Система работы по формированию словарного запаса у глубоко умственно отсталых детей
Диссертация
Качественный анализ словарного запаса глубоко умственно отсталых учеников также показал его своеобразие. Исследование разговорной речи школьников дало основание говорить о том, что словарь имбецилов пополняется, в основном, словами из тех групп слов, с которыми они больше всего встречаются в быту или в процессе учебной деятельности. В связи с этим встал вопрос о целенаправленном обучении… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей в специальной литературе
- Глава II. Особенности словарного запаса глубоко умственно отсталых детей
- ПЛ. Методика экспериментального исследования
- П. 2. Характеристика словарного запаса глубоко умственно отсталых детей
- П. 2.1. Объём словарного запаса
- П. 2.2. Данные качественного анализа
- Глава III. Словарная работа в условиях специально направленного обучения глубоко умственно отсталых детей
- Ш. 1. Анализ программы экспериментального обучения
- Ш. 2. Организация и методика проведения специальных занятий
- Ш. З. Организация единого речевого режима в школе
- Ш. 4. Результаты экспериментального обучения
Список литературы
- Марко К."Энгельс Ф. О воспитании и образовании. В 2-х томах.- М.: Педагогика, 1978.- 543 с.
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1981, с. 60.
- Ленин В.И. О воспитании и образовании (сборник), издание 2-е.- М.: Просвещение, 1970.- 679 с.
- Азбукин Д.И. Микроцефалка Мащута.- М.: I9II.- 39 с.б.Азбукин Д. И. Умственная отсталость и внутренняя секреция.
- В сб. статей: Умственно отсталые дети и их воспитание/Под ред. С. С. Тизанова, Л. В. Занкова.- М.: 1928, с.126−131.
- Аз0укин Д. И. Клиника олигофрений.- М.:Учпедгиз, 1936.- 128 с.
- Айрленд В. Идиотия и тупоумие.- Спб, 1880.- 451 с.
- Айтметова С.Ш. Использование трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы в качестве основы развития их речи: Автореф.канд.дис.- М., 1963.
- Э.Бельом Г. Первая критика интеллектуалистической концепции в учении о слабоумии.- В кн.: Замокий Х. С. История олигофренопедагогики. М.: Просвещение, 1980, с. 29.
- Ю.Боскис P.M. О развитии словесной речи глухонемого ребёнка.- М.: Учпедгиз, 1939.- 84 с.
- П.Бровер A.B. Вопросы обучения детей с глубокой олигофренией.- В кн.: Доклады АПН РСФСР, 1958, Л 2, с. 125−128.
- Бурневиль Д. Развитие учреждений для глубоко умственно отсталых во второй половине XIX века. 1894.
- Василевская В.Я. Педагогическое изучение глубоко отсталых детей.- В сб.: Обучение и воспитание умственно отсталых детей/Под ред.Г. М. Дульнева, М. И. Кузьмицкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960, с.67−75.
- Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися- 106 вспомогательной школы.- М.: Изд-во АПН РСФСР, i960.- 117 с.
- Ватажина A.A. Трудовое обучение умственно отсталых подростков в детских домах.- В сб.: Обучение и воспитание умственно отсталых детей/Под ред.Г. М. Дульнева.М.И.Кузьмиц-кой. М.: Изд-во АПН РСФСР, i960, с.76−81.
- Ватажина А.А., Зелингер И. И. Пособие по воспитанию и обучению глубоко умственно отсталых детей в детских домах Министерства социального обеспечения РСФСР.- М.:1962.- 188 с.
- Ватаяина A.A., Коган В. М. Принципы трудового обучения глубоко отсталых детей.- В кн.: Вопросы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. М.: 1974, с.11−16.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии.Изд. 2-е, испр. и допол.- М.: Просвещение, 1973.- 175 с.
- Вопросы воспитания нормального и дефективного ребёнка/Йод ред.А. С. Грибоедова и др.- М.: Государственное изд-во, 1924.- 232 с.
- Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения.- М.: Учпедгиз, 1935.- 135 с.
- Выготский I.C. Избранные психологические исследования.- 1 М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- 519 с.
- Выготский Л, С. Мышление и речь.- М.: Педагогика, 1982, собр.соч., т. 2.
- Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости.- В сб.: Умственно отсталый ребёнок. М.: Педагогика АПН СССР, 1983, с.231−256.
- Выготский Л.С. Предисловие к книге Е.К.Грачёвой «Воспитание и обучение глубоко отсталого ребёнка».- М.: Педагогика АПН СССР, 1983, с.222−230.- 107
- Гамбург A.JI. Некоторые особенности высшей нервной деятельности при олигофрении в степени имбецильности.- В кн.: Доклады АПН РСФСР. М.: I960. JS I, c. III-115.
- Генинг М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей.- Дефектология, 1973, В 6, с. 14−16.
- Гнездилов М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников.- М.: Учпедгиз, 1947.- 134 с.
- Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1965.- 272 с.
- Гнездилов М. Ф. Дйтметова С.Ш. Использование трудовой деятельности в работе над развитием речи учащихся.Meтоди-ческое письмо.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 20 с.
- Грабовская А.Н. Группа глубоко отсталых и работа с ней.-Вопросы.дефектологии, 1930,№ 5(II), с.16−20.ч ". ,
- Граборов А.Н. Вспомогательная школа.- Л.: ГИС, 1925.- 368 с.
- Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике.- М.: Учпедгиз, 1961, с. I7I-I84.
- Граборов А.Н."Кузьмина Н.Ф., Новик В. М. Олигофренопедагогика. Учебное пособие для пединститутов.- М.: Учпедгиз, 1941.- 231 с.
- Грачёва Е.К. Беседы с сёстрами-нянями о воспитании и развитии детей-идиотов и эпилептиков.- Спб.: тип.М. П. Фроловой, 1902.- 81 о.
- Грачёва Е.К. Руководство по занятию с отсталыми детьми и идиотами.- Спб.: 1907.- 251 с.
- Демор Ж. Ненормальные дети.Воспитание их дома и в школе. Перевод с немецкого Г. И. Россолимо.- М.: 1909.- 371 с.
- Дефективные дети и школа/Йод ред.В. П. Кащенко.- М.: 1932.- 275 с.
- Домина A.B. Воспитание глубоко умственно отсталых детей в семье.- В кн.: Вопросы изучения и обучения глубоко умственно отсталых учащихся вспомогательной школы.-М.: 1976, с.64−66.
- Дульнев Г. М. О воспроизведении вновь усвоенных слов учащимися вспомогательной школы.- М.: Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 19, с. 87−103.
- Дульнев Г. М^Об усвоении учащимися вспомогательной школы словарного состава родного языка.- В сб.: Учебно-воспитательная работа в специальных школах. М.: Учпедгиз, 1952, вып.4,с.49−58.
- Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе.- М.: Педагогика, 1969.- 216 с.
- Жидкова Л.А. Из опыта обучения глубоко отсталых детей во вспомогательной школе.- В сб.: Обучение и воспитание умственно отсталых детей/Под ред.Г. М. Дульнева, М. И*Кузьмиц-кой. М.: Изд-во АПН РСФСР, i960, с. 116−330.
- Еинкин Н.И. Интеллект, язык, речь.- В кн.: Нарушение речи у- 109 дошкольников. М.: Просвещение, 1972, с.9−31.
- Запорожец A.B., Зинченко В. П., Эльконин Д. Б. Развитие мышления.- В кн.: Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов/Йод ред.A.B.Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1964, с.183−246.
- Камеристова H.H. Изучение развития и опыт коррекции речи у детей с болезнью Дауна.- В кн.: Вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. М.: 1974, с.218−219.
- Карлов О.Г. Роль практической деятельности в развитии психики глубоко умственно отсталых детей.- В сб.: Тезисы докладов У1 научной сессии по дефектологии. М.: 1971, с.227−228.
- Кащенко В.П., Мурашов Г. В. Исключительные дети.- М.: Изд-во Работник просвещения, 1926.- 55 о.
- Ковалевский П.И. Отсталые и ненормальные дети.- Слб.: 1911.- 173 с.
- Красусский B.C. Материалы по изучению свободной социальной жизни глубоко отсталых детей.- Вопросы дефектологии, 1929, i? 6, с.30−39.
- Кузьмицкая М.И. К вопросу о социальной и трудовой реабилитации детей и подростков с глубокими поражениями центральной нервной системы.- В кн.: Вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. М.: 1974, с.93−94.- III
- Кузьмицкая М.И., Маллер А. Р., Цикото Г. В. Экспериментальное обучение глубоко умственно отсталых детей в условиях вспомогательной школы.- Дефектология, 1976,№ 6,с.26−30.
- Липакова В.И. Нарушения речи у детей с умственной отсталостью в степени имбецильности и направления логопедической работы: Автореф.дис.канд. педагогических наук. Л., 1981.
- Лубовский В.И. Особенности высшей нервной деятельности де-.тей-олигофренов разных клинических групп.- В кн.: Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребёнка. М.: 1958, т. П, с.390−435.
- Лубовский В.И. Особенности высшей нервной деятельности детей-олигофренов.- В сб.: Умственно отсталый ребёнок/Под ред.А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960, с. 113−151.
- Лубовский В.И. Обучение умственно отсталых детей в США и некоторые направления исследований в области умственной отсталости.- Специальная школа. М.: Учпедгиз, 1967, Вып.6, с.110−122.
- Лубовокий В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей.- Дефектология, 1971,}? 6, с. 15.
- Лубовский В.И. Генетические корни мышления и речи в свете развития психолингвистических способностей у аномальных- 112 детей.- В кн.: Тезисы докладов к У Всесоюзному съезду психологов СССР. М.: 1977, с. 134.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии).- М.: Педагогика, 1978.- 224 с.
- Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребёнка.- М.: 1926.- 259 с.
- Лурия А.Р. Роль слова в формировании временных связей у человека.- Вопросы психологии, 1955,№ I, с.78−85.
- Лурия А.Р. Сознательное действие, его происховдение и мозговая организация.- Вопросы психологии, 1969,№ 5,с.13−29.
- Лурия А.Р. «Леонтьев А.Н. Психологические воззрения Л. С. Выготского. Предисловие к кн.: Л. С. Выготский.Избранные психологические исследования.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
- Лурия А.Р., 10дович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов.- М.: 1956.- 211 с.
- Лурия А.Р., Виноградова 0.С."Мещеряков А. И. Особенности словесных связей у детей-олигофренов.- В сб.: Умственно отсталый ребёнок/Под ред.А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960, с.170−194.
- Лурье Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребёнка в семье.- М.: Педагогика, 1972, — 53 с.
- Лурье Н.Б., 3абрамная С. Д. Некоторые особенности поведения и деятельности детей с болезнью Дауна при выполнении ими отдельных практических заданий.-Дефектология, 1971, Ы, с.30−36.
- Лурье Н.Б. «Певзнер М.С. Об одном из путей коррекционно-воспитательной работы с детьми-олигофренами с грубым недоразвитием личности.- В кн.: Доклады АПН РСФСР. 1959,$ I, с.74−78.
- Лямина Г. М. Формирование речевой деятельности.- Дошкольное- 113 воспитание, 1975,№ 9,с.49−55.
- Ляпидевский С.С. Основы невропатологии. М.: Учпедгиз, 1959, — 262 с.
- Маллер А.Р. Выполнение практического задания глубоко умственно отсталыми детьми.- Дефектология, 1972, Л I, с.30−33.
- Маллер А.Р. О понимании и употреблении предлогов глубоко умственно отсталыми детьми.- Дефектология, 1973,$ 3,
- Маллер А.р. Понимание и устное изложение текстов глубоко умственно отсталыми детьми.- В кн.: Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью.- М.: 1976, с.168−175.
- Маллер А.Р. Пути улучшения устной речи детей-имбецилов.
- В кн.: Вопросы изучения и обучения глубоко умственно отсталых учащихся вспомогательной школы. М.: 1976, с. 14−21.
- Маллер А.Р. Некоторые особенности личностных качеств глубоко умственно отсталых подростков.- В кн.: Изучение личности аномального ребёнка (тезисы докладов конференции). М.: 1977,0.19.
- ЭО.Маллер А. Р. Развитие устной речи глубоко отсталых детей в процессе трудового обучения.- В кн.: Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе.-М.: 1977.с.85−89.
- Марциновекая E.H. Нарушение регулирующей роли речи у глубоко умственно отсталых детей.- В сб.: Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребёнка/ Под ред.А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, Т.П. с.267−294.- 114
- Методическое пособие по воспитанию и обучению детей с глубокой умственной отсталостью в возрасте от 4 до 10 лет/Под ред.М. И. Кузьмицкой, А, А.Ватахиной.- М.: 1971.- 78 с.
- Монтессори М. Дом ребёнка.- За друга, 1913.- 339 с.
- Морозова Н.Г. Развитие понимания смысловой стороны речи у аномальных детей дошкольного возраста.- В сб.: Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. М.: АПН СССР НИИ дефектологии, 1982.
- Нарушение речи у дошкольников/Йод ред.Р.А.Беловой-Давид.-М.: Просвещение, 1972.- 232 с.
- Ненормальные дети в семье и школе/Под ред.A.C.Грибоедова. M. s 1914.- 184.
- Нервные болезни/Под ред.Г. И. Россолимо. М.: 1924.- 40 с.
- Новик Ф.М. История воспитания и обучения умственно отсталых детей.- М.: Учпедгиз, 1939.- 163.
- Обучение общеобразовательным предметам умственно отсталыхдетей в домах-интернатах/Под ред.А. А. Вата?иной, М.И.Кузь-мицкой. М.:1970, — 87 с. 1000 работе с глубоко отсталыми детьми во вспомогательнойшколе (программно-методические указания).- М.: 1951.- 24 с.
- Организация воспитательной работы с умственно отсталыми детьми в домах-интернатах/Под ред.А. А. Ватажиной. M. s 1969.- 115.
- Организация трудового обучения умственно отсталых детей в детских домах Министерства социального обеспечения РСФСР.- М.: i960.- 19 с.
- ЮЗ.Осокина Л. И., К}цилевич Я. Г. Работа по развитию речи детей-имбецилов.- Дефектология, 1978,№ 4,с.43−47.
- ПМ.Певзнер М. С. Клиническая характеристика учащихся вспомо- 115 гательных школ, — В сб.: Книга для учителей вспомогательной школы/Под ред.Г. М. Дульнева, А. Р, Лурия. М.: Учпедгиз, 1955, с.39−54.
- Певзнер М.С. Дети, подлежащие направлению во вспомогательную школу.- В сб.: Принципы отбора во вспомогательную школу/Под ред.Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956, с.55−121.
- Юб.Певзнер М. С. Дети-олигофрены.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 486 с.
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика умственно отсталых детей.Дети-олигофрены.- В сб.: Умственно отсталый ребёнок/Под ред.А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960, с.26−76.
- Ю8.Певзнер М. С. Краткая клиническая характеристика глубоко умственно отсталых детей.- В сб.: Обучение и воспитание умственно отсталых детей/Под ред.Г. М. Дульнева, М.И.Еузь~ мицкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960, с.29−39.
- Певзнер М. С. Дубовский В, И. Динамика развития детей-олигофренов.- M.: 1963.- 224 с.
- НО.Певзнер М. С., Петрова В. Г. Анализ умственной отсталостис разных точек зрения (реферат книги «Умственная отсталость». Сб. под ред. A.M. Кларк, А. Д. Кларк «Лондон, 1958). -Специальная школа, 1967, вып.4,с.II6-I26 и вып.5,с. 135−145.
- Ш. Певзнер М. С., Явкин В. М. К вопросу клинической характеристики глубоких форм олигофрении.- В кн.: Вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. M.: 1974, с.74−76.
- Петрова В.Г. О влиянии первого воспроизведения на точность дальнейших пересказов умственно отсталых школьни-116 ков.~ В сб.: Труды второй научной сессии по дефектологии. М.: Изд-во АПН РО$СР, 1959, с.100−106.
- Петрова В.Г. О некоторых особенностях актуализации знаний при решении грамматической задачи учащимися вспомогательной школы.- В сб.: Умственное развитие учащихся вспомогательной школы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961,0.115−133.
- Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов.- М.: Просвещение, 1968.- 158 с.
- Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы.- М.: Педагогика, 1977.- 198 о.
- Пб.Погосов Н. В. Трудовое воспитание и обучение глубоко отсталых детей в условиях детских домов Министерства социального обеспечения: Автореф.канд.дис.- М., 1969.
- П8.Полонская P.M. Воспитание первоначальных навыков самообслуживания у детей-имбецилов младшего возраста.- Специальная школа, 1961,* 5, с.48−51.
- ПЭ.Полосатов Б. Г. Опыт трудового обучения подростков-имбеци-лов.- В кн.: Вопросы изучения и обучения глубоко умственно отсталых учащихся вспомогательной школы. M.: 1976, с.738−743.
- Попадич М.Ф. Труд как коррекционное средство воспитания имбецилов: Автореф.канд.дис.-М., 1967.
- Постовский Н.П., Постовская М. П. Положения о вспомогательной школе, разработанные Московскими педагогами и врачами.- I9I4, c.304−307.
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей.-М.: 1976.
- Прокофьева А.И. Из практики воспитания имбецилов в условиях школы-интерната по материалам 55 детского дома в Ленинграде.- Вопросы дефектологии, 1928,№ 4, с.68−81.
- Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада/Под ред. Д. А. Сохина.- М.: Просвещение, 1979,2-е изд.-* 223 с.
- Россолимо Г. И. Второй съезд русских деятелей по технического и профессиональному образованию.С 28/ХП 1895 г. по 5/1 1896 г. «г.Петербург, с. 252.
- Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек умственно отсталых детей.- Специальная школа, I960,$ 4, с.57−65.
- Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей.- Спб.: 1903.- 319 с.
- Селихова О.Л. Из опыта работы вспомогательной школы с глубоко умственно отсталыми подростками.- Дефектология, 1973, J& 3, с.55−58.
- Селихова О.Л. Некоторые вопросы воспитания и обучения детей-имбецилов в ГДР.- В кн.: Вопросы изучения и обучения глубоко умственно отсталых учащихся вспомогательной школы. М.: 1976,0.57−63.
- Селихова О.Л., Борцова A.C. Мобилизация компенсаторных возможностей глубоко умственно отсталых детей в процессе обучения.- В сб.: Тезисы докладов Ш Всесоюзных педагогических чтений. М.: 1973, с.172−173.
- Слама-Казаку Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей.- Вопросы психологии, 1961,$ 2, с. 18.- 118
- Смирнова З.Н. Понимание и употребление прилагательных учащимися вспомогательной школы и развитие их речи в связи с изучением данной грамматической категории: Автореф.канд.дис.- М., 1964.
- Соколова Н.Д. Развитие речевого общения умственно отсталых дошкольников в игре.- В сб.: Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1982.
- Соллье В. Психология идиотов и имбецилов. 1896.
- Соловьёв И.М. Мышление умственно отсталых школьников при решении арифметических задач.- В сб.: Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953, с.2−72.
- Соловьёв И.М. Познавательная деятельность при решении арифметических задач глухими и слабослышащими школьниками.- В сб.: О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей/Под ред.И. М. Соловьёва. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962,0.26−157.
- Соловьёв И.М., Сумарокова В. А. Память и её избирательность у умственно отсталых детей.- Дефектология, 1973,№ I, с.6−15.
- Сумарокова В.А. Опыт работы в группе семейного воспитания.- В кн.: Тезисы докладов Ш Всесоюзных педагогических чтений. М.: 1973, с. 173−174.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста.-М.: Учпедгиз, 1965, т. Ш, с. 12−34, 335.
- Санте де Санктис. Развитие психолого-педагогического и социологического направлений в изучении слабоумия.
- В кн.: История олигофренопедагогики. М.: Просвещение, — 119 1980,с.44. Автор Х. С. Замский.
- Трошин Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и аномальных детей.- Спб.: 1915, тЛ, — 959 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений.- М-Л.: 1948, т.2.
- Феофанов М.П. Усвоение учащимися вспомогательной школы предложного управления.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.100 с.
- Филипп Ж., Бонкур П. Воспитание ненормальных детей.Перевод под ред.В. Е. Йгнатьева.- М.: Космос, 1911.- 160 с.
- Цикото Г. В. 0 семейном воспитании умственно отсталого ребёнка раннего возраста.-Дефектология, 1970,$ I, с.78−83.
- Цикото Г. В. О возможностях умственного развития детей-имбецилов.- В сб.: Тезисы докладов к Ш Международному конгрессу Международной ассоциации по научному изучению умственной отсталости (Гаага, 4−12 сентября 1973).- М.: 1973, с.72−73.
- Цикото Г. В. Коррекционная работа с детьми-имбецилами младшего возраста.- В кн.: Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. М.: 1976,0.158−167.
- Цикото Г. В. Особенности учебно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми в начальных классах.-В кн.: Вопросы изучения и обучения глубоко умственно отсталых учащихся вспомогательной школы. М.: 1976,0.51−56.
- Шеремет М.К. К соотношению экспрессивной и импрессивной речи у слабослышащих учащихся.- В кн.: Словарная работа в школе слабослышащих / Под ред.К. Г. Коровина. М.: 1979,0.5−7.
- Шиф Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы.- В сб.: Психологическая наука в COOP. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960, c.482−5II.
- Шиф Ж.И. О трудностях дифференциации падежных форм у глухонемых школьников.- В сб.: Учебно-воспитательная работа в школах для глухонемых и вспомогательных школах. М.: Учпедгиз, 1948,№ П-12,0.42−55.
- Шиф Ж. И. Очерки психологии усвоения русского языка глухонемыми школьниками.- М.: Учпедгиз, 1954.- 168 с.
- Зльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.- М.:
- Изд-во АПН РСФСР, 1958.- 115 с. 154. Эскироль Ж. О душевных болезнях. 1838.
- К)цилевич Я. Г. Возможности трудовой подготовки глубоко отсталых детей.- Дефектология, 1974,$ 3, с.46−48.
- Mahoney G., Glover A., Finger I. Relationship «between language and sensorimotor development of Down syndrome and nonretarded children.- Am. J.Msnt.Defic., 1981, v.86,p.21−27.
- Petersen G.A., Sherrod K.B. Relationship of maternal language to language deve lopment and language delay of children.-Am. J.Mmt.Defic., 1982, v.86,N 4, p.391~398.
- Poulton K.T., Algozzine B. Manual Cammuication and Jfental Retardation: A Review of Research and Implications-.- Am. J. №nt.Defic., 1980, v.85,N 2, p.145−152.