Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Виды обучающих теорий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Виднейшими представителями и творцами этой концепции являются отечественные психологи С. Л. Рубинштейн, Н. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский, Ю. А. Самарин и др. В рамках ассоциативно-рефлекторной концепции усвоения школьником социального опыта разработана теория формирования понятий. Суть заключается в том, что обучение понимается как обобщение получаемых знаний и образования понятий. Под… Читать ещё >

Виды обучающих теорий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ассоциативно-рефлекторная теория опирается на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга человека, выявленные И. М. Сеченовым и И. П. Павловым. Суть данных закономерностей заключается в том, что в человеческом мозге идет постоянный процесс образования множества условно-рефлекторных связей — ассоциаций. Согласно ассоциативно-рефлекторной теории усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций: простых и сложных. Он имеет определенную логику, которая включает ряд последовательных этапов:

  • а) восприятие учебного материала;
  • б) его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;
  • в) запоминание и сохранение в памяти изученного материала;
  • г) применение усвоенного в практической деятельности.

Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий:

  • 1) формирования активного отношения к обучению со стороны обучаемых;
  • 2) подачи учебного материала в определенной последовательности;
  • 3) демонстрации и закрепления в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;
  • 4) применение знаний на практике.

Виднейшими представителями и творцами этой концепции являются отечественные психологи С. Л. Рубинштейн, Н. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский, Ю. А. Самарин и др. В рамках ассоциативно-рефлекторной концепции усвоения школьником социального опыта разработана теория формирования понятий. Суть заключается в том, что обучение понимается как обобщение получаемых знаний и образования понятий. Под понятием здесь имеется в виду результат ассоциаций по смыслу, абстрагирования и обобщения знаний, которые относятся к изучаемому явлению.

Теория содержательного обобщения В. В. Давыдова. В концепции развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина учебная деятельность ребенка представляется как познавательная и организуется она по теоретико-дедуктивному типу. Ее реализация достигается через формирование у учащихся теоретического мышления и особой организации познавательной деятельности. Учебный предмет не просто представляет систему знаний, а особым образом организует познание ребенком содержательных обобщений — генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования.

Понятие «субъект познания» выступает в этой концепции как способность ребенка овладеть научными понятиями, организованными по теоретическому типу, воспроизвести в собственной деятельности логику научного познания, осуществить восхождение к абстрактному от конкретного. Теория содействовала замене концентрической системы преподавания линейной, на ее основе произошла реорганизация начальной ступени обучения школьников. Обучение, построенное по теоретическому типу, наиболее благоприятно для умственного развития ребенка и оно названо обучающим.

Элементы суггестивной теории в обучении. Суггестопедическая концепция представляет собой обучение на основе эмоционального внушения в бодрствующем состоянии. Ее основы заложены в трудах В. М. Мясищева, Д. Н. Узнадзе, Б. Д. Парыгина, Г. К. Лозанова и др. Она предполагает комплексное использование в преподавании всех вербальных, невербальных, внеш0них и внутренних свойств суггестии (внушения).

Для учителя это означает:

  • 1) высокий авторитет — впечатляющие успехи в обучении, широкая известность, выдающиеся личностные качества, сила убеждения и др.;
  • 2) инфантилизация — установление естественной обстановки доверия, когда обучаемый как бы вверяет себя преподавателю;
  • 3) двуплановость при введении нового материала — каждое слово, несущее самостоятельную смысловую нагрузку, сопровождается соответствующей интонацией, жестом, мимикой и т. д.

Для обучаемых:

  • 1) постоянное положительное эмоциональное подкрепление за счет эстетических и комфортных условий, приобретения мысли об огромных возможностях интеллекта обучаемых, демонстрации быстрого продвижения вперед в изучении дисциплины и др.;
  • 2) «погружения» в учебную дисциплину, концентрирование изучаемого материала.

Для школьника главное — формирование веры в осуществимость задач обучения.

Подводя итог обсуждению вопроса о взаимодействии обучения и развития, об опережающей роли обучения в развитии психики школьника, нужно отметить одну очень важную особенность учебной деятельности. Психологи называют ее «парадоксом» и состоит он в том, что, усваивая знания, ребенок сам в этих знаниях ничего не меняет. Предметом таких изменений в учебной деятельности впервые становится ребенок — субъект, который осуществляет эту деятельность.

Учебная деятельность — это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет. Самое главное в учебной деятельности — поворот человека на самого себя: стал ли он для самого себя изменяющимся субъектом каждый час, каждый день.

Оценка собственных изменений, рефлексия на себя — собственный предмет учебный. Именно поэтому всякая учебная деятельность начинается с того, что ребенка оценивают. Обучение без отметок — это не есть обучение без оценок. И оценка должна быть как можно более расширенной. Через оценку ребенок выделяет себя как предмет изменений в учебной деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой