Опытно-экспериментальная работа по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников
Обработка результатов: о предпочтении исполнительского труда свидетельствуют выборы варианта «А» в парах с нечетными номерами и варианта «Б» — с четными. Творческого — наоборот («Б» в парах с нечетными номерами и «А» с четными). Каждый ваш выбор оценивается в 1 балл. Подсчитываются набранные суммы отдельно для исполнительского и творческого труда. В соответствии с полученными баллами определяется… Читать ещё >
Опытно-экспериментальная работа по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Диагностика интересов в выборе профессий у старших школьников
Перед тем, как осуществить разработку и реализацию программы по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников, необходимо провести исследование их профессиональных интересов и склонностей.
Базой для проведения экспериментальной части исследования является муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов им. В. И. Десяткова г. Белая Холуница.
Реализация поставленных задач осуществлялась в три этапа. На первом этапе был осуществлен подбор и отбор методик для диагностики профессиональных интересов и склонностей в старшем школьном возрасте, подобраны группы детей, в которых будет проводиться обследование: 9-б класс, количество детей — 25 человек, 9-в класс, количество детей — 25 человек.
Диагностика профессиональных интересов и склонностей у детей старшего школьного возраста была осуществлена в 9-ых классах — в феврале 2015 года. В диагностике участвовало всего 50 детей.
Для проведения диагностики использованы следующие методики:
1. Дж. Голланд «Определение профессионального типа личности» (Приложение 1).
Цель: методика предназначена для определения профессиональной направленности личности Оборудование: простой карандаш или ручка, стимульный материал, бланки ответов.
Инструкция испытуемому: «Из каждой пары профессий надо выбрать более привлекательную и в бланке ответов рядом с ее кодом поставить «+». Например, если в паре «автомеханик (Р) — «физиотерапевт (С)» большей интерес вызывает профессия автомеханик, надо поставить плюс в бланке ответов в строке «Р», если интереснее профессия физиотерапевта — «+» в строке «С» .
Анализ полученных результатов заключается в том, что подсчитывается количество плюсов в каждой строке и определяет выраженность определенного профессионального типа. 8 -10 — ярко выраженный тип; 5 -7 — средне выраженный тип; 2 -4 — слабо выраженный тип. Максимальное количество плюсов указывает на отношение к одному из шести типов.
2. Л. А. Йовайши «Определение профессиональных интересов» (Приложение 2).
Цель: определение интересов и склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности.
Оборудование: простой карандаш или ручка, стимульный материал, бланки ответов.
Инструкция испытуемому: «Вам будет предложен перечень положений или вопросов, имеющих два варианта ответа. Определите, какому из вариантов Вы отдаете предпочтение, и зафиксируйте это в бланке для ответов» .
Обработка результатов: в заполненном листе ответов в каждом столбце подсчитывается количество баллов. Результаты записываются под каждым столбцом, который соответствует определенной сфере профессиональных интересов. Анализируя полученные данные, необходимо выделить столбцы, содержащие наибольшее количество баллов, и эти сферы деятельности можно считать предпочитаемыми испытуемым. Столбцы, содержащие наименьшее количество баллов, отражают сферы деятельности, отвергаемые испытуемым.
3. А. Г. Грецов «Склонности к исполнительскому или творческому труду» (Приложение 3).
Цель: определение уровня склонности к исполнительскому или к творческому труду.
Оборудование: простой карандаш или ручка, стимульный материал, чистые листы для ответов.
Инструкция испытуемому: «Из каждой пары (А или Б) суждений о предполагаемом труде нужно выбрать одно — то, которое более применимо к тебе» .
Обработка результатов: о предпочтении исполнительского труда свидетельствуют выборы варианта «А» в парах с нечетными номерами и варианта «Б» — с четными. Творческого — наоборот («Б» в парах с нечетными номерами и «А» с четными). Каждый ваш выбор оценивается в 1 балл. Подсчитываются набранные суммы отдельно для исполнительского и творческого труда. В соответствии с полученными баллами определяется уровень склонности к исполнительскому или творческому труду.
Методики предъявлялись старшеклассникам в первой половине дня, последовательно от 1 к 3. Обследование проводилось в групповой форме, перед тем, как предложить детям начать выполнение тестовых заданий, с испытуемыми был установлен контакт.
На втором этапе была проведена обработка полученных результатов диагностики профессиональных склонностей и интересов. Обработка результатов проводилась по каждой методике отдельно. У каждого из испытуемых был выявлен определенный тип профессиональных склонностей.
Оценка результатов:
1. После проведения методики Дж. Голланда «Определение профессионального типа личности» были получены следующие результаты (см. Приложение 4). Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что из 49 детей всего у 7 выявлен интерес к профессиям, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы, решения конкретных задач. Что характерно для большинства рабочих профессий.
В экспериментальной группе — 3 старшеклассника с реалистичным типом личности (12%), с интеллектуальным — 4 детей (16%), с социальным — 6 детей (24%), с конвенциальным — 4 ребенка (16%), с предприимчивым — 5 детей (20%) и артистичным — 3 детей (12%) (рис. 1).
Рисунок 1. Результаты экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента по методике Дж. Голланда В контрольной группе — детей с реалистичным типом личности 4 (16%), с интеллектуальным типом 3 детей (12%), с социальным — 5 детей (20%), с конвенциальным типом личности 4 (16%), 6 детей предприимчивым типом (24%), с артистичным — 3 детей (12%) (рис. 2).
Рисунок 2. Результаты контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента по методике Дж. Голланда Результаты констатирующего этапа эксперимента по методике Дж. Голланда представлены в сводной таблице 1.
Таблица 1.
Результаты констатирующего этапа эксперимента по методике Дж. Голланда в контрольной и экспериментальной группах.
Констатирующий этап эксперимента. | ||||||
Реалисти-ческий. | Интеллектуальный. | Социальный. | Конвенциальный. | Предприимчивый. | Аристистический. | |
Экспериментальная группа. | 12%. | 16%. | 24%. | 16%. | 20%. | 12%. |
Контрольная группа. | 16%. | 12%. | 20%. | 16%. | 24%. | 12%. |
По результатам исследования можно сказать, что в обеих группах преобладающими у учащихся старшего школьного возраста являются социальный и предприимчивый тип (20−24%). Учащихся с реалистическим типом личности, т. е. старшеклассников, которым интересно решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы, всего 3 подростка в экспериментальной группе (12%) и 4 в контрольной группе (16%). Необходимо отметить, что большинство рабочих профессий соответствует реалистическому типу личности. Преобладающие профессиональные сферы: техника, сельское хозяйство, военное дело.
2. Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента по методике Л. А. Йовайши (см. Приложение 5) наглядно представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Распределение профессиональных интересов в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента Из рисунка 3 видно, что большинство старшеклассников склонны к работе с людьми (28% в экспериментальной группе, 24% в контрольной группе).
На втором месте в обеих группах учащиеся старших классов склоняются к планово-экономическим видам деятельности (24% в экспериментальной группе, 20% в контрольной группе). Затем примерно одинаковое количество опрашиваемых проявили интерес к искусству и склонность к умственному характеру.
Склонны к практической деятельности 12% - 3 человека в экспериментальной группе, 16% - 4 человека в контрольной группе.
Таким образом, как в контрольной, так и экспериментальной группе склонность к планово-экономическим видам работ и склонность к работе с людьми является для старшеклассников наиболее часто встречающейся склонностью, а неприемлемой считается склонность к работе на производстве.
3. После проведения методики А. Г. Грецова «Склонности к исполнительскому или творческому труду» были получены, следующие результаты (см. Приложение 6), которые представлены в сводной таблице 2.
Таблица 2.
Результаты констатирующего этапа эксперимента по методике А. Г. Грецова в контрольной и экспериментальной группах.
Склонность к исполнительскому труду. | |||||
активно отвергается. | склонность не выражена. | склонность на среднем уровне. | выраженная склонность. | ярко выраженная склонность. | |
Экспериментальная группа. | 0%. | 36%. | 24%. | 36%. | 4%. |
Контрольная группа. | 4%. | 28%. | 24%. | 44%. | 0%. |
Как видно из таблицы у большинства опрошенных старшеклассников выраженная склонность к исполнительскому труду: в контрольной группе — 444% старшеклассников, в экспериментальной группе — 40%.
Это говорит о том, что больше половины учащихся старших классов склонны действовать в более или менее предсказуемых ситуациях, по четко заданным правилам, инструкциям.
Необходимо отметить о том, что в экспериментальной группе у одного старшеклассника (4%) ярко выражена склонность к исполнительскому труду, а в контрольной группе у одного учащегося старших классов (4%) — к творческому труду.
Так же у 6 человек в каждой из групп нет определенной склонности к исполнительскому или творческому труду.
Для сравнения количества учащихся, проявляющих склонности к исполнительскому или творческому труду представим полученные данные наглядно (см. рис. 4).
Рисунок 4. Распределение профессиональных склонностей в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента Как уже говорилось выше, большинство учащихся старших классов более склонны с исполнительскому труду, но необходимо отметить, что 36% старшеклассников в экспериментальной группе и 32% в контрольной группе склонны к творческому труду. Эти учащиеся старших классов предпочитают значительную свободу действий, работать в ситуациях неопределенности. Но большинство видов работ, в которых нуждается общество, всё же не творческие, а исполнительские. По признаку востребованности именно они находятся на первом месте.
Таким образом, задачи данного этапа реализованы: осуществлен подбор комплекта методик для диагностики интересов и склонностей в выборе профессий у старшеклассников, осуществлена сама диагностика, определены профессиональные типы личности, интересы и склонности старшеклассников в контрольной и экспериментальной группах. В обеих группах преобладающими у учащихся старшего школьного возраста являются социальный и предприимчивый тип (20−24%). Всего 12% - 3 человека в экспериментальной группе, и 16% - 4 человека в контрольной группе проявляют интерес к практической деятельности. Но около половины опрошенных старшеклассников всё же склонны к исполнительскому труду. Результаты проведенных методик создают необходимые условия для проведения формирующего эксперимента, а именно: реализации программы по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников.