Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Опытно-экспериментальная работа по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обработка результатов: о предпочтении исполнительского труда свидетельствуют выборы варианта «А» в парах с нечетными номерами и варианта «Б» — с четными. Творческого — наоборот («Б» в парах с нечетными номерами и «А» с четными). Каждый ваш выбор оценивается в 1 балл. Подсчитываются набранные суммы отдельно для исполнительского и творческого труда. В соответствии с полученными баллами определяется… Читать ещё >

Опытно-экспериментальная работа по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диагностика интересов в выборе профессий у старших школьников

Перед тем, как осуществить разработку и реализацию программы по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников, необходимо провести исследование их профессиональных интересов и склонностей.

Базой для проведения экспериментальной части исследования является муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов им. В. И. Десяткова г. Белая Холуница.

Реализация поставленных задач осуществлялась в три этапа. На первом этапе был осуществлен подбор и отбор методик для диагностики профессиональных интересов и склонностей в старшем школьном возрасте, подобраны группы детей, в которых будет проводиться обследование: 9-б класс, количество детей — 25 человек, 9-в класс, количество детей — 25 человек.

Диагностика профессиональных интересов и склонностей у детей старшего школьного возраста была осуществлена в 9-ых классах — в феврале 2015 года. В диагностике участвовало всего 50 детей.

Для проведения диагностики использованы следующие методики:

1. Дж. Голланд «Определение профессионального типа личности» (Приложение 1).

Цель: методика предназначена для определения профессиональной направленности личности Оборудование: простой карандаш или ручка, стимульный материал, бланки ответов.

Инструкция испытуемому: «Из каждой пары профессий надо выбрать более привлекательную и в бланке ответов рядом с ее кодом поставить «+». Например, если в паре «автомеханик (Р) — «физиотерапевт (С)» большей интерес вызывает профессия автомеханик, надо поставить плюс в бланке ответов в строке «Р», если интереснее профессия физиотерапевта — «+» в строке «С» .

Анализ полученных результатов заключается в том, что подсчитывается количество плюсов в каждой строке и определяет выраженность определенного профессионального типа. 8 -10 — ярко выраженный тип; 5 -7 — средне выраженный тип; 2 -4 — слабо выраженный тип. Максимальное количество плюсов указывает на отношение к одному из шести типов.

2. Л. А. Йовайши «Определение профессиональных интересов» (Приложение 2).

Цель: определение интересов и склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности.

Оборудование: простой карандаш или ручка, стимульный материал, бланки ответов.

Инструкция испытуемому: «Вам будет предложен перечень положений или вопросов, имеющих два варианта ответа. Определите, какому из вариантов Вы отдаете предпочтение, и зафиксируйте это в бланке для ответов» .

Обработка результатов: в заполненном листе ответов в каждом столбце подсчитывается количество баллов. Результаты записываются под каждым столбцом, который соответствует определенной сфере профессиональных интересов. Анализируя полученные данные, необходимо выделить столбцы, содержащие наибольшее количество баллов, и эти сферы деятельности можно считать предпочитаемыми испытуемым. Столбцы, содержащие наименьшее количество баллов, отражают сферы деятельности, отвергаемые испытуемым.

3. А. Г. Грецов «Склонности к исполнительскому или творческому труду» (Приложение 3).

Цель: определение уровня склонности к исполнительскому или к творческому труду.

Оборудование: простой карандаш или ручка, стимульный материал, чистые листы для ответов.

Инструкция испытуемому: «Из каждой пары (А или Б) суждений о предполагаемом труде нужно выбрать одно — то, которое более применимо к тебе» .

Обработка результатов: о предпочтении исполнительского труда свидетельствуют выборы варианта «А» в парах с нечетными номерами и варианта «Б» — с четными. Творческого — наоборот («Б» в парах с нечетными номерами и «А» с четными). Каждый ваш выбор оценивается в 1 балл. Подсчитываются набранные суммы отдельно для исполнительского и творческого труда. В соответствии с полученными баллами определяется уровень склонности к исполнительскому или творческому труду.

Методики предъявлялись старшеклассникам в первой половине дня, последовательно от 1 к 3. Обследование проводилось в групповой форме, перед тем, как предложить детям начать выполнение тестовых заданий, с испытуемыми был установлен контакт.

На втором этапе была проведена обработка полученных результатов диагностики профессиональных склонностей и интересов. Обработка результатов проводилась по каждой методике отдельно. У каждого из испытуемых был выявлен определенный тип профессиональных склонностей.

Оценка результатов:

1. После проведения методики Дж. Голланда «Определение профессионального типа личности» были получены следующие результаты (см. Приложение 4). Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что из 49 детей всего у 7 выявлен интерес к профессиям, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы, решения конкретных задач. Что характерно для большинства рабочих профессий.

В экспериментальной группе — 3 старшеклассника с реалистичным типом личности (12%), с интеллектуальным — 4 детей (16%), с социальным — 6 детей (24%), с конвенциальным — 4 ребенка (16%), с предприимчивым — 5 детей (20%) и артистичным — 3 детей (12%) (рис. 1).

Результаты экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента по методике Дж. Голланда.

Рисунок 1. Результаты экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента по методике Дж. Голланда В контрольной группе — детей с реалистичным типом личности 4 (16%), с интеллектуальным типом 3 детей (12%), с социальным — 5 детей (20%), с конвенциальным типом личности 4 (16%), 6 детей предприимчивым типом (24%), с артистичным — 3 детей (12%) (рис. 2).

Результаты контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента по методике Дж. Голланда.

Рисунок 2. Результаты контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента по методике Дж. Голланда Результаты констатирующего этапа эксперимента по методике Дж. Голланда представлены в сводной таблице 1.

Таблица 1.

Результаты констатирующего этапа эксперимента по методике Дж. Голланда в контрольной и экспериментальной группах.

Констатирующий этап эксперимента.

Реалисти-ческий.

Интеллектуальный.

Социальный.

Конвенциальный.

Предприимчивый.

Аристистический.

Экспериментальная группа.

12%.

16%.

24%.

16%.

20%.

12%.

Контрольная группа.

16%.

12%.

20%.

16%.

24%.

12%.

По результатам исследования можно сказать, что в обеих группах преобладающими у учащихся старшего школьного возраста являются социальный и предприимчивый тип (20−24%). Учащихся с реалистическим типом личности, т. е. старшеклассников, которым интересно решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы, всего 3 подростка в экспериментальной группе (12%) и 4 в контрольной группе (16%). Необходимо отметить, что большинство рабочих профессий соответствует реалистическому типу личности. Преобладающие профессиональные сферы: техника, сельское хозяйство, военное дело.

2. Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента по методике Л. А. Йовайши (см. Приложение 5) наглядно представлены на рисунке 3.

Распределение профессиональных интересов в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента.

Рисунок 3. Распределение профессиональных интересов в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента Из рисунка 3 видно, что большинство старшеклассников склонны к работе с людьми (28% в экспериментальной группе, 24% в контрольной группе).

На втором месте в обеих группах учащиеся старших классов склоняются к планово-экономическим видам деятельности (24% в экспериментальной группе, 20% в контрольной группе). Затем примерно одинаковое количество опрашиваемых проявили интерес к искусству и склонность к умственному характеру.

Склонны к практической деятельности 12% - 3 человека в экспериментальной группе, 16% - 4 человека в контрольной группе.

Таким образом, как в контрольной, так и экспериментальной группе склонность к планово-экономическим видам работ и склонность к работе с людьми является для старшеклассников наиболее часто встречающейся склонностью, а неприемлемой считается склонность к работе на производстве.

3. После проведения методики А. Г. Грецова «Склонности к исполнительскому или творческому труду» были получены, следующие результаты (см. Приложение 6), которые представлены в сводной таблице 2.

Таблица 2.

Результаты констатирующего этапа эксперимента по методике А. Г. Грецова в контрольной и экспериментальной группах.

Склонность к исполнительскому труду.

активно отвергается.

склонность не выражена.

склонность на среднем уровне.

выраженная склонность.

ярко выраженная склонность.

Экспериментальная группа.

0%.

36%.

24%.

36%.

4%.

Контрольная группа.

4%.

28%.

24%.

44%.

0%.

Как видно из таблицы у большинства опрошенных старшеклассников выраженная склонность к исполнительскому труду: в контрольной группе — 444% старшеклассников, в экспериментальной группе — 40%.

Это говорит о том, что больше половины учащихся старших классов склонны действовать в более или менее предсказуемых ситуациях, по четко заданным правилам, инструкциям.

Необходимо отметить о том, что в экспериментальной группе у одного старшеклассника (4%) ярко выражена склонность к исполнительскому труду, а в контрольной группе у одного учащегося старших классов (4%) — к творческому труду.

Так же у 6 человек в каждой из групп нет определенной склонности к исполнительскому или творческому труду.

Для сравнения количества учащихся, проявляющих склонности к исполнительскому или творческому труду представим полученные данные наглядно (см. рис. 4).

Распределение профессиональных склонностей в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента.

Рисунок 4. Распределение профессиональных склонностей в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента Как уже говорилось выше, большинство учащихся старших классов более склонны с исполнительскому труду, но необходимо отметить, что 36% старшеклассников в экспериментальной группе и 32% в контрольной группе склонны к творческому труду. Эти учащиеся старших классов предпочитают значительную свободу действий, работать в ситуациях неопределенности. Но большинство видов работ, в которых нуждается общество, всё же не творческие, а исполнительские. По признаку востребованности именно они находятся на первом месте.

Таким образом, задачи данного этапа реализованы: осуществлен подбор комплекта методик для диагностики интересов и склонностей в выборе профессий у старшеклассников, осуществлена сама диагностика, определены профессиональные типы личности, интересы и склонности старшеклассников в контрольной и экспериментальной группах. В обеих группах преобладающими у учащихся старшего школьного возраста являются социальный и предприимчивый тип (20−24%). Всего 12% - 3 человека в экспериментальной группе, и 16% - 4 человека в контрольной группе проявляют интерес к практической деятельности. Но около половины опрошенных старшеклассников всё же склонны к исполнительскому труду. Результаты проведенных методик создают необходимые условия для проведения формирующего эксперимента, а именно: реализации программы по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой