Коррекция орфографических и пунктуационных умений и навыков старшеклассников как средство повышения уровня правописной грамотности
Диссертация
На основе анализа исследований ученых-методистов и психологов установлено, что возможны, в основном, два пути формирования навыка Первый путь — это так называемое управляемое обучение, обеспечивающее разумность и сознательность действия, что ведет к формированию таких качеств навыка как обобщенность действий, лабильность, гибкость в меняющихся условиях выполнения. Другой путь, так называемый… Читать ещё >
Содержание
- I. Теоретические основы проблемы коррекции правописных умений и навыков
- 1. 1. Этапы обучения русскому правописанию
- 1. 2. Коррекция правописных умений и навыков как методическая проблема
- 1. 2. 1. Содержание понятия «правописные умения» в психолого-педагогической и методической литературе
- 1. 2. 2. Содержание понятий «орфографический навык» и «пунктуационный навык» в психолого-педагогической и методической литературе
- 1. 2. 3. Особенности структуры орфографического навыка
- 1. 2. 4. Пунктуационные умения и навыки с точки зрения их структуры
- 1. 2. 5. Формирование правописных (орфографических или пунктуационных) умений и навыков как процесс
- 1. 2. 6. Коррекция правописного навыка как интеллектуальный процесс
- 1. 3. Специфика коррекционной работы по орфографии и пунктуации в 10−11 классах
- 1. 3. 1. Организация коррекционной работы на завершающем этапе обучения русскому правописанию
- 1. 3. 2. Содержание понятия коррекция правописных умений и навыков и его место в терминосистеме современной методики обучения русскому языку
- 2. 1. Основные подходы к обучению русскому языку, реализуемые в практике работы современной школы
- 2. 2. Реализация компетентностного подхода в 10 — 11 классах в процессе коррекционной работы по орфографии и пунктуации путем обобщения и систематизация изученного
- 2. 2. 1. Компетентностно-ориентированный подход и теория обобщения
- 2. 2. 2. Использование таблиц и схем на уроке русского языка в качестве средства реализации компетентностного подхода в процессе обучения правописанию
- 2. 3. Текстоориентированный подход как направление, способствующее коррекции правописных умений и навыков старшеклассников
- 2. 3. 1. Проблема текстоориентированного обучения и её отражение в научной литературе
- 2. 3. 2. Вопросы реализации текстоориентированного подхода на занятиях по коррекции правописных умений и навыков в 10 — 11 классах
- 2. 3. 3. Коррекционные задания в системе упражнений на основе текста в старших классах
- 2. 3. 4. «Реализация кулътуроведческого подхода в коррекционной работе на базе текста как дидактической основы правописных упражнений в 10 —11 классах
- 2. 3. 5. Интегративная основа урока коррекции правописных умений и навыков в старших классах
- 3. 1. Вопросы организации самостоятельной работы в психолого-педагогической литературе: исторический аспект
- 3. 2. Основные этапы изучения проблемы самостоятельной работы в отечественной педагогической науке
- 3. 3. Содержание понятия «самостоятельная работа», классификации видов работ такого рода в современной методической науке
- 3. 3. 1. Содержание понятия «самостоятельная работа»
- 3. 3. 2. Классификации видов самостоятельной работы учащихся, представленные в трудах ученых XX столетия
- 3. 4. Самостоятельная работа учащихся как форма работы, способствующая коррекции правописных умений и навыков старшеклассников
- 3. 5. Современные учебники русского языка и учебные пособия как средство для организации самостоятельной работы по коррекции правописных умений и навыков старшеклассников
- 3. 5. 1. Современные учебники для старших классов как средство организации самостоятельной работы школьника
- 3. 5. 2. Современные учебные пособия, ориентированные на самостоятельную работу школьников, как тренировочные материалы для коррекционной работы
- 4. 1. Диагностика уровня сформированности правописных умений и навыков, степени их осознанности
- 4. 1. 1. Организация поискового экспериментального исследования
- 4. 1. 2. Методика «Четыре словарных диктанта» с целью поверки усвоения учащимися орфографического минимума
- 4. 1. 3. Выявление уровня осознанности усвоения учащимися правописных умений в ходе проведения индивидуальной беседы
- 4. 2. Анализ выполнения диагностирующих заданий с целью выявления уровня владения способами деятельности учащимися 5−11 классов
- 4. 2. 1. Выявление предпочтений в выборе характера деятельности
- 4. 2. 2. Выявление уровня владения способами деятельности
- 4. 2. 3. Анкетирование абитуриентов (выпускников средних школ)
- 4. 2. 4. Результаты поискового экспериментального исследования
- 4. 3. Основные положения авторской методической системы и организация опытного обучения
- 4. 3. 1. Основные цели и задачи авторской методики коррекции правописных умений и навыков старшеклассников
- 4. 3. 2. Основные подходы к обучению и принципы авторской методики коррекции правописных умений и навыков
- 4. 3. 3. Программа курса коррекции правописных умений и навыков школьников в 10 — 11 классах общеобразовательной средней школы
- 4. 4. Реализация методики коррекции правописных умений и навыков в практике обучения старшеклассников
- 4. 4. 1. Организация работы с обобщающими таблицами как реализация структурно-семантического принципа методики коррекции
- 4. 4. 2. Организация работы по коррекции орфографических умений и навыков с опорой на познавательную самостоятельность обучаемых
- 4. 4. 3. Система орфографических/пунктуационных упражнений в коррекционной работе
- 4. 4. 4. Приемы реализации текстоориентированного подхода в методике коррекции правописных умений и навыков
- 4. 5. Описание результатов опытного обучения
Список литературы
- Абакумов, С. И. Учебник русской грамматики. Опыт применения принципов научной грамматики к школьно-грамматической практике / Текст. / С. И. Абакумов. — 3-е изд. — Л.: Госиздат, 1925. — 63 с.
- Активность и самостоятельность учащихся на уроках русского языка: сб. статей Текст. / Под ред. Е. А. Дьяконовой. — М., 1963.
- Актуальные проблемы развития речи учащихся Текст. — М.: Просвещение, 1980. 151 с
- Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка: материалы междунар. науч.-практ. конференции Текст. / Под ред. А. Д. Дейкиной и др. М.: МПГУ- Ярославль: РЕМДЕР, 2009. — С. 284 — 290.
- Алгазина, Н. Н. Система орфографических упражнений Текст. / Н. Н. Алгазина. // Русский язык в школе. 1988. — № 2. — С. 34 — 39.
- Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков Текст. / Н. Н. Алгазина. -М.: Просвещение- 1987. 159 с.
- Алгазина, Н. Н. Обучение учащихся IX — XI к самостоятельной работе по совершенствованию орфографических навыков Текст. / Н. Н. Алгазина. // Русский язык в школе. 1980. — № 4. — С. 14−19.
- Алферов, А. Д. Очерки из жизни языка (Введение в методику родного языка) Текст. / А. Д. Алферов. -М., 1899.
- Алферов, А. Д. Родной язык в средней школе (опыт методики) Текст. / А. Д. Алферов. -М., 1916.
- Аналитический отчет ФИЛИ Электронный ресурс. / Федеральный институт педагогических измерений. — 2009 г. -http://www.fщi.ru/view/sections/138/docs/478.html
- Арутюнов, А. Р. Коммуникативное обучение и современные учебники Текст. / А. Р. Арутюнов. — М.: Русский язык, 1983. — 43 с.
- Асмус, В. Ф. Учение логике о доказательстве и опровержении Текст. / В. Ф. Асмус. — М.: Госполитиздат, 1954. — с. 88.
- Бабайцева, В. В. Принципы русской орфографии Текст. / В. В. Бабайцева // Русский язык в школе. — 2009. — № 3. — С. 33 38:
- Бабайцева, В. В. Русский язык: Теория: Классы 5−11: Учебник для общеобразовательных учебных заведений Текст. / В. В. Бабайцева и др. -М.: Просвещение, 1995. С. 349.
- Бабайцева, В. В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация- Текст. / В. В. Бабайцева. М.: Просвещение, 1979: — 270 с.
- Бабайцева, В. В. Русский язык: Тренинг по пунктуации: Пособие для школьников и поступающих в вузы Текст. / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, Н. Е. Рудомазина. М.: Дрофа, 2004. — 128 с.
- Бабайцева, В. В. Русский язык: Тренинг по орфографии: Материалы для подготовки к единому государственному экзамену и вступительным экзаменам в вузы Текст. / В. В. Бабайцева, О. А. Сальникова. М.: Дрофа, 2011.-158с.
- Бадмаев, Б. Ц. Методика ускоренного обучения русскому языку : Метод, пособие для учителя Текст. / Б. Ц. Бадмаев, Б. И. Хозиев. М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 232 с.
- Баев, П. М. Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка Текст. / П. М. Баев. Русский язык в школе. — 1981. — № 3. — С. 25 -31.
- Баранов, М. Т. Работа над орфографическими ошибками в 5 — 8 классах: из опыта учителя Текст. // под ред. Г. П. Фирсова. — М.: АПН РСФСР, 1962.-48 с.
- Баранов, М. Т. Обучение русскому языку в 4 классе Текст. / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. Методические указания к учебнику: пособие для учителей- под ред. М. Т. Баранова, 2-еизд. — М.: Просвещение, 1985.
- Баранов, М. Т. Обучение русскому языку в 6 классе Текст. / М. Т. Баранов, JI. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. Методические указания к учебнику: пособие для учителей- — 3-е изд. М.: Просвещение, 1990.-206 с.
- Баранов, Mi, Т. Методика- преподавания^ русского языка на страницах журнала «Русский язык в школе» (1914−1994) Текст. / М. Т. Баранов // Русский язык в школе. 2002. — № 5. — G. 60 — 68.
- Баранов, С. П. Сущность процесса обучения: учеб. пособие Текст. / С. П. Баранов. -М.: Просвещение, 1981. 143 с.
- Баринова, Е. А. О самостоятельной: работе учащихся при изучении русского языка Текст. / Е. А. Баринова, Л. Ф. Божснкова, H. A. Козлова. -М.: Учпедгиз, 1963. 80 с.
- Бархин, К. Б. Методика русского языка в средней школе Текст. / К. Б. Бархин, Е. С. Истрина. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1935. — 84 с.
- Бархин, К. Б. Методика русского языка в средней школе Текст. / К. Б. Бархин, Е. С. Истрина.- М., 1 937 129 Г Бахтин- М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / М- М. Бахтин-М.: Искусство, 1979.-С. 350!
- Белова, H. A. Содержание и процесс интеграции филологических дисциплин в школьном образовании Текст. / Н. А. Белова. М.: МАНПО, 2005.-272 с.-С. 49.
- Блинов, Г. И. Методика изучения пунктуации в школе Текст. /
- Г. И. Блинов. 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
- Богданова, Г. А. Тематический зачет как одна из форм ориентации учебного процесса на конечный результат Текст. / Г. А. Богданова. — Русский язык в школе. — 1994. № 6. — С. 35 — 38.
- Богин, Г. И. Схемы действий читателя при понимании текста Текст. / Г. И. Богин. Учеб. пособие. — Калинин: КГУ, 1989 70 с.
- Богородицкий, В. А. Общий курс русской грамматики Текст. / В. А. Богородицкий. М. — Л., 1935. — с. 230 — 239.
- Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии Текст. / Д. Н. Богоявленский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 416 с.
- Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии Текст. / Д. Н. Богоявленский. — 2-е изд. Перераб. И доп. — М.: Просвещение, 1966. -250 с.
- Богоявленский, Д. Н. Сознательность как принцип обучения орфографии : дисс.. канд. псих. Наук Текст. / Богоявленский Д. Н. — М., 1943.-150 с.
- Бруев, С. В. Самостоятельная работа как способ проверки знаний учащихся по русскому языку Текст. / С. В. Бруев. Русский язык в школе. — 1965.-№ 6.-С. 54−56.
- Бунаков, Н. Ф. Школьное дело: Учебный материал, проработанный на учительских съездах и курсах за 30 лет (1872−1902) Н. Ф. Бунаков // Избранные педагогические сочинения. 1953. — 17 декабря (№ 19). — с.193.
- Бурвикова, Н. Д. Типология текстов для аудиторной и внеаудиторной работы Текст. / Н. Д. Бурвикова. -М.: Просвещение, 1988 153 с.
- Буряк, В. К. Дидактические основы самостоятельной работы учащихсяс учебником в процессе обучения : автореф. дисс.. канд. пед. наук Текст. / Буряк B.K. — Казань, 1973. — 25 с.
- Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся : книга для учителя Текст. / В. К. Буряк. М.: Просвещение, 1984. — 64 с.
- Буслаев, Ф. И. О преподавании отечественного языка Текст. / Ф. И. Буслаев // Преподавание отечественного языка. — М., 1992 — 124 с.
- Бычков, А. Из практики обучения старшеклассников Текст. / А. Бычков // Народное образование. № 4. — С. 42 — 47.
- Валгина, Н. С. Знаки препинания как средство выражения смысла в тексте Текст. / Н. С. Валгина // Филологические науки.- 2004 — № 1 — С. 1626
- Вахтеров, В. П. Всеобщее обучение Текст. / В. П. Вахтеров. М.: Типография товар. Сытина, 1897. — 216 с.
- Векслер, С. И. Современные требования-к уроку : пособие для учителя Текст. / С. И. Векслер. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
- Velde Ch. Crossing borders: an alternative conception of competence Text. / Ch. Velde. Annual SCUTREA conference: P. 27−35. — 1997.
- Вигилянская, E. H. Пишем сочинение грамотно Текст. / Е. Н. Вигилянская. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2006. — 367 с.
- Власенков, А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе Текст. / А. И. Власенков. М.: Просвещение, 1973- 207 с.
- Власенков, А. И. Пособие по орфографии: для учащихся средних профтехучилищ Текст. / А. И. Власенков. М.: Просвещение, 1978.
- Вопросы лингвометодики в трудах профессора В. В. Бабайцевой (К юбилею ученого) Текст. / Науч. ред. А. Д. Дейкина. М.: Mill У-
- Ярославль: РЕМДЕР, 2010. 60 с.
- Вопросы методики преподавания русского языка: сб. статей Текст. / под ред. Н. А. Бублеевой. М.: АПН РСФСР, 1956. — 143 с.
- Вопросы повышения эффективности урока Текст. / под ред. Проф. И. Т. Огородникова. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1959. — 262 с.
- Вопросы преподавания русского языка в восьмилетней школе: сб. статей Текст. / под ред. П. П. Иванова. — М.: Учпедгиз, 1963. — 175 с.
- Вопросы психологии познавательной деятельности: сб. науч. статей Текст. / под ред. И. Л. Баскакова [и др.]. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1980.- 145 с.
- Воспитание интереса к изучению русского языка в школе: Сб. науч. трудов Текст. / Под ред. Б. И. Фоминых. М.: НИИ школ, 1979. — 88 с.
- Вострикова, Т. И. Профессионально-педагогический диалог в структуре урока русского языка Текст. / Т. И. Вострикова / а-реф. дисс. докт. пед. н. — М., 2011.-50 с.
- Вьюшкова, Л. Н. Совершенствование чтения на уроках русского языка Текст. / Л. Н. Вьюшкова // Русский язык в школе 1998 — № 1.— С. 3
- Вяткин, Л. Г. Опыт развития познавательной^ самостоятельности студентов Текст. / Л. Г. Вяткин, Г. И. Железовский // Педагогика. 1993. -№ 1.-С. 61−66.
- Вяткин, Л. Г. Система самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка Текст. / Л. Г. Вяткин. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1983.- 125 с.
- Гальперин, П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. 1983. — № 5. -С. 16−20.
- Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования Текст. /И.Р.Гальперин. М., 1981. — 360 с.
- Гамезо, М. В. Атлас по психологии : Информ.-метод. пособие курсу
- Психология человека" Текст. / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. М.: Педагогическое общество России, 2006. — 276 с.
- Гвоздев, А. Н. Избранные работы по орфографии и фонетике: к 70-летию со дня рождения Текст. / сост. Е. С. Скобликова. М.: АПН РСФСР, 1963.-282 с.
- Гвоздев, А. Н. Основы русской орфографии Текст. / А. Н. Гвоздев. -М.: Учпедгиз, 1954. 116 с.
- Герд, А. Я. Естественно-исторические наблюдения для детей Текст. / А. Я. Герд // Учитель. 1866. — № 9/10. — С. 342.
- Глотова, А. Н. Виды самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка Текст. / А. Н. Глотова // Русский язык в школе. — 1962. № 4. -С. 37−42.
- Голант, Е. Я. Некоторые принципиальные вопросы развития самостоятельности школьников Текст. / Е. Я. Голант. — Кыштым, 1944. -С. 3−18.
- Голуб, И. Б. Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко. Текст. / И. Б. Голуб. М.: Просвещение, 2002. — 302 с.
- Голуб, И. Б. Форсированный курс подготовки к письменному* экзамену: учебное пособие Текст. / И. Б. Голуб. М.: Эксмо, 2005. — 445 с.
- Граник, Г. Г. Секреты орфографии Текст. / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. М.: Просвещение, 1994. — 222 с.
- Граник, Г. Г. Секреты пунктуации: книга для учащихся Текст. / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко. М.: Просвещение, 1987. — 128 с.
- Граник, Г. Г. Когда книга учит Текст. / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1991. — 256 с.
- Григорьева, Т. М. Русский язык: Орфоэпия. Графика. Орфография. История Текст. / Т. М. Григорьева. М.: Академия, 2004. — 255 с.
- Григорьева, Т. М. Три века русской орфографии (XVIII XX вв.) Текст. / Т. М. Григорьева. — М.: Элпис, 2004. — 456 с.
- Григорян, Л. Т. Работа над пунктуацией в связи с изучениемнесинтаксических" тем Текст. / Л: Т. Григорян. — Русский- язык в школе. -1977.-№ 6. -С. 37−41.
- Грудцына, Н. Г. Педагогический диалог в различных ситуациях урока Текст. / Н. Г. Грудцына // Педагогическая риторика. Учебное пособие- под ред. Н. А. Ипполитовой. М.: МПГУ, 2001. — С. 278−301
- Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов): Текст.- / В. В: Давыдов- — М.: Педагогика, 1972. 423 с.
- Дайри, Н. Г. Самостоятельная работа по истории в старших анн ах Текст. / Н. Г. Дайри. М.: Просвещение, 1966. — 56 с.
- Данилов, М. А. Дидактика Текст. / М. А. Данилов, Б. П. Есипов — под общ. Ред. Б. П. Есипова. М.: Изд-во АПН РСФСР: — 1957. — 518с.
- Дейк ван, Т. А. Стратегии понимания связного текста Текст. / Т. А. ван Дейк, В: Кинч // Новое: в" зарубежной лингвистике: Когнитивные аспекты языка.-М.: Прогресс, 1988.-Вып. 23.-С. 93−152.
- Дейкина, А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка Текст. / А. Д. Дейкина М.: Просвещение, 1990. — 176 с.
- Дейкина, А. Д: Русский язык в старших классах: Практический курс. Программа. Методические материалы Текст. / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. М.: Вербум-М, 2001. — 64 с.
- Дейкина, А. Д. Тематическое планирование на основе учебникапрактикума «Русский язык для старших классов» Текст. / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. М.: Вербум-М, 2002. — 144 с.
- Дейкина, А. Д. Практикум по русскому языку : Орфография: Алгоритмы. Памятки. Таблицы. Упражнения. Текст. / А. Д. Дейкина, Л. И. Журавлева, Т. М. Пахнова. М.: Вербум-М, 2006. — 208 с.
- Дейкина, А. Д. Практикум по-русскому языку: Пунктуация: Алгоритмы. Памятки: Таблицы- Упражнения- Текст. V А. Д: Дейкина, Л: И. Журавлева, Т. М. Пахнова. М.: Вербум-М, 2004. -221 с.
- Дейкина, А. Д. Тексты-миниатюры на:уроках русского языка: Текст. / А. Д. Дейкина, Ф. А. Новожилова. — М.: Флинта, Наука, 1988. — 144 с.
- Дейкина- А. Д. Научно-методическое обеспечение процесса обучения русскому языку в школе и вузе Текст. / А. Д. Дейкина, Л. А. Ходякова// Русский язык в школе.-2001?.—№ в!-&euro-.107−109^
- Дёсяева, Н. Д. Речь учителя русского языка в контексте урока Текст. / Н Д. Десяева. Учебное пособие по спец. Курсу. М.: Прометей- 1995: -112 с.
- Елисеева, М. Б. Универсальный справочник по орфографии . и пунктуации Текст. / М. Б. Елисеева. — СПб.: Паритет, 2006. 413. ←
- Ерастов, Н. П. О развитии5 лингвистического мышления отстающих'' >школьников / Н. П. Ерастов // Психологические проблемы юности. Текст.
- М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1969. С. 170−173. ?1
- Ерастов, Н. П. Проблема развития лингвистического' мышления школьников Текст. / Н. П. Ерастов. М.: Просвещение, 1971. — 16 с. [
- Ерастов, Н. П. Процессы мышления в речевой деятельности (психолого-дидактический аспект): автореф. Дисс.. докт. Пед. наук |Теко| /
- Ерастов Н. П. М., 1971. — 34 с.
- Еремеева, А. П. Изучение однородных членов предложения в VII классе Текст. / А. П. Еремеева // Русский язык в школе. — 1973. — № 5.
- Еремеева, А. П. Речевой аспект грамматической нормы — одно из условий повышения интереса к урокам русского языка Текст. /
- A. П. Еремеева // Воспитание интереса к изучению русского языка в школе: сб. статей'/ под ред. Б. И. Фоминых. — М.: НИИ школ, 1979: — С. 55−61.
- Есипов, Б. П. Проблемы улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке Текст. / Б. П. Есипов // Советская педагогика. 1957.— № 10. —с. 8-п.. :
- Есипов, 1 Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке Текст. / Б. Ш Есипов: Mi: Учпедгиз, 1961. — 239 с.
- Же дек, П. С. Из опыта изучения закономерностей русской орфографии. Обучение орфографии в. восьмилетней школе Текст. / П. С. Жедек,
- B. В. Репкин. М.: Просвещение, 1974. — С. 16−44.
- Жинкин, Н.И. Механизмы речи Текст. / Н. И. Жинкин. М.: Изд-во Академии пед. наук, 1958. — 463 с. ¦109- Жинкин, Н. И. О кодовых переходах во внутреннею речи Текст. / IT. И. Жинкин // Вопросы языкознания. 1964. — № 6. — С. 12−24
- Жинкин, II. И. Психологические основы развития мышления и речи Текст. / Н. И. Жинкин // Русский язык в школе, 1985. № 1. — С. 47−54.
- Жинкин, Н. И. Развитие письменной речи учащихся 3 — 7 классов Текст. / Н. И. Жинкин // Психология усвоения грамматики, орфографии и развития письменной речи / Изв: АПН РСФСР. М., 1956. — Вып: 78. — С. 141 -250.
- Жуйков, С. Ф. Формирование орфографических действий- у младших школьников Текст. / С. Ф- Жуйков. М.: Просвещение, 1965. — 354 с.
- Жуковский, А. А. Как самостоятельно учиться : Пособие для учащихся вечерних и заоч. Школ Текст. / А. А. Жуковский, А. Г. Малхасян. -М.: Просвещение, 1974. 112 с.
- Заика, Е. В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников Текст. / Е. В. Заика // Вопросы психологии. — 1995. — № 6. — С. 43 54.
- Зарубина, Н. Д. Текст: лингвистический и методический аспекты Текст. / Н. Д. Зарубина. М.: Просвещение, 1981. — С. 11.
- Звегинцев, В. А. Предложение и его отношение к языку и речи Текст. / В. А. Звегинцев. -М.: Просвещение, 1976. 225 с.
- Звонников, В. И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений Текст. / В. И. Звонников, М. Б. Челышева. М. Издательский центр «Академия», 2000. — 224 с.
- Зданкевич, В. Г. Правила русского правописания Текст. / В. Г. Зданкевич. М.: Изд-во «Высшая школа», 2005. — 156 с.
- Зимняя, И. А. Мыслительные -процессы при, порождении- речевого высказывания Текст. / И. А. Зимняя // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985. — С. 46 — 78.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя. Учебник для вузов. М.: Логос, 2004. — 384 с.
- Зубов, A.B. Информационные технологии в лингвистике: учеб. пособие для студ. Лингв. Фак-тов высш. Учеб. заведений Текст. / А. В. Зубов, И. И. Зубова. М. Издательский центр «Академия», 2004. — 208 с.
- Иванова- В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография Текст. / В. Ф. Иванова. М.: Просвещение, 1965. — 255 с.
- Иванова, В. Ф. Принципы орфографии и их педагогическое значение Текст. / В. Ф. Иванова, Б. И. Осипов // Русский язык в школе. 1991. — № 5. — С. 69 — 77.
- Ипполитова, Н. А. Текст в системе обучения русскому языку: учебное пособие для студентов педагогических вузов Текст. / Н. А. Ипполитова. — М.: Флинта, Наука, 1998. 176 с.
- Ипполитова, Н. А. Чтение в профессиональной деятельности учителя Текст. / Н. А. Ипполитова / Педагогическая риторика. Учебное пособие- под ред. Н. А. Ипполитовой. -М.: МПГУ, 2001. С. 211−230.
- Истрина, Е. С. Учебная книга по' русскому языку для производственно-политехнических курсов Текст. / Е. С. Истрина, Н. И. Спасская, Г. И. Горбаченко. M.-JI.: Учпедгиз, 1932. — 237 с.
- Ительсон, Л. Б. Лекции по общей психологии / Л. Б. Ительсон. -Владимир: Владимирский гос. Пед. ин-т, 1970. — 268 с.
- Кабанова-Меллер, Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблема приемов умственной деятельности Текст. / Е. Н. Кабанова-Меллер. М:: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 376 с.
- Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение Текст. / Е. Н. Кабанова-Меллер. — М.: Знание, 1981. — 96х.
- Казаков, В. Г. Психология : учеб. для педвузов Текст. / В. Г. Казаков, Л. Л. Кондратьева. М.: Высшая^школа, 1989. — 383 с. .
- Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / 3. И. Калмыкова. — М'.: Педагогика, 1981. — 200 с.
- Караулов, Ю.Н. Русский язык.и языковая личность / Ю. Н. Караулов. -М.: Наука, 1987.
- Касаткин, Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку Текст. / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант- под ред П. А. Леканта. 2 изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1995. — 382 с.
- Ковалевская, М. К. Самостоятельная работа учащихся Текст. / М. К. Ковалевская // География в школе. 1968. — № 5. — С. 44 — 46.
- Козлова, Н. А. Методика самостоятельной работы учащихся при изучении русского языка Текст. / Н. А. Козлова. JI.: J ill 1И, 1962. — 124 с.
- Колшанский, Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения Текст. / Г. В. Колшанский. // Иностранные языки в школе. 1985. — 15 декабря (№ 1). — с. 10−14.
- Колшанский, Г. В. Коммуникативная функция и структура языка Текст. / Г. В. Колшанский. М.: Просвещение, 1984. — 202 с.
- Комиссарова, Л. Ю. Методика работы с опознавательными признаками орфограмм на уроках русского языка в V — VII классах : дис.. канд. пед. наук Текст. / Л. Ю. Комиссарова М., 1994. — 291 с.
- Кохановский, В. П. Философия и методология науки Текст. /
- B. П. Кохановский. — Учебник для высших учебных заведений, — Ростов н/Д: «Феникс», 1999. 576 с.
- Крайг, Грейс. Психология развития Текст. / Крайг Грейс- перевод с англ. Н. Мальгиной [и др.]. СПб.: Питер, 2001. — 992 с.
- Краткий психологический словарь Текст. / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
- Крупенникова, М. И. Эффективные методы и приемы организации урока Текст. / М. И. Крупенникова // Русский язык в школе. 1997. — № 4.1. C. 16−19.
- Кулаева, Г. М. Языковой эстетический идеал и пути его формирования в процессе обучения и воспитания в школе Текст. / Г. М. Кулаева- Мин-во образования и науки РФ- Оренбург, гос. пед. ун-т. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005.-220 с.
- Купалова, А. Ю. О подготовке первого урока по новой теме Текст. / А. Ю. Купалова // Русский язык в школе.- 1985. № 3. — С. 24−27.
- Куропаткина, Т. И. Формирование орфографических навыков на основе углубленного изучения морфемики Текст. — автореф. дисс.. .д-ра пед. наук / Т. И. Куропаткина. М., 2006. — 42 с.
- Ладыженская, Т. А Устная речь как средство и предмет обучения Текст. / Т. А. Ладыженская. Учебное пособие для студентов. М.: Флинта, 1998.-138 с.
- Лебедев, H. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Книга для учителя: из опыта работы Текст. / H. М. Лебедев. — М.: Просвещение, 1991. — 143 с.
- Мордов. гос. пед. ин-та. — Саранск, 1999. — 95 с.
- Лемберг, Г. Г. О самостоятельной работе учащихся Текст. / Г. F. Лемберг // Советская педагогика. — 1962. № 2. — С. 34−37.
- Леонтьев, A.A. Язык, речь, речевая деятельность Текст. / А. А. Леонтьев. М. — 1969. — 188 с.
- Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
- Лернер, И. Я. Проблемное обучение Текст. / И. Я. Лернер. М. :і1. Знание, 1974.-64 с.
- Лидия Александровна Тростенцова. Избранные методические статьи Текст. / Сост. А. Ю. Устинов. — Анапа, 2009. — 130 с.
- Лихачев, Б. Т. Сущность, классификация и единство методов обучения и воспитания Текст. / Б. Т. Лихачев // Русский язык в школе. — 1984. — № 1. — С. 23−33.
- Лингарт, Йозеф. Процесс и структура человеческого учения Текст. / Йозеф Лингарт- перевод с чешек. Р. Е. Мельцера. М.: Прогресс, 1970. -683 с.
- Локалова, Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: учебное пособие Текст. / Н. П. Локалова. СПб.: Питер, 2009.-368 с.
- Лосева, Л. М. Как строится текст Текст. / Л. М. Лосева. М.: Просвещение, 1980. — С. 4.
- Лотарев, В. К. Самостоятельная работа учащихся на уроке Текст. / В. К. Лотарев // Русский язык в школе. 1967. — № 1. — С. 32 — 35.
- Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах Текст. / М. Р. Львов [и др.]. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1987. -414. с
- Львов, М. Р. Основы обучения правописанию в начальной школе : учеб. пособие для слушателей ФПК (преподавателей пед. Вузов) Текст. / М. Р. Львов. М.: Прометей, 1988. — 90 с.
- Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка : учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. № 2101 Текст. / М. Р. Львов. -М.: Просвещение, 1988. 240 с.
- Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка Текст. / М. Р. Львов. М.: Изд. Центр «Академия», 2000. — 272 с.
- Львова, С. И. Актуальные направления в обучении русскому языку Текст. / В кн. «Настольная книга учителя русского языка: 5 — 11 классы». -М.: ЭКСМО, 2007. С 179.
- Львова, С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации. — М. Дрофа 2004 66, 1. е., 8. с. Цв. Ил. АБ Абонемент ФБ Осн. Хран. 3 04−10/209
- Луньков, А. И. Учебный текст как объект восприятия и усвоения Текст. / А. И. Луньков: автореф. дисс.. к. пед н. -М., 1986. 17 с.
- Лыжова, Л. К. Логический анализ содержания учебника как основа для выбора оптимальных форм и методов обучения Текст. // Русский язык в школе. 1987. — № 5. — С. 25−32.
- Ляудис, В. Я. Психологические основы формирования письменной речи у школьников Текст. / В. Я. Ляудис, И. П. Негурэ — отв. Ред. А. А. Леонтьев. — Кишинев: Штиинца, 1983. 93 с.
- Максимова, А. Л. Корректировочный курс русской грамматики Текст. /АЛ. Максимова. Санкт-Петербург: Златоуст, 2005. — 175 с.
- Малаховский, В. А. Новая грамматика русского языка (опыт пособия для учителей и педагогических техникумов) Текст. / В. А. Малаховский. — Л.: Госиздат, 1925. С. 15.
- Малкин, И. И., О классификации и рациональном сочетании видов самостоятельных работ учащихся.на уроке Текст. / И. И. Малкин // Вопросы развития познавательной активности и самостоятельности школьников. — Казань, 1966.-С. 88−127
- Малявина, Т. П. Коррекция орфографических умений и навыков старшеклассников в условиях самостоятельной работы: монография Текст. / Т. П. Малявина. Саранск: Мордов. гос. пед. и-нт, 2005. — 121 с.
- Малявина, Т.П. Коррекция правописных умений и навыков старшеклассников: монография Текст. / Т. П. Малявина. М: Изд-во МПГУ, 2011.-246 с.
- Малявина, Т. П. Художественный текст как основа для коррекционных упражнений по пунктуации Текст. / Т. П. Малявина, И. А. Исаева. // Язык. Культура. Личность: межвуз. Сб. науч. тр., / отв. Ред. С. М. Колесникова. — М.: МАНПО, 2004. С. 106−110.
- Малявина, Т. П. О коррекции орфографических умений и навыков Текст. / Т. П. Малявина // Вопросы методики обучения в высшей и средней школе: межвуз. Сб. науч. тр. / под ред. Н. Д. Десяевой. — Вып.6 Мордов. Гос. Пед. Ин-т — Саранск, 1999. — С. 50−55.
- Малявина, Т.П. О понятии «коррекция орфографического навыка» Текст. / Т. П. Малявина // Русский язык в школе: научно-методический журнал. Mi, 2008: — № 9. — С. 3 — 7.
- Малявина, Т.П. Приемы коррекции- правописных умении и навыков старшеклассников Текст. / Т. П. Малявина // Русский язык в школе: научно-методический журнал. -М., 2009. — № 5.-С. 8 — 13.
- Малявина, Т. П. Подготовка урока русского языка как создание текста Текст. / Т. П. Малявина // Гуманитарные исследования: теория и реальность: сб. науч. тр. / Мордов. гос. пед. ин-т Саранск, 2005. — 220 — 227.
- Малявина, Т.П. Практикум по орфографии: учебное пособие Текст. / Т. П. Малявина. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2005. — 68 с.
- Махмутов, М. И. Проблемное обучение Текст. / М. И. Махмутов. — М.: Педагогика, 1975. 211 с.
- Махмутов, М. И. Современный урок Текст. / М. И. Махмутов. — М.: Просвещение, 1985. 84 с
- Межпредметные связи в преподавании русского языка: Пособие для учителей Текст. / сост. Н. Н. Ушаков. М.: Просвещение, 1977.
- Менчинская, Н. А. Психология Текст. / Н. А. Менчинская. Учеб. для пед. ин-тов- под ред. А. А. Смирнова. М.: Учпедгиз, 1962. — 559 с
- Методика преподавания русского языка: учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов Текст. / под ред. Проф. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990.-368 с.
- Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. вед. учеб. заведений Текст. / М. Т. Баранов, H.A. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов- Под ред. М. Т. Баранова. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 368 с.
- Мизинина, И. Н. Трудности русской орфографии Текст. / И. Н. Мизинина. -М.: ЭКСМО, 2005. 124 с.
- Мильруд, Р. П. Компетентность в изучении языка Текст. / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. — 2004. — № J. — С. 18 — 22.
- Михельсон, Р. М. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения Текст. / Р. М. Михельсон. М.: Учпедгиз, 1940: — С. 28−96.
- Моисеев, А. И. Основной принцип современной-русской орфографии: морфологический или фонемный? Текст. / А. И. Моисеев. // Русский язык в школе, 1998. № 2. — С. 3 — 9.
- Мурашов- А. А. Творческое взаимодействие учителя и учащихся при обучении русскому языку Текст. / A.A. Мурашов // Русский язык в школе. -1998.-N2.-С. 3−9.
- Напольнова, Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. Текст. / Т. В. Напольнова: — М.: Просвещение, 1983.- 110 с.
- Напольнова, Т. В. Пути организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка Текст. / Т. В. Напольнова, Н. Д. Десяева. М.: «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. — 288 с.
- Напольнова, Т. В. Познавательные задачи в обучении русскому языку Текст. / Т. В. Напольнова. М.: Педагогика, 1972. — С. 164−197.
- Нехаев, А. В. Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка в старших классах вечерней школы Текст. / А. В. Нехаев. М.: Просвещение. — 182 с.
- Нильсон, О. А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся Текст. / О. А. Нильсон. Таллин: Валгус, 1976. — 280 с.
- Никитина, Е. И. Раздумья по поводу комплексного анализа текста
- Текст. / Е. И. Никитина // Русский язык в школе. — 2001. — № 4. — С. 19 — 27.
- Никитина, Е. И. Уроки русского языка в 8 классе (Из опыта работы): Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980. 175 с.
- Обучение русскому языку в 8 классе: метод, рекомендации к учеб. для-8 класса общеобразоват. учреждений Текст. / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, И. А. Шеховцова. — М.: Просвещение, 2003. 70 с.
- Обучение русскому языку в 9 классе: метод, рекомендации к учеб. для 9 класса общеобразоват. учреждений Текст. / Л1 А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, И. А. Шеховцова: — М.: Просвещение, 2004. 70 с.
- Общая психология: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов Текст. / под. Ред. В. В. Богословского [и др:]. — М.: Просвещение, 1981. 383 с.
- Общая психология: курс лекций, для первой ступени пед. образования Текст. / сост. Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. — 448 с.
- Огородников, И. Т. Основные, проблемы и методика изучения эффективности урока по основам наук в школе (материалы по изучению эффективности урока) Текст. / И. Т. Огородников. М.: МГПИ им В. И. Ленина, 1961.-110 с.
- Онищук, В. А. Урок в современной школе: пособие для учителя) Текст. / В. А. Онищук 2-е изд. Перераб: — М.: Просвещение, 1986. — 158 с.
- О1 путях совершенствования методики русского языка: Материалы совещания по координации научно-исследовательской работы (25 — 27 апреля 1962 г.) Текст. / Под ред. А. В. Текучева, П. И. Колосова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.-168 с.
- Организация самостоятельной работы студентов: методические рекомендации / авт.-сост. В. Е. Осовская- под ред. Е. Г. Осовского. Мордов. гос. пед. ин-т. — Саранск, 1988. — 23 с.
- Основы методики русского языка в 4−8 классах: пособие для учителей Текст. / под ред. А. В. Текучева, M. М. Разумовской, Т. А. Ладыженской. -М.: Просвещение, 1978.-381 с.
- Острикова, Т. А. Работа над орфографическими ошибками :
- Практикум-хрестоматия Текст. / Т. А. Острикова. Абакан: Роса, 2002. -164 с.
- Паламарчук, В. Ф. Школа учит мыслить Текст. / В. Ф. Паламарчук. -М.: Просвещение, 1979. —
- Палей, И. Р. Очерки по методике русского языка Текст. / И. Р. Палей. — М.: Просвещение, 1975. — 312 с.
- Панов, Б. Т. Типы и структура уроков русского языка : пособие для учителя Текст. / Б. Т. Панов. — М.: Просвещение, 1986. — 208 с.
- Панов, Б. Т. Типы уроков и совершенствование учебного процесса Текст. / Б. Т. Панов // Русский язык в школе. 1984. — № 4. — С. 41−49.
- Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / А. П. Панфилова. М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 192 с.
- Папуткова, Г. А. Компетентностный подход в профессионально-экологическом образовании студентов вуза Текст. / Г. А. Папуткова. // Наука и школа.-2010.-№ 6.-С. 15−17.
- Пассов, Е. И. Условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков : пособие для учителей немецкого языка средней* школы Текст. / М.: Просвещение, 1978. —128 с.
- Пахнова, Т. М. Работа с текстом как форма проведения экзамена по русскому языку Текст. / Русский язык в школе. 1991. — № 1. — С. 17−20.
- Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей Текст. / под общ. ред. В. С. Кукушина. -Ростов н / Д: Издательский центр «МарТ" — Феникс, 2010. 333 с.
- Пешковский, A.M. Объективная и нормативная точка зрения на язык1923/ Текст. / А. М. Пешковский. Избр. труды. — М, 1959. — С. 59 — 62.
- Пешковский, А. М. Русский синтаксис в научном освещении Текст. і А. М. Пешковский. — М.: Русский язык. — 1914. — 436 с.
- Пидкасистый, П. И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучении Текст.: автореф. дисс.. .д-ра пед. наук / П. И Пидкасистый М., 1974. — 38 с.
- Пидкасистый, П. И. Самостоятельная деятельность учащихся: дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения творчества Текст. / П: И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
- Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование Текст. / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Пистрак, М. И. Педагогика Текст. / М. И. Пистрак. М.: Гос. учебно-пед. изд-во, 1936. — 404 с.
- Пичугов, Ю. С. Новые формы организации обучения на уроках русского языка Текст. / Ю. С. Пичугов, Г. К. Лидман-Орлова, Т. М. Пахнова // Русский язык в школе. 1987. — № 3. — С. 5 — 9.
- Пиши правильно. Справочник орфограмм русского' языка для уч-ся средних школ Текст. — М.: «Логос», 1991. 32 с.
- Плотников, П. И. Организация самостоятельной работы учащихся Текст. / П. И. Плотников // Советская педагогика. — 1937. — № 4. С. 15−18.
- Повторение и обобщение при подготовке к экзаменам по русскому языку: пособие для учителя Текст., / Г. К. Лидман-Орлова, Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, Е. Ф. Глебова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 128 с.
- Подгаецкая, И. М. Воспитание интереса к изучению русского языка: пособие для учителя Текст. / И. М. Подгаецкая. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам Текст. / под ред. И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1972. — 239 с.
- Покровский, Л. Л. Приемы проверки написаний слов с «непроверяемыми орфограммами» Текст. / Л. Л. Покровский // Русский язык в школе. -1979.-№ 4.-С. 48.
- Полный справочник по орфографии и пунктуации Текст. / под ред. О. Л. Соболевой. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-496 с.
- Портнов, А. Н. Язык, мышление, сознание: психолингвистические аспекты Текст. / А. Н. Портнов. — Иваново. 1988. -194 с.
- Потебня, А. А. Мысль и язык Текст. / А. А. Потебня /Эстетика и поэтика. М. — 1976. — 24−56 с.
- Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник Текст. / Под ред. В. В. Лопатина. М.: Эксмо, 2009. — 480 с.
- Приступа, Г. Н. О поисках путей повышения орфографической грамотности (Результаты обучающего эксперимента) Текст. / Г. Н. Приступа // Русский язык в школе. 1976: — № Г. — С. 68 — 70-
- Приступа, Г. Н. О методических принципах обучения правописанию Текст. / Г. Н. Приступа // Русский язык в школе. 1978. — № 3. — С. 19−22.
- Приступа, Г. Н. Основы методики орфографии в средней школе Текст. / Г. Н. Приступа. Рязань, 1973. — 125 с
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5−9 классы Текст. / Сост. Л. М. Рыбченкова. — М.: Дрофа, 2002. 65 с.
- Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5−9 классы Текст. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2010. — 46 с.
- Психологический словарь Текст. / под. Ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
- Психология. Словарь Текст. / под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Пфютце, М. Грамматика и лингвистика текста Текст. // Новое в зарубежной лингвистике. -1978. № 8.
- Равен, Дж. Компетентность в современном обществе Текст. / Дж Равен. М.: Кошто — Центр, 2002. — 132 с.
- Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе : книга для учителя Текст. / М. М. Разумовская. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1996.-207 с.
- Разумовская, М. М. Проблемы обучения орфографии и пути их решения. Текст. / М. М. Разумовская // Русский язык в школе. — 1978. — № 3. -С. 8−13.
- Разумовская, М. М. Пути повышения эффективности обучения русскому языку Текст. / М. М. Разумовская, Л. А. Тростенцова // Русский язык в школе. 1977. — № 6. — С. 29 — 36.
- Рейнке, И. Н. О трудном в орфографии и пунктуации Текст. / И. Н. Рейнке, В. И. Шапкин. — Л.: Просвещение, 1971.
- Репкин, В. В: Формирование орфографического навыка как умственного действия Текст. / В. В. Репкин // Вопросы психологи. — 1960. — № 2 -С. 136.
- Рождественский, Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания Текст. / Н. С. Рождественский. — М.: Учпедгиз, 1960.-С. 27−28.
- Розенталь, Д. Э. Справочник лингвистических терминов Текст. / Д. Э. Розенталь, М А. Теленкова. — М.: Просвещение, 1972. — 495 с.
- Российская педагогическая энциклопедия Текст.: в 2-х т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — Т.1.- 608 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы психологии Текст.: в 2-х томах /
- С. Л. Рубинштейн. -М: Педагогика, 1989. Т.2. — С. 75−93.
- Русское слово: Материалы международной научно-практической конференции памяти профессора Е. И. Никитиной. — Вып. 3. Ульяновск: УлГПУ, 2011.-251.
- Русский язык. Корректировочный курс: учеб. Пособие для пед. Училищ Текст. / под ред. Г. Г. Городиловой. — Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1985. — 367 с.
- Русский язык: Пособие для самостоятельной работы слушателей подготовительных курсов и отделений Текст. / Т. Б. Черкасова, Т. П. Малявина, Е. А. Морозова- под ред. Т. Б. Черкасовой. — Саранск, 1997. -52 с.
- Русский язык. Справочник Текст."/ Авт.-сост. Н. А. Гырдымова.- М.: Эксмо, 2009. 224. с.
- Сборник нормативных документов. Русский язык Текст. / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. — 96 с.
- Сердюченко, Г. П. Об улучшении преподавания русского языка в V-VII классах Текст. / Г. П. Сердюченко, Е. Н. Петрова, В. А. Добромыслов. М.: Просвещение, 1960. — 108 с.
- Сидоренков, В. А. Формирование общеучебных умений текстовос-приятия на уроке русского языка Текст. / В. А. Сидоренков // Русский язык в школе. 1997. — № 2. — С.8−12.
- Сидоренков, В. А. Создание условий для формирования у школьников общеучебных умений текстообразования Текст. / В. А. Сидоренков // Русский язык в школе. 1997. — № 6. — С. 11−16.
- Скобликова, Е. С. Обобщающая работа по орфографии Текст.: книга для учителя / Е. С. Скобликова. -М.: Просвещение, 1994. 125 с.
- Смирнов, А. А. Проблемы психологии памяти Текст. / А. А. Смирнов. -М.-1966.-376 с.
- Смирнова, Л. Н. Обучение устной научной монологической речи Текст. / Л. Н. Смирнова, И. Б. Менина // Язык и стиль научного изложения-отв. Ред. М. Я. Цвиллинг. М.: Наука. 1983. — С. 242−263
- Смелкова, 3. С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности Текст. / 3. С. Смелкова. — М.: Флинта: Наука, 1999.-232 с.
- Совершенствование методов обучения русскому языку Текст. Пособие для учителей. Сборник статей- сост. А. Ю. Купалова. М.: Просвещение, 1981. — 160 с.
- Советский энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. А. М. Прохоров-4-е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1986. — 1600 с.
- Совершенствование методов обучения в средней общеобразовательной школе Текст.: методические рекомендации / сост. Д. К. Майоров: — Саранск: РИПКРО, 1983.-50 с
- Совершенствование методов обучения русскому языку Текст.: сб. науч. статей / под ред. А. Ю. Купаловой. — М.: Просвещение, 1981. 159 с.
- Современный словарь иностранных слов Текст.: ок. 20 000 слов / вед. Ред. Л. Н. Комарова. — 4-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 2001. — 742 с.
- Современный урок русского языка: Сб. статей Текст. / Сост. Л. А. Тростенцова. М., 1984.
- Соколова, Г. П. Развитие познавательной активности на уроках русского языка Текст. / Г. П. Соколова // Русский язык в школе. — 1980. — № 5.-С. 11−17.
- Соколова, Г. П. Уроки итогового повторения в VI классе Текст. / Г. П. Соколова // Русский язык в школе. 1988. — № 5. — С. 25 — 34.
- Сотникян, П. А. Основные проблемы языка и мышления Текст. / П. А. Сотникян. Ереван: Айастан, 1968. — 275 с.
- Сотова, И. А. Культурологический потенциал текста Текст. / Культурологический подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка / И. А. Сотова. М.: МИГУ, 2003. — 315 с.
- Сотова, И. А. Теория и практика самоконтроля в письменной речевой деятельности школьников на уроках русского языка Текст.: автореф. дисс. д-ра пед. наук / И. А. Сотова. — М., 2008. 46 с. с.
- Сохор, А. М. Объяснение в процессе обучения: Элементы дидактической концепции Текст. / А. М. Сохор. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
- Сохор, А. М. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа Текст. / А. М. Сохор. — М.: Педагогика. — 1974. -134 с.
- Степанова, Л. С. ГИА — 9: основные итоги и предстоящие изменения Текст. / Л. С. Степанова — Русский язык в школе. — 2010.— № 3. — С. 3 — 8.
- Степашкина, Л. Ю. Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой образовательной компетенции Электронный ресурс. / Л. Ю. Степашкина. — Интернет-журнал «Эйдос».— http://www.eidos.ru Лоигпа1/2005/0910−1 l. htm
- Стоюнин, В. Я. Руководство для преподавателей русского языка в младших классах среднеучебных заведений Текст. / В .Я. Стоюнин // Избр. пед. соч. 1954. -376 с.
- Суворова, Е. П. Обучение восприятию и созданию текста единый творческий процесс Текст. ,/ Е. П- Суворова. — Русский, язык в школе, 2001. -№ 6.-С. 3−10.
- Сусов, И. П. Прагматическая структура высказывания Текст. / И. П. Сусов // Языковое общение и его единицы: Межвуз. Сб. научн. Трудов. -Калинин- 1986.-С. 7−11.
- Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе Текст. / А. В. Текучев, изд. 3-е. — М.: Просвещение, 1980. — 414 с.
- Текучев, А. В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме для средней школы Текст. / А. В. Текучев, изд. 3-е. — М.: Просвещение, 1976.
- Текучев, А. В. Языковая форма и содержание понятия при изучении грамматики Текст. / А. В. Текучев // Русский язык в школе. 1972. — № 2. -с. 13−19.
- Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений Текст. / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина и др.- под ред. Р. Б. Сабаткоева. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
- Теория речевой деятельности: Проблемы психолингвистики Текст.- отв. Ред. А. А. Леонтьев. — М.: Наука, 1968. — 271 с.
- Тришина, С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория Электронный ресурс. / С. В. Тришина. — Интернет-журнал «Эйдос».- Шр://утлу.е1с[о8.га/1 оигпа!/2005/0910−1 l.htm.
- Тростенцова, Л. А. Обучение морфологии на основе её обобщенных понятий в систематическом школьном курсе русского языка Текст.: автореф. дисс.. .д-ра пед. наук / Л. А. Тростенцова. — М., 1984. — 35 с.
- Тростенцова, Л. А. Роль категории значения при изучении в школе самостоятельных частей речи Текст. / Л. А. Тростенцова // Русский язык в школе. 1975.-№ 5.-с. 21 -29.
- Тростенцова, Л. А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс (морфологический аспект) Текст. / Л. А. Тростенцова. -М.: Просвещение, 1990.
- Тростенцова, Л. А. Обучение научной русской речи учащихся седьмых классов: пособие для учащихся 7 классов национальных школ Текст. / Л. А. Тростенцова- предисловие Т. П. Малявиной. Саранск, 2009. — 74 .с
- Тростенцова, Л. А. Пунктуация без секретов: пособие для учащихся Текст. / Л. А. Тростенцова, М. X. Шхапатцева. М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2010.-128 с.
- Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. / И. Э. Унт. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
- Усова, А. В. Формирование у учащихся учебных умений Текст. / А. В. Усова, А. А. Бобров. М.: Знание, 1987. — 80 с.
- Усова, А. В. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения физики Текст.: методическое пособие / А. В. Усова, В. В. Завьялов. М.: Высшая школа, 1984. — 96 с.
- Устинов, А. Ю. Функционально-семантический подход к изучению средств языковой модальности в школьном курсе русского языка Текст.: автореф. дисс. .д-ра пед. наук / А. Ю. Устинов. — М., 2009. 47 с.
- Ушаков, М. В. Изучение слов, не проверяемых правилами, в 5 — 8 классах Текст. / М. В. Ушаков. М.: Учпедгиз, 1960. — 66 с.
- Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения Текст.: в 6 т. Т. 4 / К. Д. Ушинский / сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. — Т. 4. — С. 249 270.
- Федоренко, JI. П. Анализ теории и практики обучения русскому языку Текст. / Л. П. Федоренко. Курск: Изд. КГПИ, 1994. — 206 с.
- Федоренко, Л. П. Принципы обучения русскому языку : Пособие для учителей.Текст. / Л. П. Федоренко. М.: Просвещение, 1973. — 160 с.
- Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза / А. В. Федоров. — М., 2007. — 616 с.
- Философский энциклопедический словарь Текст. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
- Фортунатов, Ф. Ф. О преподавании грамматики русского языка в средней школе Текст. / Ф.' Ф. Фортунатов // Труды 1 съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях /22−31 дек. 1903 г/ СПб, 1904. — С.372 — 379:
- Фролов, Ю. В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов Текст. / Ю. В. Фролов, Д. А Махотин // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С.34 — 44.
- Хазанова, A.C. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: пособие для учителей Текст. / А. С. Хазанова. — М.: Просвещение, 1982. 128 с.
- Хализев, В. Е. Текст Текст. / В. Е. Хализев. М.: Русская словесность. -1995.-№ 4.-С. 27−29.
- Хрестоматия по методике русского языка. Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях Текст.: пособие для учителя / авт.-сост. В. Ф. Иванова, Б. И. Осипов. М.: Просвещение, 1995. -352 с.
- Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания Текст.: пособие для учителей / сост. А. В. Текучев. М.: Просвещение, 1982. — 287 с.
- Цейтлин, С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение Текст. / С. Н. Цейтлин. -М.: Просвещение, 1982. 143. с.
- Чередов, И. М. Формы организации учебной работы в средней школе: книга для учителя Текст./ И. М. Чередов. — М.: Просвещение, 1988. 160 с.
- Черкасова, В. А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе Текст. / В. А. Черкасова. Иркутск: Изд-во Иркутск, ун-та, 1985. — 200 с.
- Чернышев, В. И. Обучение русскому правописанию Текст.: в 2 т.- Т. 2 / В. И. Чернышев. -М.: Наука, 1970. 554 с.
- Чеснокова, А. А. Упражнения по орфографии на этапе обобщения изученного в IV VI- классах Текст. / А. А. Чеснокова // Русский язык в школе. — 1980. — № 2. — С. 16−20.
- Чижова, Т. И. Самостоятельная работа' уч-ся при выполнении стилистических упражнений Текст. / Т. И. Чижова // Русский язык в школе. — 1996.-№ 5.-С. 13−21.
- Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход Текст. / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С.26 — 34.
- Шанский, Н. М. О лингвистическом анализе и комментировании художественного текста Текст. / Н. М. Шанский // Анализ художественного текста. М.: Просвещение, 1975 — С. 27.
- Шапиро, А. Б. Основы русской пунктуации Текст. / А. Б. Шапиро. — М.: Просвещение, 1966. —
- Шапиро, А. Б. Современный русский язык. Пунктуация Текст. / А. Б. Шапиро. — М.: Просвещение, 1966. — 296 с.
- Шапиро, Н. А. Практические приемы объяснения и закрепления на уроках русского языка Текст. Н. А. Шапиро // Первое сентября. 2006. — 15 сентября (№ 6). — с. 32.
- Шатова, Е. Г. Методика формирования у учащихся обобщенных знаний при обучении орфографии Текст.: дисс.. докт. пед. наук / Е. Г. Шатова — М., 1990.-328 с.
- Шатова, Е. Г. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика: учеб. пособие для студентов педвузов Текст. / Е. Г. Шатова. М.: Дрофа, 2007. — 253 с.
- Щерба, JL В. Безграмотность и её причины Текст.: Избранные работы по русскому языку / Л. В. Щерба. М.: АПН РСФСР, 1957. — С. 56 — 61.
- Щербакова, Е. В. Дидактические условия организации самостоятельной работы на уроках в 5−9 классах сельской школы с малой комплектностьюучащихся Текст.: дисс.канд. пед. наук / Е. В. Щербакова — Саранск, 1996.-215 с.
- Шишкин, Е. В. Пишите без ошибок: ускоренный курс русского языка Текст. / Е. В. Шишкин. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 237 с.
- Штоль, А. А. Русский язык в таблицах Электронный ресурс. / А. А. Штоль. Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та., 2006. — 158 с.
- Щукин, А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь Текст.: более 2000 единиц / А. Н. Щукин. М.: Астрель: ACT: Хранитель, 2007.-746 с.-С. 218.
- Яковлев, Н. М. Методика и техника урока в школе: В помощь начинающему учителю Текст. / Н. М. Яковлев, А. М. Сохор. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.