Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Из опыта работы педагогов-исследователей о методике решения задач составлением уравнений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Применение пропорции упрощает ход решения многих задач. Так, учащиеся при решении задач на нахождение дроби от числа или числа по его дроби нередко делают ошибки в выборе действий. Если же научить их при решении таких задач применять пропорцию, то подобные ошибки уже не появляются. Например: «Рабочий в магазине израсходовал 60 руб. из своей зарплаты, что составляет 2/7 от его месячного заработка… Читать ещё >

Из опыта работы педагогов-исследователей о методике решения задач составлением уравнений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из педагогов-новаторов является Н. Н. Никифоров (с. Новошенское Тамбовской области), который пишет, что тема довольно сложная, так как учащимся предлагается принципиально новый подход к решению задач.

Н.Н. Никифоров пишет, что важно показать учащимся необходимость и целесообразность такого способа решения и, главное, его механизм, ход логических рассуждений.

Он предлагает решить задачу: «Ваня, Петя и Сережа пошли на рыбалку и поймали вместе 51 рыбку. Ваня поймал рыбок в два раза больше, чем Петя, а Сережа на три рыбки больше, чем Петя. Сколько рыбок поймал каждый мальчик?» На доске делается краткая запись:

Из опыта работы педагогов-исследователей о методике решения задач составлением уравнений.

Он предлагает учащимся решить эту задачу. Решают они ее арифметически, попытки решить заканчиваются обычно неудачей. Далее Н. Н. Никифоров рассказывает, как можно было решить задачу. Спрашивает: «Трудная ли задача?» — «Да!». Говорит, что таких задач в дальнейшем будет встречаться много, и что сегодня научу их решать иным, более простым способом.

Предлагает решить сначала задачу методом подбора.

На доске чертится таблица, которая заполняется учителем по мере рассуждений учащихся:

Ваня.

2х.

Петя.

х.

Сережа.

х+3.

Всего.

Должно быть 51.

Если Петя поймал 1 рыбку, то Ваня — 1*2, то есть две рыбки, а Сережа — 1+3, то есть четыре рыбки. Всего они поймали 1+2+4=7 (рыбок), а должен поймать 51 рыбку Неверно.

Если Петя поймал 2 рыбки, то …

Берется несколько значений. Разумеется, не все значения перебираются. Можно взять 10, 11 и, наконец, 12. У Пети 12 рыбок, у Вани 12*2 рыбки, у Сережи 12+3 рыбки. И всего у них 51 рыбка.

Задача решена верно.

Какой недостаток такого решения? Много надо перебирать значений, долго. Можно решить эту задачу без переборки возможных значений.

Мы не знаем, сколько рыбок у Пети, но всякий раз число рыбок у других мальчиков выражаем через них. Обозначим число рыбок у Пети через х. Тогда у Вани — 2х рыбок, а у Сережи — (х+3) рыбки. Всего же они поймали 51 рыбку, то есть должно выполняться равенство:

х+2х+(х+3)=51.

Решим это уравнение:

х+2х +х+3=51; 4х=28;

х=12 — столько рыбок у Пети.

У Вани 12*2=24 (рыбки), а у Сережи 12+3=15 (рыбок).

Проверим, верно ли решена задача: 24:12=2, 15−12=3, 24+12+15=51.

Все условия задачи выполнены. Задача решена верно. Проследим решение задачи и запишем последовательность решения в виде алгоритма.

Алгоритм решения задачи с помощью уравнения:

  • 1. Обозначим неизвестную величину переменной.
  • 2. Выразим через нее другие величины.
  • 3. Найдем зависимость между ними и на основании этой зависимости составим уравнение.
  • 4. Решим уравнение.
  • 5. Найдем ответ на вопрос задачи.
  • 6. Проверим правильность решения задачи.
  • 7. Запишем ответ.

Записи могут быть различными, но надо, чтобы они были краткими и одновременно исчерпывающими. Затем Н. Н. Никифоров дает под диктовку образец оформления решения задачи, показывает одновременно этапы решения.

Решение:

Пусть Петя поймал х рыбок. Тогда Ваня поймал 2х рыбок, а Сережа — (х+3) рыбки. Зная, что вместе они поймали 51 рыбку, составим уравнение:

х+2х+(х+3)=51;

х+2х+х+3=51;

4х=48;

х=12.

2х=2*12=24.

х+3=12+3=15.

Проверка. 24:12=2. 15−12=3. 12+24+15=51.

Ответ: 24, 12, 15 рыбок.

Практика показывает, что после решения нескольких похожих задач учащиеся хорошо усваивают алгоритм решения и не испытывают серьезных трудностей в дальнейшем.

Так, например, педагог-новатор Ю. М. Мацкин пишет, что в последнее время один из ведущих способов решения текстовых задач связан с использованием уравнений. В 5−6 классах учащиеся, по существу, решают текстовые задачи только составлением уравнения по их условию.

По-видимому, чрезмерное увлечение этим способом не является вполне оправданным. Это подтверждается анализом результатов работы по решению задач в 5−6 классах средней школы.

Суть проводимой работы в следующем: познакомить учащихся с арифметическим способом решения текстовых задач с использованием координатного луча, сравнить его с другими способами и выяснить, насколько он приемлем для них.

Ниже приведены задачи, которые решались на уроке двумя способами: составлением уравнения и с помощью координатного луча.

Задача. В трех корзинах 70 яблок. В первой в два раза больше, чем во второй, а в третьей в два раза больше, чем в первой. Сколько яблок в каждой корзине?

Решение. Первый способ. Пусть во второй корзине х яблок, тогда в первой корзине их будет 2х, а в третьей — 2*2х=4х. Таким образом, число яблок в трех корзинах равно (х+2х+4х). В то же время из условия задачи известно, что это число равно 70. Составляем уравнение и решаем его:

Х+2х+4х=70; 7х=70; х=10; 2*10=20; 4*10=40.

Ответ: 20; 10; 40 яблок.

Тема: «Пропорция» служит основой для решения многих задач практического характера. Этой темой заинтересовался педагог-новатор Х. Ш. Шихалиев (г. Махачкала).

Эту широту прикладной роли темы «Пропорция» и следует раскрыть перед учащимися, обращаясь к решению задач из окружающей действительности. Характерной чертой всех задач, относящихся к этой теме, является то, что при их решении учащиеся руководствуются дедуктивным способом мышления: имеется определенное условие взаимосвязи количественных соотношений двух величин и, исходя из этой взаимосвязи, требуется определить другие количественные соотношения тех же величин.

В процессе решения задач на пропорцию желательно рассмотреть и такие задачи, для решения которых предварительно требуется найти дополнительные данные. Например: «Долетит ли самолет, развивающий скорость 800 км/ч, из Москвы до Махачкалы за 2 часа?» .

Думая над этим вопросом, учащиеся обнаруживают, что в условии не дано расстояние от Москвы до Махачкалы. Однако, это число (1670 км — воздушная трасса) можно найти в справочнике или пользуясь географической картой.

Составляем таблицу:

Время полета (в ч).

Расстояние (в км).

Х.

Получаем: 1:800=х:1670, откуда х2, 09.

Применение пропорции упрощает ход решения многих задач. Так, учащиеся при решении задач на нахождение дроби от числа или числа по его дроби нередко делают ошибки в выборе действий. Если же научить их при решении таких задач применять пропорцию, то подобные ошибки уже не появляются. Например: «Рабочий в магазине израсходовал 60 руб. из своей зарплаты, что составляет 2/7 от его месячного заработка. Сколько денег он получил за этот месяц?» .

Число частей.

Количество денег (в руб.).

х.

Решение: 2:60=7:х, откуда х=210.

Ответ: 210 рублей.

Как видим, можно привести много примеров-задач, при решении которых применяется пропорция. Это задачи на смеси, сплавы, растворы, коллективную работу, расход зарплаты и так далее. Главное при этом состоит не только в умении решать задачи с готовым текстом, но и отвечать на практические вопросы в виде задач с недостающими данными. Подобные задачи развивают у учащихся логическое мышление, приучают их пользоваться справочным материалом, заставляют глубже изучать теоретический материал, превращают знания в необходимый элемент практической деятельности, а это важный компонент мотивации учения. Выполняя такие задания, учащиеся оказываются в одной из жизненных ситуаций и учатся отвечать на возникающие вопросы с помощью знаний, полученных на уроках математики.

Краткие выводы по второй главе

Итак, при изучении переменной в V-VI классах учащиеся должны знать и уметь правильно употреблять термины «переменная» и «значение переменной», подставлять в предложение вместо переменной ее значения. Уметь составлять простейшие выражения с одно переменной по условию задачи, находить значение выражения при различных значениях переменной, записывать в виде таблицы значения переменной и соответствующие им значения выражения. Кроме того, учащиеся должны приобрести знания и умения при решении текстовых задач алгебраическим путем.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой