Система коррекционно-педагогической работы на уроках математики в младших классах коррекционно-развивающего обучения
![Диссертация: Система коррекционно-педагогической работы на уроках математики в младших классах коррекционно-развивающего обучения](https://westud.ru/work/2515928/cover.png)
Диссертация
Значительный вклад в изучение причин, путей предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости внесли многие отечественные психологи — П. П. Блонский, Л. И. Божович, В. И. Зыкова, З. И. Калмыкова, Н. А. Менчинская, Э. И. Моносзон, Н. И. Мурачковский, JI.C. Славина, А. А. Смирнов, B.C. Цетлин и др.- педагоги — Ю. К. Бабанский, А. А. Бударный, A.M. Гельмонт, Б. П. Есипов, С. М. Риверс, Т. Ю… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические подходы к проблеме коррекционно-развивающего обучения
- 1. 1. Причины трудностей в обучении учащихся общеобразовательной школы
- 1. 2. Система коррекционно-развивающего образования: проблемы и перспективы
- 1. 3. Проблема обучения математике учащихся начальных классов в условиях системы коррекционно-развивающего обучения
- Глава II. Готовность к овладению учебным материалом, но математике учащимися младших классов коррекционно-развивающего обучения (2 класс)
- 2. 1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента
- 2. 2. Сформированность количественных и пространственных представлений
- 2. 3. Знание нумерации первого и второго десятков
- 2. 4. Сформированность умений и навыков вычислений в пределах первого и второго десятков
- 2. 5. Овладение знаниями о величинах
- 2. 6. Умение решать задачи
- 2. 7. Овладение геометрическим материалом
- Глава III. Система и методика обучения математике во 2 классе коррекционно-развивающего обучения
- 3. 1. Организация обучающего эксперимента
- 3. 2. Обоснование обучающего эксперимента
- 3. 3. Методика проведения обучающего эксперимента
- 3. 4. Анализ результатов контрольного эксперимента
Список литературы
- Абдуллина Д.Г. Педагогические условия подготовки студентов к работе с детьми с задержкой психического развития: Автореферат, дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999. 21 с.
- Аверкин В. Готовим учителей новой специализации: Опыт подгот. учителей коррекц. обучения в Новгород, обл.. // Народное образование. -1998.-№ 6. -С. 156−157.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. -М.: Политиздат, 1985.-263 с.
- Агейкина М.Н. Проявление устойчивости внимания школьников в разных видах деятельности // Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей школьников как средство предупреждения неуспеваемости: Сб.ст. Куйбышев, 1976. — С. 28−40.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: Ось-89, 1997.-221 с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.-432 с.
- Ахутина Т.В. Дети с трудностями учения // Начальная школа: плюс -минус. 2000. — № 12. — С. 20−25.
- Ахутина Т.В., Обухова Л. Ф., Обухова О. Б. Трудности усвоения начального курса математики детьми младшего школьного возраста и их причины По материалам психол. исслед. // Психологическая наука и образование. -2001.-№ 1.-С. 65−78.
- Бабаев Н.Д. Этот ребенок необучаем, или что такое преграды развития (интервью) // Первое сентября. 1997. -№ 7. — С. 2.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. -560 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (аспект предупреждения неуспеваемости школьников). Ростов н/Д., 1972. — 347 с.
- Бантова М.А. Ошибки учащихся в вычислениях и их предупреждение // Начальная школа. 1982. — № 8. — С. 56−61.
- Бантова М.А. Система вычислительных навыков // Начальная школа. -1975. -№ 10. С. 51−55.
- Бедор Е. Комплексное изучение детей с временными задержками развития и вопросы их обучения. //Дефектология. 1975. — № 4. — С. 12−17.
- Безруких М.М. Груз школьных проблем: Анализ физиол. и психол.-пед. причин трудностей обучения детей в массовой шк. // Магистр. 1994. — № 5.-С. 2−10.
- Безруких М.М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Пробл. психол. адаптации: Пособие для студентов педин-тов, пед. училищ и колледжей и родителей. М.: Academia, 1996. — 231 с.
- Беличева С.А. Проблемы психологического обеспечения системы компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2000. — № 2. -С. 69−74.
- Беличева С.А. Содержание подготовки педагогических и психологических кадров для системы коррекционно-развивающего обучения // Вестник психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы. 1996. -№ 2. — С. 3−6.
- Белошистая А.В. Математика и конструирование в 1 классах специальных (коррекционпых) школ VII вида: Пособие для учителя. М.: Владос, 2005. -500 с.
- Белошистая А.В. Тетрадь по математике и конструированию для 1 кл.: В 4 выпусках. М.: Владос, 2005. — Вып. 1.-32 е., Вып. 2. — 32 с., Вып. 3. — 32 е., Вып. 4. — 32 с.
- Белошистая А.В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе/ А. В. Белошистая // Вопросы психологии. 2002. — № 6. -С. 32−44.
- Белошистая А.В. Организация и методика коррекционно-развивающего обучения математике в ДОУ // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2003. -№ 3. С. 10−15.
- Белошистая А.В. Формирование математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. — № 2. — С. 2−8.
- Бельтюкова Г. В. Методические ошибки при формировании у школьников вычислительных навыков // Начальная школа. 1980. — № 8. — С. 20−27.
- Беседы с учителем: 2 кл. четырехлет. нач. шк./ Под ред. JI.E. Журовой. -М.: Вентана-Граф, 2002. 320 с.
- Беседы с учителем: методика обучения: 1 кл. общеобразоват. учреждений/ под ред. JT.E. Журовой. -Изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: Вентана-Граф, 2005. 372 с.
- Блауберг И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке //Проблемы методологии системного исследования /Ред. И. В. Блауберг и др. М.: Мысль, 1970. — 455 с.
- Блинова JI.H. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие. Биробиджан: БГПИ, 1996. 183 с.
- Блонский П.П. Трудные школьники. М.: Работник просвещения, 1929. -131 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
- Боровикова О.Н., Боярская Л. Б. Неполноценным детям полноценную школьную жизнь.//Советская педагогика. — 1991.-№ 12.-С. 116−120.
- Борякова НЛО. О некоторых особенностях построения речевого высказывания детьми 6−7 лет с ЗПР при опоре на сюжетную картину // Дефектология. 1982. -№ 5. — С. 53−58.
- Бударный А.А. Индивидуальный' подход в обучении. // Советская педагогика. 1965. — № 7. — С. 70−83.
- Бударный А.А., Розенталь У. Д. Об одной из возможностей преодоления второгодничества. //Советская педагогика. 1966. — № 7 — С. 56−64.
- Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. 160 с.
- Вахрушев С.В. Психодиагностика учителем трудностей в обучении младших школьников: Автореферат, дис.. канд. психол. наук. М., 1996. -19 с.
- Вигродова Н. Изучение математики в классах коррекции // Математика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 1998. — Т.32. — август. — С. 11, 14.
- Власова Т.А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения ЗПР // Дефектология. 1975. -№ 6. — С. 8−17.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.- 175 с.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. -М., 1967.-207 с.
- Воспитание детей с ЗПР в процессе обучения: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1981.- 100 с.
- Вопросы олигофренопедагогики. Сборник статей под ред. А. Н. Граборова. М.: АПН РСФСР, 1949. — 225 с.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. -527 с.
- Выонкова Ю.Н. Проблемы коррекционно-развивающего обучения. // Педагогика. 1999.-№ 1.-С. 50−55.
- Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии 1966. — № 4. -С. 128−135.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в детской психологии. М.: Педагогика, 1966 — С. 236−277.
- Гельмонт A.M. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. — М.: АПН РСФСР, 1954.-92 с.
- Гильбух 10.3. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабоуспевающим школьникам: Пособие для учителей классов выравнивания: Киев: Радянська школа, 1985. — 176 с.
- Глассер У. Школы без неудачников. Перевод с англ. / Общая ред. и предисловие В. Я. Пилиповского. -М.: Прогресс, 1991. 184 с.
- Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста / Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М.: АПН СССР, 1989. — 120 с.
- Гурьянов Е. Второгодничество и меры борьбы с ним // Вестник просвещения МОНО. 1927.-№ 7−8.-С. 7−15.
- Гурьянова Т Заповедник для одаренных: Социал.-психол. пробл. обучения одаренных детей в общеобразовательной школе. // Первое сентября. -1997.-№ 29.-С. 3.
- Гурьянова Т. Классы коррекции педагогика бессилия // Первое сентября. — 1997.-№ 56.-С. 4.
- Гусева И.Н. Особенности обучения многозначным числам учащихся с задержкой психического развития пятого класса: Диссертация.. канд. пед. наук. Москва, 2002. — 229 с.
- Демчук Н.А. Особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития // Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании. Материалы межрегионал. научно-практич. конфер. Новокузнецк: Изд. ИПК, 2003. — С. 73−74.
- Демьянов Ю.Г. Клинико-психологическое обследование детей с так называемой «задержкой психического развития» // Дефектология. 1967. -№ 4.-С. 129−133.
- Демьянов Ю.Г. Некоторые данные исследований памяти у детей с задержкой психического развития // Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Т. III, вып. 1. М., 1968. — С. 405−406.
- Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М., «Педагогика», 1971. — 208 с.
- Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционио-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2004. — 224 с.
- Дубровина И.В. Изучение математических способностей детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии способностей. -1973. С. 5−59.
- Дунаева З.М., Ростягайлова Л. И. Итоги клинико-психолого-педагогического обследования учащихся вторых классов коррекционио-развивающего обучения (КРО) школ Москвы // Дефектология. 2000. -№ 6. — С. 40−44.
- Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.: Педагогика, 1973. — 150 с.
- Ермолаева С. Школа для «трудных» и «бесталанных». //Народное образование. 1995. — № 2. — С. 26−31.
- Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. 1972. — № 4. — С.29−35.
- Жаренкова Г. И. Психолого-педагогическое изучение учащихся с задержкой психического развития в специальной школе // Дефектология. -1981.-№ 2.-С. 14−26.
- Журбиянова Р.И. Некоторые аспекты работы с детьми, испытывающие затруднения в учебной деятельности // Школа. 2000. — № 6/39. — С. 32−35.
- Задержка психического развития детей и пути ее преодоления / Мин-во проев. СССР, АПН СССР, НИИ общ. Педагогики. Отд. Науч.-пед. Информации и подг. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Н. А. Никашина. М., 1976. — 47 с.
- Иванов Б. Выявление причин и преодоление второгодничества. //Советская педагогика.-1969.-№ 1.-С. 12−20.
- Иванов Е.С. Проблема задержек психического развития и дифференцированный подход в учебном процессе. // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. СПб: Образование, 1994. — С. 74−76.
- Иванова Л.С. Методы предупреждения типичных математических ошибок учащимися начальных классов: Автореферат, дис.. канд.пед.наук. -Киев, 1988.-24 с.
- Информационное письмо о II Всероссийской научно-практической конференции «Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы» //Вестник образования. 1997.-№ 8.-С. 85−91.
- Ипполитова И.Б. Особенности организации обучения математике в классах компенсирующего обучения // Гуманизация математического образования в школе и Вузе: Межвузовский сборник научных трудов. Саранск: Мордовский пединститут, 1996. С.133−138
- Ипполитова М.В. Особенности арифметических знаний у учащихся 1 класса с временной задержкой психического развития // Дети с временными задержками развития. / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзпер. М., «Педагогика», 1971. — 208 с.
- Ипполитова М.В. Особенности усвоения состава числа детьми с ЗПР //Дефектология. 1972. — № 5. — С. 29−35.
- Истомина Н.Б., Нефедова И. Б. Первые шаги в формировании умения решать задачи: Новые подходы в обучении // Начальная школа. 1998. -№ 11−12.-С. 42−48.
- Кабанова-Меллер Е.Н. О способах переноса приемов умственной деятельности / Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1970. — 232 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М., 1962. — 376 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
- Калмыкова З.И. Особенности абстрагирования и обобщения существенного в материале детьми с ЗПР // Дефектология. 1977. — № 4. -С. 19−26.
- Калмыкова З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления детей с задержкой психического развития //Дефектология 1978- № 3. — С. 3−8.
- Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М.: Знание, 1982. — 96 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.-200 с.
- Капустина Г. Геометрия в начальных классах: Коррекц. обучение./ Г. Капустина // Нач. шк.: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября», 1999. № 31, С.14- № 32, С.15- № 33, С.15- № 34, С.15- № 35, С. 14−16.
- Капустина Г. Примерное тематическое планирование уроков математики в классах коррекционно-развивающего обучения // Начальная школа: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1998. — № 21. — С. 14−15- (Продолжение см. № 22. — С. 13−14).
- Капустина Г. М. Особенности обучения младших школьников с задержкой психического развития решению арифметических задач: Автореферат, дис.. к.п.н.-М., 1984.- 14 с.
- Капустина Г. М. Усвоение математических знаний детьми с ЗПР //Дефектология. 1981. -№ 3. — С. 57−62.
- Капустина Г. М. Формирование элементарных математических знаний и представлений у детей дошкольного возраста: С задержкой псих, развития. // Дефектология. 1998. — № 2. — С. 22−29.
- Капустина Г. М., Садакова Н. К., Данынина Е. А. Некоторые изменения в программах обучения детей с задержкой психического развития (V-IX) // Дефектология. 1993.-№ 1.-С. 21−25.
- Классы выравнивания. Педагогические особенности. Вопросы организации: Метод, рекоменд. для руковод. органов народ, образов., директор, школ, учителей классов выравнивания / Г. Ф. Кумарина. КиевЛ 1980.-86 с.
- Классы с недостаточной математической подготовкой. // Математика в школе. 1997. — № 4. — С. 2.
- Клементьева Н.Р. Я.А. Коменский и проблема неуспеваемости школышков.//Я.А. Коменский и современное образование: проблемы, поиски, решения. Тез. Докл. Межд. Науч.-практич. Конф. Ч.1., -Челябинск, 1997. С. 79−80.
- Коваленко Р.В. Особенности обучения детей с задержкой психического развития // Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании. Материалы межрегионал. научно-практич. конфер. Новокузнецк: Изд. ИПК, 2003. — С. 96−97.
- Ковригина З.Н. Особенности построения урока в системе компенсирующего обучения. // Начальная школа 1999 — № 3. — С. 69−71.
- Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов М.: ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1997.- 160 с.
- Королев Б.Е. Проблемы организации классов коррекционно-развивающего обучения. // Математика в школе. 1997. — № 4 — С. 8−10.
- Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Б. Г1. Пузанова. М.: Академия, 1998. — 144 с.
- Коррекционно-развивающее обучение на уроках математики: V VI классы. Сост. Н. А. Курдюмова. — М.: Школьная пресса. -2002. — 96 с.
- Костенкова Ю.А. Развитие познавательной деятельности младших школьников с ЗПР в процессе обучения: Дисс. к.п.н. М., 1996. — 202 с.
- Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: пособие для индивидуальной работы в школе и дома для учащихся 2 классов общеобразовательных учреждений/ Е. Э. Кочурова. М.: Вентана — Граф, 2005. — 96 с.
- Кропачева Н. Проблема достижения стандарта по математике в классах компенсирующего обучения : Шк. № 4 г. Тобольска. // Математика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». -2000. -№.2. С. 11−12.
- Кропачева Н.А. Цели и содержание обучения математике неуспевающих учащихся/ Н. А. Кропачева // Актуальные проблемы обучения математике в школе и вузе. СПб., 2002. — С. 68−73.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение. -1972.-255 с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников / Под ред. Н. И. Чуприковой. М.: Институт практической психологии- Воронеж: Модэк, 1998. — 416 с.
- Ш.Кузнецова JI.B. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореферат, дис.. канд.психол.наук. М., 1986.- 19 с.
- Кулагина И.Ю. Отношение к учению у детей с ЗПР (в начальных классах специальной школы): Автореферат, дис.. канд.психол.наук. М., 1980. -14 с.
- Кулагина И.Ю. Эмоциональные реакции детей с ЗПР в оценочной ситуации // Дефектология. 1987. — № 3. — С. 21−30.
- Кулагина И.Ю., Пускаева Т. Д. Познавательная деятельность и ее детерминанты при ЗПР // Дефектология. 1989. — № 1. — С. 11−21.
- Кумарина Г. Ф. Дети «группы риска». // Советская педагогика. 1991. -№ 11.-С. 33−37.
- Кумарина Г. Ф. Компенсирующее обучение как форма педагогической помощи детям в условиях общеобразовательной школы // Начальная школа. 1995. — № 3. — С. 72−76.
- Кумарина Г. Ф., Паукова Т. Н. Компенсирующее обучение как новое направление в подготовке специалистов: Опыт пед. колледжа г. Нижевартовска Тюмен. обл. // Начальная школа 1999 — № 3- С. 10−14.
- Куропаткина Е. Из опыта работы в классах КРО // Математика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 1998. — №.26. — С. 18−19.
- Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 167 с.
- Лебединский В.В., Кошелева А. Д. Формирование умственных действий как метод диагностики и коррекции задержки интеллектуального развития // Первая Всесоюзная конференция по неврологии и психиатрии детского возраста. М., 1974. — С. 38−40.
- Леонтьев А.Н., Гальперин П. Я. Теория усвоения знаний и программированное обучение. -М., 1969. 172 с.
- Листенева А.В. Общая психолого-педагогическая характеристика детей и некоторые пути коррекционной работы в классах компенсирующего обучения / Классы компенсирующего обучения. Проблемы практические решения. Саранск, 1993. С. 3−13.
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику: Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении мл. школьников рус. яз., чтению и математике. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 1997. — 76 с.
- Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. -1988.-№ 1.-С. 12−18.
- Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. М.: Фолиум, 1999.-32 с.
- Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1990. -№ 6. — С. 10−17.
- Математика (М.И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С.В. Степанова) // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−4) в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2002. — 137 с.
- Математика // Программы начальных классов специальных общеобразовательных школ для детей с задержкой психического развития, в двух частях. Часть 1. Москва, 1982. — 64 с.
- Математика: Сотня: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. и 1 кл. трехлет. нач. шк./ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.- [Под ред. Ю.М. Колягина]. -2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1998. — 143 с.
- Менчинская Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников. // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. Под ред. Менчинской Н. А. М.: Изд. Педагогика, 1971. — 272 с.
- Менчинская Н.А. Психология обучения арифметики. М.: Учпедгиз, 1955. -432 с.
- Менчинская Н.А., Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметики. М.: Просвещение, 1965. — 224 с.
- Менчинская Н.А., Моро М. И. Проблемы учения и умственного развития школьников: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. -224 с.
- Методические рекомендации по обучению математике детей, испытывающих трудности в обучении: Пособие для учителей, воспитателей и родителей / Т. Ф. Воропская. М.: Аркти, 2002. — 42 с.
- Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. Под ред. чл. коррекционно-развивающего обучения. АПН СССР, проф. Н. В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002. — 208 с.
- Мищенко З.И. Дидактические основы подготовки учителя к коррекционно-развивающему обучению младших школьников: Автореферат на. соиск.. к.п.и. Курск, 2000. — С. 18.
- Моро М.И. Методы обучения математике в зависимости от особенностей познавательной деятельности учащихся //Начальная школа. 1976. — № 6. -С. 24−32.
- Мурачковский Н.И. Типы неуспевающих школьников. // Советская педагогика. 1965. — № 7. — С. 59−69.
- Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. — 67 с.
- Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В. И. Лубовского. Смоленск, 1994. — 128 с.
- Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой и др. М.: Просвещение, 1981. — 119 с.
- Опережающее обучение и работа в классе выравнивания (Мет. Рекомендации для учителей математики). Кемерово, 1992. -21 с.
- Организация коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе: Метод, рекомендации для руководителей образовательных учреждений / А. Садакова, Г. Н. Жарова, АЛО. Заровняева, Е. Э. Петрова. Новосибирск: НИИКиПРО, 1998. — 54 с.
- Отстающие в учении школьники: (Проблемы психического развития) / Под ред. З. И. Калмыковой, ИЛО. Кулагиной- Науч.-исслед. институт общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 208 с.
- Паукова Т.Н. Отрабатываем модель подготовки педагога нового типа: (Лаб. коррекц.-развивающего образования): Пед. училище г. Нижевартовска. //Специалист. 1997. — № 3. — С. 9−10.
- Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для вузов/ М. Н. Перова. -4-е изд., перераб. М.: Владос, 2001. — 406 с.
- Письмо Министерства просвещения от 3 июня 1988 года № 10−136−6 «О специальных классах выравнивания для детей с задержкой психического развития» // Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. 1988.-№ 21.-С. 25−28.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. высш. учеб. завед: В 2 кн. М.: Владос, 2001. — Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
- Подобед В.Л. Особенности кратковременной памяти у детей с задержкой психического развития: Автореферат, дис. канд.психол.наук. М., 1981. -18 с.
- Положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы: Утв. Департаментом образования Москвы 29 мая 1995 г. // Вестник психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы. 1995. — № 4. — С. 84−89.
- Приказ № 103 от 3 июля 1981 г. о введении классов выравнивания для детей с задержкой психического развития // Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР. 1982. — № 3. — С. 26.
- Приказ № 333 Министерства образования РФ от 8 сентября 1992 г. о введении компенсирующих классов для детей группы риска // Вестник образования. 1992. — № 11. — С. 67−80.
- Проблема малоуспевающего ученика // Просвещение ЛГОНО, 1927. № 2. -С. 9.
- Программа «Столичное образование»: Прил. 1 к Постановлению Правительства Москвы/ Моск. департамент образования, Моск. акад. развития образования. М.: Синергия, 1994. — 46 с.
- Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа. / Сост. С. Г. Шевченко. М.: Дрофа, 2001. -222 с.
- Программы начальных классов специальных общеобразовательных школ для детей с задержкой психического развития. В двух частях. Москва, 1982.
- Программы специальных (коррекционных) учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения. М., Просвещение, 1996.
- Психические особенности слабоуспевающих школьников / Пер. с нем. Под ред. И. Ломпшера. -М.: Педагогика, 1984. 184 с.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т.В. Вохмянина- / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 1998. — 160 с.
- Резолюция Всероссийской конференции «Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение: задачи и перспективы развития» г. Москва, 25−26 февраля 2003 г. // Коррекционная педагогика". -М., 2003. -№ 1. с.7−8.
- Рекомендации по предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся общеобразовательных школ / Сост.: Ю. К. Бабанский, Н. А. Менчинская, Г. А. Победоносцев. М.: Просвещение, 1976. 56 с.
- Рыдзе О.А. Научно-методические основы начального обучения математике в системе коррекционно-развивающего образования // Коррекционная педагогика. 2003. -№ 1.- С. 73−74.
- Савинцева Н. Первые уроки математики в 5 классе коррекционно-развивающего обучения // Математика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 1998.-№.32.-С. 15−18.
- Садовский В. Н. Система // Философский энциклопедический словарь/ Под ред. Ильичёва Л. Ф. и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
- Самарин Ю.А. Стиль умственной работы школьников. «Известия АПН РСФСР», ВЫП. 17, 1948.
- Система коррекционно-развивающего обучения в г. Москве. Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / отв. Ред. Курнешова Л. Е. М.: Центр инновации в педагогике. -1998.- 128 с.
- Система коррекционно-развивающего обучения Ростовской области (документы и материалы). Ростов на Дону: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, 1998. — 60 с.
- Скребнева О.В. Из опыта работы в классах КРО. // Математика в школе. -1997.-№ 4.-С. 10−12.
- Славина JI.C. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -214 с.
- Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя / Е. С. Слепович. -2-е изд., доп. -Минск: Нар. асвета, 1989. 62 с.
- Соловейчик СЛ. Утопии разделения//Первое сентября.-1997.-№ 77.-С.5.
- Справочник руководителя и учителя начальной школы: Нормативные документы и информационные письма. Вариативное содержание образования в начальной школе. Информационно-методические письма. Тула.: Родничок, 1999. 831 с.
- Степанов С. Неуловимый феномен. // Школьный психолог: еженед. прил. к. газ. «Первое сентября». 1999. — № 32. — С. 2−3.
- Стульпинас Т.Ю. Опыт диагностики слабой успеваемости и методика дифференцированной по ее преодолению: Автореферат канд. дис. М., 1971.-20 с.
- Сухаревская ЕЛО. Интегрированное обучение в начальной школе: Технология УДЕ (опорные конспекты, разработки уроков). Ростов н/Д: Феникс, 2003−349 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
- Технология коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития / Самар. обл. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования- Сост. И. Г. Кузнецова, E.IO. Головинская. Самара: Изд-во СИПКРО, 1998. — 137 с.
- Тригер Р.Д. Инициативная письменная речь учеников классов коррекционно-развивающего обучения: По материалам обследований учащихся нач. шк./ Р. Д. Тригер, Е. В. Владимирова // Дефектология. -2002.-№ 4.-С. 40−47.
- Тригер Р.Д. Некоторые особенности младших школьников с ЗПР в овладении грамматического строя речи // Дефектология. 1987. — № 5. -С. 12−17.
- Трофименко Г. С., Кукцев А. И., Белоусова Т. В. Школа № 52 Эволюция развития (основные концептуальные идеи) // Инновационная школа. -1997. -№ 3.- С. 36−38.
- УДЕ Материалы Пятой Всероссийской науч.-практич. конф. по пробл. укрупнения дидакт. единиц, 13−16 мая 1992 г.- Элиста: Б.и., 1992 290 с.
- Узорова О.В., Нефедова Е. А. Контрольные и проверочные работы по математике, 1−3 класс: / Пособие для начальной школы. К.: ГИППВ, 1997.-272 с.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Изд. второе, испр. и дои. Н. Новгород: НГПУ, 1994. — 230 с.
- Хоруженко К.М. Педагогика неуспеваемости. Терминологический словарь. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2000. — 432 с.
- Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Учеб. пособие для педагогов классов коррекционно-развивающего обучения/ Сост. В. М. Астапов, Сост. Ю.В. Микадзе- Сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. -М.: Ин-тпракт. психологии, 1996. -218 с.
- Цетлин B.C. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М.: Педагогика, 1987. 162 с.
- Цетлин B.C. Предупреждение неуспеваемости учащихся. М.: Знание, 1989.-80 с.
- Цыпина Н.А. Понимание прочитанного текста первоклассниками с задержкой психического развития//Дефектология 1974.-№ 1-С. 11−19.
- Чернов Б. Когда же мы поумнеем? // Первое сентября 1993.-№ 66.-С. 2.
- Чуркина M.JI. Особенности преподавания математике детям с ЗПР// Дефектология. 1998. — № 5. — С. 21−25.
- Чучалина JI.H. Исследование арифметических обобщений у детей с временными задержками психического развития // Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М.: «Педагогика», 1971. — 208 с.
- Шардукалов В.Н. Обучение детей с задержкой психического развития. // Начальная школа. 1993 г. — № 2. — С. 58−60.
- Шевченко С.Г. Информационно-методическое письмо по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условия общеобразовательных учреждений. // Начальная школа. 1997. — № 10. -С. 71−88.
- Шевченко С.Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении // Дефектология. 1995. -№ 1. — С. 30−37.
- Шевченко С.Г. Коррекцнонно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. М.: Владос, 2001.- 136 с.
- Шевченко С.Г. Новое в коррекционно-развивающем обучении детей с трудностями в обучении // Дефектология. 2001. — № 4. — С. 21 -24.
- Шевченко С.Г. Преодолевая трудности в обучении (о вариативности образования в школе). // Завуч. 1998. -№ 3. — С. 93−103.
- Шершень М.М. Дети второгодники. — JL: 1927. — 44 с.
- Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении. М.: ИПК и ПРНО МО, 1995. — 84 с.
- Эк В. В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя/ В. В. Эк. -2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 2005. 220 с.
- Эрдниев П.М. Математика 1−2 / Укрупненные дидактические единицы (Книга для учителя и ученика). М.: АО СТОЛЕТИЕ, 1995 — 384 с.
- Эрдниев П.М. О структуре дидактической единицы усвоения знаний // Вестник высшей школы. 1968. -№ 10. — С. 34−41.
- Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология бучения. В 2 ч. 4.1 И II М.: Просвещение, 1992. — 175 с.
- Эрдниев П. М. Эрдниев Б.П. Обучение математике в школе / Укрупнение дидактических единиц: Кн. для учителя. М.: АО Столетие, 1996. — 320 с.
- Эфрусси П.О. Школьная неуспеваемость и второгодничество. М.-Л.: Госиздат. 1928.-48 с. 216.10рченко И., Гильбух Ю. Классы выравнивания в школах Украины. // Народное образование. 1987. — С 50−55.
- Яковлева И.М. Обучение сложению и вычитанию многозначных чисел в специальной (коррекционной) школе VIII вида/ И. М. Яковлева // Дефектология. 2001. — № 6. — С. 29−34.
- Ямбург Е.А. Эта «Скучная» наука управления.-М.: АПН ЦИТП, 1992.-64с.
- Яссман JI.B. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития // Дефектология. 1976.-№ 3.-С. 35−42.
- Яхина X. Путь к причалу: Опыт работы учителя нач. шк. Г. Белебеля в Башкирии В. П. Колесаповой по обучению математике детей, отстающих в обучении. // Учительская газета. 1996. — 30 апр. (№ 18). — С. 9.
- Konopnicki J. Niepowodzenie W nauce szkolnej // Nova Szkola. 1963, — № 12. -C. 12−22.
- Kupisiewicz C. Niepowodzenie dydaktyczne. Warszawa, 1969.
- Sauer W. Der Stand der Zurlling sforschung in padagogischer Sicht. // Zeitschritt fur Padagogik. — 1970, — № 2. — Ss. 571−593.
- Witziack T. Fur Diagnostik und Entwicklung der Schulfahigkeit. Berlin, 1968. -289 s.