Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Школьная практика. 
Практическая педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Преодолевать агрессивный индивидуализм, иждивенческую психологию в детской и юношеской среде, неуважительное отношение к труду, а также установку на заработок любой ценой вместо достойного труда, способствуя тем самым формированию (или коррекции) «социального заказа» на цели воспитания в России ближайшего будущего; Востребованность технологии Макаренковское учение о коллективе востребовано… Читать ещё >

Школьная практика. Практическая педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Приведем выдержки из размышлений директора школы № 2 г. Козьмодемьянска С. Азариашвили об использовании теоретического наследия А. С. Макаренко в современных условиях. В школе № 2 обучаются дети из малообеспеченных, неблагополучных семей. Так сложилось, что сюда приходят дети с большими проблемами в поведении, развитии и обучении. Как управлять школой и что можно сделать для этих детей, лишенных родительской ласки, доброты и внимания? Одно было ясно: определенного рецепта нет и не будет, как не будет шаблона и четкого плана.

«На помощь пришли научные труды А. С. Макаренко. Мы еще раз, углубившись в изучение его многочисленных работ, нашли для себя те «золотые» идеи, которые могут быть использованы в нашей школе, в нашем коллективе, а главное — для работы с нашими ребятами. Некоторые из них реализуются в рамках экспериментальной программы развития школы и воспитательной системы «Школа — центр трудового воспитания».

Учитывали то, что по А. С. Макаренко воспитательная система — это обязательно живая система, сердцевину которой являет элемент творческого развития, изменения, совершенствования. Она не может быть мертвой и застывшей нормой, поэтому наша воспитательная система — система открытая, живо реагирующая на изменения внутренних, и внешних условий. Мы учли и следующее: в эту систему необходимо вносить «поправки и коррективы», отражая новые обстоятельства и требования, отбрасывая «устаревшие и ненужные средства»[1].

Важнейшее достижение А. С. Макаренко — применение диалектического метода в практике воспитания. Разработанная им система перспективных линий коллектива и личности используется в деятельности по реализации программы развития школы.

Работая с детьми, мы учитываем и другие, не менее важные теоретические положения А. С. Макаренко:

«Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, — это красота. То и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе»1.

«Воспитать человека — значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается завтрашняя радость»[2][3].

Нужно «претворять более простые радости в более сложные и человечески значительные»[4].

Нужно подвести человека к ощущению «самой радостной перспективы: ценности человеческой личности»[5].

«Необходима установка на определенный масштаб личности, полноту ее жизнедеятельности, жизненное удовлетворение и счастье».

В этих положениях кроется философско-этическая концепция, которую А. С. Макаренко исторически наследовал и творчески развивал. В нашу концепцию вошли заложенные в ней социально-гуманитарные ценности, она направлена на решение коренных проблем развития человека, связанных с его свободой и ответственностью, смыслом жизни.

Ведущее направление воспитания — развитие воли, способность личности утверждать себя в жизненной практике в соответствии со своим способностями, знаниями, убеждениями. Эти ключевые идеи прошли через все наши программные документы.

Что для нас представляет педагогика А. С. Макаренко? Это оптимистическая, созидательная, активная, целеустремленная педагогика, наука «прежде всего практически целесообразная»[6]. Это социально-личностная педагогика, направленная на полноценное развитие личности и индивидуальности в процессе социального творчества. Это жизненноориентированная педагогика.

Концептуальные позиции педагогического коллектива выражаются в следующих принципах, перекликающихся с принципами А. С. Макаренко:

  • — принцип соединения обучения с производительным трудом; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • — успешность детского труда (регулятором труда должен быть успех, победа, достижение, радость);
  • — творческий характер труда;
  • — равенство прав и обязанностей воспитателей и воспитанников;
  • — четкая организация труда.

Проблема перевоспитания наилучшим образом решается с помощью методов, разработанных А. С. Макаренко и апробированных в его педагоги ческой деятельности.

  • 1. Метод переубеждения — воспитаннику предоставляются убедительные аргументы, его включают в критический анализ своих поступков.
  • 2. Метод переучивания — чтобы включить воспитанника в новый нравственный опыт, со стороны воспитателя и коллектива требуется предварительная организаторская работа.
  • 3. Метод переключения — занятие подростка трудом, учебой, новой общественной деятельностью"[7].

Востребованность технологии Макаренковское учение о коллективе востребовано в мире. Особой любовью к коллективному воспитанию отличаются педагогики Китая, Северной Кореи, многих государств Азии, Южной Америки и Африки, которые позимствовали систему коллективного воспитания или ее главнее элементы.

Создана и активно действует Международная макаренковская ассоциация. В 2003 г. под эгидой Международной макарснковской ассоциации в г. Москве прошла Международная конференция «Педагогика А. С. Макаренко в решении проблем современного детства» и Международный конкурс имени А. С. Макаренко. На форуме среди других были поставлены следующие цели и ближайшие задачи:

  • — реабилитировать в общественном мнении коллектив как главный инструмент социального воспитания, способный гармонизировать взаимоотношения личности и общества;
  • — преодолевать агрессивный индивидуализм, иждивенческую психологию в детской и юношеской среде, неуважительное отношение к труду, а также установку на заработок любой ценой вместо достойного труда, способствуя тем самым формированию (или коррекции) «социального заказа» на цели воспитания в России ближайшего будущего;
  • — целенаправленно изучать современные воспитательные технологии, существующие в России и за рубежом.
  • [1] См.: Макренко Л. С. Указ. соч. Т. 4. С. 121.
  • [2] Макренко А. С. Указ. соч. С. 311.
  • [3] Там же. Т. 3. С. 397.
  • [4] Там же.
  • [5] Там же. С. 398.
  • [6] Там же. Т. 4. С. 51, 126.
  • [7] Морозов С. Школа трудовой направленности // Народное образование.2003. № 6. С. 156−158.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой