Теория и практика подготовки учителей в Польше к формированию познавательной активности учащихся
Диссертация
Познавательная активность слагается на основе взаимодействия человека с окружающей действительностью, с мотивированной деятельности, предполагающей субъектность целенаправленных действий, установку на приобретение знаний и овладение методами познания, сознательное применение способов познания и рефлексивные действия, связанные с анализом собственной деятельности и полученных результатов в ходе… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
- 1. Познавательная активность человека как условие его развития в общечеловеческой культуре
- 2. Познавательная активность обучающихся как важная составляющая образования нового времени
- 3. Специфические условия развития активности учащихся в Царстве Польском
- Выводы к главе /
- ГЛАВА II. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
- 1. Развитие научных концепций познавательной активности обучающихся в теории и практике педагогического образования
- 2. Познавательная активность учащихся как психолого-педагогический феномен
- 3. Специфика профессиональной подготовки польских студентов к развитию познавательной активности учащихся
- Выводы к главе //
- ГЛАВА III. СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛЬСКИХ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
- 1. Теоретические знания как основополагающий фактор профессиональной готовности студентов к формированию познавательной активности учащихся
- 2. Формирование практической готовности студентов к развитию познавательной активности учащихся
- 3. Динамика целостного процесса профессиональной подготовки учителей к развитию познавательной активности учащихся
- 4. Психолого-педагогические условия и тенденции развития теории и практики профессиональной подготовки учителей к формированию познавательной активности в польских учебных заведениях
- Выводы к главе ///
Список литературы
- Асмолов А.Т. Деятельность и установка. -М.: МГУ, 1979 — 150 с.
- Асмолов А.Т. Личность как предмет психологического исследования. М., 1974.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980 — 368 с.
- Богданова Т.П. Труд и социальная активность молодежи. Издательство БГУ им. В. И. Ленина, 1972. — 240 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творческая.- Ростов на Дону: РГУ, 1983.- 174 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения т.2, — М., Педагогика, 1979.
- Баравский И. Обусловленность инновационной деятельности учителя. -Варшава, 1986.
- Боткин И.В., Эльманолив М., Малиц М. Учиться без границ, как выполнить «человеческие пробелы». Варшава, 1982.
- Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.-96 с.
- Ю.Булгаков М. История киевской академии. Спб., 1843.11 .Вейнар И. Учитель нужный по-другому // Обучение учителей по отношению к общественной перемене. Под ред. Х. Квятковской, Варшава, 1991.
- Виленский вестник. 1864, 19 сентября, № 133.
- З.Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.
- Венцковски Р. Методы поддержки образовательной активности детей // Жизнь школы, 1992, № 8.
- Венцковски Р. Педагогика на раннем этапе школьного обучения. Варшава, 1993.1 б. Венцковски Р. Учительское образование в области педагогики раннешкольного периода. Варшава, 1994, Общество по распространению знаний.
- Венцковски Р. Альтернативная педагогика ее сущность и основные вопросы // Альтернативное образование, дилеммы теории и практики / Под рук. Б.Сливерского. — Краков, 1992.
- Вербицкий A.A., Борисова Н. В. Методические рекомендации по проведению деловых игр. М., В.И.М.Ц. ПТОМ, 1990.
- Веселов Н.Х. Начальное образование и народные училища в Западной Европе и в России // Русская школа, 1890, № 2.
- Войченко А.П. Организация учебно-воспитательного процесса в педвузе как средство формирования профессиональной готовности студентов кпедагогической деятельности: автореф. дис. канд.пед.наук. Фрунзе, 1980.-25 с.
- Вопросы активизации познавательной деятельности школьников / Труды сотрудников кафедры педагогики МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1978.
- Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей. Ред. А. И. Пискунов. М.: Изд-во МПГИ. — 259 с.
- Воробьев Г. В. Источники и факторы определения педагогической проблематики // Советская педагогика, 1982, № 5, с. 63−67.
- Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность в обучении. -М.: 1978.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 520 с.
- Гебос А.И. Психология познавательной активности учащихся. Кишинев: Штильница, 1975.
- Гожелок Н. Новая форма организации познавательной деятельности учащихся в СССР // Новая школа, 1975, № 9.
- Гусев Г. И. Подготовка студентов к педагогическому самообразованию в процессе их самостоятельной работы по педагогике: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1974. -23 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
- Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. // Советская педагогика, 1961, № 8.
- Данилов М.А. Процесс обучения в современной школе. М.: Просвещение, 1960.-299 с.
- Дистервег А. Руководство для немецких учителей. 1913.
- Дидактика средней школы: некоторые проблемы в современной дидактике / под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
- Дневник законов. Варшава, 1867, т.67.
- Днепров Э.Д. Школа в России во второй половине XIX в. // Советская педагогика, 1975, № 9, с. 290−298.
- Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.: Просвещение, 1986. — 143 с.
- Иванова Р.Г., Мартеновская Т. В. Развитие активности и самостоятельности учащихся. // Химия в школе, 1979, № 6.
- Иоголевич A.B. Новые исследования в педагогических науках. М., 1976, № 2.
- Кавуля Ст. Учитель и новаторство // Голос учителя, 1989, № 42.
- Кветиньски 36. Контексты вопросов о переменах в образовании учителей, в кн.: Образование учителей по отношению к перемене общества / Под ред. Х.Квятковской. Варшава, 1991.
- Квятковска X. Новое ориентирование в образование учителей. Предпосылки и методы образования учителей. Варшава, 1988.
- Квятковска X. Образование учителей в перспективе вопросов о современности и о будущем // Образование учителей по отношению к перемене общества / Под ред. Х. Квятковской, Варшава, 1991.
- Кимаск Г. А., Кузнецова Н. Е. Способы организации познавательной деятельности учащихся на уроке и их классификация // В сб.: Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе.-Л., 1980.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследований, игры и дискуссии, (анализ зарубежного опыты). Рига: НГОД «Эксперимент», 1995. — 176 с.
- Книга для чтения по истории средних веков под ред. П. Г. Виноградова, вып. З.-М., 1899.
- Кобылинский В. Деятельность Советов педагогического развития // Судьбы педагогических инноваций / Под ред. Гержберга и др. Варшава, 1990.
- Корнилов A.A. Русская политика в Польше со времен разделов до начала XX века. Петроград, 1915.
- Крупская Н.К. Об учителе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — с. 360.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 6 томах, 1978, т. 4.
- Кубин Я. От источника инноваций до первого применения // Общественные перемены и технический прогресс. Вроцлав, 1972.
- Кудрявцев В.Т. Проблемной обучение, истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991.-80 с.
- Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — с. 21−30.5 5. Кузьмина Н. В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Гомель, 1976. — 57 с.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф. дис.. док.псих.наук по педагогике. -Л., 1965.-39 с.
- Куписевич И. Основы общей дидактики / пер. с польск. М.: Высшая школа, 1986. -368 с.
- Куписевич И. Парадигмы и видение образовательных реформ. Варшава, 1981.
- Куявиньски И. Развитие творческой активности учеников начальных классов. Методический очерк. Варшава, 1990.
- Левина М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования. Минск, 1998. — 344 с.
- Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека // Детская педагогическая психология. -М.: Просвещение, 1964.
- Лернер И .Я. Проблемное обучение. -М.: Знание, 1974. 64 с.
- Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значения для практики. // Советская педагогика, 1990, № 5. 10−17 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность сознание — личность. — М.: Политиздат, 1977. -с. 576.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. — 576 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.
- Любавский М.К. История западных славян. Изд. 2-ое. М., 1918.
- Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 208 с.
- Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. т. 22. — М., 1962.
- Матюшкин A.M. Актуальные вопросы проблемного обучения / Оконь В. Основы проблемного обучения / пер. с польск. М.: Просвещение, 1968, -186−203 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972 — 208 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
- Менчинская H.A. Психологические проблемы активности личности в обучении.-М., 1971.
- Методы педагогических исследований. Ред. А. И. Пискунов, Г. В. Воробьев. -М.: Педагогика, 1979. 256 с.
- Методы руководства творческой познавательной деятельностью учащихся в обучении // Сб. науч. трудов. М.: MlJL1И им. В. И. Ленина, 1980. — 188 с.
- Морозов История русского театра до половины XVIII столетия. Спб, 1889.
- Очерки истории школы и педагогики за рубежом, ч. 1. / С древнейших времен до великой французской революции. Эксперим. учеб пособие. М.: Изд. АПН СССР, 1988. — с. 93
- Памятная книжка Сувалкской губернии за 1890 г. Сувалки, 1890.
- Папеш Я. Об отсутствующих в польской школе организационных решениях // От педагогики до педагогики / Под ред. Е. Родевич, М. Шчепльской-Пустовской. Торунь, 1993.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Платон // Собр. соч. в 4 т. М.: Мысль, 1990. — 860 с.
- Первая всеобщая перепись русской империи 1897 г. Спб., 1904.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1909, т.З.
- Петрасински 3. Инновационная компетенция как новый элемент общего и профессионального образования // Педагогический квартальник, 1970, № 2.
- Познаньский К. Реформа школьная в Королевстве Польском в 1862. -Вароцлав-Варшава-Краков, 1968.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.1976. — 280 с.
- Попек С. Стимуляторы и тормоза творческой педагогической работы // Педагогическое нововведение / Под. ред Р.Шульца. Варшава, 1988.
- Попов A.B. Развивающий канон как средство активизации творчества в учебном процессе. М.: Труды исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, 1993. — 150с.
- Радищев А.Н. Избранные сочинения. М., 1949.
- Развитие познавательной активности в обучении / Труды сотрудников кафедры МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1971.
- Регуш Л.А. Развитие способностей и прогнозирование познавательной деятельности. ЛГПИ, 1983 — 84 с.
- Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. — 496 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. -147 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. М., 1977. — 3−18 с.
- Сливерский Б. Альтернативное обучение. Дилеммы теории и практики / Ред. Б.Сливерский. Краков, 1992.
- Словарь польского языка / под ред. В. Дорошевского, Варшава, 1963.
- Списки населенных мест Сувалкской губернии как материал для историко-этнографической географии края / Собрал Э. А. Вальтер, Спб., 1901.
- Способ обучать малолетних детей чтению играючи и в самое короткое время, выдуманный учителем М.Блемером. -М., 1789.
- Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи. вып. 2, — Спб, 1900.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3 томах. -М.: Педагогика, 1980, т.2.
- Талызина Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории. // Советская педагогика. 1977. — № 1 — с. 22−36.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 136 с.
- Толстой JI.Н. Избранные педагогические сочинений. M., 1953.
- Тульвисте П.Э.-И. О социально-историческом развитии познавательных процессов (на материале зарубежных экспериментально-психологических исследований): Автореф. дис.. канд.псих.наук. М., 1975. — 20 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт человеческой антропологии // Педагогические сочинения в 6 томах, т. 5−6 / Составитель С. Ф. Егоров.-М., 1990.
- Формаковский В.Ф. Начальная школа министерства народного просвещения / по офиц. источникам /. М., 1900.
- Фридман JI.M. Формирование познавательных интересов у школьников. -М.: Просвещение, 1979. 116 с.
- Циркуляр по Варшавскому учебному округу за 1899 год, № 3.
- Циркуляр по Варшавскому учебному округу за 1899 год, № 11.
- Циркуляр по Варшавскому учебному округу за 1899 год, № 12.
- Циркуляр по Варшавскому учебному округу за 1873 год, № 9.
- Циркуляр по Варшавскому учебному округу за 1896 год, № 6.
- Циркуляр по Варшавскому учебному округу за 1897 год, № 12.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -208 с.
- Шамова Т.И. Проблема активизации учения школьников (дидактическая концепция и пути реализации принципа активности в обучении): Автореф. дис.. докт.пед.наук. М., 1977 — 32 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы систематизации профессиональной деятельности. М., 1982- 185 с.
- Шацки Я. Встреча с утопией. Варшава, 1980.
- Школе нужен творческий педагог // Учитель, 1999, № 2, 82−85 с.
- Шульц Р. Образование для педагогических инновация генезис, смысл и применение идеи. // Образование педагогических инноваций / Под ред. Р.Шульца. — Торунь, 1992.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов школьника. //Педагогика, 1988, № 10.
- Чеботарев Х.А. Слово о способах и путях, ведущих к просвещению. М., 1979.
- Чистович И. Феофан Прокопович и его время. Спб., 1868.
- Ягела Я. Обусловленности творческой активности учителей // Педагогическое нововведение / Под ред. Р.Шульца. Варшава, 1988.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Теанологические аспекты. Л.: ЛГУ, 1988.
- Якиманская И.С. Знания и мышления человека. М.: Знание, 1985 — 80 с.
- Adamski F. О potrzebie pedagogiki personalistycznej Wychowawca 1993, nr 7−8 s. 11- 18.
- Aktywnosc tworcza dzieci i mlodziezy. Red.S.Popek Warszawa- WsiP, 1988−211 s.
- Baley S. Drogi samopoznania- Krakow- PWN, 1958 174 s.
- Banach Cz. Polska szkola i system edukacji. Przemiany i perspektywy Torun- Wyd. Adam Marszalek, 1995- 185 s.
- Barnes D. Nauczyciel i uczniowie. Od porozumiewania sie do ksztalcenia -Warszawa- WsiP, 1998 255 s.
- Bromberek B. Role spoleczne nauczyciela Poznan- UAM, 1973 — 168 s.
- Chmielewska J. Koncepcja programowo-organizacyjna ogolnopedagogicznej praktyki asystenckiej- Ruch Pedagogiczny 1980, nr 3 -21−33 s.
- Chmielewska J. Koordynacja zadan praktyk ogolnopedagogicznych i przedmiotowo-metodycznych Ruch Pedagogiczny 1981, nr2 187−197 s.
- Chmielewska J. Piate ogolnopolskie seminarium nauczycieli praktycznego przygotowania do zawodu w czasie studiow — Ruch Pedagogiczny 1980, nr 3
- Czajkowski K. Wychowanie i nauczanie w klasach nizszych szkoly podstawowej- Warszawa- PWN, 1971 306 s.
- Dejko J. Dejko M. Stymulacja aktywnosci dziecka w procesie dydaktyczno-wychowawczym Zycie Szkoly 1991, nr 1 — 18−22 s.
- Denek K. Pomiar efektywnosci ksztalcenia w szkole wyzszej Warszawa- PWN, 1980−227 s.
- Dudzikowa M. O trudnej sztuce tworzenia samego siebie Warszawa- Nasza Ksiegarnia, 1985−373 s.
- Duraj -Nowakowa K. Gotowosc zawodowa do dzialalnosci pedagogicznej kandydatow na nauczycieli /tendencje i problemy/ Katowice — USL, 1983 250 s.
- Duraj -Nowakowa K. Gotowosc zawodowa studentow jako gotowosc psychiczna do dzialalnosci pedagogicznej Ruch Pedagogiczny 1981, nr 2 264 272 s.
- Duraj Nowakowa K. Osobowosc i dzialalnosc pedagogiczna nauczyciela /koncepcje systemowe/ - Warszawa — WsiP, 1983 — 350 s.
- Duraj -Nowakowa K. Praktyka pedagogiczna. Przewodnik dla studentow pedagogiki Katowice- USL, 1978 — 138 s.
- Edukacja nauczycielska wobec zmiany spolecznej.Red. H. Kwiatkowska.-Warszawa- PTP, 1991 122 s.
- Encyklopedia pedagogiczna. Red. W. Pomykalo Warszawa- Fundacja Innowacja, 1993 — 1016 s.
- Encyklopedia popularna Warszawa- PWN, 1982 -1102 s.
- Faure K. Uczyc sie, aby bye Warszawa- PWN, 1975 — 292 s.
- Filipowicz F. Rataj M. Vademecum mlodego nauczyciela Warszawa- WsiP, 1988−391 s.
- Fleming E. Unowoczesnienie systemu dydaktycznego Warszawa- WsiP, 1974−293 s.
- Gajda J. Wychowywac do prawdy Lublin- UMC-S, 1995 — 143 s.
- Giza T. Przygotowanie studentow uczelni pedagogicznych do tworczej pracy zawodowej Edukacja 1995, nr 2 — 60 s.
- Gloton R. Clero C. Tworcza aktywnosc dziecka Warszawa- WsiP, 1988 -255s.
- Green D.R. Psychologia w szkole Warszawa- PWN, 1974 — 238 s.
- Grochocinski M. Z badan nad uwarunkowaniem aktywnosci uczniow w edukacji wczesnoszkolnej Gdansk- UG, 1990 -214 s.
- Gurycka A. Godziny do dyspozyeji wychowawcy klasowego Warszawa- WsiP, 1983−331 s.
- Gurycka A. Przeciw nudzie. O aktywnosci. Warszawa- NK, 1977 — 146 s.
- Gurycka A. Rozwoj i ksztaltowanie zainteresowan. Warszawa- WsiP, 1978 -230 s.
- Hamer H. Klucz do efektywnosci nauczania Warszawa- Wyd. Veda, 1994 -296 s.
- Hurlok E. Rozwoj mlodziezy Warszawa- PWN, 1987 — 176 s.
- Jakowicka M. Praktyka pedagogiczna w systemie studiow wyzszych-Nauczyciel i wychowawca 1976, nr 5 -39 s.
- Jankowska H. Rozwoj czynnosci poznawczych u dzieci- wybrane zagadnienia -Warszawa- WsiP, 1992- 151 s.
- Jaskot K. Wychowanie w szkole wyzszej- problemy teoretyczno-metodologicz-Ne Warszawa-Poznan- PWN, 1984 — 183 s.
- Jodlowska B. Start- szok zawodowy- tworcza praca naucyciela -Warszawa- WsiP, 1991−207 s.
- Jundzill I. Aktywizacja dziecka w procesie wychowania. Warszawa- PZWS, 1986- 150 s.
- Jurkowski A. Rozwoj umyslowy i aktywnosc poznawcza uczniow. -Warszawa- WsiP, 1986 174 s.
- Kaczmarek S. Ksztaltowanie tworczej postawy nauczyciela. Wroclaw- Ossolineum, 1970 — 192 s.
- Karas S. Samoksztalcenie w zawodzie Warszawa- WsiP, 1980 — 152 s.
- Kaufman A i in. Inwetyka: metody, poszukiwania tworczych rozwiazan. -Warszawa- WNT, 1975 288 s.
- Kielar M. Potrzeby i mozliwosci poznawcze dziecka. Wychowanie w Przedszkolu 1987 nr 11 12−19 s.
- Kmita J. Szkice z teorii poznania naukowego.- Warszawa-PWN, 1976 226 s.
- Kocowski J. Aktywnosc tworcza czlowieka: filogeneza, flinkcje, uwarunkowania -Krakow- UJ, 1985 -35 s
- Kon Igor S. Odkrycie «Ja» -Warszawa- PIW, 1990 227 s.
- Korczak J. Pisma wybrane -t.III -Warszawa- NK, 1978−418 s.
- Kotusiewicz A. Ksztalcenie nauczyciela a problemy wspolczesnej edukacji.-Warszwa- PWN, 1989 237 s.
- Kozakiewicz M. Nowoczesnosc nauczycieli. Proba diagnozy.-Warszawa- PAN, 1974−300 s.
- Kozielecki J. Koncepcje psychologiczne czlowieka.- Warszawa-Wyd. Zak, 1995 -292 s.
- Kozielecki J. Psychologiczna teoria samowiedzy.-Warszwa- PWN, 1986 -478 s.
- Kozlowski J. Analiza i ocena pracy nauczyciela.-Warszawa- PZWS, 1 966 144 s.
- Kozlowski J. Nauczyciel a zawod. -Warszwa- PZWS, 1966 212 s.
- Kozlowski J. Uwarunkowania efektywnosci pracy dydaktycznej nauczycieli.-Warszawa- IKN, 1979 —216 s.
- Kozuchowski L. Koncepcje ksztalcenia pedagogow. -Warszawa- PWN, 1980 -248 s.
- Krawcewicz S. Funkcje etyki zawodu nauczyciela Nowa Szkola, 1988, nr 1 -6−13 s.
- Krawcewicz S. Ksztalcenie ustawiczne nauczycieli. Warszawa- NK, 1976 -192 s.
- Krawcewicz S. Nauczyciel i srodowisko.-Warszawa- KiW, 1968 180 s.
- Krumm V. Na ile otwarta jest szkola publiczna.- Kwartalnik Pedagogiczny, 1989 Nr3- 18−27 s.
- Kruszewski K. Ksztalcenie w szkole wyzszej.-Warszawa- PWN, 1973 -242 s.
- Kuligowska K. Doskonalenie lekcji- z problematyki optymalizacji ksztalcenia. -Warszawa- WsiP, 1984 207 s.
- Kulpa I. Problemy ksztalcenia nauczycieli. -Krakow- PWN, 1971 162 s.
- Kupisiewicz Cz. Podstawy dydaktyki ogolnej.-Warszawa- PWN, 1973 332 s.
- Kurowicki J. Poznanie a spoleczenstwo. Warszawa- WSiP, 1997 291 s.
- Kwasnica R. Ku pytaniom o psychopedagogiczne ksztalcenie nauczycieli. -Kwartalnik Pedagogiczny, 1990, nr 3 -59−60 s.
- Kwiatkowska H. Edukacja nauczycielska -identyfikacja wspolczesnych kie-runkow przemian.-Edukacja, 1992, nr 2 -71−79 s.
- Kwiatkowska H. Kierunki przemian funkcji zawodowych nauczyciela.-Ruch Pedagogiczny, 1990, nr 1−2 -17 s.
- Kwiatkowska H. Nowa orientacja w ksztalceniu nauczycieli, zalozenia i metody Edukacji nauczycielskiej.-Warszawa- PWN, 1988 358 s.
- Kwiecinski Z. Pedagogika przejscia i pogranicza. Referat na konferencje naukowa"Oswiata i wychowanie wobec kryzysu «wygloszony podczas Zjazdu PTP, /maszynopis powielony/ -Torun, 1989 19 s.
- Kwiecinski Z. Pedagogika przejscia i pogranicza.- Warszawa- Instytut Badan Ludowych, 1990−178 s.
- Lebiedzinski WL. Poznanie, pamiec, przewidywanie. Olsztyn- WSP, 1998 -201 s.
- Lebiedzinski WL. Spoleczne i biologiczne mechanizmy poznania. Olsztyn- WSP, 1995- 137 s.
- Legowicz J. Spor o etyczno-moralny statut nauczyciela.- Nauczyciel i wychowanie, 1986, nr 4 31 s.
- Lewicki T. Indywidualizacja ksztalcenia Warszawa-PWN, 1977 -334 s.
- Lewowicki T. Proces ksztalcenia w szkole wyzszej. -Warszawa-Poznan- PWN, 1988−266 s.
- Lubanski K. Aktywnosc uczniow szkol podstawowych w czasie wolnym.-Problemy Opiekunczo-Wychowawcze, 1990, nr 9 -341−344 s.
- Lobocki M. Metody badan pedagogicznych.-Warszawa-PWN, 1976 314 s.
- Lobocki M. O altruizmie w wychowaniu.-Problemy Opiekunczo-Wychowawcze, 1992, nr 10 421 s.
- Lukaszewki W. Szanse rozwoju osobowosci.-Warszawa- KiW, 1984 530 s.
- Maciaszek M. Ksztaltowanie umiejetnosci dydaktycznych nauczyciela.-Warszawa- PZWS, 1963 -294 s.
- Malinowski T. Nauczyciel i spoleczenstwo. Warszawa- PZWS, 1968 -252 s.
- Metodologiczne problemy pedagogiki. Red. H. Muszynski.-Wroclaw- Ossolineum, 1977 314 s.
- Metodyka ksztalcenia nauczycieli. Red.S. Szajek.-Poznan- UAM, 1974 176 s.
- Miejsce i znaczenie praktyk pedagogicznych w uniwersyteckim ksztalceniu Nauczycieli. Metodyka ksztalcenia nauczycieli. Red. S. Szajek. Poznan- UAM, 1974- 177 s.
- Miller R. Proces wychowania i jego wyniki. -Warszawa- PZWS, 1966 182 s.
- Millerowna R. O pracy nauczyciela. -Warszawa- KiW, 1946 46 s.
- Mellibruda J. Poszukiwanie samego siebie. -Warszawa- NK, 1977 216 s.
- Muszynski H. Zarys teorii wychowania. -Warszawa- PWN, 1981 422 s.
- Muszynski H. Wstep do metodologii pedagogiki. Warszawa- PWN, 1971 -348 s.
- Nauczanie poczatkowe. Zeszyt nr 4.-Kielce- 1993/1994.
- Nauczyciele nauczycieli- Z teorii i praktyki ksztalcenia nauczycieli.Red. H. Kwiatkowska, A. Kotusiewicz.- Warszawa Lodz- PWN, 1992 — 300 s.
- Nauczyciel. Obszary edukacji. Red. J. Rusiecki.-Olsztyn- SKU"Glob», 1996 -261 s.
- Nauczyciel w procesie przemian. Red. A. Rodziewicz-Winnicki.-Katowice- Usl, 1989- 154 s.
- Nibrzydowski L. Psychologia wychowawcza: samoswiadomosc, aktywnosc, stosunki interpersonalne. -Warszawa- PWN, 1989 -337 s.
- Nowak S. Metodologia badan socjologicznych.-Warszawa- PWN, 1970 242 s.
- Nowak M. O wartosciach chrzescijanskich w wychowaniu.-Kultura i Edukacja, 1992, nr 2 46 s.
- Nowicki A. Nauczyciele.-Lublin- Wyd. Lubelskie, 1981 -334 s.
- Obuchowski K. Czlowiek intencjonalny.-Warszawa- PWN, 1993 200 s.
- Odmiany myslenia o edukacji. Red. J.Rutkowiak.-Krakow- Impuls, 1995 391 s.
- Od pedagogiki ku pedagogii.Red. E. Radziewicz, M. Szczepska-Pustkowska. Torun- Wydawnictwo «Edytor», 1993 -473 s.
- Okon W. Rzecz о edukacji nauczycieli.-Warszawa- WsiP, 1991 289 s.
- Okon W. Slownik pedagogiczny. Warszawa- PWN, 1992 — 246 s.
- Okon W. Wprowadzenie do dydaktyki ogolnej .-Warszawa- Wyd .Zak, 1995 -423 s.
- Olszowka J. Wplyw stylu kierownictwa pedagogicznego na aktywnosc poznawcza dzieci.-Zycie Szkoly, 1993, nr 4 36−39 s.
- Olubinski A. Podmiotowosc roli nauczyciela i ucznia /w swietle wynikow badan/.-Torun- UMK, 1991 240 s.
- Pacek S. Aktywnosc poznawcza studentow.-Warszawa- IPNPTiSzW, 1982 -146 s.
- Pachocinski R. O praktykach pedagogicznych za granica.-Nowa Szkola, 1992, nr 2−16−21 s.
- Palka S. Teoria pedagogiczna a praktyczne doswiadczenia nauczycieli.-Warszawa- WsiP, 1989 203 s.
- Pearson Allen J. Nauczyciel: teoria i praktyka w ksztalceniu nauczycieli.-Warszawa- WsiP, 1994 -181 s.
- Pilch T. Zasady badan pedagogicznych.-Wroclaw- Ossolineum, 1977 220 s.
- Poznanie, umysl, kultura. Red. Z. Cackowski.-Lublin- Wyd. Lubelskie, 1 982 494 s.
- Problemy organizacji i modernizacji procesu ksztalcenia umiejetnosci zawodowych studentow kierunkow nauczycielskich w szkole wyzszej. Red. J.Poplucz.-Katowice- Usl, 1988 204 s.
- Przeclawska A. Rola praktyki w uniwersyteckim systemie ksztalcenia pedago-gicznego.-Kwartalnik Pedagogiczny, 1972 nr 4 41−51 s.
- Przetacznikowa M. Podstawy rozwoju psychicznego dzieci i mlodziezy.-Warszawa- WsiP, 1980−213 s.
- Przetacznikowa M., Makiello-Jarza G. Psychologia rozwojowa.-Warszawa- WsiP, 1973−212 s.
- Pszczolkowski T. Mala encyklopedia prakseologii i teorii organizacji.-Wroclaw- Ossolineum, 1978 346 s.
- Raczkowska J. Rozwijanie i integracja form aktywnosci dzieci i mlodziezy.-Problemy Opiekunczo-Wychowawcze, 1988, nr 3 99−109 s.
- Radziwillowiczowie M.R. O aktywnosci i aktywizacji uczniow w nauczniu Poczatkowym.- Zycie Szkoly, 1996, nr 5 -1−8 s.
- Rainko S. Rola podmiotu w poznaniu. Zarys zagadnien.-Warszawa- PWN, 1971- 164 s.
- Rataj M. Samoksztalcenie nauczycieli. Stan i potrzeby.-Wroclaw- Ossolineum, 1972−288 s.
- Rodziewicz-Winnicki A. Aktywnosc i aktywizacja w swiadomosci wychowaw-Czej. -Problemy Opiekunczo-Wychowawcze, 1996, nr 8 -10−15 s.
- Rogala S. Psychologiczne uwarunkowania efektywnego ksztalcenia nauczycie-li.-Nowa Szkola, 1994, nr 3 -134−136 s.
- Rozwijanie aktywnosci tworczej uczniow klas poczatkowych: zarys metod.-Red. J.Kujawinski.-Warszawa- WsiP, 1990, -269 s.
- Rozwoj tworczej aktywnosci dziecka. Red. J.Kida.-Rzeszow- WSP, 1994 -160 s.
- Ruminski A. Aksjologia pedagogiczna w ksztalceniu nauczycieli.-Olsztyn- WSP, 1992,-143 s.
- Ruminski A. O Odpowiedzialnosci moralnej nauczyciela.-Wychowawca, 1993, Nr 11 -15 s.
- Rusiecki M. Smutne dziedzictwo.-Wychowawca, 1993, nr 2 7−8 s.
- Ruta Z. I in. Ksztalcenie nauczycieli w Polsce Ludowej. -Krakow- WSP, 1978−134 s.
- Rutkowiak I. Bledy dydaktyczne poczatkujacych nauczycieli.-Wroclaw- Ossolineum, 1974−280 s.
- Sawicki P. Horyzont bycia nauczycielem.-Wychowawca, 1993, nr 11 -33−37 s.
- Siemieniecki B. Srodki dydaktyczne w procesie myslenia tworczego.-Krakow- WSP, 1991−286 s.
- Slownik psychologiczny. Red. W. Szewczuk.-Warszawa-Wiedza Powszechna, 1985−363 s.
- Sosnicki K. Teoria srodkow wychowania.-Warszawa-NK, 1973 194 s.
- Stasiakiewicz M. Tworcza aktywnosc dziecka jako czynnik jego rozwoju. Zycie Szkoly, 1980, nr 10 38−44 s.
- Strelau J., Jurkowski A., Putkiewicz Z. Podstawy psychologii dia nauczycieli.-Warszawa- PWN, 1981 486 s.
- Stymulacja aktywnosci dziecka w okresie wczesnoszkolnym.Red. B. Wilgocka-Okon, I. Wolny. -Olsztyn- WSP, 1990 132 s.
- Suchodolski B. Problemy wychowania w cywilizacji nowoczesnej.-Warszawa- PWN, 1974−290 s.
- Schulz R. Nauczyciel jako innowator.-Warszawa- WsiP, 1989 211 s.
- Schulz R. Nauka a wartosci wychowawcze.-Wroclaw- Ossolineum, 1974, — 226 s.
- Schulz R. Refleksje o pedagogice wspolczesnej. Edukacja, 1984, nr 1 -25−27 s.
- Szuman S. Aktywnosc wlasna jako czynnik rozwoju dziecka w okresie lat 714.- Nowa Szkola, 1956, nr 6 -564−571 s.
- Szymanski A. O niektorych problemach praktyki pedagogicznej studentow. -Ruch Pedagogiczny, 1981, nr 2 204−206 s.
- Szymanski M.S. Tworczosc i style poznawcze uczniow. -Warszawa- WsiP, 1987−224 s.
- Tarnowski J. Czlowiek dialog — wychowanie.-Znak, 1991, nr 436 -69−70 s.
- Tischner J. Z problematyki nauczania. Znak, 1968, nr 20 — 912−914 s.
- Tokarz A. Rola motywacji poznawczej w aktywnosci tworczej.-Wroclaw- Ossolineum, 1985 197 s.
- Tomaszewski J. Z pogranicza psychologii i pedagogiki. -Warszawa- PZWS, 1970−259 s.
- Trempala J. Rozwoj umyslowy mlodziezy akademickiej.-Edukacja, 1994, nr 4 -58−70 s.
- Tyszkowa M. Aktywnosc i dzialalnosc dzieci i mlodziezy. -Warszawa- WsiP, 1990,-255 s.
- Urbanski R. Wartosci wychowawcze w perspektywie recentywistycznej.-Ruch Pedagogiczny, 1989, nr 2−3, -61−64 s.
- Wieckowski R. Pedagogika wczesnoszkolna.-Warszawa- WsiP, 1993 277 s.
- Wieckowski R. Edukacja nauczycielska w zakresie pedagogiki wczesnoszkolnej .-Warszawa- WSP TWP «Sorus», 1994 79 s.
- Wieckowski R. Metody wspierania aktywnosci edukacyjnej dzieci.- Zycie Szkoly, 1992, nr 8 —451−456 s.
- Wloch St. Rozwijanie aktywnosci badawczej dzieci.-Wychowanie w Przedszkolu, 1987, nr 9 508−512 s.
- Wlodarski Z. Aktywnosc i jej znaczenie dla rozwoju. -Problemy Opiekunczo-Wychowawcze, 1990, nr 1−2, -13−19 s.
- Wlodarski Z. Refleksje na temat efektow ksztalcenia.-Psychologia Wychowawcza, 1979, nr 4 -434−443 s.
- Wojtynski W. O ksztalceniu nauczyciela szkoly podstawowej w Polsce i na swiecie.-Warszawa- PZWS, 1971 312 s.
- Woroniecki Z. Wyksztalcenie a przydatnosc zawadowa nauczycieli.-Warszawa -Lodz- PWN, 1991 284 s.
- Wosinski M. Wspoldzialanie nauczyciela z uczniami.-Katowice- Usl, 1980 -198 s.
- Wychowanie w szkole wyzszej. Red. J. Binczycka. Prace Pedagogiczne, nr 13 -Katowice- Usl, 1980 144 s.
- Verhack J. Wychowywac czyli wzbudzac poznanie wlasnego istnienia. «Communio», 1992, nr 3 -14−17 s.
- Vidal M. Kryzys wartosci moralnych. t.2.-Poznan-Warszawa- Communio, 1978, — 151 s.
- Z badan nad zawodem nauczyciela. Red. S.Krawcewicz. -Warszawa- WsiP, 1979, — 498 s.
- Z zagadnien pedeutologii i ksztalcenia nauczycieli. Red. H. Kwiatkowska, T.Lewowicki.-Warszawa- PAN, 1995 207 s.
- Zarys pedagogiki. Red. B. Suchodolski. T. l i 2.-Warszawa-PWN, 1965 598 s.
- Zbiegien -Maciag L. Aktywnosc spoleczna w zastosowaniu do badan empirycznych. Propozycje definicyjne. -Studia Socjologiczne, 1974, nr 4 -69−72 s.
- Zborowski Z. Integralnosc osobowosci.-Psychologia Wychowawcza, 1972, nr 2, 145−162.
- Zborowski Z. Rozwijanie aktywnosci tworczej dzieci.-Warszawa- WsiP, 1986 -94 s.
- Ziemka M. Rodzina i dziecko. Warszawa- PWN, 1979 479 s.
- Ziman J.M. Spoleczenstwo nauki. Warszawa- PIW, 1969 228 s.
- Zechowska B. Efektywnosc pracy nauczyciela. -Katowice- Usl, 1982 188 s.
- Zechowska B. Sukces zawodowy nauczyciela i jego uwarunkowania.-Slupsk- WSP, 1978−216 s.
- Тексты тематических контрольных работ для выявления качества знаний учащихся.
- Контрольная работа № 1. «Первоначальные химические понятия.» Вариант I.1. Задание 1.
- Перепишите формулы веществ и укажите валентность азота:1. N0, N205.
- Составьте формулы соединений, образованных хлором (I) и химическими элементами: Си (И), А1,1. Задание 2.
- Расставьте коэффициенты в следующих схемах реакций: а) гп+НС1 гпСЬ+Нзб) Си+02-Си0
- К какому типу относится каждая реакция?
- Почему вы отнесли реакцию «б» к указанному вами типу?1. Задание 3.
- Выпишите из уравнений реакций в задании 2 формулы простых веществ.
- Почему вы отнесли эти вещества к простым?1. Задание 4.
- Какова масса 2 моль оксида серы (IV) 802?
- Контрольная работа № 2."Кислород. Оксиды. Горение.- Водород. Кислоты. Соли." Вариант I.1. Задание 1.
- Даны вещества: оксид фосфора (V), цинк, оксид меди (II), медь.1. с какими из этих веществ реагирует соляная кислота?2. напишите уравнения возможных реакций и укажите тип.3. напишите названия продуктов реакций.1. Задание 2.
- Даны формулы веществ: А&- Ре2Оэ, 802, Са804, Р205, СиО, КС1, НМ03, А1,
- НзБОд, N2, т2о, пс, Ш2, АёМ)3.
- Выпишите отдельно формулы оксидов неметаллов, оксидов металлов, солей, кислот.
- Назовите выбранные вами вещества.1. Задание 3.
- Сравните состав кислоты и соли (укажите признаки сходства и различия): Н2804 и А12(804)3. Задание 4.
- Дано уравнение химической реакции и краткая запись условия задачи. Придумайте текст задачи и решите ее: х г 4 моль 2Mg + 02 = 2MgO
- Контрольная работа № 3."Важнейшие классы неорганических соединений Вариант I.1. Задание 1.
- Составьте уравнения реакции, подтверждающее принадлежность нерастворимой кремниевой кислоты к классу кислот. Запишите формулу соответствующего ей оксида, назовите его. Задание 2.
- Из приведенного ряда выпишите отдельно формулы основных оксидов: Na20, CuO, КОН, S02, CuCl2, NaOH, HCl, KN03, Cu (OH)2, H3PO4, HN03, P2Os, N203, MgO.
- Объясните, почему вы отнесли эти вещества к основным оксидам. Запишите уравнение реакций между соляной кислотой и любым основным оксидом из приведенного списка. Задание 3.
- Из приведенного ряда, выпишите формулы веществ, составляющих генетический ряд натрия:
- H2S03, Na3P04, Са (ОН)2, Ca, Р205, S02, NaOH, СаО, Na20, Н3Р04, CaS03, Na, Р. Составьте схему взаимосвязи членов генетического ряда натрия: укажите класс, к которому относится каждый из них- дайте им названия. Задание 4.
- Какая масса серы должна соединиться с водородом для образования 0,2 моль сероводорода?
- Другие варианты аналогичны)
- Урок по теме: «Первоначальные химические понятия.» (I срез)
- Сформулируйте определение (по усмотрению учителя} — (к}.
- Составьте формулы по валентности (или определите валентность ~ (а): Составьте формулы соединений:1.в. натрия с серой (И), азотом (Ш), хлором (1)-1. в. хлора (1) с алюминием, калием, медью (И) —
- I в. натрия с кислородом, магния с кислородом, водорода с хлором (1)-1. в. кислорода с натрием, серой (1У), азотом (У) —
- V в. магния с йодом (1), калия с азотом (Ш), хрома (У1) с кислородом.
- I. Уравнения реакций, их типы, (а) Напишите уравнения реакций и определите их тип:1.в. а) алюминий + кислород — оксид алюминияб) оксид ртути (Н) ртуть + кислород1. в.—а) фосфор + кислород оксид фосфора (У)б) хлорид свинца (И) + цинк хлорид цинка + свинец
- I в. а) хлор + водород — хлороводородб) хлорид натрия-натрий + хлор1. в. а) соляная кислота + цинк-хлорид цинка + водородб) алюминий + йод-иодид алюминия
- V в. а) вода-водород + кислородб) магний + кислород-оксид магния.1. Рисунок и модель.
- Выполните рисунок смеси, химического соединения, простого и сложного вещества. Дайте им определения. (а).
- Составьте модели молекул воды, кислорода, водорода и т. д. по образцу.(1) (задание выполняется по вариантам)
- Урок по теме: «Вода. Растворы. Основания.» (II срез)
- Цель: обнаружение сформированности учебных приемов репродуктивной деятельности учащихся.
- I в.: H2C03, CuCl2, А1(ОН)з, Mg (OH)2, H2S, HCl, P205, S03, H3P04, Al2(SO)4, Na20.1. в.: СаСОз, HN03, Fe (OH)2, BaCl2, KOH, C02, Ba (N03)2, A1C13, FeO, Ca (OH)2,so3.
- V в. Как экспериментально доказать, что оксид фосфора^) и оксид cepbi (IV) взаимодействуют с водой? Какие вещества при этом получаются и как это доказать?
- I в. Определите массовую долю хлорида натрия в растворе, если в 50мл воды растворить Юг хлорида натрия.1. в. Выпарили 15% раствор сахара массой 150 г. Определите массу сахара. Сколько воды испарилось?
- V в. Какова массовая доля сульфата натрия в 40 г раствора, содержащего 2 г этой соли?
- Текст инструкции к работе «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений».
- Цель: формирование учебных приемов эвристической деятельности и выявление уровня их сформированности. Задание к практической работе.1. Вариант I.
- Задача № 1. (формирование учебных приемов- с', е') В пробирках под номерами выданы растворы соляной кислоты- HCl, хлорида натрия- NaCl, гидроксида натрия- NaOH. Опытным путем докажите в какой из пробирок находятся каждый из указанных веществ.
- Задача № 2. (формирование учебного приема- с') Пользуясь имеющимися реактивами, проведите реакции, характеризующие химические свойства гидроксида натрия- NaOH. Запишите уравнения реакций, укажите признаки.
- Задача № 3. (формирование учебного приема- а') Осуществить реакции по схеме: Zn-ZnCl2-Zn (OH)2
- Задача № 4. (формирование учебного приема- c', q') Выдана смесь черного цвета. Как доказать, что в этой смеси есть оксид меди (II) — СиО. Запишите уравнения реакций, укажите признаки. Задание к самостоятельной работе.
- Дайте сравнительную характеристику оксида натрия- Na20 и оксида углерода (IV) — С02 по плану (формирование учебного приема- е'):1.сходство:а) по составу-б) по химическим свойствам-2. различие: а) по составу-б) по химическим свойствам-
- Характеризуя химические свойства, напишите уравнения реакций. Другие варианты аналогичные по содержанию.
- Текст инструкции к работе «Решение экспериментальных задач».
- Цель: выявить сформированность некоторых учебных приемов эвристической деятельности учащихся.1. Вариант I.
- Задание к практической работе. Задача № 1.
- Получите хлорид меди (II) — СиСЬ двумя способами. Задача № 2.
- Дан раствор соляной кислоты- HCl. Подтвердите опытным путем к какому классу неорганических соединений она относится. Задача № 3.
- Дана смесь, состоящая из соли хлорида натрия- NaCl и опилок. Выделите из нее хлорид натрия. Задача № 4.
- В четырех пробирках находятся соляная кислота- HCl, гидроксид натрия-NaOH, хлорид натрия- NaCl, сульфат бария- BaS04. Определите эти вещества при помощи характерных реакций.
- Задания к самостоятельной работе:
- Задача № 1 .(формирование учебного приема- d') Составьте таблицу сравнения серной и соляной кислот, укажите что общего и в чем различие в зависимости от свойств и строения.
- Задача № 2. (формирование учебных приемов- l', q') Дополните схему прибора для получения водорода в пробирку. На рисунке сделайте пояснения, какие вещества и где должны находится до и после проведения опыта.
- Задача № 3.(формирование учебных приемов- к', е') Сравните по составу хлорид натрия- NaCl и соляную кислоту- HCl. Объясните причины сходства и различия.
- Задача № 4. (формирование учебного приема- а') Какой объем (л) водорода образуется при взаимодействии б4г цинка с раствором соляной кислоты?
- Другие варианты аналогичные по содержанию.
- Примерная методическая разработка процесса обучения экологическим знаниям, умениям и навыкам на основе стимулирования познавательной активности учащихся.
- Изложение исследовательского проекта «Воздух» является следующим:
- Воздух физико-химическое явление.1. Экскурсия в метеорологическую обсерваторию.1.I. Земная атмосфера.1. Экология воздуха.1. V. Воздух стихия.1. VI. Дыхание воздухом.
- VII. Воздух в крайних условиях.
- С.Эльбановска «Как удивить ребенка тем, что светит, плавает, летает?»
- А.Х.Пекара «Интересные истории о воздухе».
- Отгадывание ребуса, где ответом есть слово ВОЗДУХ (смотри приложение). Большая составная часть ребуса и буквы прикреплены к доске. Дети отгадывают ребус и записывают ответ.
- Беседа с учениками по следующему плану: — Что такое воздух?- Можно ли увидеть, «проткнуть» воздух?- Чем является воздух?- Как можно убедиться в том, что воздух существует?
- Эксперимент, подтверждающий существование воздуха.
- Чтобы обеспечить правильное проведение опытов, с каждой группой работает помощник /родитель-доброволец/.1 ГРУППА.
- Вспомогательные материалы: миска с водой, бутылка от сиропа, листок бумаги, карандаш.
- Задание: Проверьте, что находится в «пустой» бутылке? Бутылку окуните в воду. Что происходит? Ответ запишите или нарисуйте на листке бумаги.2 ГРУППА.
- Вспомогательные материалы: стакан, маленький деревянный кубик, миска с водой, листок бумаги, карандаш.
- Задание: Бросьте кубик в миску с водой и наблюдайте, что с ним происходит. Затем переверните стакан вверх дном и прикройте им плавающий кубик. Что с ним произошло? Как вы думаете, почему это произошло? Запишите свои ответы.3 ГРУППА.
- Вспомогательные материалы: одноразовый шприц (без иглы).
- Задание: Потяните за толчок. Отверстие шприца закройте пальцем и постепенно надавливайте на толчок. Что сопротивляется в шприце? Можно ли это «что-то» сдавить? Затем отпустите толчок, не переставая закрывать отверстие шприца. Что происходит?4 ГРУППА.
- Вспомогательные материалы: стакан с водой, листок бумаги, миска.
- Групповое повторение полученных результатов представление своих наблюдательных карт. Далее просмотр фрагмента видеофильма «Науки для детей» -1 часть, которая описывает слово «воздух».
- Ознакомление детей с научной работой С. Эльбановской «Как удивить ребенка в дошкольном возрасте тем, что светит, плавает, летает?», которая будет нам сопутствовать в течение целого цикла занятий на тему «Воздух».
- Беседа детей с метеорологом по плану: на тему: Чем занимается метеорология?- Чем занимаются метеорологи?- Что такое погода?- Как исследуется погода?- Какие приборы служат для исследования погоды?
- Ознакомление с аппаратурой для измерения воздуха и прогноза погоды.
- По возвращении в школу проведение опыта с целью исследования направления ветра. Для этого ученики вместе с учителем выходят на улицу.
- Вспомогательные материалы: платочек /носовой/.
- Задание: Возьмите платок за уголок и приподнимите его вверх. Что происходит с платком? С какой стороны дует ветер?
- Упражнение на умение пользования термометром в классе.
- Изготовление указателей направления ветра (каждый учащийся).
- Й.Гафф. «Воздух, свет, вода».
- Й.Гафф. «Земля, море и небо».
- Приготовление головоломки (ребуса), где ответом есть слово АТМОСФЕРА.
- Беседа с детьми, сопровождаемая иллюстрациями и объяснениями учителя: — Что такое атмосфера?- Из чего она состоит?- Кому и зачем нужен кислород?- Откуда берется кислород?
- Опыты по определению веса воздуха и попытка ответа на вопрос: «Может ли огонь гореть без кислорода?»
- Класс разделен на 3 группы, дети проводят опыты в присутствии взрослых.1 ГРУППА.
- Вспомогательные материалы: два воздушных шарика, прут, стул, листок бумаги, карандаш.
- Задание 1: На спинку стула приставьте, соблюдая равновесие, прут с привязанными одинаково надутыми шариками. Шарики привязаны к пруту шнурками длиной 15 см.
- Отвяжите один шарик, выпустите из него воздух и привяжите к пруту. Постарайтесь установить равновесие.
- Ответьте на вопросы: Что происходит? Почему? Нарисуйте это.2 ГРУППА.
- Работает в присутствии взрослого.
- Вспомогательные материалы: две свечки, стеклянная банка.
- Задание: Проверьте, нужен ли огню кислород? Одну свечку прикройбанкой. Ответьте на вопросы: Которая свеча сгорела быстрее? Почему?3 ГРУППА.
- Работает в присутствии взрослого.
- Вспомогательные материалы: свечка, миска, пищевая сода,
- Задание 1: Вставьте свечку в миску, зажгите ее.
- Вокруг свечи рассыпьте соду и полейте ее уксусом.
- Ответьте на вопрос: Что происходит? Запишите ответ.
- В заключение подводится коллективно общий итог проведения опытов. В качестве этапа закрепления знаний просмотр фрагмента видеофильма «Оксфордская Энциклопедия Наук для Детей» I часть, где речь идет о земной атмосфере.
- Занятие IV. Экология воздуха.
- Задание 2. Наблюдения за несколькими белыми листками папиросной бумаги, которые неделю назад учительница приклеила к наружной стороне окна. Сравните их с чистой папиросной бумагой. Что произошло? Кто ее запачкал?
- Задание 3. Групповое обсуждение полученных результатов представление наблюдательных карт.
- Задание 4. Беседа об экологии по плану: — Что такое экология?- Чем занимается экология?- Что является причиной загрязнения воздуха?- Как можно охранять воздух?- Зачем охранять воздух?- Только ли воздухом занимается экология?
- Задание 5. Изготовление набросков, а затем изготовление плакатов, говорящих о необходимости охраны воздуха.
- Выставка работ учеников на территории школы. Одновременно проходит школьный конкурс на лучший плакат на тему: «Забота о воздухе».
- М.Брайон. «Играйте воздухом».
- З.Эльбановска. «Как удивить ребенка тем, что светит, плавает, летает». Задание 1. Ознакомление детей со стихом «Кто» Д. Гельнера и сообщениеим тематики и цели занятий.
- Задание 2. Беседа на тему «Ветер» по плану: — Что такое ветер?- Почему дуют ветры?- Что такое циклон торнадо?- Как можно использовать силу ветра? Как растение использует силу ветра?
- Задание 3. Опыты, позволяющие исследовать такое явление как ветер. Дети работают в 3 группах попеременно.1 ГРУППА.
- Вспомогательные материалы: воздушный шарик, шарик от настольного тенниса, кусочки бумаги, ваты, пера, листок бумаги, карандаш. Задание 1. Надуйте шарик и придержите отверстие.
- Положите на стол перья, кусочки бумаги или ваты, шарик от настольного тенниса.
- Выпустите воздух из шарика, направляя его на предметы, лежащие настоле.
- Наблюдайте за тем, что происходит. Что сдвинулось с места? Нарисуйте ответы.
- Вспомогательные материалы: веер.
- Энергично машите веером перед лицом. Что вы чувствуете? Запишите.
- ГРУППА. Работает в присутствии взрослого.
- Вспомогательные материалы: свечка, твердая проволока, ножницы, карандаш, листок мягкой бумаги.
- Задание 1. На листке бумаги нарисуйте спираль и вырежьте ее, оставляя посредине маленький кружок (можете раскрасить спираль).
- Кружок насадите на проволоку и укрепите на подставке из пластилина, растяните спираль так, чтобы получилась змейка.
- Под змейкой поместите свечку, ранее зажженную так, чтобы не касалась бумаги.
- Ответьте на вопросы: Что происходит со змейкой после зажжения свечи? Что является причиной движения змейки?
- ГРУППА. Работает в присутствии взрослого.
- Вспомогательные материалы: воздушный шарик, бутылка от сиропа, большая стеклянная банка, чайник с горячей водой, листок бумаги, карандаш. Задания: 1. На пустую бутылку от сиропа натяните шарик.
- Бутылку вставьте в большую стеклянную банку.
- В банку налейте горячей воды из чайника. Ответьте на вопрос: Что происходит с шариком? Нарисуйте.
- Групповое обсуждение полученных результатов, опираясь на анализ рисунков, иллюстрирующих явление ветра.
- Приготовление ветромеров, т. е. приборов для измерения силы ветра.
- М.Гомболи. «Загляни вовнутрь себя».
- Чтобы облегчить детям ответ на два последних вопроса, нужно посоветовать детям сделать вдох, а потом выдох, наблюдая при этом за грудной клеткой, ее движением.
- Задание 3. Встреча с врачом, который знакомит детей со спирометром и беседует по плану: — Для чего служит спирометр?- Как действует спирометр?
- Задание 4. Измерение объема легких учеников при помощи спирометра.
- Задание 5. После возвращения в класс дети проводят эксперименты, чтобы ответить на следующие вопросы: — Как долго можно воздержаться от дыхания?- Сколько раз нужно набрать в легкие воздух, чтобы надуть воздушный шарик?
- Задание б. Групповое обсуждение полученных знаний, дополнения в рабочих картах.
- Задание 7. Ознакомление учеников с книгой «Загляни вовнутрь себя».
- Й.Гафф. «Воздух, свет и вода».2. Б.Косгров. «Погода».
- Занятие проходит на берегу озера, из которого в данный момент всплывает на поверхность воды водолаз.- Разговор с водолазом о его специальной одежде и заданиях, которые он выполняет.
- Задание 2. Проведение опыта с целью измерения веса воздуха. Дети работают одновременно и записывают на листках бумаги свои итоги. Только в случае первого опыта учитель помогает детям, соблюдая безопасность при проведении опыта.1 ОПЫТ.
- Вспомогательные материалы: пластмассовая бутылка с пробкой.
- Задание 1. Налейте в бутылку горячей воды, сильно закрутите и потряситеею.2. Ответьте на вопросы:
- Что произошло с бутылкой? Почему?2 ОПЫТ.
- Вспомогательные материалы: бутылка с напитком, соломинка.
- Задание 1. Определите, что происходит с напитком, если его можете пить через соломинку?3 ОПЫТ.
- Вспомогательные материалы: бутылка, соломка, пластилин.
- Задание 1. Закупорьте бутылку пластилином. В пластилин воткните соломинку так, чтобы часть ее находилась внутри бутылки.
- Попробуйте выпить напиток.
- Ответьте на вопросы: Что происходит с напитком? Почему?
- Подведение общего итога результатов опытов
- Й.Гафф. «Воздух, свет и вода».
- Б.Марфи. «Играйте воздухом».
- Задание 1. (на развитие наблюдательности детей). Учительница ударяет пальцами в маленький барабан, просит объяснить: — Что происходит с поверхностью барабана?- Что мы слышим?- Что может быть источником звука?- Когда он возникает?
- Задание 2. Проведение опыта, объясняющего, как возникает звук. Дети работают по парам, попеременно. Учитель наблюдает. Если возникают какие-либо проблемы помогает им. Свои результаты ученики записывают или рисуют в рабочих картах. 1 ГРУППА.
- Вспомогательные материалы: «Рупор» из картона.
- Задание 1. Послушайте, когда лучше слышите кого-нибудь с другой стороны коридора: прикладывая к уху узкое отверстие или широкое?2 ГРУППА.
- Вспомогательные материалы: шнурок, две ложки.
- Задание 1. Ложку привяжи в половине длины шнурка, концы шнурка привяжи к ушам. Партнер пусть постучит своею ложкой о твою, привязанную к шнурку. Что происходит?3 ГРУППА.
- Вспомогательные материалы: ива. стакана из-под йогурта (с отверстием во дне), шнурок.
- Задание: Протяните через отверстие шнурок и сделайте на концах его узлы. Отодвиньтесь друг от друга на длину шнурка так, что он сильно натянулся. Один ученик прикладывает к стаканчику, а другой говорит в него. Что происходит?4 ГРУППА.
- Вспомогательные материалы: воздушный шарик, наполненный водой, часы.
- Приложите к уху шарик с водой. Партнер пусть приложит с другой стороны часы. Что происходит в пространстве?5 ГРУППА.
- Вспомогательные материалы: музыкальный треугольник. Задание 1. Ударьте по треугольнику так, чтобы услышать его громкое звучание. Что произойдет, если до него дотронетесь? В процессе описанных работ дети заносят наблюдения в рабочие карты.
- Общий анализ полученных результатов, обозначенных в рабочих картах.
- Эта часть занятий проходит в музыкальной школе. а) Показ игры на инструментах (барабаны, духовые инструменты, гитара) в исполнении учеников музыкальной школы. б) Беседа об инструментах, звучавших во время игры.
- Изготовление «инструментов» (музыкальных) из стеклянных бутылок, крышек от кастрюль, бокалов, наполненных водой на разных уровнях. Исполнение на этих инструментах музыкальных пьес с определенным ритмом (работа в классе).
- Беседа с учениками о явлении эха.
- Для побуждения детей продолжить размышления о звуке -ознакомление с книгой И. Гаффа «Воздух, свет и вода» и отыскание Фрагментов, касающихся эха.1. Изложение исследовательского проекта «Четыре стихии».1. Проект № 1.
- Тема: Земля как все это началось?
- Создание атмосферы заинтересованности. В зале находится новая декорация, изображающая фрагмент космоса, особенно солнечную систему. На стенах висят иллюстрации, изображающие библейские сцены сотворения мира. Дети высказывают свое мнение о декорациях.
- На основании предложений дети выделяют разные значения понятия «земля»:а) Земля планета солнечной системыб) Земля почва под ногамив) Земля территория, являющаяся собственностью кого-тог) Земля Родина, отчизна.
- Ученики могут пользоваться иллюстрациями и географическими картами, а также глобусом.
- Работа в 2-х группах пел руководством учителя.
- Ученики обмениваются собранными сведениями. Учитель по мере надобности дополняет ответы и развеивает сомнения.
- Самостоятельная работа рабочие карты (приложение № 1).
- Рабочая карта состоит из двух заданий.
- Задание 1. На контурной карте зеленого шара дети, раскрашивая, отделяют сушу от воды. А при использовании атласа, могут также подписать континенты.
- Прослушивание стихотворения Чеслава Янчарского «Наша Земля» и проба сопоставления его с темой занятия.
- Вспомогательные материалы: иллюстрации, ракушки, кости, гипс, песок, вода.1. Ход занятий:
- Рассматривают отливные формы, сравнивают их с принесенными, выбирают самые интересные.
- Вспомогательные материалы: жестяная кастрюлька, два стакана, два блюдца, ломтики картофеля, огородная земля, лед, вода, черпак, треножник, спирт, горелка, пробирка, рабочая карта, иллюстрация циркуляции воды в природе.1. Ход занятий:
- Введение прослушивание стихотворения:
- Я всего лишь маленькая капля
- Я могу быть маленькой слезой1. Я такая маленькая капля,
- Но могу быть и морем порой.
- Найти меня можешь в озере, 1. В дожде и в талом снегу,
- В горных горячих источниках1. Я также найтись могу.
- Благодаря мне работают электрозаводы
- Я согреваю квартиры, дома.1. Я маленькая, но сильная
- Группа 1. В жестяной кастрюльке дети подогревают на маленьком огне горелки тонкие ломтики картофеля. Над кастрюлькой на расстоянии 5 см держат кусочек оконного стекла или тарелку.
- После проделанных одних опытов группы меняются местами, чтобы проделать все другие.
- Обсуждение опытов и подведение итогов проведенных наблюдений. Учитель обращает особое внимание на три состояния скопления воды.
- Самостоятельная работа рабочая карта (прил.2). I. Дополни предложения:
- Вода необходима для. Ее можно найти .1. Заполни таблицу
- Состояние скопление газовоесостояние вода лед
- I. Вместо точек впиши соответствующее слово (сгущение, окропление (конденсация), испарение).1. Пар вода1. Лед вода1. Вода →пар
- Обсуждение иллюстраций (см. прил. З), представляющих циркуляцию воды в природе. Попытка ответить на вопрос «Как появляется дождь?»
- Самостоятельная работа рабочая карта (прил.4). Нарисуй стрелками направление циркуляции воды в природе.1. Тучи1. Атмосферные1. Испарение1. Резервуар1. Проект № 4.
- Вспомогательные материалы: художественные работы детей, иллюстрации с изображением опустошенной природы, палочки, желуди, папиросная бумага, пластилин, бумага, шерстяная нить, краски, пенопласт.1. Ход занятий:
- Учитель предлагает детям в назначенном месте (приготовленной для этого площади в зале) построить из разных материалов место, где они хотели бы жить и отдыхать.
- Разделение учеников на 6 групп. Каждая группа должна создать элемент природы.
- Гр. I деревья Гр. II — низкие растения
- Гр. III реку Гр. IV — озеро
- Гр. V зверей Tp. VI — солнце, небо
- Дети приступают к работе. Используя палочки, желуди, папиросную бумагу, пластилин, бумагу и т. д., приготавливают фрагменты пейзажа -заполняют предназначенный для этого простор.
- Свободные ответы учеников на тему: — Почему построенный ими мир они считают красивым и здоровым?- Какую пользу дает человеку неистребленная природа?- Почему нужно охранять природу?
- Каждый ученик дополняет написанное на доске предложение: «В построенном нами мире я чувствую себя хорошо, потому что."1. Проект № 5.1.I класс
- Вспомогательные материалы: свечи, кусочки стеарина или парафина, спички, индивидуальные рабочие карты. Ход занятий.
- После короткого размышления группы поочередно объясняют значение этих выражений.
- Дети работают в группах. Соблюдая правила безопасности, опыты проводят при участии учителя или помощника. а) Наблюдение за пламенем.
- Ученики подводят итог на основании наблюдений.
- Задание 1. Состоит в том, чтобы нарисовать пламя свечи и вписать названия его частей.
- Задание 2. Впишите в пустые места слова.
- Огонь это явление сгорания (чего?). в соприкосновении с .
- Во время сгорания выделяется.
- Первобытный человек использовал огонь для.
- Значение и использование огня.- Мы уже знаем, зачем нужен был огонь первобытным людям, а сегодня где и для чего мы используем огонь?- Может ли огонь быть опасным? Приведите примеры.
- Разработка противопожарной инструкции. Класс разделен на две группы.
- Первая группа разрабатывает по пунктам предотвращение пожара. Вторая как нужно вести себя в случае пожара.
- После общего анализа и разработки инструкции дети переписывают пункты на большой картонный лист и вешают его на стене.1. Проект № 6. Класс III.
- Свободные высказывания на тему иллюстраций, представляющих первобытного человека воспламеняющего и пользующегося огнем.
- По ознакомлении с текстом дети высказываются на тему истории освещения, отвечая на вопросы.
- Самостоятельная работа рабочая карта (прил.7). Названия: свеча, электрическая лампа, уличный фонарь, лучина, масляная лампа, керосиновая лампа.
- Нужно подобрать названия к рисункам. Названия находятся на полосках бумаги, которые нужно разрезать и приклеить к соответствующим рисункам.
- Дети работают в группах. По окончании работы делают выставку своих ночников и проверяют, все ли горят.
- Подведение итогов занятий. Дети объясняют, почему современные способы освещения более удобны и безопасны.
- Вспомогательные материалы: стакан, стаканчик от йогурта, весы, рабочие карты, краски, кисточки. Ход занятий.
- Введение. Прослушивание стихотворения-загадки, (свободный перевод с польского языка).
- Прозрачной шалью я окутываю всю землю. Я нахожусь везде.
- И хотя меня нельзя поймать, нельзя увидеть, Я очень нужен тебе. Как без меня обойтись? Сделай глубокий вдох.
- И ты почувствуешь, какое большое значение1. Имеет мое существование,
- Которое легче крыльев бабочки. автор неизвестный).
- Знаете ли вы, о ком идет речь в этом стихотворении-загадке?
- Дети мотивируют свои ответы примерами свойств воздуха.
- Исследование свойств воздуха.1. Работа в группах.1.группа.1. Где находится воздух?
- Дети могут класть в миску также другие предметы: ключ, бутылку, трубку, камешек и наблюдать, когда в воде появятся пузырьки воздуха.1. группа.1. Можно ли взвесить воздух?
- Кладем на весы сильно накаченный мячик и при помощи гирек устанавливаем равновесие. Потом выпускаем из мячика немного воздуха и снова взвешиваем его на весах. Повторяем эту процедуру несколько раз. О чем свидетельствуют весы?1.I группа.
- Имеет ли воздух постоянную температуру?
- На холодную бутылку можно натянуть воздушный шарик, а потом поместить бутылку в горячую воду. Кто дует в шарик?
- Ученики записывают свои наблюдения на листках бумаги.5. Итоги опытов.
- Каждая группа устно описывает и анализирует проверенные опыты и свои выводы. Учитель дополняет ответы и проверяет некоторые наблюдения.
- Индивидуальная работа рабочие карты (прил.8).а) подчеркни правильный ответ:1. Свойства воздуха:
- Состояние скопления: плотное, жидкое, газовое.
- Цвет: серый, голубой, бесцветный.
- Температура: переменная, постоянная.
- Прозрачность: большая, маленькая.
- Объем: постоянный, переменный. б) Дополни предложения.
- Движение воздуха можно наблюдать во время.
- Теплый воздух (легче, тяжелее).холодного.
- Подогреваемый воздух (увеличивает, уменьшает). свой объем.
- Прослушивание стихотворения «Если бы вдруг не хватило воздуха» (свободный перевод)
- Представьте себе, как выглядела бы химия, Если бы вдруг не хватило на Земле воздуха? Что бы произошло с Землей? Что бы случилось с нами? Подумай об этом.
- Самой большой потерей была бы потеря1. Воды на Земле.1. Без нее нет жизни.
- Без воздуха застыли бы моря и реки,
- Остался бы лишь азот и пыль.
- Как выглядела бы Земля без воздуха мы уже знаем
- Она бы превратилась в ужасную, мертвую планету.
- А что бы произошло с нами?
- Каждый из вас может дать ответ:1. Без воздуха на планете1. Не было жизни и нет.
- А.Ф. «Химия в школе», 1993, № 5).- Главная составная часть воздуха, это .- Кому и зачем нужен кислород?
- Художественная работа. Дети пытаются представить себе и нарисовать нашу планету, на которой бы вдруг не хватило воздуха.
- Выставка и обсуждение работ.1. Проект № 8.
- Конкурс «Природа наш друг» (для 1-Ш классов).
- Цели: расширение сведений учащихся об охране природы, — воспитание положительного отношения к природе, — обогащение активного словаря запаса детей, — совершенствование характера и умения сотрудничества в группе, а также умения работать самостоятельно.
- Чтение стихотворения «Счастье» (неизвестного автора), (свободный перевод)
- И. Приветствие (приветствующим может быть ученик VII класса). Приветствуем всех участников конкурса под названием «Природа нашдруг».
- А сейчас мы представим вам жюри, которое будет заниматься наблюдением.
- I. Задание для участников.
- Ничего удивительного, что оделся в пальто Этот красивый весенний цветокподснежник)
- Загадка для III класса Еще под снегами спят долины, Еще весна сюда не пришла. Но что это в снегу? Взгляните! Словно заря взошла! Лиловый, горный кувшинчик, Не боится мороза, снежка. Нежный цветок уничтожить Может человека рука. крокус)
- Из рассыпанных картинок выбрать цветы-ответы. Оценивание ответов и распределение мест по результатам этого этапа.3. Допиши предложение:
- КП.1 Растения под охраной, нельзя.
- КП.И. Чистая вода. КП.Ш. Здоровую пищу мы едим и. Оценивание ответов и распределение мест. Прослушивание песенки по экологической тематике.4. Ответьте на вопрос:
- КП.1. Какие вы знаете растения, находящиеся под охраной? Выберите картинки, представляющие растения, охраняемые в Польше.
- КП.И. Выберите картинки, представляющие зверей, находящихся под охраной в Польше.
- КП.1.Как мы можем охранять леса от пожаров? КП.И. Какую роль играют насекомые в возникновении фруктов? КП.Ш. Уничтожать или охранять жабу? Почему? Оценивание ответов и распределение мест.
- Представление девизов, придуманных каждым классом в отдельности (из зрителей).1. Чтение стихотворения в исполнении нескольких учеников. В это время жюри подводит итоги.1. Люби природу, береги ее!1. Не срывай в лесах цветы.
- Если воздух и почва пойдут им на пользу
- То возможно они дотянутся лепестками до неба.1. Береги и люби природу!
- Не жалей воды цветам. Ухаживай загазонами.
- Пусть возле твоего дома Будет весело и зеленойсвободный перевод). А когда придет зима, не забудь о воробьях, Если постучит в окошко Насыпь ему в кормушку крошки
- Д.Гелльнерова «Что такое природа?»).
- V. Объявление результатов и вручение наград. В заключение совместное пение песен об охране природы.