Формирование коммуникативной активности у детей с множественными нарушениями в процессе коррекционной работы
Диссертация
Дети IIIего уровня имели. грубые нарушения оптомоторной координации: Представление о цветевеличине, форме отсутствовали! Соотнести предмет с картинкой? дети этойгруппы не могли. Ориентировка в собственномтеле у детей в основном отсутствовала: Только немногие дети могли показать у себя глаза, нос, рот. У испытуемых этой группы значительно был нарушен конструктивный праксис. Исследовать память… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА. — I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ5 ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ И- НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'
- 1. 1. Современное понимание сущности сложного дефекта
- 1. 2. Особенности формирования коммуникативной, деятельности 27 при нормальном и нарушенном развитии
- 1. 3. Адаптивная образовательная среда как условие формирования 45 коммуникативной активности у детей с множественными нарушениями путем воздействия на ведущие сенсорные модальности
- ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
- 2. 1. Цели, задачи, организация-констатирующего исследования
- 2. 2. Методы и приемы обследования
- 2. 3. Результаты исследования актуальной коммуникации и 87 коммуникативной активности детей с множественными нарушениями
- ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ КАЛЬНО-ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ' С ПРИМЕНЕНИЕМ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
- 3. 1. Цели, задачи и принципы разработки музыкально-развивающей 117 среды
- 3. 2. Организация и содержание музыкально-логопедической работы, 123 по формированию и развитию коммуникативной активности у детей с множественными нарушениями
- 3. 3. Анализ результатов контрольного эксперимента
Список литературы
- Айсер Д. Ребенок и сенсорная интеграция: Понимание скрытых проблем развития / Д. Айсер. М.: Теревинф, 2009. — 268 с.
- Акименко В.М. Новые логопедические технологии. / В. М: Акименко. -Ростов-на-Дону: Фениес, 2008. — 105 с.
- Алвин Д. Музыкальная терапия для детей с аутизмом:/ Д. Алвин, Э. Уорик пер. с англ. Ю. В. Князышной. -М.: Теревинф, 2004−205 с.
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду / Е. А. Алябьева. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 87 е.
- Анатомия человека: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / М. М. Курепина, А. П. Ожигова, A.A. Никитина. М.: Владос, 2002. — 316 с.
- Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей / В. П. Анисимов. М.: Владос, 2004 — 128 с.
- Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1968. — 547 с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. -М.: Медицина, 1975. 306 с.
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред, и высш. пед: учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, JI.H. Комисарова, Т. А. Добровольская. -М.: «Академия», 2001. 248 с.
- Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. Ф. Архипова. М.: ACT Астрель, 2006. — 222 с.
- Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии / Е. Ф. Архипова. -М.: ACT Астрель, 2008. 254 с.
- Асанов А.Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития детей/А.Ю. Асанов, Н. С. Демикова, С. А. Морозов. -М. «Академия», 2003. -224 с.
- Бадалян Л.О. Детская неврология / Л. О. Бадалян. М.: Медицина, 1984. -576 с.
- Бадалян JI.О. Невропатология / Л. О. Бадалян. М.: Просвещение 1987 -349 с.
- Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи / Л. О. Бадалян, Л. Т Журба О. В. Тимонина. Киев: Здоровье, 1988. — 328 с.
- Басилова Т.А. Психология детей со сложными нарушениями развития / Т. А. Басилова // Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой -М., 2002.-420 с.
- Бациев В. Образование и реабилитация особого ребенка в условиях «монетизации льгот» / В. Бациев, Р. Дименштейн, П. Кантор, И. Ларикова -М.: Теревинф, 2007. 64 е.
- Башина В.М. Аутизм в детстве / В. М. Башина. М.: Медицина 1999 240 с.
- Берштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / H.A. Берштейн М.: Медицина, 1966. — 349 с.
- Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я / Б Бетгельхейм пер. с англ. Б. Орловой. М.: Академический проект: Традиция, 2004. -784 с.
- Богдашина O.A. Аутизм: определение и диагностика / O.A. Богдашина Донецк: ООО «Лебедь», 1999.- 166 с.
- Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / М. Р. Богомильский, О. С. Орлова. М.: Авторская академия- Товарищество научных изданий КМК. 2008. — 399 с.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Н. Ю. Борякова. М.: «Гном-Пресс», 2000. — 64 с.
- Браун Н. Психологические факторы принятия себя родителями слепоглухихдетей/Н.Браун// Дефектология. 1997. — № 6. — С 18−20
- Виноградов JI.B. Коллективное музицирование. Музыкальные занятия с детьми от пяти до десяти лет. СПб.: Образовательные проекты- М.: НИИ школьных технологий, 2008. — 160 с.
- Волков Б.С. Психология общения в детском*возрасте / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. -М.: Питер, 2008.-272 с.
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика / Г. А. Волкова. М.: Просвещение, 1985. — 191 с.
- Ворожцова O.A. Музыка и игра в детской психотерапии / O.A. Ворожцова. М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. — 102 с.
- Воспитание и обучение детей раннего возраст / под ред. Ляминой. М.: Просвещение, 1981. 78 с.
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / под ред. И. М. Бгажноковой. М.: Владос, 2007. — 239 с.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. Воронковой. -М.: «Школа-Пресс», 1994.-416 с.
- Власова Т.М. Фонетическая ритмика / Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт.• I1. М.: Владос, 1996. 180 с.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1995 -. 527 с.
- Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — М.: Изд-во Смысл- Изд-во Эксмо, 2003. 1136 с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб.: «Союз», 2004. 224 с.
- Гавришева JI.Б. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры / Л. Б. Гавришева, Н. В. Ншцева. Спб.: Детство-пресс, 2005. — 97с.
- Гайдукевич С.Е. Стимуляция раннего развития детей, с нарушением зрения: Методические рекомендации для педагогов и родителей / С. Е. Гайдукевич. Мн.: БГПУ, 2005. — 38 с.
- Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания П.Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. М., 1974. — 76 с.
- Гилберт К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие / Ы. Гилберт, Т. Питере пер. с англ. О. В. Деряевой. -М.: Владос, 2005. 144 с.
- Дети с отклонениями в развитии. Методич. Пособие / Сост. Н. Д. Шматко. М.: Аквариум, 2001. — 128 с.
- Дети с синдромом Ретта / пер. с фр. Н. Ливандовский, Ю. Пузырей, В. Архангельской- под общей ред. Н. Ливандовской. М.: Теревинф, 2009. -164 с.
- Детская логопсихология: учеб. пособие / под ред. В. И. Селиверстова. -М.: Владос, 2008. 175 с.
- Дэкерс JI. Мотивация: теория и практика: расширенный, курс / Л. Дэкерс пер. с англ. Д. Ю. Кралечкин, Л. Е. Переяславцева, Ю. А. Трепалина. М.: ГроссМедиа, 2007. — 640 е.
- Евтушенко И.В. Музыкальная культура и ее формирование у умственно отсталых детей-сирот. Монография / И. В. Евтушенко. М.: РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 1998. — 156 с.
- Екжанова Е.А. Основы интегрированного обучения / Е. А. Еюканова, Е. В. Резникова. -М.: Дрофа, 2008. 286 с.
- Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь / М. В. Жигорева. М. «Академия», 2006. — 238 с.
- Жигорева М.В. Психолого-педагогическое изучение развития детей с комплексными нарушениями: Монография / М. В. Жигорева. М., РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. — 154 с.
- Жилов Ю.Д. Основы медико-биологических знаний / Ю. Д. Жилов, Г. И. Куценко, E.H. Назарова. М.: Высшая школа, 2001. -256 с.
- Жукова Н.С. Если ваш ребенок отстает в развитии / Н. С. Жукова, E.H. Мастюкова. М.: Медицина, 1993. — 112 с.
- Журба Л.Н. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л. Н. Журба, Е. М. Мастюкова. М.: Просвещение, 1981. — 270 с.
- Забрамная С.Д. Изучаем обучая / С. Д. Забрамная, Т. Н. Исаева. М.: В. Секачев, ТЦ «Сфера», 2007.- 64 с.
- Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения / С. Д. Забрамная. М.: Просвещение, 1988. — 94 с.
- Запорожец A.B. / Развитие общения у дошкольников / A.B. Запорожец, М. И. Лисина. -М.: Просвещение, 1974. 150 с.
- Захарова И.Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы / Захарова И. Ю., Моржина Е. В. -М.: Теревинф, 2010. 28 с.
- Иванов Е.С. Детский аутизм: Диагностика и коррекция / Е. С. Иванов, Л. Н. Демьянчук, Р. В. Демьянчук. СПб.: Дидактика Плюс, 2004. — 76 с.
- Ивановская Ф.А. Сборник логопедических упражнений при расстройствах голоса / Ф. А. Ивановская. М.: Учпедгиз, 1961. — 51 с.
- Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. -М.: «Экзамен», 2006. 160 с.
- Изард К.Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. СПб.: Питер, 2008. — С. 464.
- Катаева A.A. Дошкольная олигофренопедагогика / A.A. Катаева, Е. А. Стребелева. М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду / М. Ю. Картушина. М.: ТЦ Сфера, 2003.- 192 с.
- Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. / В. Б. Кашкин. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. — 449 с.
- Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М. В. Киселева. СПб.: Речь, 2007. — 336 с.
- Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге / У. Кислинг пер. с нем. К. А. Шарр. -М.: Теревинф, 2010. -240 с.
- Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни / М. Ю. Кистяковская. -М.: Педагогика, 1970. 224 с.
- Клинико-психологическое исследование детей со сложным дефектом / под. Ред. М. С. Певзнер, Т. В. Розановой. М.: Просвещение, 1980. — 69 с.
- Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления / В. А. Ковшиков. СПб.: КАРО, 2006. — 304 с.
- Козлова' С.И. / Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование: Атлас-справочник / С. И. Козлова, Н. С. Демикова. М.- Т.- научных изданий КМК- Авторская академия, 2007. — 448 с.
- Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников при нарушениях опорно-двигательного аппарата / О. В. Козырева. М.: Просвещение, 2006. -68 с.
- Комплексная методика психомоторной коррекции / Под ред. А. В. Семенович. М., 1998. — 36 с.
- Копытин А.И. Системная арт-терапия / А. И. Копытин. СПб.: Питер, 2002.-224с.
- Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / И. В. Королева. СПб.: Каро, 2005. — 87 с.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Методическое пособие. — М., 1999. С. 69−79.
- Коррекционная педагогика / Под ред. Б. П. Пузанова. М.: АС ADEMA, 1998. -141 с.
- Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания / под ред. Е. А. Стребелевой. -М., 2004. 127 с.
- Корнилова И.Г. Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в креативной игре-драматизации: Автореф. канд. дисс. канд. психол. наук. М., 1999. — 24 с.
- Кочеткова Н.П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста / Н. П. Кочеткова. М.: Просвещение. — 56 с.
- Коэн Ш. / Как жить с аутизмом? / Ш. Коэн пер. с англ. И. Костина. М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2008. — 240 с.
- Кузьмина Н.И. Воспитание речи неговорящих детей-алаликов / Н. И. Кузьмина. -М.: Просвещение, 1966. 197 с.
- Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в школе для детей с нарушением слуха: методическое письмо / О. И. Кукушкина // Дефектология. 1994. № 6, — С.59−62.
- Кэмпбэлл Д. Эффект Моцарта / Д. Кэмпбэлл пер. с анг. JI.M. Щукин. -М.: Попурри, 1999. 319 с.
- Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте / В. В. Лебединский. М.: «Академия», 2003. — 144 с.
- Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика / И. Ю. Левченко. -М.: «Академия», 2000. 231 с.
- Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым / Ж. Ледлофф. М.: Генезис, 2007. — 120 с.
- Леонгард Э.И. Я не хочу молчать / Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Е. А. Иванова. М., 1990. — 79 с.
- Лисина М.И. Общение ребенка с взрослыми как деятельность / М. И. Лисина. -М.: Просвещение, 1976. 150 с.
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. СПб.: Питер, 2009. — 318 с.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. М.: Просвещение, 1980. -.104 с.
- Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. СПб.: Питер, 2007.-320 с.
- Ляпидевский С.С. Лекции по психопатологии детского возраста / С. С. Ляпидевский, В. Д. Азбукина. -М.: Просвещение, 1969. 89 с.
- Ляпидевский С.С. Невропатология / С. С. Ляпидевский. М.: Владос, 2000.-384 с.
- Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом / И. И. Мамайчук. — СПб.: Речь, 2207. 228 с.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. СПб.: Речь, 2008. — 224 с.
- Маллаев Д.М. Психолого-педагогические предпосылки по восполнению дефицита нравственного и физического развития слепых и слабовидящих детей в игре / Д. М. Маллаев // Дефектология 1993. — № 4, — С. 56−61.
- Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих / Д. М. Маллаев. М.: Советский спорт, 2002. — 133 с.
- Мастюкова Е.М. Диагностика нарушений доречевого развития у детей с церебральным параличом и пути логопедических и педагогических мероприятий в этом периоде / Е. М. Мастюкова. М.: Просвещение, 1973. -202 с.
- Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова. М.: Просвещение, 1991. — 157 с.
- Мастюкова Е.М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Е. М. Мастюкова. М.: Классике Стиль, 2003. — 320 с.
- Методы обследования речи детей / Г. В. Чиркина, Л. В. Спирова, E.H. Российская и др. М.: Аркти, 2003. — 240 с.
- Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации / под ред. С. Е. Гайдукевич. Мн.: БГПУ, 2009. — 275 с.
- Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети / А. И. Мещеряков. М.: Педагогика, 1974.-325 с.
- Микляева Н.В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ / Н. В. Микляева, O.A. Полозова, Ю. Н. Родионова. М.: Айрис-пресс, 2004. — 112 с.
- Мозговой* В. М. Развитие двигательных возможностей учащихся коррекционной школы / В. М Мозговой. М.: «Олма-Пресс», 2001. — 285 с.
- Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе / М. Монтессори Пер. с итал. И. Г. Храмовой. -М: «Академия», 1993. 92'с.
- Монтессори М. Дети другие / М. Монтессори пер. с нем. К. Е. Сумнильного. — М.: Карапуз, 2004. — 160 с.
- Морозов Г. В. Нервные и психические болезни с основами медицинской психологии / Г. В. Морозов, В. А. Ромасенко. М.: «Медицина», 1976. — 329 с.
- Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика / под.ред. Е. А. Медведевой. М.: «Академия», 2002. -217 с.
- Нет «необучаемых детей»: Книга о раннем вмешательстве / Под ред. Е. В. Кожевниковой и Е. В. Клочковой. СПб.: КАРО, 2007. — 352 с.
- Нестерова Г. Ф. Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна / Г. Ф. Нестерова, С. М. Безух, А. Н. Волкова. СПб.: Речь, 2006. — 120 с.
- Новиковская O.A. Логоритмика / O.A. Новиковская. СПб.: КОРОНА принт, 2008. — 272 с.
- Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей / С. Ньюмен пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой. М.: Теревинф, 2009.-240 с.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. М.: ВЛАДОС, 2007. -181 с.
- Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации / Под ред. С. Е. Гайдукович. Мн.: «БелАПДИиМИ», 2008. — 143 с.
- Организация, системы дифференцированного обучения глубоко умственно отсталых детей. Методические рекомендации / Сост. Н. Ф. Дементьева, JI.H. Поперечная, E.H. Табунова. М.: ЦИЭТИН, 1987.- 30 с.
- Орф К. Система, детского музыкального воспитания / К. Орф пер. с нем.Ф. Марморштейн. Ленингр.: «Музыка», 1970. — 160 с.
- Особый ребенок исследования и опыт помощи // Научно-практический сборник. Вып. 5: науч.- прак. Сб. -М.: Теревинф, 2006. С. 52−63.
- Павлова Л.Н. Раннее детство: Познавательное развитие / Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова. -М.: Мозаика-Синтез, 2000. 145 с.
- Пантюхина Г. В. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни / Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт. М.: Просвещение, 1979. — 150 с.
- Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми / Сост. М. С. Дименштейн. -М.: Теревинф, 2008. 239 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
- Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша / Э. Г. Пилюгина. -М.: Просвещение, 1979. 112 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия / В. И. Петрушин. М.: Владос, 1999. — 175 с.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста / Э. Г. Пилюгина. -М.: Просвещение, 1983. 93 с.
- Питере Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию / Т. Питере. М.: Владос, 2002. — 237 с.
- Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов пединститутов / Сост. В. В. Мироненко. М.: Просвещение, 1990. — 399 с.
- Приходько О.Г. Дети с двигательными нарушениями: Коррекционная работа на первом году жизни / О. Г. Приходько, Т. Ю. Моисеева. М.: Полиграфсервис, 2003. — 38 с.
- Приходько O.F. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни. / О. Г. Приходько. — СПб.: Каро, 2006. 112 с.
- Психология музыки и музыкальных способностей: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас. М.: ACT- Мн.: Харвест, 2005. — 717 с.
- Путь к работе. Новый взгляд на реабилитацию / Пер. со шведск. Т. Антончик, JI. Копочель, О. Сочнева. Мн.: УП «Технопринт», 2004. — С. 256.
- Развивающие игры для детей от года до трех лет / авт. сост. Е. А. Бондаренко М.: ACT- Донецк: Сталкер, 2005. — 150 с.
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры / О. П. Радынова. М., 2000. — С. 79.
- Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий / Под ред. A.A. Цыганок, A.JI. Виноградова, И. С. Константинова. -М.: Теревинф, 2006. 72 с.
- Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста / Г. А. Разенкова. -М.: Школьная пресса, 2000. 160 с.
- Ремшмидт X. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение / X. Ремшмидт. М.: Медицина, 2003. — 120 с.
- Решетнева Г. А. Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии / Г. А. Решетнева, И. Н. Минка. М.: Владос, 2004. -79 с.
- Руднева С. Ритмика. Музыкальное движение / С. Руднева, Э. Фиш. М.: Просвещение, 1972. — 310 с.
- Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3−4 лет / М. А. Рунова. М.: Просвещение, 2007. — С. 56 с.
- Сангажапова Д.Б. Мир театр и дети. Для детей дошкольного и школьного возраста / Д. Б. Сангажапова. — Улан-Удэ: Бэлиг, 1995. — 32 с.
- Семенович A.B. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / A.B. Семенович. М.: Генезис, 2007. — 474 с.
- Сенсорные комнаты Снузлин: Сб. ст. / Е. Г. Сологубов, В. Т. Кожевникова. -М., 2001. С. 69−74.
- Серганова Т.И. Как победить детский церебральный паралич: разумом специалиста, сердцем матери. СПб.: Изд-во Тас, 1995. — 192 с.
- Синдром Дауна / Под ред. Ю. И. Барашнева. М.: «Триада-Х», 2007. -280 с.
- Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков / В. М. Смирнов. М.: ACADEMA, 2000. — 400 с.
- Смирнова H.A. Специальное образование дошкольников с ДЦП / H.A. Смирнова. СПб: «Детство-Пресс», 2003. — 160 с.
- Современные технологии реабилитации в педиатрии / Под ред. Е. Т. Лильина. М., 2000. — Т. 1. — 559 с.
- Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию / Л. В. Солнцева. М.: Полиграфсервис, 199. — 124 с.
- Сорокова М. Г. Система М. Монтессори. Теория и практика / М. Г Сорокова. -М. «Академия», 2003. 384 с.
- Социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши, Г. Н. Кувшиновой. М.: В. Секачев, 2008. -132 с.
- Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. М.: ACADEMA, 2002. — 400 с.
- Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелевой. М.: «Академия», 2001. -312 с.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Е. А. Стребелева. М.: Владос, 2005. — 180 с.
- Стангрит С.Я. Кантеле-терапия: опыт практического использования / С. Я. Стангрит // Тезисы и доклады: I международный конгресс «Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке». М., 1998. -С.46−49.
- Стулова Г. П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором / Г. П. Стулова. М.: Классик Стиль, 2005. — 152 с.
- Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева. — М.: «Гном и Д», 2000.-64с.
- Рычкова H.A. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция / H.A. Рычкова. М.: ГНОМи Д, 2001. — 56 с.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. Нижний Новгород, 1994. — 230 с.
- Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей / О. Н. Усанова. М.: Владос, 1990 — 400 с.
- Уфимцева Л.П. Коррекция речи подростков с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития / Л. П. Уфимцева, Л. Н. Сафонова, В. Е. Рогозина // Коррекц. Педагогика, 2007. № 3. — С 49−54.
- Уэстрайх Г. Основные методы физической реабилитации больных с двигательными нарушениями / Г. Уэстрайх пер. с нем. З. Л. Коллонтай Мн.: «БелАПДИиМИ», 1997. 131с.1641 Филиппов К. А. Онтогенез речи и интонации / К. А. Филиппов. -М., 1990. -16 с.
- Финни Нэнси Р. Уход за ребенком с церебральным параличом / Нэнси Р. Финни пер. с англ. И. Титова, М. Володькин. -Мн.: Минск-типпроекг, 2003. -256 с.
- Фишер Э. Планы и разделы учебной программы для детей с особенностями в интеллектуальном развитии / Э. Фишер пер. с нем. И. Коляскиной. Мн., 1999. — 255 с.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология / Е. Д. Хомская. СПб.: Питер, 2005. -496 с.
- Хромов Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости / H.H. Хромов. М.: Айрис Пресс, 2007. — С. 128.
- Шевченко Ю.С. Элективный мутизм. Красноречивое молчание: клиника, диагностика, терапия, психологическая коррекция / Ю. С. Шевченко, Н. К. Кириллина, Н. П. Захаров. СПб.: Речь, 2007. — 335 с.
- Шейбак JI.A. Игры и упражнения для музыкального развития ребенка / Л. А. Шейбак. Ярославль: Академия развития, 2004. — 89 е.
- Шипицына Л.М. Развитие навыков общения с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. СПб., 2004. — 69 с.
- Шилова Н.В. Социализация лиц с интеллектуальной недостаточностью в условиях стационарных учреждений социальной защиты. Автореф. дисс. канд. социол. наук / Н. В. Шилова. М., 2005. — 26 с.
- Шипицына Л.М. «Необучаемый ребенок» в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. — СПб.: Речь, 2005. 212 с.
- Шматко Н.Д. Если малыш не слышит / Н. Д. Шматко, Т. В. Пельмская. -М.: Просвещение, 2003. 204 с.
- Шоплер Э. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей / Э. Шоплер, М. Ланзинд, Л. Ватере. Мн.: БелАПДИ, 1977. — 240 с.
- Шорох-Троцкая М. К. Коррекция сложных речевых расстройств / М.К. Шорох-Троцкая. М.: Творческий Центр, 2006. — 269 с.
- Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание / О. Шпек. -М&bdquo- 2003. -300 с.
- Эллнеби И. Право детей на развитие / И. Эллнеби пер. со шведск. К. Роббинг. Мн.: «БелАПДИиМИ», 2004. — 124 с.
- Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях / Под ред. Ю. В. Липес. М.: Теревинф, 2006. 48 с.
- Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития / Р. А. Юрова. М.: В. Секачев, 2005.-64 с.
- Янушко Е.А. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2−3 лет / Е. А. Янушко. М.:Теревинф, 2005. 192 с.
- Яссман Л.В. Основы детской психопатологии / Л. В. Яссман, В. Н. Данюков. -М.: «Олимп" — «ИНФА-М», 1999. 256 с.
- Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха / Е. З. Яхнина. М.: Владос, 2003. — 272 с.
- Whitaker P. Supporting families of preschool children with autism What parents want and helps / Р/ Whitaker // Autism. — 2002/ - № 6. — 426 p.
- Niholm C. Early Intervention with children with Down syndrome past and future issues / C. Niholm // The Down Syndrome Educational Trust. Down syndrome research and practice. — 1996. 4(2). — 258 p.
- Сведения о родителях: мать (фамилия, имя, отчество, возраст на моментродов) отец (фамилия, имя, отчество, возраст)1. Национальный язык—1. Двуязычие1. Анамнез
- Наличие речевых, нервно-психических, хронических заболеваний у родителей до рождения ребенкамать: отец:
- От которой по счету беременностиребенок
- Характер протекания беременности (токсикозы, инфекции, травмы, хроническиезаболевания)
- Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные)1. Стимуляция1. Когда закричал ребенок1. Наблюдалась ли асфиксия
- Резус-фактор, совместимость.1. Вес и рост при рождении1. Вскармливание: когда принесли кормитькак взял грудькак сосал (срыгивания, поперхивания)1. Грудное вскармливание до1. Срок выписки из роддомаесли задержались, то почему)
- После выписки из родильного домаособенности снаособенности бодрствования
- Раннее психомоторное развитие1. Голову держит с1. Сидит с1. Ползает с1. Стоит с1. Ходит с1. Появление первых зубов1. Количество зубов к году1. Перенесенные заболевания1. До года1. После года1. Ушибы, травмы головы
- Судороги при высокой температуре
- Наличие оперативного вмешательства1. Гуление1. Раннее речевое развитие1. Лепет1. Первые слова1. Первыефразы
- Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине1. Использование жестов
- Отношение членов семьи к речевому дефекту1. Занятия с логопедом
- Результаты занятий с логопедом
- Лечение у других специалистов1. Прочее
- Исследование моторных функций Крупная моторика
- Количественный показатель Критерии оценки1. Ходит по узкой дорожке2. Бежит
- Переступает через препятствия4. Прыгает на двух ногах5. Прыгает на одной ноге6. Ползает на четвереньках7. Поднимает две руки вверх8. Ловит большой мяч9. Бросает большой мяч
- Свободно спускается по лестнице
- Свободно поднимается по лестнице12. Проползает в тоннели13. Бьет по мячу ногой14. Играет сидя на корточках1. Мелкая моторика
- Количественный показатель Критерии оценки1. Сжимает предмет в руке2. Играет в ладушки
- Вынимает предметы из ящика и кладет их обратно
- Перекладывает предмет из одной руки в другую5. сформирован указательный жест 16. Бросает предметы 1
- Надевает колечки на палочку 18. Строит башню из кубиков 19. Переворачивает страницы 110. Одевается сам11. Раздевается сам12. Распаковывает предмет .
- Застегивает и расстегивает сам пуговицы14. Отбивает мяч от пола 115. Ловит маленький мяч 116. Бросает маленький мяч 1
- Выполняет действия двумя руками
- Выстраивает конструкции по образцу 119. Завязывает шнурки 1
- Интервью с родителями (диагностика по А. Пель)1. Ребенок: Родители:1. Коммуникативные функции
- В общем: Когда дома что-то сообщает, то какиепричины или поводы у него/нее для коммуникации?
- Просьба: Он/она спрашивает о вещах, которые он/она любит?
- Просит о помощи, если это необходимо? Если да, опишите, пожалуйста, какон/она это делает.
- Привлечение внимания: Знает ли
- Как он/она может привлечь Ваше внимание для того, чтобы Вам что-то сообщить? Как он/она это делает?1. Колшентарий: Указывает ли
- На окружающие вещи? Указывает на них или называет их только потому, что они интересны? Примеры.1. Отказ: Есть лиформаили образ действий, при помощи которых он/она может сообщить, что он/она чего-то на хочет или не хочет что-то делать? Примеры.
- Предоставление информации: Сообщает личто-то другим, что они не могут знать или говорит о вещах, которые в данный момент отсутствуют или не происходят? Примеры.
- Поиск информации: Есть ли увозможность подвести других к тому, чтобы ему/ей сообщили что-то, чего он/она не знает? Задает он/она вопросы? Как? Примеры.
- Выражение эмоций: МожетВам сказать, как он/онасебя чувствует (в физическом или эмоциональном плане)? Примеры.
- Социальные повседневные действия: Приветствуетдругих людей? Говорит «До свидания» Извиняется? Как он/она это делает?1. Коммуникативные контексты1. В общем:
- С кем пытаетсячаще вступать в коммуникацию?
- В каких ситуациях он/она пробует это чаще всего? Ей/ему легко общаться с Вами (с родителями)? Ей/ему легко общаться с братьями и сестрами? Как обстоит дело с другими детьми?
- Общается ли он/она со знакомыми детьми? С незнакомыми детьми? Является ли ситуация при приеме пищи частым поводом для коммуникации?
- Общается ли во время определенной деятельностидома? При какой деятельности?
- Как ведет себя при купании, мытье, одевании, посещении туалета?
- Начинает ли коммуникацию, когда он/онаиграет один?
- Когда Вы сидете куда-либо, есть ли на путиопределенные места или виды деятельности, которые побуждают к коммуникации?
- Знаете ли Вы другие ситуации, при которыхособенно коммуникативен?
- В каких ситуацияхособенно некоммуникативен?
- Есть ли ситуации, при которых его/ее коммуникация является особенно неподходящей?1. Формы коммуникации
- В общем: Скажите, каким образом
- Вам сообщает о своих желаниях.
- Двигательная/Объект: Приносит ли он/она иногда объекты? Тянет ли или пододвигает он/она Вас к чему-то? Водит ли он/она Вашей рукой?
- Жесты: Показывает лина вещи? Качает лиголовой? Использует ли другие жесты?
- Картинки: Использует ликартинки (показываетна них, приносит их?) для того, чтобы Вам что-то сообщить? Опишите картинки (фотографии, пиктограммы).
- Жесты из языка глухих: Использует лижесты дома? Использует ли он/она отдельные жесты или составляет их в предложения?
- Написанные слова: Показывает ли наслова, читает ли их вслух или пишет сам/сама для сообщения чего-либо.
- Вербальные: Говорит лис Вами? То, чтоон/она говорит, имеет смысл? Говорит ли он/она отдельными словами или составляет слова?
- Прочее: Есть ли у другие способы общения с1. Вами?
- Понимание: Насколько легко пониматьсообщения? Бывают ли ситуации, когда он/она Вам что-то хочет сказать, а Вы не понимаете что именно? Как часто это случается? Семантические категории
- В общем: Какие конкретно знаки (телодвижения, жесты, картинки, слова, объекты и т. п.) используетдля коммуникациис Вами? (Перечислите по возможности все)
- Объекты: Есть ли у обозначения ддяпредметов? Какие? Как он/она их использует?
- Люди: Есть ли услова или выражениядля знакомых людей (например, имена)? Как он/она их использует?
- Действия: Есть ли уобозначения илисигналы, которыми он/она выражает виды деятельности? Какие?
- Указание места: Есть ли уобозначенияили сигналы, при помощи которых он/она может указывать на места (например, ванная, на улице, там)? Какие?
- Качества: Может ли выражать, какими качествамиобладает что-то (например, большой, сломанный, красный, грязный)? Как он/она это делает?
- Внутренние состояния: Есть ли знаки или словадля выражения эмоций (например, болит, больной, радостный, в ярости)?
- Прочее: Использует ли еще какие-нибудьдругие символы (слова, выражения)? Например, слова для указания времени (завтра, скоро) или слова социального обихода (пожалуйста, спасибо), согласие или отрицание (да, нет) и т. п.
- Технология работы с системой Саундбим -2.
- Цель. Формировать навык поднятия и опускания руки.
- Настройка системы.. Диапазон луча может быть минимальным или впределах 1 м. Мелодическая тема произвольная.
- Ход игры. Ребенок лежит на полу, звуковой луч направлен на него. Педагог побуждает ребенка поднимать поочередно правую, левую руку, находя музыкальный ответ. Когда ребенок справился с заданием, педагог эмоционально хвалит его.1. Игра «Дорожка»
- Цель. Совершенствовать шаг, ориентировку в пространстве. Оборудование. Плоские геометрические фигуры, система Саундбим. Настройка системы. Звуковой луч настроен на минимальную длину. Мелодическая тема выстраивается та, которая наиболее нравится ребенку.
- Ход игры. На полу в зале выстраивается дорожка из плоских геометрических фигур.
- По команде педагога: «Иди» ребенок наступает на геометрические фигуры и идет к лучу, услышав мелодию или какой-то определенный звук, ребенок возвращается на исходное положение.
- Команды могут быть разными: «Беги, прыгай» и т. д.
- Ход игры. Игра проводиться сидя на полу или за столом. У педагога в руках игрушка птичка.
- Педагог: «Послушай, как высоко поет птичка, если она полетит вверх». Педагог поднимает птичку снизу вверх система Саундбим проигрывает мелодию вверх.
- Педагог: «Послушай, как поет низко поет птичка, если она летит вниз». Педагог опускает птичку сверху вниз система Саундбим проигрывает мелодию вниз.
- Затем ребенок играет с птичкой, делая движения рукой вверх или вниз. После того, как ребенок понял, что, двигая рукой вверх, мелодия звучит выше, а двигая рукой вниз, мелодия звучит ниже, педагог играет ребенком, спрятав игрушку.
- Педагог ставит руку у самой верхней точки звукового луча и спрашивает: «Где сейчас птичка?» Ребенок отвечает: «Высоко»
- Педагог ставит руку у самой нижней точки звукового луча и спрашивает: «Где сейчас птичка?"1. Ребенок отвечает: «Низко»
- Игру можно усложнить, посадив ребенка спиной к звуковому лучу.