Педагогические условия нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста
Диссертация
Нейтрализация негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка и трансляции этого опасного влияния на других детей (агрессивность, сквернословие, несформированность культурно-гигиенических навыков) выходит на первый план среди задач ДОУ и воспитателей. Педагогическая организация процесса нейтрализации опирается на соблюдение таких педагогических условий как: изучение… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Неблагополучная семья как фактор деформации поведения старшего дошкольника Ы. Современная семья — социальный институт формирования личности ребенка
- 1. 2. Социально-педагогическая характеристика неблагополучной семьи
- 1. 3. Характеристика ребенка старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи
- Выводы по 1 главе
- ГЛАВА 2. Опытно — экспериментальная работа по нейтрализации влияния неблагополучной семьи на старшего дошкольника
- 2. 1. Организация и методика нейтрализации негативного влияния семьи в условиях ДОУ
- 2. 2. Подготовка воспитателя к работе с неблагополучной семьей
- Выводы по 2 главе
Список литературы
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. — М., 1993.-608 с.
- Аккерман Д. Любовь в истории. Ларю Дж. Секс в библии. М, 1995. 135 с.
- Александрова Т.А. Родительский дом. М., 1987. 96 с.
- Алешина Ю.В. Цикл развития семьи: исследования и проблемы// Вестник МГУ. Психология, сер. 14. 1987. № 2.
- Аллан Фромм. Азбука для родителей. Л: Лениздат, 1999. — 319с.
- Анзорг Л. Дети и семейный конфликт- Григорьева Е. Дети после развода. Семья и школа, 1998, № 5. С. 18−19.
- Античная музыкальная эстетика. М., 1960. — С. 127- 130.
- Антонов А.И., Медков В. М. Социология семьи. М., 1996. 226с.
- Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи. М., 1992. 173с.
- Аркин A.A. Родителям о воспитании. М., 1957. — С. 12.
- Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1978. С. 36−63.
- Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей. -Дошкольное воспитание, 2002, № 9.
- Арнаутова Е. Самоанализ опыта общения с родителями. Дошкольное воспитание, 2002, № 4- - С.45−57.
- Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994.-180с.
- Арнаутова Е.П., Иванова В. М. Общение с родителями: Зачем? Как? М., 1993. -204с.
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб заведений /Е.А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 248с.
- Байков Ф.Я. Ответственность родителей. Заметки о воспитании детей в семье. Л.: Лениздат, 1983. — 135с.
- Бардиан A.M. Воспитание детей в семье. М., 1972. 204с.
- Безруких М. Дети, которых не понимают взрослые. Дошкольное воспитание, 2002, № 5.
- Белкина В.Н., Васильева H.H., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль, 1998. 167с.
- Белоусова JI.E. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста /Под ред. Б. Б. Финкельштейн. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.- 128с.
- Бенджамин Спок. Ребенок и уход за ним. Ленинград: Машиностроение, 1998.-397с.
- Бердяев H.A. Размышление об эросе.- М.: Мысль, 1983. 226с.
- Бестужев-Лада И. В. История твоих родителей: Разговор с молодым поколением. М., 1988. — 234с.
- Бестужев- Лада И. В. Мир нашего завтра. М.: Мысль, 1986. — 176с.
- Бестужев- Лада И. В. Семья вчера, сегодня, завтра. М., 1979. 186с.
- Биндюков И.К., Морозов Г. В. Основы трезвенческой политики государства в условиях глобального кризиса экологии человека./ Экология личности: материалы научно- практической конференции. Санкт — Петербург, 1997.- 182с.
- Бодалев A.A., Столин В. В. О задачах в области научного психологического обеспечения службы семьи Л Семья и формирование личности Под ред. Бодалева. М., 1988. 214с.
- Бойко В.В. Малодетная семья: Социально психологическое исследование. М, 1980. — 240с.
- Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по < психотерапии/ Под. ред. В. Е. Рожнова.- М., 1985. 186с.
- Брутман В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности. Вопросы психологии, 1997, № 6. — С. 38−46.
- Брутман В.И., Варга А. Я., Сидорова В. Ю., Хамитова И. Ю. Семейные факторы девиантного материнства.//Семейная психология и семейная терапия. 1999, № 3. С. 14−3 5.
- Брутман В.И., Ениколопов С. Н. и др. Раннее социальное сиротство. -М., 1994.- 182с.
- Брутман В.И., Ениколопов С. Н. Некоторые результаты социологического и психологического обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей. Вопросы психологии, 1994, № 4.
- Бурно М.Е. О клинической психотерапии творчеством// 7-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. М., 1981. — Т.З.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. — 208с.
- Буянов М.Ч., Ребенку нужна родительская любовь. М.: Знание, 1984. -255с.
- Варга А., Спиваковская A.C. Бабушки и внуки: (О проблемах отношений в семье)// Семья и школа. 1983, № 1. — С.23−25.
- Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения./ Психолого- педагогические проблемы деятельности и общения школьников. М., 1985. 167с.
- Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. 144с.
- Васильченко Г. С., Решетняк Ю. А. Любовь, брак, сексуальное партнерство. М., 1990. 193с.
- Вахмянина Т.А. Социальная зашита семьи, женщин и детей в Нижегородской области: из опыта работы комитета по делам семьи, женщин и детей. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. — 1999. — 64с.
- Введение в практическую соц. психологию: Учеб. пособие для вузов. -М.: Наука, 1994. 254с.
- Ветлугина H.A. Художественное творчество и ребенок. М., 1974. -255с.
- Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998. 144с.
- Винникот Д.В. Разговор с родителями. М., 1994. 168с.
- Висневская Л.Я., Данилова Е. А. Пьют родители страдают дети. М., 1977.-С.9.
- Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988. 138с.
- Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. Минск, 1988. 194с.
- Владиславский В. Все начинается с детства. Минск, 1989. 188с.
- Волкова А.Н., Трапезникова Т. М. Методические приемы диагностики супружеских отношений//Вопросы психологии 1985. — № 5. — С.110−116.
- Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы ДОУ с трудными детьми и их родителями. Дошкольное воспитание, 1999, № 3,8, 11,12.
- Вольпер И.Е. Психотерапия. Л., 1972. — 268с.
- Воспитание детей в неполной семье: Пер. с чеш./ Общ. ред. и после-слов. Н. М. Ершовой.- М.: Прогресс, 1980. 232с.
- Воспитание детей в семье: Рек. библиогр. указ./Сост. Н.В. Жилина/ -М.: Педагогика, 1990. 246с.
- Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях первоисточниках: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. — С. 103.
- Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. Л.: Медицина, 1990. — 176с.
- Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. М., 1991. 214с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1996. 238с.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. 212с.
- Гозман Л.Я., Алешина Ю. Е. социально- психологические исследования семьи: проблемы и перспективы.// Психологический журнал. 1991, № 4.
- Гозман Л.Я., Шлягина Е. И. Психологические проблемы семьи// Вопросы психологии 1985. — № 2. — С. 186 — 187.
- Голод С. И. Молодая семья: молодежь и современность. Л, 1975. 184с.
- Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция? (Социологический анализ). //Социально- политический журнал. 1995. № 6. С.74−87.
- Голод С.И. Стабильность семьи. Л.: Наука, 1984^ - 136с.
- Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М.: Знание, 1976 — 40с.
- Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1999. -246с.
- Григорьева Е. Дети после развода. //Семья и школа, 1998, № 5. С.18−19.
- Гройсман А.Л., Росляков А. Ф. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции. М., 1993. — 184с.
- Гуггенбюль-Крейг А. Брак умер да здравствует брак! СПб., 1997. -164с.
- Дальто Ф. На стороне ребенка. СПб, 1997. 224с.
- Декларация прав ребенка (1959). Гуманитарная сфера и права человека: (Сб. документов): Кн. для учителя. Сост. В. А. Корнилов и др. М. Просвещение, 1992. — 159с.
- Дементьева И.Ф. Современная Российская семья: трудности и надежды, Педагогика, 1996, № 6.
- Джайнотт X. Родители и дети. М., 1986. 198с.
- Джеймс М. Брак и любовь. М., 1985. 214с.
- Доклад Администрации города «Социально- экономическое положение г. Арзамаса в 1999 году». 24с.
- Доронова Т. Право на защиту и помощь. Дошкольное воспитание, 2001, № 11.- С.2−7.
- Доронова Т. Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье. Дошкольное воспитание, 2001, № 12. — С.3−10.
- Дружинин В.И. Психология семьи. М.: «КСП», 1996. — 160 с.
- Заслуженюк В.С., Семиченко В. А. Родители и дети: взаимопонимание или отчуждение?//Кн. для родителей. М. Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. — С.7.
- Захаров А.И. Детские неврозы. РЕСПЕКС, Санкт Петербург, 1995. -С.35.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. 2-е изд., доп. — М. г Просвещение, 1993. — 192с.
- Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986. 168с.
- Захаров А.И. Мама на работе. (Об эмоциональных отношениях в семье) //Семья и школа, 1987, № 8. С.23−25.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. Серия «Психология ребенка». СПб.: Издательство «Союз», «Лениздат». — 2000. — 336с.
- Захаров А.И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье.// Вопросы психологии. 1981. № 3. С. 58−68.
- Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб., 1998. 222с.
- Зверева О.Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. 157с.
- Здравомыслов О., Арутюнян М. Российская семья на Европейском фоне. М., 1999. — 198с.
- Зеньковский В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути. М., 1918.-С.67.
- Иващенко Г. М., Константинова Н. С., Глоткин М. М. и др. Социальная реабилитация несовершеннолетних дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях соц. реабилитации несовершеннолетних.- М., 1996 .- 200 с.
- Информационный бюллетень управления соц. защиты населения г. Арзамаса «Итоги работы за 1998г». 45с.,
- Искусство быть родителем. Материалы научно- практической конференции. Под ред. Е. В. Шимшаковой. Благовещенск 2000. — 268с.
- Каган М.С. Мир общения: Политиздат. Проблемы межсубъект, отношений-М., 1988. -319с.
- Каптерев П.Ф. Избранные, педагогические сочинения. М., 1982. -С. 155−156.
- Каптерев П.Ф. О нравственном закаливании: Избр. пед.- соч. М., 1982. -С. 155−156.
- Карабанова O.A. Игра в коррекции психического развития ребенка. -М., 1997.- 187с.
- Карел Витек. Проблемы супружеского благополучия., М., Прогресс, 1988 (перевод с чешского). 138с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера детей и подростков: Пособие для студ. сред, и высш. Пед. Учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 304с.
- Керш П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми.// Вопросы психологии. 1990. № 1.-С. 103−109.
- ЮЗ.Кленицкая И. Учителя об этом знают. (Против физического наказания в семье)//Семья и школа, 1987, № 10. С. 14−16.
- Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. Минск: Народ, ас-вет., 1980.-260 с.
- Ковалев C.B. Психология семейных отношений, М., 1987. 207с.
- Ковалев C.B. Психология современной семьи. М., 1988. — С.40.
- Козлов Н.И. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни. -М.: ПРЕСС, 1999. 480с.
- Козлова C.B., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студентов сред. Педагог. Учеб. Заведений. М: Издательский центр «Академия», 1998. — 432с.
- Колпакова Н. Развитие эмоционально- нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. — Дошкольное воспитание, 1999, № 10. С.41−44.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995. — 175с.
- И.Кон И. С. Ребенок и общество. М, 1988. 246с.
- Конституция (Основной закон) Российской федерации. М., 1999.
- Концепция развития семьи. Разработчик: Центр социально- психологической помощи семье г. Арзамаса. Арзамас, 2002. — 35с.
- Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов пед. училищ, дошкольных факультетов и фак. нач. обучения пед. институтов. -М.: Академия, 1997. 236с.
- Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании. М., 1990.- 184с.
- Котовщикова А. Дети беды и благополучия. Заметки о воспита-нии.//3везда, 1978, № 5. С.177−184.
- Кратохвил С. Психотерапия семейно- сексуальных дисгармоний. М., 1991.- 189с.
- Кроник A.A., Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. М., 1994. 134с.
- Кряжева H.JI. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 1997. — 208с.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., «Академия», 1999. — 232с.
- Кэмпбэлл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1990. -190с.
- Jle Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. Пер. с англ. М., Педагогика, 1990.-272с.
- Леви В.А. Нестандартный ребенок. 3-е изд. — М: Знание, 1989. — 265с.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991.- 187с.
- Лисина М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей дошкольного возраста. М., 1980. 213с.
- Лосева В.К. Рисуем семью: диагностика семейных отношений. М., 1995.- 194с.
- Майдиков И.М. Основы социологии. М., 1999. С. 321.
- Макаренко A.C. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983. — 214с.
- Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М., 1999. -168с.
- Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1979. — 214с.
- Матейова 3., Машура С. Музыкальная терапия при заикании / Пер. с чешек. Киев, 1984. — 248с.
- Матуле ГЛ. Влияние социальных факторов на формирование психолого-педагогической культуры молодой семьи. Минск, 1990. 213с.
- Мацковский М.С. Тенденции развития брачно семейных отношений в СССР.//Молодожены. М., 1981.- 187с.
- Меньшутин В.В. Помощь молодой семье, М., 1987. 164с.
- Мид М. Мир и культура детства. М., 1983. 198с.
- Миллер A.M. Некоторые принципы психотерапевтического использования средств искусства в комплексе санкурлечения/ Тезисы докладов Всесоюз. науч. практ. конф. — Харьков, 1979. — 186с.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.:. АРКТИ, 1999. — 48с.
- Москаленко В.Д. Если папа пьет., — М., Знание, 1992. 127с.
- Мудрик А. В. Социализация и смутное время- М., Знание, 1991. 80с.
- Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников, М., 1984. 123с.
- Мудрик A.B. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентов пед. Вузов/Под ред. В. А. Сластенина. №-е изд., испр. и допол. — М. г Издательский центр «Академия», 2000. — 200с.
- НЗ.Мухамедрахимов Р. Ж. Формы взаимодействия матери и младенца. -Вопросы психологии, 1994, № 6. С. 16−25.
- Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М., В., 1999. -234с.
- Навайтис Г. Тайны семейного (не) счастья. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: Издательство НПО «МО-ДЭК», 1998. — 176с.
- Навайтис Г. А. Семья и психолог. Калининград, 1996. 224с.
- Настольная книга родителей: Хрестоматия по семейному воспитанию (Сост. В. В. Чечет, Сермяжко Е.И.), М.: Нар. асвет, 1987. 173с.
- Национальный доклад о положении в области народонаселения в Российской Федерации в 1994—1998 годах, М., 1999. С. 6, 7, 14, 24.
- Несомненное условие счастья, сост. Е. Ю. Чепенас, М., Педагогика, 1990.-222с.
- Нефедов В.И., Щербань Ю. Ю. Искусство воспитания в семье. Минск, 1971.-226с.
- Обозов H.H. Психология межличностного взаимодействия. Л., 1979. -198с.
- Обозов H.H. Психология межличностных отношений. Киев, 1990. -234с.153.0вчарова Р. В. Семейная академия: вопросы и ответы. М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.- 144с.
- Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семьей/Психологический журнал. 1986. № 2.
- Островская Л.Ф. Пед. знания родителям. Пособие для воспитателя дошкольн. учрежд.- М., Просвещение, 1983. — 176с.
- Островская Л.Ф. Почему ребенок не слушается Пособие для воспитателя детского сада 2-е изд., доп. — M.: Просвещение, 1982. — 111с.
- От Я до Мы: Азбука семейной жизни/Сост. C.B. Ковалев- М., Педагогика, 1989.-334с.
- Пархоменко Г. В. Семейное воспитание:/ Взаимоотношения родителей с детьми. Знание, Л., 1976. 244с.
- Пафман Э.А. Нравственно-психологический климат семьи. М., 1983. -167с.
- Педагогика здоровья. М.: Педагогика, 1990. — 288с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и пед. колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого, М., Российское педагогическое агентство, 1996. С. 442.
- Первые итоги: Из опыта работы специализированных учреждений по социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков. Под. ред. Г. М. Иващенко- М.: НИИ семьи, 1997. 160 с.
- Переведенцев В.И. Воспроизводство населения и семья.// Социологические исследования. 1992. С. 82−85.
- Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. М., 1999. — 164с.
- Петрушин В.И. Музыкальная терапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 178с.
- Популярная психология для родителей: Сборник сост. A.C. Спиваков-ская, Г. А. Ковалев/ Под ред. A.A. Бодалева М.: Педагогика, 1988. -253с.
- Проблемы социального сиротства и пути их решения. Информационный вестник. Москва, сентябрь, 1997. 31с.
- Психологические аспекты помощи людям, употребляющим наркотики (в том числе алкоголь)./ Материалы городского «Телефона доверия"/. 2003. 45с.
- Психологический словарь для родителей М., изд. центр «Академия»,! 996. — 212с.
- Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с английского М., 1987. — 432с.
- Pay М. Ю. Изобразительная деятельность учащихся с нарушением слуха. М., 1989. — 163с.
- Риман Ф. Основные формы страха. М., 1998. 154с.
- Ричардсон Р.У. Силы семейных уз. СПб., 1994. 187с.
- Розин В.М. Судьба молодой семьи. М., 1990. 112с.
- Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 1999. С. 162,237−239.
- Рубинштейн СЛ. Человек и мир. Проблемы общей психологии, М., 1976. 235с.
- Русакова Н. Дом на полпути// Семья и школа, 1993, № 4. С. 17−20.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. М., 1993. 125с.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. 187с.
- Сатир Вирджиния. Психотерапия семьи. «Речь», СПб., 2000. — 178с.
- Сафонова Т.Я., Цымбал Е. И., Ярославцева Н. Д., Олиференко Л. Я. Реабилитация детей в приюте. М.: 1995. С.26−28.
- Свядощ А.М. Неврозы и их лечение. М., 1971. — 246с.
- Семейно-бытовая культура: Пособие для слушателей нар. ун.-тов./Под ред. Д. И. Водзинского, «2-е изд. перераб. и доп. Минск: Нар. Асвета, 1987. 254с.
- Семейное воспитание. Словарь (Ред. сост. В.В. Кумарин), М.: Педагогика, 1972.-313с.
- Семейное воспитание: Краткий словарь/ Сост. И. В. Гребенников, JI.B. Ковитько М., Политиздат, 1990. — 319с.
- Семья и время (статьи по социологии семьи)//Вестник МГУ, сер. 18, социология и политология. 1996, № 3. С.60−88.
- Семья, как объект философского и социологического исследования.-Москва, 1974. С. 142.
- Семья: Книга для чтения. В 2-х кн. М., 1991. 214с.
- Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995. 184с.
- Смирнова Е. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты. Поволж. фил. Рос. Учеб. центр. Саратов: Изд- во Сарат. ун-та, 1999. -С. 58, 69,70, 75.
- Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития./ Материалы международного семинара. Институт молодежи, 1992. — 224с.
- Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях соц. реабилитации несовершеннолетних. (Г.М. Иващенко, Н. С. Канстантинов М.М. Глоткин и др.)-М., 1996. 200с.
- Социально- психологический тренинг по ненасилию под ред. доктора пед. наук, проф. В. А. Ситарова., часть1, Москва, 1994. 223с.
- Социальные работники за безопасность в семье. Учебное пособие под ред. Либаракиной М.И.- М.: ЗАО «Редакционно издательский комплекс Русанов», 1999. — 144с.
- Специальная дошкольная педагогика: Учеб. Пособие/ Е. А. Стреблева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.- Под Ред. Е. А. Стреблевой. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 312с.
- Спиваковская A.C. Как быть родителями. (О психологии родительской любви) — М.: Педагогика, 1986. 160с.
- Спиваковская A.C. Профилактика неврозов. М., 1988. — 374с.
- Спицын Н.П. Хроника семейного общения. М., Знание, 1987. — 186с.
- Спок Б. Разговор с матерью: книга о воспитании. М., 1990. 394с.
- Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании. — Киев, 1983. -С.158−159.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1971, С.16−17.
- Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. М., 1986. 154с.
- Сысенко В.А. Супружеские конфликты. Финансы и статистика, 1983.- 175с.
- Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. М., 1981.- 184с.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987.-352с.
- Толстых A.B. Взрослые и дети: парадоксы общения. М.: Педагогика, 1988.- 125с.
- Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. М., 1996. -218с.
- Тургаринов В.П. Избранные философские труды. Ленинград, 1988. -246с.
- Филюкова Л.Ф. Современная молодая семья. М., 1993. 176с.
- Флэйк Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993. — 214с.
- Фрейд 3. Психоанализ детских неврозов. М., 1925. — 225с.
- Харли Уиллард Ф. Законы семейной жизни. М., 1993. 234с.
- Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Политиздат, 1979. — 222с.
- Харчев А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. Социально- демографическое исследование. М., 1978. 217с.
- Хоментаускас Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений.// Вопросы психологии, 1986, № 1.
- Хоментаускас Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке: Автореферат канд. дисс. М, 1985. — 22с.
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989 -154с.
- Хрестоматия по соц. психологии./ Сост. и автор вводных очерков Т. В. Кутасов. — 2-е изд.- М., Междунар. пед. академия, 1995. 220с. (статья Андреева В. И).
- Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М., 1993. 110с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990. 157с.
- Шапиро А.З. Психолого- гуманистические проблемы позитивности-негативности внутрисемейных отношений.// Вопросы психологии. 1994. № 4. С.45−46.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995. — 544с.
- Шептенко П.А., Воронина Г. А. Методика и технология социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. В. А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 61−62.
- Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. М., 1997. — 187с.
- Шипицына Л.М., Защиринская О. В., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и со сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 1998. — 384с.
- Шишарджан C.B. Здоровье по нотам. М., 1994. — 154с.
- Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга. М., 1986. 186с.
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель- Пресс, Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. — 512с.
- Шушарджан C.B. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., 1998.- 164с.
- Эволюция семьи и семейная политика в СССР. М., 1992. 155с.
- Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. М.: Фолиум, 1996. — 48с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -3-е изд. СПб.: Питер, 2001.- 656с.
- Энциклопедия домашнего психолога.// Автор- составитель О. Нагор-кина. Саратов: Софит — Принт- М., Олма — Пресс, 2000. — 540с.
- Юзефович Г. Я., Соколова В. Н. Отцы и дети в меняющемся мире. М, 1993.-212с.
- Юнг К. Г. Брак как психологическое отношение.// Конфликты детской души. М., 1995.- 121с
- Юстицкий В.В. Семья и несовершеннолетний правонарушитель // Актуальные проблемы семьи и воспитания/ Под ред. Н. Я. Соловьева. -Вильнюс: Минтис, 1981.-С.58−68.183