Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы обучения, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В книге «Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер определил цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться». В связи с этим возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения инновационных методов обучения. Практическому освоению методов… Читать ещё >

Методы обучения, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяются четыре блока: личностный (умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор), регулятивный (умения организовывать свою деятельность, познавательный (умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире) и коммуникативный (умения общаться, взаимодействовать с людьми).

Остановимся более подробно на формировании познавательных универсальных учебных действиях.

В Программе ФГОС НОО обозначено, что в сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется.

  • — развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
  • — практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

  • — систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
  • — выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
  • — заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Также формирование познавательных УУД согласно требованиям ФГОС должно учитывать уровень когнитивного развития каждого ученика. В каждом классе занимаются учащиеся с разными способностями, с различным темпом усвоения изучаемого материала. Задача учителя усложняется: как научить учиться всех обучающихся?

В книге «Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер определил цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться». В связи с этим возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения инновационных методов обучения.

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы — Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.

Главная цель технологии развития критического мышления — развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.

В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л. С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим, а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л. С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.

Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методических приемов, развивающих интеллектуальные, коммуникативные и познавательные умения.

Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока (занятия).

Рассмотрим систематизацию приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных действий (умений).

Таблица 1.1Технология формирования универсальных учебных действий.

Познавательные УУД.

Приемы ТРКМ.

Логические универсальные действия.

Кластер Верные — неверные утверждения Синквейн Эссе.

Методы обучения, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий.

Зигзаг.

Общеучебные.

Инсерт Чтение с остановками.

Постановка и решение проблемы.

Знали — Хотим узнать — Узнали Толстые и тонкие вопросы.

Знаково-символические.

Кластер

Каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов-осмысление-рефлексия» они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

Кластеры — выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Таблица тонких и толстых вопросов — может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.

Знали — Хотим узнать — Узнали — таблица поможет собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их Инсерт — во время чтения текста необходимо делать на полях пометки:

«?» — уже знал «-» — думал по-другому.

«+» — новое для меня «?» — не понял, есть вопросы Зигзаг — Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим.

ТРКМ позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:

  • — умение работать с информацией в разных областях знаний;
  • — умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • — умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • — умение решать проблемы;
  • — способность самостоятельно заниматься своим обучением;
  • — умение сотрудничать и работать в группе;
  • — способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Формирование критического мышления в период адаптации ФГОС приобретает особую актуальность.

В качестве целей при изучении выступает не обучение как таковое, при котором содержанием будут лишь практические знания, навыки и умения, а образование личности.

Критическое мышление, таким образом, не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т. д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

Поэтому, работая в русле критического мышления, уделяем большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, нам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой