Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогические основы кабинетной системы обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность кабинетной системы подтверждается следующими данными. За годы организации кабинетной системы заметно повысилась общая успеваемость. За 1978;79, 1979;80, 1980;81, 1981;82, 1982;83 учебные годы она составила 100 $, количество же оценок «отлично» и «хорошо» составляло 44 $, тогда как в остальных школах района оно в среднем достигло 33 $- на районных, городских, республиканских… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕШАЯ ПСИХОЛОГО-ПЩАГОГШЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И
  • ПРИНЦИПЫ КАБИНЕТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
    • I. Психолого-педагогические особенности процесса обучения и учебной деятельности в условиях кабинетной системы обучения
    • 2. Методические особенности организации кабинетной системы обучения}, ir
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. КАБИНЕТНАЯ СИСТЕМ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ (начальные классы, предметы общественно-гуманитарного цикла)
    • I. Обеспечение продуктивности обучения в начальных классах
    • 2. Организация кабинетного обучения по предметам общественно-гуманитарного цикла
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ. РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КАБИНЕТНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-ШЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
    • I. " Особенности организации обучения в кабинетах математики, физики.&bdquo
    • 2. Роль кабинетной системы обучения при прохождении предметов естественно-научного цикла

Психолого-педагогические основы кабинетной системы обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Решения ХХУТ съезда КПСС о дальнейшем развитии общеобразовательной школы и повышении продуктивности труда всех ее звеньев, как и решения июньского (1983г.) и апрельского (1984г.) Пленумов ЦК КПСС и органически связанные с ними основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы ставят перед школьным обучением новые задачи, призванные поднять ее работу на качественно новый уровень. В перестройке работы общеобразовательной школы следует исходить из намеченных партией и правительством важнейших стратегических ориентиров — формирования всесторонне развитой личности, воспитания коммунистического мировоззрения, высокой сознательности и трудолюбия подрастающего поколения. «На современном этапе интересы быстрого и гармоничного развития экономики и культуры, — сказано в реформе, — совершенствования социальных отношений и политической надстройки, самого человека как главной производственной силы и высшей ценности общества требуют нового, более широкого подхода к обучению и воспитанию подрастающих поколений» /137,с.39/.

В программных документах партии и правительства, в основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы предъявляются требования воспитания сознательного строителя нового мира, воспитания такой молодежи, которая сумела бы не только освоить достижения предыдущих поколений, но и обогатить собственными свершениями опыт старшего поколения. Новое поколение не только должно подняться на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации, но и гражданской активности и сознательности.

Партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего — как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения" /137,с.39/.

Решение указанных задач требует перестройки учебно-воспитательного процесса в школе, изыскания новых форм и методов обучения и организации учебно-воспитательных работ, глубокого анализа их психолого-педагогических основ и умелого использования имеющегося опыта и достижений. Важнейшей функцией обучения становится задача передачи в оптимальные сроки подрастающему поколению содержания того социального опыта, который необходим для социального развития нашего общества.

Актуальность темы

В реформе общеобразовательной школы ставится задача коренным образом улучшить постановку обучения и профессиональной ориентации в школе, больше уделять внимания практическим и лабораторным занятиям. Указывается, что учащихся следует вооружать специальными знаниями и умениями с тем, чтобы можно было организовать изучение основ электронно-вычислительной техники, привить им навыки пользования компьютерами и дать сведения о широком применении этой техники в народном хозяйстве. Выделяется необходимость усиления связи преподавания естественных и гуманитарных наук с жизнью, с практикой коммунистического строительства, совершенствования организации кабинетной системы обучения, обеспечения повышения качества учебно-методических комплектов, дидактических материалов и наглядных пособий.

В свете основных положений реформы, становится очевидным, что обеспечение продуктивности процесса обучения тесно связано с совершенствованием его форм и методов, с широким применением средств наглядности. В то же время требуется создать все условия для развития творческой активности личности. Обеспечение продуктивности процесса обучения возможно при создании оптимальных условий, и при этом одним из результативных средств может стать организация и совершенствование кабинетной системы.

15−20-летний опыт такой работы в средней общеобразовательной школе № 137 г. Еревана позволяет утверждать, что в условиях кабинетной системы обучения неуклонно возрастает эффективность урока, создается наиболее благоприятная ситуация для развития познавательных и интеллектуальных умений и способностей, поисковой деятельности и продуктивного мышления учащихся. Богатство получаемой информации не только расширяет круг знаний учащихся, но и поддерживает ярко выраженный интерес к уроку, способствуя решению важнейших задач усиления профориентации, органического сочетания трудового, нравственного, умственного и эстетического воспитания.

Принцип наглядности обучения является одним из основных в советской дидактике. Свое обоснование он нашел еще в трудах выдавшихся педагогов прошлого Я. А. Коменского, И. Г. Песталовди, А. П. Дистервега, К. Д. Ушинского. Их положения нашли свое достойное развитие в трудах советских ученых Л. В. Занкова, М. А. Данилова, Н. В. Савина, В. В. Давыдова, М. Н. Скаткина, Ю. К. Бабанского и др. Значение наглядности в обучении, использование ее в умелом сочетании с другими продуктивными методами и роль работы кабинетов по отдельным предметам в плане совершенствования учебной деятельности учащихся неоднократно рассматривались в работах В. П. Демковича, «А. В. Перышкиной, С. Г. Шаповаленко, А.Е.Тер-Григоряна, А. Г. Овсепян, Л. А. Акопяна, А. Б. Абрамян и др. Однако ни в одном из этих исследований нет научного обобщения и психолого-педагогического анализа организации кабинетной системы обучения по всем предметам, как и выявления методических особенностей и характеристики работы кабинетов-лабораторий.

Одним из требований, предъявляемых к современной школе, является требование повышения эффективности урока. Организация кабинетной системы обучения может стать одним из важнейших факторов, способствующих обеспечению высокой продзуктивности учебного процесса, активизации познавательных интересов учащихся. Б этом плане наше исследование, раскрывающее и обосновывающее педагогические и психологические принципы организации кабинетной системы обучения в средней общеобразовательной школе и обобщающее многолетний опыт практической работы, представляется весьма актуальным.

Тема исследования является составной частью перспективного плана Армянского государственного педагогического института им. Х. Абовяна на одиннадцатую пятилетку.

Цель исследования — научное обоснование организации кабинетной системы обучения, выделение задач создания и оборудования кабинетов и лабораторий, принципов и методов их работы, разработка практических рекомендаций по проведению уроков в кабинетах по разным предметам.

Объектом исследования была организация кабинетной системы обучения средней общеобразовательной школы Jc 137, а также опыт школ JE№ 56, 83, 86, 132, 147, 172 г. Еревана.

Предметом исследования является психолого-педагогическое обоснование роли кабинетной системы, ее значения в повышении эффективности обучения.

Гипотеза исследования заключается в том, что кабинетная система обучения может стать одним из эффективных средств научной организации и повышения продуктивности процесса обучения, важнейшим стимулом для создания творческого характера работ как учителей, так и учащихся, если использовать в совокупности рациональные методы обучения и наглядные и технические средстваесли организовать кабинеты по всем ступеням и всем предметам общеобразовательной средней школы, всемерно активизируя познавательные способности учащихся.

Исходя из гипотезы, определены следующие задачи исследования:

1. Исследовать значение кабинетной системы обучения как одного из продуктивных средств научной организации и повышения продуктивности учебно-воспитательного процесса в школе.

2. Выявить особенности кабинетной системы обучения: а) как существенного условия развития познавательных и умственных способностей учащихсяб) как важнейшего средства активизации творческих поисков учителей.

3. Определить психолого-педагогические условия организации и работы кабинетной системы обучения по отдельным предметам.

Методологическая основа исследования — основные положения диалектического и исторического материализма, труды классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС, программные материалы ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

Мы руководствовались теш решениями ЦК КПСС, Совета Министров СССР, Верховного Совета СССР, которые выдвигают перед общеобразовательной системой важные задачи воспитания коммунистического мировоззрения, классовой закалки, трудолюбия, профессионального и интеллектуального развития подрастающего поколения. Вместе с тем мы исходили из требований оптимизации учебного процесса, повышения продуктивности урока, совершенствования учебно-воспитательных работ в целом. Решению указанных задач в большой мере способствует кабинетная система обучения, представляющая одно из значительных достижений советской школы и соответствующая требованиям времени.

Методы исследования. Для решения сформулированных задач нами использованы следующие методы: метод анализа педагогической, психологической, методической литературы и специальных исследований, посвященных проблеме организации кабинетной системы обучения и ее задачамметод экспериментаметод обобщения передового опыта кабинетной системы обучения в нашей стране.

Изучение литературы, документации, записей, фактов, относящихся к исследуемой проблеме, проходило по трем этапам:

1. Подготовительный этап (1967;1970 гг.).

Обработка соответствующей литературы, ее анализ и обобщение. На основе этого — разработка практических задач исследования и создание соответствующих условий в школе.

2. Обоснование работы (1970;1980 гг.).

Научная организация практических работ, разработка задач кабинетной системы обучения, организация экспериментальной работы, анализ ее результатов.

3. Завещающий этап (1980;1983 гг.).

Обсуждение и обобщение результатов, классификация материала и изложение работы, как и вытекающих из анализа выводов и практических рекомендаций.

Научная новизна заключается в том, что на научно-теоретическом уровне обосновывается и дается психолого-педагогический анализ опыта организации кабинетной системы обучения, определяются методические принципы и содержание работ кабинетов-лабораторий по всем предметам во всех классах.

Практическая значимость работы определяется тем, что сделанные выводы и предложения могут стать методическим руководством для оптимизации процесса обучения в общеобразовательной средней школе в свете требований реформы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. На повышение эффективности обучения в школе существенное влияние оказывает организация кабинетной системы обучения.

2. Эффективность кабинетной системы обучения в большой мере зависит от методов, содержания и задач работы учителя по канщому предмету в отдельности, учета методических особенностей оборудования кабинетов.

3. Организация кабинетной системы обучения способствует развитию продуктивного мышления учащихся, их активной поисковой деятельности и познавательных способностей.

4. Кабинетная система обучения требует большого педагогического мастерства, опыта, глубокого знания предмета учителем, творческого отношения к делу.

5. Воспитательная работа в школе может стать намного эффективнее благодаря кабинетной системе обучения.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на факультете повышения квалификации директоров при Армянском пединституте им. Х. Абовяна (1978;83гг.), в Республиканском и Городском институтах повышения квалификации учителей (1976;82 гг.), на Республиканских чтениях, семинарах, посвященных повышению продуктивности обучения в школе (1967, 1972, 1978 гг.).

Внедрение. Практические результаты, выводы и рекомендации внедрены в практику организации учебного процесса в школе IS 137, а также школах Ш 56, 83, 86 г. Еревана следующими путями:

1. Разработаны методы организации работы по всем предметам школьной программы и оборудования кабинетов для начальных классов.

2. Изготовлены силами автора и учителей наглядно-технические, методические материалы во всех кабинетах школы, созданы разнообразные методические комплекты, картотеки, способствующие повышению эффективности учебного процесса.

3. Опубликованы монография, статьи в педагогических журналах по результатам экспериментального исследования.

Личное участие в проведении педагогического исследования заключается в организации кабинетной системы обучения в основном в школе Je 137, подготовке и апробации научно-методических рекомендаций оборудования кабинетов и определении содержания работы по многим темам разных предметов. Нами разработано более 80 конспектов занятий с 1-Х классы, прослушано 560 часов по разным предметам в кабинетах. За успешную организацию кабинетной системы обучения автор награжден Почетной грамотой Верховного Совета СССР и медалью «Отличник народного образования» (1980 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и библиографии, изложенных на 179 страницах машинописного текста.

Результаты исследования позволяют предложить работникам системы народного образования следующие рекомендации, способствующие научно и методически обоснованной организации школьных кабинетов.

1. При оборудовании кабинетов необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, специфику предметов, санитарно-гигиенические условия, все методические требования, предъявляемые к кабинетной системе обучения.

2. Оборудование кабинетов должно осуществляться не только за счет готовых типовых НСО и ТСО, но и всемерно пополняться материалом, созданным совместными творческими усилиями учителей и учащихся на местах.

3. Наиболее удачные образцы НСО, созданных в школах, следует рекомендовать через органы народного образования и Министерство просвещения СССР в серийное производство.

4. Типовые перечни учебно-наглядных пособий необходимо творчески пополнить новыми, апробированными в многолетней практике обучения НСО, сделав их достоянием многих школ как в республике, так и за ее пределами.

5. Следует обратить серьезное внимание на широкую пропаганду в республиках лучшего передового опыта работы кабинетов разных школ в городах и селах нашей страны.

Опыт исследования данной проблемы показывает, что ряд вопросов, связанных с кабинетной системой обучения, нуждается в дополнительных исследованиях. Так, организация кабинетной системы в начальных классах требует своей дальнейшей разработки. Предстоит также уточнить методы и средства, содержание работы по языкам и математике в средних классах, дополнить нетиповые НСО и т. д. Все эти вопросы должны стать предметом изучения в последующей работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Организация кабинетной системы обучения может стать одним из существенных средств оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе. Она способствует выполнению требования реформы формировать у учащихся марксистско-ленинскую убежденность, идейность, способность к творческому самостоятельному мышлению.

Всемерное сочетание НСО и ТСО со словесными и практическими методами обучения может стать эффективным средством активизации познавательных интересов, поисковой деятельности школьников, успешного формирования теоретических знаний, понятий. Широкое использование моделей, схем, макетов создает возможности обогащения и практических знаний, чувственного опыта, лежащих в основе обобщений и абстракций.

В условиях кабинетов имеются большие возможности проведения разнотипных уроков с успешным сочетанием различных методов обучения. Более продуктивно можно организовать в кабинетах и проблемное обучение, значительно повышающее успеваемость учащихся.

Полученные в ходе исследования результаты позволили сформулировать следующие основные выводы:

1. Одним из реальных путей оптимизации учебного процесса в школе в свете требований реформы может стать кабинетная система обучения по всем классам. Психолого-педагогические основы ее организации связаны с объективным учетом психологических возрастных особенностей школьников, спецификой предметов и дифференциацией содержания и методов работы кабинетов на каждой ступени обучения.

2. Повышение продуктивности обучения при кабинетной системе основывается: на целостном, системном усвоении знаний при широком сочетании НСО и ТСО с эффективными методами обучениярасширении сферы практической, самостоятельной и поисковой деятельности школьников, усилении проблемного обучения, способствующего активизации их познавательных интересов и творческого мышленияформировании научно-атеистического мировоззрения учащихся в процессе опытной работы.

3. Успешность обучения в кабинетах-^лабораториях обеспечивается возможностями использования получаемых знаний в практической деятельности уже на этапе усвоения, более глубокого осуществления контроля по выявлению знаний и степени их усвоения при работе с разнообразными типовыми и созданными в самой школе НСО. Более широко осуществляется обратная связь в процессе обучения, создается возможность одновременной работы со многими учащимися.

4. Организация кабинетной системы существенным образом влияет на усиление воспитательных работ, расширяя возможности внеклассной работы. Непосредственное участие в создании НСО формирует бережное сознательное отношение к школьному и вообще к общественному социалистическому имуществу, усиливает чувство долга и ответственности.

5. Широкое использование ТСО усиливает связь обучения с жизнью, коммунистическим строительством, создает возможности конкретного применения знаний на практике, повышая профориентацию учащихся и обеспечивая лучшую подготовку для будущей трудовой деятельности.

6. Организация кабинетной системы обучения способствует активизации творческой исследовательской работы учителя, повышая профессиональный уровень, стимулируя творческий поиск и рационализируя его труд.

Работа учителей школы в кабинетах истории и армянского языка в 1979;80, 1980;81, 1981;82, 1982;83 учебных годах на городских конкурсах была удостоена первой премии и почетных грамот, а работа кабинета истории — бронзовой медали на ВДНХ СССР (1980).

Эффективность кабинетной системы подтверждается следующими данными. За годы организации кабинетной системы заметно повысилась общая успеваемость. За 1978;79, 1979;80, 1980;81, 1981;82, 1982;83 учебные годы она составила 100 $, количество же оценок «отлично» и «хорошо» составляло 44 $, тогда как в остальных школах района оно в среднем достигло 33 $- на районных, городских, республиканских олимпиадах и конкурсах по русскому, армянскому языкам, математике, химии, биологии учащиеся постоянно занимают призовые местаза последние десять лет ни один ученик школы № 137 города Еревана не проявил антиобщественных действий или поступков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Капитал, т.1. — К. Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, изд.2.ое.-М.: Госполитиздат, I960, т.23,с.5−900.
  2. К. Инструкция делегатам временного центрального советапо отдельным вопросам.-К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, изд.2-ое.-М.: Госполитиздат, т.16,с.194−203.
  3. В.И. Задачи союзов молодежи. Полное собрание сочинений, изд. 4-ое.-М.: Госполитиздат, 1955, т.31,с.258−275.
  4. В.И. Материализм и эмпириокритицизм.-Полное собрание сочинений. Изд. 4-ое.-М.: Госполитиздат, 1947, т.14, с.5−346.
  5. В.И. О работе Наркомпроса.-Полное собрание сочинений.
  6. М.: Госполитиздат, 1951, т.32,с.I0I-II0.
  7. В.И. Философские тетради.-Полное собрание сочинений.-М.:
  8. Госполитиздат, 1958, т.38.-644с.
  9. Программа Коммунистической партии Советского Союза.-М.: Политиздат, 197 6.-144с.
  10. Материалы Ш1 съезда КПСС.-М.: Политиздат,!981.-223с.
  11. Материалы июньского 1983 г. Пленума ЦК КПСС.-М.: Политиздат, 1983.-80с.
  12. Материалы апрельского 1984 г. Пленума ЦК КПСС.-Ереван:
  13. Айастан, 1984.-29с.(на арм.яз.).
  14. С.Г. Местоимения современного армянского языка.-Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1956.-223с.
  15. A.M., Саркисян Р. В. Задачи усовершенствования процессаобучения математике.-Пособие для учителей.-Ереван: Луйс, 1981.-50с.
  16. .М. Комплексный подход к делу воспитания школьников.
  17. Ереван: Советакан манкаваржД982, J?7, с. 5−14 (на арм.яз.).
  18. .М. Наши задачи в завершающем году пятилетки.-Ереван:
  19. Советакан манкаваржД975 с. 1−9 (на арм.яз.).
  20. В. и др. Обучение кислот и оснований.-Ереван: Советакан манкаварж, 1984, Ж, о.11−16 (на арм.яз.).
  21. Л.С. Беззаветность исканий.-М.: Знание, 1980.-96с.
  22. В. Об эффективности проведении урока (опыт) .-Ереван: Советакан манкаварж, 1984, Лз5,с.8-П (на арм.яз.).
  23. .Г. Очерки психологии.-Изд. ЛГУ, 1954.-23Ос.
  24. Н.И., Полторак Д. И. Кабинет истории и обществоведения в средней школе.-М.:Просвещение, 1982.-204с.
  25. В. Карточки как исследовательский атрибут и средство развития самостоятельности учащихся.-Ереван: Советакан манкаварж, 1979, М, с.19−22 (на арм.яз.).
  26. Г. Особенности телевизионного урока.-Ереван: Советакан манкаваржД982,.?9,с.31−35 (на арм.яз.).
  27. Г. Технические средства обучения в системе учебновоспитательного процесса.-Ереван: Советакан манкварж, 1983,№ 9,с.19−22 (на арм.яз.).
  28. Г. За эффективное использование материально-технических возможностей.-Ереван: Советакан манкаваржД984, М, с.6−15 (на арм.яз.).
  29. С.Т. К источнику света.-Ереван: Советакан манкаварж, 1982,№I2,c.I-I2 (на арм.яз.).
  30. Ю.К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников.-М.: Педагогика, 1980.-80с.
  31. Ю.К. Оптимизация процесса обучения.-М.: Педагогика, 1977.-252с.
  32. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения.-Ереван:
  33. Луйс, 1979.-75с. (на арм.яз.).
  34. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.-М.: Просвещение, 1982,-192с.
  35. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса.-Ереван: Луйс, 1983.-182с. (на арм.яз.).
  36. Ю.К. Проблемы совершенствования урока.-Ереван:Луйс, 181.-13Ос. (на арм.яз.).
  37. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.-М.: Педагогика, 1982.-192с.
  38. Ю.К. Повышать эффективность урока.-Народное образование, I984, Ш, с.43−52.
  39. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности.-М.: Знание, 1981.-96с.
  40. К. Судьба и камень.-М.: Изобразительное искусство, 1983.-230с.
  41. В.Г. и др. Оборудование кабинета математики.-М.:1. Просвещение, I981.-192с.
  42. А.А. Обучение и умственное развитие школьников.-Ереван:
  43. Советакан манкаварж, 1982, J?8, с. 7−12 (на арм.яз.).
  44. А.А. Психологические основы воспитания.-Ереван: Луйс, 1973.-56с.
  45. А.А. Соотношение обучения и умственного развития школьников. -Ереван: Советакан манкаварж, 1982, Ш2,с.34−39 (на арм.яз.).
  46. А.А. Познавательные потребности учащихся и пути их формирования.-Ереван :Луйс, 1982.-72с.
  47. П.С. Фразеология современного армянского языка.-Ереван: Луис, 1973.-121с.
  48. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология учения.- В кн.:
  49. Психологическая наука в СССР.-М.: Изд. АПН РСФСР, I960, с.286−336.
  50. А.В. Психология мышления и проблемное обучение.-М.: Знание, 1983.-96с.
  51. А.А. Школьники выбирают профессии.-М.-Знание, 1983.-96с.
  52. ВанешА.А. и др. Преподавание физики в 9 классе/под ред. Величко Л.Л.-М. Просвещение, 1980.-176с.
  53. С.И. Условие эффективности руководства усвоением знаний на уроке.-Советская педагогика.1982,№ 2,с.30−41.
  54. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского .-М.:Просвещение, 1973.-288с.
  55. Володин 0. На главном направлении.-Народное образование, 1984,6,с.58−62.
  56. К.В. Психолого-педагогические проблемы моделированияпознавательной деятельности учащихмя У1-УШ классов. -Ерев ан: Луйс, 1982.-103с.
  57. Г. Г. История армянской философии.-Изд. Ереванскогоуниверситета, 1976.-502с. (на арм.яз.).
  58. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном форлировании умственных действий.-Хрестоматия по психологии /под ред. А.В.Петровского-М.:Просвещение, 1977, с, 417−425.
  59. Гарибджанян О, Б. Крупская в армянской действительности.-Ереван: Луйс, 1983.-115с.
  60. Геворкян Дж. С, Обучение словам-синонимам в 1У классе.-Сборник:
  61. Из опыта преподавания армянского языка /под ред. Назарян С.Г.-Ереван: Армгосучпедгиз, 1964, с.21−30.
  62. Дж.С. Удивительный учитель.-Ереван: Советакан манкаварж, 1984,113,с.36−43 (на арм.яз.).
  63. Дж.С. Школьная реформа и наши задачи.-Ереван, Айастани ашхатаворуи, 1984, М, с. П-14 (на арм.яз.).
  64. Дж.С. Эффективность кабинетной системы обучения.-Ереван: Луйс, 1984.-П2с.
  65. Л. Межпредметные связи на уроках истории и географии.-Народное образование,!982,М2,с.72−75.
  66. Я.Л. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы.-Ереван: Луйс, 1982.-238с.
  67. . О некоторых приемах рациональной организации опроса.-Народное образование, 1982, № 7,с.52−54.
  68. Гребешок 0. Как побуждать к учению.-Народное образование, 1982, МО, с.45−47.
  69. З.М. Изучение лирических произведений.-Ереван:Луис, 1980.-146с.
  70. В.Р. и др. Векторы в школьном курсе геологии.-М. Просвещение, 197 6.-48с.
  71. В .В. Виды обобщений в обучении. -М. Просвещение, 1972.- 423с.
  72. М.Г., Блонский П. П. О школе и учителе.-М.:Знание, 1979.-96с.
  73. Н.Г. Результативность обучения, как ее выявлять.-Народное образование, 1982,^9,с.41−46.
  74. Н.Г. Главное усвоить на ур оке.-М.:Знание, 1984.-79с.
  75. Н.Г. Содержание урока, как его отбирать.-Народное образование, 1984, J®, с. 43−46.
  76. В.П. и др. Сборник задач по физике.-М.: Просвещение, 1981.-206с.
  77. А.Н. Школа Франции. Традиции и реформы.-М.:Знание, 1981.-96C.
  78. Дидактика средней школы /Под ред М. Н. Скаткина.-М.Просвещение, 1982.-319с.
  79. И.И. Кабинетная система в общеобразовательной школе.-М.: Просвещение, 1981.-190с.
  80. И.И. Новейшие технические средства обучения школ.-Народное образование, 1981, М, с.65−69.
  81. И.И. Школьная мебель это важно. — Народное образование, 1981, Ш1, с. 24−28.
  82. И.И. Школе самая современная техника.-Народное образование, 1983, МО, с. 67−71.
  83. Завадье НЛ. Кабинет истории и обществоведения в школе.-М.:1. Просвещение, 1975, 218с.
  84. В.И. Методология и методика дидактического исследования.-М.: Педагогика, 1982.-160с.
  85. В.И. Учитель как исследователь.-М.:Знание, 1980.- 96с.
  86. Л. Актуальные вопросы преподавания физики.-Народноео браз ов ание, 1983,18, с. 47−50.
  87. Л.В. О предмете и методах дидактических исследований.-М.: Изд.-во АПН РСФСР, 1962.-157с.
  88. Р.В. Аветик Исаакян.-Ереван:Айастан, 1974.-125с. (наарм.яз.).
  89. И.Г. Эстетика урока математики.-М. :Просвещение, 181.-78с.
  90. Л.Я. Слово учителя в учебном процессе.-М.: Знание, 1984.-96с.
  91. Ю.Б. Организация современного урока /Под ред. П. И. Пидкасистого.-М.:Просвещение, 1984.-144с.
  92. Д.Д. Проблемы активизации дидактических функций современного школьного учебника.-Советская педагогика, 1981, ЖЗ, с.70−77.
  93. И.К. Через доказательства к убевдениям.-М.:3нание, 1980.-96с.
  94. Изучение в школе Конституции СССР /Под ред. М. П. Кашина.-М.:1. Просвещение, 1978.-176с.
  95. А. Собрание сочинений.-Ереван:Айастан, 1973.-463с.
  96. С.С. Крылатые слова.-Ереван:Айастан, 1975.-122с. (наарм.яз.).
  97. А.А. Важный резерв совершенствования методики естественно-научных дисциплин.-Советская педагогика, 1982, JI5,с.58−62.
  98. Г. Г. Предмет педагогики, источники и методы развития.-Ереван:Луйс, I966.-63с.
  99. Л. Живопись как средство эстетического воспитанияучащихся.-Ереван: Советакан манкаваржД981, JK3,с. 19−23 (на арм.яз.).
  100. Ф. Искусство, учитель, школа Народное образование, 1984, № 5, с. 80−82.
  101. Ф. Совершенствовать методическую работу.-Народноеобразование, 1984,№ 6,с.45−48.
  102. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.-М<: Педагогика, 1981.-200с.
  103. Л.А. Развитие системы творческой активности учащихся. -Сове тская педагогика, 1981, Ш, с.57−63.
  104. А.Д. Принципы создания учебночлетодического комплекса по иностранным языкам.-Советская педагогика, 1982, МО, с .38−43.
  105. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.-М.:Знание, 1983.-96с.
  106. Л. Обучая воспитывать.-Народное образование, 1983, JS2, с.46−48.
  107. Н.Е. Введение в педагогику.-Ереван:Луйс, 1977.-268с.на арм.яз.).
  108. Я.А. Большая дидактика.-Ереван:Луйс, 1962.-358с.на арм.яз.).
  109. Н.А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики.-Ереван: Луйс, 1972.-571с. (на арм.яз.).
  110. В.А. Вопросы членения предложения современного армянского языка.-Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 1976.-2Пс. (на арм.яз.).
  111. В. Учить, учиться.-Народное образование, 1983, J62,с.4043.
  112. В.А. Психология математических способностей школьников. Хрестоматия по психологии /Под ред. А. В. Петровского. -М. Просвещение, 1977, с .338−348.
  113. Л.А. Логика педагогического процесса.-М.:Знание, 1980.-96с.
  114. И.Я. Процесс обучения и его закономерности.-Ереван:1. Луйс, 1982.-92с.
  115. И.Я. Соотношение общедидактических и частнопредметныхметодов обучения. Новые исследования в педагогических науках.-М.:Педагогика, 1978,№ 2,с.17−21.
  116. М. Эффективно использовать время на уроке.-Народноеобразование, 1984, с.46−49.
  117. Лук А. Н. Учить мыслить.-Ереван:Луже, 1977.-120с.(на арм.яз.). ИЗ. Лукоянов Ю. Е. Если вашему ребенку трудно учиться.-Ереван:1. Луйс, 1981.-207с.
  118. М.А. Некоторые вопросы педагогической психологии.
  119. Ереван:Луйс, 1975.-218с.(на арм.яз.).
  120. Маркова Л, Учительница младших классов.-Народное образование, 1984, ЖЗ, с.39−40.
  121. М.В. Культурные растения в школьном курсе.-Ереван:Луйс, 1982.-И2с.(на арм.яз.).
  122. И.С. Изучение географии союзных республик в системе курсов географии СССР.-Советская педагогика, 1983, с, 39−42.
  123. М. Методические основы обучения.-Ереван:Советаканманкаваря, 1982,156,с.28−38 (на арм.яз.).
  124. В.В. Хрестоматия по психологии/под ред. А. В. Петровского .-М. Просвещение, 1977.-527с.
  125. С.А. Основы управления школой.-Ереван:Луйс, 1980.- 210с. (на арм.яз.).
  126. А. Развитие творческого воображения на уроках изобразительного искусства у подростка.-Ереван:Советакан манкаварж, 1983, М1,с.26−30 (на арм.яз.).
  127. А.Н. Биологическое образование в средней школе.-Советская педагогика, 1983, JeI, с.18−23.
  128. А. Реформа общеобразовательной и профессиональнойшколы и задачи психологии.-Ереван: Советакан манкаварж, 1984,№ 7,с.1−10 (на арм.яз.).
  129. Л.Н. О построении экранных средств наглядности припроблемном обучении.-Новые исследования в педагогических науках, 1978, № 2, с. 61−64. 129″ Общая психология /Под ред. А. В. Петровского.-М, :Просвещение, 197 6.-479с.
  130. Обучение и развитие /Под ред. А. В. Занкова.-М.:Педагогика, 1975.-440с.
  131. Луйс, 1982.-П9с.(на арм.яз.).
  132. Л. Тренировка памяти учащихся в процессе обученияистории.-Ереван: Советакан манкаварж, 1984, Ж0,с.28−31 (на арм.яз.).
  133. А.А. Словарный состав современного армянского языка исредств его обогащения.-Ереван:Изд. АН Арм. ССР, 1982.- 361с. (на арм.яз.).
  134. Л.М. Я землю эту люблю (сценарии документальных телефильмов) .-М. :Искусство, 1980.-190с.
  135. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы.-ГЛ.:1. Политиздат, 1984.-П2с.
  136. Ф. Новый этап дальнейшего развития советской школы.
  137. Народное образование, 1984, Ш, с.9−14.
  138. Педагогика /Под ред. Ю. К. Бабанского.-М.: Просвещение, 1983.- 608с.
  139. В. Твои возможности, человек.-Ереван: Луйс, 1979.- 262с. (на арм.яз.).
  140. А.В. Преподавание физики 6−7 классов средней школы.-Пособие для учителей.-М.Просвещение, 1979.-304с.
  141. А. Составление линейных рядов и их использованиена уроках химии.-Ереван: Советакан манкаварж, 1981, М, с.53−56 (на арм.яз.).
  142. Н. О методике обобщения передового опыта.-Народноеобразование, 1982, Ш, с.35−38.
  143. Е. Будирование, как обучение речемыслительной деятельное ти.-Ереван :Советакан манкаварж, 1981, J?5,c.44−47.
  144. С.М. Использование технических средств в управлении школой.-Советская педагогика, 1981, Ш, с.53−55.
  145. Д.И. Разработка системы средств обучения по обществоведению. -Советская педагогика, 1982, JS3, с.49−53.
  146. Ю.И. и др. Общая биология.-Ереван:Луйс, 1980. Учебник для IX-X классов.-400с. (на арм.яз.).
  147. И. Работать эффективнее.-Народное образование, 1984,1. F7, с.64−66.
  148. .М. Оценка знаний школьников.-41.:3нание, 1981.-96с.
  149. Л.П. Об особенностях учебно-педагогических фильмов.-Советская педагогика, 1981, М0,с.38−42.
  150. М. Решение партии главный ориентир.-Народное образование, 1983,№ 9,с.2−8.
  151. Л.И. и др. Методика преподавания физики в среднейшколе.-Пособие для учителей.-Ереван:Луйс, 1978.-288с. (на арм.яз.).
  152. С.И., Сасова И. А. Труд нужный обществу.-Советская педагогика, 1982,№ 2,с.28−33.
  153. С.Н. Уроки по химии в УШ классах средней школы (изопыта работы) г-М.:Просвещение, 1952.-128с.
  154. Е. Вопросы обеспечения эффективно-познавательнойдеятельности учащихся.-Ереван: Советакан манкаварж, ЖЗ, 1984, с.22−29 (на арм.яз.).
  155. Е. Внутренняя структура урока.-Ереван: Советаканманкаварж, 1984, НО, с.25−30 (на арм.яз.).
  156. Н.П., Поляков В. А. Трудовое воспитание в формированииличности.-Советская педагогика, 1981, Ml, с.19−26.
  157. Ш. С., Лалаян А. А. Психология: некоторые вопросы.
  158. Ереван:Луйс, 1980.-188с. (на арм.яз.).
  159. М.Н. Изучение и обобщение опыта школ и учителей.-М.:1. Учпедгиз, 1950.-Ю4с.
  160. М.Н., Янцов А. И. Об укреплении связи школы с жизнью.-М.: Знание, 1958.-32с.
  161. М.Н. Проблемы современной школы.-ГЛ. :Педагогика, 1980.-96с.
  162. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы исуждения.-М.: Педагогика, 1971.-206с.
  163. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей.-М.: Просвещение, 1980.-144с.
  164. М.Н., Костяшкин Э. Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников.-М.: Просвещение, 1984.-190с.
  165. Е. Прогнозирование как средство повышения качества обучения.-Народное образование, 1980, J?5,с.43−46.
  166. А.А. Проблемы психологии памяти. Хрестоматия по психологии /под ред. А. В. Петровского.-М.Просвещение, 1977.-527с.
  167. Ю.С. Техническое творчество.учащихся, логика иструктура.-Советская педагогика, 1981,1Ю, с.25−31.
  168. В.П. Руководство учебным процессом в школе.-М.:1. Просвещение, 1972.-270с.
  169. М.П. Школьник в театре.-М.:Знание, 1983.-96с.
  170. Р. Пути повышения эффективности обучения химии.-Народное образование,.!983, Jffi, с. 50−53.
  171. В.А. Павлышская средняя школа.-М.Просвещение, 1969.-397с.
  172. В.А. Сто советов учителю, часть I.-Ереван:Луйс, 1980. -160с.
  173. В.А. Сто советов учителю, часть П.-Ереван:Луйс, 1981.-174с.
  174. Н.Ф. Управление процессом знаний.-^М. Изд. МГУ, 1976.- 344с.
  175. Г. С. Армянская критика, книга А.-Ереван: Советакангрох, 1983.-441с.(на арм.яз.).
  176. Л.В. Планирование старшеклассниками свободноговремени.-Советская педагогика, 1982, Ж5,с.38−41.
  177. Тер-Григорян А. Е, Кюркчян А. Н. Материалы для письменных работ.-Ереван: Луйс, 1974.-99с.(на арм.яз.).
  178. Тер-Григорян А. Е. Методика развития речи.-Ереван: Луйс, 1974.-283с. (на арм.яз.).
  179. Тер-Григорян А. Е. Орфографический словарь (для учеников начальных классов).-Ереван:Луйс, 1979.-128с. (на арм.яз.).
  180. Т.З. и др. Сборник упражнений по развитию связной речи учащихся.-Л.: Просвещение, 1981.-128с.
  181. Л.Н. Использование школьного технического центраво внеклассной воспитательной работе.-Советская педагогика, 1983, МО, с. 20−24.
  182. Я.С. Средства и методы педагогического действия.-Ереван:Луйс, 1981.-102с.(на арм.яз.).
  183. А. Информация в системе внутришкольного управления.
  184. Народное образование, 1984, JS3, с. 67−70.
  185. Умственное развитие школьников в условиях программированного обучения.-Л.: Уч. записки Ленинградского пед. ин-та им. А. И. Герцена, т.403,1970.-204с.
  186. Управляемое формирование психических процессов /Под ред. П.Я.
  187. Гальперина.-М.: Изд-во МГУ, 1977.-198с.
  188. Уроки общей биологии /Под ред. В. М. Корсунской.-М. Просвещение, 1977.-319с.
  189. С. Формирование учебных умений учащихся.-Советская педагогика, 1982, J? E, с. 45−48.
  190. С. Начальное обучение русскому языку в национальныхшколах. -Народное образование, 1982, JS2, с. 42−44.
  191. P.X. Директор школы и микроклимат учительского коллектива. -Ереван:Луйс, 1982.-82с. (на арм.яз.).
  192. С. О преподавании русского языка в национальнойшколе.-Народное образование, 1983, Je7,c.39−42.
  193. А. Использование подвижных моделей на уроках геометрии.-Ереван: Советакан манкаварж,$ 2,1981,с.51−53 (на арм.яз.).
  194. Н.Р. Внутришколъный контроль.-М. Просвещение, 1977.- 240с.
  195. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике.-М.: Педагогика, I971.-352с.
  196. Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся.-М.: Учпедгиз, 1962.-232с.
  197. Д. Школьное обучение, его особенности.-Ереван: Советакан манкаварж, 1975, Ja3,с.9−18 (на арм.яз.).
  198. Т. Два важных вопроса обучения.-Ереван:Советакан манкаварж, 1982, Ш, с. 43−46.
Заполнить форму текущей работой