Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для повышения эффективности игровой деятельности в формировании гуманности у дошкольников необходимо учитывать и такие педагогические условия: 1) систематичность и последовательность в работе воспитателя по решению задач воспитания гуманистических отношений- 2) творческий поиск и максимальное использование педагогом воспитательных возможностей (как непосредственных, так и опосредованных) игровой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГУМАННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Гносеологические основы процесса воспитания гуманности у дошкольников
    • 1. 2. Формирование гуманности как социальная, психологическая и педагогическая проблема
    • 1. 3. Совершенствование подготовки воспитателя детского сада к работе по формированию гуманности у детей
  • Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Общение в игровой деятельности как условие формирования гуманных отношений между дошкольниками.67 ¦
    • 2. 2. Социальный опыт, приобретенный в игре, как средство формирования гуманности у дошкольников
    • 2. 3. Формирование гуманности у дошкольников в играх, отражающих содержание литературных произведений

Педагогические условия формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Продолжительное время многие исследователи проблемы гуманизма утверждали, что в нашем обществе устранены многие объективные факторы, порождающие преступность и аморализм. Это якобы привело к сокращению безнравственных поступков и изменению их характера. Сегодня, когда в нашей стране усилия народа направлены на создание демократического общества, обострились отношения между людьми. У отдельной группы людей нашего общества проявляется жестокость, эгоизм, индивидуализм. В повседневной жизни время от времени благовоспитанные юноши совершают бессмысленные преступления. Как отмечает в своем исследовании М. А. Вейт «матери неожиданно забывают о родительских обязанностях и утрачивают вложенное самой природой чувство материнской любви, с легким сердцем оставляют своих детей на произвол судьбы. Братья и сестры затевают между собой судебные процессы из-за оставленного родительского наследства. Эти действия не носят гуманного характера, а представляют собой грубое отступление от норм и правил поведения, принятых в обществе» (20,21).

Безнравственные действия человека характеризуют такие стороны его сознания и поведения, которые задерживают процесс демократизации в обществе, гуманизации отношений.

Возникшие в последние годы элементы социальной коррозии негативно сказываются на духовном настрое общества, они незаметно подтачивают нравственные ценности. Возросла прослойка людей, в том числе среди молодежи, для которых цель жизни свелась к материальному благополучию, к наживе любыми способами. Их циничная позиция приобретает все более воинствующие формы, отравляет сознание окружающих, зарождается потребительское настроение. Показателем падения социальных нравов стали рост пьянства, распространение наркомании, увеличение преступности.

Философы, социологи, политологи отмечают, что в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, идет переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись дискуссии о путях преобразований в экономике, социальной и духовной сферах. В данном закономерном процессе велика роль школьных, дошкольных учебно-воспитательных заведений, трудовых коллективов, выступающих основными социальными ячейками общества.

Важность исследования данной проблемы определяется реальными потребностями дальнейшего совершенствования практики формирования гуманности у дошкольников, так как ее состояние не в полной мере отвечает возрастающим общественным требованиям к ней.

В ходе исследования проблемы формирования гуманности нам удалось выяснить причины появления в характере дошкольников негативных качеств. Основными причинами являются: недостатки семейного воспитания (особенно конфликтная, аморальная, асоциальная семья) — упущения в работе педагога-воспитателя, снижающие воспитательный эффект и содействующие появлению в характере дошкольника таких качеств как грубость, жестокость, равнодушие, эгоизм по отношению к окружающимнеглубокое знание воспитателем психических, индивидуальных, возрастных особенностей дошкольниканеблагополучные взаимоотношения воспитателя и ребенканеверие в интеллектуальные и нравственные возможности ребенканедооценка гуманных качеств и поступков дошкольникаотсутствие должного контроля со стороны детского сада и семьи за поведением и поступками ребенканесоблюдение и несогласованность единства требований к ребенку со стороны воспитателей, родителейчастое применение воспитателями однообразных, в основном словесных методов формирования гуманностиотрицательное влияние улицы, двора, сверстников, совершающих безнравственные поступкинеумение воспитателей проектировать и управлять процессом формирования гуманности у дошкольников.

Таким образом, актуальность и общественная значимость исследования процесса формирования гуманности у дошкольников в детском саду обуславливается комплексом потребностей, объективно возникающих в настоящее время в практике воспитания.

Сегодня педагогическая наука призвана искать оптимальные пути повышения эффективности процесса формирования гуманности у дошкольников. Предпосылки построения необходимой воспитателям целенаправленной теории формирования гуманности у дошкольников в условиях демократизации общества создаются развитием всего комплекса наук о человеке.

Фундаментальные положения методологии данной проблемы содержатся в трудах философов, социологов, политологов, психологов и педагогов. Еще в свое время Н. К. Крупская и А. С. Макаренко большое значение придавали формированию гуманности детей в ходе общения в игре. Н. К. Крупская подчеркивала, что в играх у детей развиваются ценные качества, которые лягут в основу их характера: умение действовать организованно, дружнов игре вырабатываются организационные навыки, развивается инициатива, выдержка, умение взвешивать обстоятельства, укрепляется воля, воспитывается доброта, отзывчивость, умение помогать в беде.

Мысль об использовании игры в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста возникла давно. Игры, в частности, дидактические, близки дошкольникам, так как в них познавательное содержание сочетается с привлекательными для них формами умственной деятельности. В современной отечественной педагогической науке общепризнанным является положение о том, что основное назначение дидактических игр — развитие умственных способностей детей, умения наблюдать, выделять характерные признаки предметов, сравнивать, находить сходство и различие, устанавливать тождество. Вместе с тем, как показывают исследования Ф. Н. Блехер, Е. И. Радиной, Е. И. Удальцовой, А. П. Усовой, А. И. Сорокиной и других, дети в дидактических играх получают определенные знания, закрепляют их в игровой форме (130,131,132).

Широкие общевоспитательные функции дидактических игр позволяют поставить вопрос о совершенствовании их применения, где будут решаться не только задачи умственного воспитания, но и задачи нравственного воспитания. В свое время Е. И. Тихеева отмечала: «Эти игры. нельзя оценивать только со стороны их явно дидактической цели — ориентировки детей в том или ином представлении или усвоения знаний. Эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности: они организуют детей, повышают их самостоятельность.».

Совершенствование использования дидактических игр предполагает и реализацию важнейшего аспекта игры как формы организации жизни и деятельности детей, формирования у них гуманности.

В ряде этических работ (А.В.Запорожец, Т. А. Маркова, М.И.Бобнева) (40, 76) рассматривается вопрос о дружбе и дружеских взаимоотношениях детей в детском саду, указывается, что формирование их осуществляется в процессе игровой деятельности.

В создании теоретических основ воспитания гуманности, формирования гуманных отношений в коллективе дошкольников с учетом их возраста значительную роль сыграли психолого-педагогические исследования, посвященные анализу возрастных особенностей в нравственном развитии и поведении детей. В разработку данной проблемы большой вклад внесли как психологи, так и педагоги, а именно: Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец, М. А. Вейт, ТАМаркова, Р. С. Буре и другие.(20,21,17,18,76).

В дошкольной педагогике изучалась проблема взаимоотношений детей в обществе сверстников, в коллективе и пути организации детских взаимоотношений в условиях конкретной деятельности. Эти исследования касались главным образом формирования начал коллективизма у детей в процессе ролевой игры, занятий (М.И.Бобнева, Ю. Н. Косенко, АП.УсоваДИ.Цуканова и др.) (56,130,131,156).

В этом плане интерес представляют исследования Р. И. Жуковской и А. В. Черкова (35, 36, 151), в которых показана взаимосвязь между развитием сознательности у детей старшего дошкольного возраста и становлением их отношений в детской игровой деятельностивыяснено, что появление дружеских коллективистских черт в детских взаимоотношениях обеспечивается такой общей игрой, в которой имеется единая осознаваемая детьми и увлекающая их цельигрой, которая совместно планируется дошкольниками, «оборудуется» необходимыми материалами.

В анализируемых работах существенное значение для нашего исследования имеют три положения. Первое положение — знание основной закономерности развития детского коллектива.

Второе положение — о целостном подходе к методам воспитания, который предполагает организацию деятельности по формированию гуманности: об использовании методов разными субъектами воспитания — воспитателем, родителями.

Третье — важнейшее методологическое положение касается мер, обеспечивающих положительные результаты нравственного воспитания детей в детском саду: организация целенаправленной жизни и деятельности детского коллектива способствует формированию гуманности, формированию гуманных отношений между детьминейтрализация объективных и субъективных условий, негативно влияющих на процесс нравственного воспитания и формирование гуманных качеств личности.

Практика дошкольных воспитательных учреждений, как показывает анализ, за последние годы испытывает нужду в научно обоснованных рекомендациях по методике организации и проведении игры, руководства и управления формированием гуманности у детей.

Сущность исследуемой проблемы в условиях гуманизации общества заключается в закономерных связях и соотношении содержания процесса формирования у детей гуманности, с одной стороны, и его организационных форм, методов и педагогических условий — с другойв потребности совершенствования методики проведения игры с учетом специфики формирования гуманностив улучшении управлением формирования гуманности.

Недостаточная изученность воспитательных возможностей игры, слабая разработанность методики формирования гуманности у дошкольников в играх, отражающих содержание литературных произведений, в процессе общения, механизма проектирования процесса формирования гуманности в педагогической теории, с одной стороны, и потребность дошкольной педагогической практики в соответствующих научно-методических рекомендациях, с другой, обусловили выбор темы исследования «Педагогические условия формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности» .

Цель исследования — раскрытие дидактических условий формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности, теоретическое обоснование методики формирования гуманности у детей в игровой деятельности.

Объект исследования: процесс формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности в детском саду.

Предмет исследования: процесс выявления дидактических средств и условий формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности.

Гипотезу исследования составляют следующие предположения: формирование гуманности у дошкольников в игровой деятельности будет осуществляться эффективно, если:

— задача формирования гуманности у дошкольников будет выделена как значимая и существенная в процессе организации игровой деятельности детей;

— будут выявлены и обоснованы дидактические условия формирования гуманности у детей в игровой деятельности;

— реализовать потребность дошкольника в общении путем включения его в игровую деятельность;

— опираться на социальный опыт, приобретенный в игре;

— создать условия совершенствования подготовки воспитателя детского сада к работе по формированию гуманности у детей в игровой деятельности.

С учетом выдвинутой цели и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

— изучить сущность педагогической проблемы включения детей в совместную игровую деятельность с целью уточнения места игры в формировании гуманности;

— на основу изучения имеющегося педагогического опыта включения детей в игровую деятельность выработать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование гуманности у дошкольников;

— экспериментально проверить и обосновать эффективность средств реализации педагогических условий формирования гуманности у дошкольников в ходе совместной игровой деятельности.

Методологическую основу исследования составляет теоретический анализ философских и психолого-педагогических исследований, раскрывающих сущность гуманизма, пути познания закономерностей объективной действительности формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности. При исследовании нашей проблемы мы также опирались на учение о целесообразном и творческом характере человеческой деятельности, об активной роли личности в процессе воспитания и социального становления. Системный, индивидуальный, личностный подходы комплексного изучения ребенка как субъекта игровой деятельности дали нам возможность всесторонне изучить проблему формирования гуманности у дошкольников. Такой подход к исследуемой проблеме предопределил и методы изучения. В диссертации используются педагогические и психологические методы в соответствии с целями и задачами, а также особенностями предмета исследования. Ведущими методами являются: метод теоретического анализа, изучение и обобщение педагогического опыта, экспериментальная работа, частными психологические (анкетирование, тестирование), педагогические (ретроспективный анализ собственного опыта, методы анализа реального педагогического процесса: наблюдение, беседа и др.).

Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе детских садов города Ельца № 12, 35, 40. Всего исследованием было охвачено 90 детей старшего дошкольного возраста и 35 воспитателей.

Личное участие автора в получении научных результатов определяется разработкой концептуальных положений, общего замысла и методики комплексного эксперимента по исследуемой проблемедиссертант выступал в позиции преподавателя, экспериментатора, методиста.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

Первый этап — (1992 — 1993 г. г.) — поисково-аналитический выбор и теоретическое осмысление темы исследования. Изучалась научная и методическая литература по проблеме. Определялись исходные позиции исследования, его методология и методика, понятийный аппарат, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, логика и организация научного труда.

Второй этап — (1993 — 1995 г. г.) — экспериментальный — осуществлялась экспериментальная работа, на основе которой производилось уточнение рабочей гипотезы, велась апробация педагогических средств, оптимизирующих формирование гуманности дошкольников в игровой деятельности. Работа сопровождалась проведением контрольных срезов, анализом и обобщением результатов.

Третий этап (1996 — 1997 г. г.) — заключительный — проводилось теоретическое осмысление эмпирических данных, их анализ и интерпретация, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы, литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— сформулированы теоретические положения, которые в совокупности представляют собой целостную систему эффективного формирования гуманности у старших дошкольников в игровой деятельности;

— выявлены объективно существующие педагогические условия воспитательного процесса детского сада в формировании гуманности у детей в игровой деятельностинаучно обоснована зависимость формирования гуманности у дошкольников от умения воспитателя создавать благоприятную атмосферу в игровой деятельности, условия для общения;

— доказана эффективность формирования гуманности у дошкольников в играх, отражающих содержание литературных произведений;

— обоснована значимость социального опыта, приобретенного в игре, как средство формирования гуманности у дошкольников.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что создание научно обоснованных рекомендаций по методике организации процесса формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельностизаметный вклад в педагогическую науку и в практику работ детских садов. Целостный подход к осмыслению сложного процесса формирования гуманности дает возможность выявить его объективно существующие явления, определить комплекс педагогических условий, открывает новые возможности для всестороннего изучения нравственного развития личности на разных возрастных этапах детей в детских садах.

Установление объективно существующих явлений и педагогических условий процесса формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности способствует разработке определенной системы рекомендаций по методике организации и руководства этим процессом. Практическая значимость исследования состоит в методических рекомендациях, раскрывающих реальную возможность при оптимальных затратах времени и усилий воспитателей повысить эффективность формирования гуманности у детей в игровой деятельности.

Обоснованность и достоверность выполненного исследования вытекает из проведенной опытно-экспериментальной работы, при осуществлении которой автор опиралась на методологически-научно обоснованные психолого-педагогические и философские идеи по проблемена выявленные цели, причины, пути и средства формирования гуманности с позиции требований и повышения роли социально значимой игровой деятельности детей, нацеленной на максимальное развитие интеллектуальных, физических и духовных сил каждого этого участника.

Основные положения, выносимые на защиту: знание содержания компонентов структуры педагогической деятельности: аналитической, конструктивной, организационной, прогностической, информационной и коммуникативной — позволяют воспитателям детского сада успешно осуществлять процесс формирования гуманности у детей в игровой деятельности;

— процесс приобретения опыта общения в игровой деятельности подчинен общим закономерностям и имеет свои специфические особенности, обусловленные индивидуальными особенностями;

— педагогически целесообразно организованная игровая деятельность является основой формирования гуманности у детей старшего дошкольного возраста;

— социальный опыт проявления гуманности дошкольниками успешно приобретается при создании педагогических условий, стимулирующих детей к активной, интенсивной, результативной, творчески и общественно направленной гуманной деятельности в дошкольных учреждениях и семье (игре, учении, общении и труде при ведущей роли игры).

Апробация и внедрение разработанных автором рекомендаций по формированию гуманности у дошкольников в игровой деятельности проходили с 1992 по 1997 год в детских садах города Ельца и Елецкого района.

На ежегодно проводимых конференциях молодых ученых Липецкого и Елецкого пединститутов докладывались основные результаты и выводы исследования. Апробация результатов исследования осуществлена публикацией статей по теменепосредственным участием автора в опытно-экспериментальной работе и практике студентов, включающей специальные задания по проблеме исследования.

Результаты исследования нашли свое отражение в следующих работах автора:

1. Совершенствование подготовки воспитателя детского сада к работе по воспитанию гуманности у детей // Педагогические традиции воспитания и обучения подрастающего поколения. — Липецк, JUL ПИ, 1996 (статья, 0,5 п. л.).

2. Гносеологические основы процесса воспитания гуманности у дошкольников // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в высшей и средней школе. — Липецк, ЛГПИ, 1996 (статья, 1,0 п. л.).

3. Общение в игровой деятельности как условие формирования гуманности у дошкольников // Аксиологические основы современной педагогики. — Липецк, ЛГОИ, 1997 (статья, 0,5 п.л.).

4. Формирование гуманности у дошкольников в играх, отражающих содержание литературных произведений // Реформирование высшей и средней школы: теория и практика — Липецк, ЛГПИ, 1997 (статья, 0,5 п. л.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего источники.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что основным стержнем, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманности у дошкольников в игровой деятельности, формирование определенных отношений и взаимоотношений детей. Наше общество предъявляет к воспитателям требование формировать у детей такие взаимоотношения со сверстниками, которые исходят из моральных принципов демократического гуманизма.

Формируя у дошкольников гуманность, детский сад тем самым предупреждает возникновение таких отрицательных черт, как равнодушие, жестокость, грубость, эгоизм. Формирование гуманности у детей — сложный, трудный и не всегда прямолинейный процесс, осуществляемый в дошкольном воспитательном учреждении. Коллективная игровая деятельность является основой для формирования гуманности у детей.

В ходе нашей опытно-экспериментальной работы нам удалось установить, что старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для систематического и последовательного формирования гуманности в игровой деятельности. В этом возрасте, с одной стороны, достигнут достаточный уровень развития сознания для восприятия гуманного аспекта человеческих взаимоотношений и, с другой стороны, получает необходимое развитие сфера чувств ребенка, эмоциональное отношение к окружающим людям выражается ярко и непосредственно. Старший дошкольный возраст характеризуется повышенной чувствительностью к внешним влияниям, верой в истинность всего, чему учит воспитатель, бескомпромиссностью нравственных требований к другим.

Проблема формирования гуманности у дошкольников исследовалась нами в течение четырех лет. Результаты исследования явились основой для подготовки диссертации. В нашей работе раскрыты гносеологические основы процесса формирования гуманности, даются методические советы и материалы, которые должны помочь воспитателю организовать совместную игровую деятельность и соответствующие гуманные отношения детей в играх, отражающих содержание литературных произведений.

В диссертации мы рассматриваем гуманные взаимоотношения старших дошкольников как определенную форму общения в игровой деятельности, имеющую нравственную направленность. Это общение в игровой деятельности регулируется доступными для дошкольников гуманными правилами поведения.

В работе понятие «гуманность» рассматривается как качество, которое многократно по своему содержанию. Мы рассматриваем гуманность во взаимоотношениях детей. Гуманность дошкольников характеризуется их симпатией, доброжелательностью, чуткостью, отзывчивостью, способностью к сопереживанию, сочувствиюпроявлением заботы, стремлением и умением помогать друг другу, старшимоказывать сопротивление плохим поступкам.

Общественная направленность игровой деятельности дошкольников представляет широкую возможность для накопления детьми опыта коллективистического поведения, для формирования гуманных взаимоотношений. Особенности работы со старшими дошкольниками объясняются не только их возрастными возможностями, но и тем, что в организации игровой деятельности детей непосредственно участвуют воспитатели и родители, передавая им свой опыт гуманного поведения, свои знания и умения. Наши исследования показывают, что организуемая игровая деятельность открывает большие воспитательные возможности для дошкольников лишь при определенной педагогической инструментовке. Экспериментальная работа показала, что уровень гуманной воспитанности детей выше в тех детских садах, в которых осуществляется комплексное руководство организацией воспитания дошкольников педагогическим коллективом. Мы убедились в том, что от стиля и характера руководства в значительной мере зависят складывающиеся взаимоотношения в детском коллективе, то есть те отношения, которые, по мнению А. С. Макаренко, составляют «истинный объект педагогической работы».

Мы выяснили характер и значение взаимоотношений дошкольников при различных формах взаимодействия в процессе игры, возможности проявления и развития начал гуманности, что дало нам возможность найти оптимальные условия совершенствования методики игры, руководства этой детской деятельностью, имеющей первостепенное значение для нравственного развития ребенка.

Совместная игра доставляет детям все большее удовольствие. Они на опыте убеждаются, что вместе можно сделать скорее, лучшечто совместные игры, в содержании которых вносится инициатива многих ее участников, более увлекательны, чем игры в одиночку. В ходе игры дети общаются. В процессе общения возникают как положительные контакты между детьми, вызывающие добрые чувства, так и различные столкновения, которые могут породить отрицательные поступки. Поэтому важно иметь в виду, что сама по себе деятельность не может решить задач формирования начал гуманности. Решающее значение, как мы убедились, имеет руководство воспитателя игровыми и трудовыми взаимоотношениями детей, придания им гуманно направленного характера. Например, сюжет игры, отражающий содержание литературного произведения, роль, которую берет на себя дошкольник, может носить либо нравственный характер, либо создавать предпосылки для отрицательных проявлений в игре. В ходе экспериментальной работы мы убедились, что проблема своеобразного подбора содержания игры является тем реальным фундаментом, на котором возможно формирование гуманности, детских взаимоотношений.

Гуманно направленные взаимоотношения на ступени старшего дошкольного возраста особенно важно рассматривать в плане формирования у детей мотивов, побуждающих эти взаимоотношения и обусловливающих поведение детей. В воспитательных действиях мы считали необходимым предусматривать динамику этих мотивов: от каких-то внешних, часто ситуативных, к более высоким, отражающим коллективные побуждения и интересы. Вместе с тем мы учитывали и необходимость формирования адекватных способов поведения, без которых невозможно реализовать свое отношение к другим.

В нашем исследовании показано, как, возникая и формируясь под воздействием воспитания и совместной содержательной игровой деятельности дошкольников, в которой их действия взаимообусловлены и направлены к общей цели, взаимопомощь содействует обогащению общих замыслов, достижению более высоких результатов деятельностиэто укрепляет доброжелательные отношения детей друг к другу, содействует их сплоченности и придает деятельности более эмоциональный творческий характер.

Формирование гуманных взаимоотношений в играх на основе усвоения детьми общих норм нравственного поведения, готовых правил подвижной и дидактической игр сочеталось с теми детскими взаимоотношениями, которые открывали простор детской инициативе, их собственному замыслу, развитие которого требовало участия нескольких детей. Между детьми устанавливались такие взаимоотношения, при которых им необходимо было договориться в ходе игры, согласовать действия. Использование разных по содержанию игр в каждом случае давало возможность договориться, согласовать действия с другими детьми — это создавало условие для необходимой повторности, формировало основы организованности поведения и выступало в детских взаимоотношениях как важное качество формирующихся гуманных взаимоотношений.

Применение усвоенных правил в игре и труде, опыт складывающихся взаимоотношений на основе взаимной договоренности в повседневной жизни и в тех специальных ситуациях, которые создавались в ходе педагогического эксперимента, повышали уровень детской отзывчивости, дружеских взаимоотношений, активно проявляемой взаимопомощи. Умение сговариваться, уступать друг другу в интересах общего дела, ответственно относиться к поручениям воспитателя, бережно обращаться с вещами — при развитии этих взаимоотношений характерно большее проникновение детей в интересы друг друга, у них возникают желания и реальные возможности для совместного обдумывания содержания игры, распределения ролей не только по желанию, но и по возможностям детей. Эти начала складывающихся гуманистических взаимоотношений поднимают и игру как деятельность на более высокий уровень, поскольку в ней сочетаются интересы нескольких участников, вносящих в нее свою инициативу, творческое отношение к игровым образцам.

Анализ проведенной нами опытно-экспериментальной работы по выявлению педагогических условий формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности позволяет сделать следующие выводы:

1.Игра должна соответствовать возрасту детей, его познавательным особенностям.

2.Игра должна иметь четкую задачу, решение которой должно вызывать живой интерес детей, требовать их умственного усилия, мобилизовать знания детей.

3. Игра должна быть занимательной. Все элементы должны быть налицо. В игре необходимо избегать сухого дидактизма, нравственных сенсаций. Игра должна отличаться от занятий и дидактических упражнений наличием игровых действий, игрового настроения.

Для повышения эффективности игровой деятельности в формировании гуманности у дошкольников необходимо учитывать и такие педагогические условия: 1) систематичность и последовательность в работе воспитателя по решению задач воспитания гуманистических отношений- 2) творческий поиск и максимальное использование педагогом воспитательных возможностей (как непосредственных, так и опосредованных) игровой деятельности в целях: а) формирования представлений о гуманистических качествахб) обогащения опыта гуманистических отношений дошкольников. Реализация этого условия выступает необходимой предпосылкой для уточнения, расширения и обогащения знаний, жизненного опыта дошкольников, совершения ими правильных действий для формирования у них мотивов в игровой деятельности, направленной на проявление заботливого отношения к окружающим людям- 3) целесообразная организация взаимоотношений в ходе игры- 4) создание атмосферы, побуждающей детей к совместным эмоциональным переживаниям событий изучаемых литературных произведений. Практическое участие дошкольников в игровой деятельности, в процессе которой они общаются и устанавливают отношения, способствует осознанию нравственной ценности такой деятельности, расширяет социальный опыт детей, формирует субъективное личностное отношение к окружающим, упражняет детей в выполнении нравственных норм и воспитывает на этой основе устойчивые формы поведения. Осуществление этого условия позволяет воспитателю создать наиболее целесообразную сферу для формирования и проявления гуманных качеств личности в дошкольном возрасте. Совместная игровая деятельность позволяет каждому ребенку проявить свои способности, развивать свою индивидуальность, принять участие в различных видах игровой деятельности, приучает считаться с интересами других детей, дает возможность проявить заботу и внимание по отношению к своим товарищам- 5) воздействие на мотивационную сферу личности ребенка, умелое руководство развитием мотивации общения, возбуждение и поддержка положительных мотивов на основе формирования интереса к процессу игры, потребности в участии в ней, привлечении дошкольников к системной игровой деятельности, создающей у них чувства радости, удовлетворенности успехами в совместной игре- 6) использование возникающих и создание педагогически целесообразных ситуаций в ходе игры, способствующих формированию гуманности, воспитанию гуманистических отношений- 7) личный пример воспитателя гуманистического отношения к детямстиль гуманных отношений между воспитателем и детьми выступает одним из стимулов проявления гуманных качеств личности, так как в силу подражательности детей, воспринимая доброжелательность, внимательность, требовательность по отношению к себе, дети переносят этот тон общения и на окружающих- 8) тесное взаимодействие воспитателя и родителей в выделении и использовании воспитательных возможностей игры- 9) пропаганда в ходе игры любви и уважения к родителям является одним из основных показателей и условий воспитания гуманности дошкольников. Используя это условие, воспитатель в первую очередь стимулирует детей на проявление заботы и внимания по отношению к своим близким людям, что в силу корреляционной зависимости способствует воспитанию заботливого отношения и к окружающим людям- 10) побуждение родителей к участию в игровой деятельности детей и, требуя от них проявления в ней гуманности. Это условие позволяет воспитателю обеспечить целесообразную согласованность педагогических влияний со стороны детского сада и семьи, что способствует также переносу детьми примера гуманности родителей на окружающих- 11) индивидуальный подход к детям при распределении ролей участников игры. Сущность этого условия состоит в том, что оно обеспечивает оптимальное развитие деятельности каждого ребенка и выступает необходимым коррективом в работе с детским коллективом.

Как показала работа, проведенная нами, эта совокупность педагогических условий является необходимой и достаточной для организации эффективного формирования гуманности у дошкольников, как одной из органических сторон целостного воспитательного процесса в детском саду.

Поиск форм и методов педагогического воздействия при формировании гуманности у дошкольников позволил сделать следующие выводы:

1.Гуманно воспитанные дети очень общительны. Уровень общительности у дошкольников во многом зависит от социального опыта, который ребенок приобретает с помощью взрослого.

2.Для своевременного социального развития ребенка необходима специально и целенаправленно организованная родителями, воспитателями игровая деятельность, направленная на передачу нравственного опыта общения ребенку.

3.Целенаправленно организованная передача нравственного опыта поведения ребенку со стороны родителей, воспитателей способствует развитию важнейших качеств личности — гуманности, общительности.

4.Средства, приемы и методы, используемые при формировании гуманности, могут быть различными, но они должны быть дифференцированными в соответствии с уровнями нравственной воспитанности и общительности.

Эффективность процесса формирования гуманности у старших дошкольников будет зависеть от выполнения воспитателями, руководителями детских садов определенных требований:

— четкая ориентация игровой деятельности на создание гуманистического стиля отношений и систематическое, последовательное проведение данного положения с помощью последовательно решаемых, логически связанных между собой воспитательных задач;

— высокая требовательность воспитателя к себе как образцу проявления гуманистического стиля отношений не только в ходе организации проведения игры с детьми, но и во всех моментах жизни детского сада;

— создание традиций гуманистических взаимоотношений на основе формирования привычки доброго, внимательного отношения в ходе совместной игровой деятельности, а также взаимопомощи и заботы детей друг о друге на основе опоры на чувственно-эмоциональный опыт детей;

— направление коллективной творческой игровой деятельности дошкольников на стимулирование активности и инициативы, опора на положительные качества личностистимулирование правильных форм отношений с помощью эмоционального настроя, мотивировка значимости и важности соблюдения гуманистических норм взаимоотношений в игровой деятельностисочетание гуманистического воспитания с воспитанием гражданственности и патриотизма;

— использование разнообразных приемов нравственного просвещения, особенно через игры, отражающие содержание литературных произведений, создание условий накопления индивидуального опыта гуманных взаимоотношений в разных сферах жизнедеятельности дошкольника.

Большое значение в формировании гуманности дошкольников имеют типологические особенности ребенка, выраженные в своеобразии типа его нервной системы, а также формирующихся на этой основе характерологических различиях, что оказывает известное влияние на развитие личности ребенка. В нашем исследовании эта сторона личностных проявлений лишь учитывалась, но не могла быть на данном этапе предметом специального исследования. Эта чрезвычайно важная проблема требует комплексного исследования психологов, физиологов и педагогов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстнику у дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1981. 18 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С.14−44.
  3. .Г. Проблема формирования характера. Л.: Знание, 1949.56 с.
  4. С.Ф. Активность и моральная деятельность // Социальная активность личности. Волгоград, вып.1,1976. — С. 12−21.
  5. Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание, 1989. № 10. — С.14−17.
  6. А.А. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста // Ученые записки Андижанского гос. пед. ин-та, вып.6,1957. 46 с.
  7. Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1968. — 445 с.
  8. А.Г. Деятельность и установка.- М.: Изд-во МГУ, 1979.- 151 с.
  9. А.С. Начальные формы педагогической запущенности у дошкольников (Анализ с позиции общения) // Дошкольное воспитание, 1974. -№ 9. С.31−37.
  10. Ю.Беляева Л. И. Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1977. 200 с.
  11. П.Блонский П. С. Трудные школьники. 2-е изд. — М.: Работник просвещения, 1930. — 216 с.
  12. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1968. — 464 с.
  13. М.И. Социальное развитие личности: психологическая проблема. М.: Общественные науки, 1980. — № 1. — С.43−47.
  14. О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М. Просвещение, 1981. — 156 с.
  15. Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Просвещение, 1980. — 256 с.
  16. Л.П. Общественная детерминация и управление формированием личности // Проблема управления процессом воспитания: Материалы симпозиума. М., 1971. — С.29−31.
  17. Р.С. Общение детей в условиях детского сада // Ребенок в системе коллективных отношений. М., 1972. — С.57−61.
  18. Р.С. Теория и методика воспитания у детей нравственно-волевых качеств в детском саду: Автореф. доктора пед. наук. М.: АПН СССР. НИИ общих проблем, 1986. — 34 с.
  19. М.Н. Психофизиологические исследования одной из форм мотивации у человека // Вопросы психологии, 1970. № 4. — С.26−31.
  20. М.А. Формирование норм нравственности в школьном коллективе // Советская педагогика, 1982. № 1. — С.8−12.
  21. Д.А. Моральные конфликты и способы их разрешения. -М.: Политиздат, 1974. 256 с.
  22. Возрастная психология. Курс лекций / Под ред. Н. Ф. Добрынина. М.: Просвещение, 1965. — 245 с.
  23. Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. Избр. пед. исследования. М.: Педагогика, 1956. — 456 с.
  24. Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. v М.: Педагогика, 1968. — 214 с.
  25. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С.9−13.
  26. К.В. Воспитание доброты. Минск: Народная асвета, 1985.- 176 с.
  27. А.Ю. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1967. — 119 с.
  28. Л.Ю. Системообразующие методы воспитания // Советская педагогика, 1986. № 11. — С.38−44.
  29. Д.М., Марьенко И. С. Диалектичность нравственного воспитания // Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1969. -С.79−91.
  30. Г. Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 23 с.
  31. В.В. Проблемы развивающего обучения.: Опыт теоретического и экспериментального психического исследования. М.: Педагогика, 1986. — С.28−33.
  32. И.А. Теоретические проблемы психологии личности. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 256 с.
  33. Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук. М.: АПН СССР. НИИ дошк. восп., 1986. — 200 с.
  34. Р.И. Влияние стихотворений на преодоление молчаливости и замкнутости // Известия АПН РСФСР, вып. 18,1948. 113 с.
  35. Р.И. Игра в ее педагогическом значении: Дис.. докт. пед. наук. М., 1968. — 200 с.
  36. А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. // Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1975. — С. 14−27.41 .Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. -М.: Просвещение, 1974. 288 с.
  37. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986. -127 с. 43.3осимовский А. В. Выявление и оценка направленности детского коллектива // Вопросы нравственного воспитания учащихся. Тамбов, 1970. -С. 14−23.
  38. В.М. Игра как средство нравственного воспитания младшего дошкольника в семье: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983. — 24 с.
  39. В.П. О некоторых трудностях детей дошкольного возраста // Вопросы педагогики и психологии общения. Фрунзе, 1975. — С. 17−19.
  40. Ф.И. О психологии воспитания // Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии. Минск, 1980. — С.6−16.47 .Ильенков И. В. Что такое личность? // С чего начинается личность. -М.: Просвещение, 1979. 236 с.
  41. Д.А. Педагогические условия обогащения содержания общения между детьми старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1990. -208 с.
  42. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  43. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.: Просвещение, 1968. — 256 с.
  44. А.Г. Воспитание чувств. М.: Педагогика, 1971. -195 с.
  45. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1969. 391 с.
  46. Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М.: Просвещение, 1981. — 127 с.
  47. Я.Л. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в малых группах и коллективах // Вопросы психологии, 1971. № 6.- С.92−99.
  48. Т.Е. Роль коллектива в формировании общественной направленности личности школьника. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1970. — Т.368. — С.56−71.
  49. Ю.Н. Проблема формирования творческой активности дошкольников в играх // Психолого-педагогические механизмы формирования качеств социально активной личности. М.: Изд-во МШУ, 1986. — С. 111−114.
  50. Я. Как любить детей. М.: Просвещение, 1968. — 214 с.
  51. Л.В. Формирование нравственной активности у детей старшего дошкольного возраста в совместной продуктивной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1985. — 23 с.
  52. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 256 с.
  53. Е.И. Моральные чувства как мотив поведения ребенка дошкольного возраста в его взаимоотношениях со сверстниками: Тезисы доклада к Всесоюзной конференции по актуальным вопросам. М., 1970. — Т.1. -С.56−58.
  54. Н.К. Пед. соч. Т.З. — 1957. — 314 с.
  55. Н.К. Пед. соч. Т.1. — 1957. — 412 с.
  56. А.П. О сущности и причинах детского упрямства: Дис.. канд. пед. наук. Вольск, 1953. — 186 с.
  57. А.Ф. Классификация личности. М.-П.Д923. — 212 с.
  58. В.И. Пол. собр. соч. Т.1. — 514 с.
  59. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971.- 196 с.
  60. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. — 196 с.
  61. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М., 1951. Т.1.213 с. 69 .Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение, 1978. — С.237−252.
  62. .Т. Теория коммунистического воспитания. М.: Педагогика, 1976. — 512 с.
  63. Л.К. Формирование культуры общения у детей старшего школьного возраста в процессе игры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1982. — 22 с.
  64. Л.Г. Различные планы взаимоотношений детей в игровой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982. — 16 с.
  65. А.С. Проектировать лучшее в человеке. М.: МГУ, 1989.416 с.
  66. А.С. Соч. Т.4. М., 1957. — 412 с.
  67. Т.А. Детский сад и семья // Современные проблемы воспитания и обучения дошкольников в детском саду и семье. М.: Просвещение, 1982. — С.50−58.
  68. Т. А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М., 1968. — С.36−96.
  69. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. — 256 с.
  70. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.З. 540 с.
  71. Н.А. Развитие чувств ребенка // Дошкольное воспитание. -М&bdquo- 1946. № 11. — С.7−10.
  72. Д.В. Творческая игра как средство нравственного воспитания // Уч. записки МГПИ, № 196,1963. С.110−148.
  73. А.В. Общение как объект педагогического исследования. М.: Просвещение, 1972. — 254 с. 82 .Михайлова А. Г. К вопросу о педагогическом руководстве самовоспитанием учащихся // Воспитание учащихся в духе коммунистического гуманизма. М., 1972.
  74. B.C. Психология дошкольника. М.: Педагогика, 1975. — С. З47.
  75. B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. — 191 с.
  76. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. — 514 с.
  77. В.Н. Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во МГУ. -Т.2., 1960.-256 с.
  78. В.Н. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1965.314 с.
  79. В.Г. Воспитание организованного поведения у детей старшего дошкольного возраста // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1967. — 384 с.
  80. Л.И. Педагогика детского коллектива. М.: Просвещение, 1978.- 112 с.
  81. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Под ред. Р. С. Буре. М.: Просвещение, 1987. — 221 с.
  82. А.И. Прогрессивные традиции народной педагогики как один из источников формирования коммунистической морали // Теоретико-методологические вопросы педагогики. М.: Педагогика, 1990. — С.60−71.
  83. Л.Ф. Почему ребенок не слушается: Пособие для воспитателей детского сада 2-е изд. — М.: Просвещение, 1982. — 112 с.
  84. А.Н. Избр. пед. соч. / Состав. М. Д. Данильченко. М.: Педагогика, 1985. — 352 с.
  85. Н.С. Игра и детские взаимоотношения // Психология и педагогика игры дошкольника. М.: Педагогика, 1966. — 69 с.
  86. М.Н. Гуманизм. М.: Политиздат, 1964. — 280 с.
  87. Петровский А. В, Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981.-96 с.
  88. К.К. Структурное понимание саморегулирования процесса формирования личности // Проблемы управления процессом воспитания / Под ред. Н. Ф. Талызиной и Л. И. Рувинского. М.: Изд-во МГУ, 1971. — 215 с.
  89. Т.О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей // Дошкольное воспитание, 1992. № 3. — С. 17−20.
  90. Н.Н. Современное состояние и перспективы исследования в области дошкольного воспитания // Вопросы психологии 1982. № 6. — С.32−43.
  91. ЮО.Пушмина В. П. Воспитание гуманного отношения к людям у детей старшего дошкольного возраста (6−7 лет): Дис.. канд. пед. наук. М.: 1968. -196 с.
  92. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1986. — 176 с.
  93. Т.А. Особенности межличностных отношений ребенка-дошкольника в семье // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М.: Педагогика, 1979. — С.182−183.
  94. Ю.Е. Методы и средства воспитания // Советская педагогика, 1971. № 10. — С.32−37.
  95. Юб.Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988. — 120 с.
  96. Ю7.Рояк А. А. Деятельность и отношения у дошкольников // Деятельность и взаимоотношения у дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной. -М.: Просвещение, 1987. 110 с.
  97. С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1946.-512 с.
  98. С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1976. — 240 с.
  99. Ю.Рубинштейн С. Л. Темперамент и характер. Основы общей психологии. М., 1946. — 307 с. 111 .Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. М.: Педагогика, 1981. — 156 с.
  100. М.Х. Наш детский сад. М., 1913. — 56 с.
  101. ИЗ.Сенько Т. В. Возрастные перемещения эффективный метод управления положением ребенка в группе сверстников // Народная асвета, 1983. — № 12. — С.16−19.
  102. И.М. Избранные произведения. М., 1953. — С. 106.
  103. П5.Сироткин А. Ю. Формирование социальной гуманности у педагогически запущенных подростков в процессе перевоспитания: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1982. — 196 с.
  104. Пб.Смирнова Р. А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед наук. М., 1981. — 19 с.
  105. С.С. Этические проблемы мотивации поведения личности: Автореф. дис. канд. философ, наук, 1983. 16 с.
  106. Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1976.-16 с.
  107. A.M. Психологические особенности межличностных отношений детей 6-ти летнего возраста в условиях детского сада и подготовительных групп: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Минск, 1980. -19 с.
  108. A.M. Изучение развития личности дошкольников в семье // Республиканский межведомственный научный сборник. Минск: Народная асвета, 1987. — С.31−35.
  109. Структура морали личности. М.: МГУ, 1937. — 112 с.
  110. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1969.- 194 с.
  111. .М. О понятиях слабости и инертности нервной системы // Вопросы психологии. 1955. — С.26−32.
  112. Р.К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1986.-18
  113. Н.И. Воспитание заботливого отношения к окружающим людям у детей старшего дошкольного возраста в детском саду: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1966. — 178 с.
  114. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение, 1984. — 196 с.
  115. Е.И. Развитие речи детей. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1987, — 182 с.
  116. Л.Н. Избр. мысли о воспитании и образовании. М.: Свободное воспитание, 1907. — № 12. — 56 с.
  117. Ф. Воспитание чувств. Санкт-П., 1900. — Перевод с французского.
  118. А.П. Игра форма организации жизни и деятельности детей // Дошкольное воспитание, 1960. — № 10. — С.58−64.
  119. А.П. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М., 1986. — 237 с.
  120. А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1976. 136 с.
  121. К.Д. Избран, пед. соч. Т.1. — М., 1945. — 246 с.
  122. К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.1. — М., 1953. — С.535.
  123. А.А. Доминанта. М.-Л., 1966. — 256 с.
  124. Файнберг С. В, Трудные дети и подход к ним // Дошкольное воспитание. М., 1970. — № 10 — С.9−11.
  125. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 295 с.
  126. Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц, с отклоняющимся поведением //
  127. Психология формирования и развития личности. М.: Просвещение, 1981. -С.338−363.
  128. Философская энциклопедия. М., 1976. — Т.4. — 602 с.
  129. Формирование социальной активности личности: сущность, проблемы. М.: МГПИ, 1985. — 184 с.
  130. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего^ дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1967. — 239 с.
  131. Дж. X. Генетическая психология Жана Пиаже.- М., 1976.389 с.
  132. Е.М. Социальная активность личности. Волгоград, 1976.-С. 18−27.144.фромм Аллан. Азбука для родителей / Перевод И. Г. Константиновой.-Л., 1991.-319 с.
  133. B.C. О стиле гуманных отношений в школе // Народное образование, 1969. № 1. — С.21−25.
  134. И.Ф. Теория нравственного воспитания. Минск, 1972.196 с.
  135. Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М.: Просвещение, 1993. 112 с.
  136. Т.В. Моральная оценка и ее особенности // Вопросы философии, 1968. № 4. — С.32−36.
  137. С. Очерки изучения ребенка. Пучина.- М., 1925. 167 с.
  138. А.Г. Биологическое и социальное в развитии и формировании человека // Советская педагогика, 1969. № 3. — С.3−12.
  139. А.В. Развитие у детей сознательных отношений в игре // Ученые записки Ростовского-на-Дону пед. института, вып.2, 1958. 105 с.
  140. В.Н., Чернокозов И. И. Этика учителя. Киев, 1973. — 219с.
  141. В.Н. Направленность личности и поведение школьников// Советская педагогика, 1968. № 9. — С.37−41.
  142. В.Э. Коллективистическая направленность личности и ее нравственная устойчивость // Советская педагогика, 1976. № 6. — С.29−34.
  143. О.П. Коммунистический идеал и нравственное развитие личности. М.: Политиздат, 1970. — 156 с.
  144. Н.И. Формирование опыта и привычек гуманного v поведения у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Брянск, 1994. — 20 с.
  145. С.Т. Избр. пед. соч. Т.1−2. — М., 1980. — 540 с.
  146. И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1971.112 с.
  147. М.И. О диагностическом подходе в изучении нравственной воспитанности школьников // Советская педагогика, 1978. № 4. — С.41−44.
  148. .А. Опыт психологического изучения школьников в конфликтной ситуации // Советская педагогика, 1974. № 3. — С.27−29.
  149. Д.Б. К проблеме периодизации развития в детском V возрасте //Вопросы психологии, 1971. № 4. — С. 17−23.
  150. Д.Б. Детская психология. М.: Просвещение, 1960. — 328 с.
  151. Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение, 1978. 304 с.
  152. Д.Б. Психология игры в дошкольном возрасте // Психология личности и деятельности дошкольника. М.: Просвещение, 1965. -130 с.
  153. В. Родословная альтруизма (этика с позиций эволюционной генетики человека): Новый мир, 1971. -№ 10. С.53−61.
  154. Н.В. Воспитание культурного поведения детей в старшей группе // Воспитание ребенка в детском салу. М.: АПН РСФСР, 1962. — С.96−102.
  155. М.В. Эмоциональные стимулы развития гуманных чувств и представлений младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Казань, 1980.- 19 с.
  156. В.Д. Воспитывать доброту // Начальная школа, 1981. № 1. -С.16−18.173 .Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 212 с.
  157. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей,— М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  158. С.Г., Шур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм // Психологические проблемы нравственного воспитания детей М.: Педагогика, 1977. — 216 с.
  159. В. А. Научные основы нравственного воспитания школьников. Тамбов, 1975. — 72 с.
  160. Е.Ю. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада (7-й год жизни): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1984. -19 с.
Заполнить форму текущей работой