Адаптивное педагогическое тестирование в профессиональной подготовке обучающихся в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России
Диссертация
Таким образом, проведенный анализ теории и практики свидетельствует о наличии ряда противоречий: между признанием необходимости научного осмысления и организации процесса здоровьесбережения обучающихся в вузах ГПС МЧС России и его недостаточной изученностью в психолого-педагогической наукемежду требованием современного общества к учебным заведениям по сохранению здоровья участников… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ
- 1. 1. Теоретический анализ сущности и содержания здоровьесбережения в психолого-педагогической литературе
- 1. 2. Современные теория и практика здоровьесберегающего образования
- 1. 3. Возможности и особенности реализации здоровьесберегающих технологий в вузах ГПС МЧС России
- ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ
- 2. 1. Модель и педагогические условия здоровьесберегающего профессионального образования в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России
- 2. 2. Экспериментальная проверка педагогических условий и модели здоровьесберегающего профессионального образования в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М, 1980.-288 с.
- Аганов С.С. Концепция и технология развития физической культуры обучающихся в вузах ГПС МЧС России: Дис.. докт. пед. н. СПб., 2008.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 284 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. -337с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2001. — 361 с.
- Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
- Артамонов B.C., Моторин В. Б., Ткачев П. А. и др. Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы. СПб., 2002.
- Артамонов B.C. Индивидуальная подготовленность обучаемых в образовательном учреждении: контроль и управление: Монография. СПб., 1997.
- Артамонов B.C. Некоторые управленческие вопросы деятельности образовательного учреждения: Монография. Иркутск, 1998.
- Артамонов B.C., Алексеик Е. Б. История пожарной охраны России. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2007.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. -М., 1980. 368 с.
- Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
- Баженов О.В. Социальное воспитание личного состава МЧС России: Дисс. кандидата педагогических наук. СПб., 2007
- Барабанщиков A.B., Хальзов В. И. Педагогические основывоспитания военнослужащих внутренних войск. JL: ВПУ МВД, 1988.
- Баскин Ю.Г. Состояние проблемы управления и оценки социально-психологического становления учебных коллективов в высших учебных заведениях МЧС России: Монография. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2003. 116 с.
- Беспалько В. П. О критериях качества подготовки специалиста // Вестник высшей школы. 1988. — № 1. — С. 7−11.
- Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. -Воронеж, 1977. 120 с.
- Биочинский И.В. Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования личности в вузе. Казань, 1988. — 187 с.
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995. — 64 с.
- Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта-Наука, 1998. -168 с.
- Болотин А.Э. Информационные технологии и их роль в системе психологического сопровождения учебного процесса в вузе. СПб., 2003.
- Большая Советская Энциклопедия: в 20 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1988. — Т. 20. — 680 с.
- Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм — Еврознак, 2006. — 672 с.
- Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. -2-е изд. М.: Рос. энцикл.- СПб.: Норинт, 2000. — 1434 с.
- Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону 1996. -560 с.
- Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика. СПб., 2009. 304 с.
- Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. Дис.. д.п.н. СПб., 1973.
- Вахромов, Е. Е. Психологические концепции развития человека:теория самоактуализации. М.: Междунар. пед. акад., 2001. -170 с.
- Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания. М., 1924.-279 с.
- Вершловский С.Г. Проблемы гуманизации образования.- СПб.: Изд. ГУПМ, 1994.
- Военная педагогика / под ред. О. Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2008.
- Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты // Школа здоровья. -2001.- № 2.
- Воронцова В.Г. Педагогическая валеология и гуманизация образования: историко-педагогический аспект // История педагогики сегодня. — СПб., 1998.-С. 120−134.
- Воронцова В.Г., Колбанов В. В. Особенности становления педагогической валеологии в России // Здоровье и образование. СПб., 1995,-С. 3−5.
- Врачебная этика и медицинская деонтология / под ред. Б. В. Петровского- АМН СССР. М., 1998.
- Гадышев В.А. Психолого-педагогические методы организации работы с кадрами государственной противопожарной службы. СПб., 2002.
- Гайдай П.И. Управление качеством образовательного процесса в вузе ГПС МЧС России: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 2006. 225 с.
- Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М., 2001.
- Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. — 448 с. I
- Гиппократ. Этика и общая медицина / пер. с древнегреч. СПб.: Азбука, 2001.-352 с.
- Глинянова И.Ю. Основы педагогической валеологии: Проблемы и решения. Волгоград: Перемена, 1998. — 182с.
- Глухих Т.А. Формирование валеологической компетентности учителя в системе повышения квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Омск, 2000. 20с.
- Глушкова Е.К., Доскин В. А., Сорокина Т. Н. Оптимизация уроков как один из путей профилактики утомления школьников // Психофизическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков. М., 1987.-С. 104−110.
- Гнидан Е.В., Шушерина O.A. Ответственность современного специалиста: историко-педагогический аспект // Историко-педагогическое знание в начале третьего тысячелетие: итоги, проблемы, перспективы. -М., 2005.- С. 67−69.
- Годник С.М. Преемственность воспитательно-образовательной деятельности в условиях непрерывного образования // Перспективы развития системы непрерывного образования / под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — С. 148−163.
- Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974. — 286 с.
- Горбунова О.М. Обеспечение психологического благополучия участников образовательного процесса // Психологическое благополучие участников образовательного процесса. Ярославль, 1998. — С.76−80.
- Гостев А. А. Тренинги по психологической саморегуляции и формированию профессионально важных качеств / А. А. Гостев, В. Г. Зазыкин. М.: ГКТР, 1988. — 61 с.
- Грандо А. А. Врачебная этика и медицинская деонтология. -Киев, 1998.- 320 с.
- Грешных A.A. Модели системы управления образовательным процессом в вузах МЧС России / Под общей редакцией B.C. Артамонова. -СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2005.
- Грешных A.A. Педагогическая технология управленияподготовкой специалистов пожарно-спасательного профиля в вузах МЧС России. СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2005.
- Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. С. 143−156.
- Давыдов В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов ВВУЗов в процессе обучения: Дис.докт.пед.наук. -М.:ВПА, 1977.- 358с.
- Давыдов В.П., Сальников В. П., Слепов В. Я. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России. СПб., 2000.
- Давыдов И.Н. Теоретические основы рискологии как средство оценки эффективности учебных программ и педагогических технологий: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Брянск, 2001. 24с.
- Девликамов Р.Ф. Оздоровительные комплексы Древнего Китая.-Ростов-на-Дону.-1989. 16с.
- Дежкина Ю.А. Развитие профессионально важных качеств сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в процессе профессионализации: Дисс.. кандидата псих. наук. СПб., 2008. -142 с
- Деркач А. А. Основы общей и прикладной акмеологии. М., 1995.-163 с.
- Деркач А. А. Психология развития профессионала / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. М.: РАГС, 2000. — 124 с.
- Деркач A.A. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности / А. А. Деркач, JI. И. Орбан. М.: Изд-во РАГС, 1995. — 210 с.
- Деркач A.A. Акмеология: пути достижения профессионализма / A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина. М.: Изд-во РАГС, 1993. — 223 с.
- Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
- Дикая А.И. Состояние здоровья и работоспособность неуспевающих и отлично успевающих учащихся // Гигиена и санитария. -1975. № 12. — С.48−51.
- Димофф Т., Карпер С Как уберечь детей от наркотиков / Пер. с англ. -М.: Золотой теленок, 1999. 223с.
- Динейка К.В. 10 уроков психофизической тренировки.- М.: Физкультура и спорт, 1987. 63с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.
- Дмитриев A.A. Оздоровительная направленность обучения как один из важнейших принципов педагогической валеологии // Проблемы педагогической валеологии. — СПб., 1997.- С. 15−17.
- Додонова Л.П., Рассадкина В. К. Конституциональные особенности организма как основа индивидуального подхода в валеологии // Проблемы педагогической валеологии. СПб., 1997.- С. 17−20.
- Дорофеев А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Высшее образование в России. 2005. — № 4.
- Дубровский A.A., Дегтярев Е. А., Гурин В. Е. Лечебная педагогика. -Краснодар, 1988.- 196с.
- Дыхан Л.Б. Педагогические условия валеологизации образовательной среды младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук,-Ростов-на-Дону, 2001. 23с.
- Еникеев М.И., Кочетков О. Л. Общая, социальная и юридическая психология: Краткий энциклопедический словарь. М., 1997. — 448 с.
- Ермолина М.А. Формирование мотивации профессионального самообразования курсантов вузов ГПС МЧС России: Дис.. канд. пед. наук.-СПб., 2008.- 169 с.
- Ефремов О.Ю. Педагогика. СПб.: Питер, 2010.
- Ефремов О.Ю. Теория и практика педагогической диагностики ввысшей военной школе России. Дис.. докт. пед. н. СПб., 2001.
- Жданова Л.А. Состояние здоровья и приспособительная деятельность школьников // Здоровье и образование. СПб., 1995.- С.30−32.
- Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Зайцев Г. К. Здоровье школьников: Опыт валеологического исследования // Здоровье и образование. СПб., 1995. — С.32−35.
- Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии. СПб., 1994. — 77с.
- Зайцева О.В. «Три кита» психологического благополучия участников образовательного процесса // Психологическое благополучие участников образовательного процесса. Ярославль, 1998. — С.80−84.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992. — 72с.
- Заярная И.И. Комплексный подход в системе медико-психологической реабилитации детей и подростков как участников образовательного процесса // Психологическое благополучие участников образовательного процесса. Ярославль, 1998.- С.84−90.
- Здоровье и образование. Материалы Всероссийского научно-практ. семинара от 7−9 декабря 1993 г./ Под ред. проф. Колбанова В.В.- СПб., 1994.- 80с.
- Здоровье и образование. Проблемы педагогической валеологии. / Сб. материалов 1 Всерос. научно-практ. конф. 28−30 марта 1995 г. Под ред. проф. Колбанова В. В. СПб., 1995, — 76с.
- Здоровье, риск и безопасность сотрудников ГПС МЧС России: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 22 сентября 2005 года / Под общей ред. В. С. Артамонова. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2005.
- Зеер Э. Ф. Компетентностный подход / Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя //
- Высшее образование сегодня. 2006. — № 8.
- Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000. — 258 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2001. — 384 с.
- Золина З.М., Измерова Н. Ф. Руководство по физиологии труда.-М: Медицина, 1983.-528с.
- Иваницкий А.Т. Педагогика профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России. СПб., 1998.
- Ильин А.Г. Функциональные возможности организма и их значение в оценке состояния здоровья подростков // Гигиена и санитария. -2000. № 5. — С.43−46.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
- История педагогики. Под ред. Шабаевой М. Ф. М, 1981.-368 с.
- Кайгородова Н.З., Ким A.B., Кочетков Ю. С., Денисова Н. В. Влияние режима и программы обучения на психофизиологические особенности школьников // Здоровье и образование. СПб., 1995. — С.37- 39.
- Кальченко Е.И., Петров Н. М., Георгиев В. Г. Гигиеническое обучение и воспитание в школе: Кн. Для учителя и мед. работника.-Чебоксары, 1989. -167с.
- Каминская H.H. Школьная валеология и ее проблемы // Здоровье и образование. СПб., 1994.- С. 40−41.
- Касаткин В. Программа здоровье в школе // Народное образование.-1998. -№ 9−10.-С. 181−183.
- Касаткин В.Н. Междисциплинарная программа «Здоровье» длясредних образовательных учреждений // Школа здоровья.- 2000. № 4. — С. 821.
- Касаткин В.Н., Чечельницкая СМ., Раневский E.J1. Создание проекта «Школа, содействующая здоровью»: рекомендации администратору // Школа здоровья.- 2001.- № 2. С.34−44.
- Касимов P.A. Взаимодействие семейного социального педагога и врача общей практики по формированию здорового образа жизни школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Ярославль, 2004.- 22с.
- Качан B.JI. Валеологический подход к решению проблем здоровья детей в образовательном учреждении // Инновационные процессы по охране здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях области. -Ярославль, 1998. С.35−37.
- Кикоть В.Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей вузов МВД России. Дис.. докт. п. н. СПб., 1998.
- Кишеев В. А. Предупреждение утомления, оптимизация работоспособности учащихся в малочисленном классе // Образование и здоровье.- Калуга, 1998. С. 147−149.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Ин-т практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. — 400 с.
- Князев М.М. Здоровье физическое и духовное // Инновационные процессы по охране здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях области.- Ярославль, 1998. С.37−38.
- Кобяков В. Учение без переутомления // Директор школы.- 1997.-№ 5. -С.14−18.
- Ковриго Н.М. Формирование потребности в здоровье и здоровом образе жизни важная педагогическая задача // Образование и здоровье.-Калуга, 1998.-С. 149−150.
- Коган А.Г. Лечебная педагогика в детском санатории. 2-е изд.-М.: Медицина, 1977.-118с.
- Колбанов B.B. Валеология: Основные понятия, термины и определения. -СПб., 1998.-232с.
- Колбанов В.В. Основные тенденции развития валеологии // Проблемы педагогической валеологии. СПб., 1997.- С. 3−7.
- Колбанов В.В., Баев В. И. О взаимосвязи наук в системе непрерывного валеологического образования // Здоровье и образование. — СПб., 1994. С. 7−9.
- Колбанов В.В., Зайцев Г. К. Валеология в школе.- СПб., 1992.52с.
- Колесникова И. А. Воспитание человеческих качеств // Педагогика. 1998. — № 8. — С. 26−32.
- Колесов Д.Б. Биология и психология пола. М.: МПСИ, Флинта, 2000.
- Колеченко А.К. Психическое здоровье и педагогические технологии // Проблемы педагогической валеологии. — СПб., 1997.- С.31−33.
- Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: в 2 т. М, 1982. Т.1.-354 с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. 1984. -335с.
- Конфликтология / К. Е. Халин, Ю. В. Климова, Е. В. Левкина, Н. А. Богатырева. М.: Экзамен, 2005. — 192 с.
- Концепция кадровой политики МЧС России / Приказ МЧС России № 225 от 19.05.2004.
- Коростелев Н.В. Воспитание здорового школьника. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1986. 176с.
- Коротаева Л.А. Программа здоровья в школе // Проблемы педагогической валеологии. СПб., 1997.- С.33−35.
- Кружилина Т., Орехова Т. Здоровьетворящее образование: Валеологический подход к организации педагогического процесса // Основы безопасности жизни.-1997.- № 2.-С.10−14.
- Кузнецова JI.M. Современные особенности здоровья детей и подростков и их взаимосвязь с проблемами образования // Перемены. 2000. — № 2.-С. 148−156.
- Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Куинджи H.H. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Метод, пособие.- М.: Аспект-пресс, 2000.- 136с.
- Куклина Л.В. Элективный курс педагогической валеологии в профессиональной подготовке учителя: Автореф. дис.канд. пед. наук. -Шуя, 1999.- 18с.
- Кунцевич З.С. Теория и практика валеологического образования студентов медицинского ВУЗа: Автореф. дис. доктора пед. наук.- Минск, 2001.-44с.
- Курдюмякова В.М. Акмеолого валеологическое сопровождение учащихся на уроках физической культуры: Дис. канд. пед. наук.- Спб., 1999.-111с.
- Кучма В.Р. Задачи гигиены детей и подростков в свете Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999) // Гигиена и санитария. 2000. — № 1.- С.36−40.
- Лаптев Ю.В., Слепов В. Я. Теоретические и методологические аспекты воспитывающего обучения. СПб., 1997.
- Лебедева Г. К. Проблема утомляемости и пути сохранения устойчивой работоспособности учащихся на уроках музыки в начальной школе: Дис. канд. пед. наук.- М., 1981.-185с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 303 с.
- Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения, — М: Изд-во общества «Знание», 1982.-40с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М, 1992. — 528 с.
- Личко А.Е., Битенский A.C. Подростковая наркология. М.: Медицина, 1991.- 224с.
- Лобзин B.C., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. М.: Медицина, 1986.-280с.
- Мавзютова И.П. Здоровьесберегающее образовательное пространство медицинского колледжа как условие подготовки конкурентноспособных специалистов: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Казань, 2001, — 19с.
- Макаренко A.C. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Под ред. А. И. Каирова, В. М. Коротова, Б. Т. Лихачева. Т. 1−2. М: «Педагогика», 1977.
- Матвеев В.Ф., Гройсман А. Л. Профилактика вредных привычек у школьников. М.: Просвещение, 1987.- 120с.
- Методы оздоровления школьников и студентов: Методические рекомендации / Автор-составитель М. М. Мельникова. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998, — 44с.
- Митяева A.M. Здоровьесберегагощие педагогические технологии. М. Издательский центр «Академия», 2008. 192 с.
- Михайлова В.В. Повышение эффективности формирования психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к деятельности в условиях риска: Дисс. канд. пед. наук.- СПб., 2008.- 243 с
- Наватикян А.О., Ковалева А. И. Здоровье и работоспособность при умственном труде.- Киев: Здоровья, 1989.- 88с.
- Наин A.A., Сериков С. Г. Проблема здоровья участников образовательного процесса // Педагогика.-1998.- № 6, — С.53−57.
- Нестеренко В.П., Выголова О. В., Соколов В. В. Педагогический процесс как проблема экологии человека // Здоровье и образование. СПб., 1994.-С. 41−42.
- Никифоров Ю.Б. Аутотренинг.- М.: Сов. спорт, 1984.- 44с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М, 1997.-944 с.
- Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы / Моторин В. Б., Ткачев П. А., Бессонов В. П., Саратовский С. И., Шелепенькин A.A. СПбИ ГПС МЧС России, 2003.
- Орехова И.Л. Валеологическое сопровождение вариативного обучения в общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Уфа, 2000.-21с.
- Панфилов О.П., Артамонова Л. Л. Валеологические дидактики как новая парадигма подготовки специалиста для средней и высшей школы // Образование и здоровье.- Калуга, 1998. С.206−207.
- Педагогика: Большая современная энциклопедия. Мн.: Соврем, слово, 2005.
- Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения: В 3 томах. М., 1965.
- Петленко В.П. Основной закон валеологии // Здоровье и образование. Проблемы педагогической валеологии. СПб., 1995. — С. 40- 42.
- Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 154 с.
- Подчалимова Г. Н. Здоровье ученика в образовательном процессе: Управленческий аспект. Курск: Изд-во КГПУ, 1998. — 311с.
- Практикум по валеологии / Сост. Колесникова М.Г.- СПб: ГУПМ, 2000. -87с.
- Приказ МЧС России № 859 от 30.11.2005 года «О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России».
- Приказ МЧС России от 19 мая 2004 года № 225 «О концепциикадровой политики МЧС России».
- Приказ МЧС России от 5 апреля 2002 г. № 173 «О Концепции образовательной деятельности и подготовки кадров для Государственной противопожарной службы МЧС России».
- Проблемы педагогической валеологии // Сборник научныхтрудов под ред. Колбанова В. В. СПб., 1997. — 72с.
- Проходимова Е.М. Педагогические особенности профессионального развития личности курсантов и слушателей в условиях вуза ГПС МЧС России: Диссертация. канд. пед. наук. СПб., 2007. 243 с
- Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 438 с.
- Пугачева А. Т. Реализация принципов лечебной педагогики в учебно-воспитательном процессе // Проблемы педагогической валеологии. — СПб, 1997.-С.39−41.
- Романцов М.Г. Медико-биологическое сопровождение учебного процесса в ВУЗе. СПб, 2000. — 106с.
- Романцов М.Г. Формирование культуры здоровья посредством медико-биологического образования. Калининград, 2003. — 161с.
- Российская педагогическая энциклопедия. T.l. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с.
- Русина H.A., Черная H.J1. Опыт применения комплексного подхода к обеспечению психологического и соматического благополучия (здоровья) // Психологическое благополучие участников образовательного процесса. -Ярославль, 1998. С. 154 — 163.
- Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля. Автореф. дисс.. докт. психол. наук. СПбГУ, 2000.
- Селевко Г. К, Тихомирова Л. Ф, Закатова И. Н, Прокопенков Д. Б. Мониторинг здоровья школьников. Методические рекомендации.1. Ярославль, 1998. 26с.
- Серова И.А. Философия здоровья.- Учебное пособие.- Пермь, 2002. -108с.
- Синяков А.Ф. Гимнастика дыхания.- М.: Знание, 1991. Серия Физкультура и спорт.- № 1. С. 3−92.
- Слепов В .Я. Морально-политическая и психологическая подготовка будущих сотрудников ВМФ СССР. Автореф. дис. канд. пед. наук ЛГУ. 1973.
- Словарь иностранных слов. М., 1988.- С. 543−544.
- Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 368 с.
- Словарь по этике // Под ред. И. С. Кона М., 1983. — 445 с.
- Словарь-справочник по педагогике / Авт.- сост. В. А. Мижериков. М., 2004. — 448с.
- Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П. В. Степанов. — М., 2001.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: Аркти, 2003. — 272с.
- Солдатова Т.А. Здравотворение (система здоровьетворящего образования) // Проблемы педагогической валеологии. СПб., 1997. — С.50−53.
- Солдатова Т.А. Образование, творящее здоровье. Санология и валеология в учебном процессе. Методическое пособие для педагогов. -Ростов-на-Дону, 1994. 71с.
- Солнцев В.О. Концепция и технология воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России: Монография. -СПб., 2010.
- Соломенко Л. Д. Влияние образовательных технологий на состояние здоровья школьников: Автореф. дис. канд пед. наук.- Чебоксары, 1998. -16с.
- Состояние и перспективы валеологической службы образовательной системы Санкт-Петербурга: Материалы научно-практ.семинара / Под ред. Колбанова В. В. СПб.: ГУПМ, 2000. — 60с.
- Сулкарнаева Г. А. Интеграция учебных дисциплин с целью использования учителем валеологического блока для реализации гуманистической концепции образования: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Омск, 1999.- 18с.
- Сухарев А.Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков // Гигиена и санитария.- 2000. № 3 .- С.43−44.
- Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис, тенденции развития: Дис. доктора пед. наук. М., 1996. — 64с.
- Тимофеев И.А., Клейтон Джон. Совершенствование учебного процесса с целью повышения работоспособности и укрепления здоровья // Здоровье и образование. Проблемы педагогической валеологии. СПб., 1995. — С.56−59.
- Тихомирова Л.Ф. Здоровьесберегающая педагогика // Наши дети: обучение, воспитание, развитие, здоровье.- 2003. № 1. — С.28−29.
- Тихомирова Л.Ф., Басов A.B. Здоровье и здоровый образ жизни.-Ярославль, 1997.-65с.
- Тригуб H.A. Формирование валеологической культуры педагога: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Казань, 1999. 19с.
- Узун Л.С. Теория и практика профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях. Дис.. докт. пед. наук. СПб., 2000.
- Ушинский К.Д. Избранные труды. М., 1959.
- Формирование здорового образа жизни молодежи (медико-социальные аспекты) / Мартыненко A.B., Валентик Ю. В., Полесский A.B. и др. М.: Медицина, 1988.-218с.
- Чепурных Е.Е. Социальная значимость здоровья в системе образования // Школа здоровья. Т. 7.- 2000.- № 2. — С. 9−20.
- Ярославцева Е. Педагогическая валеология: гуманистические аспекты // Основы безопасности жизни.- 1997. № 7. — С. 17−20.
- Kellerman Е. On psychological plausibility in the study of communication strategies / E. Kellerman, E. Bialystok // Communication strategies: Psycholinguistic and sociolinguistic perspectives. L., N.Y.: Longman, 1997. -P. 31−48.
- Vermeil G., Levine J. Les medecins peuvant ils contribuer a revolution necessaire du systerne scolaire et educatif. Concours med., 1975, 97, 24,4133 -4141.