Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Содержание занятий, направленных на познание мира культуры ребенком с ограниченными возможностями здоровья артпедагогическими технологиями

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цель: знакомство ребенка с познавательными знаково-символическими элементами, обеспечивающими усвоение ребенком с ОВЗ культурно-сенсорных эталонов, знаков и символов, языков искусства (цвет, форма, величина, пространство, звук и т. д.), отраженных в художественных образах; выражение ребенком своего отношения к миру природы, предметов, человека в своей деятельности в искусстве; осознание себя… Читать ещё >

Содержание занятий, направленных на познание мира культуры ребенком с ограниченными возможностями здоровья артпедагогическими технологиями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Познавательно-семиотический компонент социокультурного развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Серия «Искусство как образное отражение мира»

Цель: знакомство ребенка с познавательными знаково-символическими элементами, обеспечивающими усвоение ребенком с ОВЗ культурно-сенсорных эталонов, знаков и символов, языков искусства (цвет, форма, величина, пространство, звук и т. д.), отраженных в художественных образах; выражение ребенком своего отношения к миру природы, предметов, человека в своей деятельности в искусстве; осознание себя частью окружающего мира; формирование художественного образа природного мира, пространства вокруг, осознание смысла природы для человека, отражения в художественной деятельности.

Форма проведения: комплексные занятия, игры.

Тема может раскрываться от одного до трех занятий.

Вариант I (сокращенный).

Тема «Это разнообразное искусство»

Цель: сформировать представление, что существуют разные виды искусства (музыка, живопись, театр, литература), которые отражают мир культуры (природы, предметов, человека) и передают его многообразие в художественных произведениях.

Часть I. Дети знакомятся с музыкальными, литературными, произведениями живописи, театральными постановками (просмотр видео или посещение спектакля), которые отражают мир природы, или предметов, или человека. В беседе с детьми анализируется отражение в художественном произведении того или иного мира культуры.

Часть II. Игра: детям предлагаются художественные произведения разных видов искусства (живописи, музыки, литературы), после чего они должны определить вид искусства и поднять соответствующую карточку, а также определить, какой мир культуры раскрывает данное произведение, подняв одну из трех предложенных карточек (природа, предмет, человек).

Тема «Кто создает произведения искусства?»

Цель: сформировать представление о том, что искусство создают люди разных профессий (художник, композитор, писатель, поэт, музыкант, актер, режиссер, танцор), помогают человеку в художественной форме познать мир культуры. Используются разные наглядные материалы (иллюстрации, видеозаписи, фотографии и т. д.).

Часть I. Дети знакомятся с разными профессиями мира искусства и действиями, которые им соответствуют.

Часть II. Игра: детям предлагаются разные предметы, относящиеся к той или иной профессии. Они должны определить, какой профессии они соответствуют, объяснить функции данного предмета.

Тема «Как говорит искусство?»

Цель: дать представление о том, что произведения искусства создаются выразительными языками искусства, знаками и символами: в живописи — красками (цвет, линия, форма), в музыке — звуками (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр), в литературе — словом (интонация, сила голоса, темп), в танце — движением (жесты, пантомимика), в театре — всеми средствами (слово, мимика, голос, пластика, костюм).

Часть I. Дети знакомятся с разными языками искусства через знакомство с художественными произведениями. В беседе анализируются разные знаки и символы выразительного языка того или иного вида искусства.

Часть II. Детям предлагается самостоятельно использовать «языки искусства» в рисунке, в песне, в стихотворении, в танце, в игре-драматизации.

Вариант II (развернутый).

Тема «Это разнообразное искусство»

Цель: сформировать представление, что существуют разные виды искусства (музыка, живопись, театр, литература), которые отражают мир культуры (природы, предметов, человека) и передают его многообразие в художественных произведениях.

Тема «Музыка — вид искусства»

Цель: дать представление о том, что музыка — вид искусства, ее пишут композиторы. С помощью музыкального языка, выразительных средств (темпа, ритма, динамики, характера мелодии) композиторы рассказывают о событиях, явлениях природы, о чувствах, эмоциях человека. Музыкальный текст записывается нотами.

Часть I. Сообщение педагога: детям рассказывается, что музыка — это древнее искусство и бывает разная: вокальная, инструментальная. Когда люди не умели записывать музыку нотами, ее передавали из уст в уста через песни, баллады, напевы, мелодии, и эта музыка называется народной. Музыка, которая передается голосом, называется вокальной — она связана с литературным текстом (песни, опера, романс и др.). Инструментальная музыка (пьесы, концерт, симфония) предназначена для исполнения на инструментах. Она бывает программной и непрограммной. Программная музыка всегда имеет в основе какой-либо образ и может раскрывать мир природы (слушание музыки: «Зимнее утро» или «Вальс цветов» П. И. Чайковского), мир человека (слушание музыки: «Попрыгунья», «Упрямец» Г. В. Свиридова), рукотворный мир (слушание музыки: «Шарманка» Д. Д. Шостаковича). Инструментальная непрограммная музыка различна, но наиболее понятна детям инструментальная музыка, которая связана с движениями (танцевальная, маршевая и др., например, фрагменты из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»: «Вальс», «Марш», «Русский танец», «Испанский танец», «Вальс цветов»).

Часть II. Действия детей: детям предлагается подвигаться в свободных движениях вальса, марша, русского танца. Завершается эта часть общей хороводной песней, знакомой детям.

Тема «Средства выразительности музыки»

Цель: показать разную по характеру музыку, отражающую разнообразные жизненные явления. Музыка создается музыкальным выразительным языком, средствами (темп, ритм, динамика, характер), которые помогают слушателям понять музыкальный образ, то, о чем композитор хочет рассказать.

Часть I. Сообщение педагога: вокальная и инструментальная музыка разнообразна по эмоционально-образному содержанию: торжественная, гордая, победная («Марш» П. И. Чайковского); взволнованная, тревожная («В пещере горного короля» Э. Грига), светлая, спокойная, нежная («Вальс».

П. И. Чайковского); радостная, задорная, праздничная («Испанский танец» П. И. Чайковского); грустная, печальная («Болезнь куклы» П. И. Чайковского).

Часть II. Действия детей: детям предлагаются иллюстрации, отражающие разные жизненные ситуации и фрагменты музыкальных произведений разного характера. Надо выбрать адекватную характеру музыки иллюстрацию и рассказать по иллюстрации, о каких жизненных ситуациях, действиях рассказывает та или иная музыка (марш — о торжественных событиях, веселая — о радостных событиях и т. д.).

Тема «Изобразительное искусство и его виды»

Цель: дать представление об изобразительном искусстве, его видах: о живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном, архитектуре; развивать интерес к изобразительному искусству, формировать художественный вкус, эмоциональную отзывчивость к образу; учить любоваться, всматриваться, сопереживать настроению, содержанию, соотносить со своим опытом, выражать свое мнение.

Часть I. Сообщение педагога: детям рассказывается, что изобразительное искусство и очень древнее, и очень молодое. Художники создавали изображения и тысячи лет назад, создают их и сегодня в разных видах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве.

Часть II. Знакомство с разными видами изобразительного искусства на художественных образцах.

Тема «Живопись и ее жанры»

Цель: изучить различные жанры живописи, отражающие мир природы, предметов, человека (пейзаж, портрет, натюрморт).

Часть I. Сообщение педагога: на протяжении многих столетий художники изображали в своих живописных произведениях, в картинах окружающий их мир, все его многообразие (мир природы, животных, предметов, человека и его жизнь). От этого возникло деление живописи по жанрам. Картины, изображающие природу, отнесли к жанру «пейзаж»; изображение животных — к жанру «анималистика»; изображение красивых вещей и предметов — к жанру «натюрморт»; рисование человека — к жанру «портрет». Картины, которые отображают жизнь человека — труд, праздники, жизнь семьи, школы и т. д., — называются бытовыми. Картины, которые изображают военные события, — батальными, а картины, которые рассказывают про жизнь человека во все века и времена, — историческими. Но самый близкий и знакомый детям жанр — сказочно-былинный.

Часть II.

  • 1. Детям предлагаются произведения живописи, которые они дифференцируют по жанрам.
  • 2. Детям предлагается картина, где перемешались жанры. Определить, какие жанры перемешались в одной картине.

Тема «Пейзаж и его виды»

Цель: познакомить детей с пейзажной живописью, которая отражает мир природы, научить различать по видам природный, горный, морской, городской, архитектурный, космический пейзажи. Дать представление об отличительных и составных особенностях пейзажа, средствах выразительности (линейная и воздушная перспектива, композиция, цвет).

Часть I. Дети делятся на подгруппы. Одной группе предлагается найти пейзаж из других жанров живописи, а другой — предлагаются разные виды пейзажа, из которых нужно выделить городской, природный, морской, космический.

Часть II. Действия детей: составление пейзажа из элементов в аппликации.

Тема «Портрет и его виды»

Цель: познакомить детей с видами портретной живописи (автопортрет, детский, парадный семейный, социальный, исторический), обучить внимательно рассматривать лицо, мимику, руки, позу портретируемого, его настроение, эмоциональное состояние, социальное положение, цветовую гамму изображения портрета.

Часть I. Знакомство с разными видами портретной живописи, с отмечанием характерных особенностей каждого.

Часть II. Знакомство с портретом с разными положениями головы (анфас, профиль).

Часть III. Детям предлагается в репродукциях найти портрет среди других жанров живописи.

Часть IV.

  • 1. Детям предлагаются вырезанные силуэты профилей персонажей различных сказок (Буратино, Мальвина и др.). Требуется определить и назвать персонажей по силуэтному профилю, те признаки, по которым узнали и определили персонажей и их характер.
  • 2. Предлагаются шаблоны лица, его части (глаза, губы), дополнительные детали: парики, шляпки, бороды, банты и т. д. Требуется создать образ сказочного героя из деталей в аппликации.

Тема «Анималистический жанр»

Цель: познакомить детей с анималистическим жанром, объяснить, что означает слово «анимал» (лат. «животное»), дать сведения об этом древнем виде искусства; учить различать в репродукциях и изображениях на предметах особенности внешнего вида животных, определять, на какую геометрическую форму похоже то или иное животное.

Часть I. Дать представление о том, что во все времена и эпохи человек любил, приручал животных, наблюдал за ними и отражал в произведениях искусства. Знакомство с произведениями искусства (репродукции, вазы, декоративные тарелки и др.), где изображены животные.

Часть И. Аппликация-конструктор: предлагается из готовых трафаретов собрать фигуры животных, используя различные модели частей тела (голова, уши, туловище, лапы, хвосты) различных животных (кошка, собака, заяц, лиса, лошадь и др.).

Тема «Натюрморт как отражение предметного мира»

Цель: дать представление о натюрморте — жанре живописи, который изображает окружающие человека вещи, предметы быта (книги, посуда, статуэтки, ткани, цветы, плоды и т. д.). В натюрмортах художники передают красоту окружающих человека предметов.

Часть I. Детям предлагаются репродукции разных жанров живописи, среди которых нужно найти натюрморт и обосновать свой выбор.

Часть II. Составить композицию для натюрморта, используя силуэты из цветной бумаги. Составить композицию по заданному сюжету и по собственному замыслу с посудой и овощами, с грибами, с фруктами и цветами, праздничную и т. д.

Тема «Графика как вид живописи»

Цель: познакомить детей с видами графики (книжная, эстампы, плакаты). Дать представление о художниках-иллюстраторах детских книг (В. В. Лебедеве, В. В. Васнецове, Е. И. Чарушине, Е. М. Рачеве и других), различать их по манере.

Часть I. Детям предлагается рассмотреть произведения графики, иллюстрации детских книг.

Часть II. Предлагаются произведения разных жанров живописи, среди которых нужно найти репродукции, сделанные в жанре графики.

Тема «Скульптура как вид изобразительного искусства»

Цель: дать представление о скульптуре, познакомить с понятиями «монументальная скульптура», «скульптура малой формы»; формировать эмоциональную отзывчивость к образу.

Часть I. Сообщение педагога о скульптуре как искусстве создавать объемные образы животных и человека, в котором используют различные выразительные средства (форму, постановку, движение, жест, выражение лица, характер образа, фактуру материала), материал (фарфор, стекло, металл, камень, мрамор, гранит, дерево, бетон и др.), технику его обработки. Детям сообщаются особенности труда скульптора.

Часть II. Дети знакомятся с монументальной скульптурой или иллюстрациями, изображающими памятники А. С. Пушкину, Ю. А. Гагарину и другим, а также с скульптурой малых форм. Учатся выделять сочетание красок, материал, детали костюма и другие особенности выразительных средств.

Тема «Декоративно-прикладное искусство».

Цель: познакомить детей с предметами декоративно-прикладного искусства, дать представление о народных промыслах, своеобразии узоров в рукотворных изделиях (жостовская, городецкая, хохломская росписи); научить различать характерные узоры предметов декоративно-прикладного искусства (ягоды, цветы, травы).

Часть I. Дети знакомятся с изделиями народного декоративно-прикладного искусства, учатся «читать» узоры.

Часть II. Создание на бумаге разной формы узоров по мотивам жостовской, городецкой, хохломской росписям.

Тема «Театр — особый, волшебный мир»

Цель: дать детям представление о видах театра (оперный, балет, драматический, кукольный, детский), о том, что через разные художественные языки на сцене в действиях актеров передается мир природы, человека, его взаимоотношения.

Часть I. Сообщение педагога о том, что театр — особый мир действий на сцене, рассказывающих о разных событиях, переживаниях людей. Главные волшебники театра — артисты, которые с помощью выразительных средств (интонации речи, мимики, жестов) рассказывают, представляют различные истории жизни. Театры бывают разные: оперный, где артисты поют; балет, где чувства героев артисты передают движениями; драматический театр, где артисты разговаривают; кукольный, где действие разворачивается с помощью кукол; особый вид театра — детский, где спектакли ставятся для детей.

В театре, кроме артистов, работают художники, композиторы, писатели (драматурги), гримеры, которые все вместе готовят спектакли. В театре зрители должны соблюдать правила поведения: нельзя шуметь, бегать, разговаривать во время спектакля, жевать, шуршать фантиками от конфет и т. д.

Часть II. Разыгрывать несложные знакомые литературные сюжеты по ролям, менять интонацию, мимику, жесты согласно эмоционально-образному содержанию представления; передавать в действии художественно-речевые диалоги, сценки.

Часть III. Игры в кукольный театр: познакомить детей с приемами кукловождения марионеток, с «живой куклой», бибабо, куклами на руке.

Тема «Познание мира через литературу»

Цель: показать, что с помощью литературы, художественного языка писатели отражают мир предметов, природы, человека; воспитывать устойчивый интерес к книгам, желание самостоятельно читать; познакомить с разными стилями литературы (приключенческий, сказочный, исторический, фантастический, лирический).

Часть I. Познакомить детей с литературным произведением по программе чтения.

Часть II. Провести беседу по прочитанному, научить отмечать особенности литературного героя (внешний вид, поступки, особенности характера), давать оценку действиям и поступкам героев; высказывать отношение к прочитанному, видеть драматическое и комическое в жизни.

Репертуар. Живописные произведения: И. К. Айвазовский, «Девятый вал»; В. В. Васнецов, «Иван-царевич и серый волк», «Аленушка», «Богатыри»; М. А. Врубель, «Царевна-Лебедь»;

3. Кахиани, «Смешная девчонка»; Ю. П. Кугач, «Прогулка пастухов»; К. Моне, пейзажи; Б. Мурильо, «Мальчик с собакой»;

К. С. Петров-Водкин, «Развлечение мальчишек»; П. Пикассо, «Голубь мира», «Девочка на шаре»; Н. Пиросмани, «Олень»; И. Пресняк, «Поле Куликовской битвы»; И. Е. Репин, «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Не ждали»; М. Чюрленис, «Сказка»; М. 3. Шагал, «Прогулка», «Праздник»; И. И. Шишкин, «Утро в сосновом лесу».

Музыкальные произведения: А. С. Аренский, «Слезы» (из цикла «Шесть детских пьес», соч. 34); Л. Ван Бетховен, «Веселая. Грустная», «Сурок»; В. Г. Волков, «Жалоба птички», «Выход клоуна»; В. А. Гаврилин, «Генерал идет»; М. И. Глинка, «Марш Черномора»; Э. Григ, «В пещере горного короля», «Утро» (из сюиты «Пер Гюнт»); К. Дебюсси, «Слон» (из фортепианного балета «Ящик с игрушками»); Д. Б. Кабалевский, «Резвушка», «Плакса», «Злюка», «Шуточка», «Танец молодого бегемота», «Упрямый братишка», «Ежик», «Грустный дождик»; М. А. Матвеев, «Муха и медведь»; М. П. Мусоргский, «Балет невылупившихся птенцов» (в исполнении фортепиано, симфонического оркестра), «Гном» (из цикла «Картинки с выставки»); С. И. Насидзе, «Плаксивая кукла»; М. А. Парцхаладзе, «Осенний дождик»; С. С. Прокофьев, «Дождь и радуга», «Шествие кузнечиков», «Сказочка», «Марш», «Утро», «Раскаяние» (из сб. «Детская музыка»), симфоническая сказка «Петя и волк»; В. Н. Салманов, «Голодная кошка и сытый кот»; Г. В. Свиридов, «Дождик», «Колдун», «Ласковая просьба»; В. И. Селиванов, «Шуточка»; К. Сен-Санс, «Карнавал животных» (пьесы на выбор); С. Слонимский, «Дюймовочка», «Марш Бармалея»; Ю. А. Фалик, «Принцесса на горошине» (из цикла фортепианных пьес «Надины сказки»); С. Ф. Цинцадзе, фортепианный цикл «Обитатели леса»; П. И. Чайковский, «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Баба-Яга», «Болезнь куклы», «Песня жаворонка», «Вальс», «Новая кукла» (из цикла «Детский альбом»), «Щелкунчик» (фрагменты); Д. Д. Шостакович, «Веселая сказка», «Медведь»; И. Штраус, «Полька трик-трак»; Р. Шуман, «Дед Мороз», «Бедная сиротка», «Весенняя песня», «Первая потеря»; Р. К. Щедрин, «После уроков».

Литературные произведения: С. А. Есенин, «Черемуха», «Поет зима — аукает»; А. И. Куприн, «В цирке» (отрывок), «Геро, Леандр и пастух», «Четверо нищих» (легенда), «Слон», «Барбос и Жулька», «В зверинце», «Игрушка»; М. Ю. Лермонтов, «Тучи», «Осень», «Незабудки» (сказка), «Вечер после дождя», «Парус», «Тростник»; Дж. Лондон, «Бродяга и фея»; А. С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» (отрывки), «Стрекотунья белобока», «Эхо», «В поле чистом серебрится…», «Зимнее утро»,.

«Соловей и кукушка», «Руслан и Людмила» (пролог); Л. Н. Толстой, «Алеша Горшок»; Чарквиани Дж., «Олененок».

Ценностно-ориентационный компонент социокультурного развития личности ребенка с ОВЗ

В культуре дети открывают мир ценностей окружающей действительности (мира природы, предметов, человека), отраженных в знаках и символах, образах произведений искусства. В познании мира культуры ребенок усваивает культурно-познавательные, нравственно-гуманистические, художественно-эстетические ценности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой