Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Изобразительная деятельность как средство развития эстетического восприятия у старших дошкольников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Можно сделать следующий вывод. Эстетическое восприятие развивается при решении задач изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются представления детей об окружающих предметах. Изобразительная деятельность, направленная на развитие эстетического восприятия имеет большое… Читать ещё >

Изобразительная деятельность как средство развития эстетического восприятия у старших дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

" Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графике и пластической форме" [27].

Вопрос о роли изобразительной деятельности в развитии восприятия привел исследователей к противопоставлению рационального и чувственного познания: воплощает ли ребенок то, что знает о предмете, или то, что видит. С одной стороны, творения детей являются изобразительным эквивалентом понятий. С другой стороны, детские работы с возрастом изменяются по направлению к все более адекватному отображению действительности.

Как показывают исследования, детская изобразительная деятельность на всех этапах развития связана с чувственным познанием действительности, прежде всего, с восприятием зрительных образов.

В.С. Мухина считает, что изобразительная деятельность и эстетическое восприятие неразделимы. При изображении ребенок соотносит объект с известным эталоном (формы, цвета и т. д.), выполняет детальное зрительное обследование объекта.

Изобразительная деятельность, направленная на развитие эстетического восприятия обладает большими возможностями. Эстетическое восприятие сопряжено с изобразительной деятельностью, синтезирующей знания и умения в области разных ее видов, требующей специальных и общехудожественных знаний, умений и навыков, а также предполагающей разнообразные формы работы, результаты которой зависят от вклада педагога и эмоционального отклика ребенка.

Возможности изобразительной деятельности наиболее полноценно раскрываются в том случае, когда грамотно выстроено занятие, стимулирующее развитие эстетического восприятия и всех его компонентов. Важно формировать у детей умение видеть выразительность художественного образа и чувствовать его настроение, умение передавать эстетическое отношение к художественному образу, развивать способности, необходимые для воплощения образа в изобразительной деятельности.

" Достоверно установлено, что формальные стороны занятий изобразительным искусством малопривлекательны для ребенка. Их интересует поиск смысла, содержание зрительно наблюдаемого события или сцены, представленных в произведении искусства, экспериментирование с красками, формами, образами" [27]. К тому же, целенаправленные занятия являются неотъемлемой частью всестороннего развития и активно содействуют этому развитию.

Развитие восприятия художественного образа в эмоциональной целостности предполагает обращение к произведениям изобразительного искусства. В связи с этим, возникает необходимость тщательного отбора демонстрируемых объектов и изображений. Важно, чтобы используемые на занятии наглядные средства были достаточно четкими, ярко и рельефно выражали присущие им особенности. Хорошо подобранные средства наглядности вызывают у детей положительные реакции, их применение обеспечивает заинтересованность к работе и тем самым повышает эффективность процесса восприятия.

В изобразительной деятельности восприятие произведений искусства — это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в произведении, но и воспринимать чувства, которые хотел передать его автор.

Ребенок должен узнать название произведения, проанализировать внешний вид, определить, какие его признаки являются главными, а какие — второстепенными. Самостоятельное вычленение этих свойств не всегда доступно ребенку. Часто он обращает внимание на не существенное, а на яркое, необычное. При последующем изображении эти несущественные стороны будут в первую очередь отражаться в рисунке, нарушая реальность объекта. Задача педагога — научить ребенка видеть, т. е. воспринимать предмет в совокупности всех его основных качеств.

По мере продвижения в восприятии эмоциональной целостности художественного образа на занятиях по изобразительной деятельности многие формы и свойства изображений становятся для детей образцом красивого и привлекательного.

Ребенок учится находить средства выразительности, присущие произведению искусства, устанавливать причинно-следственные связи, выделять существенные и несущественные детали, разгадывая замысел автора. Благодаря чему для ребенка становится доступным применение данных знаний при демонстрации отношения к образу в собственной работе, в которой также отражается степень обобщенности зрительных представлений и способность ребенка к выделению существенных признаков предметов, как утверждает А. Н. Корнев.

Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием дает широкие возможности для развития у детей осознанного отношения к художественному образу. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.

Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Следует особо подчеркнуть, что восприятие приобретает характер эстетического лишь в тех случаях, когда дети научаются радоваться в связи с восприятием художественно выполненного изделия, выразительного рисунка, испытывают при этом восхищение, удовлетворение.

В процессе восприятия объектов и явлений окружающего мира у ребенка возникают образы, переживания, эмоции, которые он может и хочет выразить в своей деятельности. И изобразительная деятельность как раз и является наиболее адекватной, способной удовлетворить эту потребность ребенка.

Для того чтобы выразить свое отношение к наблюдаемому объекту или явлению ребенку необходимы средства выразительности, адекватные его возрастным и индивидуальным возможностям. К таким средствам относятся не только цвет, форма, размер и т. п., но и разнообразные техники рисования, которые раскрывают суть формирования образа, наполненного содержанием и эмоциями. В каждой оригинальной технике кроется большой изобразительный потенциал.

Творческая работа иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку, лепке, аппликации не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений. Систематические занятия помогают развить навыки, необходимые для воплощения художественного образа в изобразительной деятельности.

Существенное место на занятиях должно быть отведено «активной работе с такими художественными средствами и материалами, которые позволяют „действовать“, т. е. закрашивать, резать, лепить, строить (работа с карандашами, красками и кистью, пальчиками, лепка, аппликация, склеивание, конструирование и т. д.). Эти виды работы должны быть разнообразными и интересными для детей, при этом необходимо давать ребенку свободу для творчества, собственной позиции, собственного видения и поиска средств, материалов, форм…» [27].

Воспитатель должен обратить внимание детей на решение основных учебных задач. Например, в старшей группе при рисовании многоэтажного дома основная цель занятия — овладение умением правильно строить рисунок двух или трехэтажного дома, окна которого расположений ровными рядами. Это — основная программная задача. В процессе выполнения изображения дети самостоятельно продумывают цвет стен и крыши, решают вопрос о количестве окон и их форме, используя имеющиеся у них умения и навыки.

Активные действия при освоении графических движений, во время формирования умений передавать цвет, ритм, симметрию, композицию усиливают процесс восприятия прекрасного, способствуют накоплению эстетических впечатлений. Включение детей в управляемую педагогом деятельность, осознание ребенком того, что он может сам изобразить интересный предмет, выполнить ритмические построения, передать красивые цветовые сочетания — все это имеет больше преимуществ, нежели простое созерцание объектов или образцов.

Цикл занятий с детьми должен базироваться на сочетании следующих направлений работы: развитии навыков восприятия произведений искусства, формировании осознанного отношении к образу и развитии творческих навыков изобразительного мастерства, необходимого для собственного воплощения воспринимаемого образа.

" Требования к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию методов воспитания и обучения, к характеру взаимодействия педагогов с детьми, к среде развития ребенка представлены в Государственном стандарте дошкольного образования" [13].

" Раскрытие индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, основанного на самовыражении, саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве — приоритетная задача педагога" [18]. Она решается в процессе освоения образовательной области «художественно-эстетическое развитие» .

На занятиях по изобразительной деятельности задачи образовательной области «художественно-эстетическое развитие» решаются интегративно в ходе усвоения таких образовательных областей как: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Совокупность образовательных областей позволяет обеспечить всестороннее развитие личности дошкольника.

Задачи, которые ставит педагог, должны реализоваться в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы, конструирования, музыкальной, двигательной и, конечно, изобразительной.

" Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует придерживаться личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, помогать ему, поддерживать стремление хорошо выполнить работу, объективно оценивать свои старания. Педагог должен помнить, что именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность" [10].

" Успешность решения образовательных задач по изобразительной деятельности в большей мере определяется правильной организацией работы с детьми и четко продуманной системой сочетания занятий разного типа" [26].

В методической литературе встречаются различные названия занятий: предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликации). При этом нередко добавляют: «и по замыслу». Хотя занятие «по замыслу» может быть на любую тему.

Следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности. Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач занятия, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей на занятии, сформулированной в задачах:

  • — занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения;
  • — занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ, познание и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений;
  • — занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

" Выбор того или иного типа определяется характером учебного задания, уровнем изобразительных умений и навыков детей, их возрастными особенностями" [26].

Занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками можно дифференцировать не только по типу, но и по виду. Одно и то же занятие можно отнести к разным видам в зависимости от критерия выделения. Так по содержанию изображения различают предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация). По методу (способу) изображения различают рисование (лепка, аппликация) по представлению, по памяти, с натуры.

По характеру выбранной темы: на тему, предложенную воспитателем, и на свободную тему, выбранную ребенком (так называемые занятия «по замыслу»).

По источнику тем замыслов: занятия на литературные темы (сказки, рассказа, стихотворения); на музыкальные темы, на темы окружающей действительности.

" Важно, чтобы занятия были последовательными и систематическими, чтобы изобразительная деятельность была включена в целостный педагогический процесс. Необходимым является сочетание обучающего компонента с развивающим, соединение обучения с развитием самостоятельности, познавательной активности, эстетической восприимчивости детей и их эмоционального отношения к окружающему" [43].

Применительно к изобразительной деятельности используются методы, традиционно выделяемые по источнику знаний: наглядные, словесные, практические.

Ведущими, главными в обучении изобразительной деятельности дошкольников являются наглядные методы. Среди наглядных методов и приемов выделяют следующие: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия.

Наблюдение — один из ведущих наглядных методов обучения. Большой вклад в его разработку внесли Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Л. А. Раева. Наблюдение определяется как целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном окружении. Ценность данного метода заключается в том, что в процессе наблюдения формируется представление ребенка об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для последующего изображения.

Обследование — целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем. Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. То есть смысл обследования в формировании представления об изображаемом предмете. Как правило, обследование используется при затруднениях в изображении отдельных предметов (игрушек, предметов быта, природы). При изображении человека можно обследовать игрушку-куклу, можно рассматривать фигуры детей (на прогулке, гимнастике) и т. п. То есть обследование — это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изображать.

Рассматривание картин и книжных иллюстраций — широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Ни в коем случае ни картину, ни иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания. Это косвенный метод обучения, применяемый в основном в системе предварительного формирования представлений и замыслов. Картины и иллюстрации можно использовать для обогащения детей некоторыми способами изображения, доступными для них. Педагогу желательно иметь тематические наборы предметных или малосюжетных картин, на которых можно увидеть разные способы изображения объектов.

Образец — это то, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий на занятиях. В методической литературе к образцу относят работу, выполненную воспитателем, игрушки, скульптуры малых форм (в лепке), даже картины. Поскольку рассматривание картин, обследование предметов, в том числе игрушек и малой скульптуры, — самостоятельные методы обучения, то под образцом мы советуем понимать работу, выполненную воспитателем и предлагаемую для подражания. Длительное время в практике образец использовался как ведущий метод обучения.

Прием показа способов изображения (способов действия) — один из важных в обучении дошкольников. Известно, что показ в старших группах занимает меньшее место, чем в младших. Показ используется при ознакомлении с техникой работы с новыми способами изображения.

Наряду с наглядными методами обучения изобразительной деятельности используются словесные методы и приемы (беседа, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово).

Одним из ведущих словесных методов обучения изобразительной деятельности является беседа. Беседа на занятиях по изобразительной деятельности — это организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации. Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование детской активности. Именно поэтому беседа нашла широкое распространение как метод развивающего обучения изобразительной деятельности. В старших группах в процессе беседы педагог подводит детей к самостоятельному установлению зависимости выразительности образа от способов действия.

Пояснение — словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий и что должны получить в результате. Пояснение дается в простой, доступной форме одновременно всей группе детей или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы.

Совет используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения. Н. П. Сакулина справедливо требовала не спешить с советом. Дети с замедленным темпом работы и способные по заданному вопросу найти решение, часто не нуждаются в совете. В данных случаях совет не способствует росту самостоятельности и активности детей.

Напоминание в виде кратких указаний — важный методический прием обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения. Чаще всего речь идет о последовательности работы. Данный прием помогает детям вовремя начать рисунок (лепку), спланировать и организовать деятельность.

Поощрение — методический прием, который, по мнению Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнить работу хорошо, ощущение успеха. Разумеется, чем старше дети, тем более объективно обоснованным должно быть переживание успеха.

Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ.

Из практических методов обучения на занятиях по изобразительной деятельности применяются игры. Это могут быть как отдельные игровые действия с игрушкой-изображением, так и развернутая сюжетная игра с комплексом игровых действий, разнообразных по содержанию и способам исполнения. Также применяются: обыгрывание предметов, игрушек, картин; обыгрывание выполненного изображения; обыгрывание незаконченного изображения; игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых. «Например, дети украшают бальное платье для Золушки, „одевают“ ее на бал (декоративное рисование); загадывают загадки Петрушке; приглашают Буратино в гости и знакомят его с родным городом и т. п.» [10].

Таким образом, все вышеуказанные методы и приемы имеют свою специфику и применяются в самых различных сочетаниях, в зависимости от возрастных особенностей детей, задач обучения и других факторов [6, с.147].

Можно сделать следующий вывод. Эстетическое восприятие развивается при решении задач изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются представления детей об окружающих предметах. Изобразительная деятельность, направленная на развитие эстетического восприятия имеет большое значение. В изобразительной деятельности дошкольник учится передавать свое восприятие окружающей действительности. Чтобы научиться этому, ему необходимо научиться правильно воспринимать и передавать цвета, формы, размеры предметов, их расположение в пространстве; вычленять части предметов и объединять их в целое. Через изобразительную деятельность ребенок учится оценивать выразительность изобразительного образа, у него формируется осмысленное отношение к изобразительному образу, способности изображать воспринимаемый образ.

Эффективное развитие эстетического восприятия в изобразительной деятельности происходит в том случае, когда грамотно выстроено занятие, стимулирующее овладение детьми основ эстетической грамотности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой