ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π­ΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ особСнностСй умСния Π·Π°Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ вопросы Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅Π³ΠΎ дошкольного возраста с ОНР III уровня

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΡ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…: данная Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ исслСдования Π΄Π°Π»Π° Π½Π°ΠΌ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ прСдставлСниС ΠΎ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΠΈ активности ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ общСния. Π­Ρ‚Π° информация ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π»Π° Π² ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠ΅Π³ΠΎ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΠΎΠ² исслСдования, обСспСчив Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ. Π’Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ наблюдСния Π·Π° ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ экспСримСнтатор ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π» Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ Π²ΠΈΠ·ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π­ΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ особСнностСй умСния Π·Π°Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ вопросы Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅Π³ΠΎ дошкольного возраста с ОНР III уровня (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ЦСль, Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ экспСримСнта

ЦСль исслСдования — ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ особСнностСй умСния Π·Π°Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ вопросы Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅Π³ΠΎ дошкольного возраста с ΠžΠΠ  III уровня.

Π’ Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ исслСдования ΠΏΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΎΡΡŒ Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ:

  • 1. Π’Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ особСнности лСксико-грамматичСского строя Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ.
  • 2. ΠžΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ использования ΠΈΠ½Ρ‚ΠΎΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… срСдств оформлСния высказываний.
  • 3. ΠŸΡ€ΠΎΠ²Π΅ΡΡ‚ΠΈ диагностику логичСской структуры ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ.

Π­ΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ исслСдованиС ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ Π½Π° Π±Π°Π·Π΅ дСтского сада. Π’ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ участвовало 20 Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅Π³ΠΎ дошкольного возраста с ΠžΠΠ  III уровня. Для провСдСния ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° вопросов Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠžΠΠ  ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒΡŽ Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π±Ρ‹Π»Π° Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π° Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° ΠΈΠ· 10 дошкольников с Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹ΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ.

Анализ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΎΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ² ПМПК ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ, ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ, ΠΈΠΌΠ΅Π»ΠΈ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ психолого-пСдагогичСской комиссии ΠΎ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Ρƒ Π½ΠΈΡ… ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ нСдоразвития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ III уровня ΠΏΠΎ ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Π . Π•. Π›Π΅Π²ΠΈΠ½ΠΎΠΉ (19). ВсС обслСдуСмыС ΠΈΠΌΠ΅Π»ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½ΠΎ сохранноС Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅, слух, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚.

ΠŸΡ€ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ экспСримСнта ΠΌΡ‹ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΠ± ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ях умСния Π·Π°Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ вопросы Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ для ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΠΎ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠžΠΠ .

ΠŸΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ тСорСтичСской ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ экспСримСнта ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π½Π° ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚Π΅ соврСмСнных Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΊ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ°ΠΌ исслСдования Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития:

  • — ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ прСимущСствСнно ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ-Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ;
  • — ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… высказываний;
  • — Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ Π½Π° Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… симптомов Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ

Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ особСнностСй умСния Π·Π°Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ вопросы Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΎ Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ экспСримСнта с ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π΄ΠΎΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ², Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ наблюдСния Π·Π° ΡΠ²ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ.

ИсслСдованиС ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ ΠΏΠΎ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Π½Π°ΠΌΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ Π . Π•. Π›Π΅Π²ΠΈΠ½ΠΎΠΉ (19) ΠΈ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π»ΠΎ Π² ΡΠ΅Π±Ρ нСсколько Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ. ΠŸΡ€ΠΈ ΠΈΡ… ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡƒΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ для испытуСмого, обСспСчСниС СстСствСнных условий, соотвСтствиС Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ возрастным особСнностям ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚СрСсам дошкольников.

Π’Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ прСдусматривало установлСниС ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚Π° с ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ, созданиС атмосфСры друТСского общСния. Π’Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ Π² Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ обстановкС.

Π—Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ 1. «Π‘Π²ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅» (исслСдованиС Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… высказываний Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ свободного общСния).

ЦСль: ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ прСдставлСниС ΠΎ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΠΈ Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ активности ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ° Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ Π½Π΅Ρ€Π΅Π³Π»Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ общСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Π₯ΠΎΠ΄ исслСдования: ΠΌΡ‹ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π»ΠΈ Π·Π° ΡΠ²ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ испытуСмых ΠΈ Ρ„иксировали Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΎΠΊΠΎΠ»Π°Ρ… наблюдСний, высказывания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, свободно ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Π² ΠΌΠΈΠΊΡ€ΠΎΠ³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΏΠΎ ΠΈΠ½Ρ‚СрСсам Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. НаблюдСниС Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΊ ΡΠ΅Π±Π΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ испытуСмых ΠΈ Π½Π΅ Π²ΠΌΠ΅ΡˆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ ΠΈΡ… ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡ.

Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΡ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…: данная Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ исслСдования Π΄Π°Π»Π° Π½Π°ΠΌ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ прСдставлСниС ΠΎ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΠΈ активности ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ общСния. Π­Ρ‚Π° информация ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π»Π° Π² ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠ΅Π³ΠΎ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΠΎΠ² исслСдования, обСспСчив Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ. Π’Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ наблюдСния Π·Π° ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ экспСримСнтатор ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π» Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ Π²ΠΈΠ·ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ с ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ.

Π—Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ 2. «Π—Π°Π΄Π°ΠΉ ΠΌΠ½Π΅ вопрос» (исслСдованиС ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… высказываний).

ЦСль: ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ возмоТности ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ трудности Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ программирования ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ вопрос.

ΠžΠ±ΠΎΡ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅: ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ пСрсонаТ (ΠΊΡƒΠΊΠ»Π°-ΠΏΠ΅Ρ€Ρ‡Π°Ρ‚ΠΊΠ°), Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π».

Π₯ΠΎΠ΄ исслСдования: экспСримСнт проводился Π² ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ порядкС Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ бСсСды с ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ пСрсонаТСм, Ρ‡Ρ‚ΠΎ позволяло ΡΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ знакомства с ΠΈΠ½Ρ‚СрСсным собСсСдником, способствуя ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ уровня инициативности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π₯ΠΎΠ΄ экспСримСнта условно ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅ этапа. На ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ этапС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π»Π°ΡΡŒ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Ρ‚ΠΎΡ€Π° бСсСды, Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠ±ΠΎΠ²Π°Π» ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π·Π°Π΄Π°Ρ‚ΡŒ вопросы собСсСднику. ΠœΡ‹ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°Π»ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ Ρ‚Π΅ΠΌΡƒ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ°Π»ΠΈ бСсСду. Если Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ этапС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π΅ ΡΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΠ»ΡΡ с Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, Ρ‚ΠΎ Π½Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ ΠΈΠ· ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… этапов ΠΌΡ‹ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π»ΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ Π΄ΠΎΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ (ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΠ»Π°ΡΡŒ Ρ‚Π΅ΠΌΠ° вопроса, давался ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π΅Ρ† высказывания, измСнялось ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²ΠΎΠ΅ слово Π² ΠΈΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ†ΠΈΠΈ).

  • 1 этап: «Π—дравствуй!». «ΠšΠ°ΠΊ тСбя Π·ΠΎΠ²ΡƒΡ‚?». «Π Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π΅Π±Π΅ хочСтся ΡƒΠ·Π½Π°Ρ‚ΡŒ Ρƒ ΠΌΠ΅Π½Ρ? Бпроси мСня ΠΎ Ρ‡Π΅ΠΌ-Π½ΠΈΠ±ΡƒΠ΄ΡŒ. Π—Π°Π΄Π°ΠΉ вопрос» — Π² ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ затруднСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ ΠΏΠΎΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄Π½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π»ΠΈΡΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Ρ‹ инструкции, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… мСняСтся ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²ΠΎΠ΅ слово.
  • 2 этап: ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΠ»Π°ΡΡŒ Ρ‚Π΅ΠΌΠ° вопроса, Π½ΠΎ Π½Π΅ Π΄Π°Π²Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ слово, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π΅Ρ† Ρ„Ρ€Π°Π·Ρ‹, Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ интонация.

«Π‘проси мСня ΠΎ ΠΌΠΎΠ΅ΠΌ ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈ». Π—Π°Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π·Π°Π΄Π°Ρ‚ΡŒ вопросы ΠΎ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π΅, ΠΌΠ°ΠΌΠ΅, ΠΎ Π΄ΠΎΠΌΠ΅, ΠΎ Π΄Ρ€ΡƒΠ·ΡŒΡΡ…, ΠΎ Π»ΡŽΠ±ΠΈΠΌΠΎΠΌ занятии, ΠΎ Π»ΡŽΠ±ΠΈΠΌΠΎΠΌ ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠ΅.

3 этап: прСдлагался ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π΅Ρ† вопроса, Π½ΠΎ Π΅Π³ΠΎ воспроизвСдСниС Π±Ρ‹Π»ΠΎ отсрочСно ΠΏΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ. На ΡΡ‚ΠΎΠΌ этапС Π²Ρ‹ΡΡΠ½ΡΠ»ΠΎΡΡŒ, ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ Π»ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ слова (ΠΎΠ½ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ). ПослС ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Π° Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π·Π°Π΄Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΆΠ΅ вопрос ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΌΡƒ пСрсонаТу — собСсСднику. Π’ ΠΈΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎ-ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ½Π΅ΠΌΡƒ ΡƒΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π»ΡΠ»ΠΎΡΡŒ слово «ΡΠΏΡ€ΠΎΡΠΈ».

«ΠšΠ°ΠΊ тСбя Π·ΠΎΠ²ΡƒΡ‚?» — ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° — «Π‘проси мСня Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅».

«ΠšΡ‚ΠΎ твоя ΠΌΠ°ΠΌΠ°?» — ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° — «Π‘проси мСня Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅».

«Π‘колько Ρ‚Π΅Π±Π΅ Π»Π΅Ρ‚?» — ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° — «Π‘проси мСня Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅».

«Π“Π΄Π΅ Ρ‚Ρ‹ ΠΆΠΈΠ²Π΅ΡˆΡŒ?» — ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° — «Π‘проси мСня Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅».

«Π£ Ρ‚Сбя Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π΄Ρ€ΡƒΠ·ΡŒΡ?» — ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° — «Π‘проси мСня Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅».

«Π§Π΅ΠΌ Ρ‚Ρ‹ Π»ΡŽΠ±ΠΈΡˆΡŒ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ?» — ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° — «Π‘проси мСня Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅».

«ΠšΠ°ΠΊΠΎΠΉ Ρ‚Π²ΠΎΠΉ Π»ΡŽΠ±ΠΈΠΌΡ‹ΠΉ ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌ?» — ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° — «Π‘проси мСня Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅».

4 этап: Π½Π° ΡΡ‚ΠΎΠΌ этапС Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΠ»ΠΎΡΡŒ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ сопряТСно. ΠžΠ±Ρ€Π°Π·Π΅Ρ† вопроса ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Π΅Π³ΠΎ воспроизвСдСниС объСдинялись Π² ΠΎΠ΄Π½Ρƒ Ρ€Π΅ΠΏΠ»ΠΈΠΊΡƒ. Π’ ΠΈΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΡƒΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π»ΡΠ»ΠΎΡΡŒ слово «ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈ». ЭкспСримСнтатор ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π» ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π΅Ρ† обращСния ΠΊ ΡΠΎΠ±Π΅ΡΠ΅Π΄Π½ΠΈΠΊΡƒ-ΠΈΠ³Ρ€ΡƒΡˆΠΊΠ΅: ΠΏΠΎΠ·Ρƒ, взгляд, ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΈΠ½Ρ‚ΠΎΠ½Π°Ρ†ΠΈΡŽ: «ΠŸΠΎΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€ΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ я ΡΠΏΡ€ΠΎΡˆΡƒ Π΅Π³ΠΎ: ΠŸΠ΅Ρ‚Ρ€ΡƒΡˆΠΊΠ°, ΠΊΡ‚ΠΎ твоя ΠΌΠ°ΠΌΠ°? ΠŸΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅» ΠΈ Ρ‚. Π΄.

Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΡ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…: ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄ΠΎΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΠ»ΠΎ Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ Π·ΠΎΠ½Ρƒ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, Π½ΠΎ ΠΈ Π±Π»ΠΈΠΆΠ°ΠΉΡˆΠ΅Π³ΠΎ развития Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ, Π½Π° ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΌ этапС пороТдСния Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ высказывания ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ затруднСния. Π­Ρ‚ΠΈ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹ Π² Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΌ опрСдСляли построСниС ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹, ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°ΡΡΡŒ Π½Π° ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π΅ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ Π°ΠΊΡ‚Π°, ΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ывая ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ возмоТности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.

Π—Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ 3. «Π’опрос ΠΏΠΎ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΊΠ΅» (исслСдованиС ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… высказываний).

ЦСль: ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ развития ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ активности дошкольника, Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ вопросов ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ содСрТаниС ΡΡŽΠΆΠ΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΊΠΈ.

ΠžΠ±ΠΎΡ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅: Ρ‚Ρ€ΠΈ ΡΡŽΠΆΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΊΠΈ, ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ пСрсонаТ (ΠΊΡƒΠΊΠ»Π°-ΠΏΠ΅Ρ€Ρ‡Π°Ρ‚ΠΊΠ°), Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π».

Π₯ΠΎΠ΄ исслСдования: Π˜ΡΠΏΡ‹Ρ‚ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹ΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΠ»ΠΈΡΡŒ Ρ‚Ρ€ΠΈ ΡΡŽΠΆΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΊΠΈ: «Π’ΠΎΠ·Π΄ΡƒΡˆΠ½Ρ‹ΠΉ ΡˆΠ°Ρ€», «Π‘Π½Π΅ΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ Π΄ΠΎΠΌ», «ΠŸΠΎΠΆΠ°Ρ€». Для ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΡΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π°Π»ΠΎΡΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΊΡƒΠΊΠ»Π°-собСсСдник ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Π»ΡŽΠ±ΠΈΡ‚, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° рСбята Π·Π°Π΄Π°ΡŽΡ‚ вопросы, ΠΈ Ρ…ΠΎΡ‡Π΅Ρ‚ ΡƒΠ·Π½Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΊΡ‚ΠΎ смоТСт Π·Π°Π΄Π°Ρ‚ΡŒ самыС интСрСсныС вопросы ΠΏΠΎ ΡΡ‚ΠΈΠΌ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΊΠ°ΠΌ. Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π²Π·ΡΡ‚ΡŒ Π½Π° ΡΠ΅Π±Ρ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ взрослого ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ собСсСднику вопросы.

ΠšΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΊΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΠ»ΠΈΡΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ ΠΏΠΎ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈ ΡΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΆΠ΄Π°Π»ΠΈΡΡŒ инструкциСй экспСримСнтатора: «ΠŸΠΎΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€ΠΈ Π½Π° ΡΡ‚Ρƒ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρƒ, ΠΏΠΎΠ΄ΡƒΠΌΠ°ΠΉ, ΠΎ Ρ‡Π΅ΠΌ здСсь ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΠΏΡ€ΠΎΡΠΈΡ‚ΡŒ, ΠΈ Π·Π°Π΄Π°ΠΉ вопросы».

Если Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π΅ ΡΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΠ»ΡΡ с Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ (ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°Π» «Π½Π΅ Π·Π½Π°ΡŽ», пСрСчислял ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Π½Π° ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΊΠ΅), ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΠ»Π°ΡΡŒ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ опрСдСлСния Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹ вопроса. ΠŸΡ€ΠΈ этом экспСримСнтатор ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π» Π½Π° ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· ΡΠ»Π΅ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π», Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€: «Π‘проси ΠΎ ΡΠΎΠ±Π°ΠΊΠ΅».

Π‘Π»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ являлся ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π΅Ρ† Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ высказывания, Π½ΠΎ ΠΈΠ½ΡΡ‚рукция ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π°Π»Π°ΡΡŒ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ½Π΅ΠΉ — «ΡΠΏΡ€ΠΎΡΠΈ, Π·Π°Π΄Π°ΠΉ вопрос» (Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π·Π°Π΄Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ, ΠΆΠ΅ вопрос ΠΎ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π΅ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΊΠΈ).

Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΡ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…: Π­ΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ задания, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π° ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… вопросов, объСдинялись ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ситуациСй. Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π»ΠΎΡΡŒ ΠΏΠΎΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ с ΠΊΡƒΠΊΠ»ΠΎΠΉ-собСсСдником, взяв Π½Π° ΡΠ΅Π±Ρ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ взрослого. Π’ ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ Π·Π°Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ использовалась дозированная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰Π°Ρ Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ Π·ΠΎΠ½Ρƒ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°.

УпраТнСния ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π»ΠΈ комплСксноС исслСдованиС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°: ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π²ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Ρ‚ΡŒ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π°Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ вопросы.

ОсновноС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡΠ»ΠΎΡΡŒ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ΅Π², Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π . Π•. Π›Π΅Π²ΠΈΠ½ΠΎΠΉ:

  • — ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π±Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° (ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡ‚ΡŒ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅, Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ общСния, Π»Π΅Π³ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒ контактирования);
  • — ΡΠΊΡΠΏΡ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ общСния: использованиС ΠΌΠΈΠΌΠΈΠΊΠΈ, ΠΏΠ°Π½Ρ‚ΠΎΠΌΠΈΠΌΠΈΠΊΠΈ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π½Π΅Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… проявлСний; ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ состояниС, интонационная Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ;
  • — ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, использованиС ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ;
  • — ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ‚Π°, ΡΠ²ΡΠ·Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π·Π°Π΄Π°Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… вопросов;
  • — Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ срСдства, с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ высказывания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ: лСксичСская ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ‚Π° ΠΈ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ичСская ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ‚ΠΈΠΏΡ‹ вопросов.

ΠŸΡ€ΠΈ затруднСниях (Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΏΠ°ΡƒΠ·Π°, Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π°Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ€Ρ‹Π² Π² ΠΏΠΎΠ²Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ) оказываСтся ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ ΠΏΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… наводящих ΠΈ ΡƒΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… вопросов.

ΠšΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ срСдств общСния, Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π . Π•. Π›Π΅Π²ΠΈΠ½ΠΎΠΉ, ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π±Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ систСму. Π’Ρ‹ΡΡˆΠ°Ρ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° выполнСния задания Ρ€Π°Π²Π½ΡΠ»Π°ΡΡŒ 10 Π±Π°Π»Π»Π°ΠΌ. Нами Π±Ρ‹Π»ΠΈ Π²Π²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‹ обозначСния: высокий ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ, достаточный ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ, срСдний ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ, Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ.

  • 8−10 Π±Π°Π»Π»ΠΎΠ² — полная, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ, логичСски ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ постановка вопроса, Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ‚Π° использования лСксики, Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, интонационная Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ, проявлСниС ΠΈΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚СрСса, ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ инструкции с ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π°Π·Π° — высокий ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ;
  • 4−7 Π±Π°Π»Π»ΠΎΠ² — ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ нСточности, затруднСния Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ вопроса, Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Π°Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·ΠΌΡ‹, Π½Π΅Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ подсказок, Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ участвуСт Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ ΠΏΠΎ ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π΅ взрослого, Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ Π½Π΅Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ срСдствами общСния — достаточный ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ;
  • 1−3 Π±Π°Π»Π»ΠΎΠ² — Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ вопроса, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ экспСримСнтатора, Π±Π΅Π΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½Π΅Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ лСксики, Π³Ρ€ΡƒΠ±Ρ‹Π΅ Π°Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·ΠΌΡ‹, Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ активности ΠΈ ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Ρ‚ивности ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ. ΠžΡ‚ΡΡƒΡ‚ΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ интСрСса ΠΊ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΡŽ, Π½Π΅Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚Π΅Π»Π΅Π½, Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈΠ½Ρ‚ΠΎΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ Π½Π΅Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π° — срСдний ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ;
  • 0 Π±Π°Π»Π»ΠΎΠ² — Π½Π΅ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Ρƒ, ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π· ΠΎΡ‚ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΡ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ, Π½Π΅ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Ρƒ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π· ΠΎΡ‚ Π΅Ρ‘ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΡ — Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π½Π°ΠΌΠΈ Π±Ρ‹Π»Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π° сСрия Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ, направлСнная Π½Π° Π²Ρ‹ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ особСнностСй умСния ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΠΌΠΈ дошкольниками с ΠžΠΠ  Π·Π°Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ вопросы Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ситуациях.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ