Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира как педагогическая проблема (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теоретические подходы к формированию исследовательских умений

Методологическую основу исследования составили:

• — концепция новых видов обучения (А.Н. Алексюк, Ю. К. Бабанский, Л. В. Занков, И. Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.);
  • — теоретические исследования по вопросам развития творческих способностей личности (В.И. Андреев, Д. Б. Богоявленская, В. А. Крутецкий, И. Я. Лернер, Б. М. Теплов, Н. Ф. Талызина и др.);
  • — концепция развивающего обучения (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Р. Лурия, Н. М. Менчинская, С. Л. Рубенштейн, В. В. Репкин, Г. А. Цукерман, Д.Б. Эльконин);

Теоретическую основу составили: теоретические исследования по вопросам развития творческих способностей личности (В.И. Андреев, Д. Б. Богоявленская, В. А. Крутецкий, И. Я. Лернер, Б. М. Теплов, Н. Ф. Талызина и др.).

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни.

Александр Ильич Савенков считает, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, — одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Интеграция информативного (традиционного) и активного (исследовательского) обучения позволяет повысить мотивацию школьников к учению, приобщить их к интеллектуально-творческой деятельности, воспитать учебную самостоятельность (Дыбина О.В., Поддьяков А. Н., Савенков А. И. и др.).

Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

Успешное осуществление исследовательской деятельности требует наличия у учащегося специфического личностного образования — исследовательских способностей. Поэтому важно вести целенаправленную работу по формированию способов и приёмов исследовательской деятельности, мотивировать стремление к поиску (поисковая активность), оценивать его результаты.

Под способами и приемами исследовательской деятельности следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности. Это умение видеть проблемы, умение вырабатывать гипотезы, умение наблюдать, умение проводить эксперименты, умение давать определения понятиям и др. Поэтому на первой ступени обучения определена функция исследовательской деятельности: сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности. Исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Прав Л. С. Выготский, который писал о том, что творчество проявляется везде, где человек воображает, изменяет, отступает от стеореотипа, создает хоть крупицу нового для других и для себя. По-видимому, применительно к ранним ступеням развития детей нужно сделать акцент на субъективной стороне исследовательской деятельности, на том, что ребенок открывает и преобразует в самом себе, в своем видении мира независимо от степени осознанности и внешней результативности этого процесса, на том, что делает его, существом, обращенным к будущему, созидающим и видоизменяющим свое настоящее. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Основной задачей здесь является формирование исследовательских умений, потребности в серьезной мыслительной работе, самостоятельности мышления. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не просто передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создаёт такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности. В своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путём «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями! Этим она отличается от эвристического и проблемного обучения, находясь с ними в тесной взаимосвязи и одной группе образовательных технологий. Учебно-исследовательская деятельность рассматривается в литературе с позиции теории деятельности. Отмечено, что она имеет определенную структуру: цель, мотив, предмет, действия, продукт, результат, но эти компоненты имеют специфическое предметное содержание, отличающееся от любых других видов деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам организации познавательной деятельности младших школьников и их возрастным особенностям (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Поддьяков, Д.Б.Эльконин), а также анализ учебно-исследовательской деятельности с позиции общей теории деятельности позволяют выявить следующие компоненты исследовательской деятельности учащихся начальных классов:

• 1. Цели учебно-исследовательской деятельности учащихся могут быть связаны с установлением эмпирических свойств изучаемых объектов; изучением истории их возникновения и развития; конкретных данных об изучаемом объекте на основе широкого круга информации; выявления возможностей исследуемого объекта (реальных и выдуманных детьми) и др.
  • 2. Потребностно-мотивационная основа исследовательской деятельности детей включает социальные и познавательные мотивы. Широкие социальные мотивы — это стремление быть ответственным учеником, выполнять свои обязанности; узкие — похвала за успехи в исследовательской деятельности, утверждение в коллективе, внесение разнообразия в свою деятельность; мотивы сотрудничества — стремление к взаимодействию в процессе исследования с определенной группой учеников или учеником, сотрудничеству с педагогом или родителями. К познавательным мотивам мы отнесли мотив получения в результате исследования новых знаний; конкретного практического результата (продукта), овладения исследовательскими умениями; мотивы самообразования — использование полученных знаний и умений для самообразования.
  • 3. Субъекты учебно-исследовательской деятельности: ученик младших классов, группа учеников, весь класс, пары ученик-ученик, ученик-родитель, ученик-учитель.
  • 4. Объектами учебно-исследовательской деятельности учащихся младших классов могут служить объекты живой и неживой природы; искусственные объекты; социальные объекты (человек, группы людей, человеческие общества; фантастические объекты (сказочные герои).
  • 5. Средства учебной исследовательской деятельности школьников могут быть внутренними (познавательные способности и приобретенные знания и умения исследовательской деятельности) и внешними (источники информации, инструменты).
  • 6. Процесс учебно-исследовательской деятельности включает следующие этапы: выбор темы; постановка цели и задач исследования; планирование исследования и выбор методов; поиск информации, проведение опытов, опросов, создание таблиц и схем; формулирование выводов, представление результатов, анализ своей деятельности и самооценка.
  • 7. Результатами учебной исследовательской деятельности младших школьников являются следующие: формирование познавательных мотивов, субъективно новое для ученика знание; новый способ деятельности; исследовательские умения.

Таким образом, учебно-исследовательскую деятельность младших школьников можно определить как специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующую научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащимися субъективного знания с использованием доступных для детей методов исследования. Ее результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика.