Обучение речевому общению студента в образовательном процессе университета
Диссертация
По результатам опытно-экспериментальной работы были определены педагогические условия, повышающие результативность обучения речевому общению студента и обеспечивающие развитие речевого общения в учебном процессе: ориентация педагогов на личностные достижения студента в общенииучет свойств и структурных компонентов речевого общенияиспользование личностно-ориентированных методик: диспуты, диалоги… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические предпосылки изучения речевого общения
- 1. 1. Речевое общение как педагогическая проблема
- 1. 2. Характеристика развития речевых умений студентов в процессе речевого общения
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по обучению речевому общению
- 2. 1. Логика педагогического исследования
- 2. 2. Опыт работы по обучению речевому общению
- 2. 3. Педагогические условия обучения речевому общению студента в образовательном процессе университета
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абдуллина, O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / O.A. Абдуллина. М.: Педагогика, 1990. — 139 с.
- Абелева, И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека / И. Ю. Абелева. М.: Логос, 2004. — 304 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. -335 с.
- Агапов, И.Г. Учимся продуктивно мыслить // Библиотечка «Вестника образования». М., 2001. — № 2. — С. 3−22.
- Агапова, С.Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации. М.: Феникс, 2004. — 288 с.
- Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-педагогические проблемы / B.C. Агеев. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 240 с.
- Азаренко, С.А. Современный философский словарь / С. А. Азаренко, В. М. Андрианов, Д. В. Анкин и др. М.: Академ, проект, 2004. — 864 с.
- Айнштейн, В.Г. Преподаватель и студент (Вопросы общения) /
- B.Г. Айнштейн // Высшее образование в России. 1997. — № 1.1. C. 87−95.
- Активизация учебной деятельности: сб. тр. / под ред. Г. А. Китайгородской. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 127 с.
- Ю.Алхазишвили, A.A. Основы овладения устной иностранной речью: учеб. пособие / A.A. Алхазишвили. М.: Просвещение, 1988. — 128 с.
- Н.Алексеев, А. П. Аргументация. Познание. Общение / А. П. Алексеев. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 150 с.
- Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М.: Педагогика, 1996. — 496 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 338 с.
- Н.Андреева, Г. А. Краткий педагогический словарь / Г. А.
- Андреева, Г. С. Вяликова, Ю.А. Тютькова. М.: Инст-т общегуманитарных исследований, 2005. — 181 с.
- Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия: теоретические подходы: учеб. пособие для вузов / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2001. — 286 с.
- Андреева, Г. М. Психология социального познания: учебное пособие / Г. М. Андреева. М.: Аспект пресс, 2000. — 288 с.
- Андрюшенко, Г. Я. Общение. Текст. Высказывания / Г. Я.
- Андрюшенко, В.И. Батов, В.Н. Белянин и др. М.: Наука, 1989. 175 с.
- Аникеева, Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н. П. Аникеева. М.: Психология, 1993. — 312 с.
- Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский.- М.: Высшая школа, 1989. 368 с.
- Афанасьев, В. Проектирование педтехнологий / В. Афанасьев // Высшее образование в России. 2001. — № 4. — С. 147−150.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 238 с.
- Бадмаев, Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству / Б. Ц. Бадмаев, A.A. Малышев. М.: ВЛАДОС, 1999. — 224 с.
- Баева, O.A. Ораторское искусство и деловое общение / O.A. Баева. М.: Новое знание, 2005. — 368 с.
- Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология /
- Н.В. Басова. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1999. — 416 с.
- Батищев, Г. С. Особенности культуры глубинного общения педагога / Г. С. Батищев // Вопросы философии. 1995. — № 3. -С. 109−129.
- Бахтин, М.М. Автор и герой: к философским основам Ф гуманитарных наук / Бахтин М. М. СПб.: Азбука, 2000. — 256с.
- Безрукова, B.C. Педагогика. Проективная педагогика / B.C. Безрукова. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.
- Белова, C.B. Диалог основа профессии педагога: учебно-методическое пособие / C.B. Белова. — М.: ACADEMIA, 2002. — 145 с.
- Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. СПб.: Университетская книга, 1996. — 344с.
- Богданов, В.В. Речевое общение: прагматические и семантические аспекты / В. В. Богданов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 88 с.
- Бодалев, A.A. Личность и общение / A.A. Бодалев. — М.: Педагогика, 1995. 325 с.
- Бодалев, A.A. Проецирование и взаимодействие в общении / A.A. Бодалев // Педагогика. 1994. — № 1. — С. 11−14.
- Бодалев, A.A. Восприятия и понимание человека человеком / A.A. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 123 с.
- Божович, Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы / Е. Д. Божович // Вопросы психологии.• 1997. № 1. — С. 33−34.
- Болотова, A.K. Слушать и слышать, или правила компетентности в общении / А. К. Болотова // Преподаватель. -1998. № 2. — С. 7−11.
- Боженкова, Р.К. Речевое общение как ^ лингвокультурологический феномен и процесс адекватногопонимания текста: автореф. дис.. докт. филол. наук, 10.02.01 / Р. К. Боженкова. М., 2000. — 24 с.
- Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 666 с.
- Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2001. -181 с.
- Браус, Дж. А. Инвайронментальное образование в школах: руководство / Дж. А. Браус, Д. Вуд. СПб.: NAAEE, 1994. -210 с.
- Брудный, А. А Понимание и общение / A.A. Брудный. М.: Знание, 1989. — 64 с.
- Буева, Л. П Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. -М.: Мысль, 1978. 325 с.
- Буланова-Топоркова, М. В. Педагогические технологии: учебное пособие для пед. вузов / М.В. Буланова-Топоркова, A.B. Духавнева, B.C. Кукушин, Г. В. Сучков. Ростов-на-Дону: МарТ, 2004. — 336 с.
- Булыгина, Т. В. О границах и содержании прагматики. // Изв. АН СССР, сер. лит. и языка. М.: Наука, 1981. — т. 40. — № 4. -С. 333 — 343.
- Булыгина, Т.В. Языковая концептуализация мира / Т.В. ^ Булыгина, А. Д. Шмелев. М.: Школа «Языки русскойкультуры», 1997.
- Вайн, В.О. О педагогике сотворчества / В. О. Вайн // Вестник высшей школы. 1991. — № 5. — С. 41−44.
- Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991.- 207 с. 51 .Вербицкий, A.A. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения / A.A. Вербицкий. М.: Знание, 1990. -• 604 с.
- Волков, И.П. Особенности личности и их влияние на успешность обучения иноязычной устной речи / И. П. Волков, H.A. Снежко. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976. — С. 18−22.
- Выготский, J1.C. Мышление и речь / J1.C. Выготский. М.: Лабиринт, 2005. — 352 с.
- Выготский, Л.С. Психология / Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1007 с.
- Гальперин, П.Я. Хрестоматия по педагогической психологии / П. Я. Гальперин. М.: Высшая школа, 1995. — С. 2−20.
- Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова., Н. И. Гез. М.: АРКТИ, 2000. — 165 с.
- Гаязов, A.C. Образование и образованность гражданина в современном мире / A.C. Гаязов. М.: Наука, 2003. — 256 с.
- Герт, В.А. Общение как основа индивидуализации человека: автореф. дисс.. канд. филос. наук, 09.00.02 / В. А. Герт. -Свердловск, 1982. 24 с.
- Гойхман, О.Я. Основы речевой коммуникации: учебник для вузов / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. М.: ИНФРА-М., 1997. -272 с.
- Гольдштейн, Я.В. Психолого-педагогические аспекты формирования коммуникативного задания: сб. тр. «Интенсивное обучение иностранным языкам» / Я.В. Гольд-штейн- под ред. Г. А. Китайгородской. М.: Изд-во МГУ, 1990.-С. 27−42.
- Горелов, И.Н. Основы психолингвистики / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2004. — 320 с.
- Горянина, В.А. Психологические предпосылки и продуктивность стиля межличностного взаимодействия / В. А. Горянина // Психологический журнал. 1997. — № 6. — С. 73−83.
- Горянина, В.А. Психология общения / В. А. Горянина. М.: Академия, 2004. — 416 с.
- Грайс, Г. П. Логика речевого общения / Г. П. Грайс // Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистическая прагматика. 1985. -Вып. 16. — С. 217−237.
- Грехнев, B.C. Культура педагогического общения / B.C. Грех-нев. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
- Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения: методическое пособие для преподавателей / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. Новосибирск: НГУ, 1997. -171 с.
- Гришелева, Н.М. Коммуникативно-ориентированная работа над лексикой в процессе формирования диалогическогообщения: автореф. дисс.. канд. пед. наук, 13.00.01 / Н. М. Гришелева. М., 1987. — 24 с.
- Груздева, В. Педагогическая технология эвристического типа /
- B. Груздева, Г. Груздев // Высшее образование в России. -1996.-№ 1.-С. 27−32.
- Гуревич, П.С. Психология: учебное пособие / П. С. Гуревич. -М.: Знание, 1999. 304 с.
- Давыдов, В.В. К пониманию развивающего обучения / В. В. Давыдов // Педагогика. 1995. — № 1. — С. 15−32.
- Деркач, A.A. Педагогическая эвристика / A.A. Деркач,
- C.Ф. Щербак. М.: Педагогика, 1991. — 219 с.
- Десятниченко, Н. Функции разминок и пути их реализации в процессе преподавания / Н. Десятниченко // Перемена. Международный журнал о развитии критического мышления через чтение и письмо. 2002. — № 3. — С. 35−42.
- Добрович, А.Б. Общение: наука и искусство / А. Б. Добрович. -М.: Знание, 1980. 159 с.
- Дридзе, Т.М. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства / Т. М. Дридзе // СОЦИС. 2000. — № 7. — С. 73−78.
- Дридзе, Т.М. Язык и социальная психология / Т. М. Дридзе. -М.: Высшая школа, 1980. 224 с.
- Дубова, Е. Учимся общаться / Е. Дубова, С. Дубов // Высшее образование в России. 1999. — № 3. — С. 43−48.
- Дубровская, О.Н. Коммуникативная ситуация и сложные речевые события / О. Н. Дубровская // Вопросы романо-германской филологии. 2002. — Вып. 2. — С. 118−122.
- Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении / В. К. Дьяченко. -М.: Просвещение, 1991. 190 с.
- Елканов, С.Б. Профессиональное воспитание учителя: книга для учителя / С. Б. Елканов. М.: Просвещение, 1986. — 143 с.
- Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. Л.: ЛГУ, 1985. — 120 с.
- Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И.
- Еникеев. М. : Издательская группа НОРМА — ИНФРА — М, 1999. — 624 с.
- И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. СПб.: Скифия, 2003. — 283 с.
- Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования / Е.С. Заир-Бек. СПб.: Скифия, 1995. — С. 144−151.86.3иммель, Г. Изменение форм культуры / Г. Зиммель. М.: Юрист, 1996. — Т.1. — 540 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 1999. — 383 с.
- Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2001. — 384 с.
- Игнатьева, Е.Ю. Технологии профессионально-ориентированного обучения: учебно-методическое пособие / Е. Ю. Игнатьева. Великий Новгород: НовГУ, 2002. — 68 с.
- Изаренков, Д.И. Обучение диалогической речи / Д.И. Иза-ренков. М.: Русский язык, 1986. — 160 с.
- Интенсивное обучение иностранным языкам в высшей школе: сб. тр. / под ред. Г. А. Китайгородской. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 198 с.
- Каган, М.С. Мир общения / М. С. Каган. М.: Мысль, 1988. -319 с.
- Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О. М. Казарцева. М.: Флинта, 2003. -496 с.
- Калимулина, О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи / О. В. Калимулина // Иностранные языки в школе. 2003. — № 3. — С. 17−20.
- Кан-Калик, В. А. Грамматика общения / В.А. Кан-Калик. М.: Роспедагенство, 1995. — 108 с.
- Кириленко, Г. Г. Краткий философский словарь / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. М.: Слово, 2003. — 480 с.
- Кирьякова, A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / A.B. Кирьякова. Оренбург: Южный Урал, 1996. — 188с.
- Китайгородская, Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика / Г. А. Китайгородская. М.: Русский язык, 1992. — 254 с.
- Китайгородская, Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Г. А. Китайгородская. М.: Высшая школа, 1986. — 103 с.
- Клустер, Д. Что такое критическое мышление? / Д. Клустер // Перемена. Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. 2001. — № 4. — С. 36−40.
- Клюев, Е.В. Речевая коммуникация: учебное пособие для университетов и институтов / Е. В. Клюев. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. — 320 с.
- ЮЗ.Кодухов, В. И. Общее языкознание / В. И. Кодухов. М.: Высшая школа, 1974. — 303 с.
- Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. М. :• ACADEMIA, 2001.-257 с.
- Колкер, Я.М. Обучение восприятию на слух английской речи: учебное пособие для студентов вузов / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова. М.: Академия, 2002. — 336 с.
- Юб.Коржуев, A.B. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования / A.B. Коржуев, В. А. Попков, E.JI. Рязанова // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 18−22.
- Корчажкина, О.М. Что такое аутентичное речевое поведение / О. М. Корчажкина // Иностранные языки в школе. 2001.• № 3. С. 33−38.
- Котов, A.A. Механизмы речевого воздействия и перспективы их описания в когнитивной модели / A.A. Котов // Первая российская конференция по когнитивной науке. Казань: КГУ, 2004. — С. 129−130.
- Крысин, Л.П. Речевое общение в условиях языковой неоднородности / Л. П. Крысин. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 224 с.
- Ксенофонтова, А.H. Речевая деятельность в процессе обучения / А. Н. Ксенофонтова // Советская педагогика. -1986. № 4. — С. 52−55.
- Ксенофонтова, А.Н. Теоретические основы речевой деятельности: монография / А. Н. Ксенофонтова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — С. 64−71.
- Ксенофонтова, А.Н. Педагогическое конструирование речевой деятельности: учебное пособие / А. Н. Ксенофонтова. -Оренбург: Изд-во ОГУ, 2001. 186 с.
- Куницина, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Поголыиа. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
- Курбатов, В.И. Как успешно провести переговоры / В. И. Курбатов. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. 256 с.
- Кучинский, Г. М. Диалог и мышление / Г. М. Кучинский. -Минск: БГУ, 1983. 189 с.
- Леонтьев, A.A. Деятельность и общение / A.A. Леонтьев // Вопросы философии. 1979. — № 1. — С. 128−132.
- Леонтьев, A.A. Язык, речь, речевая деятельность / A.A. Леонтьев. М.: КомКнига, 2005. — 213 с.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во Моск. университета, 1972. — 575 с.
- Лернер, О.Л. Педагогические основы методов общения / О. Л. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 184 с.
- Логунова, Н. Обучение как общение и сотворчество / Н. Логунова // Высшее образование в России. 2000. — № 3. — С. 108 110.
- Ломов, Б.Ф. Категория общения и сотворчество / Б. Ф. Ломов // Высшее образование в России. 2000. — № 3. — С. 108−110.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. — 350 с.
- Лосев, А.Ф. Введение в общую теорию языковых моделей / А. Ф. Лосев. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 296 с.
- Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб. :1. Питер, 1997. 688 с.
- Максимова, В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы / В. Н. Максимова. М.: Просвещение, 1987. — С. 28.
- Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. М.: Высшая школа, 2000. — 522 с.
- Милорадов, С.А. Обучение дискуссионному общению наиностранном языке: автореф. дис.. канд. пед. наук, 13.00.02 / С. А. Милорадов. М., 1999. — 20 с.
- Мильруд, Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. -1999. № 1. — С. 27−33.
- Минина, Н.М. Программа обучения активному владению иностранным языком студентов неязыковых специальностей и методические рекомендации / Н. М. Минина. М.: «НВИ -ТЕЗАУРУС», 1998. — 62 с.
- Могилевич, Ю.Л. Культура иноязычного речевого общения: сб. тр. «Филология» / Ю.Л. Могилевич- под ред. Ю. Н. Борисова. Саратов: Изд-во Сарат. университета, 1999. — С. 5861.
- Могилевич, Ю.Л. Педагогические условия формирования навыков иноязычного общения: сб. тр. «Филология» /
- Ю.Л. Могилевич- под ред. Ю. Н. Борисова. Саратов: Изд-во Сарат. унив-та, 1999. — С. 129−132.
- Мудрик, A.B. Коммуникативная культура личности: сб. тр. «Базовая культура личности» / A.B. Мудрик- под ред. О. С. Газмана. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. — С. 56−68.
- Мудрик, A.B. Общение как фактор воспитания школьников / A.B. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 111 с.
- Павлова, E.H. Обучение социально-перцептивным умениям по прототипам / E.H. Павлова // Журнал практического психолога. 2000. — № 5. с. 159−167.
- Панова, М.Н. Этика речевого общения / М. Н. Панова // Русская речь. 2002. — № 5.
- Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. редактор Б.М. Бим-Бад. М., 2002. — 528 с.
- Петровская, Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л. А. Петровкая. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
- Петровская, Л.А. Воспитание как общение-диалог / Л. А. Петровская, A.C. Спиваковская // Вопросы психологии. 1983. -№ 2. — С. 85−89.
- Подготовка к международному профессиональному общению в неязыковом вузе: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции (Нижний Новгород, 21−24 июня 1999 г.). М.: Билингва, 1999. — 60 с.
- Психологический словарь / авт.-сост. В. Копорулина и др. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 640 с.
- Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
- Речевое общение: искусство убеждать: учебно-методические материалы к спецкурсу «Культура и искусство речевого общения» / сост. Н. В. Анисина, Е. В. Ганапольская, JI.B. Степанова, Л. П. Стычишина. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999. -128 с.
- Рогов, Е.И. Психология общения / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 2001. — 336 с.
- Розенбаум, Е.М. Ситуативно-смысловые компоненты обучения диалогической речи / Е. М. Розенбаум // Иностранные языки в школе. 1983. — № 2. — С. 22−27.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн // Собр. соч. в 2 т. М.: Педагогика, 1989. — т. 2.- 328 с.
- Руденский, Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера: учебное пособие / Е. В. Руденский. М.: ИНФРА-м, 1998. — 180 с.
- Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М. М. Рыбакова. М.: Просвещение, 1991. — 128 с.
- Рыданова, И.И. Основы педагогики общения / И. И. Рыданова.- Мн.: Белорусская наука, 1998. 319 с.
- Рындак, В.Г. Личность. Творчество. Развитие: учебное пособие по педагогике творчества / В. Г. Рындак, A.B. Москвина. М.: Педагогический вестник, 2001. — 291 с.
- Савельев, А .Я. Инновационное образование и научные школы / А. Я. Савельев // Aima mater. 2000. — № 5. — С. 15−18.
- Садур, В.Г. Речевое общение: проблемы и перспективы: сборник научно-аналитических обзоров / В. Г. Садур. М.: ИНИОН, 1983.
- Самоукина, И.В. Психология и педагогика в профессиональной деятельности / И. В. Самоукина. М.: Изд-во «ТЭКМОС», 1999. — 352 с.
- Сарычев, Е.В. Современная логика и основы речевого общения / Е. В. Сарычев. М.: ГАУ, 1995. — 83 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие для педагогических вузов / Г. К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций / Ю. В. Сенько. М.: Академия, 2000.- 240 с.
- Сенько, Ю.В. Диалог в обучении / Ю. В. Сенько // Вестник высшей школы. 1991. — № 5. — С. 35−40.
- Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография / В. В. Сериков.- Волгоград: Перемена, 2000. 148 с.
- Скалкин, В.Л. Обучение диалогической речи / В. Л. Скалкин.- Киев: Рад. шк., 1989. 158 с.
- Скалкин, В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи / В. Л. Скалкин. М.: Рус. яз., 1981. — 248 с.
- Скалкин, В.JI. Английский язык в ситуациях общения: учебное пособие для вузов / В. Л. Скалкин. М.: Высшая школа, 1998. — 189 с.
- Сорокин, А.Б. Проблемно-диалоговая форма «вопрос-ответ» / А. Б. Сорокин // Педагогика. 2001. — № 2. — С. 37−43.
- Сорокин, Ю.А. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, A.M. Шах-нарович. М.: Наука, 1979. — С. 155−160.
- Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: учебное пособие для преподавателей и аспирантов / С. Д. Смирнов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
- Стернин, И.А. О понятии эффективного общения / И.А. Стер-нин // Преподавание культуры общения в средней школе. -Воронеж, 1995. С. 6.
- Стил, Дж. Основы критического мышления: междисциплинарная программа / Дж. Стил и др. М.: Изд-во «ИОО», 1997. — С. 35.
- Стоуне, Э. Психопедагогика: психологическая теория и практика обучения / Э. Стоуне. — М.: Педагогика, 1984. 471 с.
- Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка: пособие для учителя / М. Ф. Стронин. М.: Просвещение, 1981. — 112 с.
- Тарасова, И.П. Речевое общение, толкуемое с юмором, но всерьез / И. П. Тарасова. М.: Высшая школа, 1992. — 175 с.
- Темпл, Ч. Чтение, письмо и обсуждение для любого учебного предмета / Ч. Темпл, Дж. Стил, К. Мередит. М.: Изд-во «ИОО», 1998. — 145 с.
- Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебник / С.Г. Тер-Минасова. М.: МГУ, 2004. — 352 с.
- Усова, A.B. Формирование у учащихся учебных умений / A.B. Усова, A.A. Бобров. М.: Знание, 1987. — 80 с.
- Формановская, Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход / Н. И. Формановская. М.: Рус. яз, 2002.- 216 с.
- Фрумкина, Р.Ф. Психолингвистика / Р. Ф. Фрумкина. М.: Academia, 2003. — 320 с.
- Хундснуршер, Ф. Основы, развитие и перспективы анализа диалога / Ф. Хундснушер // Вопросы языкознания. 1998. -№ 2.-С. 39−50.
- Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: пособие для студентов вузов / Д. В. Чернилевский. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 438 с.
- Чихачев, В.П. Система совершенствования речевого мастерства преподавателей вузов в условиях факультетов повышения квалификации: автореф. дис.. канд. пед. наук, 13.00.01 / В. П. Чихачев. Л., 1980. — 16 с.
- Шахнарович, A.M. Общая психолингвистика: учебное пособие / A.M. Шахнарович. М.: Изд-во РАО, 1995. — 96 с.
- Шеин, С.А. Диалог как основа педагогического общения / С. А. Шеин // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 44−52.
- Шейлз, Д. Коммуникативность в обучении современным языкам. Изучение и преподавание иностранных языков для целей общения / Д. Шейлз.- Совет Европы пресс, 1995. 347 с.
- Ширяев, Е.Е. Культура речи как особая теоретическая дисциплина / Е. Е. Ширяев // Культура речи и эффективность общения. М.: Прогресс, 1996. — С. 14−30.
- Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: учебное пособие / А. Н. Щукин. М.: Филоматис, 2004.- 416 с.
- Щукина, Г. И. Исследование проблемы активизации учебно-познавательной деятельности / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1985. — 212 с.
- Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
- Якобсон, Р. Избранные работы / Р. Якобсон. М.: Просвещение, 1985. — 456 с.
- Anderson, L. Pedagogical balancing Acts: Attempts to Influence Prospective Teachers' beliefs / L. Anderson, M. Bird // Teaching and Teacher Education. 1993. — V.9(3). — Pp. 253−256.
- Bassham, G. Critical Thinking: A Student’s Introduction with Free Critical Thinking PowerWeb / G. Bassham, W. Irwin, H. Nardone, J.M. Wallace. N.Y.: McGraw-Hill Humanities / Social Sciences / Languages, 2002. — 560 p.
- Bassham, G. A Student’s Introduction PowerWeb: Critical Thinking / G. Bassham, W. Irwin, H. Nardone, J.M. Wallace. -N.Y.: McGraw-Hill Humanities / Social Sciences / Languages, 2004. 492 p.
- Brittel Т.К. Competency and Excellence / Т.К. Brittel // Minimum Competency Achievement Testing / eds. R.M. Taeger, C.K. Title. Berklly, 1980. — Pp. 23−29.
- Brown, G. Teaching the Spoken Language / G. Brown, G. Yule. Cambridge: CUP, 1998. — 176 p.
- Browne, M.N. Asking the Right Questions: A Guide to Critical Thinking / M.N. Browne, S.M. Keeley. N.Y.: Prentice Hall, 2003. — 224 p.
- Brumfit, C.J. The Communicative Approach to Language Teaching / C.J. Brumfit, K. Johnson. Oxford: OUP, 1979. — 243
- Bygate, M. Speaking / M. Bygate. Oxford: OUP, 1995. — 124 P
- Byrne, D. Teaching Oral English / D. Byrne. London: Longman, 1986. — 140 p.
- Byrne, D. Techniques for Classroom Interaction / D. Byrne. -London: Longman, 1992. 108 p.
- Creswell, J.W. Research Design: Qualitative, Quantitative, and Mixed Methods Approaches / J.W. Creswell. London: SAGE Publications, 2002. — 246 p.
- Delpit, L. The Skin That We Speak: Thoughts on Language and Culture in the Classroom / L. Delpit, J.K. Dowdy. N.Y.: W.W. Norton and Company, 2003. — 256 p.
- Diestler, S. Becoming a Critical Thinker: A User Friendly Manual / S. Diestler. N.Y.: Prentice Hall, 2004. — 432 p.
- Dobson, J. M. Effective Techniques for English Conversation Groups / J.M. Dobson. Washington: USIA, 1992. — 137 p.
- Fenstermacher, G. D. Approaches to Teaching / G.D. Fenstermacher, J.F. Soltis. N.Y.: Columbia University, 1986. -96 p.
- Fisher, A. Critical Thinking / A. Fisher. Cambridge: CUP, 2001. — 228 p.
- Johnson, K. Communication in the Classroom: Applications and Methods for Communicative Approach / K. Johnson, K. Morrow. London: Longman, 1981. — 152 p.
- Klippel, F. Keep Talking: Communicative Fluency Activities for Language Teaching / F. Klippel. Cambridge: CUP, 1998. — 208 P
- Kotov, A. D-scripts model for speech influence and emotional dialogue simulation / A. Kotov // Proceedings of the 7th Annual
- CLUK Research Colloqium, 6th and 7th January, 2004. -University of Birmingham, 2004. p. 134−140.
- Littlewood, W. Communicative Language Teaching / W. Littlewood. Cambridge: CUP, 1981. — 108 p.
- Lloyd, A. Business Communication Games / A. Lloyd, A. Preier. Oxford: OUP, 1996. — 128 p.
- Long, M. Group Work in the Teaching and Learning of English as a Foreigh Language: Problems and Potentials / M. Long // ELT Journal. 1977. — Vol. 31. — Pp. 285−292.
- Maisel, E. Coaching the Artist Within: Advice for Writers, Actors, Visual Artists, and Musicians from America’s Foremost Creativity Coach / E. Maisel. North Caroline: New World Library, 2005. — 256 p.
- Moore, B.N. Critical Thinking with Free Student CD and PowerWeb: Critical Thinking / B.N. Moore, R. Parker. N.Y.: McGraw-Hill Humanities / Social Sciences / Languages, 2003. -640 p.
- Nolasco, R. Conversation / R. Nolasco, L. Arthur. Oxford: OUP, 1995. — 148 p.
- Norman, D. Communicative Ideas. An Approach with Classroom Activities / D. Norman. L.: Language Teaching Publications, 1991. — 125 p.
- Nunan, D. Designing Tasks for the Communicative Classroom / D. Nunan. Cambridge: CUP, 1996. — 211 p.
- Paul, R.W. Critical Thinking: Tools for Taking Charge of Your Professional and Personal Life / R.W. Paul, L. Elder. N.Y.: Financial Times Prentice Hall, 2005. — 411 p.
- Revell, J. Teaching Techniques for Communicative English / J. Revell. London: Macmillan Publishers LTD, 1991. — 98 p.
- Richards, J.C. The Language Teaching Matrix / J.C. Richards. -Cambridge: CUP, 1994. 185 p.
- Richards, J.C., Rodgers T. Approaches and Methods in Language Teaching / J.C. Richards, T. Rodgers. Cambridge: CUP, 2001.- 278 p.
- Ruggiero, V. Beyond Feelings: A Guide to Critical Thinking / V. Ruggiero. McGraw-Hill Humanities / Social Sciences / Languages, 2003. — 240 p.
- Schwarze, S. Thinking Somatically: Critical Thinking About Everyday Issues / S. Schwarze, H. Lape. N.Y.: prentice Hall, 2000. — 384 p.
- Scruton, R. Kant: A Very Short Introduction / R. Scruton.
- Oxford: OUP, 2001. 141 p. 224. Seal, B. Reading, Study Skills and Writing: Human Behaviour /
- B. Seal. Cambridge: CUP, 1997. — 240 p. 225. Swan, M. A Teachers Guide to Interference and other problems / M. Swan, B. Smith. — Cambridge: CUP, 2001. — 362 p.
- Tannen, D. Talking Voices: Repetition, Dialogue and Imagery in Conversational Discourse / D. Tannen. Cambridge: CUP, 1992. -240 p.
- Ter-Minasova, S. Sociocultural Aspects of Foreigh Language Teaching / S. Ter-Minasova // Language, Culture and Communication. Moscow: Faculty of Foreign Languages, 1995.- Pp. 5−41.
- Treece, M. Communication for Business and the Professions: Teacher’s Handbook / M. Treece. Boston: Allyn and Bacon, 1986. — 249 p.
- Tsui, A.B.M. English Conversation: Describing English Language / A.B.M. Tsui. Oxford: OUP, 1994. — 298 p.
- Underhill, N. Testing Spoken Language: A handbook of oral testing techniques / N. Underhill. Cambridge: CUP, 1993. -117 p.
- Ur, P. Discussions that Work: Task-centered fluency practice / P. Ur. Cambridge: CUP, 1998. — 128 p.
- Ur, P. Five-minute Activities / P. Ur, A. Wright. Cambridge: CUP, 1992.- 117 p.
- Woodward, T. Ways of Training: Recepies for Teachers / T. Woodward. London: Longman, 1992. — 184 p.
- Wallwork, A. Discussions A-Z (intermediate): A resource book of speaking activities. Cambridge: CUP, 1998. — 236 p.
- Weston, A.A. Rulebook for Arguments / A.A. Weston. -Indianapolis: Hackett Pub Co Inc., 2001. 96 p.