Развитие технического творчества учащихся при обучении физике в образовательной системе «школа-технический вуз»
Диссертация
Критерием эффективности развития технического творчества учащихся является сформированность умений к осуществлению отдельных элементов творческой технической деятельности: обнаружение и анализ технической проблемыформулировка технической задачивыдвижение гипотезы, поиск нестандартных технических идейтеоретическое обоснование выдвинутой гипотезы, идеи решения технической задачипостроение модели… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема развития технического творчества учащихся в процессе профильного обучении физике
- 1. 1. Подходы к исследованию проблемы технического творчества в философской, психолого-педагогической и научно-методической литературе
- 1. 2. Состояние проблемы развития технического творчества учащихся в теории и практике обучения физике
- 1. 3. Роль физических задач в развитии технического творчества учащихся
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Теоретико-экспериментальное исследование процесса развития технического творчества учащихся при обучении физике в образовательной системе «школа — технический вуз»
- 2. 1. Содержание и методы развития технического творчества учащихся профильных классов в образовательной системе «школа — технический вуз»
- 2. 2. Развитие технического творчества учащихся профильных классов в системе «школа — технический вуз»
- 2. 3. Диагностика эффективности разработанной методики развития технического творчества учащихся
- Выводы по второй главе 1
- Заключение
- Литература
- Приложения
Список литературы
- Акулова, Ю. В. Развитие научно-технического творчества учащихся при изучении физики в образовательной системе «школа технический вуз» / Ю. В. Акулова // Сибирский педагогический журнал. — Новосибирск, 2009. — № 9. — С. 165−170.
- Акулова, Ю. В. Развитие технического творчества учащихся в процессе обучения физике / Ю. В. Акулова // Философия образования. Новосибирск, 2010.-№ 2(31).-С. 86−93.
- Акулова, Ю. В. Организация самостоятельного физического эксперимента / Ю. В. Акулова // Современный физический практикум: Сборник трудов IX Международной учебно-методической конференции. М: ИД МФО, 2006, — С. 173.
- Акулова, Ю. В. Организация учебно-познавательного процесса в образовательной системе «школа технический вуз» / Ю. В. Акулова // Теория и практика образования. — Новосибирск: СГУПС. — 2006, С. 53−57.
- Алексеев, В. Е. Педагогические проблемы развития технического творчества молодежи / В. Е. Алексеев. Ташкент: Изд-во «Фан» Узбекской ССР, 1980.-151 с.
- Алексеев, В: Е., Андрианов- П. Н., Путилин, В. Д. Дидактические основы развития технического творчества в трудовом обучении учащихся городской школы / В. Е. Алексеев, П. Н. Андрианов, В. Д. Путилин. М.: НИИ• ТО и ПО, 1976.-188 с.
- Альтшуллер, Г. С. Найти идеал. Введение в теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. — Новосибирск: Наука, 1986. — 209 с.
- Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Альтшуллер. -М.: Сов. радио, 1979. 184 с.
- Альтшуллер, Г. С. Шапиро, Р. Б. О психологии изобретательского творчества / Г. С. Альтшуллер, Р. Б. Шапиро // Вопросы психологии. 1956. -М> 6.-С. 37−49.
- Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии / Б. Г. Ананьев. -СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. Т. 2. — 456 с.
- Андреев В. И. Об оценке и развитии исследовательских способностей старшеклассников в обучении физике / В. И. Андреев. Казань: Татарское книжное издательство, 1975. — 160 с.
- Андрианов, П. Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательных школ: Дис.. докт. пед. наук. М., 1985.-365 с.
- Антипин, И. Г. Экспериментальные задачи по физике в 6−7 кл.: Пособие для учителей / И- Г. Антипин. -М.: Просвещение, 1974. 127 с.
- Антонов, А. В. Психология изобретательского творчества: Монография / А. В. Антонов. Киев: Вища школа, 1978. — 176 с.
- Баклага, О. А. Развитие технического творчества учащихся старших классов при изучении факультативного курса «Практическая электродинамика» : Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Челябинск, 2000. — 187 с.
- Балл, Г. А. Теория учебных задач / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. -139 с.
- Беленок, И. Л., Величко, А. Н. Учебные задачи в обучении физике: Учебное пособие / И. Л. Беленок, А. Н. Величко. Новосибирск: НГПУ, 2000.-114 с.
- Белозерцев, В. И. Техническое творчество : Методологические проблемы / В. И. Белозерцев. Ульяновск: Приволжское книжное изд-во, 1975. -248 с.
- Беспалько, В. П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 16−23.
- Богатырев, А. Н. Развитие технического творчества учащихся при конструировании' (на примере технической, кибернетики): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1967. 16 с.
- Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1983- -179 с.
- Богоявленская, Д. Б. Исследование проблем психологии творчества / Д. Б. Богоявленская. М.: Наука- 1998. — 336 с.
- Бойко, H. П. Развитие техническогоi творчества учащихся в учебно-воспитательном процессе по физике в. средней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. П. Бойко. Киев, 1986- - 16 с.
- Большой психологический словарь / Сос г. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. 4-е изд., расширенное — М: ACT: ACT МОСКВА- СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2009. — 811 с.
- Брушлинский, А. В. Воображение и творчество (трудности в трактовке воображения) / А. В. Брушлинский // Научное творчество. М.: 1967, -С. 17−22.
- Бугаев, А. И. Методика преподавания физики в средней школе: Теоретические основы: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. / А. И. Бугаев М.: Просвещение, 1981. — 288 с.
- Буш, Г. Я. Рождение изобретательских идей / Г. Я. Буш. — Рига: Ли-есма, 1976. 126 с.
- Буш, Г. Я. Методы технического творчества / Г. Я. Буш. — Рига: Ли-есма, 1972. -94 с.
- Вайзер, F. А. Формирование у школьников способов самостоятельной работы над задачей: В помощь учителю физики / Г. А. Вайзер. М.: ЗАО Со-иум-К, 1998.-112 с.
- Валентинавичус, В. П. Экспериментальные задания по конструированию приборов и моделей как метод обучения физике в восьмилетней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук (по методике физики). -М., 1964. 19 с.
- Василевская, А. М., Пономарева, Р. А. Развитие технического творческого мышления у подростков и* юношества / А. М: Василевская, Р. А. Пономарева: Киев: Вшца школа. Головное изд-во. — 1982. — 144 с.
- Василевская, А. М. Формирование технического творческого ¿-мышления- у учащихся профтехучилищ / А. М- Василевская. — М.: Выспи шк., 1978. -111 с.
- Василейский, С. М. Технические способности и условия их развития как предпосылка технического новаторства / С. М. Василейский // Проблемы способностей. -М.: АПН РСФСР, 1962.
- Вилькеев, Д. В. Методы научного познания в школьном, обучении / Д. В. Вилькеев. — Казань: Татарское книжное изд-во, 1975. — 160 с.
- Войцеховский, Б. Т. Развитие творчества учащихся при конструировании / Б. Т. Войцеховский. -М.: Учпедгиз, 1962. 156 с.
- Волков, И. П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования школы № 2 г. Реутова Московской обл. / И. П. Волков. 2-е изд. с испр. и доп. — М.: Педагогика, 1998. — 96 с.
- Володарский, В. Е. О классификации учебных задач по физике / В. Е. Володарский // Физика в школе. 1979. — № 4. — С. 66−70.
- Володарский, В. Е. Система задач как средство повышения эффективности обучения физике в средней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / В. Е. Володарский. JL, 1980. — 22 с.
- Воробьев, А. П. Педагогические условия развития физико-технического творчества школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. П. Воробьев. Н. Новгород, 2002. — 27 с.
- Выготский, JI. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
- Выготский, JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте / JI. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. — 92 с.
- Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С. 236−277.
- Глушков, В. Ф. Психология учебного процесса / В. Ф. Глушков. -Новосибирск: СГАПС, НГИ, 1995. 76 с.
- Глушков, В. Ф. Теоретические основы довузовской подготовки учащихся в системе «технический вуз школа» : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / В. Ф. Глушков. — Новосибирск, 1997. — 315 с.
- Голин, Г. М., Истаров, В. В. Использование метода размерностей в школьной физике / Г. М. Голин, В. В. Истаров // Физика в школе. 1990. — № 2. — С. 36−40.
- Голынский, Л. Б. Развитие политехнических знаний и умений школьников при решении задач с производственно-техническим содержанием. Автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Б. Голынский. М., 1967. — 20 с.
- Гольденштейн, Г. А. Задачи типа производственных заданий и их роль в обучении учащихся применению знаний по физике: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Г. А. Гольденштейн. Л., 1974. — 24 с.
- Горский, В. А. Техническое творчество школьников / В. А. Горский. -М.: Просвещение, 1981. 96 с.
- Горский, В. А., Комский, Д. М., Раздымалин, И. Ф. Внеклассная работа по техническому творчеству и сельскохозяйственному опытничеству / В. А. Горский, Д. М. Комский, И. Ф. Раздымалин. М.: Просвещение, 1985. -207 с.
- Григорьянц, С. В. Формирование профессионального самоопределения подростков в процессе технического творчества : Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Ставрополь, 2005. — 147 с.
- Гурова, Л. Л. Психологический анализ решения задач / Л. Л. Гурова. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1976. 327 с.
- Давиден, А. И. Экспериментальные задачи как средство повышения уровня и качества знаний учащихся по физике: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / А. И. Давиден. Киев, 1991. — 22 с.
- Давлетшин, М. Г. Психология технических способностей школьников / М. Г. Давлетшин. Ташкент: Изд-во «Фан» Узбекской ССР, 1971. — 176 с.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Интор, 1996. — 544 с.
- Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986.-240 с.
- Данилов, М. А. Процесс обучения в советской школе / М. А. Данилов. М.: Учпедгиз, 1960. — 299 с.
- Дробат, А. С. О вступительных экзаменах по физике в институт / А. С. Дробат // Физика в школе. 1982. — № 2. — С. 82.
- Дубенский, Ю. П. Познавательные и воспитательные возможности физических задач / Ю. П. Дубенский // Физика в школе. — 1985. № 3. — С. 80−82.
- Дубовицкая, Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование.2002.-№ 2. -С. 42−45.
- Заботин, В. А., Комиссаров, В. Н. Развитие мышления учащихся при изучении физики / В. А. Заботин, В. Н. Комиссаров // Физика в школе.2003. -№ 6. -С. 24−29.
- Зиновкина, М. М. Инженерное мышление: Теория и инновационные педагогические технологии / М. М. Зиновкина. М.: МГИУ, 1996. — 283 с.
- Зинченко, В. П., Моргунов, Е. Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. 2-е изд., уточн. и доп. — М.: Тривола, 1994. — 333 с.
- Знаменский, П. А. Методика преподавания физики в средней школе: Пособие для учителей / П. А. Знаменский. Изд. 2-е. переработ. — Л: Учпедгиз, 1954. — 552 с.
- Ивашкин, В. С. Психолого-педагогические основы технического творчества школьников / В. С. Ивашкин, Д. И. Пеннер // Детское техническое творчество. Владимир: Владимирский гос. пед. ин-т им. П. И. Лебедева-Полянского, 1970. — С. 3−7.
- Игошев, Б. М., Комский, Д. М. Киберненика в самоделках. М.: Энергия, 1978.-127 с.
- Исупов, М. В. Теория и методика использования качественных задач при углубленном изучении физики: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Киров, 2003. — 22 с.
- Ишутин, В. А. Использование элементов научно-технического творчества в преподавании курса физики: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Самара, 2004. -192 с.
- Кабардин, О. Ф. История физики и развитие представлений о мире: элективный курс: 10−11-й класс: учеб. пособие / О. Ф. Кабардин. М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. — 318 с.
- Казенас, В. Е. Развитие физико-технического творчества учащихся при обучении физике: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Курган, 1999. — 197 с.
- Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / 3. И. Калмыкова. -М.: Педагогика, 1981.-200 с.
- Калошина, И. П. Проблемы формирования технического мышления / И. П. Калошина. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1974. 184 с.
- Калошина, И. П. Психология творческой деятельности: Учеб. пособие для вузов / И. П. Калошина, ред. Н. Д. Эриашвили. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-431 с.
- Каменецкий, С. Е. Орехов, В. П. Методика решения задач по физике в средней школе: Кн. для учителя / С. Е. Каменецкий, В. П: Орехов. 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1987. — 365 с.
- Капица, П. Л. Физические задачи / П. Л. Капица. М.: Знание, 1966. -16 с.
- Кедров, Б. М. О теории научного открытия / Б. М. Кедров // Научное творчество М.: Наука, 1969. — С. 23−94.
- Кибальченко, А. Я. Физика для увлеченных. Решать задачи труд, Но вместе все возможно / А. Я. Кибальченко, И. А. Кибальченко. Ростов н/Д: Феникс, 2005.-188 с.
- Ковалев, А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. — М.: Просвещение, 1970.-391 с.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Утверждена приказом министра образования РФ № 2783 от 18.07.2002. .
- Коржуев, А. В., Тройская, И. В. Теоретическое мышление и школьная физика: Задачи и упражнения: Книга для учителей / А. В. Коржуев, И. В. Гронская. Калуга: Изд-во Н. Ф. Бочкаревой, 1999. — 131 с.
- Кострюков, А. В., Сикорская, Г. А. О принципах непрерывного образования и их реализации на этапе школа вуз / А. В. Кострюков, Г. А. Сикорская // Вестник ОГУ. — 2002. — № 2. — С. 85 — 88.
- Кудрявцев, А. В. Методы интуитивного поиска технических решений: Методы анализа проблем и поиска решений в технике / А. В. Кудрявцев. -М.: Речной транспорт, 1991.-111 с.
- Кудрявцев, Т. В. Психология технического мышления / Т. В. Кудрявцев. М.: Педагогика, 1975. — 304 с.
- Кудрявцев, Т. В., Якиманская И. С. Развитие технического мышления учащихся / Т. В. Кудрявцев, И. С. Якиманская. Mi: Высш. школа, 1964. — 96 с.
- Кулюткин Ю. Н- Эвристические методы в структуре решений / Ю. Н. Кулюткин. — М.: Педагогика, 1970. 232 с.
- Ланге В. Н-. Экспериментальные физические задачи Hat смекалку / В. Н. Ланге. М.: Наука, 1974. — 96 с.
- Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении / Ланда Л. Н. М.: Просвещение, 1966. — 523 с.
- Левитов, Н. Д. О психологических компонентах технической деятельности / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. 1958. — № 2. — С. 181 190.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов. / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл- Academia, 2004. — 346 с.
- Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — 317 с.
- Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей / И. Я. Лернер. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
- Липкина А. И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А. И. Липкина, Л. А. Рыбак. М.: Просвещение, 1968. — 142 с.
- Литова, 3. А. Развитие творческой технологической активности старшеклассников в общеобразовательной школе / 3. А. Литова. Курск: Курск, гос. ун-т, 2005. — 299 с.
- Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. М.: Наука, 1978. — 128с.
- Малафеев, Р. И. Проблемное обучение физике в средней школе : Кн. для учиеля / Р. И. Малафеев. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Малафеев, Р. И. Система творческих лабораторных работ по физике в VII-VIII классах / Р. И. Малафеев // Физика в школе. 1993. — № 2. — С. 47−51.
- Малафеев, Р. И. Творческие задачи по физике в 6−7 кл. / Р. И. Малафеев. — М.: Просвещение, 1971. — 88 с.
- Матюшкин А. М., Аверина, И. С., Чистякова, F. Д. Развитие творческой* активности, школьников / A*. Mi Матюшкин, И: С. Аверина, — Г. Д. Чистякова. -М.: Педагогика, 1991. 155 с.
- Матюшкин, А. М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики / А. М. Матюшкин. М.: Школа-Пресс, 1993. — 128 с.
- Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителя / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
- Меерович М. И. Формулы теории невероятности: Технология творческого мышления / М. И. Меерович. Одесса: Полис, 1993. — 232 с.
- Меерович, М. И., Шрагина, Л. И. Технология творческого мышления / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 494 с.
- Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы / В. П. Орехов, А. В. Усова, И. К. Турышев и др.- под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой. -М.: Просвещение, 1980. 320 с.
- Мирзоев, Б. Значение и место качественных задач в процессе обучения физике в 6−7 классах средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Ленинград, 1989. — 16 с.
- Моляко, В. А. Психология решения школьниками творческих задач / В. А. Моляко. Киев: Рад. школа, 1983. — 94 с.
- Мясищев, В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности / В.Н. Мясищев-// Психология личности. М., 1983. — С. 36−42.
- Низамов, И. М. Задачи по физике с техническим содержанием: Для 79 кл. общеобразоват. учреждений / И. М. Низамов. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2001. — 112 с.
- Никитин, Б. П. Опыт объективной оценки уровня развития технических способностей школьников / В. П. Никитин // Вопросы психологии способностей школьников — М.: Просвещение, 1964. С. 101−136.
- Новоселов, С. А. Технология развития изобретательства учащихся в процессе сбора и анализа технической и патентной информации : Монография / С. А. Новоселов. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995.-168 с.
- Павленко, А. И. Сергеев, А. В. Составление учащимися вопросов и задач по физике при работе с учебником / А. И. Павленко, А. В. Сергеев // Физика в школе. 1985. — № 3. — С. 47−49.
- Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517−1//
- Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности: Учебно-методическое пособие / Сост. С. В. Палецкий. Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. — 72 с.
- Педагогическая энциклопедия / гл. ред. И. А. Канров, Ф. Н. Петров и др. М.: «Советская энциклопедия», 1968. — Т. 4. — 912 столб.
- Пестов, Б. Н. Методы научно-технического творчества : Учебное пособие / Под общей редакцией К. И. Кубарикова. — М.: КОС*ИНФ, Рос. экон. акад., 2003. 214 с.
- Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие / К. К. Платонов. -М.: Высш. школа. 1981. — 175 с.
- Платонов, К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. М.: Наука, 1972. — 312 с.
- Поволяева, М. Н. Теория и практика технической творческой деятельности учащихся в школьном образовании: Дис.. докт. пед. наук: 13.00.01.-М., 1997.-404 с.
- Пойа, Д. Как решать задачу / Д. Пойа. М.: Учпедгиз. — 1961. — 207 с.
- Покровский, С. Ф: Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике: Пособие для учителей / С. Ф. Покровский. — Изд. 2-е перераб: и доп. — М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1963. 415 с.
- Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях от 21 августа 1973 г. № 584 // 129: Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
- Попов, Е. В. Гносеологическая сущность технического творчества / Е. В. Попов. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. — 172 с.
- Преподавание физики, развивающее ученика1. Развитие мышления: общие представления- обучение мыслительным^ операциям?: Пособие для учителей и методистов / Сост. и под. ред. Э. М. Браверманн. М.: Ассоциация учителей физики, 2005. — Кн. 2. — 272 с.
- Пушкин, В. Н. Эвристика наука о творческом мышлении / В. Н. пушкин. — М.: Политиздат, 1967. — 271 с.
- Разумовский, В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике : Пособие для учителей / В. Г. Разумовский. М.: Просвещение, 1975. -272 с.
- Разумовский, В. Г. Развитие технического творчества учащихся / В. Г. Разумовский. — М.: Учпедгиз, 1961. 147 с.
- Разумовский, В. Г. Творческие задачи по физике в средней школе / В. Г. Разумовский. — М: Просвещение, 1966. 155 с.
- Решетова, 3: А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд-во Московского ун-та, 1985. — 208 с.
- Розанов, И. Г. О юных конструкторах / И: Г. Розанов. М.: Знание, 1961.-48 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х томах / гл. ред. В: В. Давыдов. М.: БРЭ- 1998. Т. 2. — 672 с.
- Рубинштейн С. JL Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 712 с.
- Рымкевич, А. П. Физика. Задачник. 10−11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений 5-е изд., перераб. / А. П. Рымкевич. М.: Дрофа, 2001.-192 с.
- Самойлов, Е. А. Поисковые задания по механике / Е. А. Самойлов. — Самара: СИПКРО, 2000. 69 с.
- Самойлов, Е. А. Поисковые задачи по физике 7−8 кл. / Е. А. Самойлов. Самара: СИПКРО, 1997. — 52 с.
- Сборник задач по физике: Для 9 11 кл. общеобразоват. учреждений / Сост. Г. Н. Степанова. — М.: Просвещение, 1995. — 256 с.
- Сборник нормативных документов. Физика / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. — 111 с.
- Современная дидактика: Теория практика / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. -М.: Изд-во ИТПиМИО РАО, 1993. — 288 с.
- Соколов, И. И. Методика преподавания физики в средней школе: Учеб. пособие для студ. физ.-мат. фак-в ин-тов / И. И. Соколов. 3-е изд., перераб. — М.: Учпедгиз, 1951. — 588 с.
- Соловьева, Ю. В. Система задач как дидактическое средство развития культуры мышления обучаемых: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Пермь, 2006.-224 с.
- Старовиков, М. И. Становление исследовательской деятельности школьников в курсе физики в условиях информатизации обучения Текст.: монография. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2006. — 318 с.
- Стефанова, Г. П. Теоретические основы реализации принципа практической направленности подготовки при обучении физике : Монография / Г. П. Стефанова. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2001.-254 с.
- Стефанова, F. П. Типовые задачи- решение которых обеспечивается' содержанием школьного курса физики / F. П. Стефанова // Преподавание физики в высшей: школе. № 19. — С.74−76.
- Сголяренко, JI. Д. Педагогическая! психология- Серия «Учебники» и учебные t пособия" — -^^-егизд^.перераб^ и доп. / JI. Д. Сголяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2003. -544 е.
- Столяров, Ю. С. Техническое творчество школьников: Вопросы теории и организации, образовательное и воспитательное значение / Ю. С. Столяров. М.: Педагогика, 1984. — 160 с.
- Тайницкий, В. А., Капралов, А. И. Моделирование и конструирование в обучении физике: из опыта работы / В. А. Тайницкий, А. И. Капралов. -Челябинск, 2008. 179 с.
- Тайницкий, В. А. Моделирование и конструирование как метод обучения (на материале физики первой ступени):Автореф. дисканд. пед. наук /
- В. А. Тайницкий. М.,. 1971. — 24 с.
- Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний /Н: Ф: Талызина. М.: Изд-во Московского ун-та, 1975. — 344 с.
- Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.
- Техническое творчество учащихся: Пособие для учителей и руководителей кружков: Из опыта работы / Сост. П. Н. Андрианов. М.: Просвещение, 1986. — 127 с.
- Тулькибаева, Н. Н. Дидактические основы обучения учащихся решению задач по физике: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук: 13.00.02 — Л., 1986. — 32 с.
- Тулькибаева, Н. Н., Фридман, Л. М., Драпкин, М. А. и др. Решение задач по физике. Психолого-педагогический аспект / под ред. Н. Н. Тулькибае-вой, М. А. Драпкина. Челябинск: изд-во ИГПИ «Факел» ИВВАИУ и Урал, гос. проф.-пед. ун-та, 1995. — 120 с.
- Тульчинский, М. Е. Качественные задачи по физике в средней школе: Пособие для учителей. Изд. 4-е, перераб. и доп. / М. Е. Тульчинский. — М.: Просвещение, 1972. — 240 с.
- Уман, А. И. Учебные задания и процесс обучениия / А. И. Уман. М.: Педагогика, 1989. — 56 с.
- Усова, А. В. Теория и методика обучения физике в средней школе / А. В. Усова. М.: Высшая школа, 2005. — 303 с.
- Усова, А. В., Бобров, А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики / А. В. Усова, А. А. Бобров. М.: Просвещение, 1988.-112 с.
- Усова, А. В., Тулькибаева, Н. Н. Практикум по решению физических задач: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. / А. В. Усова, Н. Н. Тулькибаева. М.: Просвещение, 1992. — 208 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е. изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
- Фридман, Л. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач / Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1977. — 207 с.
- Хорошавин, С. А. Физико-техническое моделирование / С. А. Хорошавин. М.: Просвещение, 1983.-207 С.
- Хуторской А. В., Хуторская Л. Н. Увлекательная физика: Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов с ответами / А. В. Хуторской, Л. Н. Хуторская. -М.: Аркти, 2001. 192 с.
- Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя / А. В. Хуторской. М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 320 с.
- Чикер, В. А. Психологическая диагностика организации и.персонала / В. А. Чикер. СПб.: Речь, 2004. — 176 с.
- Чупашев, В. Г. Организация конструкторской деятельности учащихся на занятиях физико-технического кружка в условиях перехода на профильное обучение: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / В. Г. Чупашев. Томск, 2006. -140 с.
- Шаров, Ю. В. Внеклассная работа по технике / Ю. В. Шаров. М.: Учпедгиз, 1956.-204 с.
- Шефер, О. Р. Методика формирования у учащихся умений комплексно применять знания для решения физических задач: На материале физики X класса: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / О. Р. Шефер. Челябинск, 1999.- 160 с.
- Штофф, В. А. Моделирование и философия / В. А. Штоф. М. — Л.: Наука, 1966.-301 с.
- Шумилин, А. Т. Проблемы теории творчества : Монография / А. Т. Шумилин. -М.: Высш. шк., 1989. 143 с.
- Щевелева, Т. М. Педагогические основы формирования непрерывного образовательного пространства «Школа технический вуз»: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.02 / Т. М. Щевелева. — Воронеж, 2001.-378 с.
- Щукина Г. И. Познавательный интерес как педагогическая-проблема: Автореф.. дис. докт. пед. наук / Г. И. Щукина. Л., 1969. — 41 с.
- Эсаулов А. Ф. Психология решения задач: Методическое пособие. -М.: Высшая школа, 1972. 216 с.
- Юров, С. И. Домашние экспериментальные работы учащихся по физике / С. И. Юров. М.: Учпедгиз, 1954. — 180 с.
- Я иду на урок физики. 10 класс: Молекулярная физика: Кн. для учителя / Сост. Н. Ю. Милюкова. М.: Изд-во Первое сентября, 2000. — 272 с.
- Якиманская, И. С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
- Якобсон, П. М. Технические способности и их изучение у учащихся/ П. М. Якобсон // Вопросы психологии способностей школьников. — М.: Просвещение, 1964. С. 203−228.
- Якобсон, С. Г., Прокина Н. Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников (экспериментальное исследование) / С. Г. Якобсон, Н. Ф. Прокина. -М.: Просвещение, 1967. 175 с.
- Ярцев, H. Н. Становление и развитие системы детского технического творчества в условиях дополнительного образования: на примере Самарской области: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / H. Н. Ярцев. Ульяновск, 2006. — 29 с.