Педагогические условия формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности
![Диссертация: Педагогические условия формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности](https://westud.ru/work/5435480/cover.png)
Диссертация
Для повышения эффективности игровой деятельности в формировании гуманности у дошкольников необходимо учитывать и такие педагогические условия: 1) систематичность и последовательность в работе воспитателя по решению задач воспитания гуманистических отношений- 2) творческий поиск и максимальное использование педагогом воспитательных возможностей (как непосредственных, так и опосредованных) игровой… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГУМАННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
- 1. 1. Гносеологические основы процесса воспитания гуманности у дошкольников
- 1. 2. Формирование гуманности как социальная, психологическая и педагогическая проблема
- 1. 3. Совершенствование подготовки воспитателя детского сада к работе по формированию гуманности у детей
- Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2. 1. Общение в игровой деятельности как условие формирования гуманных отношений между дошкольниками.67 ¦
- 2. 2. Социальный опыт, приобретенный в игре, как средство формирования гуманности у дошкольников
- 2. 3. Формирование гуманности у дошкольников в играх, отражающих содержание литературных произведений
Список литературы
- Абраменкова В.А. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстнику у дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1981. 18 с.
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С.14−44.
- Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера. Л.: Знание, 1949.56 с.
- Анисимов С.Ф. Активность и моральная деятельность // Социальная активность личности. Волгоград, вып.1,1976. — С. 12−21.
- Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание, 1989. № 10. — С.14−17.
- Аржанова А.А. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста // Ученые записки Андижанского гос. пед. ин-та, вып.6,1957. 46 с.
- Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1968. — 445 с.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка.- М.: Изд-во МГУ, 1979.- 151 с.
- Белкин А.С. Начальные формы педагогической запущенности у дошкольников (Анализ с позиции общения) // Дошкольное воспитание, 1974. -№ 9. С.31−37.
- Ю.Беляева Л. И. Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1977. 200 с.
- П.Блонский П. С. Трудные школьники. 2-е изд. — М.: Работник просвещения, 1930. — 216 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1968. — 464 с.
- Бобнева М.И. Социальное развитие личности: психологическая проблема. М.: Общественные науки, 1980. — № 1. — С.43−47.
- Богдаяова О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М. Просвещение, 1981. — 156 с.
- Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Просвещение, 1980. — 256 с.
- Буева Л.П. Общественная детерминация и управление формированием личности // Проблема управления процессом воспитания: Материалы симпозиума. М., 1971. — С.29−31.
- Буре Р.С. Общение детей в условиях детского сада // Ребенок в системе коллективных отношений. М., 1972. — С.57−61.
- Буре Р.С. Теория и методика воспитания у детей нравственно-волевых качеств в детском саду: Автореф. доктора пед. наук. М.: АПН СССР. НИИ общих проблем, 1986. — 34 с.
- Валуев М.Н. Психофизиологические исследования одной из форм мотивации у человека // Вопросы психологии, 1970. № 4. — С.26−31.
- Вейт М.А. Формирование норм нравственности в школьном коллективе // Советская педагогика, 1982. № 1. — С.8−12.
- Волкогонов Д.А. Моральные конфликты и способы их разрешения. -М.: Политиздат, 1974. 256 с.
- Возрастная психология. Курс лекций / Под ред. Н. Ф. Добрынина. М.: Просвещение, 1965. — 245 с.
- Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. Избр. пед. исследования. М.: Педагогика, 1956. — 456 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. v М.: Педагогика, 1968. — 214 с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С.9−13.
- Гавриловец К.В. Воспитание доброты. Минск: Народная асвета, 1985.- 176 с.
- Гордин А.Ю. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1967. — 119 с.
- Гордин Л.Ю. Системообразующие методы воспитания // Советская педагогика, 1986. № 11. — С.38−44.
- Гришин Д.М., Марьенко И. С. Диалектичность нравственного воспитания // Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1969. -С.79−91.
- Гришина Г. Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 23 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.: Опыт теоретического и экспериментального психического исследования. М.: Педагогика, 1986. — С.28−33.
- Джидарьян И.А. Теоретические проблемы психологии личности. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 256 с.
- Ерофеева Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук. М.: АПН СССР. НИИ дошк. восп., 1986. — 200 с.
- Жуковская Р.И. Влияние стихотворений на преодоление молчаливости и замкнутости // Известия АПН РСФСР, вып. 18,1948. 113 с.
- Жуковская Р.И. Игра в ее педагогическом значении: Дис.. докт. пед. наук. М., 1968. — 200 с.
- Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. // Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1975. — С. 14−27.41 .Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. -М.: Просвещение, 1974. 288 с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986. -127 с. 43.3осимовский А. В. Выявление и оценка направленности детского коллектива // Вопросы нравственного воспитания учащихся. Тамбов, 1970. -С. 14−23.
- Иванова В.М. Игра как средство нравственного воспитания младшего дошкольника в семье: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983. — 24 с.
- Иванова В.П. О некоторых трудностях детей дошкольного возраста // Вопросы педагогики и психологии общения. Фрунзе, 1975. — С. 17−19.
- Иващенко Ф.И. О психологии воспитания // Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии. Минск, 1980. — С.6−16.47 .Ильенков И. В. Что такое личность? // С чего начинается личность. -М.: Просвещение, 1979. 236 с.
- Исмаилова Д.А. Педагогические условия обогащения содержания общения между детьми старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1990. -208 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
- Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.: Просвещение, 1968. — 256 с.
- Ковалев А.Г. Воспитание чувств. М.: Педагогика, 1971. -195 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1969. 391 с.
- Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М.: Просвещение, 1981. — 127 с.
- Коломинский Я.Л. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в малых группах и коллективах // Вопросы психологии, 1971. № 6.- С.92−99.
- Конникова Т.Е. Роль коллектива в формировании общественной направленности личности школьника. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1970. — Т.368. — С.56−71.
- Косенко Ю.Н. Проблема формирования творческой активности дошкольников в играх // Психолого-педагогические механизмы формирования качеств социально активной личности. М.: Изд-во МШУ, 1986. — С. 111−114.
- Корчак Я. Как любить детей. М.: Просвещение, 1968. — 214 с.
- Крайнова Л.В. Формирование нравственной активности у детей старшего дошкольного возраста в совместной продуктивной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1985. — 23 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 256 с.
- Кульчицкая Е.И. Моральные чувства как мотив поведения ребенка дошкольного возраста в его взаимоотношениях со сверстниками: Тезисы доклада к Всесоюзной конференции по актуальным вопросам. М., 1970. — Т.1. -С.56−58.
- Крупская Н.К. Пед. соч. Т.З. — 1957. — 314 с.
- Крупская Н.К. Пед. соч. Т.1. — 1957. — 412 с.
- Ларин А.П. О сущности и причинах детского упрямства: Дис.. канд. пед. наук. Вольск, 1953. — 186 с.
- Лазурский А.Ф. Классификация личности. М.-П.Д923. — 212 с.
- Ленин В.И. Пол. собр. соч. Т.1. — 514 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971.- 196 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. — 196 с.
- Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М., 1951. Т.1.213 с. 69 .Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение, 1978. — С.237−252.
- Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания. М.: Педагогика, 1976. — 512 с.
- Лидак Л.К. Формирование культуры общения у детей старшего школьного возраста в процессе игры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1982. — 22 с.
- Лискж Л.Г. Различные планы взаимоотношений детей в игровой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982. — 16 с.
- Макаренко А.С. Проектировать лучшее в человеке. М.: МГУ, 1989.416 с.
- Макаренко А.С. Соч. Т.4. М., 1957. — 412 с.
- Маркова Т.А. Детский сад и семья // Современные проблемы воспитания и обучения дошкольников в детском саду и семье. М.: Просвещение, 1982. — С.50−58.
- Маркова Т. А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М., 1968. — С.36−96.
- Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. — 256 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.З. 540 с.
- Менчинская Н.А. Развитие чувств ребенка // Дошкольное воспитание. -М&bdquo- 1946. № 11. — С.7−10.
- Менджерецкая Д.В. Творческая игра как средство нравственного воспитания // Уч. записки МГПИ, № 196,1963. С.110−148.
- Мудрик А.В. Общение как объект педагогического исследования. М.: Просвещение, 1972. — 254 с. 82 .Михайлова А. Г. К вопросу о педагогическом руководстве самовоспитанием учащихся // Воспитание учащихся в духе коммунистического гуманизма. М., 1972.
- Мухина B.C. Психология дошкольника. М.: Педагогика, 1975. — С. З47.
- Мухина B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. — 191 с.
- Мясгацев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. — 514 с.
- Мясищев В.Н. Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во МГУ. -Т.2., 1960.-256 с.
- Мясшцев В.Н. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1965.314 с.
- Нечаева В.Г. Воспитание организованного поведения у детей старшего дошкольного возраста // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1967. — 384 с.
- Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М.: Просвещение, 1978.- 112 с.
- Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Под ред. Р. С. Буре. М.: Просвещение, 1987. — 221 с.
- Орлова А.И. Прогрессивные традиции народной педагогики как один из источников формирования коммунистической морали // Теоретико-методологические вопросы педагогики. М.: Педагогика, 1990. — С.60−71.
- Островская Л.Ф. Почему ребенок не слушается: Пособие для воспитателей детского сада 2-е изд. — М.: Просвещение, 1982. — 112 с.
- Острогорский А.Н. Избр. пед. соч. / Состав. М. Д. Данильченко. М.: Педагогика, 1985. — 352 с.
- Пантина Н.С. Игра и детские взаимоотношения // Психология и педагогика игры дошкольника. М.: Педагогика, 1966. — 69 с.
- Петросян М.Н. Гуманизм. М.: Политиздат, 1964. — 280 с.
- Петровский А. В, Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981.-96 с.
- Платонов К.К. Структурное понимание саморегулирования процесса формирования личности // Проблемы управления процессом воспитания / Под ред. Н. Ф. Талызиной и Л. И. Рувинского. М.: Изд-во МГУ, 1971. — 215 с.
- Пономаренко Т.О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей // Дошкольное воспитание, 1992. № 3. — С. 17−20.
- Подъякова Н.Н. Современное состояние и перспективы исследования в области дошкольного воспитания // Вопросы психологии 1982. № 6. — С.32−43.
- ЮО.Пушмина В. П. Воспитание гуманного отношения к людям у детей старшего дошкольного возраста (6−7 лет): Дис.. канд. пед. наук. М.: 1968. -196 с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1986. — 176 с.
- Репина Т.А. Особенности межличностных отношений ребенка-дошкольника в семье // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М.: Педагогика, 1979. — С.182−183.
- Ривес Ю.Е. Методы и средства воспитания // Советская педагогика, 1971. № 10. — С.32−37.
- Юб.Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988. — 120 с.
- Ю7.Рояк А. А. Деятельность и отношения у дошкольников // Деятельность и взаимоотношения у дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной. -М.: Просвещение, 1987. 110 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1946.-512 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1976. — 240 с.
- Ю.Рубинштейн С. Л. Темперамент и характер. Основы общей психологии. М., 1946. — 307 с. 111 .Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. М.: Педагогика, 1981. — 156 с.
- Светницкая М.Х. Наш детский сад. М., 1913. — 56 с.
- ИЗ.Сенько Т. В. Возрастные перемещения эффективный метод управления положением ребенка в группе сверстников // Народная асвета, 1983. — № 12. — С.16−19.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. М., 1953. — С. 106.
- П5.Сироткин А. Ю. Формирование социальной гуманности у педагогически запущенных подростков в процессе перевоспитания: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1982. — 196 с.
- Пб.Смирнова Р. А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед наук. М., 1981. — 19 с.
- Степанов С.С. Этические проблемы мотивации поведения личности: Автореф. дис. канд. философ, наук, 1983. 16 с.
- Стеркина Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1976.-16 с.
- Счастная A.M. Психологические особенности межличностных отношений детей 6-ти летнего возраста в условиях детского сада и подготовительных групп: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Минск, 1980. -19 с.
- Счастная A.M. Изучение развития личности дошкольников в семье // Республиканский межведомственный научный сборник. Минск: Народная асвета, 1987. — С.31−35.
- Структура морали личности. М.: МГУ, 1937. — 112 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1969.- 194 с.
- Теплов Б.М. О понятиях слабости и инертности нервной системы // Вопросы психологии. 1955. — С.26−32.
- Терещук Р.К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1986.-18
- Тимошенко Н.И. Воспитание заботливого отношения к окружающим людям у детей старшего дошкольного возраста в детском саду: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1966. — 178 с.
- Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение, 1984. — 196 с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1987, — 182 с.
- Толстой Л.Н. Избр. мысли о воспитании и образовании. М.: Свободное воспитание, 1907. — № 12. — 56 с.
- Тома Ф. Воспитание чувств. Санкт-П., 1900. — Перевод с французского.
- Усова А.П. Игра форма организации жизни и деятельности детей // Дошкольное воспитание, 1960. — № 10. — С.58−64.
- Усова А.П. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М., 1986. — 237 с.
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1976. 136 с.
- Ушинский К.Д. Избран, пед. соч. Т.1. — М., 1945. — 246 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.1. — М., 1953. — С.535.
- Ухтомский А.А. Доминанта. М.-Л., 1966. — 256 с.
- Файнберг С. В, Трудные дети и подход к ним // Дошкольное воспитание. М., 1970. — № 10 — С.9−11.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 295 с.
- Филонов Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц, с отклоняющимся поведением //
- Психология формирования и развития личности. М.: Просвещение, 1981. -С.338−363.
- Философская энциклопедия. М., 1976. — Т.4. — 602 с.
- Формирование социальной активности личности: сущность, проблемы. М.: МГПИ, 1985. — 184 с.
- Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего^ дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1967. — 239 с.
- Флейвел Дж. X. Генетическая психология Жана Пиаже.- М., 1976.389 с.
- Фрадлина Е.М. Социальная активность личности. Волгоград, 1976.-С. 18−27.144.фромм Аллан. Азбука для родителей / Перевод И. Г. Константиновой.-Л., 1991.-319 с.
- Ханчин B.C. О стиле гуманных отношений в школе // Народное образование, 1969. № 1. — С.21−25.
- Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. Минск, 1972.196 с.
- Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М.: Просвещение, 1993. 112 с.
- Холостова Т.В. Моральная оценка и ее особенности // Вопросы философии, 1968. № 4. — С.32−36.
- Холл С. Очерки изучения ребенка. Пучина.- М., 1925. 167 с.
- Хрипкова А.Г. Биологическое и социальное в развитии и формировании человека // Советская педагогика, 1969. № 3. — С.3−12.
- Черкова А.В. Развитие у детей сознательных отношений в игре // Ученые записки Ростовского-на-Дону пед. института, вып.2, 1958. 105 с.
- Чернокозова В.Н., Чернокозов И. И. Этика учителя. Киев, 1973. — 219с.
- Чудновский В.Н. Направленность личности и поведение школьников// Советская педагогика, 1968. № 9. — С.37−41.
- Чудновский В.Э. Коллективистическая направленность личности и ее нравственная устойчивость // Советская педагогика, 1976. № 6. — С.29−34.
- Целикова О.П. Коммунистический идеал и нравственное развитие личности. М.: Политиздат, 1970. — 156 с.
- Цуканова Н.И. Формирование опыта и привычек гуманного v поведения у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Брянск, 1994. — 20 с.
- Шацкий С.Т. Избр. пед. соч. Т.1−2. — М., 1980. — 540 с.
- Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1971.112 с.
- Шилова М.И. О диагностическом подходе в изучении нравственной воспитанности школьников // Советская педагогика, 1978. № 4. — С.41−44.
- Шульгина Б.А. Опыт психологического изучения школьников в конфликтной ситуации // Советская педагогика, 1974. № 3. — С.27−29.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации развития в детском V возрасте //Вопросы психологии, 1971. № 4. — С. 17−23.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Просвещение, 1960. — 328 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение, 1978. 304 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры в дошкольном возрасте // Психология личности и деятельности дошкольника. М.: Просвещение, 1965. -130 с.
- Эфропсон В. Родословная альтруизма (этика с позиций эволюционной генетики человека): Новый мир, 1971. -№ 10. С.53−61.
- Юргенсон Н.В. Воспитание культурного поведения детей в старшей группе // Воспитание ребенка в детском салу. М.: АПН РСФСР, 1962. — С.96−102.
- Юрьева М.В. Эмоциональные стимулы развития гуманных чувств и представлений младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Казань, 1980.- 19 с.
- Юрьева В.Д. Воспитывать доброту // Начальная школа, 1981. № 1. -С.16−18.173 .Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 212 с.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей,— М.: Педагогика, 1984. 144 с.
- Якобсон С.Г., Шур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм // Психологические проблемы нравственного воспитания детей М.: Педагогика, 1977. — 216 с.
- Яковлев В. А. Научные основы нравственного воспитания школьников. Тамбов, 1975. — 72 с.
- Яницкая Е.Ю. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада (7-й год жизни): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1984. -19 с.