Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие и причины интеллектуальных нарушений у детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чем резче выражено отклонение в развитии, тем отчётливее проявляются присущие ему особенности. Для продвижения умственно отсталого ребёнка в общем развитии, в усвоении им знаний, умений и навыков необходимо специально организованное, коррекционно направленное воспитание и обучение, строящееся с учётом имеющихся у него положительных возможностей. Для таких детей в стране созданы специальные… Читать ещё >

Понятие и причины интеллектуальных нарушений у детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К лицам с нарушением умственного развития (умственно отсталым) относят лиц со стойким, необратимым нарушением познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. Особенностью данного дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций — отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов, страдают эмоционально — волевая сфера, моторика, личность в целом. [1,с.184].

Понятие «умственно отсталый ребёнок», принятое в российской коррекционной педагогике и специальной психологии, охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, имеющего диффузный, т. е. «разлитой» характер. Это обуславливает возникновение у ребёнка различных, с разной отчётливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической деятельности, особенно резко — в познавательной.

Причины, вызывающие у ребёнка умственную отсталость, многочисленны и разнообразны. В российской дефектологии их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Внешние могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребёнка и в первые месяцы (или годы) его жизни.

Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространёнными из них являются: тяжёлые инфекционные заболевания матери во время беременности, различные интоксикации, травматические поражения плода, природовые травмы, длительная асфиксия.

Установлено, что примерно 75% случаев составляет врождённая умственная отсталость. Среди внутренних причин, обусловливающих возникновение умственной отсталости, следует выделить фактор наследственности, который проявляется, в частности, в хромосомных заболеваниях; нарушения белкового и углеводного обмена в организме; болезни младенца на ранних этапах жизни, такие, как воспалительные заболевания мозга и его оболочек; повышенная радиация местности, неблагополучная экологическая обстановка, алкоголизм или наркомания родителей.

В настоящее время в России пользуются международной классификацией умственно отсталых, на основании которых детей разделяют на четыре группы по степени выраженности дефекта: с лёгкой, умеренной, тяжёлой и глубокой степенью умственной отсталости. Наиболее изученными и перспективными в плане развития и интеграции в общество являются детиолигофрены с лёгкой и умеренной степенью отсталости.

Среди классификаций олигофрении, основывающихся на клинико — патогенетических принципах, в нашей стране наиболее распространённой является классификация, предложенная М. С. Певзнер, в соответствии с которой выделяют пять форм.

  • 1) неосложнённая форма олигофрении;
  • 2) олигофрения, характеризующаяся неуравновешенностью нервных процессов с преобладанием возбуждения или торможения;
  • 3) олигофрения с нарушением функций анализаторов;
  • 4) олигофрения с психопатоподобным поведением (нарушение эмоционально — волевой сферы);
  • 5) олигофрения с выраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельности в сочетании с изменениями личности по лобному типу с резким нарушением моторики.

Все дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями психической деятельности, отчётливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, особенно — в словесно — логическом мышлении. [12,с.37].

Чем резче выражено отклонение в развитии, тем отчётливее проявляются присущие ему особенности. Для продвижения умственно отсталого ребёнка в общем развитии, в усвоении им знаний, умений и навыков необходимо специально организованное, коррекционно направленное воспитание и обучение, строящееся с учётом имеющихся у него положительных возможностей. Для таких детей в стране созданы специальные учебновоспитательные учреждения. Часть детей воспитывается и обучается в домашних условиях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой