Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие технического творчества учащихся при обучении физике в образовательной системе «школа-технический вуз»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Критерием эффективности развития технического творчества учащихся является сформированность умений к осуществлению отдельных элементов творческой технической деятельности: обнаружение и анализ технической проблемыформулировка технической задачивыдвижение гипотезы, поиск нестандартных технических идейтеоретическое обоснование выдвинутой гипотезы, идеи решения технической задачипостроение модели… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема развития технического творчества учащихся в процессе профильного обучении физике
    • 1. 1. Подходы к исследованию проблемы технического творчества в философской, психолого-педагогической и научно-методической литературе
    • 1. 2. Состояние проблемы развития технического творчества учащихся в теории и практике обучения физике
    • 1. 3. Роль физических задач в развитии технического творчества учащихся
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Теоретико-экспериментальное исследование процесса развития технического творчества учащихся при обучении физике в образовательной системе «школа — технический вуз»
    • 2. 1. Содержание и методы развития технического творчества учащихся профильных классов в образовательной системе «школа — технический вуз»
    • 2. 2. Развитие технического творчества учащихся профильных классов в системе «школа — технический вуз»
    • 2. 3. Диагностика эффективности разработанной методики развития технического творчества учащихся
  • Выводы по второй главе 1
  • Заключение
  • Литература
  • Приложения

Развитие технического творчества учащихся при обучении физике в образовательной системе «школа-технический вуз» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях непрерывно изменяющегося производства и происходящих социально-экономических преобразований в стране все большую значимость приобретает творческий труд. Только творчески относящийся к деятельности человек в состоянии решить весь комплекс практических и теоретических задач, которые ставит перед ним научно-технический прогресс. В связи с этим одной из важных задач педагогической науки и практики является подготовка кадров с развитым системным творческим мышлением, способных ставить и решать инновационные инженерно-технические задачи.

Подготовка учащихся к научно-творческой деятельности должна осуществляться на всех этапах профессионального образования, одним из которых является профильное обучение в образовательной системе «школа — технический вуз». Учебно-воспитательный процесс в системе «школа — технический вуз» имеет ряд существенных особенностей, характерных только для него. При налаженной системе взаимодействия школьного и вузовского образования реализуется принцип опережающего обучения, обеспечивается преемственность в становлении личности обучающегося, в содержании, методах и средствах обучения, осуществляется погружение в предметную среду вуза, в его научную жизнь. Важным элементом довузовского обучения в системе «школа — технический вуз» является ориентация учащихся на получение инженерно-технического образования, развитие технического творчества учащихся.

В настоящее время имеется большое количество публикаций, диссертационных исследований, посвященных проблеме развития технического творчества учащихся и студентов (В. Е. Алексеев, П. Н. Андрианов, Г. С. Альтшул-лер, Ю. К. Бабанский, Н. П. Бойко, Б. Т. Войцеховский, В. А. Горский, М. В. Зиновкина, В. С. Ивашкин, В. А. Ишутин, В. Е. Казенас, Д. М. Комский, С. А. Новоселов, М. Н. Поволяева, В. Г. Разумовский, Ю. С. Столяров, Н. Н. Ярцев и другие) [7], [15], [11], [10], [19], [29], [41], [56], [57], [70], [73], [76],.

78], [117], [125], [136], [134], [133], [153], [159], [187]. В этих работах рассматриваются общетеоретические, психолого-педагогические, организационные вопросы развития технического творчества учащихся при обучении отдельным предметам, в процессе внешкольной и внеклассной деятельности, в учреждениях дополнительного образования.

Проблема организации творческой технической деятельности учащихся при обучении физике рассматривается в различных аспектах: в процессе проблемного обученияв различных видах учебной деятельности учащихся (изучение нового материала, выполнение лабораторных работ, решение задач, выполнение домашних заданий и др.) — в процессе физико-технического моделированияна внеклассных занятиях и др. (В. Е. Казенас, Р. И. Малафеев, В. Г. Разумовский, А. В. Усова, С. А. Хорошавин и другие) [78], [103], [134], [136], [133], [155], [167], [170]. ч.

Для развития технического творчества учащихся разрабатываются специальные дидактические средства: задачи с производственно-техническим содержанием (JL Б. Голынский, Г. А. Гольденштейн, И. М. Низамов и др.) [54], [55], [115]- поисковые задания (Е. А. Самойлов) [142], [143]- изобретательские задачи (Г. С. Альтшуллер) [10]- задачи-проблемы, задачи оценки по физике (А. В. Коржуев, Г. П. Стефанова) [88], [150], [151]- творческие задачи по физике, экспериментальные задачи по конструированию технических объектов (В. Г. Разумовский, В. Я. Валентинавичус, Б. Т. Войцеховский, В. А. Тайницкий, А. И. Капралов и др.) [39], [41], [136], [154], [155]- задания для лабораторных работ (Р. И. Малафеев, С. Ф. Покровский, И. Г. Антипин) [16], [104], [127].

Анализ научной литературы и практики преподавания физики в системе «школа — технический вуз» показывает, что, несмотря на обширное исследование структуры технического творчества учащихся, на значительное количество существующих педагогических технологий по проблемному и развивающему обучению, по теории и методике обучения методам научных исследований и решению творческих задач, проблема развития, технического творчества учащихсяразработана недостаточно.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена сложившимися-противоречиями между:

• современными требованиями, к уровню подготовки специалистов и недостаточной разработанностью методики развития технического творчества учащихся при обучении физике в системе «школа — технический вуз»;

• наличием в методической литературе по физике учебных творческих технических заданий и недостаточной эффективностью их использования в учебном процессе для развития технического творчества;

• возможностями, которые предоставляет образовательная система «школа — вуз» в развитии технического творчества (использование материально-технической базы вуза, включающей компьютерные классы, лаборатории, библиотеки, и т. п.- методических разработок кафедр и др.), и недостаточно эффективной их реализацией в практике обучения.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы пути развития технического творчества учащихся в образовательной системе «школа — технический вуз»?

Объект исследования: профильное обучение старшеклассников в образовательной системе «школа — технический вуз».

Предмет исследования: развитие технического творчества учащихсяв процессе профильного обучения физике.

Цель исследования: определение принципов построения системы*задач и разработка методики её использования для развития технического творчества учащихся профильных классов при обучении физике в системе непрерывного образования «школа — технический вуз».

В соответствии с поставленной целью была выдвинута гипотеза1 исследования: развитие технического творчества учащихся в процессе профильного обучения физике в образовательной системе «школа — технический вуз» будет продуктивным, если организовать творческую! поисковую деятельность учащихся по решению системы творческих технических задач, отличающейся рядом показателей.,.

В* соответствии с целью и гипотезой’исследования в работе поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать существующие в философской, психолого-педагогической литературе подходы к разработке структуры технического творчества.

2. Определить принципы построения системы учебных физических заданий, ориентированной на развитие технического творчества учащихся в процессе профильного технического обучения в системе «школатехнический вуз».

3. Разработать систему творческих технических заданий для учащихся профильных классов, ориентированную на развитие технического творчества.

4. Разработать методику развития технического творчества учащихся^ профильных классов на основе системы творческих технических заданий.

5. Экспериментально проверить эффективность предложенной методики в процессе обучения физике в системе «школа — технический вуз».

Теоретико-методологической основой' исследования являются: теория познанияидеи системного и деятельностного подходов, личностно-ориенти-рованного обученияпсихологическая теория деятельноститеория развивающего обучения, теория поэтапного формирования умственных действий.

В процессе исследования применялись следующие. теоретические и экспериментальные методы: теоретический анализ философской, психологической, педагогической, научно-методической литературы, нормативных документов и научных работизучение и анализ педагогической практики по исследуемой проблемедиагностические методы: контрольные срезы, тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа и др.- педагогический эксперимент, в ходе которого использовались методы поэлементного и пооперационного анализа работ, выполненных учащимися, статистические методы обработки результатов эксперимента.

Научная новизна исследования состоит: в разработке методики развития технического творчества учащихся на основе системы творческих заданий технического характераопределении принципов построения системы заданий, ориентированной на развитие технического творчества учащихсясоздании системы творческих технических заданий для учащихся профильных классов в образовательной системе «школа — технический вуз».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены методы и приемы, стимулирующие развитие технического творчества школьниковопределен состав умений, необходимых для творческой технической деятельностисформулированы критерии к оценке уровня развития технического творчества учащихся.

Практическая значимость исследования заключается: в разработке методики развития технического творчества учащихся на основе системы творческих технических заданий, которая реализована в профильных классах, обучающихся на базе Центра довузовского образования Сибирского государственного университета путей сообщениясоздании системы заданий, являющейся дидактическим средством развития технического творчества учащихся профильных классов в условиях технического вуза.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается выбранной теоретико-методологической основойприменением методов исследования, адекватных поставленным целям и задачаморганизацией педагогического экспериментарепрезентативностью полученных экспериментальных данных, их анализом на основе методов математической статистики.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа с 2003 по 2010 год.

Первый этап исследования (2003;2004 гг.) включал в себя анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы, нормативных документов и научных работ с целью выяснения состояния исследуемой проблемы в теории обучения. На этом этапе были определены и сформулированы цель, объект, предмет исследования, его гипотеза и задачи, разработана программа исследования.

На втором этапе (2004;2005 гг.) уточнялись направления исследования на основе систематизации полученных материаловбыли сформулированы принципы построения системы учебных физических заданий, ориентированных на развитие научно-технического творчества учащихся в процессе профильного технического обучения в образовательной системе «школа — технический вуз" — разработана система заданий и методические рекомендации её использования в процессе обучения физике в системе «школа — технический вуз». Проведен констатирующий эксперимент.

На третьем этапе (2005;2009 гг.) проводился системный формирующий эксперимент, в ходе которого определялась эффективность разработанной системы заданий, целесообразность ее использования в учебном процессе по физике.

Четвертый этап исследования (2009;2010 гг.) заключался в проведении контрольного эксперимента, в обработке экспериментальных данных, анализе и оформлении результатов педагогического эксперимента. Были подведены основные итоги исследования, сформулированы выводы.

Базой исследования являлись Центр довузовского образования. ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения», Технический лицей-интернат № 128, МОУ СОШ № 23, № 100 г. Новосибирска. В эксперименте приняли участие 496' учащихся, экспериментальная группа составила 243 учащихся, контрольная — 166 учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были изложены на региональной научно-практической конференции «Образование как единство обучения* и воспитания» (Новосибирск, 2005 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Довузовская подготовка в структуре непрерывного образования в условиях модернизации системы образования в России» (Барнаул, 19 апреля 2005 г.), на научно-практической конференции «Теория и практика образования» (Новосибирск, 2006 г.), на IX Международной учебно-методической конференции «Современный физический практикум» (Волгоград, 19−21 сентября 2006 г.), на VI научно-технической конференции «Наука и молодежь XXI века» (Новосибирск, 29 октября — 2 ноября 2007 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие технического творчества учащихся в процессе профильного обучения физике в образовательной системе «школа — технический вуз», основано на применении системы творческих заданий.

2. Система творческих заданий, являющаяся дидактическим средством развития технического творчества учащихся профильных классов, включает: основные типы технических проблемосновные приемы и методы технического творчествасвязь творческих технических заданий, входящих в систему с изучаемым материаломсоответствие предлагаемых учащимся задач уровню современной науки.

3. Критерием развития технического творчества является сформирован-ность системы умений, необходимых для осуществления творческой технической деятельности: проводить наблюдениеанализировать техническую проблему и формулировать техническую задачувыдвигать гипотезы, генерировать технические идеитеоретически обосновывать выдвинутую гипотезу и способ" решения технической задачистроить модель исследуемого объектапроводить мысленный и реальный экспериментработать с различными источниками информациипланировать свою деятельностьосознанно применять мыслительные операцииприменять знания в новой ситуацииосуществлять самоконтроль и рефлексию.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, содержащей 187 наименований, 4 приложений. Текст иллюстрирован 20 рисунками и 8 таблицами. Объем диссертации -150 страниц.

Выводы по второй главе.

1. Объединение образовательных ресурсов школы и технического вуза предоставляет возможности организации профильного обученияобеспечения необходимого уровня образования учащихся, профессионализации, преемственности среднего и высшего профессионального образования не только на уровне содержания образования, но и на уровне других компонентов ме х о а> ч о тодической системы обучения — методов, средств, организационных форм обучения.

2. Эффективное развитие технического творчества учащихся возможно при соблюдении ряда педагогических условий, к которым относятся:

• учет возрастных особенностей учащихся;

• формирование устойчивой мотивации творческой деятельности;

• доступность предлагаемых технических заданий и задач;

• наличие соответствующей современному уровню производства материально-технической базы;

• подбор инженерно-педагогических кадров, владеющих методикой творческой работы с учащимися;

• непрерывность творческого процесса;

• результативность творческой деятельности.

3. Для организации технического творчества учащихся необходимо обеспечить усвоение ими системы знаний и умений, необходимых для эффективной творческой технической деятельности. Специально подобранные задания физико-технического характера, органично связанные с программным материалом позволяют расширять и углублять знания школьников в области физики и техники, способствуют более прочному усвоению основ физики, развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

4. Развитие технического творчества на основе системы специально подобранных для этого заданий способствует:

• развитию творческого технического мышления учащихся;

• развитию творческих (исследовательских, экспериментальных, конструкторских, рационализаторских) умений и навыков;

• стимулированию творческой познавательной активности учащихся;

• развитию способности применять теоретические знания и практические навыки в жизни;

• развитию интереса к техническому творчеству;

• профессиональной ориентации учащихся на инженерно-технические специальности.

Заключение

.

1. Анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы и практики преподавания физики в образовательной системе «школа — технический вуз» позволил выявить противоречия в организации образовательного процесса в системе «школа — технический вуз» и определить в качестве одного из важных направлений его совершенствования проблему развития. технического творчества учащихся профильных классов, обучающихся в условиях технического вуза.

2. К методам и приемам, стимулирующим развитие технического творчества учащихся относятся:

• организация разнообразной системной творческой технической деятельности учащихся в процессе изучения физики (теоретические и экспериментальные исследования, решение технических задач, решение технических задач, создание моделей и устройств реального применения с их последующими испытаниями);

• организация на уроке в процессе творческой деятельности учащихся ситуаций соревнования, конкурса, сотрудничества;

• постановка перед учащимися заданий, включающих основные этапы технического творчества;

• создание ситуации успеха, в процессе выполнения творческих технических заданий, путем дифференцированной помощи разным категориям учащихся, выполняющим работу одинаковой сложности.

3. Система творческих технических заданий, характеризуется рядом показателей, которые включают:

• основные типы технических проблем (эксплуатация технического объекта в соответствии с его назначением и характеристикамизадания на доконструирование или усовершенствование технического объектаконструкторские заданиязадания, требующие объяснить I явление или принцип действиязадания, основанные на требовании найти или оценить значение физических величин, описывающих свойства объекта в определенном состояниизадания, в которых требуется разработать способ решения конкретной практической проблемы);

• основные приемы и методы технического творчества (методы научных исследований (теоретический, экспериментальный, математический, моделирование) — методы решения нестандартных технических задач (мозговой штурм, метод контрольных вопросов, метод аналогии, ТРИЗ) — приемы планирования, самоконтроля, регулированияформально-логические операции и приемы умственной деятельности (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и др-);

• связь творческих технических заданий, образующих систему, с изучаемым учебным материалом;

• соответствие, предлагаемых учащимся задач, современному уровню развития науки и производства.

4. Критерием эффективности развития технического творчества учащихся является сформированность умений к осуществлению отдельных элементов творческой технической деятельности: обнаружение и анализ технической проблемыформулировка технической задачивыдвижение гипотезы, поиск нестандартных технических идейтеоретическое обоснование выдвинутой гипотезы, идеи решения технической задачипостроение модели исследуемого объектапроведение экспериментаработа с различными источниками информациипланирование своей деятельностиприменение знаний в новой ситуациисамоконтроль.

Результаты педагогического эксперимента, проводившегося на базе 10−11-х профильных классов, обучающихся в системе «школа — технический вуз», свидетельствует об эффективности предложенной методики развития технического творчества учащихся.

Проведенное исследование не решает всех существующих проблем развития технического творчества учащихся. Перспективными представляются следующие направления дальнейшей работы:

• исследование тендерных и мотивационных особенностей развития технического творчества учащихся;

• разработка методических материалов, ориентированных на развитие технического творчества учащихся основной школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ю. В. Развитие научно-технического творчества учащихся при изучении физики в образовательной системе «школа технический вуз» / Ю. В. Акулова // Сибирский педагогический журнал. — Новосибирск, 2009. — № 9. — С. 165−170.
  2. , Ю. В. Развитие технического творчества учащихся в процессе обучения физике / Ю. В. Акулова // Философия образования. Новосибирск, 2010.-№ 2(31).-С. 86−93.
  3. , Ю. В. Организация самостоятельного физического эксперимента / Ю. В. Акулова // Современный физический практикум: Сборник трудов IX Международной учебно-методической конференции. М: ИД МФО, 2006, — С. 173.
  4. , Ю. В. Организация учебно-познавательного процесса в образовательной системе «школа технический вуз» / Ю. В. Акулова // Теория и практика образования. — Новосибирск: СГУПС. — 2006, С. 53−57.
  5. , В. Е. Педагогические проблемы развития технического творчества молодежи / В. Е. Алексеев. Ташкент: Изд-во «Фан» Узбекской ССР, 1980.-151 с.
  6. Алексеев, В: Е., Андрианов- П. Н., Путилин, В. Д. Дидактические основы развития технического творчества в трудовом обучении учащихся городской школы / В. Е. Алексеев, П. Н. Андрианов, В. Д. Путилин. М.: НИИ• ТО и ПО, 1976.-188 с.
  7. , Г. С. Найти идеал. Введение в теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. — Новосибирск: Наука, 1986. — 209 с.
  8. , Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Альтшуллер. -М.: Сов. радио, 1979. 184 с.
  9. , Г. С. Шапиро, Р. Б. О психологии изобретательского творчества / Г. С. Альтшуллер, Р. Б. Шапиро // Вопросы психологии. 1956. -М> 6.-С. 37−49.
  10. , Б. Г. Избранные труды по психологии / Б. Г. Ананьев. -СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. Т. 2. — 456 с.
  11. В. И. Об оценке и развитии исследовательских способностей старшеклассников в обучении физике / В. И. Андреев. Казань: Татарское книжное издательство, 1975. — 160 с.
  12. , П. Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательных школ: Дис.. докт. пед. наук. М., 1985.-365 с.
  13. , И. Г. Экспериментальные задачи по физике в 6−7 кл.: Пособие для учителей / И- Г. Антипин. -М.: Просвещение, 1974. 127 с.
  14. , А. В. Психология изобретательского творчества: Монография / А. В. Антонов. Киев: Вища школа, 1978. — 176 с.
  15. , О. А. Развитие технического творчества учащихся старших классов при изучении факультативного курса «Практическая электродинамика» : Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Челябинск, 2000. — 187 с.
  16. , Г. А. Теория учебных задач / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. -139 с.
  17. , И. Л., Величко, А. Н. Учебные задачи в обучении физике: Учебное пособие / И. Л. Беленок, А. Н. Величко. Новосибирск: НГПУ, 2000.-114 с.
  18. , В. И. Техническое творчество : Методологические проблемы / В. И. Белозерцев. Ульяновск: Приволжское книжное изд-во, 1975. -248 с.
  19. , В. П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 16−23.
  20. , А. Н. Развитие технического творчества учащихся при конструировании' (на примере технической, кибернетики): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1967. 16 с.
  21. , Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1983- -179 с.
  22. , Д. Б. Исследование проблем психологии творчества / Д. Б. Богоявленская. М.: Наука- 1998. — 336 с.
  23. , H. П. Развитие техническогоi творчества учащихся в учебно-воспитательном процессе по физике в. средней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. П. Бойко. Киев, 1986- - 16 с.
  24. Большой психологический словарь / Сос г. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. 4-е изд., расширенное — М: ACT: ACT МОСКВА- СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2009. — 811 с.
  25. , А. В. Воображение и творчество (трудности в трактовке воображения) / А. В. Брушлинский // Научное творчество. М.: 1967, -С. 17−22.
  26. , А. И. Методика преподавания физики в средней школе: Теоретические основы: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. / А. И. Бугаев М.: Просвещение, 1981. — 288 с.
  27. Буш, Г. Я. Рождение изобретательских идей / Г. Я. Буш. — Рига: Ли-есма, 1976. 126 с.
  28. Буш, Г. Я. Методы технического творчества / Г. Я. Буш. — Рига: Ли-есма, 1972. -94 с.
  29. , F. А. Формирование у школьников способов самостоятельной работы над задачей: В помощь учителю физики / Г. А. Вайзер. М.: ЗАО Со-иум-К, 1998.-112 с.
  30. , В. П. Экспериментальные задания по конструированию приборов и моделей как метод обучения физике в восьмилетней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук (по методике физики). -М., 1964. 19 с.
  31. , А. М., Пономарева, Р. А. Развитие технического творческого мышления у подростков и* юношества / А. М: Василевская, Р. А. Пономарева: Киев: Вшца школа. Головное изд-во. — 1982. — 144 с.
  32. , А. М. Формирование технического творческого ¿-мышления- у учащихся профтехучилищ / А. М- Василевская. — М.: Выспи шк., 1978. -111 с.
  33. , С. М. Технические способности и условия их развития как предпосылка технического новаторства / С. М. Василейский // Проблемы способностей. -М.: АПН РСФСР, 1962.
  34. , Д. В. Методы научного познания в школьном, обучении / Д. В. Вилькеев. — Казань: Татарское книжное изд-во, 1975. — 160 с.
  35. , Б. Т. Развитие творчества учащихся при конструировании / Б. Т. Войцеховский. -М.: Учпедгиз, 1962. 156 с.
  36. , И. П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования школы № 2 г. Реутова Московской обл. / И. П. Волков. 2-е изд. с испр. и доп. — М.: Педагогика, 1998. — 96 с.
  37. , В. Е. О классификации учебных задач по физике / В. Е. Володарский // Физика в школе. 1979. — № 4. — С. 66−70.
  38. , В. Е. Система задач как средство повышения эффективности обучения физике в средней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / В. Е. Володарский. JL, 1980. — 22 с.
  39. , А. П. Педагогические условия развития физико-технического творчества школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. П. Воробьев. Н. Новгород, 2002. — 27 с.
  40. , JI. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
  41. , JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте / JI. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. — 92 с.
  42. , П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С. 236−277.
  43. , В. Ф. Психология учебного процесса / В. Ф. Глушков. -Новосибирск: СГАПС, НГИ, 1995. 76 с.
  44. , В. Ф. Теоретические основы довузовской подготовки учащихся в системе «технический вуз школа» : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / В. Ф. Глушков. — Новосибирск, 1997. — 315 с.
  45. , Г. М., Истаров, В. В. Использование метода размерностей в школьной физике / Г. М. Голин, В. В. Истаров // Физика в школе. 1990. — № 2. — С. 36−40.
  46. , Л. Б. Развитие политехнических знаний и умений школьников при решении задач с производственно-техническим содержанием. Автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Б. Голынский. М., 1967. — 20 с.
  47. , Г. А. Задачи типа производственных заданий и их роль в обучении учащихся применению знаний по физике: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Г. А. Гольденштейн. Л., 1974. — 24 с.
  48. , В. А. Техническое творчество школьников / В. А. Горский. -М.: Просвещение, 1981. 96 с.
  49. , В. А., Комский, Д. М., Раздымалин, И. Ф. Внеклассная работа по техническому творчеству и сельскохозяйственному опытничеству / В. А. Горский, Д. М. Комский, И. Ф. Раздымалин. М.: Просвещение, 1985. -207 с.
  50. , С. В. Формирование профессионального самоопределения подростков в процессе технического творчества : Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Ставрополь, 2005. — 147 с.
  51. , Л. Л. Психологический анализ решения задач / Л. Л. Гурова. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1976. 327 с.
  52. , А. И. Экспериментальные задачи как средство повышения уровня и качества знаний учащихся по физике: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / А. И. Давиден. Киев, 1991. — 22 с.
  53. , М. Г. Психология технических способностей школьников / М. Г. Давлетшин. Ташкент: Изд-во «Фан» Узбекской ССР, 1971. — 176 с.
  54. В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Интор, 1996. — 544 с.
  55. , В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  56. , М. А. Процесс обучения в советской школе / М. А. Данилов. М.: Учпедгиз, 1960. — 299 с.
  57. , А. С. О вступительных экзаменах по физике в институт / А. С. Дробат // Физика в школе. 1982. — № 2. — С. 82.
  58. , Ю. П. Познавательные и воспитательные возможности физических задач / Ю. П. Дубенский // Физика в школе. — 1985. № 3. — С. 80−82.
  59. , Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование.2002.-№ 2. -С. 42−45.
  60. , В. А., Комиссаров, В. Н. Развитие мышления учащихся при изучении физики / В. А. Заботин, В. Н. Комиссаров // Физика в школе.2003. -№ 6. -С. 24−29.
  61. , М. М. Инженерное мышление: Теория и инновационные педагогические технологии / М. М. Зиновкина. М.: МГИУ, 1996. — 283 с.
  62. , В. П., Моргунов, Е. Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. 2-е изд., уточн. и доп. — М.: Тривола, 1994. — 333 с.
  63. , П. А. Методика преподавания физики в средней школе: Пособие для учителей / П. А. Знаменский. Изд. 2-е. переработ. — Л: Учпедгиз, 1954. — 552 с.
  64. , В. С. Психолого-педагогические основы технического творчества школьников / В. С. Ивашкин, Д. И. Пеннер // Детское техническое творчество. Владимир: Владимирский гос. пед. ин-т им. П. И. Лебедева-Полянского, 1970. — С. 3−7.
  65. , Б. М., Комский, Д. М. Киберненика в самоделках. М.: Энергия, 1978.-127 с.
  66. , М. В. Теория и методика использования качественных задач при углубленном изучении физики: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Киров, 2003. — 22 с.
  67. , В. А. Использование элементов научно-технического творчества в преподавании курса физики: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Самара, 2004. -192 с.
  68. , О. Ф. История физики и развитие представлений о мире: элективный курс: 10−11-й класс: учеб. пособие / О. Ф. Кабардин. М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. — 318 с.
  69. , В. Е. Развитие физико-технического творчества учащихся при обучении физике: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Курган, 1999. — 197 с.
  70. Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / 3. И. Калмыкова. -М.: Педагогика, 1981.-200 с.
  71. , И. П. Проблемы формирования технического мышления / И. П. Калошина. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1974. 184 с.
  72. , И. П. Психология творческой деятельности: Учеб. пособие для вузов / И. П. Калошина, ред. Н. Д. Эриашвили. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-431 с.
  73. , С. Е. Орехов, В. П. Методика решения задач по физике в средней школе: Кн. для учителя / С. Е. Каменецкий, В. П: Орехов. 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1987. — 365 с.
  74. , П. Л. Физические задачи / П. Л. Капица. М.: Знание, 1966. -16 с.
  75. , Б. М. О теории научного открытия / Б. М. Кедров // Научное творчество М.: Наука, 1969. — С. 23−94.
  76. , А. Я. Физика для увлеченных. Решать задачи труд, Но вместе все возможно / А. Я. Кибальченко, И. А. Кибальченко. Ростов н/Д: Феникс, 2005.-188 с.
  77. , А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. — М.: Просвещение, 1970.-391 с.
  78. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Утверждена приказом министра образования РФ № 2783 от 18.07.2002. .
  79. , А. В., Тройская, И. В. Теоретическое мышление и школьная физика: Задачи и упражнения: Книга для учителей / А. В. Коржуев, И. В. Гронская. Калуга: Изд-во Н. Ф. Бочкаревой, 1999. — 131 с.
  80. , А. В., Сикорская, Г. А. О принципах непрерывного образования и их реализации на этапе школа вуз / А. В. Кострюков, Г. А. Сикорская // Вестник ОГУ. — 2002. — № 2. — С. 85 — 88.
  81. , А. В. Методы интуитивного поиска технических решений: Методы анализа проблем и поиска решений в технике / А. В. Кудрявцев. -М.: Речной транспорт, 1991.-111 с.
  82. , Т. В. Психология технического мышления / Т. В. Кудрявцев. М.: Педагогика, 1975. — 304 с.
  83. , Т. В., Якиманская И. С. Развитие технического мышления учащихся / Т. В. Кудрявцев, И. С. Якиманская. Mi: Высш. школа, 1964. — 96 с.
  84. Ю. Н- Эвристические методы в структуре решений / Ю. Н. Кулюткин. — М.: Педагогика, 1970. 232 с.
  85. В. Н-. Экспериментальные физические задачи Hat смекалку / В. Н. Ланге. М.: Наука, 1974. — 96 с.
  86. Л. Н. Алгоритмизация в обучении / Ланда Л. Н. М.: Просвещение, 1966. — 523 с.
  87. , Н. Д. О психологических компонентах технической деятельности / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. 1958. — № 2. — С. 181 190.
  88. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов. / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл- Academia, 2004. — 346 с.
  89. , А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — 317 с.
  90. И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей / И. Я. Лернер. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
  91. А. И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А. И. Липкина, Л. А. Рыбак. М.: Просвещение, 1968. — 142 с.
  92. Литова, 3. А. Развитие творческой технологической активности старшеклассников в общеобразовательной школе / 3. А. Литова. Курск: Курск, гос. ун-т, 2005. — 299 с.
  93. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. М.: Наука, 1978. — 128с.
  94. , Р. И. Проблемное обучение физике в средней школе : Кн. для учиеля / Р. И. Малафеев. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  95. , Р. И. Система творческих лабораторных работ по физике в VII-VIII классах / Р. И. Малафеев // Физика в школе. 1993. — № 2. — С. 47−51.
  96. , Р. И. Творческие задачи по физике в 6−7 кл. / Р. И. Малафеев. — М.: Просвещение, 1971. — 88 с.
  97. А. М., Аверина, И. С., Чистякова, F. Д. Развитие творческой* активности, школьников / A*. Mi Матюшкин, И: С. Аверина, — Г. Д. Чистякова. -М.: Педагогика, 1991. 155 с.
  98. , А. М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики / А. М. Матюшкин. М.: Школа-Пресс, 1993. — 128 с.
  99. , М. И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителя / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  100. М. И. Формулы теории невероятности: Технология творческого мышления / М. И. Меерович. Одесса: Полис, 1993. — 232 с.
  101. , М. И., Шрагина, Л. И. Технология творческого мышления / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 494 с.
  102. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы / В. П. Орехов, А. В. Усова, И. К. Турышев и др.- под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой. -М.: Просвещение, 1980. 320 с.
  103. , Б. Значение и место качественных задач в процессе обучения физике в 6−7 классах средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Ленинград, 1989. — 16 с.
  104. , В. А. Психология решения школьниками творческих задач / В. А. Моляко. Киев: Рад. школа, 1983. — 94 с.
  105. , В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности / В.Н. Мясищев-// Психология личности. М., 1983. — С. 36−42.
  106. , И. М. Задачи по физике с техническим содержанием: Для 79 кл. общеобразоват. учреждений / И. М. Низамов. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2001. — 112 с.
  107. , Б. П. Опыт объективной оценки уровня развития технических способностей школьников / В. П. Никитин // Вопросы психологии способностей школьников — М.: Просвещение, 1964. С. 101−136.
  108. , С. А. Технология развития изобретательства учащихся в процессе сбора и анализа технической и патентной информации : Монография / С. А. Новоселов. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995.-168 с.
  109. , А. И. Сергеев, А. В. Составление учащимися вопросов и задач по физике при работе с учебником / А. И. Павленко, А. В. Сергеев // Физика в школе. 1985. — № 3. — С. 47−49.
  110. Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517−1//
  111. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности: Учебно-методическое пособие / Сост. С. В. Палецкий. Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. — 72 с.
  112. Педагогическая энциклопедия / гл. ред. И. А. Канров, Ф. Н. Петров и др. М.: «Советская энциклопедия», 1968. — Т. 4. — 912 столб.
  113. , Б. Н. Методы научно-технического творчества : Учебное пособие / Под общей редакцией К. И. Кубарикова. — М.: КОС*ИНФ, Рос. экон. акад., 2003. 214 с.
  114. , К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие / К. К. Платонов. -М.: Высш. школа. 1981. — 175 с.
  115. , К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. М.: Наука, 1972. — 312 с.
  116. , М. Н. Теория и практика технической творческой деятельности учащихся в школьном образовании: Дис.. докт. пед. наук: 13.00.01.-М., 1997.-404 с.
  117. , Д. Как решать задачу / Д. Пойа. М.: Учпедгиз. — 1961. — 207 с.
  118. , С. Ф: Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике: Пособие для учителей / С. Ф. Покровский. — Изд. 2-е перераб: и доп. — М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1963. 415 с.
  119. Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях от 21 августа 1973 г. № 584 // 129: Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  120. , Е. В. Гносеологическая сущность технического творчества / Е. В. Попов. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. — 172 с.
  121. Преподавание физики, развивающее ученика1. Развитие мышления: общие представления- обучение мыслительным^ операциям?: Пособие для учителей и методистов / Сост. и под. ред. Э. М. Браверманн. М.: Ассоциация учителей физики, 2005. — Кн. 2. — 272 с.
  122. , В. Н. Эвристика наука о творческом мышлении / В. Н. пушкин. — М.: Политиздат, 1967. — 271 с.
  123. , В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике : Пособие для учителей / В. Г. Разумовский. М.: Просвещение, 1975. -272 с.
  124. , В. Г. Развитие технического творчества учащихся / В. Г. Разумовский. — М.: Учпедгиз, 1961. 147 с.
  125. , В. Г. Творческие задачи по физике в средней школе / В. Г. Разумовский. — М: Просвещение, 1966. 155 с.
  126. Решетова, 3: А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд-во Московского ун-та, 1985. — 208 с.
  127. , И. Г. О юных конструкторах / И: Г. Розанов. М.: Знание, 1961.-48 с.
  128. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х томах / гл. ред. В: В. Давыдов. М.: БРЭ- 1998. Т. 2. — 672 с.
  129. Рубинштейн С. JL Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 712 с.
  130. , А. П. Физика. Задачник. 10−11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений 5-е изд., перераб. / А. П. Рымкевич. М.: Дрофа, 2001.-192 с.
  131. , Е. А. Поисковые задания по механике / Е. А. Самойлов. — Самара: СИПКРО, 2000. 69 с.
  132. , Е. А. Поисковые задачи по физике 7−8 кл. / Е. А. Самойлов. Самара: СИПКРО, 1997. — 52 с.
  133. Сборник задач по физике: Для 9 11 кл. общеобразоват. учреждений / Сост. Г. Н. Степанова. — М.: Просвещение, 1995. — 256 с.
  134. Сборник нормативных документов. Физика / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. — 111 с.
  135. Современная дидактика: Теория практика / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. -М.: Изд-во ИТПиМИО РАО, 1993. — 288 с.
  136. , И. И. Методика преподавания физики в средней школе: Учеб. пособие для студ. физ.-мат. фак-в ин-тов / И. И. Соколов. 3-е изд., перераб. — М.: Учпедгиз, 1951. — 588 с.
  137. , Ю. В. Система задач как дидактическое средство развития культуры мышления обучаемых: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Пермь, 2006.-224 с.
  138. , М. И. Становление исследовательской деятельности школьников в курсе физики в условиях информатизации обучения Текст.: монография. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2006. — 318 с.
  139. , Г. П. Теоретические основы реализации принципа практической направленности подготовки при обучении физике : Монография / Г. П. Стефанова. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2001.-254 с.
  140. , F. П. Типовые задачи- решение которых обеспечивается' содержанием школьного курса физики / F. П. Стефанова // Преподавание физики в высшей: школе. № 19. — С.74−76.
  141. , JI. Д. Педагогическая! психология- Серия «Учебники» и учебные t пособия" — -^^-егизд^.перераб^ и доп. / JI. Д. Сголяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2003. -544 е.
  142. , Ю. С. Техническое творчество школьников: Вопросы теории и организации, образовательное и воспитательное значение / Ю. С. Столяров. М.: Педагогика, 1984. — 160 с.
  143. , В. А., Капралов, А. И. Моделирование и конструирование в обучении физике: из опыта работы / В. А. Тайницкий, А. И. Капралов. -Челябинск, 2008. 179 с.
  144. , В. А. Моделирование и конструирование как метод обучения (на материале физики первой ступени):Автореф. дисканд. пед. наук /
  145. В. А. Тайницкий. М.,. 1971. — 24 с.
  146. , Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний /Н: Ф: Талызина. М.: Изд-во Московского ун-та, 1975. — 344 с.
  147. , Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.
  148. Техническое творчество учащихся: Пособие для учителей и руководителей кружков: Из опыта работы / Сост. П. Н. Андрианов. М.: Просвещение, 1986. — 127 с.
  149. , Н. Н. Дидактические основы обучения учащихся решению задач по физике: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук: 13.00.02 — Л., 1986. — 32 с.
  150. , Н. Н., Фридман, Л. М., Драпкин, М. А. и др. Решение задач по физике. Психолого-педагогический аспект / под ред. Н. Н. Тулькибае-вой, М. А. Драпкина. Челябинск: изд-во ИГПИ «Факел» ИВВАИУ и Урал, гос. проф.-пед. ун-та, 1995. — 120 с.
  151. , М. Е. Качественные задачи по физике в средней школе: Пособие для учителей. Изд. 4-е, перераб. и доп. / М. Е. Тульчинский. — М.: Просвещение, 1972. — 240 с.
  152. , А. И. Учебные задания и процесс обучениия / А. И. Уман. М.: Педагогика, 1989. — 56 с.
  153. , А. В. Теория и методика обучения физике в средней школе / А. В. Усова. М.: Высшая школа, 2005. — 303 с.
  154. , А. В., Бобров, А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики / А. В. Усова, А. А. Бобров. М.: Просвещение, 1988.-112 с.
  155. , А. В., Тулькибаева, Н. Н. Практикум по решению физических задач: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. / А. В. Усова, Н. Н. Тулькибаева. М.: Просвещение, 1992. — 208 с.
  156. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е. изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
  157. , Л. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач / Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1977. — 207 с.
  158. , С. А. Физико-техническое моделирование / С. А. Хорошавин. М.: Просвещение, 1983.-207 С.
  159. А. В., Хуторская Л. Н. Увлекательная физика: Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов с ответами / А. В. Хуторской, Л. Н. Хуторская. -М.: Аркти, 2001. 192 с.
  160. , А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя / А. В. Хуторской. М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 320 с.
  161. , В. А. Психологическая диагностика организации и.персонала / В. А. Чикер. СПб.: Речь, 2004. — 176 с.
  162. , В. Г. Организация конструкторской деятельности учащихся на занятиях физико-технического кружка в условиях перехода на профильное обучение: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / В. Г. Чупашев. Томск, 2006. -140 с.
  163. , Ю. В. Внеклассная работа по технике / Ю. В. Шаров. М.: Учпедгиз, 1956.-204 с.
  164. , О. Р. Методика формирования у учащихся умений комплексно применять знания для решения физических задач: На материале физики X класса: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / О. Р. Шефер. Челябинск, 1999.- 160 с.
  165. , В. А. Моделирование и философия / В. А. Штоф. М. — Л.: Наука, 1966.-301 с.
  166. , А. Т. Проблемы теории творчества : Монография / А. Т. Шумилин. -М.: Высш. шк., 1989. 143 с.
  167. , Т. М. Педагогические основы формирования непрерывного образовательного пространства «Школа технический вуз»: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.02 / Т. М. Щевелева. — Воронеж, 2001.-378 с.
  168. Г. И. Познавательный интерес как педагогическая-проблема: Автореф.. дис. докт. пед. наук / Г. И. Щукина. Л., 1969. — 41 с.
  169. А. Ф. Психология решения задач: Методическое пособие. -М.: Высшая школа, 1972. 216 с.
  170. , С. И. Домашние экспериментальные работы учащихся по физике / С. И. Юров. М.: Учпедгиз, 1954. — 180 с.
  171. Я иду на урок физики. 10 класс: Молекулярная физика: Кн. для учителя / Сост. Н. Ю. Милюкова. М.: Изд-во Первое сентября, 2000. — 272 с.
  172. , И. С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  173. , П. М. Технические способности и их изучение у учащихся/ П. М. Якобсон // Вопросы психологии способностей школьников. — М.: Просвещение, 1964. С. 203−228.
  174. , С. Г., Прокина Н. Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников (экспериментальное исследование) / С. Г. Якобсон, Н. Ф. Прокина. -М.: Просвещение, 1967. 175 с.
  175. , H. Н. Становление и развитие системы детского технического творчества в условиях дополнительного образования: на примере Самарской области: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / H. Н. Ярцев. Ульяновск, 2006. — 29 с.
Заполнить форму текущей работой