Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование культуры межличностного общения старшеклассников в условиях социального партнерства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования состоит в: выявлении и конкретизации сущности культуры межличностного общения, заключающейся в способности личности устанавливать и развивать взаимоотношения с субъектами совместной деятельности в конкретных возрастных рамках и социокультурной средеустановлении зависимости формирования культуры межличностного общения старшеклассников от возможностей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты формирования культуры межличностного общения старшеклассников в условиях социального партнерства
    • 1. 1. Культура межличностного общения: понятие, характеристика, сущность и специфика
    • 1. 2. Особенности формирования культуры межличностного общения в условиях социального партнерства
    • 1. 3. Разработка модели формирования культуры межличностного общения в условиях социального партнерства
  • Глава 2. Практика формирования культуры межличностного общения старшеклассников в условиях социального партнерства
    • 2. 1. Диагностика уровня культуры межличностного общения старшеклассников
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная проверка модели формирования культуры межличностного общения старшеклассников в условиях социального партнерства
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию культуры межличностного общения старшеклассников в условиях социального партнерства

Формирование культуры межличностного общения старшеклассников в условиях социального партнерства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последнее десятилетие в контексте социальных и экономических изменений в России происходит обновление содержания образования культуры личности, что является одним из показателей качества педагогической работы образовательного учреждения. Социально-экономическая. ситуация в стране, задачи в области человековедческих технологий, происходящие в мире изменения, привели учёных и практиков к необходимости переосмысления культуры межличностного общения в обществе, в семье и образовательных учреждениях. Однако учитель, имеющий, как правило, предметную подготовку, испытывает серьёзные затруднения в сфере формирования культуры общения школьников, что выдвигает в ряд актуальных вопросы формирования культуры межличностного общения старшеклассников.

Теоретический анализ научной литературы показал, что формированию культуры межличностного общения способствует включение старшеклассников в коллективную деятельность, в ходе которой ими усваиваются общечеловеческие ценности, нравственные нормы, правила, поведения в обществе, вырабатываются умения межличностного взаимодействия. Такие подходы представлены в исследованиях Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, JI. П. Буевой, В. А. Кан-Калика, А. В'. Мудрика, Г. А. Цукерман и других ученых.

Рассматривая вопрос об источниках содержания образования с позиций гуманистической парадигмы Л.'Я. Зорина, В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я: Лернер и др. сходятся в мнении о том, что^ основным источником должна стать культура, понимаемая, как совокупность ценностейнакопленных человечеством в его истории. Направленность содержания образования на культуру позволяет взглянуть на выпускника школы как на преемника и одновременно творца человеческой культуры. Эти идеи нашли отражение в официальном документе, отражающем государственную образовательную политику РФ, — Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании».

Практика и результаты научных исследований свидетельствуют, что обучение и воспитание школьника сводится к следующему: формирование знаний, умений, навыковподготовке к вступлению в жизнь через профориентационную работу. Как показывает практика, вопросы формирования культуры межличностного общения невсегда осознаются учителями, поэтому значительная часть выпускников испытывает затруднения вобщении друг с другом, учителями, взрослыми. Это обусловлено недостаточным уровнем теоретической и практической подготовки учителей, их мотивационным отношением к изучаемому аспекту.

Современные исследования Е. В. Бондаревской, О. С. Газмана, — Е. О. Галицких и др. позволили частично приблизиться к решению обозначенной проблемы за счёт определения-приоритетных направлений базовой культуры, которые могут составить основу содержания воспитания: культура жизненного самоопределения, семейных отношенийэкономическая культура и культура трудаполитическая, демократическая и правовая культураинтеллектуальная, нравственная культура и культура общения, культура физическая^ и искусства. Это предполагает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа в условиях партнёрства, что позволяет учащимсярасширить сферу общения, создает условия для: конструктивных процессов^ социокультурного самоопределения, адекватнойкоммуникации, а в целом— формирует навыки социальной адаптации, самореализации: Стратегия итактика воспитания, в настоящее время должны быть направлены напомощь подрастающему поколению в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.

Влияющая на социальное становление личности старшеклассника технология социального партнёрства в последнее время набирает все более широкое распространение, что обусловлено расширением социализирующих возможностей субъектов образования и современной образовательной политики. Социальное партнёрство, как новый педагогический алгоритм взаимоотношений между социальными субъектами, направлено на обеспечение согласованности интересов этих субъектов по вопросам регулирования отношений. Научно организованное функционирование социального партнёрства призвано оказать, помощь в формировании личности, самостоятельно принимающей ответственные решения в ситуации выбора, способной к сотрудничеству, отличающейся мобильностью, конструктивностью.

Все вышеперечисленное стало в настоящее время серьёзной проблемой, влияющей на социализацию старшеклассников и выдвигает вопросы поиска новых форм взаимодействия образовательных учреждений, семьи и социальных институтов с целью решения обозначенных проблем.

Таким образом, анализ теоретических исследований по данной теме и опыт работы по формированию культуры межличностного общения старшеклассников позволил выявить ряд противоречий между: новыми требованиями социума к уровню культуры межличностного общения и его недостаточным развитием у старшеклассниковосознанием практиками необходимости использования педагогической технологии «социальное партнёрство» инедостаточной разработанностью теоретических и методических подходов к её использованию в образовательных учреждениях;

— необходимостью оказания. помощи старшекласснику в>процессе его социализации и несогласованностью ^ взаимодействия образовательных учреждений и социальных институтов.

Необходимость разрешения выявленных противоречий способствовала определению темы исследования: «Формирование культуры межличностного общения старшеклассников в условиях социального партнерства».

Проблема исследования: каким образом более эффективно осуществлять формирование культуры межличностного общения старшеклассников в условиях социального партнерства?

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальное апробирование модели процесса формирования культуры межличностного общения старшеклассников в условиях социального партнерства.

Объект исследования: культура межличностного общения старшеклассников.

Предмет исследования: процесс формирования культуры межличностного общения старшеклассников в условиях социального партнерства.

Гипотеза исследования: формирование культуры межличностного общения старшеклассников будет более эффективным, если:

— признана ценность межличностного и межкультурного общения и диалога;

— применяется современная технология межличностного взаимодействия «социальное партнерство" — используется научно. обоснованная модель процесса формирования культуры межличностного общения старшеклассников.

Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. Уточнить сущность культуры межличностного общения.

2. Охарактеризовать особенности формирования культуры межличностного общения старшеклассников в условиях социального партнёрства.

3. Разработатьмодель процесса формирования культуры межличностного общения старшеклассников в условиях социального партнерства.

4. Определить показатели, уровни и условия формирования культуры межличностного общения старшеклассников.

5. Провести опытно-экспериментальную проверку модели процесса формированиякультуры межличностного общения старшеклассников в условиях социального партнерства.

Теоретико-методологической основой исследования являются: философские, социологические и педагогические идеи о роли образования в саморазвитии человека В. С. Барулина, С. Г. Вершловского, Г. Д. Гачева, Б. С. Гершунского, С. И: Гессена, М. А. Данилова, Э. Д. Днепрова и др.- работы, рассматривающие вопросы методологии научно-педагогических исследований Н. В. Бордовской, В. С. Данюшенкова, В: И. Загвязинского, Н. И. Загузова, В. В. Краевского, В. С. Леднева, А. М. Новикова, С. А. Писаревой, А. П. Тряпицыной, Д. И. Фельдштейна, JI. А. Шипилиной и др.- исследования, рассматривающие социально-педагогические вопросы общения Г. М. Андреевой, В. В. Бойко, Е. О. Галицких, М. С. Иорданского, В. А. Кан-Калика, Я. JI. Коломинского, JI. В. Мардахаева, А. С. Макаренко, А. В. Мудрика, JI. И. Новиковой, Б. Д. Парыгина, П. А. Шепетько и др.- личностно-ориентированный, аксиологический, культурологический, деятельностный подходы. к организации, педагогического процесса (Е. В. Бондаревская, Е. О.4 Галицких, Н. В. Котряхов, Т. В. Машарова, JI. В. Романюк, В. В. Сериков, Г. И. Чижакова, И. С. Якиманская, М. Г. Яновская и др.) — исследования сущности социального партнерства В. О. Букетова, С. Г. Вершловского, А. В. Ветрова, Д. Гавры, Э. Ю. Капитонова,.

Е. К. Кашленко, В. Н. Киселевой, А. В. Корсунова, М. И. Либоракина, Н. П: Литвинова, С. П. Перегудова, В. F. Смольковой, Б. И. Хасана и др.- концепции формирования целостного социально-образовательного пространства Л. П. Балуева, Б. Д. ИарыгинаМ! М! Поташника, Г. И. СимоновойА. П. Тряпицыной, В. М: Филиппова, Н. В: Чекалевой, В: Яг Ддова, Н. Г. Левина и др.- исследования теории социальных: интеракций' как механизма развития общественных, отношений Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, ЭБернаМ. G. Кагана, Ю. С. Криханской, Б. Д. Парыгина, Г. Шибутани И Др.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования: —. теоретические методы: теоретический: анализ и. синтезфилософской, педагогической, психологическойсоциологическойнаучно-методической литературы по проблеме исследованияобобщение, сравнение, моделированиеэмпирические методы: изучение педагогической документациинаблюдение и анализ деятельности старшеклассников, педагогический эксперимент, диагностика (тестирование, экспертные оценки), интерактивные методы (игровые, групповые поисковые методы, творческие задания) — методы статистики (сравнительный анализ: данных, процентное соотношение), математические методы исследования.

Опытно-экспериментальной: базой исследования? выступили школы № 5, 10, 21 города Альметьевска и Нижнемактаминская средняя школа № 2 Альметьевского • района. В эксперименте приняли участие 494 старшеклассника.

Исследование проводилось в три этапа с 1998 по 2007 г.:. на первом этапе (1998;2000 гг.) поисково-теоретическом-осуществлялось изучение психологической и педагогической литературы с целью анализа проблемы исследования, состояния уровня социального партнерствана втором этапе (2000;2006 гг.) экспериментальном — проводилось уточнение понятийно-терминологического аппарата, разрабатывалась в условиях социального партнёрства модельформированиякультуры межличностного общения" старшеклассников, определялись показатели, критерии и уровни формирования культуры межличностного общения старшеклассников, а также уточнялась и корректировалась программа исследования, проводился педагогический экспериментна третьем этапе (2006;2007 гг.) обобщающем — осуществлялось обобщение и систематизация полученных результатов, формулировка выводов и разработка практических рекомендаций по внедрению разработанной модели формирования культуры межличностного общения старшеклассников в условиях социального партнерства, обобщение трудностей реализации модели.

Научная новизна исследования: обоснованы компоненты культуры межличностного общения и раскрыты показатели (когнитивный, поведенческий, эмоционально-волевой, рефлексивный), определены уровни (высокий, средний и низкий) сформированное&tradeкультуры межличностного общениятеоретически обоснована и разработана модель процесса формирования культуры межличностногообщения старшеклассников в условиях социального партнерства, представленная" общедидактической, цельюзадачами, принципами. (индивидуальности, интеграции' воспитывающих воздействий, развивающих коммуникаций, прогрессирующего самоконтроля, гуманизации, уникальности личности, культуросообразности, эмоционально-ценностной ориентации) — включает взаимодействие субъектов социокультурного пространства старшеклассники, педагоги, представители государственной власти и общественных организаций) — содержательную часть (культура межличностного общения и её компоненты) и условия формирования культуры межличностного общенияопределены особенности формирования культуры межличностного общения старшеклассников в условиях социального партнёрствавыявлены и систематизированы трудности в моделировании процесса формирования культуры межличностного общения старшеклассников, образовательных учреждений и общественных организаций, семьи как социально-педагогических партнеров.

Теоретическая значимость исследования состоит в: выявлении и конкретизации сущности культуры межличностного общения, заключающейся в способности личности устанавливать и развивать взаимоотношения с субъектами совместной деятельности в конкретных возрастных рамках и социокультурной средеустановлении зависимости формирования культуры межличностного общения старшеклассников от возможностей использования различных технологий, прежде всего, технологии социального партнерстваопределении резервов формирования культуры межличностного общения старшеклассников на основе условий, при которых процесс происходит наиболее эффективно (признание ценности среды межличностного и межкультурного общения и диалогаприменение технологии межличностного взаимодействия «социальное партнерство" — руководство научно обоснованной моделью процесса формирования, культуры межличностного общения старшеклассников).

Практическая значимость исследования заключается в осуществлении процесса формирования культуры межличностного общения старшеклассников в условиях социального партнерства. Представленная в исследовании авторская модель культуры межличностного общения старшеклассников реализована в совместной деятельности общеобразовательных школ № 5, № 10, № 21 города Альметьевска и Нижнемактаминской средней общеобразовательной школы № 2 и социальных институтов.

Полученные результаты могут использоваться впрактической работе образовательных учреждений, а* также других социальных институтов, занимающихся проблемами воспитания, образования и социализации детейв процессе подготовки социальных педагогов, социальных работников, учителей различных предметов в образовательных учреждениях. Отдельные материалы могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогических кадров. Разработанные рекомендации готовы к широкой апробации в системе общеобразовательных учреждений различных типов.

Достоверность и надежность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных параметров работыиспользованием современных научных концепций в области педагогики, психологии, экологиикомплексом взаимодополняющих методов, адекватных цели, предмету и задачам исследованиярепрезентативностью экспериментальной выборки, опытной проверкой гипотезыдлительной работой, проводимой в реальных условиях деятельности учебных и педагогических коллективов школ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность культуры межличностного общения заключается* в умении личности устанавливать и развивать взаимоотношения с субъектами совместной деятельности в. конкретных возрастных рамках и социокультурнойсреде.

2. Особенности формирования культуры межличностного общения старшеклассников в условиях социального партнёрства заключаются в следующем: принятие субъектами позиции партнёрского взаимодействия, выстраивание взаимодействия с учетом конструктивной позиции, построение общей цели, прогнозирующей результат, овладение способами действий по культурным образцам и нормам.

3. Показателями культуры межличностного общения старшеклассников являются когнитивный, поведенческий, эмоционально-волевой, рефлексивный компоненты. Сформированность культуры межличностного' общения старшеклассников проявляется на высоком, среднем и низком уровнях.

4. Модель процесса формирования культуры межличностного общения старшеклассников в условиях социального партнерства предполагает взаимодействия субъектов социокультурного пространства (старшеклассники, педагоги, представители государственной власти и общественных организаций) и строится, на принципах индивидуальности, интеграции воспитывающих воздействий, развивающих коммуникаций, прогрессирующего самоконтроля, гуманизации, ценности личности, культуросообразности, эмоционально-ценностной ориентации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры педагогики НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт" — методологических семинарах аспирантов МосГУ, международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях в гг. Москве, Казани, Кирове-* в журнале «Сибирский педагогический журнал» и публикациях авторав общеобразовательных школах №№ 5, 10, 21 и Нижнемактаминской общеобразовательной школе № 2- в. беседах с родителями, и представителями социальных партнеров.

Структура диссертации: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.

Выводы, но 2 главе.

На 1 этапе опытно-экспериментальнойработы, в ходе которого проведен констатирующий? эксперимент с* целью выявления состояния исследуемойпроблемы, выявлен достаточное высокийуровень, потребностистаршеклассников в общении. Однако, для • них характерен высокий: уровень, раздражительности, несдержанности, негибкости эмоций и достаточно низкий5уровень-толерантности, что является препятствием в межличностном общении,.

Помимо этого были выявлены недостаточный: уровень удовлетворенности общением и отношением в близком? кругу, низкая? способность к концентраций на объекте в процессе межличностного общения— В качествеиндивидуальногостиля межличностного общения! старшеклассников превалирующим выступает соперничество;

Полученные данные констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы позволили, определить перспективные направления и разработать модель формирования культуры межличностного общения старшеклассниковМы включили в нее следующие: составляющие: процесс взаимодействия субъектов. социокультурного пространства (старшеклассники, педагоги, представители государственной власти и общественных, организаций). принципы формирования культурымежличностного общения (индивидуальности, свободы самовыражения, развивающих коммуникацийпрогрессирующего самоконтроля, гуманизацииуникальности личностиэмоционально-ценностной: ориентации) — задачи формирования культуры межличностного" общения: старшеклассниковсодержание (культура межличностного общенияи её компоненты) — условия формированиякультуры межличностного общениярезультат — повышение уровня культуры межличностногообщения старшеклассников.

В основу разработки общей концепции процесса формирования культуры межличностного общения старшеклассников нами было положено социальное партнерство.

2 этап — формирующий, включал в себя опытно-экспериментальную работу по проверке основных положений выдвинутой гипотезыапробацию модели формирования культуры межличностного общения в школах и социуме города Альметьевска и Нижнемактаминска.

Контрольное исследование, в ходе которого осуществлен сравнительный анализ уровня культуры межличностного общения старшеклассников разных групп, показал, что в экспериментальной группе отмечается существенный рост по всем показателям выраженностикритериев культуры межличностного общения, в том числе расширение опыта межличностного общения старшеклассников за счет создания условий для социального партнерства. Это указывает на то, что разработанная и апробированная модель достаточно эффективна.

В ходе работы выявлены личностно-ориентированные внеурочные формы деятельности, которые могут быть использованы как средства формирования культуры межличностного общения старшеклассников. Это, во-первых, организованные для учащихся старших классов социально-психологические тренинги, творческие гостиные, ролевые игры, групповые дискуссии по разным вопросам культуры общения (психология общения, этикет, культура речи и т. д.). Во-вторьрс, это социальное проектирование, как одна из форм социального партнерства. В-третьих — поощрение самостоятельной коммуникативно-познавательной деятельности учащихся в сотрудничестве друг с другом, её поддержка родителями, педагогами, сверстниками.

По результатам опытно-экспериментальной работы нами были выявлены педагогические результаты использования технологии социального проектирования старшеклассников, отвечающие задачам формирования культуры межличностного общения. У ребят формируются умения демократического проживания в условиях коллективавырабатываются практические навыки межличностного общенияв предлагаемых видах деятельности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми происходит самоопределение и самореализация, приобретение новых друзей и впечатленийстаршеклассник приобретает навыки адаптации к меняющимся условиям жизни общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, результаты эксперимента подтвердили наличие высокого’потенциала социального партнерства в формировании культурымещгичностного общения старшеклассников и эффективность разработанной. модели. Поставленные в диссертации задачи были решены, положения выдвинутой гипотезы нашли подтверждение. Всё это позволило-нам сделать в заключении следующие выводы: •.

1. Анализ теоретических исследований и опыта работы по формированию культуры межличностного общения старшеклассников выявил проблему недостаточной1 ее сформированности. Сущность культуры межличностного общения заключается в умении личности устанавливать и развивать взаимоотношения с субъектами совместной деятельности в конкретных возрастных рамках и социокультурной среде, что позволяет старшеклассникам более успешно устанавливать коммуникативные связи в социокультурном пространстве.

2. Определены особенности формирования культуры межличностного общения старшеклассников, которые заключаются: в, принятии субъектами позиции партнёрского взаимодействия, выстраивании взаимодействия с учетом конструктивной позиции, построения общей цели, прогнозирующей результат, овладение способамидействий по культурным образцам и нормам: Указанные особенности позволяют более корректно подойти к разработке модели процесса формирования: культуры межличностного общения старшеклассников в условиях социального партнёрства.

3. .Модель процесса формирования культуры межличностного общения старшеклассников в условиях социального партнёрства, разработанная на основе личностно-ориентированного, аксиологического, культурологического и деятельностного подходов, обеспечивает эффективное решение процесса повышения уровня культуры межличностного общения старшеклассников. 4. Условиями, обеспечивающими эффективность формирования культуры межличностного общения старшеклассников, являются признание ценности межличностного и межкультурного общения и диалогаприменение технологии взаимодействия «социальное партнерство" — внедрение научно обоснованной модели процесса формирования культуры межличностного общения старшеклассников. Охарактеризованы показатели и уровни сформированности культуры межличностного общения старшеклассников в условиях социального партнёрства.

5. Результаты апробации модели процесса формирования культуры межличностного^ общениястаршеклассников в условиях, социального партнерствасвидетельствуют о том, что в контрольной и экспериментальной группах присутствует положительная динамика, но в экспериментальной группе она выражена более существенно. Проверка статистической гипотезы о значимости примененных в работе методик (для достижения поставленной цели) проводилась по критерию Вилкоксона на 95% уровне доверия.

Данное исследование не исчерпывает проблемы формирования культуры межличностного общения старшеклассников. Перспективы мы видим в дальнейшей разработке алгоритма формирования культуры межличностного общения различных возрастных групп иобеспечения преемственности между ними путём взаимосодействия с широким кругом социальных партнёров (Попечительские советы, благотворительные и другие организации).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , JI. К. Управление общением: Теория и практикумы для социального работника Текст.: учебное пособие / Л. К. Аверченко. -М.: Инфра-М, 1999. (Высш. образование). — 216 с.
  2. , А. П. Аргументация- Познание. Общение, Текст.: — М.: Изд-во МГУ, 1991. 150 с. .
  3. Амонашвили, III. А. Воспитательная и образовательная функция* оценки учения школьников Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: Университетское, 1990.-560 с.
  4. , Б. Г. Человек как- предмет познания Текст. // Избранные психологические труды. — М-: Наука- 1980.-Т. Г. — 169 с.
  5. , Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. — М.: Изд-во МГУ, 1988:. : —
  6. , Л. В. Влияние интерактивной функции общения на саморазвитие ученического сообщества как педагогическая проблема Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. В. Анпилогова — Хабаровск, 1995.
  7. , В. Т. Мотивация*поведения и формирования личности Текст. / В. Т. Асеев. М.: Мысль, 1994: — 58 с.
  8. , Л. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе Текст. / Л- В. Байбородова. Ярославль: ЯГПИ, 1991.-111 с.
  9. , Л. А. Система деятельности педагога-воспитателя Текст. /
  10. JI- А. Байкова- JI. К. Гребенкина, О. В. Еремкина // Классный руководитель. 1998. — № 4. — С. 3−26.
  11. Бердяев- Н. А. Судьба человека в, современном мире Текст. / Н. А. 1 Бердяев//Новый мир. -1990, С. 208−232.
  12. , Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Текст. / Э. Берн. — М.: Прогресс, 1988:
  13. , М. Н. Гуманизация: образования: направления и проблемы Текст. / М. Н. Берулава // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 23−27.
  14. , В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения Текст. / В. П. Беспалько. М.: ИРПО МО РФ, 1995. — 336 с.
  15. , В. С. От научения к логике культуры Текст. / В. С. Библер -. М.: Наука, 1991. >
  16. , В. С. Две культуры. Диалог культур (опыт определения) Текст. /В. С. Библер //Вопросы философии. 1989.-№ 6-С. 31.22., Богданова, О- С. Нравственное воспитание старшеклассников Текст.
  17. О. С. Богданова, С. В. Черепкова. — М.: Просвещение, 1988.
  18. , А. А. Личность и общение Текст. / А. А. Бодалев. — М.: Педагогика, 1995. 328 с.
  19. , А. А. О взаимосвязи общения и отношения Текст. / А. А. Бодалев // Вопросы психологии. — 1994. — № 1 — С! 112—126.
  20. , А. А. О коммуникативном ядре личности Текст. / А. А. Бодалев // Сов. педагогика. — 1990. № 5. — С. 77−81.
  21. , А. А. Психологические условия гуманизации педагогического общения Текст. / А. А. Бодалев // Сов. педагогика. — 1990.-№ 12-С. 74−81.
  22. , Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование Текст. / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  23. Бойко, В'. В. Социально-психологический климат коллектива и личность Текст. /В'. В. Бойко, А. Г. Ковалева, И: П. Панферова — М.: Мысль, 1983.
  24. , Е. В. Теория и практика личностногоориентированного образования Текст. / Е. В. Бондарёвская, Г. А. Бермус // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 11−17.
  25. , Н. В. Педагогика: Учебник для вузов Текст. / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб.: Питер, 2004. — 300 с.
  26. , JI. М. Социально-педагогическое обеспечение формирования коммуникативной культуры личности студента в вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук / JI. М. Бочкова. — Кострома, 2003. 203 с.
  27. , А. В: Мышление и общение Текст. /А. В. Брушлицкий, А. Поликарпова — Минск: Изд-во «Университетское», 1990.
  28. , JI. П. Общение как фактор развития личности Текст. / JI. П. Буева, В. Г. Алексеева // Социол. исслед. — М., 1982. — № 2 С. 31—41.
  29. , JI. П. Социальная среда и сознание личности Текст. /Л. П.-Буева. М.: МГУ, 1988. — 268 с
  30. Вершловский- С. Г. В поисках новой модели образования. Личность, семья, школа Текст. / С. Г. Вершловский. — СПб.: Гос. ун-т пед. мастерства, 1996. — 218>с.
  31. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся Текст. / под ред. И. С. Якиманской — НИИ общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. 224 с:
  32. , А. Е. Специфика воспитательной работы социального педагога Текст. / А. Е. Выгорбина // Педагогика. 2000 — № 5. — С.36.40.
  33. , JI. С. Психология развития как феномен культуры Текст. / Л. С. Выготский Воронеж, 1996.
  34. , Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. М., 1991. — 480 с.
  35. , Л. С. Проблемы возрастной периодизации Текст. / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1972. № 2. — С. 5−8.
  36. , Л. Л. Развитие познавательной активности при коммуникативном подходе в обучении Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Л. Габидуллина. Киров, 2003. — 22 с.
  37. , О. С. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования Текст. / О. С. Газман, Р. М. Вейсс, Н. Б. Крылова. -М., 1995. 103 с.
  38. , Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности Текст.: Учебно-методическое пособие / Е. О. Галицких. М.: Академический проект, 2004.
  39. , Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке Текст. / Г. Д. Гачев. — М., Педагогика, 1991. — 272 с.
  40. , Б. Д. Фил ософско-мето дологические образования стратегии образования в России Текст. /Б. Д. Гершунский. — М.: Просвещение, 1993. —513 с.
  41. , С. И. Основы педагогики. Философия воспитания Текст. С. И. Гесссен М.: Педагогика, 1995. — 448 с.
  42. , В. В. Общение в сфере досуга как условие становления учителей Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Гоголева. — М., 1993.-55 с.
  43. , В. С. Культура педагогического общения Текст. / В. С.
  44. . М. : Просвещение, 1990.
  45. Давыдов- В. В. Виды? обобщения в обучении, (логико-психологические проблемы: построения учебных, предметов) Текст. / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1978. — 423 с.
  46. Давыдов, В- В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического- исследования Текст. / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1989. — 96 с.
  47. Данюшенков- В. G. Актуализация учебной деятельности школьников в- условиях личностно-ориентированного. обучения Текст. / В. С. Данюшенков. Киров: ВятГГУ, 2005. — 157, [2] с.
  48. , И. И. Проблемы межличностных отношений: молодежный. аспект: .Текст.- ./ И. И:. Диденко?-// прикладная^ психология и. психоанализ, 1998.-№ 5−6.-G. 33−41
  49. , Дж. Методы проектирования Текст. / Дж. Джонс: — М.: Мир,. 1986. -326 с.
  50. Дьяченко- В: К. Сотрудничество в обучении- Текст. / Bl К. Дьяченко. -М.: Просвещение, 1991.
  51. , Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной- компетентности^ Текст. :-. дис... д-ра психол. наук / KD^H- Емельянов. — JI-, 1990-
  52. , П. М. Режиссура урока, общение и поведение учителя Текст. / П. Ml Ершов- В. М. Бухатов. Воронеж, 1997. — 225 с.
  53. , A. JI. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом Текст. / A. JI. Журавлев // Психологический журнал. — 1983. — Том 4. — № 1 — С. 57−67.
  54. , В. И. Методология и методика дидактического исследования Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  55. , Н. И. Современное диссертационное исследование по педагогике: Оценка качества. Книга для эксперта Текст. / Н. И. Загузов, Н. А. Вершинина, С. А. Писарева, А. П. Тряпицына. — Саратов, 2006. 288 с.
  56. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. // Российская Федерация. Законы. — М.: Приор, 2002. — 48,1. с.
  57. , В. П. Принципы социально-психологического тренинга партнёрского общения Текст. / В П. Захаров // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах JI.: ЛГУ, 1984.
  58. , А. И. Педагогическая психология Текст.: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр., и перераб. / А. И. Зимняя. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 384 с.
  59. , Е. Н. Искусство общения Текст. / Е. Н. Ильин. — М.: Просвещение, 1983. 112 с.
  60. , М. С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988.
  61. , М. С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. М.-СПб.-: Прометей, 1996.
  62. Кан-Калик, В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения (Методические рекомендации) Текст. В. А. Кан-Калик. — М.: Просвещение, 1990. 30 с.
  63. Кан-Калик, В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс Текст.: дис:. д-ра психол. наук / В- А. Кан-Калик. — Л., 1985. — .
  64. , В. Н. Социальное партнерство: словарь-справочник Текст. /: В- Н: Киселев, В: Е. Смольков: —М:: Экономика, 2000 — 236 с.
  65. , М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели Текст.: (Анализ зарубежного опыта) / М. В: Кларин. — Ml: Наука, 1997. 223 с.
  66. , Я. Л. Психология детского коллектива: Система межличностных отношений Текст. / Я. Л. Коломинский. — Минск: Нар. Асвета, 1984. 239 с.
  67. , Я. Л. Человек: психология Текст. / Я. Л. Коломинский.
  68. М.: Просвещение, 1987. 320 с.
  69. Кон, И. С. Дружба: Этико-психологический очерк Текст.-/ И. С. Кон.1. М.: Политиздат, 1987.
  70. Кон, И. С. Социология личности Текст. / И. С. Кон. — М.: Политиздат, 1967. — 84 с.
  71. , С. В. Понимание учителем личности учащегося Текст. / С. В. Кондратьева // Вопросььпсихологии. 1980. — № 5. — С. 16−19:
  72. Концепция модернизации' Российского образования на период до 2010 года Текст.1// Директор школы. 2002: — № 1. — С. 97−126.
  73. , Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса Текст. / F. Б. Корнетов // Педагогика. — 1999. № 3. — С. 43−49.
  74. , И. Б. Философские основания современной педагогики Текст. / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. — Ростов-на-Дону, 1994. — 63 с.
  75. , Е. В. Развитие коммуникативной культуры учащихся в условиях гуманизации образования Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. В. Кравченко. Саратов. — 2004. — 183 с.
  76. , В. В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ Текст. / В. В. Краевский. — М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  77. Краткий психологический словарь. Текст. М.: ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС, 1997.-439 с.
  78. , В. А. Психология обучения и- воспитания школьников' Текст. / В. А. Крутецкий. — М.: Педагогика, 1976. — 340 с.
  79. , Н. Б. Социокультурный контекст образования Текст. // Газман, О. С. Новые ценности образования: содержаниягуманистического образования / О. С. Газман, Р. М. Вейсс, Н. Б. Крылова. М., 1995.- 103 с.
  80. , Ф. А. Культура делового общения Текст. / Ф. А. Кузин. — М., 1997.
  81. , И. Ю. Личность школьника Текст. / И. Ю. Кклагина. — М., 1999.
  82. , Л. Н. Педагогические основы самовоспитания ученического коллектива старшеклассников Текст.: дис.. док. пед. наук / Л. Н. Куликова. М., 1990. — 318 с.
  83. Кульневич, • С. В. Педагогика личности от концепций до технологий Текст. / С. В. Кульневич. Ростов-на-Дону, 2001. — С. 124−125.
  84. , Т. И. Личностно-ориентированное. образование-, как проблемы школы Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. И. Кульпина. -Ростов-на-Дону, 1997. 145 с.
  85. , В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы Текст. / В: С. Леднев. — М., 1991.
  86. , О. А. Межкультурная коммуникация в России: Настоящее и будущее Текст. / А. А. Леонтович // Теория коммуникации и прикладная коммуникация: Вестник РКА. Вып. 1. — Ростов-на-Дону ПСА- ИУ-БиП, 2002. — С.44−47.
  87. , А. А. Педагогическое общение Текст. / А. А, Леонтьев. -Mi: Просвещение, 1979.-420 с.
  88. , А. А. Проблемы изучения детской и.молодежной аудитории массовой коммуникации Текст. / А. А. Леонтьев. М., 1976.
  89. , А. Н. Избранные психологические произведения. Текст.: в 2-х т. / А. Н. Леонтьев — под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 1983. Т. 1.-391 е.: ил.- Т. 2.- 318 е.: ил.
  90. , И. Я. Прогностическая концепция целей и содержанияобразования Текст. / И. Я. Лернер. М., 1994. — 131 с.
  91. , И. Я. Современный урок Текст. / И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин. -М.: МИРОС, 1992. 38 с. t
  92. , М. И. Проблемы онтогенеза общения Текст. / М. И. Лисина. -М., 1986.
  93. , Б. Ф. Проблема общения в психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1981.
  94. , Ю. М. Об искусстве Текст. / Ю. М. Лотман. СПб., 1999.
  95. , А. С. О воспитании Текст. / А. С. Макаренко. М.: Просвещение, 1988.-255 с.
  96. , М. В. Проблема человека в философии Текст. / М. В. Мамардашвили. — О человеческом в человеке / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. — 384 с.
  97. , В. Г., Развитие самосознания и проблема формирования социально активной личности Текст.: учеб. пос. / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. Моск. Гос. Пед. Ин-т им. Ленина. — М.: МГПИ, 1987.
  98. , М. И. Современный урок Текст. М. И. Махмутов. — М.: Педагогика, 1981. 190 с.
  99. , Т. В. Использование личностно-ориентированных технологий в образовании. Материалы семинара Текст. / Т. В. Машарова. Киров, 2000. — 84 с.
  100. , Т. В. Учебная деятельность. Среда. Развитие. Текст.: учебное пособие / Т. В. Машарова, Е. А. Ходырева. Киров: Изд-во1. ВГПУ, 1998.-78 с.
  101. Межличностное восприятие и понимание // Современная психология: Справочное Руководство / под ред. В. Н. Дружинина. М.: Инфра-М, 1999.-С. 508.
  102. Мелик-Пашаев, А. А. Гуманизация образования: проблемы и возможности Текст. / А. А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. — 1989,-№ 5.-С. 11.
  103. , В. С. Лекции по психологии мотивов человека Текст.: уч. пособ. для спецкурсов / В. С. Мерлин. Пермь: ПТУ, 1971. — 120 с.
  104. Методы педагогических исследований Текст. / под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. — М.: Педагогика, 1979. 255 с.
  105. , Н. М. Формирование общекультурных умений школьников (поведенческий аспект) Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. М. Миняева. Оренбург, 2000. — 167 с.
  106. , А. В. Общение как фактор воспитания школьников Текст.: дис.. доктора пед. наук / А. В. Мудрик. М., 1980. — 414 с.
  107. , А. В. Личностный подход в коллективном воспитании Текст. / А. В. Мудрик // Обучение как проблема активизации человеческого фактора. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. — С. 58— 65.
  108. , А. В. Личностный подход в воспитании Текст. / А. В. Мудрик//Магистр I., 1991.-№ 8.-С. 61−63.
  109. , А. В. Социализация и воспитание Текст. / А. В. Мудрик. — М.: Изд-во «Сентябрь», 1997. 96 с.
  110. , В. Н. Психология отношений Текст. / В. Н. Мясищев. — Воронеж, 1996.-356 с.
  111. , Н. Н. Психологическая культура взаимных отношений Текст. / Н. Н. Обозов. М.: Знание, 1986.
  112. , О. Н. Формирование коммуникативной культуры старшеклассников в педагогической системе общеобразовательной школы Текст.: дис.. канд. пед. наук / О. Н. Овсейчик. — М., 2002. — 146 с.
  113. , В. Н. Личностные труды общения обучаемых и их преодоление в условиях диалогического взаимодействия в процессе обучения Текст.: автореф. дисс.. канд. психол. наук: (19.00.07) /В.
  114. Н. Ольховский Н. Новгород, 1998. — 24 с. i
  115. Основы теории коммуникации Текст.: Учебник / М. А. Василик. — М.: Гардарики, 2003. 615 с.
  116. , Б. Д. Социальная психология Текст. / Б. Д. Парыгин. — СПб: Изд-во В .А.Михайлова, 1999. 301 с.
  117. Педагогическая поддержка ребенка в образовании Текст. // под. ред. Сластенина В. А. М., 2006.
  118. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Большая российская энциклопедия. М.: Дрофа, 2003.
  119. , Т. Н. Межкультурная коммуникация- и корпоративная культура Текст. / Т. Н. Персикова. — М., 2002.
  120. , Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг Текст. / Л. А. Петровская. М.: Просвещение, 1989. — 70 с.
  121. , Л. А. Компетентность в общении Текст. / Л. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216с.
  122. , В. А. Личность психологии: парадигмы субъективности Текст. / В. А. Петровский. — Ростов-на-Дону, 1996. 512 с.
  123. , Ж. Избр. психол. соч. Текст. / Ж. Пиаже. — М.: Просвещение, 1996.-650 с.
  124. , В. П. Формирование культуры общения старшеклассников средствами социально-ориентированной игры Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. П. Пивченко. М., 1994. — 141 с.
  125. , К. К. Структура и развитие личности Текст. / Ж. Пиаже. — М.: Наука, 1986.-255 с.
  126. , Н. Ю. Формирование культуры межличностных отношений в процессе учебного взаимодействия учителя и ученика Текст.: дис.. канд. пед.^наук: 13.00.01 / Н. Ю. Попикова. Челябинск, 1998. — 170 с.
  127. Проблема общения в психологии Текст. / отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1981.-280 с.
  128. , А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения Текст. / А. С. Прутченков. — М.: Просвещение, 1991. 48 с.
  129. Психологический тренинг с подростками / под ред. Л. Ф. Анн. — СПб.: Питер, 2003.
  130. , Г. С. Возрастные особенности ранения коммуникативных задач учащимися в педагогическом общении Текст.: дисс.. канд. пед. наук / Г. С. Путиловская. М., 1983.
  131. , А. А. Социальная педагогическая психология' Текст. / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: Питер, 1999. — 416 с.
  132. , Е. А. Общение как условие развития личности Текст. / Е. А. Родионова // Психология формирования и развития личности. — М., 1981.-С. 177−197.
  133. , JI. В. Гуманистическая традиция как феномен отечественного педагогического наследия второй половины века Текст.: автореферат дисс.. докт. пед. наук / Л. В. Романюк. — М., 2002. 33 с.
  134. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х тт. Текст. / В. В: Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1998. — 672 е., ил. Т.2-М-Я- 1999.
  135. , С. Л. Самосознание личности и ее жизненный путь Текст. / Л. С. Рубинштейн // собр. соч. в 2-х тт. — М.: Наука^ 1989. — Т. 2.-410 с.
  136. , В. С. Тренинг по культуре общения Текст. / В. С. Садовская. М., 1989
  137. , Г. Н. Психотренинги для учителей и старшеклассников Текст. / Г. Н. Сартан. -М.: Просвещение, 1992.
  138. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: Учебное пособие / Г. К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998. -256 с.
  139. , Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся Текст.: монография / Г. И. Симонова. — Киров: Изд-во ВятГУ, 2005. 320 с.
  140. , М. Н. Методология и методика педагогических исследований Текст. / М. Н. Скаткин. — М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
  141. , В. А. Технологический контекст профессионально-педагогической культуры Текст. / В. А. Сластенин // науч. труды Московского Пед. Гос. Ун-та им. В. И. Ленина. Серия: Психологические науки [Текст]. М., 1997. — С. 3-Г6.
  142. , В. М. О природе человеческого общения Текст. / В. М.
  143. Соковкин. Фрунзе, 1993. — 12 с. 160.. Соколов, Э. Ф. Культура и личность Текст. / Э. Ф. Соколов. — Л. :1. Прометей, 1989.
  144. , Ю. П. Системный подход в исследовании воспитания Текст. / Ю. П. Сокольников.—М-: Прометей, 1993. 128 с.
  145. Спивак, В: А. Современные бизнес-коммуникации Текст. / В. А. .Спивак,-СПб': Питер, 2002.. ..: -164: Спирин, JI. Ф. Формирование общепедагогических умений учителя
  146. Текст.: автореф. дис.-------докт. пед. наук / Л: Ф. Спирин. М., 1981. —30 с.
  147. , В. В. Самопознание личности Текст. / В. В. Столин. — М.: Педагогика, 1983.
  148. , Ю. Л.! Человек в мире общения Текст. / Ю. Л. Стрельцов. -М.: МГУКИ, 1993.
  149. , В. А. Искусство распознавания людей Текст. / В. А. Сухарев.-М.: Сталкер, 1998.
  150. , В. А. Мудрая власть коллектива Текст. / В. А. Сухомлинский // избр. пр. в 2-х тт. — М.: Просвещение, 1979. — Т. 3. -С. 205—394.
  151. Сухомлинский, В- А. Сердце отдают детям Текст. /, В. А. Сухомлинский. Киев, 1973. — 286 с.
  152. , В. А. О воспитании Текст. / В. А. Сухомлинский. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1982. — 270 с.
  153. , А. П. Современные диссертационные исследования по педагогике Текст. / А. И. Тряпицына, И: И: Загузов, С. А. Писарев. — М. :ИРПО, 2003.-167 с.
  154. Ушинский- К. Д: Собр: соч. | Текст.: в-11 т. / К. Д: Ушинский. Т! 2. — М. Л., 1948. -452 с.
  155. Управление школой: теоретические основы, и методы Текст.: учеб. пособие / иод ред. В. С. Лазарева. — М, 1997. — С.51.
  156. , Д. И. Психология становления- личности Текст. / Д. И. Фсльдштейн. — М.: Педагогика, 1994. — 180 с.
  157. Фельдштейн- Д. И. К проблеме социального. развития личности. Текст. / Д. И. Фельдштейн. // Вопросы психологии. — 1990. — № 3.178! Философский энциклопедический словарь Текст. / сост. ЛГ Ф.
  158. , И. Д., Эльконин, Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») Текст. / И-, Д.: Фрумин,. Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. 1993.
  159. , Г. Л: Психология саморазвития: задача для подростков иих педагогов Текст. / Г. JL. Цукерман. — М.: Просвещение, 1995. — 237 с.
  160. , В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. Текст. / В. С. Черепанов. М.: Педагогика, 1989. — 150 с.
  161. , В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека Текст. / В. И. Чирков // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С.116—132.
  162. , С. Т. Избр. педагогические соч. Текст. / С. Т. Шацкий: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 2, — 414 с.
  163. , К. А. Воспитание: новые подходы к вечной теме. Философия и этика воспитания Текст. / К. А. Шварцман, JI. В. Коновалова, О. Н. Крутова. М.: Наука, 1993. — 302 с.
  164. , С. А. Диалог как основа педагогического общения Текст. /С. А. Шеин // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 44−52.1881 Шиянов, Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы Текст. / Е. Н. Шиянов. — М., 1991. — 103 с.
  165. , С. А. Досуг школьников как социально-педагогическая проблема Текст. / С. А. Шмаков. Сов. Педагогика. — 1980. — N° 6. — с. 4348.
  166. , Е. Д. Психологические особенности личности старшеклассников Текст. / Е. Д. Шумилин. М:: Педагогика, 1991.
  167. , А. Г. Общение как социальная деятельность Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / А. Г. Щелкин. — JL, 1973. 20 с
  168. , Н. Е. Прикладная педагогика воспитания Текст. / Н. Е. Щуркова. М., 2006
  169. , Д. В. Избр. псих, труды Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1995. — 312 с.
  170. , И. С. Разработка технологий личностноориентированного обучения Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 31−42.
  171. , П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема Текст. / П. М. Якобсон. — М.: Просвещение, 1973.
  172. , С. И. Философия незамкнутости Текст. / С. И. Яковленко // Вопросы философии. — 1996.
  173. , М. Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания Текст. / М. Г. Яновская. Киров: ВГПУ, 1998. — 93 с.
  174. Assesor’s Handbook. Quality Assessment Division / Higher Education Funding Council for England, April 1995 September 1996. — 174 p.
  175. Guide to the Use of the Graduate Record Examination Program / GRE, 1992−1993.-136 p.
  176. Mansfield R. Driving Standards of Competence. London, 1991. — 183 p.
  177. Карта самопознания 1. «Кто Я ?, Какой Я ?»
  178. Самопознание начинается с вопроса «Кто Я?, Какой Я?». Попробуй в этом задании ответить самому себе разными ответами, начиная с каждой строки: «Я -.».
Заполнить форму текущей работой