Самодиагностика процессов саморегуляции
При сопоставлении процессов учения и обучения в перспективной действенно-отношенческой образовательной парадигме значимым для саморазвития учащихся признается процесс учения — самостоятельного освоения ими новых знаний в ходе осуществления ценностных волевых учебных действий, реализация которых обеспечивает их прочное освоение и продуктивное применение. Самодиагностика процесса самовоспитания… Читать ещё >
Самодиагностика процессов саморегуляции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В процессах саморегуляции эффективны только средства самодиагностики.
Самодиагностика процессов самообразования и самовоспитания
Сократ подчеркивал: «Истинная нравственность — это знание того, что хорошо». Утверждение нравственности обеспечивается процессом рефлексивного самовоспитания, а духовной активности учащихся — рефлексивным самообразованием.
Самодиагностика процесса самовоспитания предполагает выявление искаженных отношений человека к окружающей среде для их дальнейшей коррекции и подведения к образовательным отношениям. Содержанием самодиагностики процесса самообразования является характер проявленных человеком отношений к жизненным приоритетам.
Ценностное отношение к людям определяется через признание особой роли человека в развитии цивилизации, значения наследуемого им объема жизненной энергии и стремления к его неуклонному обогащению.
Ценностное отношение к себе диагностируется способностью чувствовать окружающий мир, действовать со знанием дела, успешно реализовывать себя при расширении социальных перспектив.
Ценностное отношение к труду возникает в труде-заботе, вызывающем духовное волнение от практической помощи людям.
Ценностное отношение к учению возникает, если освоение знаний активизирует стремление учащихся к саморазвитию, а не к высоким баллам.
Ценностное отношение к профессиональной деятельности диагностируется, если человек реализует в ней свои способности, переживает удовольствие от продуктивных действий и динамики саморазвития.
Ценностное отношение к мироустройству диагностируется, если человек признает сложность мироздания и организации человека, неосвоенность многих космических явлений, которые проявляются в человеке как его части и до времени не поддаются наблюдению и научному эксперименту.
Объективная самодиагностика процессов самовоспитания и самообразования достигается сопоставлением показателей, хранящихся в портфолио.
Самодиагностика процесса учения
При сопоставлении процессов учения и обучения в перспективной действенно-отношенческой образовательной парадигме значимым для саморазвития учащихся признается процесс учения — самостоятельного освоения ими новых знаний в ходе осуществления ценностных волевых учебных действий, реализация которых обеспечивает их прочное освоение и продуктивное применение.
При самодиагностике процесса учения прежде всего выявляются возможность стабильного проявления субъектной позиции учащегося в учебном процессе, а также способы ее проявления при реализации трех групп ценностных волевых действий: 1) учебных действий по освоению и применению новых знаний; 2) рефлексивных действий в ходе учебно-воспитательного процесса; 3) действий самодиагностики достигнутых учебных и образовательных результатов.
При самодиагностике фиксируется:
- 1) хочу ли я совершать учебные, рефлексивные и диагностические действия, что определяется личным эмоциональным откликом на эти виды действий, пониманием их необходимости и стремлением к их самостоятельному осуществлению;
- 2) могу ли я и умею ли осуществлять самостоятельные учебные действия и проявлять ответственное отношение к их исполнению, требующему проявления силы воли, волевого усилия, стимулирующего саморазвитие.
- 3) реализую ли я действия самодиагностики, радуюсь ли росту личных результатов в учении и саморазвитии, возникает ли стремление к их последовательному улучшению в процессе самообучения.
Самодиагностика уровня освоения основной образовательной программы диагностирует по трем позициям: знаю (новые знания), умею (качество учебных действий), владею (способы их применения в разных жизненных сферах).
На этапах текущей и итоговой самодиагностики определяющим показателем является рост личных учебных результатов, который отсчитывается от своих же стартовых показателей и свидетельствует о положительной динамике саморазвития человека, гарантирующей дальнейший рост его личных достижений.