В основе развития личности, ее подготовки к жизни и труду лежит познавательная деятельность. Познание выступает как форма отражения действительности на интеллектуальном уровне в виде идей, представлений, понятий, категорий, законов, принципов и методов познания.
Следовательно, познавательной деятельности как в вузе, так и в общеобразовательных учреждениях необходимо уделять самое пристальное внимание.
В какой мере у студентов развит интерес к научным знаниям, сформирована установка на познавательную деятельность?
В 1994 -1995 гг. мы опросили 329 студентов 1−3 курсов Магнитогорского пединститута и Челябинского института физической культуры, они ответили, что в познавательной деятельности их интересуют: общенаучные вопросы от 12% до 25% опрошенныхпсихолого-педагогические проблемы от 21% до 65%- социально-политические от 9% до 18%- профессиональные от 30% до 70% студентов. Самый низкий показатель развития установки на познавательную деятельность наблюдается у студентов института физической культуры, особенно у юношей, не служивших в армии. Анализ ответов показывает, что мотивы поступления в вуз, учения в нем, не соответствуют целям профессиональной подготовки. У них явно размыта или отсутствует установка на познавательную деятельность.
Познавательная установка выступает как внутреннее состояние личности, как предстартовая готовность к конкретной деятельности. Поэтому установку изучали в основном психологи. Обстоятельно проблема установки разрабатывалась в 40−60 годы в знаменитой школе Д. Н. Узнадзе.
В педагогическом плане разрабатывались лишь отдельные моменты установки: М. Е. Дурановым при формировании мировоззрения;
Н. В. Кузнецовой — мотивов поведенияВ. В. Давыдовымучебной деятельности младших школьниковТ. И. Шамовой — приформировании дисциплинированности.
В педагогике под готовностью понимают вооруженность личности знаниями, умениями и навыками. Этой проблеме посвящено ряд исследований, в т. ч. Т. Е. Климовой, С. И. Кимайкина, И. А. Колесниковой, Э. Э. Па-рай, А. П. Сидельникова, Д. Ш. Турсунова, В. К. Федулова и многих других. Ими изучались отдельные вопросы овладения знаниями и умениями, в т. ч. и творческого подхода.
Для нашего исследования важны работы, подчиненные формированию направленности личности: в области познания В. И. Жернова и А. П. Агарковойформирования познавательного интереса — Г. И. Щукиной и Г. Н. НеуСтроевапознавательных потребностей — В. С. Ильина и Ю. В. Шарова и другие.
Проблема заключается в наличии противоречия между общественно-производственными требованиями, предъявляемыми к личности специалиста в области постоянного пополнения своих знаний и развития познавательной самостоятельности, и отсутствием ценностной установки на систематическую познавательную деятельность, связанную с дополнительным образованием, со всесторонним развитием личности.
Все приведенное обусловило выбор темы исследования: «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА И СРЕДСТВА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА».
Целью нашего исследования является определение средств, обеспечивающих формирование установки на ценности познавательной деятельности.
Объект исследования: Процесс познавательной деятельности студентов.
Предмет исследования: Формирование познавательной установки у студентов младших курсов.
Анализ педагогической литературы и практики, определение цели и предмета исследования позволило высказать следующее предположение: если процесс обучения в вузе будет осуществляться на основе личностно-ориентированного подхода с опорой на познавательные ценности, педагогическое общение, то мы сможем сформировать устойчивую установку на учебное познание, тем самым повысить качество их профессиональной подготовки.
Цель и гипотеза позволила определить задачи исследования:
1. Провести анализ и определить уровень разработанности исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.
2. Определить и обосновать выбор базовых средств, обеспечивающих формирование установки на ценности познавательной деятельности.
3. Разработать и апробировать спецкурс, обеспечивающий формирование у студентов установки на ценности познавательной деятельности.
4. На основе опытно-экспериментальной работы подготовить методические рекомендации по формированию познавательной установки и внедрить их в практику.
КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являются: теория познания, теория установки, учение о ценностях, личностно — ориентированный подход, отражающий сущность «Я"Концепция.
1 .Теорию познания мы рассматриваем как систему принципов познавательной деятельности, к которой мы относим: а) познание от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике /Г. В. Гегель, В. И. Ленин/- б) процесс познания — диалектичен, противоречив, поступателен, от неполного знания к более полному /В. И. Ленин/- в) все изучаемые явления связаны диалектически между собою /К. Маркс/- г) процесс познания — есть внутренняя активность субъекта /И. Кант/- д) познание человека осуществляется на чувственном и абстрактно-логическом уровнях /Ф. Энгельс/.
Теория познания, являясь частью гносеологии, выполняет в научном исследовании методологические функции, что позволяет сделать процесс и научно обоснованнее, и эффективнее.
2. Аксиологию /учение о ценностях/ мы рассматриваем как диалектически связанную отрасль научного знания с гносеологией.
Ценностный подход в исследовании мы связываем с удовлетворением познавательных потребностейс субординацией познавательных ценностей личностью.
Мы исходим из того, что успехи в учебном процессе зависят от того, в какой мере личность проникла в сущность изучаемого объекта и осмыслила его ценность для общества и собственного развития.
Ценностный подход — принцип исследования формирования установки на познавательную деятельность и ориентацию в учебном процессе.
3.Теория установки нами рассматривается как предпусковая готовность личности к познавательной деятельностикак доминантное отношение к конкретной деятельностикак способ закрепления отношения к объекту познаниякак аккумулирование прошлого опыта, выраженного в отношениикак средство стимуляции познавательной деятельности. Без установки немыслимы успехи в учебе. Поэтому так важна субординация установок в учебном процессе.
4. «Я» Концепция, сущность которой состоит в рефлексивном подходе к познавательной и самопознавательной деятельности студента. «Я» Концепция — это собственный образ в познавательной деятельности личности. В психологии «Я» Концепцию связывают с установкой по отношению к самому себе и включает следующие компоненты: а) когнетивный — образ своих качеств, способностей, значимости /самосознание/- б) эмоциональный — самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.- в) оценочно — волевой, что связано со стремлением повысить самооценку, завоевать уважение и т. д. /Психология. Словарь — М: ИПЛ, 1990: с. 475/.
Я" Концепция связана с рефлексией, с одной стороны, и, с другой — с взаимодействием личности студента с другими людьми, и прежде всего с преподавателями, а это имеет прямой выход на личностно-ориентированный подход.
Следовательно, исследование проблемы формирования установки на познавательную деятельность имеет сложную теоретическую, методологическую и концептуальную основу.
Базой исследования явились младшие курсы Магнитогорского, Башкирского, Орского педагогических институтов.
Все исследования проводились в несколько этапов.
На первом этапе /1990;1992 гг./ изучалась философская, психологическая и педагогическая литература, опыт работы преподавателей гуманитарных дисциплин по формированию познавательной установки у студентов I и III курсов. На этом же этапе изучался уровень формирования установки на познавательную деятельность студентов, была определена тема и сформулирована гипотеза исследования. Решение перечисленных задач осуществлялось с помощью анализа, обобщения, анкетирования и бесед с преподавателями и студентами.
На втором этапе /1992;1994 гг./ основное внимание было уделено разработке и проведению эксперимента, отработке понятийного аппарата исследования. Нами были смоделированы средства формирования установки, которые были включены в экспериментальную работу. Была подготовлена программа спецкурса по формированию познавательной установки у школьников. Широко использовались методы наблюдения, беседы, анализ предварительных экспериментальных данных.
На третьем этапе /1995;1997 гг./ проводились базовый и контрольный эксперименты, анализ и обобщение полученных экспериментальных материаловпубликации результатов исследованияоформление диссертации.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ:
1. Средства, вводимые в педагогический процесс и обеспечивающие формирование установки на активную познавательную деятельность, а вместе с этим и интенсификацию учебно-воспитательного процесса.
2. Уровнево-критериальный подход к оценке сформированности установки на учебно-познавательную деятельность у студентов.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
1. Определены и обоснованы средства, обеспечивающие формирование устойчивой познавательной установки у студентов, к которым мы относим: а) наличие личностно-ценных целей обученияб) личностно-ориентированный подход к студентам в процессе обученияв) осмысление и осознание студентом своих возможностей и их реализация в учебном общении с преподавателями. t.
2. Разработаны критерии сформированное&tradeпознавательной установки, связанной с психо-педагогической готовностью к обучению в вузе/исходя из уровня развития/, с отношением к познавательной деятельности/позитивное, нейтральное, негативное/- с участием в учебном процессе/активное, пассивное, недостаточно активное/.
Практическая значимость полученных результатов состоит в следующем:
1. Разработаны и обоснованы средства, обеспечивающие формирование установки на познавательную деятельность студентов на этапе их адаптации к вузовской системе обучения.
2. Разработана методика ориентации студентов на познавательные ценности, выступающие в качестве ведущего средства формирования познавательной установки.
3. Разработан и успешно применяется в практике работы вузов, критериально-управленческий подход к формированию установки на познавательную деятельность студентов на прогностическом, процессуальном и аналитико — корректирующем этапах.
Научная обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается:
1. Проведением исследований с опорой на новейшие достижения психологической и педагогической науки.
2. Использованием методов в соответствии с целью, задачами и гипотезой научного исследования.
3. Проверяемостью полученных результатов исследования и двукратным повторением экспериментальной работы.
4. Адаптацией идей и результатов исследования в печати, в аудитории специалистов, на региональных конференциях, заседаниях кафедры.
Апробация результатов исследования проводилась путем публикации диссертационных материалов, отчетов на заседаниях кафедры, выступлений на конференциях в г. Челябинске /1994;1996 г./, г. Магнитогорске /19 941 997 г./, г. Бирске /1997 г./.
Основные идеи и понятия исследования.
Адаптация учебная — процесс вхождения студентов в вузовскую систему обучения.
Интерес — фактор познавательной деятельности личности и структурный элемент ее направленности.
Личностно-ориентированный подход — способ познания и организации процесса обучения с опорой на социальный опыт студента с учетом его индивидуально-психологических способностей.
Мотив — составной элемент направленности, форма проявления ее потребностей.
Направленность личности — ведущий элемент структуры личности, характеризующий уровень ее социализации.
Общение — вид деятельности, характеризующийся установлением контактов партнеров по данному процессу и обменом информацией.
Познание — процесс понимания, проникновения, осознания сущности явлений, процессов личностью.
Познавательная установка — предстартовая готовность личности к учебно-познавательной деятельности студента.
Потребности — источник активности личности, структурный элемент ее направленности.
Рефлексия — процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга, воспроизведение особенностей друг друга, познание себя через другого.
Средства — совокупность предметов, приемов, обеспечивающая достижение цели/формирование познавательной установки/.
Условия — среда, средства, обеспечивающие функционирование педагогического процесса, реализации факторов.
Установка — внутреннее состояние личности, ее готовность к конкретной деятельности, выполняет целенаправленную, побудительную функцию.
Ценности — все то, что удовлетворяет духовные и материальные потребности личности.
Ценностные ориентации — процесс субординации ценностей, личностное качество.
Ценности познавательные — знания понятия, идеи, принципы, законы, приемы, умения и навыки, обеспечивающие развитие интеллектуальной сферы личности, в т. ч. и познавательной.
Факторы — причины, движущие силы /внутренние и внешние/ познавательной деятельности человека.
Я" Концепция — система представлений личности о самой себе, на основе которой она строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
ВЫВОДЫ ПО 2-Й ГЛАВЕ.
Исследование показывает, что всех студентов по уровню сформированности познавательной установки можно разделить на три группы:
1. Студенты с высокой, т. е. устойчивой установкой на познавательную деятельность.
2. Студенты со средней, т. е. недостаточно устойчивой установкой.
3. Студенты с низкой, т. е. неустойчивой познавательной установкой.
Сама установка, уровень ее развития характеризуется характером эмоционального отношения к познавательной деятельностипониманием ценности познавательной самостоятельности для становления специалистауровнем ответственного отношения к предмету познанияуровнем познавательной активности.
Личностно-ориентированный подход в управлении процессом формирования установки на познавательную деятельность выступает как ведущее средство.
Реализация этого подхода возможна только с опорой на уровень развития познавательных потребностейхарактер мотивов познавательной деятельностина развитие многостороннего познавательного процессана уровень ориентации в познавательных ценностяхна адаптивные способности студентов к характеру познавательной деятельности.
Исследование показало, что формирование познавательной установки связано с вербальной деятельностью студентов, выступающей в форме обобщенных умений (навыков) и являющейся средством формирования установки на познавательную деятельность. Опытно-экспериментальная работа свидетельствует о том, что формирование познавательной установки может быть успешным при опоре на такие группы навыков, как умение видеть проблему и сформулировать ееумение в информации выделить главноеумение ориентироваться в познавательной деятельностиумение сопоставлять и сравниватьумение излагать материал логично и аргументированно.
Содержательной основой формирования познавательной установки выступает осмысление ведущих идей изучаемого материалаориентация личности в познавательных ценностяхпознавательное общениеразвитие познавательной направленности личности.
Важным средством формирования познавательной установки является учебно-педагогическое познавательное общение, включающее в себя умение установить доверительные отношения, ориентироваться в процессе общения, учитывать настрой партнера и группы в процессе общения, уважительно относиться к партнеру по учебному общению, умение управлять собою, соблюдать нравственные нормы общения, увидеть ценности познавательного общения.
Ценностные ориентации, как средство формирования установки на познавательную деятельность, в процессуальном плане включают в себя несколько этапов: ознакомительный, оценочный, проектировочный, процессуально-управленческий и аналитико-оценочный.