Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обучения детей написанию свободного изложения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отметка выставляется только за изложение текста, т. е. за ту работу, которая была главной в этом процессе. Отметки за орфографическую грамотность выставлять нежелательно — существуют другие виды работ, которые имеют своей целью проверку правописания. При их выполнении все внимание детей направлено именно на этот параметр, поэтому они более объективно показывают состояние орфографической… Читать ещё >

Обучения детей написанию свободного изложения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Анализ текста для свободного изложения (с акцентом на рассматриваемое правило).

Учитель раздает текст, который до этого в работе не использовался. Если ученики еще недостаточно владеют навыком чтения, то текст предварительно читает учитель, затем дети делают это сами.

В зависимости от того, насколько легко и успешно ученики анализировали предыдущие тексты, как поняли наблюдаемое правило, а также с учетом общего уровня их развития учитель может предложить либо абсолютно правильный по структуре текст, либо текст с одной-двумя ошибками, которые нужно исправить.

Обучения детей написанию свободного изложения.

Коллективно составляется план работы:

Устный план (с комментариями).

  • 1. Выразительно читаем текст вслух «для себя» (т.е. «жужжащим» чтением, слушая самого себя).
  • 2. Проверяем, как в тексте соблюдается изученное правило. Находим и отмечаем ошибки в структуре текста, если они есть.
  • 3. Выписываем интересные слова и выражения (которые ребенку понравились и которые он хотел бы повторить в своем изложении).
  • 4. Выписываем трудные слова или словосочетания. (При этом на некоторые слова может указать учитель, а ребенок дополнительно выписывает слова, трудные лично для него. Листок с выписанными словами или словосочетаниями будет лежать перед ним до конца работы).
  • 5. Читаем текст «для себя» так, как он будет написан.
  • 6. Убираем листок с текстом и пишем свободное изложение.

Писать изложение ученики могут в классе, но лучше это делать дома. Для такой работы отводятся специальные тетради, в которых дети будут писать и черновой, и чистовой варианты изложения.

2. Исправление написанного текста.

На следующем уроке развития речи организуется проверка написанных изложений. Наиболее предпочтительный способ — обмен тетрадями и взаимная проверка, потому что недочеты чужого текста более очевидны, чем свои собственные.

Перед началом проверки учитель помогает ученикам вспомнить, с каким правилом построения текста они знакомились и старались его соблюсти в устных изложении. Первый раз ученики читают текст, обращая внимание именно на это правило, а учитель показывает им систему значков, которыми следует помечать положительные и отрицательные места изложения. Пометки делаются ручками зеленого цвета.

Затем дети читают текст еще раз, проверяя орфографию и подчеркивая те места в словах, где, по их мнению, допущены ошибки.

Когда проверка закончена, работа возвращается автору. Он просматривает сделанные замечания и решает для себя, с какими из них он согласен, а с какими — нет. В этой ситуации наиболее эмоциональные дети могут начать возмущаться, обижаться на своих «рецензентов», чего на уроке допускать нельзя: поднимется шум, да и такие споры неконструктивны, потому что самокритика и самоанализ у младших школьников находятся еще в зачаточном состоянии. Более целесообразно помочь им усвоить мысль о том, что каждый человек вправе иметь свое мнение и высказывать его. Если автор не согласен с замечанием, он может просто не принимать его во внимание без всяких споров. Это тоже его право. Однако важно помнить, что если он не согласится с правильно сделанным замечанием, то это может обернуться снижением качества его работы и соответственно отметки.

3. Написание окончательного варианта изложения.

В заключение ученики в эти же тетради переписывают текст изложения, причем делать это лучше дома в спокойной обстановке. Именно этот последний вариант и будет оцениваться учителем.

Отметка выставляется только за изложение текста, т. е. за ту работу, которая была главной в этом процессе. Отметки за орфографическую грамотность выставлять нежелательно — существуют другие виды работ, которые имеют своей целью проверку правописания. При их выполнении все внимание детей направлено именно на этот параметр, поэтому они более объективно показывают состояние орфографической грамотности. Здесь же внимание ребенка занято речевой задачей. Мы всегда должны помнить о том, что младшим школьникам трудно одновременно выполнять две задачи, поэтому уровень правописания при изложении всегда будет ниже, чем в работах по орфографии. Но ребенок в этом не виноват, просто его орфографические действия еще не до конца автоматизированы, следовательно, его нельзя за это наказывать снижением оценки. Однако если ребенок переписывал изложение дома, то ему следует сделать замечание за то, что он не удосужился хорошенько проверить орфографию, хотя такая возможность у него была.

Изложения оцениваются по традиционной 5-балльной системе или по любой другой, которую разработает и теоретически обоснует учитель. Критерии оценки могут быть примерно следующими.

«Пятерка».

Изучаемое правило соблюдено.

Содержание передано полностью. Внесены логичные и обоснованные дополнения. (Во II классе за отсутствие дополнений оценка не снижается, а в III классе — снижается, поскольку их наличие является обязательным компонентом изложения.).

Уровень изложения — использованы собственные речевые средства (слова и выражения), а также наиболее интересные выражения автора.

Предложения построены правильно и достаточно распространены второстепенными членами границы предложений не нарушены.

«Четверка».

Изучаемое правило соблюдено.

Содержание передано полностью. Внесены логичные и обоснованные дополнения (II класс); дополнения недостаточно соответствуют теме, есть излишняя информация или дополнений внесено мало (III класс).

Уровень изложения — прослеживается тенденция дословной передачи авторской речи.

Предложения построены правильно, но недостаточно распространены; их границы соблюдены. Много предложений, полностью идентичных авторским.

«Тройка».

Изучаемое правило соблюдено.

Содержание передано не полностью, но внесены логичные дополнения (II класс); дополнений слишком мало по объему, и они не совсем точны (III класс).

Уровень изложения — обнаруживается явное стремление к дословной передаче текста.

Предложения короткие, в стиле перечисления отдельных эпизодов.

<<Двойка".

Изучаемое правило соблюдено не полностью.

Содержание передано кратко или упущены некоторые несущественные детали (II класс); дополнений мало, либо они логически не обоснованы темой и содержанием изложения (III класс).

Уровень изложения — неудачно использованы собственные речевые средства, наблюдается снижение лексики или повторение только авторских слов и выражений, которые ребенок запомнил.

Предложения короткие, стереотипные, без прилагательных и наречий, есть отдельные нарушения их границ.

«Единица»

Изучаемое правило не соблюдено.

Содержание передано не полностью, упущены существенные детали (II класс); собственные дополнения отсутствуют или не соответствуют теме (III класс).

Уровень изложения — общая лексика значительно снижена, повторяются отдельные слова, персонажи постоянно обозначаются местоимениями 3-го лица.

Предложения стереотипные и примитивные по построению; их границы нарушены.

В содержание отметок учитель может внести дополнения и изменения с учетом индивидуально-типологических особенностей своих учеников. Желательно довести эти требования до сведения родителей в виде памятки — она послужит своеобразным ориентиром для домашней работы с учениками.

Виды изложений Изложение текста по вопросам Начинать работу целесообразно с изложения по вопросам. Это — своеобразный переходный этап от построения предложений к построению текстов.

Ученикам предлагается текст и вопросы к нему, отвечая на которые они конструируют предложения, передающие основное содержание текста.

Тетерева

Ранним весенним утром в лесу все еще спят, а с поляны уже слышится громкий шипящий крик. Это старый лесной петух — тетерев зовет других тетерей поиграть, помериться силами. И в ответ ему из лесу раздается хлопанье крыльев. Это слетаются на поляну большие черные петухи и пестрые тетерки. И начинается потеха. Петухи распускают крылья, наскакивают друг на друга, прыгают, дерутся. А тетерки сидят на земле и любуются веселыми играми лесных петухов.

Вопросы:

  • 1. Что слышится с поляны ранним весенним утром?
  • 2. Что делает старый лесной петух — тетерев?
  • 3. Что раздается ему в ответ?
  • 4. Кто слетается на поляну?
  • 5. Что происходит на поляне?
  • 6. Что делают петухи?
  • 7. Что делают тетерки?

Сначала текст читает учитель или хорошо подготовленный ученик. Нецелесообразно требовать от детей самостоятельного чтения, поскольку эта операция может быть сопряжена с дополнительными трудностями и отнимет силы, так необходимые для дальнейшей серьезной работы. Кроме того, ученики не сумеют прочитать текст настолько хорошо и выразительно, чтобы сразу стал понятен его смысл.

Затем каждый ребенок снова читает его уже самостоятельно, стараясь при этом мысленно увидеть картину происходящего.

После этого проводится беседа, в ходе которой учитель выясняет, как дети поняли общую фабулу, все ли слова и выражения им ясны, обращает их внимание на яркие и образные выражения и т. д. Ученики подчеркивают в тексте слова и выражения, которые им понравились и которые они хотели бы сохранить в своем пересказе.

Уточнив содержание текста, его закрывают, и дети отвечают на вопросы, работая парами или фронтально по цепочке. Попытки дословной передачи текста признаются нежелательными. Отвечая на вопрос, каждый должен постараться по-своему построить предложение, при этом можно добавлять собственные мысли, давать свои оценки событиям сюжета.

Следующим этапом является пересказ текста целиком по вопросам. Сделать это можно двумя способами. Первый — когда один или два наиболее сильных ученика, глядя на вопросы, пересказывают текст всему классу, как бы предлагая своим одноклассникам образцы будущих изложений. Второй — когда ученики объединяются в пары и по очереди, также следуя вопросам, пересказывают его друг другу. Оба варианта можно совместить: сначала один-два сильных ученика дадут образцы пересказа, после чего дети будут работать в парах.

Не надо жалеть времени на такие предварительные пересказы. Зачастую они оказываются более эффективными для развития речи детей, чем их запись. В устном пересказе сохраняются все значимые механизмы письменной речи: произвольность в построении фразы, ориентировка не на себя, а на другого, сознательный контроль повествования. И если не хватит времени, чтобы записать изложение, не стоит считать урок неудавшимся. Письменное изложение можно выполнить дома. Однако и дома, и в классе ученики должны пройти всю заданную программу работы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой