- М., 1980.- 185 с.
- Гершунский, Б.С. Педагогическая прогностика / Б. С. Гершунский.- Киев: Изд-во Киевского университета, 1986.- 200 с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования / Б. С. Гершунский. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.- 432 с.
- Голов, В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. П. Голов.- М.: Просвещение, 1987.- 222 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 12 500 География. Квалификация — учитель географии. — М.: Министерство образования Российской Федерации, 2000.57 с.
- Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования. Специальность 50 103 (32 500) География. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2005.- 55 с.
- Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования. Специальность 50 103 (32 500.00) География с дополнительной специальностью. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2005.- 56 с.
- Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития: монография / под ред. Я. И. Кузьминова М.: Логос, 2004.- 328 с.
- Григорьев, В.В. Императорский С.-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования / В. В. Григорьев.-СПб., 1970.-С. 22−23.
- Гузеев, В.В. Системные основания образовательной технологии / В. В. Гузеев. М.: Знание, 1995, — 135 с.
- Гурова, Л.Л. Психологический анализ решения задач / Л. Л. Гурова. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 1976.- 327 с.
- Давыдов, В.В. Виды обобщений в обучении / В. В. Давыдов.- М.: Педагогика, 1972.- 423 с.
- Давыдов, B.B. Учение C.JI. Рубинштейна о различии эмпирического и теоретического мышления / Очерки, воспоминания, материалы // Отв. ред. Б. Ф. Ломов.- М.: Наука, 1989.- С. 169 -178.
- Даринский, A.B. Высшие учебные заведения старого Петербурга /A.B. Даринский, — Спб.: Глагол, 2002.- 96 с.
- Даринский, A.B. Методика преподавания географии: уч. пос. для студ. геогр. спец. пед. ин-в / A.B. Даринский.- М.: Просвещение, 1975.- 368 с.
- Даринский, A.B. Так начинались исследования по методике географии/ А. В. Даринский // География в школе.- 2001.- № 3.- С. 45−48.
- Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века Электронный ресурс. // Лого МОО «Информация для всех»: [сайт]. [2010]. http://www.ifap.ru/library/book201.pdf
- Дронов, В.П. Новый стандарт общего образования идеологический фундамент российской школы / В. П. Дронов, A.M. Кондаков // Педагогика. -2009.- № 4.- С. 22−26.
- Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина.- М.: Просвещение, 1982.-319 с.
- Дмитриенко, В.А. Соотношение системного и деятельностного подходов в научном познании / В. А. Дмитриенко / Вопросы методологии науки.- Вып. 4. Томск: Изд-во ТГУ, 1974.- с. 3−14.
- Днепров, С.А. Педагогическое сознание: теории и технологии формирования у будущих учителей / С. А. Днепров. Екатеринбург: Научно-педагогический центр «Уникум», 1998.- 298 с.
- Душина, И.В. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. И. В. Душиной / И. В. Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя и др.- М.: Дрофа, 2007.- 510 с.
- Душина, И.В. Методика и технология обучения географии в школе: Пособие для учителей и студентов педагогических институтов и университетов / И. В. Душина, Е. А. Таможняя, В. Б. Пятунин.- М.: ACT Астрель, 2002.- 203 с.
- Душина, И.В. О соотношении нормы и творчества в работе учителя географии / И. В. Душина // География в школе.- 1997.- № 2. С.43−46.
- Душина, И.В. Практикум по методике обучения географии: уч. пос. для студ. пед. вузов / Под общ. ред. И. В. Душиной М.: Mill У, 2000.- 112 с.
- Душина, И.В. Примерная программа дисциплины «Теория и методика обучения географии» /И.В.Душина, — М.: «Прометей» Mill У, 2004.- 20 с.
- Дьяченко, М.И. Психология высшей школы: уч. пос. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. — Минск: Изд-во БГУ, 1981.-383 с.
- Желбанова, Р.И. Основы педагогических исследований: уч. пос. для студ. средних пед. учебных заведений повышенного уровня / Р. И. Желбанова, Л. П. Козлова, Н. Г. Савина. Брянск: Изд-во БГПУ, 1999.- 121 с.
- Зак, А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / А. З. Зак. -М.: Педагогика, 1984.- 152 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». -М.: Эксмо, 2010.- 208 с.
- Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения: уч. пос. для студ. пед. вузов / Л. В. Загрекова, В. В. Николина. — М.: Высшая школа, 2004.- 157 с.
- Загрекова, Л.В. Дидактика: учебное пособие / Л. В. Загрекова, В. В. Николина.- М.: Высшая школа, 2007.- 383 с.
- Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский.- М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
- Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2005.- 216 с.
- Зверев, И.Д. Соотношение частных методик и дидактики / И. Д. Зверев // Вопросы психологии. 1981.- № 1.- С. 19−29.
- Земцова, В.И. Теоретические основы методической подготовки учителя физики: дис. д-ра пед. наук: 13.00.02 / В. И. Земцова. СПб., 1995.- 310 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование.- 2003.- № 5.- С.34−42.
- Зуев, В.М. Болонский процесс и проблемы высшего экономического образования / Содержание, формы и методы обучения в высшей школе. Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования НИИВО.- Вып. 1 / В. М. Зуев.- М., 2005.- 56 с.
- Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: уч.-методич. пос. / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. М.: АПК и ПРО, 2003.- 101с.
- Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская.- М.: Просвещение, 2011.- 190 с.
- Ивановский, А.А. О преподавании географии /А.А. Ивановский.- М., 1915.161 с.
- Известия Педагогического института им. П. Г. Шелапутина в Москве. Кн. 1. -М., 1912.- 134 с.
- Извозчиков, В.А. Современные проблемы методологии и теории обучения физике / Методологические вопросы формирования мировоззрения и стиля мышления учащихся при обучении физике: сб. научн. трудов / В. А. Извозчиков.- Л., 1986.- С.6−25.
- Инновационные формы учебного процесса в высшей школе в условиях перехода на многоуровневое высшее образование / Материалы региональной научно-методической конференции.- Воронеж: ВГПУ, 2009.- 152 с.
- Инструктивные материалы для студентов по педагогической практике.- М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1978.- 12 с.
- Исмагилова, Ф.С. Профессиональный опыт специалиста в организации и на рынке труда / Ф. С. Исмагилова. Екатеринбург: УрОРАН, 1999.- 209с.
- Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802−1902 гг./ Сост. С. В. Рождественский. СПб, 1902.- 638 с.
- Кабанова-Меллер, E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение / E.H. Кабанова-Меллер.- М.: Знание, 1981.- 96 с.
- Казимировская, И.И. Мышление учителя и пути его формирования. В 2 ч. Ч. 1 / И. И. Казимировская.- Минск, 1992.- 146 с.
- Калошина, И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход) / И. П. Калошина М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983 .-168 с.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А.Кан-Калик, И. Д. Никандров.- М.: Педагогика, 1990.- 144 с.
- Каргалова, С.Ф. Методика преподавания географии / С. Ф. Каргалова, Т. С. Панфилова, В. Г. Эр дели.- М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1959.- 287 с.
- Карпенко, О.М. К вопросу о компетентностном подходе в Российском образовании / О. М. Карпенко и др. // Инновации в образовании.- 2004.- № 6.- С. 5−13.
- Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев. -М., 1982. 704 с.
- Квалификационная характеристика учителя географии средней школы. -М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1989.- 10 с.
- Кейран, Л.Ф. Структура методики обучения как науки: на основе анализа методик обучения биологии / Л. Ф. Кейран. М.: Педагогика, 1978.- 168 с.
- Князев, Е.А. Развитие высшего педагогического образования в России, вторая половина XYIII начало XX вв.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / М., 2002.-315 с.
- Краевский, В.В. Методология педагогической науки. Пос. для научн. работа, в обл. образования, учителей, аспирантов, студ. пед. вузов / В. В .Краевский. М.: Центр «Школьная книга», 2001.- 248 с.
- Краткая профессиограмма учителя географии средней общеобразовательной школы. Ленинград, 1991.- 38 с.
- Козлова Г. В. Методическое пособие для занятий по методике преподавания географии /Г.В.Козлова, О. П. Лукашова. Курск: Kl IIУ, 1999. -54 с.
- Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.- 392 с.
- Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / Под ред. A.B. Хуторского. -М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.- 327 с.
- Кондаков, Н.И. Логический словарь-справочник Изд. 2-е, доп./ Н. И. Кондаков.- М.: Наука, 1975.- 720 с.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Электронный ресурс. // Федеральный государственный образовательный стандарт: [сайт]. [2010]. URL: http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=587
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002.- 24с.
- Кочергин, A.H. Моделирование мышления / А. Н. Кочергин.- М.: Изд-во полит, лит-ры, 1969.- 224 с.
- Кудрявцев, Т.В. Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических задач/ Т. В. Кочергин.- М.: Педагогика, 1975. 304 с.
- Кузовлева, Н.Е. Развитие методического мышления в процессе профессиональной подготовки будущего учителя: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Липецк, 1995.- 233 с.
- Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.- 114 с.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина.- М.: Высшая школа, 1990. -147с.
- Кузьмина, Н. В. Способности, одарённость, талант учителя/ Н. В. Кузьмина.- Л.: ЛГУ, 1985.- С. 18−19.
- Кулюткин, Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций/ Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. М.: Педагогика, 1981.- 154 с.
- Кучугова, Н.Д. Профессионально-методическая подготовка учителя математики: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Ставрополь, 2000.- 420 с.
- Кушков, Н.Г. Очерки по истории и теории высшего педагогического образования / Н. Г. Кушков.- Л., 1955.- 215 с.
- Лебедев, O.E. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии.- 2004.- № 5.- С. 3−12.
- Леднев, B.C. Научное образование: Развитие способностей к научному творчеству / B.C. Леднев.- М.: МГАУ, 2002.- 120 с.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения : В 2-х т. Т. 2. / А. Н. Леонтьев.- М.: Педагогика, 1983.- 320 с.
- Лернер, И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей / И. Я. Лернер.- М.: Просвещение, 1982.- 191 с.
- Лобачевский, Н.И. О важнейших предметах воспитания // Антология педагогической мысли народов России первой половины XIX века (до реформ 60-х гг.) /сост. П. А. Лебедев.- М.: Педагогика, 1987.- 560 с.
- Ломоносов, М.В. О воспитании и образовании /Сост. Т. С. Буторина. М.: Педагогика, 1991.- 344 с.
- Любичева, В.Ф. Теоретические основы проектирования учебного процесса по курсу «Методика обучения математики»: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / В. Ф. Любичева.- М., 2000.- 35 с.
- Максаковский, В.П. Географическая культура: уч. пос. для студ. вузов / В. П. Максаковский. М.: Владос, 1998.- 416 с.
- Максимова, Э.В. Формирование ключевых компетенций студентов ССУЗ в процессе изучения иностранных языков: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/ Э. В. Максимова. Казань, 2007, — 186 с.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя / А.К.МАркова. М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
- Маркушев, В.А. Формирование интегрированных методических знаний у студентов института (в лекционном курсе МПФ): дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 /В.А.Маркушев.- Л., 1982.- 206 с.
- Машбиц, Я.Г. Методическое наследие Н.Н.Баранского / Я. Г. Машбиц // География в школе.- 1991.- № 6.- с. 29−33.
- Менг, Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. В. Менг, — Спб., 1999.- 48 с.
- Менчинская, H.A. Мышление в процессе обучения // Исследования мышления в советской психологии: сб. статей / Под ред. Шорохова Е.В.- М.: Наука, 1966.- С. 349−387.
- Методика обучения географии в средней школе / Под ред. А. Е. Бибик и др. М.: Просвещение, 1968.- 389 с.
- Методика обучения географии в средней школе / Под ред. А. Е. Бибик и др. -М.: Просвещение, 1975.- 383 с.
- Методика обучения географии в средней школе: пособие для учителя / Под ред. И. С. Матрусова. -М.: Просвещение, 1985.- 256 с.
- Методика обучения географии. Программа под ред. Л. М. Панчешниковой // Программы педагогических ин-тов. Сборник № 9. М.: Просвещение, 1984.- С. 3−34.
- Методика обучения географии в средней школе: уч. пос. для студ. пед. ин-тов по геогр. спец. / Под ред. Л. М. Панчешниковой. М.: Просвещение, 1983.- 320 с.
- Методы системного педагогического исследования.: уч. пос. /Под ред. Н. В. Кузьминой.- Л., 1980.- 172 с.
- Методические рекомендации по педагогической практике / Г. П. Аксакалова, А. А. Марченко, В. В. Николина. М.: Изд-во МГОПУ, 2004.- 48 с.
- Миронов, A.B. Содержание экологического образования учителя начальных классов в педвузе: принципы построения, система, модели реализации: автореф. дис. .д-ра пед. наук: 13.00.02 /А.В.Миронов.- М., 1994.- 44 с.
- Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал / Л. М. Митина. М.: Изд-во «Дело», 1994.- 216 с.
- Моисеев, A.M. К проблеме повышения педагогического мастерства учителя в условиях реформы школы // Совершенствование подготовки учителей к реализации реформы школы: сб. статей / А. М. Моисеев.- М.: Изд-во АПН СССР, 1986.- С. 65−72.
- Мышинская Р.П. Педагогическая практика студентов по географии в средней школе/ Р. П. Мышинская, В. А. Щенев.- М.: Просвещение, 1983.-144 с.
- Научное обеспечение московского образования: опыт, проблемы, перспективы: сб. научн. трудов.- М.: НИИРО, 2003.- 80 с.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Пр-271 от 04 февраля 2010 г.) Электронный ресурс. // Министерство образования инауки Российской Федерации: сайт. [2010]. URL: http://mon. gov.ru/dok/akt/6591
- Непрерывная педагогическая практика в школе: методические рекомендации в помощь студентам-практикантам.- М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986.- 86 с.
- Нечепоренко, Л.С. Педагогическая система совершенствования процесса формирования будущего учителя в университете: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Л. С. Нечепоренко.- Харьков, 1991.- 320 с.
- Никандров, Н.Д. Воспитание ценностей и подготовка учителя / Материалы международной конференции / Н. Д. Никандров.- М.: Магистр, 1994.- с. 8−9.
- Никитина Г. В. Формирование творческих умений в процессепрофессионального обучения / Г. В. Никитина, В. Н. Романенко.- СПб: Изд-во
- С-Петерб. гос. ун-та, 1992.- 168 с.
- Носко, И.В. Модель выпускника как основа формирования компетенций студентов в процессе вузовской подготовки: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. В. Носко.- Владивосток, 2007.- 181 с.
- Организация и проведение педагогической практики по специальности «География»: учебно-методическое пособие.- Ставрополь, Изд-во Ставропольского государственного университета, 2003. 55 с.
- Орлов, A.A. Профессиональное мышление учителя как ценность/ А.А.Орлов//Педагогика, 1995.- № 6.- С. 63−68.
- Орлова, JI.H. Система методической подготовки учителей биологии в педагогическом вузе: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. / Л. Н. Орлова.- Омск, 2005.-310 с.
- Опрощенко, Д.Л. Развитие познавательной самостоятельности студентовна педагогической практике: автореф. дис. канд. пед. наук / Д.Л.
- Опрощенко.- Липецк, 1999.- 24 с.
- Очерки истории Московского педагогического государственного университета.- М.: Прометей, 2002.- 480 с.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т. 3, кн. 2./ И. П. Павлов М.: Изд-во АН СССР, 1951.-438 с.
- Паначин, Ф.Г. Педагогическое образование в России / Историко-педагогические очерки / Ф. Г. Паначин.- М., 1979.- 215 с.
- Панчешникова, Л.М. Проблема методической подготовки будущего учителя/ Л. М. Панчешникова //Советская педагогика, 1979.- № 6, — С. 106.
- Паншечникова, Л.М. Проблемы методической подготовки будущих учителей/Л.М.Панчешникова// Советская педагогика.-1988.-№ 10- С. 80−85.
- Панчешникова, Л.М. Опыт организации комплексного исследования проблемы межпредметных связей в учебном процессе педагогического вуза / Л. М. Панчешникова //Советская педагогика.- 1983.- № 2.- С.61−66.
- Панчешникова Л.М. О новом подходе к методической подготовке студентов в педвузе / Л. М. Панчешникова, И. В. Душина // География в школе.- 1991.- № 2.- С. 30−35.
- Педагогика: уч. пос. для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа — Пресс, 1998.- 512 с.
- Педагогика и психология вышей школы: уч. пос. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.- 544 с.
- Педагогическая практика: методич. указания для студ. 3−4 курсов по специальности «География». Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005.- 18 с.
- Педагогическая практика по географии в условиях инновационного развития образовательных учреждений (инструктивно-методические материалы) / под ред. Е. А. Беловоловой, Е. А. Таможней. Уфа: Изд-во БГПУ, 2011.- 44 с.
- Пермяков, O.E. Развитие систем оценки подготовки специалистов: автореф. дис.. д-ра пед. наук / О. Е. Пермяков.- СПб., 2009.- 49 с.
- Петрова, H.H. Методические основы разработки современного школьного курса географии: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Н. Н. Петрова. -М., 2000.- 39 с.
- Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н. И. Пирогов. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.- 702 с.
- Погодина, В. Л. Образовательный туризм и его роль в формировании профессиональной компетентности учителей географии: дис.. д-ра пед. наук / В. Л. Погодина.- СПб., 2009.- 495 с.
- Подготовка учителя географии в педагогическом институте в процессе педагогической практики с I по V курс: метод, рекомендации.- М., 1988.- 47 с.
- Поздняк, С.Н. Базовые модели процесса обучения географии в образовательной школе Росси: уч. пос. / С. Н. Поздняк.- М.-Екатеринбург, 2006.- 212 с.
- Поздняк, С.Н. История становления и тенденции развития методики обучения географии в России (ХУШ-первая треть XX в.) / С. Н. Поздняк. -Екатеринбург, 2004.- 425 с. 4
- Позняк, С.Н. Развитие методики обучения географии как науки и учебной дисциплины в отечественном образовании второй половины XX века (часть 2) / С. Н. Поздняк.- Екатеринбург, 2005.- 348 с.
- Поздняк, С.Н. Становление и тенденции развития методики обучения как науки в России: дис. д-ра пед. наук / С. Н. Поздняк.- Екатеринбург, 2005.429 с.
- Половинкин, A.A. Методика физической географии. / А. А. Половинкин.-М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во наркомпроса РСФСР, 1938.- 320 с.
- Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976.- 303 с.
- Попова, Т.К. Формирование профессионально-педагогического мышления студентов: дис... .канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. К. Попова. -Липецк, 1998.- 120 с.
- Практикум по методике обучения географии: уч. пос. для студ. пед. вузов / И. В. Душина, Е. А. Таможняя, В. Б. Пятунин, И. Б. Шилина, О. А. Бахчиева // Под ред. Е. А. Таможней.- М.: Экзамен, 2008.- 222 с.
- Проверка результатов обучения дисциплине «Теория и методика обучения географии»: уч. пос. для студ. геогр.спец. пед. вузов / Под ред. Е. А. Таможней / И. В. Душина, Е. А. Беловолова, А. А. Летягин, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя. М.: МПГУ, 2009.- 77 с.
- Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001−2010 гг. (Приложение к приказу Министра образования РФ от 24.04.2001 № 1818). М.: Школа-Пресс, 2001.- 57 с.
- Программы педагогических институтов. Программа по методике географии. -М.: Наркомпрос РСФСР, 1933.- 14 с.
- Программы педагогических институтов. Географический факультет. Программа по методике географии / Авт. сост.В. П. Буданов, М. М. Мамай. — М.: Наркомпрос РСФСР, 1936.- С. 174−183.
- Программы учительских институтов. Методика географии.- М.: Учпедгиз, 1945.-21 с.
- Программа по курсу «Методика преподавания географии для географических факультетов педагогических институтов.- M.: МВО СССР, 1947.- 23 с.
- Программы спецсеминаров по методике обучения географии / Под ред. Е. А. Таможней.- М.: Прометей, 2002.- 48 с.
- Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация /Дж. Равен. М.: КОГИТО-Центр, 2002.- 396 с.
- Резерв успеха — творчество / Под ред. Г. Нойнера и др.- М.: Педагогика, 1989.- 120 с.
- Ретюнский, В.Н. Теоретические основы единства психологической, педагогической и методической подготовки будущего учителя / В. Н. Ретюнский. М: МПГУ им. В. И. Ленина.- М., 1991.- С.43−46.
- Решетников, П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей /П.Е. Решетников.-М.: ВЛАДОС, 2000.- 304 с.
- Решетова, З.А. Психологические основы профессионального обучения / З. А. Решетова.- М.: Изд-во МГУ, 1985.- 208 с.
- Родионова, Л.И. Профессиональная подготовка студентов географов к проведению со школьниками полевых занятий: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Л. И. Родионова.- М., 1997.- 17 с.
- Рождественский, С. В. Петербургский университет в первое столетие его деятельности / C.B. Рождественский.- СПб, 1991.- 268 с.
- Рогова, Г. В. Задачи, содержание и организация курса методики преподавания иностранных языков / Г. В. Рогова.- Пятигорск, 1970.- С. 31−33.
- Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1957.- 328 с.
- Рубинштейн, С.JI. О мышлении и путях его исследования /С.Л. Рубинштейн. М.: АН СССР, 1958.- 147 с.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973.- 416 с.
- Рыжаков, М.В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования: теория и практика / М. В. Рыжаков.- М.: Педагогическое общество России, 1999.- 544 с.
- Рыжаков, М.В. Российская система образования: состояние и перспективы / М. В. Рыжаков, A.A. Кузнецов // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2007.- № 1.- С. 3−20.
- Савина, Н.Г. Теория и методика обучения географии. Практикум / Н. Г. Савина. Брянск, Изд-во БГУ им. акад. И. Г. Петровского, 2007.- 70 с.
- Самостоятельная работа студентов по методике обучения географии на педагогической практике 1−1П курсов. М.: МГПИ им. Ленина, 1987.- 22 с.
- Семенов, Д.Д. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Н. А. Константинова. М.: АПН РСФСР, 1953.- 400 с.
- Сергеев, Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научных компонентов: вопросы теории/ Н. К. Сергеев. -СПб.- Волгоград: Перемена, 1997. 187 с.
- Сластенин, В.А. Профессиональная деятельность и личность педагога/ В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука.-2000.- № 1.-С. 37−51.
- Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова.- М.: Магистр, 1997.- 223 с.
- Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин.- М.: Просвещение, 1976.- 160 с.
- Смирнов, A.A. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 2./ А. А. Смирнов.- М.: Педагогика, 1987.- 344 с.
- Смирнова, Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием / Е. Э. Смирнова.- Л.: Ленинградский ун-т, 1977.- 136 с.
- Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С.- Минск: «Современное слово», 2001.- 928 с.
- Сохор, A.M. Логическая структура учебного материала / А. М. Сохор.- М.: Педагогика, 1974.- 192 с.
- Спенсер, Л. Компетенции на работе / Л. Спенсер, С. Спенсер.- М.: ГИППО, 2005.- 384 с.
- Стефанова, Н.Л. Теоретические основы развития системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе: автореф. дис.. .д-ра пед. наук: 13.00.02 / Н. Л. Стефанова.- СПб., 1996.- 49 с.
- Стефанова, Н.Л. Фундаментальная наука и фундаментальное образование: проблема соотношения и взаимодействия // Модернизация университетского образования в современных условиях.- Вып. 2 / Н. Л. Стефанова, Н. Л. Шубина.- СПб.: СПбГУ, 2001.- С. 27−30.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.- 38 с.
- Студенцов, H.H. Урок географии в средней школе / Н. Н. Студенцов.- М.: Учпедгиз, 1958.- 160 с.
- Студенцов, H.H. Методика преподавания географии. 4-е изд., перераб./ H.H. Студенцов, Е. Ф. Легенькая, Э. Л. Файбусович.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983.- 55 с.
- Сухов- В. П. Развивающее обучение в школьной географии: системно-деятельностный подход: автореф. дис. доктора пед. наук: 13.00.02 / В. П. Сухов.- СПб, 2006.- 39 с.
- Талызина, Н.Ф. Пути и проблемы управления познавательной деятельностью человека// Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека / Н.Ф.талызина.- М.: Моск. ун-т, 1975.- С. 154−167.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1975.- 343 с.
- Таможняя, Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования / Е. А. Таможняя // География в школе.-№ 4.- 2004.- С. 46−50.
- Таможняя, Е.А. Основные направления модернизации курса «География России» / Е. А. Таможняя, В. Б. Пятунин // География в школе.-2010. № 6.-С. 24−27.
- Таможняя, Е.А. О профессиональной подготовке учителей географии / Е. А. Таможняя // География в школе.-№ 5. 2000.- С. 52−55.
- Таможняя, Е.А. Пути обновления методического мастерства учителя географии в период модернизации образования /И.В. Душина, Е. А. Таможняя // География в школе.-2010. № 3.- С. 34−38.
- Таможняя, Е.А. Развитие способностей школьников на уроках географии / Е. А. Таможняя // География и экология в школе XXI века.- М.: ГЕО-ЭКО, 2005.-№ 1.- С. 42−50.
- Таможняя, Е.А. Реализация историко-географического подхода в процессе изучения географии России/ Е. А. Таможняя // География в школе.-1998.- № 1.-С. 61−63.
- Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста/ Ю. Г. Татур // Высш. образование сегодня.-2004.-№ 3.- С. 20−26.
- Татур, Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования //
- Материалы ко второму заседанию методического семинара: авт. версия/ Ю. Г. Татур. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.- С. 12−23.
- Теория и практика педагогической деятельности в условиях инновационного развития системы образования: сб. статей. — М.: Прометей, 2008. 192 с.
- Теплов, В.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1./ В. М. Теплов. М.: Педагогика, 1985.- 328 с.
- Тесленко, В.И. Теоретико-методические основы диагностики и прогнозирования процесса обучения будущего учителя физики в педвузе: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 /В.И.Тесленко. Красноярск, 1996. — 354 с.
- Тимофеева, З.М. Методическая подготовка преподавателя географии в университете: Программа и методические рекомендации по курсу «Методика преподавания географии"/ З. М. Тимофеева.- Ростов-на-Дону: РГУ, 1998. 27 с.
- Тимофеева, З.М. Формирование опыта творческой деятельности у студентов-географов в процессе методической подготовки в университете: дис. кандидата пед. наук: 13.00.02 /З.М.Тимофеева.- М., 1997.- 235 с.
- Титова, Л.И. Государственная политика в сфере подготовки учительских кадров России в 1861—1917 гг.. (на примере Московского учебного округа): дис. канд. ист. наук: 07.00.02 / Л. И. Титова.- М., 2004.- 218 с.
- Тихомиров, O.K. Актуальные проблемы развития психологической теории мышления/ О. К. Тихомиров // Психологические исследования творческой деятельности.- М.: Наука, 1975.- С. 5−23.
- Тихомиров, O.K. Психология мышления: уч. ное пос. / О. К. Тихомиров. -М.: Моск. унт, 1984.- 272 с. ' «~
- Тихомиров, O.K. Структура мыслительной деятельности человека (Опыт теоретического и экспериментального исследования) / О. К. Тихомиров.- М.: Изд-во МГУ, 1969.- 304 с.
- Трофименко, B.B. Философские аспекты проблемы моделирования в современной исторической науке: автореф. дис.. канд. психол. наук/ В. В. Трофименко.- Магнитогорск, 2001.- 17 с.
- Уман, А. И. Теоретические основы технологического подхода в дидактической подготовке учителя: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / А. И. Уман.- М., 1996.- 32 с.
- Учебно-методический комплекс дисциплины ОПД Ф.04 Теория и методика обучения географии. Специальность 50 103 (32 500) География с дополнительной специальностью.- М.: МПГУ, 2009.- 24 с.
- Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения географии» / И. В. Душина, Е. А. Таможняя.- М.: МПГУ, 2010.-25 с.
- Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.2./ К. Д. Ушинский.- М., Учпедиздат, 1953.- 418 с.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011−2015 годы Электронный ресурс. // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. [2010]. URL: http: //mon.gov.ru/files/ materials/8286/11.02.07-fcpro.pdf
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Стандарты второго поколения) Электронный ресурс. // Федеральный государственный образовательный стандарт: [сайт]. [2010] .URL: http ://www.standart.edu.ru/
- Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Электронный ресурс. // Министерство образования и науки Российской Федерации:[сайт]. 2010]. иКЬ: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3993/
- Философский энциклопедический словарь / Под ред. Аверинцева С. С., Араб-Оглы Э.А., Ильичева Л. Ф. и др. М.: Сов. энциклопедия, 1989.- 815 с.
- Философский энциклопедический словарь.- 2-е изд.- М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.
- Фокина, Т.А. Формирование готовности студентов педвуза к педагогической импровизации как виду творческой деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. А. Фокина, Нижний Новгород, 2001.-18 с.
- Фридман, Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач / Л. М. Фридман.- М.: Педагогика, 1977.- 208 с.
- Хуторской, А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. Хуторской // Народное образование.- 2003.- № 2.- С. 58−64.
- Чанбарисов, Ш. Х. Формирование советской университетской системы / Ш. Х. Чанбарисов.- Уфа, 1973.- 420 с.
- Чаплыгина И.В. Формирование ключевых компетенций студентов при изучении общепрофессиональных дисциплин в колледже: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. В. Чаплыгина.- М., 2006.- 164 с.
- Червякова P.M. Университетское образование в СССР в период развитого социализма: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Р. М. Червякова.- М., 1981.- 15 с.
- Чернобельская, Г. М. Система методической подготовки учителя химии в педвузе: дис. д-ра пед. наук в форме научного доклада.- М., 1989.- 37 с.
- Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход/ В. Д. Шадриков // Высш. образование сегодня. -2004.-№ 4.- С. 28−31.
- Шаймарданов Р.Х. Теория и технология интенсивного развития профессиональной личности учителя в вузе: автореф. дисс. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Р. Х. Шаймарданов. Казань, 1998.- 39 с.
- Шаталов, М.А. Система методической подготовки учителя химии на основе проблемно-интегративного подхода: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / М. А. Шаталов.- СПб., 2004.- 408 с.
- Шатных, A.B. Практикум по методике преподавания географии / A.B. Шатных.- Курган, 2002.- 47 с.
- Щедровицкий, Г. П. Методология и философия организации управленческой деятельности: основные понятия и принципы / Г. П. Щедровицкий.- М., 2003.- 284 с.
- Щербакова, Т.К. Дидактические модели и региональные особенности подготовки учителей географии / Т. К. Щербакова.- Ставрополь: СГУ, 2004.238 с.
- Эльконин, Д.Б. Избр. псих, труды / Д. Б. Элыслнин.- М., 1989.- 554 с.
- Эрдели, В.Г. Методика преподавания географии: пос. для учительских ин-в / В. Г. Эрдели.- М.: Учпедгиз, 1948.- 324 с.
- Эскин, М.И. Подготовка учителей средней школы в дореволюционной России / М. И. Эскин // Советская педагогика.- 1955.- № 5.- С. 90−104.
- Якиманская, И. С. Педагогическая психология. Основные проблемы / И. С. Якиманская. СПб.: МПСИ, 2009.- 647 с.
- Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
- Ядов, В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы / В. А. Ядов.- М., 1972.- 239 с.
- Яковлева, Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательный деятельности/Н.М.Яковлева.- Челябинск, 1991.- 128 с.
- Analitical Survey Distance Education for the Information Society: Policies, Pedagogy and Professional Development. — Moscow: UNESCO Institute for Information Technologies in Education. 2000, 86 p.
- Blank W. E. Handbook for developing Compentency Based Training Programs / W. E. Blank. — New. Jersey: Pritice Hall, 1982. — 112 p.
- Brittel Т. K. Compentency and Exellence / Т. K. Brittel // Minimum Competency Achievement Testing/Traeger R.M. / &Title C.k.(eds.)/ Berkely, 1980.- P. 23−29
- Competences in Education and Cross-Border Recognition Electronic resource. // Institute for higher education policy. [2010]. URL: http://www.ihep.org/assets/files/gcj^>-files/CoRe Evaluation. pdf
- Mamoon D. Education for all is central to successful Higher Education Reforms in Developing Countries Electronic resource. // NUFFIC. [2010]. URL: http://www.nuffic.nl/pdf/os/em/mamoon.pdf
- Freeman H. C. What Makes a Good Case Electronic resource. // University at Buffalo, State University of New York. [2010]. URL: http: //ublib.buffalo.edu/libraries/
- Key competences in Europe: opening doors for lifelong learners across the school curriculum and teacher education Electronic resource. // European Commission [2010]. URL: http://ec.europa.eu/education/more-information/doc/kevreport en. pdf
- Labosky V.K. Portfolios Here Portfolios There / Searching for the Essence of Educacional Portfolios // Phi Delta Kappah, 2000, № 8. p. 590−596.
- Mansfield B. Competence Based Standards, Training and Learning / B. Mansfield, L. Andersson // Hammerton Associates. 2004. -187 p.
- Mansfield R. Towards a Competent Workforce / R. Mansfield.- L.: Gower, 1996.-167 p.
- Ravennson J.G. Creative thinking and brainstorming / J.G.Ravennson. Electronic resource. // University of South Florida. 2010]. URL: http://c21te.usf.edu/bibs/c thinking/general/bib general. html
- World declaration on higher education for the 21st century: vision and action Electronic resource. // UNESCO [2010]. URL: http://www.unesco.org/education/educprog/wche/declaration eng. htm#world%20 declaration
- Tuning Educational Structures in Europe Electronic resource. Competences. Methodology. URL: http://www. relint. deusto. es/ tuning proget / index.htm.
- Velde Ch. Crossing borders: an alternative conception of competence / Ch7 Velde. 27 Annual SCUTREA conference. — 1997. — P. 27−35
- Whiddett S. The Competences Handbook / S. Whiddett, S. Hollyforde.-CIPD House, 2000.-218 p.