Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия формирования системы дополнительного образования по физике для учащихся 4-6 классов общеобразовательной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Естественнонаучное образование является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. В образовательной области среди других естественных наук физика играет приоритетную роль, как наиболее развитая естественная наука. Ведущая роль физики обусловлена тем, что основные физические понятия являются непременной составляющей научного языка… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. ф
  • Глава 1. Теоретические основы реализации дополнительного образования по физике для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы
    • 1. 1. Опыт отечественного и зарубежного естественнонаучного (в частности, физического) образования в период реформирования
    • 1. 2. Дополнительное физическое образование как необходимая фф составляющая компонента учебно-воспитательного процесса
    • 1. 3. Причины создания развивающей пропедевтической итеративно-адаптивной системы дополнительного образования по физике. Основные цели и задачи системы
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Средства формирования и управления итеративно-адаптивной системой дополнительного образования в 4−6 классах общеобразовательной школы в предметной области «физика»
    • 2. 1. Особенности структуры и содержания пропедевтического блока
    • 2. 2. Основные средства и методы обучения, организации и управления учебным процессом
    • 2. 3. Основные формы и подходы в обучении
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Исследование эффективности применения итеративно-адаптивной системы дополнительного образования по физике для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы
  • Выводы по главе 3

Педагогические условия формирования системы дополнительного образования по физике для учащихся 4-6 классов общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Естественнонаучное образование является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. В образовательной области среди других естественных наук физика играет приоритетную роль, как наиболее развитая естественная наука. Ведущая роль физики обусловлена тем, что основные физические понятия являются непременной составляющей научного языка всех естественнонаучных дисциплинфизические принципы давно стали достоянием всего естествознания, философии и других областей интеллектуальной деятельности человекафизические методы исследования позволили осуществить прорыв в других науках и прикладных сферах человеческой деятельности, подчас весьма далеких от физикидостижения физики применяются для разработки современных технологий и т. д. Таким образом, физика, являясь наукой развивающей, призвана обеспечить всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе.

Большую степень развития при изучении физической науки приобретают самоопределившиеся заинтересованные учащиеся, целенаправленно расширяющие или углубляющие свои знания и навыки, развивающие творческие индивидуальные способности. Активно помогать этим учащимся призвана сфера дополнительных образовательных услуг. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута особая роль дополнительного образования как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Современный курс естественнонаучных дисциплин для 4−6 классов включает отдельные элементы, требующие четких научных физических объяснений. И здесь важным и значимым моментом является получение научных объяснений на возникшие вопросы буквально с раннего возраста, на пропедевтическом уровне. Мы считаем, что для успешного решения проблемы усиления роли дополнительного физического образования, вызванного переходом на профильное обучение, основополагающим является создание педагогических условий, целенаправленно ориентированных на оказание помощи заинтересованным учащимся в выявлении и развитии своих способностей в предметной области «физика» посредством разработки методики, которая бы гармонично, целенаправленно, поэтапно способствовала развитию школьника, росту познавательной мотивации, а, следовательно, создавала благоприятную почву для реализации его индивидуальных творческих способностей, способствовала социализации учащегося на этапе пропедевтики. Отсюда вытекает насущная потребность в совершенствовании содержания, методов и форм дополнительной работы со школьниками на пропедевтическом уровне в предметной области «физика».

Анализ особенностей развития современной школы и в России и за рубежом в последние десятилетия дали в своих исследованиях Ю. И. Дик, А. Т. Глазунов, В. Г. Разумовский, А. А. Фадеева, Н. Синягина, Н. М. Воскресенская, Б. П. Одияк, Чжу Сяомань, X. Бинтшек, У. Д. Джонстон, В. Л. Вульфсон.

Роль дополнительного образования и принципа непрерывности образования в школьном обучении определены и разработаны в исследованиях JI.K. Балясной, Б. С. Гернгунского, В. А. Горского, И .Я. Ланиной, А .Я. Жур-киной, С. А. Иванова, М. О. Чекова и др.

Роль дополнительного образования в предметной области «физика» (элективных курсов) в организации профильного и предпрофильного обучения отражены в работах В. А. Орлова, Н. С. Пурышевой, В. Г. Разумовского и других, где рекомендовано начать дополнительное обучение с пятого класса.

Важные аспекты проблемы пропедевтического развития учащихся при изучении физики отражены в работах О. В. Сергушина, Н. Ю. Румянцева, А. Ю. Фадеев, О. Р. Ткачук, Е. М. Шулежко, Е. В. Пойкалайнен и других. В работах этих авторов решаются задачи развития учащихся в естественнонаучном курсе на примере физики не в комплексе, а отдельно для учащихся начальной школы и средней ступени обучения.

Развитию творческих способностей школьников посвятили свои работы ученые-психологи и педагоги JI.C. Выготский, И. П. Волков, Ю. С. Столяров, В. А. Горский, А. Т. Глазунов, В. А. Фабрикант, Ю. П. Саламатов и др.

Принцип деятельностного подхода в обучении как один из важнейших в формировании и развитии творческих способностей учащихся отражен в работах И. П. Волкова, В. А. Горского, Н. М. Зверевой, Ю. М. Орлова, H.JI. Синевой, С. П. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.

Проблемам дифференциации и личностно-ориенторованного обучения посвящены исследования Ю. К. Бабанского, JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, И. М. Осмоловской, Н. С. Пурышевой. С. Л. Рубинштейна др.

Системный подход в области образования является одним из способов построения педагогической деятельности как целостного процесса, обеспечивающего эффективное взаимодействие всех его составляющих. Он рассмотрен в работах В. П. Беспалько, В. Г. Афанасьева, Н. Ф. Талызиной и др.

Целью внедрения различных форм и методов дополнительного образования в предметной области «физика» в рамках школы на этапе пропедевтики является расширение кругозора познаний, освоение способов познавательной деятельности, более осмысленное, основательное ознакомление с наиболее общими законами природы, управляющими течением процессов в окружающем нас мире и во Вселенной, позволяющими формировать собственную картину мира на научной основе.

Однако нами обнаружено ограниченное число работ, посвященных разработке системы дополнительного образования по физике для учащихся 4-х, 5−6 классов общеобразовательной школы и ее практической реализации у нас в стране. Вместе с тем, вопросы, посвященные разработке системы дополнительного образования в области физики для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы, то есть на стыке начальной и средней ступени обучения, рассчитанной на трехгодичный цикл обучения по нескольким направлениям одновременно, которая бы гармонично дополняла основной учебный курс, не рассматривались. Этим определена актуальность и выбор темы нашего исследования «Педагогические условия формирования исследования «Педагогические условия формирования системы дополнительного образования по физике для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы».

В ходе теоретического анализа научных источников, учебных программ по естественнонаучным дисциплинам, нормативных документов, материалов международных, Всероссийских научно-практических конференций по рассматриваемой проблеме исследования мы выявили противоречия в системе общего среднего образования между:

• требованиями качественного обновления образования, связанного с переходом на профильное обучение, и недостаточной разработанностью в педагогической теории педагогических условий для развития системы дополнительного образования;

• компонентом содержательного блока естественнонаучных дисциплин и процессуальным блоком;

• необходимостью управления познавательной деятельностью учащихся и недостаточной реализацией деятельностного подхода в обучении физики;

• объективными и субъективными трудностями разработки методики системы дополнительного физического образования и государственными требованиями к повышению эффективности образования.

Обозначенные противоречия обусловили проблему, рассматриваемую в диссертационном исследовании.

Проблемой исследования, таким образом, является разрешение выявленных противоречий посредством разработки и внедрения педагогических условий, направленных на привитие и рост познавательной мотивации учащихся к изучению физики, развитие индивидуальных творческих способностей самоопределившихся заинтересованных школьников 4−6 классов общеобразовательной школы в процессе их дополнительной образовательной деятельности в предметной области «физика» в современных условиях.

Цель исследования: разработать и обосновать педагогические условия, направленные на формирование и управление системой дополнительного образования по физике для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы, способствующей расширению познания, освоению способов познавательной деятельности, более осмысленном, основательном ознакомлении с наиболее общими законами природы, управляющими течением процессов в окружающем нас мире и во Вселенной, позволяющими формировать собственную физическую картину мира на научной основе.

Объект исследования: процесс обучения физике учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы в системе базового и дополнительного образования.

Предмет исследования: педагогические условия разработки и внедрения системы дополнительного образования по физике для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы, направленные на оказание помощи заинтересованным учащимся в выявлении и развитии своих способностей, расширению кругозора познаний, позволяющих формировать собственную картину мира на научной основе.

Гипотеза исследования: школьники в возрасте 10−13 лет осознанно проявляют интерес к познанию окружающего мира, к изучению основ наук естественного цикла. Если разработать и внедрить педагогические условия, целенаправленно ориентированные на оказание помощи заинтересованным учащимся в выявлении и развитии своих способностей в предметной области «физика», то это будет способствовать развитию школьника, росту познавательной мотивации, осуществлению адаптации к вхождению в процесс изучения физики.

Задачи исследования:

1. Изучить современное состояние проблемы дополнительного образования в предметной области «физика» в общеобразовательной школе на этапе пропедевтики.

2.Разработать содержательную часть курса дополнительного образования по физике для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы.

3.Выделить совокупность форм, методов и средств, позволяющих успешно реализовать содержательную часть курса дополнительного физического образования учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы в рамках итеративно-адаптивной системы.

4. Создать дидактический комплекс, способствующий успешной реализации курса дополнительного образования по физике для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы в рамках итеративно-адаптивной системы.

5.Выявить критериально-диагностический аппарат для определения эффективности организационно-педагогических условий, спроектированных в виде итеративно-адаптивной системы дополнительного образования по физике для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы.

6.Установить условия проверки эффективности разработанных педагогических условий системы дополнительного образования учащихся 46 классов общеобразовательной школы в предметной области «физика».

7. Экспериментально проверить эффективность разработанных педагогических условий дополнительного образования по физике для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы в рамках итеративно-адаптивной системы.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: психолого-педагогические положения о сущности творческой деятельности человека как важнейшем интегративном качестве личности к творческой самореализации и самоактуализации (JI.C. Выготский, Е.Л.Яковлева) — концепция развития дополнительного образования (В.А. Горский, С.А. Иванов) — принцип деятельностного подхода к обучению и развитию (П.Я.Гальперин, И. П. Волков, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — основы проектирования педагогических технологий (В.П. Беспалько, Е.С. Полат) — теория системного подхода к организации педагогического процесса (Б.С. Гершунский, В. Г. Афанасьев и др.).

Методы исследования:

• сопоставительный: аналитико-синтетическое рассмотрение научно-методической, психолого-педагогической литературы, материалов научнопрактических Международных и Всероссийских конференций по теме исследованияметод системного анализа, сравнения и сопоставления учебных программ и пособий по природоведению, естествознанию и физике;

• социологический: анализ, сравнение, сопоставление и обобщение результатов наблюдений, анкетирования, собеседования;

• социально-педагогический: анализ, синтез и обобщение опыта работы педагогов-новаторов, собеседования с детьми, учителями, родителямипедагогические наблюдения за группами детей разного возраста;

• статистический: системный анализ школьной документации;

• экспериментальный: педагогический эксперимент;

• аналитический: количественный и качественный методы обработки результатов педагогического эксперимента.

Исследование проводилось в четыре этапа. Базой исследования явилась муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34 города Твери.

Первый этап (1996;1998 учебные года) — теоретико-поисковый, в ходе которого оценивалось состояния теоретических, методологических и практических аспектов исследуемой проблемыформировался понятийный аппарат итеративно-адаптивной системы дополнительного образования в предметной области «физика». Была сформулирована тема исследования, дано обоснование ее актуальности, определены цель, гипотеза, задачи исследования, порядок, методы и формы проведения педагогического эксперимента.

Второй этап (1998;2000 учебные года) — теоретико-методологический. В ходе этого этапа осуществлялся подбор, проектирование и доработка имеющихся основных средств, форм и методов обучения, разработка структуры и содержания программы развивающего пропедевтического курса физики в рамках итеративно-адаптивной системы дополнительного образования для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы в предметной области «физика». Осуществлялась разработка тематического планирования, составление поурочных разработок, проведение отдельных экспериментальных занятий с целью выявления их эффективности, разработка дидактического материала и контролирующих заданий.

Третий этап (2000;2004 учебные года) — экспериментально-исследовательский. На данном этапе была поставлена и решена задача: поверка эффективности разработанной итеративно-адаптивной системы дополнительного физического образования для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы, осуществлялся текущий и итоговый контроль знаний. В контрольных группах обучение строилось традиционным образом.

Четвертый этап (2004 — 2005 учебный год) — контрольный. На данном этапе осуществлялось теоретическое обобщение, систематизация эмпирического материала, статистическая и аналитическая обработка полученных результатов исследования, их анализ, коррекция программ и разработка методических рекомендаций по курсу итеративно-адаптивной системы дополнительного физического образования для учащихся 4 — 6 классов общеобразовательной школы.

Научная новизна исследования:

1. Выявлены цели изучения пропедевтического блока итеративно-адаптивной системы дополнительного образования по физике учащимися 4−6 классов с опорой на цели расширения мотивации познания, посредством освоения способов познавательной деятельности, способствующих удовлетворению познавательных интересов самоопределившихся школьников.

2. Выделены основные принципы и концептуальные условия, положенные в основу итеративно-адаптивной системы дополнительного образования для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы в предметной области «физика» и сформулирована их сущность.

3. Разработаны и внедрены педагогические условия совершенствования системы дополнительного образования по физике для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы.

4. Установлены критерии, согласно которым разработано содержание итеративно-адаптивной системой дополнительного образования по физике для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы. 5. Разработана и реализована схема управления итеративно-адаптивной системой дополнительного образования для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы в предметной области «физика» на основе учебных модулей.

Теоретическая значимость исследования включает в себя следующие положения:

• внедрен в теорию дидактики термин «итерация» и дано его определение в рамках педагогической науки;

• уточнено содержание понятий «дополнительное образование» и «преемственность» для педагогического исследования;

• установлена взаимосвязь между концептуальными принципами: итерация, адаптация, преемственность — положенными в основу педагогических условий и направленных на формирование дополнительного образования по физике в виде итеративно-адаптивной системы для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что:

• разработан, апробирован и внедрен дидактический комплекс в рамках дополнительного физического образования для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы: «Мир физических явлений» для учащихся 4 классов, «Я и физика» для учащихся 5 классов, «Творческое начало» для учащихся 6 классов;

• разработаны, апробированы и внедрены учебно-методическое пособие и методические рекомендации «Пропедевтический курс физики для учащихся 4 классов» для учителей по организации и проведению пропедевтических занятий по физике в системе дополнительного образования;

• экспериментально подтверждена целесообразность применения разработанных педагогических условий в виде итеративно-адаптивной системы дополнительного физического образования для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы, которая является составляющей компонентой учебно-воспитательного процесса и гармонично, целенаправленно, поэтапно способствует развитию школьника, а, следовательно, создает благоприятную почву для реализации его индивидуальных творческих способностей, социальной адаптации в коллективе на этапе пропедевтики.

Положения, выносимые на защиту:

1) Педагогические условия, направленные на формирование и управление дополнительным физическим образования для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы результативно обеспечивается следующим:

• спроектированным содержанием курса дополнительного физического образования для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы, способствующему появлению и развитию способностей школьников до творческого уровня;

• организацией сочетания различных форм индивидуальной, групповой и коллективной работы в рамках дополнительного физического образования для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы с учетом их способностей, интересов, личностной ориентации;

• обеспечением координации всех звеньев системы дополнительного физического образования для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы;

• дидактическим обеспечением, которое включает программу, дидактические и методические материалы.

2) Педагогический эксперимент по разработке и внедрению педагогических условий, направленных на совершенствование системы дополнительного образования по физике для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивается использованием разнообразных методов исследования, адекватных поставленным задачамрепрезентативностью и положительными результатами различных этапов педагогического эксперимента, проводившегося в 1996 — 2005 учебных годахиспользованием количественных и качественных методов обработки экспериментальных данных.

Апробация результатов исследования.

Основные теоретические положения и результаты исследования заслушивались, обсуждались на международной конференции «Проблемы физического образования в средней и высшей школе», Рязань, 2002 годна VI Всероссийской научно-практической конференции, Н. Новгород, 2005; на Всероссийской научно-методической конференции по физике, посвященной 165-летию со дня рождения выдающегося русского физика А. Г. Столетова (IX Столетовские чтения), 25 — 27 мая 2005 годна лаборатории «Проблемы естественнонаучного и математического образования в вузах», Н. Новгород, 2002;2005 годна методических совещаниях и семинарах в Тверском образовательном институте усовершенствования учителей, Тверь, 1996 — 2005 годна методической конференции «Новые методики в преподавании физики в вузе», Тверской государственный университет, 2005 годна заседаниях кафедры общей физики Тверского государственного университета в 20 042 005 годах.

Внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялось в муниципальных общеобразовательных учреждениях средних общеобразовательных школах: № 12 города Твери.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

В ходе педагогического эксперимента, который проводился в период 1996 — 2005 годах на базе муниципальных образовательных учреждений горда Твери в средних образовательных школах № 34: ., была осуществлена проверка эффективности разработанных педагогических условий, направленных на формирование системы дополнительного образования по физике для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы. Исследованием было охвачено около 72 человек.

В ходе педагогического эксперимента были решены следующие задачи:

1. Осуществлен выбор критериев диагностики, позволяющей адекватно оценить уровень физической подготовки учащихся 4−6 классов в рамках итеративно-адаптивной системы дополнительного физического образования.

2. Дана оценка влияния предлагаемой методики на уровень физической подготовки учащихся 4−6 классов в рамках итеративно-адаптивной системы дополнительного физического образования.

3. Дана оценка влияния предлагаемой методики на уровень физического образования на первом году изучения учебного предмета «физика» в средней общеобразовательной школе.

В ходе проверки эффективности предлагаемой методики применялись два направления диагностики: первое направление — односторонняя внутрисистемная диагностикавторое направление — расширенная межучебная диагностика.

Односторонняя внутрисистемная диагностика проводилась внутри экспериментальной группе, состоящей из учеников, которые с ручались в рамках итеративно-адаптивной системы дополнительного физического образования для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы. В состав экспериментальной группы входило 36 человек. В ходе эксперимента контролю подвергались следующие параметры:

• сохранность коллектива, где по данным численности учащихся на начало и конец каждого года обучения вычислялся процент отсева отдельно в группах 4- го, 5-го и 6-го классов;

• качество обучения, где вычислялся процент усвоивших программу отдельно в группах 4- го, 5-го и 6-го классов на высоком, среднем и низком уровняхуровни определялись количеством набранных баллов за выполненные проверочные задания и творческие работы;

• качество развития, где вычислялся процент учащихся, освоивших продуктивный, эвристический и креативный (творческий) уровни деятельности в процессе обучения в рамках разработанной системы отдельно в группах 4- го, 5-го и 6-го классовуровни определялись количеством выполненных индивидуальных заданий и творческих работ.

При расширенной межучебной диагностике сравнивались результаты параметров, подвергнувшихся контролю, как в экспериментал ьной, так и контрольной группах учащихся. Количество участников контрольной группы соответствовало количеству участников экспериментальной группы. Контролю подвергались следующие параметры:

• успеваемость учащихся, где рассчитывались и сравнивались показатели обученности и качества обучения в контрольной и экспериментальной группахкритерием результатов успеваемости являлись четвертные и годовые оценки по физике за 7-ой класс;

• инициативность учащихся седьмого класса, где рассчитывались и сравнивались показатели активности и успешности в контрольной и экспериментальной группах по внеклассной работе в предметной области «физика».

Для оценки статистической обработки результатов эксперимента был использован критерий Пирсона X" .

Анализ результатов, полученных в ходе эксперимента говорит о том, что учащиеся экспериментальных групп более активны, эрудированны, деятельностны, самостоятельны и сознательно стремятся применить на практике приобретенные умения и навыки в предметной области «физика», то есть самореализоваться.

Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, с достаточной степенью достоверности позволяют утверждать, что имеющие место содержательные, методологические связи и практические навыки, полученные учащимися экспериментальной группы в ходе реализации дополнительного образования, гармоничным образом дополняют и расширяют содержание систематического курса физики. Приобретенные в рамках дополнительного образования практические навыки при помощи рассмотренных методов обучения, способствуют усилению адоптации и преемственности в ходе изучения основ физической науки в 7 классе. Имеющее место наложение полученных информационных знаний минимально, так как основной акцент дополнительного образования делался на формирование практических умений и навыков исследовательской деятельности, на овладение способами собственно познавательной деятельности, на практическую реализацию в виде измерительных работ, конструкторских разработок и моделирования, а рассматриваемые явления и изучаемые процессы в большинстве своем не повторяют, содер>-: — тциеся в систематическом курсе. Все это способствует росту познав., тельной мотивации учащихся, развитию личностных саморегулирующих механизмов, облегчает процесс изучения систематического курса физики, сш. «тбствует дифференциации учащихся, что приводит к повышению интееса при изучении физики.

Это свидетельствует о том, что разработанные и — •:. дренные педагогические условия, направленные на формирование дополв ельного образования в предметной области «физика» в виде итеративио-а дивной системы дополнительного физического образования для учащихся 4−6 классов эффективны.

Таким образом, с достаточной степенью достоверности из проведенного выше исследования следует, что:

• разработанные и внедренные педагогические условия формирования дополнительного физического образования для учащихся 4 — 6 классов общеобразовательной школы в виде итеративно-адаптив: -1 системы оказывают положительное влияние на качество знаний учащихся;

• разработанная и внедренная итеративно-адаптивна.: система дополнительного образования по физике для учащихся -'-6 классов общеобразовательной школы в виде системы способствуюповышению заинтересованности учащихся к изучению физики. привитию любознательности, активно формирует и развивает логико-л: длительные и деятельностно-практические умения и навыки, развисает общую эрудицию, закладывает основы технического творчества, что в целом способствует мотивации учения, привитию интереса к учебному труду, познавательной деятельности, развитию и поддержали: интереса к изучаемому предмету, развитию содержательной и методиче а-ой сторон преемственности, способствующей расширению Познани, освоению способов познавательной деятельности, более осмысленном, ос ювательном ознакомлении с наиболее общими законами природы, уь авляющими течением процессов в окружающем нас мире и во Вселенной, j, а юляющими формировать собственную физическую картину мира на науч1к ." • основе, что в целом подтверждает эффективность разработанных п. алогических условий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты диссертационного эксперимента показали эффективность разработанной итеративно-адаптивной системы дополнительного физического образования для учащихся 4−6 классов общебразовательной школы и подтвердили гипотезу и положения, выносимые на защиту, что позволило сделать следующие основные выводы и сформулировать следующие полученные результаты:

1. Показано, что переход на профильное обучение потребовал изыскания научного и методического подхода к разработке развивающей система дополнительного образования для самоопределившихся заинтересованных учащихся 4−6 классов в предметной области «физика», что инициировано указанными выше причинами и подкрепляется учебно-педагогическими возможностями реализации частнопредметных задач на данном этапе обучения.

2. Обоснованы и разработаны педагогические условия, направленные на формирование и управление дополнительным образованием для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы в предметной области «физика». В рамках этого:

• уточнено содержание понятия «дополнительное образование», под которым мы понимаем вспомогательную форму организации учебно-воспитательного процесса, направленную на формирование готовности личности к социальному и профессиональному самоопределению, к самореализации и самосовершенствованию;

• дано определение понятию «итерация» в рамках педагогической науки. Под итерацией следует понимать процесс циклического накопления знаний, умений, навыков, осуществляемый на разных этапах обучения посредствам взаимодействия адаптированного содержания, средств, способов и приемов учебной деятельности, последовательно приближающих к оптимальному решению общеучебных задач, где на каждом новом этапе используются как опорные результаты предыдущего этапа обученияуточнено содержание понятия «преемственность» в рамках педагогической науки, под которым мы понимаем целенаправленный процесс согласованного взаимодействия и взаимосвязи в расположении материала учебного предмета, в выборе методов и способов деятельности по овладению содержанием и логики изучаемой науки, а также закономерностей процесса усвоения знаний, как между начальным и основным этапами образования, так и внутри самих этапов, способствующих социализации учащихсяспроектировано содержание курса дополнительного образования для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы в предметной области «физика» с учетом таких критериев, как: получение новой информации об окружающем нас мире, дополняющей содержание разделов основного курса физикидоступностьнаглядностьопора на жизненный опыт учащихсясвязь с окружающей средой, социумом, -способствующих проявлению и развитию способностей школьников до творческого уровняразработана итеративно-адаптивная система дополнительного образования по физике для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы, сущность которой заключается в том, что она интегрирует в себе итеративные, как по содержанию, по способам действия, так и по организации управления, элементы, адаптированные согласно возрастному критерию, потребностям и возможностям' учащихся, способствующих преемственности и социализации при пропедевтическом изучении физической наукиразработана схема управления учебно-воспитательным процессом, обеспечивающая координацию всех звеньев итеративно-адаптивной системы дополнительного образования для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы в предметной области «физика» посредством учебных модулей;

• разработан дидактический комплекс, способствующий успешной реализации курса дополнительного образования для учащихся 4 — 6 классов общеобразовательной школы в рамках физической науки.

3. Экспериментально доказана эффективность разработанных педагогических условий формирования системы дополнительного физического образования для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы в рамках итеративно-адаптивной системы.

Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу и обозначили круг проблем, требующих дальнейшей разработки. Это, прежде всего, разработка аналитических средств критериально-диагностического аппарата по определению уровней развития учащихся в рамках итеративно-адаптивная система дополнительного образования в предметной области «физика» для учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Б.Б. Педагогическая психология Схемы и тесты / Б.Б. Айс-монас. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 208 с.
  2. , П.А. О зарубежном опыте естественнонаучного образования / П. А. Алексеев // Физика в школе. 1993 — № 3, — С. 17−18.
  3. , Д.В. Реформа школы: за и против / Д. В. Аносов // Образование, которое мы можем потерять: Сборник / Под общей ред. В.А. Садовниче-го. -М.: Просвещение, 2002. 215 с.
  4. , В.Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. М.: Просвещение, 1980. — 216 с.
  5. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1977. 254 с.
  6. , Ю.К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1983.-608 с.
  7. , Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности / Ю. К. Бабанский. -М.: Знание, 1981. 96 с.
  8. , Л.К. Воспитание школьников во внеурочное время / Под ред. Л.К. Балясной- составитель Т. В. Сорокин. М.: Просвещение, 1980. -189 с.
  9. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  10. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. -М.: Просвещение, 1995. 256с.
  11. , В.П. Элементы теории управления процессом обучения / В. П. Беспалько. -М.: Просвещение, 1998. 152.
  12. , X. Совершенствование преподавания физики в средней школе социалистических стран / X. Биншек, Я. Варга, М. Вюншман / Под ред. В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1985. — 225 с.
  13. , Э.М. Внеклассная работа по физике: содержание и методика проведения / Э. М. Браверман. М.: Высшая школа, 1990. — 189 с.
  14. , Э.М. Внеклассная работа по физике: Содержание и методика проведения / Э. М. Браверман. М.: Высшая школа, 1990 — 189 с.
  15. Внеурочная работа по физике / Под ред. Кабардин О. Ф., Браверман Э. М., Глущенко Г. Р. и др. -М.: Просвещение, 1983. -223 с.
  16. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. М.: Просвещение, 1989. — 221с.
  17. , И.П. Цель одна дорог много. Проектирование процессов обучения / И. П. Волков. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  18. , И.П. Приобщение школьников к творчеству /И.П. Волков. М.: Просвещение, 1982. — 136 с.
  19. , И.П. Процесс обучения / И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов, Кузьмин Е. С. // Руководитель и коллектив. Л., 1974.
  20. , И.П. Много ли в школе талантов? / И. П. Волков. М.: Знание. 1989. — 78 с.
  21. , А.П. Педагогические условия развития физико-технического творчества школьников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.02 /
  22. A.П. Воробьев. Н. Новгород, 2002. — 27 с.
  23. , В.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы / В. Л. Вульфсон. М.: Просвещение, 2003. — 275 с.
  24. , В.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века / В. Л. Вульфсон. М.: Изд-во УРАО, 1999. — 208 с.
  25. , В.Л. Педагогическая мысль в современной Франции /
  26. B.Л. Вульфсон. -М.: Педагогика, 1983. 183 с.
  27. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Педагогика. 1981. 218 с.
  28. , Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1998.-222 с.
  29. , Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. -М.: Просвещение, 1991. 96 с.
  30. , B.C. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 534 с.
  31. , Л.С. Психология развития ребенка /Л.С. Выготский. — М.: ЭКСМО, 2004−507 с.
  32. , П.Я. Методы обучения и умственное развитие / П. Я. Гальперин. М.: Просвещение, 1985.
  33. , П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин. М.: Просвещение, 1966.
  34. Гершунский, Б. С. Дидактическая прогностика / Б. С. Гершунский, Я. П. Пруха. Киев: Вища школа, 1979 — 240 с.
  35. , Б.С. Россия США навстречу друг другу / Б. С. Гершунский // Педагогика — 2003. — № 4. — С. 88−94.
  36. , Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия: опыт экспертного исследования российского и американского менталитетов / Б. С. Гершунский. М.: Флинта. 1999. — 604 с.
  37. , Б.С. Менталитет и образование / Б. С. Гершунский. М.: Ин-т практической психологии, 1996 — 144 с.
  38. , Б.С. Философия образования XXI века. (В поисках практи-ко-ориентировочных образовательных концепций) / Б. С. Гершункий. -М.: Совершенство, 1998. 608 с.
  39. , Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика / Б. С. Гершунский. Киев: Вища школа, 1986 — 197(3) с.
  40. Гин, А. А. Игровая учебная деятельность / А. А. Гин // Физика в школе. -1999. № 6.-С. 31−34.
  41. , А.Т., Дик Ю.И., Игошев Б. М. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе / А. Т. Глазунов, Ю. И. Дик, И. М. Игошев. -М.: Просвещение, 198−5. -159 с.
  42. , А.Т. Методика преподавания физики в средней школе / А. Т. Глазугов, И. И. Курлинский, А. А. Пинский: Под ред. А. А. Пинского: Просвещение, 1989. 269 с.
  43. , А.Т. Техника в курсе физики средней школы / А. Т. Глазунов. -М.: Просвещение, 1977. 159 с.
  44. , А.В., Сулейманова 3.3., Чупанов А. Х. Профильное обучение в системе внешкольного, дополнительного образования / А. В. Горский, 3.3.Сулейманова, А. Х. Чупанов // ж. Дополнительное образование.'-2005. -№ 4.-С.З 12.
  45. , А.В. Перспективы развития дополнительного образования / А. В. Горский, 3.3.Сулейманова, А. Х. Чупанов // ж. Дополнительное образование. 2005. — № 1.-С.З -8.
  46. , А.В. Организационно-педагогические требования к содержанию образовательных программ / А. В. Горский, 3.3. Сулейманова, А. Х. Чупанов, Г. Н. Попова // Дополнительное образование. 2005. — № 3. — С. 11 — 15.
  47. , В.А. Техническое творчество школьников / В. А. Горский. М.: Просвещение, 1981. -96 с.
  48. , В.А. Взаимосвязь основного и дополнительного образования. «Я» как обязательное условие совершенствования УВП / В. А. Горский, Н.А. Соколова// Дополнительное образование. — 2004. — № 8. — С. 58 -61.
  49. , Р.И. Реформы образования и старшая школа / Р. И. Гран. М. Педагогика, 2003. — 153с.
  50. , Г. Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу / Герман Греф. М.: 2002.
  51. , Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. М.: Народное образование, 1999. -208 с.
  52. , В.И. Домашние экологические опыты / В. И. Елькин // Физика в школе. 1999.-№ 2, С.18−20.
  53. , В.И. Физика и астрономия в походе и на природе /
  54. B.И. Елькин, Л. Д. Гармаш, Э. М. Браверман. М.: Школьная пресса, 2003. — 312 с.
  55. Загадки с физическим содержанием // Физика в школе. 1999. — № 6.1. C. 39−40.
  56. , И.Н. Организация внеурочной деятельности школьников по самосовершенствованию / И. Н Закатова, Г. К Селевко, Н. К. Тихомирова // Школьная технология. 1999. — № 1. — С. 77−88.
  57. Закон Российской Федерации «Об образовании» 4-е изд. — М. Просвещение, 2002.
  58. , И.Д. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова -М.: Педагогика, 1981. 105 с.
  59. , Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики / Н. М. Зверева. -М.: Просвещение, 1980. 121 с.
  60. , С.А. Дополнительное образование пространство для творчества и самореализации личности школьника /С.А. Иванов // Непрерывное образование. — Орехово-Зуево, 2001. — 185 с.
  61. , И.П. Методика коммунарского воспитания / И. П. Иванов. М.: Просвещение, 1992.
  62. , В.А. Дидактические основы компьютерного обучения физике / В. А. Извозчиков. Л.: ЛГПИ, 1987. — 89 (2) с.
  63. , В. Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьника/В.Р. Ильченко. М.: Просвещение, 1993. — 101с.
  64. , Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. М.: Педагогическое общество России, 2001.-224 с.
  65. , Л.Д. Среднее образование. Проблемы. Раздумья / Л. Д. Кудрчвцев. М.: Просвещение, 2003. — 204 с.
  66. , Н.Е. О модернизации образования в России / Н.Е. Кузьмен-ко, В. В. Лунин, О. В. Рыжова // ж. Педагогика. 2005. — № 3. — С. 107 -116.
  67. , А.С. Система заданий по физике как средство управления познавательной деятельностью учащихся основной школы: Автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.02 / А. С. Кузьмин.-М., 2004. 21 с.
  68. , И.Я. Дидактические основы методов обучения /ИЛ. Ларнер. -М.: Педагогика, 1981.
  69. , И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Ларнер. -М.: Знание, 1980.
  70. , И.Я. 100 игр по физике / И. Я. Ланина. М. Просвещение, 1995.-185с.
  71. , И.Я. Внеклассная работа по физике / И. Я. Ланина. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
  72. , И.Я. Не уроком единым: развитие интереса к физике / И. Я. Ланина. -М.: Просвещение, 1991. -223 с.
  73. , И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики / И. Я. Ланина. М.: Просвещение, 1985 — 126 с.
  74. , В.А. Воспитание творчества / В. А. Левин.-М.: Знание. 1977.
  75. , A.IT. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977.
  76. , А.Н. Педагогическое общение / А. Н. Леонтьев // Педагогика и психология. -М: Просвещение, 1979 № 1.
  77. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Просвещение, 1972 — 198 с.
  78. , М.Р. Концепция естественнонаучного образования в 12-летней школе / М. Р. Леонтьева // Физика в школе. 2000. — № 3. — С. 16 -24.
  79. , В.В. Концепция образовательной области «Естествознание в 12-летней школе / В. В. Лунин // Физика в школе. 2000. — № 3. — С. 16 -20.
  80. , В.А. Особенности экспериментального курса физики в системе Д.Б.Эльконина В. В. Давыдова / В. А. Львовский // http // maro.ru/areal/index .php
  81. , Б.Г., Горский.В.А. // Дополнительное образование. 2004. -№ 4.-С. 7−10.
  82. Методологические вопросы формирования мировоззрения и стиля мышления учащихся при обучении физике / Под. ред. В. А. Извозчикова. Л.: ЛГПИ, 1996.- 165 с.
  83. , НА. Дополнительное образование в современной России / Н.А.Морозова// Педагогика 2003.-№ 8.-С. 31−34.
  84. , ВН. Сравнивать, изучать, критически оценивать /
  85. B.Н. Мясников, Н. М. Воскресенская // Учитель. 2005. — № 2.1. C. 6−10.
  86. , А.В. Практические работы как средство совершенствования обучения физике: Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.02 / А. В. Нуждин. Самара, 2000.-201 с.
  87. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под. ред. Е. С. Полат. М.: «Академия», 2000.
  88. Образование, которое мы можем потерять: Сборник / Под общей ред. В. А. Садовничего. -М.: Просвещении, 2002. 268 с.
  89. , Б.П. Совершенствование форм и методов контроля знаний по физике в средней школе Франции / Б. П. Одияк // Физика в школе. 1991. -№ 4. — С.74 — 79.
  90. , Ю.М. Восхождение в индивидуальность / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1991.
  91. , В.А. Элективные курсы по физике и их роль в организации профильного и предпрофильного обучения / В. А. Орлов // Физика в школе. -2003. № 7.-С.17- 19.
  92. , В.А. Концепция физического образования в 12-летней школе /
  93. B.А. Орлов // Физика в школе. 2000. — № 3. — С.20 — 24.
  94. , И.М. Каждый школьник талантлив по- своему . / И. М. Осмоловская // Директор школы. 1998. — № 1. — С.63 — 69.
  95. , Б.А. Свойства памяти: сравнительный обзор представлений о них у школьных учителей и психологов / Б. А. Панов // Завуч. 2003. — № 6.1. C.119- 124.
  96. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Бим-Бад. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2002 — 530 с.
  97. , П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. М.: РПА. 1996.
  98. , И.П. Педагогика. Новый курс: учебн. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. / И. П. Пидкасистый. М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — Кн.1. Общие основы. Процесс обучения. — 574 с.
  99. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие / Под ред. В. Д. Шадрикова. -М.: Просвещение, 1990.
  100. , Ю. Воображение и способности / Юрий Получнов. М.: Знание, 1982. — 174 с.
  101. Проектирование общеобразовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей / Автор-составитель JI.H. Буйлов. М.: УДСДОД, 2001.-264 с.
  102. , В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования / В. Н. Просвиркин // Педагогика. 2005. — № 2. — С. 41 — 46.
  103. , Н.С. Дифференцированное обучение физике в средней школе /Н.С. Пурышева. -М.: Прометей, 1993. 161 с.
  104. , Н.С. Школьное физическое образование: анализ современной ситуации // Физика в системе современного образования (ФССО- 2005): Тез. докл. восьмой межд. конф. (Санкт-Петербург, 29 мая 3 июня 2005 г.)-СПб.: РГПУ.,-С. 13 — 15.
  105. , С. Современный мир / Светлана Пучкова // Дополнительное образование. 2004. — № 4. — С. 13−14.
  106. Развитие творческой активности школьника / Под ред. A.M. Матюшина. -М.: Педагогика, 1991.
  107. , В.Г. Обучение школьников и развитие их способностей /
  108. B.Г. Разумовкий, Р. К. Рабоджийска // Физике в школе. 1994. — № 6 .1. C. 52−56.
  109. , В.Г. Гипотеза как объект изучения и метод учебного познания физики / В. Г. Разумовский // Проблема определения концепции образовательного стандарта по физике. М.: МПУ, — 1995. — С. 59−61.
  110. , В.Г. Подготовка современного школьника по физике: проблема повышения качества обучения / В. Г. Разумовский // Физика в школе. 2000. — № 3. — С. 3−6.
  111. , В.Г. Подготовка современного школьника по физике: проблема повышения качества обучения / В. Г. Разумовский // Физика в школе. 2000. — № 3, С. З — 6.
  112. Ш. Разумовский, В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике / В. Г. Разумовский М. Педагогика, 1975. — 272 с.
  113. , В.Г. Творческие задачи по физике / В. Г. Разумовский М.: Просвещение, 1966. — 155 с.
  114. В.Г. Физика в средней школе США. Основные направления в изменении содержания и методов обучения /В.Г. Разумовский М.: Педагогика, 1973. — 159 с.
  115. , Е.С. Формирование технических способностей у школьников / Е. С. Рапацевич.-Мн.: Народная асвета, 1987.
  116. , А.Н. Медицинская и биологическая физика / А. Н. Ремизов. -М.: Высшая школа, 1999.
  117. , А.С. О познавательном интересе в младшем школьном возрасте / А. С. Роботова // Начальная школа. 2005. — 4. — С.7 — 10.
  118. , C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн СПб.: Питер, 1999,712 с.
  119. , C.JI. Бытие и сознание / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
  120. , Н.Ю. Пропедевтический курс физика как компонент преемственности в преподавании естественнонаучных дисциплин: Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Н. Ю. Румянцева. Ярославль, 2001. — 260 с.
  121. , Б.В. Изготовление упрощенных самодельных физических приборов / Б. В. Рыкунин, Д. С. Шевелкин М.: Учпедгиз, 1953. — 87 с.
  122. , Ю.П. Как стать изобретателем / Ю. П. Саламатов М.: Просвещение, 1990. — 240 с.
  123. , Е.А. Игра как метод экологического воспитания подростков в многопрофильном учреждении дополнительного образования: Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. А. Салина. Кострома, 2002. — 187 с.
  124. , П.И. Развитие дидактики физики как инновационный процесс / П. И. Самойленко, А. В. Сергеев // Специалист. 1997. -№ 4, № 5. -С.29−32.
  125. , Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании / Н. В. Самоукана. -М.: Народное образование, 1996.
  126. , Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К Селевко.- М.: Народное образование, 1998. 255 с.
  127. , О.В. Социально-профильная ориентация младших школьников (Пропедевтический этап): Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.02 / О. В. Сергушина. Саранск, 1999. — 161 с.
  128. , Н. В. Начальное образование в Америке // Народное образование / Н. В. Синягина. 2003. — № 5. — С. 75 — 78.
  129. Система качества в образовании: Сборник переводов с англ. Вып.1.Ч 1,11 / Под общей ред. Ю. П. Адлера. М.: Педагогика, 2000.
  130. Слободчиков, В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев- М. ВЛАДОС, 1995. 244 с.
  131. Современный словарь по педагогике / Составитель Рапацевич Е. С. Ми: Современное слово, 2001. — 928 с.
  132. , Ю.С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспектива/Ю.С. Столяров. М.: Просвещение, 1983. — 176 с.
  133. Суд над системой образования: стратегия на будущее / Под ред. У. Д. Джонстона: Пер. с англ. -М.: Педагогика, 1991. 264 с.
  134. , Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя / Н. Ф. Талфзина. М.: Просвещение. 1988.
  135. , С.В. Экологические таблицы по физике / С. В. Тихомирова // Физика в школе. 1998. — № 3. — С. 25 -28.
  136. , О.Р. Пути усиления естественнонаучной направленности учащихся 5−6 классов на основе введения пропедевтического курса физика: Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.02 / О. Р. Ткачук. М, 1999.-202 с.
  137. , Н.А. Самодельные приборы по физике. Альбом чертежей / Н. А. Топоров. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 17 с.
  138. , М.Е. Качественные задачи по физике / М. Е. Тульчинский. М.: Просвещение, 1972. — 240 с.
  139. , Дж. Физический фейерверк / Дж. Уокер. М.: Мир, 1989. — 132 с.
  140. , А.В. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики / А. В. Усова, А. А. Бобров. М.: Просвещение, 1988 — 112 с.
  141. , А.В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике / А. В. Усова, В. В. Завьялов. -М.: Просвещение, 1984- 143 с.
  142. Унт И. Индивидуализация и дифференциацмя обучения / Инге Унт М. Педагогика, 1990.
  143. , В.А. Физика и научно-технический прогресс / В. А. Фабрикант, А. Т. Глазунов, В. Г. Разумовский. -М.: Просвещение, 1988. — 176 с.
  144. , А.Ю. Формирование исследовательского умения учащихся посредством компьютерных технологий в процессе изучения пропедевтического курса физики: Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.02 / А. Ю. Фадеев. -Челябинск, 2002. 188 с.
  145. , А.А. Проблемы школьного курса физики: Автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / А. А. Фадеева. М.: РАО, 2000.-70 с.
  146. , А.А. Теория и практика интеграции естественнонаучных знаний в курсе физики общеобразовательной школы / А. А. Фадеева. М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 1998. — 88 с.
  147. , А.А. О государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей / А. А. Фурсенко // Дополнительное образование. 2004. — № 10. — С. 3−4.
  148. , С.А. Обратимся к отечественной педагогике /С.А. Хороша-вин //Физика в школе. 1995, № 3. — С.75−76.
  149. , Н.Н. Теория решения изобретательских задач ТРИЗ / Н. Н. Хоменко // Школьная технология. — 2000. — № 5. — С. 215 — 218.
  150. , М.О. Актуальные проблемы развития системы дополнительного образования / М. О. Чеков // Инновация в образовании. 2002. — № 4. — С.37 — 39.
  151. , М.О. Общее и дополнительное образование: проблема корреляции / М. О. Чеков // Внешкольник. 2000. — № 19. — С. 8−9.
  152. И.М. Формы учебной работы в средней школе. М. Просвещение, 1988. — 188 с.
  153. И. С. Пропедевтический курс физики для учащихся 3(4) классов: Методическое пособие / И. С. Черных. Тверь: ТвГУ, 2004. — 36 с.
  154. , И.С. Итеративно-адаптивная система обучения физике / И. С. Черных. Тверь: ТвГУ, 2004. — 34 с.
  155. , И.С. Итеративно-адаптивная система преподавания физики в средней школе / И. С. Черных // Проблемы физического образования в средней и высшей школе: Тез. докл. междунар. научно-метод. конф.-Рязань: РГПУ, 2002. С. 149−150.
  156. Чжу, Сяомань. Реформа содержания образования в Китае / Сяомань Чжу // Педагогика. 2005. — № 1. — С. 96 — 99.
  157. , Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. М.: Педагогика, 1982 .
  158. , Е.М. Разработка структуры и содержания пропедевтического курса физики на основе метода научного познания: Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. М. Шулежко.-М., 2003. -213 с.
  159. Элективные курсы в профильном обучении. Министерство образования РФ. Национальный фонд подготовки кадров. М.: Вита-Пресс, 2004. -144 с.
  160. , Т.К. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея / Т. К. Элькин // Дополнительное образование. 2001. — № 10.-С.36−38.
  161. ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ «ФИЗИЧЕСКИЙ МИР» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССОВ
  162. Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ). При изучении темы «мир движения» применяются такие внесистемные единица, как сантиметр, миллиметр, километр.
  163. Программа курса «Физический мир» 4 класс
  164. Всего 34 часа, из них 6 часов — резервное время- 1 час в неделю).
  165. Тема 1. Мир молекул (8 часов).
  166. Что изучает физика. Молекулы и атомы. Строение вещества в различных состояниях. Взаимодействие частиц вещества. Теплопроводность.1. Демонстрации1. Дробление мела.
  167. Растворение кристалликов соли в воде.
  168. Разрезы деревянного и металлического стержней под микроскопом.
  169. Нагревание металлического стержня.
  170. Компьютерные демонстрации взаимодействия частиц вещества.
  171. Компьютерные демонстрация, моделирующая передачу энергии при нагревании (на молекулярном уровне).
  172. Практические работы 1. Определение цены деления линейки и штангенциркуля, термометра.
  173. Измерение размеров малых тел.
  174. Изучение сохранения формы и объема жидкости (и газа).
  175. Компьютерная практическая работа
  176. Строение вещества. Молекулы и атомы.
  177. Наблюдение различий в молекулярном строении вещества в различных состояниях.1. Творческая работа1. Разработать способ сравнения теплопроводности различных твердых тел.
  178. Тема 2. Мир физических явлений (8 часов).
  179. Физические явления. Масса. Количество теплоты. Температура.1. Демонстрации1. Кипение воды.
  180. Движение игрушечной машинки.3. Электрическая искра.
  181. Изображение, даваемое линзой.
  182. Притяжение металлических опилок постоянным магнитом.6. Камертон.
  183. Компьютерные демонстрации распространения звука.
  184. Компьютерные демонстрации, моделирующие передачу энергии при нагревании (на молекулярном уровне).1. Практические работы
  185. Измерение температуры различных тел.
  186. Измерение изменения температуры вода и подсолнечного масла за равные промежутки времени при нагревании.
  187. Изготовление модели кристаллической решетки поваренной соли и льда.
  188. Измерение расстояния от линзы до изображения (фокусное расстояние).
  189. Компьютерная практическая работа 1. Распространение звука.1. Творческая работа
  190. Разработать способ, позволяющий сравнить количества теплот, необходимых для нагревания тел, изготовленных из различных веществ.
  191. Тема 3. Мир движения (10 часов).
  192. Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Время. Равномерное и равнопеременное движение. Скорость равномерного движения. Инерция.1. Демонстрации
  193. Скатывание шарика по наклонной плоскости.2. Вращение волчка.3. Свободное падение тела.
  194. Движение тележки с грузом.
  195. Движение шара на тележке (при разгоне и резком торможении тележки).
  196. Компьютерные демонстрации видов движения.
  197. Компьютерные демонстрации появления инерции.1. Практические работы
  198. Определение скорости тела равномерно движущегося тела.
  199. Изготовление устройства для демонстрации различных видовтраектории.
  200. Изготовление устройства, моделирующего относительность движения.
  201. Компьютерная практическая работа
  202. Наблюдение проявления относительности движения в технике и быту.
  203. Наблюдение проявлений различных видов механического движения в природе, технике и быту.1. Творческая работа
  204. Разработать способ, позволяющий практически определить скорость ветра.
  205. Разработать способ, позволяющий практически определить скорость таяния снега.
  206. Тема 4. Мир эксперимента (8 часов).
  207. Наблюдение. Опыт. Эксперимент. Электрический ток в металлах. Магнитное поле. Сообщающиеся сосуды.1. Демонстрации
  208. Движение транспорта за окном.
  209. Электромагнитная индукция.3. Электрический разряд.
  210. Семь цветов радуги (Дифракция белого света).
  211. Компьютерная демонстрация принципа действия сообщающихся сосудов.
  212. Компьютерная демонстрация тока в металлах.1. Практическая работа
  213. Изготовление простейшего электромагнита.
  214. Определение объема твердого тела правильной формы.
  215. Определение объема жидкости.
  216. Определение объема твердого тела произвольной геометрической формы.
  217. Изготовить простейшую модель действующего фонтана.
  218. Компьютерная практическая работа
  219. Наблюдение за действием электромагнита.
  220. Наблюдение за действием фонтана. Практическое применение сообщающихся сосудов в технике и быту.1. Творческая работа
  221. Разработать способ, позволяющий сравнивать силу магнитного поля различных магнитов.
  222. Разработать модель водопровода.
  223. УРОК 1 (I четверть) ТЕМА УРОКА: «Мир молекул
  224. Что изучает физика? Какое она имеет отношение к окружающему нас миру (предметам)?
  225. Из чего состоят все окружающие нас предметы (тела)?
  226. Учащимся начальной школы объясняется, что все окружающие нас предметы (тела) состоят из мельчайших частиц — молекул. Их вниманию предлагается познакомиться с моделями молекул (см. оборудование 9).
  227. Как расположены молекулы в твердых телах, жидкостях и газах?
  228. Учащимся объясняется, как располагаются молекулы в твердых телах (близко) — в газах (далеко) — в жидкостях (на среднем расстоянии).1. Закрепление1. ИГРА «КУЛАЧКИ МОЛЕКУЛЫ
  229. Показать, как расположены молекулы в твердых телах, жидкостях и газах.
  230. Игру повторить 3−4 раза с обязательной демонстрацией правильного выполнения задания).
  231. Как происходит нагревание твердого тела?
  232. Для получения ответа на этот вопрос проводится физический эксперимент с предварительным прогнозированием возможного результата).
  233. Эксперимент (см. оборудование 5,6,7).л
Заполнить форму текущей работой