Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие изобразительного творчества у детей дошкольного возраста в музыке

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Имеющиеся в литературе данные свидетельствует о положительном влиянии воздействия взаимосвязи резных видов искусства на личность (Ю.Б. Борев, А. Н. Буров, В. В. Ванолов, Н. А. Дмитриева, С. М. Каган, Ю. А. Кремлев, Б.С. Мейлах). В возрастном аспекте оно рассматривается применительно к школьникам и детям дошкольного возраста как в нашей стране (Н.А. Бетлугнна, И. Л. Дзержинская, В. А. Езикеева, Т… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Необходимость эстетического воспитания дошкольников
    • 1. 1. Развитие творческих способностей дошкольников
    • 1. 2. Этапы творческой деятельности детей
  • Глава 2. О взаимосвязи музыки и живописи в теории и практике эстетического воспитания
    • 2. 1. Взаимосвязь искусства
    • 2. 1. Экспериментальный анализ восприятия творчества дошкольниками
  • Глава 3. Формирование у дошкольников восприятия музыкальных образов и организация условий их влияния на детский рисунок
  • Заключение
  • Список литературы

Развитие изобразительного творчества у детей дошкольного возраста в музыке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В решении задачи всестороннего развития личности важная роль принадлежит искусству. Еще в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» и в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» в качестве одной из важнейших задач выдвигается повышение уровня эстетического воспитания учащихся, улучшение художественного образования с целью формирования чувства прекрасного, развитие умения ценить красоту и понимать произведения искусства во всем их многообразии.

" Приобщение человека к художественной культуре, — говорил К. У. Черненко, — эстетическое воспитание дает прочные результаты, когда оно начинается с малых лет". Одним из существенных факторов повышения эффективности эстетического воспитания детей дошкольного возраста является поиск оптимальных условий организации процессов приобщения ребенка к различным видам искусства и творческой деятельности на этой основе.

Имеющиеся в литературе данные свидетельствует о положительном влиянии воздействия взаимосвязи резных видов искусства на личность (Ю.Б. Борев, А. Н. Буров, В. В. Ванолов, Н. А. Дмитриева, С. М. Каган, Ю. А. Кремлев, Б.С. Мейлах). В возрастном аспекте оно рассматривается применительно к школьникам и детям дошкольного возраста как в нашей стране (Н.А. Бетлугнна, И. Л. Дзержинская, В. А. Езикеева, Т. С. Комарова, т.г. казакова, Н. П. Сакулина, С.М. Чемортан), так и за рубежом (М. Пшиходзинська-Качичек, К. Левандовська, М. Климанова, А. Подгорна, А. Атанасовэ, Э. Башич).

Сочетание музыкальной и изобразительной деятельности — одно из наиболее продуктивных с точки зрения формирования у детей полноценного, комплексного художественного восприятия. Однако единая система комплексных занятий по музыке и изобразительной деятельности до сих пор не создана, так как остаются не раскрытыми условия влияния музыки на изобразительное творчество, не определены методы осуществления взаимосвязи данных видов искусства в учебном процессе, отсутствует характеристика механизмов перевода образов музыкальных произведений в изобразительные.

Существующая практика проведения комплексных занятий в дошкольных учреждениях не может достаточно эффективно служить развитию детского изобразительного творчества и эстетическому воспитанию в целом ввиду отсутствия методики выявления взаимосвязи музыкальных и графических образов. Вместе с тем передовой опыт работников дошкольного воспитания подтверждает необходимость проведения комплексных занятий по изобразительной и музыкальной деятельности. Однако занятия такого рода, как правило, носят эпизодический характер. Детские рисунки, выполненные по музыкальным впе-чатлениям, передают отдельные элементы произведения и являются невыразительными, фрагментарными.

Предмет исследования — влияние образа музыкального произведения на образ в детском рисунке.

Объект работы: дети, дошкольники.

Цель исследования — выявить возможности и условия осуществления взаимосвязи музыкальной и изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду.

Задачи работы:

1. Выявить влияние музыкального образа на детский рисунок.

2. Определить те педагогические условия, при которых восприятие музыки и последующее графическое воспроизведение музыкального обреза способствуют развитию детского изобразительного творчества.

3. Выяснить соотношение отдельных средств музыкальной и графической выразительности в процессе взаимосвязи этих двух видов художественной деятельности.

Теоретическое значение исследования заключается в том, что оно вносит вклад в разработку комплексного подхода в процессе эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Получены новые данные, свидетельствующие о влиянии музыки на выразительность изобразительного творчества детей.

Выявлены условия ознакомления детей с музыкальными произведениями, которые способствуют переводу музыкального образа в рисунок.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст] / Белова Е. С. — М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 2001.- 146с.
  2. Д.Б. Психология творческих способностей. [Текст] / Богоявленская Д. Б. — М., 2002. — 224с.
  3. Взаимосвязь изобразительной деятельности и музыки как средство эстетического воспитания дошкольников.- Башкортостан укытыусыпы (Учитель Башкирии), 1983, № 10, с. 64−67 (в соавторстве с Т.С.Комаровой).
  4. Возрастная и педагогическая психология: Учебник [Текст]/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунов, Л. Б. Ительсон и др.; Под. Ред.А. В. Петровского — М.: Просвещение, 1979 г. — 344с.
  5. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. [Текст] / Выготский Л. С. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.: ил.
  6. Т.Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2−4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: книга для воспитателя детского сада. [Текст] / Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. — М.:Просвещение, 1992. — 143с., ил.
  7. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. [Текст] / Игнатьев Е. И. — М., 1961.-223с.
  8. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками [Текст] / А. П. Ершова, Е. А. Захарова, Т. Г. Пеня и др. — М.: Просвещение, 1991 г. — 186с.
  9. Т.Г. Рисуют младшие дошкольники (пособие для воспитателя). [Текст] / Казакова Т. Г. — М., «Просвещение», 1971.- 96с.
  10. Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. [Текст] / Казанова Т. Г. — М., 1983. — 144с.
  11. С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебник для сред. проф. образования. [Текст] / Козлова С. А., Куликова Т. А. — 6-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 416с.
  12. , С.А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М., 2004.
  13. Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей. [Текст] / Комарова Т. С. // Дошкольное воспитание. 1998, № 10. — с.65−67
  14. Т.С. Школа эстетического воспитания. [Текст] / Комарова Т. С. — М.: Изд. Дом «Зимородок», 2006. — 418с.
  15. , Т.С. Предшкольная подготовка детей в процессе изобразительной деятельности /Т.С.Комарова // Педагогическое образование и наука. — 2006. — № 6. — С.48−51.
  16. Н.С. Умственные способности и возраст. [Текст] / Лейтес Н. С — М.: Педагогика, 2000. — 218с.
  17. А.А. Очерки психологического развития ребенка. [Текст] / Люблинская А. А. — М., 1965. — 184с.
  18. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. /под редакцией Н. П. Саккулиной. [Текст] - Изд. 5-е.- М., Просвещение, 1971 г.- 256с., ил.
  19. Образовательная система «Школа 2100» — качественное образование для всех: Сборник материалов / Под научн.ред.Д. И. Фельдштейна. — М., 2006.
  20. Отражение музыкальных образов в детских рисунках. — В кн.: Эстетическое воспитание студентов дошкольных факультетов и педучилищ. К Всероссийской научной конференции по вопросам эстетического воспитания в высших и средних педагогических учебных заведениях: Тезисы Всесоюзной научной конференции (февраль, 1970 г.), вып.2. М., стр.80−82.
  21. Отражение музыкальных образов в детских рисунках. — Дошкольное воспитание, 1978, № 2, с. 30−32.
  22. И.И. Новый подход к развитию творчества у дошкольников [Текст] / Поддьяков И. И. // Вопросы психологии. 1990, № 1., с. 5−7
  23. Л. Развиваем творческую активность дошкольников[Текст] / Прохорова Л. // Дошкольное воспитание. — 1996 № 5. стр. 21−27.
  24. Психология детей дошкольного возраста (Развитие познавательных процессов). [Текст] / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М.: «Просвещение», 1964. — 184с.
  25. Н.П. Рисование в дошкольном детстве [Текст] / Сакулина Н. П. — М.: «Просвещение», 1965. — 124с.
  26. Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. [Текст] / Сакулина Н. П., Комарова Т. С. — М.: «Просвещение», 1973. — 254с.
  27. Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. [Текст] / Флерина Е. А. — М., Учпедгиз, 1956.
  28. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Под общей ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: «Педагогика», 1972. — 286с.
Заполнить форму текущей работой