Педагогические условия формирования системы дополнительного образования по физике для учащихся 4-6 классов общеобразовательной школы
Диссертация
Актуальность исследования. Естественнонаучное образование является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. В образовательной области среди других естественных наук физика играет приоритетную роль, как наиболее развитая естественная наука. Ведущая роль физики обусловлена тем, что основные физические понятия являются непременной составляющей научного языка… Читать ещё >
Содержание
- Введение. ф
- Глава 1. Теоретические основы реализации дополнительного образования по физике для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы
- 1. 1. Опыт отечественного и зарубежного естественнонаучного (в частности, физического) образования в период реформирования
- 1. 2. Дополнительное физическое образование как необходимая фф составляющая компонента учебно-воспитательного процесса
- 1. 3. Причины создания развивающей пропедевтической итеративно-адаптивной системы дополнительного образования по физике. Основные цели и задачи системы
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Средства формирования и управления итеративно-адаптивной системой дополнительного образования в 4−6 классах общеобразовательной школы в предметной области «физика»
- 2. 1. Особенности структуры и содержания пропедевтического блока
- 2. 2. Основные средства и методы обучения, организации и управления учебным процессом
- 2. 3. Основные формы и подходы в обучении
- Выводы по главе 2
- Глава 3. Исследование эффективности применения итеративно-адаптивной системы дополнительного образования по физике для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы
- Выводы по главе 3
Список литературы
- Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология Схемы и тесты / Б.Б. Айс-монас. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 208 с.
- Алексеев, П.А. О зарубежном опыте естественнонаучного образования / П. А. Алексеев // Физика в школе. 1993 — № 3, — С. 17−18.
- Аносов, Д.В. Реформа школы: за и против / Д. В. Аносов // Образование, которое мы можем потерять: Сборник / Под общей ред. В.А. Садовниче-го. -М.: Просвещение, 2002. 215 с.
- Афанасьев, В.Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. М.: Просвещение, 1980. — 216 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1977. 254 с.
- Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1983.-608 с.
- Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности / Ю. К. Бабанский. -М.: Знание, 1981. 96 с.
- Балясная, Л.К. Воспитание школьников во внеурочное время / Под ред. Л.К. Балясной- составитель Т. В. Сорокин. М.: Просвещение, 1980. -189 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 190 с.
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. -М.: Просвещение, 1995. 256с.
- Беспалько, В.П. Элементы теории управления процессом обучения / В. П. Беспалько. -М.: Просвещение, 1998. 152.
- Бинтшек, X. Совершенствование преподавания физики в средней школе социалистических стран / X. Биншек, Я. Варга, М. Вюншман / Под ред. В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1985. — 225 с.
- Браверман, Э.М. Внеклассная работа по физике: содержание и методика проведения / Э. М. Браверман. М.: Высшая школа, 1990. — 189 с.
- Браверман, Э.М. Внеклассная работа по физике: Содержание и методика проведения / Э. М. Браверман. М.: Высшая школа, 1990 — 189 с.
- Внеурочная работа по физике / Под ред. Кабардин О. Ф., Браверман Э. М., Глущенко Г. Р. и др. -М.: Просвещение, 1983. -223 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. М.: Просвещение, 1989. — 221с.
- Волков, И.П. Цель одна дорог много. Проектирование процессов обучения / И. П. Волков. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
- Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству /И.П. Волков. М.: Просвещение, 1982. — 136 с.
- Волков, И.П. Процесс обучения / И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов, Кузьмин Е. С. // Руководитель и коллектив. Л., 1974.
- Волков, И.П. Много ли в школе талантов? / И. П. Волков. М.: Знание. 1989. — 78 с.
- Воробьев, А.П. Педагогические условия развития физико-технического творчества школьников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.02 /
- A.П. Воробьев. Н. Новгород, 2002. — 27 с.
- Вульфсон, В.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы / В. Л. Вульфсон. М.: Просвещение, 2003. — 275 с.
- Вульфсон, В.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века / В. Л. Вульфсон. М.: Изд-во УРАО, 1999. — 208 с.
- Вульфсон, В.Л. Педагогическая мысль в современной Франции /
- B.Л. Вульфсон. -М.: Педагогика, 1983. 183 с.
- Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Педагогика. 1981. 218 с.
- Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1998.-222 с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. -М.: Просвещение, 1991. 96 с.
- Выготский, B.C. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 534 с.
- Выгодский, Л.С. Психология развития ребенка /Л.С. Выготский. — М.: ЭКСМО, 2004−507 с.
- Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие / П. Я. Гальперин. М.: Просвещение, 1985.
- Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин. М.: Просвещение, 1966.
- Гершунский, Б. С. Дидактическая прогностика / Б. С. Гершунский, Я. П. Пруха. Киев: Вища школа, 1979 — 240 с.
- Гершунский, Б.С. Россия США навстречу друг другу / Б. С. Гершунский // Педагогика — 2003. — № 4. — С. 88−94.
- Гершунский, Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия: опыт экспертного исследования российского и американского менталитетов / Б. С. Гершунский. М.: Флинта. 1999. — 604 с.
- Гершунский, Б.С. Менталитет и образование / Б. С. Гершунский. М.: Ин-т практической психологии, 1996 — 144 с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования XXI века. (В поисках практи-ко-ориентировочных образовательных концепций) / Б. С. Гершункий. -М.: Совершенство, 1998. 608 с.
- Гершунский, Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика / Б. С. Гершунский. Киев: Вища школа, 1986 — 197(3) с.
- Гин, А. А. Игровая учебная деятельность / А. А. Гин // Физика в школе. -1999. № 6.-С. 31−34.
- Глазунов, А.Т., Дик Ю.И., Игошев Б. М. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе / А. Т. Глазунов, Ю. И. Дик, И. М. Игошев. -М.: Просвещение, 198−5. -159 с.
- Глазунов, А.Т. Методика преподавания физики в средней школе / А. Т. Глазугов, И. И. Курлинский, А. А. Пинский: Под ред. А. А. Пинского: Просвещение, 1989. 269 с.
- Глазунов, А.Т. Техника в курсе физики средней школы / А. Т. Глазунов. -М.: Просвещение, 1977. 159 с.
- Горский, А.В., Сулейманова 3.3., Чупанов А. Х. Профильное обучение в системе внешкольного, дополнительного образования / А. В. Горский, 3.3.Сулейманова, А. Х. Чупанов // ж. Дополнительное образование.'-2005. -№ 4.-С.З 12.
- Горский, А.В. Перспективы развития дополнительного образования / А. В. Горский, 3.3.Сулейманова, А. Х. Чупанов // ж. Дополнительное образование. 2005. — № 1.-С.З -8.
- Горский, А.В. Организационно-педагогические требования к содержанию образовательных программ / А. В. Горский, 3.3. Сулейманова, А. Х. Чупанов, Г. Н. Попова // Дополнительное образование. 2005. — № 3. — С. 11 — 15.
- Горский, В.А. Техническое творчество школьников / В. А. Горский. М.: Просвещение, 1981. -96 с.
- Горский, В.А. Взаимосвязь основного и дополнительного образования. «Я» как обязательное условие совершенствования УВП / В. А. Горский, Н.А. Соколова// Дополнительное образование. — 2004. — № 8. — С. 58 -61.
- Гран, Р.И. Реформы образования и старшая школа / Р. И. Гран. М. Педагогика, 2003. — 153с.
- Греф, Г. Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу / Герман Греф. М.: 2002.
- Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. М.: Народное образование, 1999. -208 с.
- Елькин, В.И. Домашние экологические опыты / В. И. Елькин // Физика в школе. 1999.-№ 2, С.18−20.
- Елькин, В.И. Физика и астрономия в походе и на природе /
- B.И. Елькин, Л. Д. Гармаш, Э. М. Браверман. М.: Школьная пресса, 2003. — 312 с.
- Загадки с физическим содержанием // Физика в школе. 1999. — № 6.1. C. 39−40.
- Закатова, И.Н. Организация внеурочной деятельности школьников по самосовершенствованию / И. Н Закатова, Г. К Селевко, Н. К. Тихомирова // Школьная технология. 1999. — № 1. — С. 77−88.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» 4-е изд. — М. Просвещение, 2002.
- Зверев, И.Д. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова -М.: Педагогика, 1981. 105 с.
- Зверева, Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики / Н. М. Зверева. -М.: Просвещение, 1980. 121 с.
- Иванов, С.А. Дополнительное образование пространство для творчества и самореализации личности школьника /С.А. Иванов // Непрерывное образование. — Орехово-Зуево, 2001. — 185 с.
- Иванов, И.П. Методика коммунарского воспитания / И. П. Иванов. М.: Просвещение, 1992.
- Извозчиков, В.А. Дидактические основы компьютерного обучения физике / В. А. Извозчиков. Л.: ЛГПИ, 1987. — 89 (2) с.
- Ильченко, В. Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьника/В.Р. Ильченко. М.: Просвещение, 1993. — 101с.
- Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. М.: Педагогическое общество России, 2001.-224 с.
- Кудрявцев, Л.Д. Среднее образование. Проблемы. Раздумья / Л. Д. Кудрчвцев. М.: Просвещение, 2003. — 204 с.
- Кузьменко, Н.Е. О модернизации образования в России / Н.Е. Кузьмен-ко, В. В. Лунин, О. В. Рыжова // ж. Педагогика. 2005. — № 3. — С. 107 -116.
- Кузьмин, А.С. Система заданий по физике как средство управления познавательной деятельностью учащихся основной школы: Автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.02 / А. С. Кузьмин.-М., 2004. 21 с.
- Ларнер, И.Я. Дидактические основы методов обучения /ИЛ. Ларнер. -М.: Педагогика, 1981.
- Ларнер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Ларнер. -М.: Знание, 1980.
- Ланина, И.Я. 100 игр по физике / И. Я. Ланина. М. Просвещение, 1995.-185с.
- Ланина, И.Я. Внеклассная работа по физике / И. Я. Ланина. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
- Ланина, И.Я. Не уроком единым: развитие интереса к физике / И. Я. Ланина. -М.: Просвещение, 1991. -223 с.
- Ланина, И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики / И. Я. Ланина. М.: Просвещение, 1985 — 126 с.
- Левин, В.А. Воспитание творчества / В. А. Левин.-М.: Знание. 1977.
- Леонтьев, A.IT. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977.
- Леонтьев, А.Н. Педагогическое общение / А. Н. Леонтьев // Педагогика и психология. -М: Просвещение, 1979 № 1.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Просвещение, 1972 — 198 с.
- Леонтьева, М.Р. Концепция естественнонаучного образования в 12-летней школе / М. Р. Леонтьева // Физика в школе. 2000. — № 3. — С. 16 -24.
- Лунин, В.В. Концепция образовательной области «Естествознание в 12-летней школе / В. В. Лунин // Физика в школе. 2000. — № 3. — С. 16 -20.
- Львовский, В.А. Особенности экспериментального курса физики в системе Д.Б.Эльконина В. В. Давыдова / В. А. Львовский // http // maro.ru/areal/index .php
- Мартиросян, Б.Г., Горский.В.А. // Дополнительное образование. 2004. -№ 4.-С. 7−10.
- Методологические вопросы формирования мировоззрения и стиля мышления учащихся при обучении физике / Под. ред. В. А. Извозчикова. Л.: ЛГПИ, 1996.- 165 с.
- Морозова, НА. Дополнительное образование в современной России / Н.А.Морозова// Педагогика 2003.-№ 8.-С. 31−34.
- Мясников, ВН. Сравнивать, изучать, критически оценивать /
- B.Н. Мясников, Н. М. Воскресенская // Учитель. 2005. — № 2.1. C. 6−10.
- Нуждин, А.В. Практические работы как средство совершенствования обучения физике: Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.02 / А. В. Нуждин. Самара, 2000.-201 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под. ред. Е. С. Полат. М.: «Академия», 2000.
- Образование, которое мы можем потерять: Сборник / Под общей ред. В. А. Садовничего. -М.: Просвещении, 2002. 268 с.
- Одияк, Б.П. Совершенствование форм и методов контроля знаний по физике в средней школе Франции / Б. П. Одияк // Физика в школе. 1991. -№ 4. — С.74 — 79.
- Орлов, Ю.М. Восхождение в индивидуальность / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1991.
- Орлов, В.А. Элективные курсы по физике и их роль в организации профильного и предпрофильного обучения / В. А. Орлов // Физика в школе. -2003. № 7.-С.17- 19.
- Орлов, В.А. Концепция физического образования в 12-летней школе /
- B.А. Орлов // Физика в школе. 2000. — № 3. — С.20 — 24.
- Осмоловская, И.М. Каждый школьник талантлив по- своему . / И. М. Осмоловская // Директор школы. 1998. — № 1. — С.63 — 69.
- Панов, Б.А. Свойства памяти: сравнительный обзор представлений о них у школьных учителей и психологов / Б. А. Панов // Завуч. 2003. — № 6.1. C.119- 124.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Бим-Бад. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2002 — 530 с.
- Пидкасистый, П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. М.: РПА. 1996.
- Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебн. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. / И. П. Пидкасистый. М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — Кн.1. Общие основы. Процесс обучения. — 574 с.
- Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие / Под ред. В. Д. Шадрикова. -М.: Просвещение, 1990.
- Полуянов, Ю. Воображение и способности / Юрий Получнов. М.: Знание, 1982. — 174 с.
- Проектирование общеобразовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей / Автор-составитель JI.H. Буйлов. М.: УДСДОД, 2001.-264 с.
- Просвиркин, В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования / В. Н. Просвиркин // Педагогика. 2005. — № 2. — С. 41 — 46.
- Пурышева, Н.С. Дифференцированное обучение физике в средней школе /Н.С. Пурышева. -М.: Прометей, 1993. 161 с.
- Пурышева, Н.С. Школьное физическое образование: анализ современной ситуации // Физика в системе современного образования (ФССО- 2005): Тез. докл. восьмой межд. конф. (Санкт-Петербург, 29 мая 3 июня 2005 г.)-СПб.: РГПУ.,-С. 13 — 15.
- Пучкова, С. Современный мир / Светлана Пучкова // Дополнительное образование. 2004. — № 4. — С. 13−14.
- Развитие творческой активности школьника / Под ред. A.M. Матюшина. -М.: Педагогика, 1991.
- Разумовкий, В.Г. Обучение школьников и развитие их способностей /
- B.Г. Разумовкий, Р. К. Рабоджийска // Физике в школе. 1994. — № 6 .1. C. 52−56.
- Разумовский, В.Г. Гипотеза как объект изучения и метод учебного познания физики / В. Г. Разумовский // Проблема определения концепции образовательного стандарта по физике. М.: МПУ, — 1995. — С. 59−61.
- Разумовский, В.Г. Подготовка современного школьника по физике: проблема повышения качества обучения / В. Г. Разумовский // Физика в школе. 2000. — № 3. — С. 3−6.
- Разумовский, В.Г. Подготовка современного школьника по физике: проблема повышения качества обучения / В. Г. Разумовский // Физика в школе. 2000. — № 3, С. З — 6.
- Ш. Разумовский, В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике / В. Г. Разумовский М. Педагогика, 1975. — 272 с.
- Разумовский, В.Г. Творческие задачи по физике / В. Г. Разумовский М.: Просвещение, 1966. — 155 с.
- Разумовский В.Г. Физика в средней школе США. Основные направления в изменении содержания и методов обучения /В.Г. Разумовский М.: Педагогика, 1973. — 159 с.
- Рапацевич, Е.С. Формирование технических способностей у школьников / Е. С. Рапацевич.-Мн.: Народная асвета, 1987.
- Ремизов, А.Н. Медицинская и биологическая физика / А. Н. Ремизов. -М.: Высшая школа, 1999.
- Роботова, А.С. О познавательном интересе в младшем школьном возрасте / А. С. Роботова // Начальная школа. 2005. — 4. — С.7 — 10.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн СПб.: Питер, 1999,712 с.
- Рубинштейн, C.JI. Бытие и сознание / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
- Румянцева, Н.Ю. Пропедевтический курс физика как компонент преемственности в преподавании естественнонаучных дисциплин: Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Н. Ю. Румянцева. Ярославль, 2001. — 260 с.
- Рыкунин, Б.В. Изготовление упрощенных самодельных физических приборов / Б. В. Рыкунин, Д. С. Шевелкин М.: Учпедгиз, 1953. — 87 с.
- Саламатов, Ю.П. Как стать изобретателем / Ю. П. Саламатов М.: Просвещение, 1990. — 240 с.
- Салина, Е.А. Игра как метод экологического воспитания подростков в многопрофильном учреждении дополнительного образования: Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. А. Салина. Кострома, 2002. — 187 с.
- Самойленко, П.И. Развитие дидактики физики как инновационный процесс / П. И. Самойленко, А. В. Сергеев // Специалист. 1997. -№ 4, № 5. -С.29−32.
- Самоукина, Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании / Н. В. Самоукана. -М.: Народное образование, 1996.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К Селевко.- М.: Народное образование, 1998. 255 с.
- Сергушина, О.В. Социально-профильная ориентация младших школьников (Пропедевтический этап): Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.02 / О. В. Сергушина. Саранск, 1999. — 161 с.
- Синягина, Н. В. Начальное образование в Америке // Народное образование / Н. В. Синягина. 2003. — № 5. — С. 75 — 78.
- Система качества в образовании: Сборник переводов с англ. Вып.1.Ч 1,11 / Под общей ред. Ю. П. Адлера. М.: Педагогика, 2000.
- Слободчиков, В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев- М. ВЛАДОС, 1995. 244 с.
- Современный словарь по педагогике / Составитель Рапацевич Е. С. Ми: Современное слово, 2001. — 928 с.
- Столяров, Ю.С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспектива/Ю.С. Столяров. М.: Просвещение, 1983. — 176 с.
- Суд над системой образования: стратегия на будущее / Под ред. У. Д. Джонстона: Пер. с англ. -М.: Педагогика, 1991. 264 с.
- Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя / Н. Ф. Талфзина. М.: Просвещение. 1988.
- Тихомирова, С.В. Экологические таблицы по физике / С. В. Тихомирова // Физика в школе. 1998. — № 3. — С. 25 -28.
- Ткачук, О.Р. Пути усиления естественнонаучной направленности учащихся 5−6 классов на основе введения пропедевтического курса физика: Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.02 / О. Р. Ткачук. М, 1999.-202 с.
- Торопов, Н.А. Самодельные приборы по физике. Альбом чертежей / Н. А. Топоров. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 17 с.
- Тульчинский, М.Е. Качественные задачи по физике / М. Е. Тульчинский. М.: Просвещение, 1972. — 240 с.
- Уокер, Дж. Физический фейерверк / Дж. Уокер. М.: Мир, 1989. — 132 с.
- Усова, А.В. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики / А. В. Усова, А. А. Бобров. М.: Просвещение, 1988 — 112 с.
- Усова, А.В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике / А. В. Усова, В. В. Завьялов. -М.: Просвещение, 1984- 143 с.
- Унт И. Индивидуализация и дифференциацмя обучения / Инге Унт М. Педагогика, 1990.
- Фабрикант, В.А. Физика и научно-технический прогресс / В. А. Фабрикант, А. Т. Глазунов, В. Г. Разумовский. -М.: Просвещение, 1988. — 176 с.
- Фадеев, А.Ю. Формирование исследовательского умения учащихся посредством компьютерных технологий в процессе изучения пропедевтического курса физики: Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.02 / А. Ю. Фадеев. -Челябинск, 2002. 188 с.
- Фадеева, А.А. Проблемы школьного курса физики: Автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / А. А. Фадеева. М.: РАО, 2000.-70 с.
- Фадеева, А.А. Теория и практика интеграции естественнонаучных знаний в курсе физики общеобразовательной школы / А. А. Фадеева. М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 1998. — 88 с.
- Фурсенко, А.А. О государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей / А. А. Фурсенко // Дополнительное образование. 2004. — № 10. — С. 3−4.
- Хорошавин, С.А. Обратимся к отечественной педагогике /С.А. Хороша-вин //Физика в школе. 1995, № 3. — С.75−76.
- Хоменко, Н.Н. Теория решения изобретательских задач ТРИЗ / Н. Н. Хоменко // Школьная технология. — 2000. — № 5. — С. 215 — 218.
- Чеков, М.О. Актуальные проблемы развития системы дополнительного образования / М. О. Чеков // Инновация в образовании. 2002. — № 4. — С.37 — 39.
- Чеков, М.О. Общее и дополнительное образование: проблема корреляции / М. О. Чеков // Внешкольник. 2000. — № 19. — С. 8−9.
- Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М. Просвещение, 1988. — 188 с.
- Черных И. С. Пропедевтический курс физики для учащихся 3(4) классов: Методическое пособие / И. С. Черных. Тверь: ТвГУ, 2004. — 36 с.
- Черных, И.С. Итеративно-адаптивная система обучения физике / И. С. Черных. Тверь: ТвГУ, 2004. — 34 с.
- Черных, И.С. Итеративно-адаптивная система преподавания физики в средней школе / И. С. Черных // Проблемы физического образования в средней и высшей школе: Тез. докл. междунар. научно-метод. конф.-Рязань: РГПУ, 2002. С. 149−150.
- Чжу, Сяомань. Реформа содержания образования в Китае / Сяомань Чжу // Педагогика. 2005. — № 1. — С. 96 — 99.
- Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. М.: Педагогика, 1982 .
- Шулежко, Е.М. Разработка структуры и содержания пропедевтического курса физики на основе метода научного познания: Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. М. Шулежко.-М., 2003. -213 с.
- Элективные курсы в профильном обучении. Министерство образования РФ. Национальный фонд подготовки кадров. М.: Вита-Пресс, 2004. -144 с.
- Элькин, Т.К. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея / Т. К. Элькин // Дополнительное образование. 2001. — № 10.-С.36−38.
- ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ «ФИЗИЧЕСКИЙ МИР» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССОВ
- Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ). При изучении темы «мир движения» применяются такие внесистемные единица, как сантиметр, миллиметр, километр.
- Программа курса «Физический мир» 4 класс
- Всего 34 часа, из них 6 часов — резервное время- 1 час в неделю).
- Тема 1. Мир молекул (8 часов).
- Что изучает физика. Молекулы и атомы. Строение вещества в различных состояниях. Взаимодействие частиц вещества. Теплопроводность.1. Демонстрации1. Дробление мела.
- Растворение кристалликов соли в воде.
- Разрезы деревянного и металлического стержней под микроскопом.
- Нагревание металлического стержня.
- Компьютерные демонстрации взаимодействия частиц вещества.
- Компьютерные демонстрация, моделирующая передачу энергии при нагревании (на молекулярном уровне).
- Практические работы 1. Определение цены деления линейки и штангенциркуля, термометра.
- Измерение размеров малых тел.
- Изучение сохранения формы и объема жидкости (и газа).
- Компьютерная практическая работа
- Строение вещества. Молекулы и атомы.
- Наблюдение различий в молекулярном строении вещества в различных состояниях.1. Творческая работа1. Разработать способ сравнения теплопроводности различных твердых тел.
- Тема 2. Мир физических явлений (8 часов).
- Физические явления. Масса. Количество теплоты. Температура.1. Демонстрации1. Кипение воды.
- Движение игрушечной машинки.3. Электрическая искра.
- Изображение, даваемое линзой.
- Притяжение металлических опилок постоянным магнитом.6. Камертон.
- Компьютерные демонстрации распространения звука.
- Компьютерные демонстрации, моделирующие передачу энергии при нагревании (на молекулярном уровне).1. Практические работы
- Измерение температуры различных тел.
- Измерение изменения температуры вода и подсолнечного масла за равные промежутки времени при нагревании.
- Изготовление модели кристаллической решетки поваренной соли и льда.
- Измерение расстояния от линзы до изображения (фокусное расстояние).
- Компьютерная практическая работа 1. Распространение звука.1. Творческая работа
- Разработать способ, позволяющий сравнить количества теплот, необходимых для нагревания тел, изготовленных из различных веществ.
- Тема 3. Мир движения (10 часов).
- Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Время. Равномерное и равнопеременное движение. Скорость равномерного движения. Инерция.1. Демонстрации
- Скатывание шарика по наклонной плоскости.2. Вращение волчка.3. Свободное падение тела.
- Движение тележки с грузом.
- Движение шара на тележке (при разгоне и резком торможении тележки).
- Компьютерные демонстрации видов движения.
- Компьютерные демонстрации появления инерции.1. Практические работы
- Определение скорости тела равномерно движущегося тела.
- Изготовление устройства для демонстрации различных видовтраектории.
- Изготовление устройства, моделирующего относительность движения.
- Компьютерная практическая работа
- Наблюдение проявления относительности движения в технике и быту.
- Наблюдение проявлений различных видов механического движения в природе, технике и быту.1. Творческая работа
- Разработать способ, позволяющий практически определить скорость ветра.
- Разработать способ, позволяющий практически определить скорость таяния снега.
- Тема 4. Мир эксперимента (8 часов).
- Наблюдение. Опыт. Эксперимент. Электрический ток в металлах. Магнитное поле. Сообщающиеся сосуды.1. Демонстрации
- Движение транспорта за окном.
- Электромагнитная индукция.3. Электрический разряд.
- Семь цветов радуги (Дифракция белого света).
- Компьютерная демонстрация принципа действия сообщающихся сосудов.
- Компьютерная демонстрация тока в металлах.1. Практическая работа
- Изготовление простейшего электромагнита.
- Определение объема твердого тела правильной формы.
- Определение объема жидкости.
- Определение объема твердого тела произвольной геометрической формы.
- Изготовить простейшую модель действующего фонтана.
- Компьютерная практическая работа
- Наблюдение за действием электромагнита.
- Наблюдение за действием фонтана. Практическое применение сообщающихся сосудов в технике и быту.1. Творческая работа
- Разработать способ, позволяющий сравнивать силу магнитного поля различных магнитов.
- Разработать модель водопровода.
- УРОК 1 (I четверть) ТЕМА УРОКА: «Мир молекул
- Что изучает физика? Какое она имеет отношение к окружающему нас миру (предметам)?
- Из чего состоят все окружающие нас предметы (тела)?
- Учащимся начальной школы объясняется, что все окружающие нас предметы (тела) состоят из мельчайших частиц — молекул. Их вниманию предлагается познакомиться с моделями молекул (см. оборудование 9).
- Как расположены молекулы в твердых телах, жидкостях и газах?
- Учащимся объясняется, как располагаются молекулы в твердых телах (близко) — в газах (далеко) — в жидкостях (на среднем расстоянии).1. Закрепление1. ИГРА «КУЛАЧКИ МОЛЕКУЛЫ
- Показать, как расположены молекулы в твердых телах, жидкостях и газах.
- Игру повторить 3−4 раза с обязательной демонстрацией правильного выполнения задания).
- Как происходит нагревание твердого тела?
- Для получения ответа на этот вопрос проводится физический эксперимент с предварительным прогнозированием возможного результата).
- Эксперимент (см. оборудование 5,6,7).л