Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технологии воспитания. 
Педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие технологии воспитания сравнительно недавно стало употребляться в нашей педагогике. Долгое время считалось, что технологию можно рассматривать только в рамках промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, энергетики. Хотя, если обратиться к творчеству выдающихся педагогов, можно без труда найти у них даже специальные работы по проблемам технологии воспитания. Так… Читать ещё >

Технологии воспитания. Педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие «технология воспитания» и ее особенности

Классики отечественной педагогики всегда понимали педагогику не только как науку в строгом смысле слова, но и как искусство воспитания. Любопытно, что, несмотря на близкую к актерскому делу публичность и словесность воспитательной деятельности, она все-таки ближе к искусству врача. Об этом очень интересно размышлял более 100 лет назад известный русский историк педагогики Л. Н. Модзалевский. Он замечал, что педагогика, являясь бесспорно наукой, является также и искусством, но никак не изящным, а понимаемым «только как разумное, своевременное, искусное применение общих законов и правил к частным случаям, к отдельным индивидуальностям»[1]. Таким образом, в искусстве воспитания всегда присутствует некая техническая составляющая, которая именуется технологией.

Термин «технология» (от греч. isxvr| — искусство, ремесло, мастерство; Xoyoq — учение) подразумевает совокупность приемов и способов деятельности.

Технология воспитания — это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов и процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, т. е. гарантированно результативно и качественно.

Понятие технологии воспитания сравнительно недавно стало употребляться в нашей педагогике. Долгое время считалось, что технологию можно рассматривать только в рамках промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, энергетики. Хотя, если обратиться к творчеству выдающихся педагогов, можно без труда найти у них даже специальные работы по проблемам технологии воспитания. Так в поздних сочинениях Макаренко, в стенограммах его выступлений перед учителями часто встречаются термины «инструмент воспитания», «педагогическая инструментовка». Они не случайны: Макаренко, по существу, оставил нам в наследство технологию воспитания детского коллектива. Одна из последних работ Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека» даже самим своим названием подчеркивает «выход» к проблемам технологии воспитания.

«КАК?» — коренной вопрос технологии в области воспитания, но он вовсе не предполагает, что существует некий педагогический набор технологических «отмычек» на все случаи жизни и применительно к любым детям. Технология воспитания — это продуманная система «как» и «каким образом» цель воспитания воплощается в конкретный результат.

Но следует непременно учитывать, что технология воспитания — это, прежде всего, человековедческая, гуманитарная технология, и поэтому имеет свои особенности.

Не всякое явление в области воспитания технологично. (Вероятно, по этой причине в среде педагогов еще немало тех, кто категорически не согласен даже с понятием «технология воспитания» и совершенно отказываются признать какую-либо алгоритмизацию ситуаций воспитания.) Действительно, воспитание, как никакая другая деятельность, связано с личностным и индивидуальным взаимодействием, где царят эмоции, предчувствия, интуиция и множество неуловимых связей и энергий. Процесс такого взаимодействия достаточно трудно поддается алгоритмическому описанию, которое требуется для технологического уровня его осмысления. В практике нередки случаи, когда воспитатель без остатка отдает себя детям, о его педагогической системе рассказывают легенды, но его блестящие находки, приемы почти невозможно повторить, так как они совершенно неотделимы от этой выдающейся личности и той духовной атмосферы, которую она создавала. Иными словами, успех в решении воспитательных проблем нередко определяет не отработанная технология, а талант и мастерство воспитателя, его личные качества.

  • [1] Модзалевский Л. II. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: учебн. пособие. Ч. 1. СПб., 2000. С. 29.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой