Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обучение речевому общению студента в образовательном процессе университета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По результатам опытно-экспериментальной работы были определены педагогические условия, повышающие результативность обучения речевому общению студента и обеспечивающие развитие речевого общения в учебном процессе: ориентация педагогов на личностные достижения студента в общенииучет свойств и структурных компонентов речевого общенияиспользование личностно-ориентированных методик: диспуты, диалоги… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки изучения речевого общения
    • 1. 1. Речевое общение как педагогическая проблема
    • 1. 2. Характеристика развития речевых умений студентов в процессе речевого общения
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по обучению речевому общению
    • 2. 1. Логика педагогического исследования
    • 2. 2. Опыт работы по обучению речевому общению
    • 2. 3. Педагогические условия обучения речевому общению студента в образовательном процессе университета
  • Выводы по второй главе

Обучение речевому общению студента в образовательном процессе университета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Интеграция России в мировое образовательное пространство выдвигает новые требования к подготовке специалистов. На современном этапе актуализируется и становится важным направлением педагогической науки проблема обучения речевому общению студентов. Решение этой задачи требует изучения, пересмотра и внедрения новых педагогических технологий, введения новых спецкурсов, учитывающих реалии изменившихся социокультурных условий и позволяющих повысить эффективность речевого общения в образовательном процессе.

При обучении речевому общению создаются условия для интеллектуального, эмоционального и нравственного развития студента, для развития умений говорить в деловой и неформальной сфере, выразить свои мысли, выбрать правильную манеру разговора, что готовит студента к деятельностному участию в социальной жизни.

В связи с этим одной из задач университетского образования становится поиск оптимальных способов обучения речевому общению студентов.

К настоящему времени в науке накоплен определенный фонд знаний, необходимых для постановки и решения проблемы обучения речевому общению студента в образовательном процессе. Значительный вклад в исследование человека как субъекта деятельности и общения внесли Н. М. Борытко, Л. П. Буева, Т. Н. Мальковская, Н. К. Сергеев. Вопросы организации совместной деятельности и взаимоотношений рассмотрены в трудах Б. Г. Ананьева, A.A. Бодалева, B.JI. Леви, A.A. Леонтьева, Б. Ф. Ломова. Содержательные аспекты речевого общения затрагивались в работах.

О .Я. Гойхмана, Т. М. Дридзе, Е. В. Клюева. Принципы развития критического мышления охарактеризованы в исследованиях И. О. Загашева, С.И. Заир-Бека, Д. Клустера, А. Фишера. Современная педагогика и методика наиболее полно освещают коммуникативный подход к процессу общения (И.Л. Бим, Н. И. Гез, Я. В. Гольдштейн, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, Е.И. Пассов).

Несмотря на то, что исследователями разработаны исходные методологические основания, накоплен значительный теоретико-экспериментальный материал, позволяющий определить направления психолого-педагогической работы по развитию умений речевого общения студента, образовательная система вуза сегодня недостаточно эффективно использует накопленный научный потенциал при решении задачи обучения речевому общению студента.

Проблема обучения речевому общению в образовательном процессе университета обусловлена рядом противоречий между:

— накопленным фондом знаний о речевом общении, его отдельных аспектах и недостаточной разработкой теории и практики становления речевого общения в образовательном взаимодействииосознанием преподавателями необходимости целенаправленного обучения речевому общению и неразработанностью общих основ конструирования педагогического процесса, ориентированного на актуализацию речевого общения субъектов образования;

— потребностью раскрытия необходимых педагогических условий обучения речевому общению студента в образовательном процессе и недостаточной разработанностью научно-обоснованного комплекса этих условий.

Проблема поиска путей и способов совершенствования образовательного процесса университета на основе выявления оптимальных педагогических условий обучения речевому общению студента университета является актуальной в теоретическом и практическом плане и обосновывает тему исследования: «Обучение речевому общению студента в образовательном процессе университета».

Объект исследования — образовательный процесс университета.

Предмет исследования — процесс обучения студентов речевому общению.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия обучения речевому общению студента в образовательном процессе университета.

Гипотеза исследования представлена предположениями, что обучение речевому общению студента будет проходить эффективнее, если:

— обеспечивается ориентация педагогов на личностные достижения студента в общении;

— учитываются свойства и структурные компоненты речевого общенияиспользуются личностно-ориентированные методики: диспуты, диалоги, творческие задания, ролевые игры, рассуждения на заданную тему, технология развития критического мышления.

Для достижения цели определились задачи исследования: 1. Уточнить содержание и структурные компоненты речевого общения студента.

2. Выявить педагогические возможности обучения речевому общению.

3. Определить критерии, показатели и уровни развития умений речевого общения студентов.

4. Разработать содержание процесса обучения речевому общению студента в образовательном процессе университета.

Методологической основой исследования явились идеи философов, раскрывающие теорию речевого общенияположения теории деятельности и развития личностиположения теории речевой деятельностиположения теории личностно-ориентированного образования.

Теоретической основой исследования стали положения о личности как субъекте деятельности, общения и собственного развития (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. Г. Рындак, Л.Б. Соколова) — основные положения теории речевого общения в философии, психологии и педагогике (Г.В. Белая, Л. П. Буева, М. С. Каган, А. Н. Ксенофонтова, Г. М. Кучинский, A.A. Леонтьев, А. Ф. Лосев, Н. И. Монстакова, A.B. Петровский, С. Л. Рубинштейн,.

A.П. Тряпицина) — психолого-педагогические концепции построения деятельности в педагогическом процессе (В.В. Горшкова, В. Н. Максимова, А. П. Тряпицина, З. Ф. Чехлова, Г. И. Щукина) — идеи о значении мотивации в психологии и педагогике (Е.П. Ильин, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, Д. МакКлелланд, В.Н. Мясищев) — исследования ценностных ориентаций студента (Б.С. Гершунский,.

B.И. Гинецинский, A.B. Кирьякова).

База исследования: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет».

Логика и этапы исследования:

Диссертационное исследование проводилось в три этапа в период с 2002 по 2006 годы.

На первом этапе (2002;2003 гг.) осуществлялась подготовительная работа, которая была направлена на определение исходных позиций будущего исследования. Для этого, с одной стороны, изучались труды отечественных и зарубежных ученых по филоссфии, психологии, педагогике, раскрывающие основные теоретические вопросы. С другой стороны, цели будущего исследования обсуждались с преподавателями Оренбургского государственного университета. В результате был обозначен круг философской, психолого-педагогической литературы, послужившей теоретической основой для выявления проблемы исследования, разработки исходных теоретических положений, определения целей и задач исследования, разработки рабочих гипотез.

На втором этапе (2003;2004 гг.) разрабатывалась стратегия исследования, научно-методическое обеспечение процесса конструирования обучения речевому общению студента, апробировались условия обучения речевому общению студента в образовательном процессе университета, уточнялся понятийный аппарат и конкретизировалась гипотеза исследованияанализировались и систематизировались полученные данные. Результатом данного этапа явилась реализация процесса обучения речевому общению студента.

Третий этап (2004;2006 гг.) был посвящен обобщению, анализу результатов исследования, подведению итогов, формулированию выводов, оформлению диссертационного исследования.

Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза исследования опредепили методы исследования:

— теоретические: анализ теоретических трудов по проблеме исследования (обобщение, синтез знаний о предмете исследования), структурно-функциональный подход к сущности речевого общенияэкспериментальные: диагностические (анкетирование, тестирование, беседы, опросы) — обсервационные (наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития) — обучающий педагогический эксперимент и методы статистической обработки его результатовпрогностические: экспертные оценки, самооценка и моделирование, позволяющие делать прогноз результатов;

— анализ передового опыта обучения и собственного опыта педагогической деятельности.

Научная новизна исследования:

— уточнено содержание понятия «речевое общение студента», как одного из вида деятельности в образовательном процессе, позволяющего реализовать ее основные функции и способствующего развитию личностных достижений студента, который проявляется в мотивационно-ценностном (мотивы, интересы, ценности), содержательном (знания, качества речи), операциональном (речевые умения) компонентах;

— выявлены педагогические возможности обучения речевому общению, заключающиеся в ценностно-смысловом восприятии речи, адекватном выражении своих знаний, суждений, оценок и направленном воздействии при помощи логических и экспрессивных сторон речевого общенияони реализуются на основе принципа постепенного усложнения структурных компонентов речевого общения, различных вариантов речевого общения преподавателя и обучаемых, актуализации гуманистических основ межсубъектных отношенийопределены критерии (мотивационно-ценностный, содержательный, операциональный) и уровни (оптимальный, достаточный, допустимый) развития умений речевого общения студентов;

— разработано содержание процесса обучения речевому общению студента в образовательном процессе, отражающее цель, педагогические условия и критериально-уровневые характеристики исследуемого явления.

Теоретическая значимость исследования: определены сущностные характеристики компонентов речевого общения: мотивационно-ценностный (мотивы, интересы, ценности), содержательный (знания, качества речи), операциональный (речевые умения), что обогащает научные представления о педагогической составляющей процесса обучения речевому общению студентов университета;

— охарактеризованы педагогические возможности личностно-ориентированных методик, технологии развития критического мышления как средств конструирования разноуровневых заданий, направленных на развитие умений речевого общения студентов, что является вкладом в разработку содержания, методов и форм гуманитарного образования в высшей школе, расширяет представления о средствах и способах обучения речевому общению студента в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования:

— разработано критериально-диагностическое сопровождение исследуемого процесса, включающее критерии, показатели и уровневые характеристики развития умений речевого общения, позволяющее совершенствовать образовательный процесс университета;

— созданы научно-методические рекомендации по обучению речевому общению «Обучение речевому общению студентов на занятиях по иностранному языку», «Практикум по развитию речевых умений студентов на занятиях по иностранному языку», которые используются в практике высшей школы с целью повышения качества обученияосновные положения диссертационного исследования внедрены в образовательный процесс Оренбургского государственного университета.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивалась применением методов, соответствующих предмету, цели и задачам исследованияметодологической обоснованностью исходных позицийиспользованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логикеразнообразными источниками информациистатистической значимостью экспериментальных данныхличным участием автора в экспериментальной работесоотнесением полученных результатов с данными других психолого-педагогических исследований.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Речевое общение — один из видов деятельности в образовательном процессе, позволяющий реализовать ее основные функции и способствующий развитию личностных достижений студента. Педагогические возможности обучения речевому общению студента заключаются в ценностно-смысловом восприятии речи, адекватном выражении своих знаний, суждений, оценок и направленном воздействии при помощи логических и экспрессивных сторон речевого общенияони реализуются на основе принципа постепенного усложнения структурных компонентов речевого общения, различных вариантов речевого общения преподавателя и студентов.

2. Эффективность процесса обучения речевому общению определяется системой педагогических условий:

— ориентация педагогов на личностные достижения студента при обучении речевому общению, выступающая как важное средство развития личности студента и совершенствования образовательного процесса;

— учет свойств и структурных компонентов речевого общения, позволяющий повысить уровень умений речевого общения студентаиспользование личностно-ориентированных методик: диспуты, диалоги, творческие задания, ролевые игры, рассуждения на заданную тему, технология развития критического мышления, преимущества которых заключаются в актуализации субъектной позиции студента в процессе обучения, в расширении возможности преподавателя наиболее эффективно достигать поставленные цели.

Апробация результатов исследования. Теоретические положения, материалы и результаты исследования включались в доклады и обсуждались на научно-практических конференциях (Челябинск, 2005; Оренбург 2004;2006 гг.) — на заседаниях кафедры иностранных языков естественно-научных и инженерно-технических специальностей Оренбургского государственного университета (2002;2006 гг).

Личный вклад автора состоит в:

— осуществлении научно-теоретического анализа проблемы речевого общения студентов;

— организации и проведении экспериментальной работы по обучению речевому общению;

— обосновании педагогических условий, которые позволяют повысить уровень речевого общения студентов.

Основное содержание диссертации.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, формируется гипотеза, конкретизируются методы и этапы экспериментальной работы, раскрывается новизна исследования и его практическая значимость. Диссертационное исследование состоит из 2 глав (теоретической и практической), первая глава содержит два параграфа, вторая — три параграфа. В работе содержатся 11 таблиц, 7 рисунков. Общий объем диссертации — 143 страницы.

Выводы по второй главе.

Проведение опытно-экспериментальной работы по обучению речевому общению студента привело нас к следующему заключению.

1. Результаты констатирующего этапа эксперимента доказали, что развитие умений речевого общения студентов технических специальностей осуществляется в недостаточной степени. Исходный уровень умений речевого общения студентов в начале эксперимента был довольно низким (подавляющее количество студентов владели начальным и средним уровнем), что не отвечает специальным потребностям общества и не удовлетворяет самих студентов и привело нас к убеждению о необходимости разработки новых подходов к обучению речевому общению.

2. В основе необходимости повышения уровня умений речевого общения обучаемых лежит рассогласование между их желанием владеть высоким уровнем умений речевого общения и реальным положением дел. Личное желание студентов усиливалось социальной востребованностью специалистов. Эти факторы побудили нас к проведению формирующего эксперимента.

3. Целью опытно-экспериментальной работы явилось изучение объективных характеристик, позволяющих определить уровень развития умений речевого общения студента, а также пути его дальнейшего совершенствования. Решение этой основной задачи потребовало выявления ряда дополнительных данных, характеризующих в целом состояние речевого общения.

4. Формирующий эксперимент показал, что деятельность обучаемых представляла собой систему учебно-речевых действий, операций и упражненийстуденты постепенно переходили от освоения простых речевых действий к более сложным. В результате выполнения большого количества упражнений речевые операции переходили в соответствующие речевые навыки, а затем в умения.

5. Реализация личностно-ориентированных методик и технологии развития критического мышления в обучении речевому общению содействовала осознанию студентом личностного потенциала в деятельности, проявлению инициативных форм социального поведения в образовательном процессе. Его активное включение во взаимодействие с сокурсниками и преподавателем оказывало влияние не только на его собственное поведение в ситуациях, но и позволяло анализировать и оценивать поведение партнеров по общению.

Взаимодействие в форме равнопартнерского сотрудничества оказывало влияние на формирование позитивного эмоционального статуса личности обучаемого, на осознание собственного «Я», на систему ценностей и на ее основе на мотивы учения.

6. Анализ опытно-экспериментальной работы и ее результатов позволяет нам сделать вывода о том, обучение речевому общению студента прогностически перспективен. В соответствии с предложенной диагностикой развития умений речевого общения и выделенными уровнями (оптимальный, достаточный, допустимый) подавляющее большинство студентов, прошедших обучающий эксперимент, овладели оптимальным и достаточным уровнями.

Итак, можно сделать вывод о том, что комплекс выявленных педагогических условий с целью эффективности обучения речевому общению в действительности способствует этому, и выдвинутая нами гипотеза экспериментально подтверждена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Особую актуальность приобретает в настоящее время проблема обучения речевому общению студента. Среди многочисленных проблем, стоящих перед образованием, обучение речевому общению студента является первоочередной задачей в развитии и подготовке к профессиональной деятельности будущих специалистов.

Как показал анализ работ по обозначенной проблеме, в настоящее время нет единых взглядов на природу феномена «речевое общение» — не дано универсального определения, нет общепризнанной структуры речевого общения.

Практика свидетельствует о том, что несовершенство речевого общения препятствует личностному росту и влияет на эффективность всего учебно-воспитательного процесса.

Для решения исследовательских задач и получения значимого результата была определена теоретико-методологическая основа, в качестве которой мы определили личностно-деятельностный подход, признающий обучение важнейшим условие и средством развития личности в процессе деятельности.

Данное диссертационное исследование было направлено на утверждение необходимости разработки проблемы обучения речевому общению студента, как в теории, так и в практике образования.

Научно-исследовательская работа привела нас к следующим результатам и выводам.

Так, на основе анализа философской, лингвистической, психолого-педагогической литературы было уточнено понимание сущности понятия «речевое общение». Под речевым общением мы понимаем один из видов деятельности в образовательном процессе, позволяющий реализовать ее основные функции и способствующий развитию личностных достижений студента. В структуре речевого общения нами выделены взаимосвязанные между собой компоненты: мотивационно-ценностный, содержательный и операциональный.

Анализ литературы по проблеме обучения показывает, что обучение представляет собой процесс, имеющий свои формы и методы, содержание, функции, который носит двухсторонний характер и целью его является овладение знаниями, умениями и навыками. Если оперировать данным понятием в контексте обучения речевому общению студентов, то мы рассматриваем обучение речевому общению как двухсторонний, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками в области речевого общения.

Процесс обучения речевому общению происходит на основании учета его этапов и опоры на общедидактические принципы: речемыслительной активности, индивидуализации, функциональности, ситуативности, новизны.

В исследовании отражены возможности использования личностно-ориентированных методик, технологии развития критического мышления студентов. Комплексы заданий созданы с учетом потребностей и возможностей студентов. Их участие в анализе, оценке и коррекции заданий способствовало развитию речевого общения.

Данные констатирующего этапа позволили раскрыть актуальные вопросы развития умений речевого общения в практике работ высших учебных заведений (определена степень удовлетворенности студентов уровнем развития своих умений речевого общения и состоянием работы по развитию умений речевого общения в высших учебных заведенияхвыявлен уровень понимания преподавателями и студентами ключевых понятий проблемыопределены причины, затрудняющие общение на занятии, а также положительные стороны речевого общения), обоснована необходимость создания целенаправленных заданий в рамках образовательного процесса в университете.

В диссертации нашли отражение уровни развития умений речевого общения, выявленные в соответствии с разработанными нами критериями и показателями. Было установлено, что компонентам речевого общения присущи оптимальный, достаточный, допустимый уровни развития.

Во время проведения опытно-экспериментальной работы по обучению речевому общению учитывался анализ диагностических исследований. Этот процесс совершенствовался за счет использования личностно-ориентированных методик и технологии развития критического мышления.

Исследование показало, что разработка группы заданий и приемов по развитию умений речевого общения студентов способствует развитию качеств речи и речевых умений студентов.

Активная позиция студентов положительно влияет на развитие мотивации, самостоятельности, самооценки, создает благоприятные условия для совершенствования качеств речи, незатрудненного общения с любой аудиторией, вселяет чувство уверенности в речевом общении.

В зависимости от изменившихся потребностей студентов и уровня умений речевого общения нами были предложены варианты, которые позволяют изменять задания, делать их гибкими, поддающимися коррекции.

В результате опытно-экспериментальной работы был организован целостный процесс обучения речевому общению студентов в ходе применения созданных нами заданий и приемов развития умений речевого общения. Этот процесс вызвал положительные изменения в компонентах речевого общения (мотивационно-ценностном, содержательном, операциональном).

Таким образом, мы видим, что гипотеза исследования нашла свое подтверждение. Благодаря хорошо организованной системе приемов и заданий, мы рассчитывали на положительные результаты.

Результатом теоретического исследования явилось выявление комплекса педагогических условий обучения речевому общению студента в образовательном процессе университета:

— ориентация педагогов на личностные достижения студента в общенииучет свойств и структурных компонентов речевого общенияиспользование личностно-ориентированных методик: диспуты, диалоги, творческие задания, ролевые игры, рассуждения на заданную тему, технология развития критического мышления.

Таким образом, в процессе учебно-воспитательной работы, организованной с учетом необходимости обучения речевому общению студента, была достигнута цель исследования.

В заключении нашего диссертационного исследования сделаны следующие выводы:

1. Проведённое теоретико-экспериментальное исследование доказало необходимость обучения речевому общению студентов в образовательном процессе университета.

В результате теоретического анализа состояния проблемы речевого общения, мы пришли к выводу о том, речевое общение в образовательном процессе является важнейшим фактором его обогащения. Проанализировав многочисленные подходы к понятию «речевое общение», мы даем ему такое определение: речевое общение — один из видов деятельности в образовательном процессе, позволяющий реализовать ее основные функции и способствующий развитию личностных достижений студента. В структуре речевого общения выделены взаимосвязанные между собой компоненты: мотивационно-ценностный, содержательный, операциональный.

2. В нашем исследовании мы рассматриваем обучение речевому общению студентов как двухсторонний, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками в области речевого общения.

Процесс обучения речевому общению происходит на основании учета его этапов и опоры на общедидактические принципы: речемыслительной активности, индивидуализации, функциональности, ситуативности, новизны.

3. В ходе исследования различные приемы и задания, включенные в формирующий эксперимент, рассматривались как способ обучения речевому общению студентов, что способствует подготовке студентов к дальнейшей общественной и профессиональной деятельности.

4. По результатам опытно-экспериментальной работы были определены педагогические условия, повышающие результативность обучения речевому общению студента и обеспечивающие развитие речевого общения в учебном процессе: ориентация педагогов на личностные достижения студента в общенииучет свойств и структурных компонентов речевого общенияиспользование личностно-ориентированных методик: диспуты, диалоги, творческие задания, ролевые игры, рассуждения на заданную тему, технология развития критического мышления. Совокупность этих условий раскрывает благоприятные тенденции влияния речевого общения на личность студента, профессиональные качества преподавателя, личностные характеристики студента и преподавателя, ведь совершенствование учебного процесса зависит от взаимной деятельности преподавателя и студента.

5. Актуализация ценностного отношения к проблеме развития умений речевого общения студента позволила обеспечить формирование и развитие положительной мотивации учения по обучению речевому общению.

Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающие. Исследование темы может быть продолжено.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / O.A. Абдуллина. М.: Педагогика, 1990. — 139 с.
  2. , И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека / И. Ю. Абелева. М.: Логос, 2004. — 304 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. -335 с.
  4. , И.Г. Учимся продуктивно мыслить // Библиотечка «Вестника образования». М., 2001. — № 2. — С. 3−22.
  5. , С.Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации. М.: Феникс, 2004. — 288 с.
  6. , B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-педагогические проблемы / B.C. Агеев. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 240 с.
  7. , С.А. Современный философский словарь / С. А. Азаренко, В. М. Андрианов, Д. В. Анкин и др. М.: Академ, проект, 2004. — 864 с.
  8. , В.Г. Преподаватель и студент (Вопросы общения) /
  9. B.Г. Айнштейн // Высшее образование в России. 1997. — № 1.1. C. 87−95.
  10. Активизация учебной деятельности: сб. тр. / под ред. Г. А. Китайгородской. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 127 с.
  11. Ю.Алхазишвили, A.A. Основы овладения устной иностранной речью: учеб. пособие / A.A. Алхазишвили. М.: Просвещение, 1988. — 128 с.
  12. Н.Алексеев, А. П. Аргументация. Познание. Общение / А. П. Алексеев. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 150 с.
  13. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М.: Педагогика, 1996. — 496 с.
  14. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 338 с.
  15. Н.Андреева, Г. А. Краткий педагогический словарь / Г. А.
  16. , Г. С. Вяликова, Ю.А. Тютькова. М.: Инст-т общегуманитарных исследований, 2005. — 181 с.
  17. , Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия: теоретические подходы: учеб. пособие для вузов / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2001. — 286 с.
  18. , Г. М. Психология социального познания: учебное пособие / Г. М. Андреева. М.: Аспект пресс, 2000. — 288 с.
  19. , Г. Я. Общение. Текст. Высказывания / Г. Я.
  20. , В.И. Батов, В.Н. Белянин и др. М.: Наука, 1989. 175 с.
  21. , Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н. П. Аникеева. М.: Психология, 1993. — 312 с.
  22. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский.- М.: Высшая школа, 1989. 368 с.
  23. , В. Проектирование педтехнологий / В. Афанасьев // Высшее образование в России. 2001. — № 4. — С. 147−150.
  24. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 238 с.
  25. , Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству / Б. Ц. Бадмаев, A.A. Малышев. М.: ВЛАДОС, 1999. — 224 с.
  26. , O.A. Ораторское искусство и деловое общение / O.A. Баева. М.: Новое знание, 2005. — 368 с.
  27. , Н.В. Педагогика и практическая психология /
  28. Н.В. Басова. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1999. — 416 с.
  29. , Г. С. Особенности культуры глубинного общения педагога / Г. С. Батищев // Вопросы философии. 1995. — № 3. -С. 109−129.
  30. , М.М. Автор и герой: к философским основам Ф гуманитарных наук / Бахтин М. М. СПб.: Азбука, 2000. — 256с.
  31. , B.C. Педагогика. Проективная педагогика / B.C. Безрукова. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.
  32. , C.B. Диалог основа профессии педагога: учебно-методическое пособие / C.B. Белова. — М.: ACADEMIA, 2002. — 145 с.
  33. , Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. СПб.: Университетская книга, 1996. — 344с.
  34. , В.В. Речевое общение: прагматические и семантические аспекты / В. В. Богданов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 88 с.
  35. , A.A. Личность и общение / A.A. Бодалев. — М.: Педагогика, 1995. 325 с.
  36. , A.A. Проецирование и взаимодействие в общении / A.A. Бодалев // Педагогика. 1994. — № 1. — С. 11−14.
  37. , A.A. Восприятия и понимание человека человеком / A.A. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 123 с.
  38. , Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы / Е. Д. Божович // Вопросы психологии.• 1997. № 1. — С. 33−34.
  39. , A.K. Слушать и слышать, или правила компетентности в общении / А. К. Болотова // Преподаватель. -1998. № 2. — С. 7−11.
  40. , Р.К. Речевое общение как ^ лингвокультурологический феномен и процесс адекватногопонимания текста: автореф. дис.. докт. филол. наук, 10.02.01 / Р. К. Боженкова. М., 2000. — 24 с.
  41. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 666 с.
  42. , Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2001. -181 с.
  43. , Дж. А. Инвайронментальное образование в школах: руководство / Дж. А. Браус, Д. Вуд. СПб.: NAAEE, 1994. -210 с.
  44. Брудный, А. А Понимание и общение / A.A. Брудный. М.: Знание, 1989. — 64 с.
  45. Буева, Л. П Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. -М.: Мысль, 1978. 325 с.
  46. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогические технологии: учебное пособие для пед. вузов / М.В. Буланова-Топоркова, A.B. Духавнева, B.C. Кукушин, Г. В. Сучков. Ростов-на-Дону: МарТ, 2004. — 336 с.
  47. , Т. В. О границах и содержании прагматики. // Изв. АН СССР, сер. лит. и языка. М.: Наука, 1981. — т. 40. — № 4. -С. 333 — 343.
  48. , Т.В. Языковая концептуализация мира / Т.В. ^ Булыгина, А. Д. Шмелев. М.: Школа «Языки русскойкультуры», 1997.
  49. , В.О. О педагогике сотворчества / В. О. Вайн // Вестник высшей школы. 1991. — № 5. — С. 41−44.
  50. , A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991.- 207 с. 51 .Вербицкий, A.A. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения / A.A. Вербицкий. М.: Знание, 1990. -• 604 с.
  51. , И.П. Особенности личности и их влияние на успешность обучения иноязычной устной речи / И. П. Волков, H.A. Снежко. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976. — С. 18−22.
  52. Выготский, J1.C. Мышление и речь / J1.C. Выготский. М.: Лабиринт, 2005. — 352 с.
  53. , Л.С. Психология / Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1007 с.
  54. , П.Я. Хрестоматия по педагогической психологии / П. Я. Гальперин. М.: Высшая школа, 1995. — С. 2−20.
  55. , Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова., Н. И. Гез. М.: АРКТИ, 2000. — 165 с.
  56. , A.C. Образование и образованность гражданина в современном мире / A.C. Гаязов. М.: Наука, 2003. — 256 с.
  57. , В.А. Общение как основа индивидуализации человека: автореф. дисс.. канд. филос. наук, 09.00.02 / В. А. Герт. -Свердловск, 1982. 24 с.
  58. , О.Я. Основы речевой коммуникации: учебник для вузов / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. М.: ИНФРА-М., 1997. -272 с.
  59. , Я.В. Психолого-педагогические аспекты формирования коммуникативного задания: сб. тр. «Интенсивное обучение иностранным языкам» / Я.В. Гольд-штейн- под ред. Г. А. Китайгородской. М.: Изд-во МГУ, 1990.-С. 27−42.
  60. , И.Н. Основы психолингвистики / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2004. — 320 с.
  61. , В.А. Психологические предпосылки и продуктивность стиля межличностного взаимодействия / В. А. Горянина // Психологический журнал. 1997. — № 6. — С. 73−83.
  62. , В.А. Психология общения / В. А. Горянина. М.: Академия, 2004. — 416 с.
  63. , Г. П. Логика речевого общения / Г. П. Грайс // Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистическая прагматика. 1985. -Вып. 16. — С. 217−237.
  64. , B.C. Культура педагогического общения / B.C. Грех-нев. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  65. , Т.Г. Основы конструктивного общения: методическое пособие для преподавателей / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. Новосибирск: НГУ, 1997. -171 с.
  66. , Н.М. Коммуникативно-ориентированная работа над лексикой в процессе формирования диалогическогообщения: автореф. дисс.. канд. пед. наук, 13.00.01 / Н. М. Гришелева. М., 1987. — 24 с.
  67. , В. Педагогическая технология эвристического типа /
  68. B. Груздева, Г. Груздев // Высшее образование в России. -1996.-№ 1.-С. 27−32.
  69. , П.С. Психология: учебное пособие / П. С. Гуревич. -М.: Знание, 1999. 304 с.
  70. , В.В. К пониманию развивающего обучения / В. В. Давыдов // Педагогика. 1995. — № 1. — С. 15−32.
  71. , A.A. Педагогическая эвристика / A.A. Деркач,
  72. C.Ф. Щербак. М.: Педагогика, 1991. — 219 с.
  73. , Н. Функции разминок и пути их реализации в процессе преподавания / Н. Десятниченко // Перемена. Международный журнал о развитии критического мышления через чтение и письмо. 2002. — № 3. — С. 35−42.
  74. , А.Б. Общение: наука и искусство / А. Б. Добрович. -М.: Знание, 1980. 159 с.
  75. , Т.М. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства / Т. М. Дридзе // СОЦИС. 2000. — № 7. — С. 73−78.
  76. , Т.М. Язык и социальная психология / Т. М. Дридзе. -М.: Высшая школа, 1980. 224 с.
  77. , Е. Учимся общаться / Е. Дубова, С. Дубов // Высшее образование в России. 1999. — № 3. — С. 43−48.
  78. , О.Н. Коммуникативная ситуация и сложные речевые события / О. Н. Дубровская // Вопросы романо-германской филологии. 2002. — Вып. 2. — С. 118−122.
  79. , В.К. Сотрудничество в обучении / В. К. Дьяченко. -М.: Просвещение, 1991. 190 с.
  80. , С.Б. Профессиональное воспитание учителя: книга для учителя / С. Б. Елканов. М.: Просвещение, 1986. — 143 с.
  81. , Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. Л.: ЛГУ, 1985. — 120 с.
  82. , М.И. Общая и социальная психология / М.И.
  83. . М. : Издательская группа НОРМА — ИНФРА — М, 1999. — 624 с.
  84. И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. СПб.: Скифия, 2003. — 283 с.
  85. Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования / Е.С. Заир-Бек. СПб.: Скифия, 1995. — С. 144−151.86.3иммель, Г. Изменение форм культуры / Г. Зиммель. М.: Юрист, 1996. — Т.1. — 540 с.
  86. , И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 1999. — 383 с.
  87. , И.А. Психологические аспекты обучения говорению / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2001. — 384 с.
  88. , Е.Ю. Технологии профессионально-ориентированного обучения: учебно-методическое пособие / Е. Ю. Игнатьева. Великий Новгород: НовГУ, 2002. — 68 с.
  89. , Д.И. Обучение диалогической речи / Д.И. Иза-ренков. М.: Русский язык, 1986. — 160 с.
  90. Интенсивное обучение иностранным языкам в высшей школе: сб. тр. / под ред. Г. А. Китайгородской. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 198 с.
  91. , М.С. Мир общения / М. С. Каган. М.: Мысль, 1988. -319 с.
  92. , О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О. М. Казарцева. М.: Флинта, 2003. -496 с.
  93. , О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи / О. В. Калимулина // Иностранные языки в школе. 2003. — № 3. — С. 17−20.
  94. Кан-Калик, В. А. Грамматика общения / В.А. Кан-Калик. М.: Роспедагенство, 1995. — 108 с.
  95. , Г. Г. Краткий философский словарь / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. М.: Слово, 2003. — 480 с.
  96. , A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / A.B. Кирьякова. Оренбург: Южный Урал, 1996. — 188с.
  97. , Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика / Г. А. Китайгородская. М.: Русский язык, 1992. — 254 с.
  98. , Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Г. А. Китайгородская. М.: Высшая школа, 1986. — 103 с.
  99. , Д. Что такое критическое мышление? / Д. Клустер // Перемена. Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. 2001. — № 4. — С. 36−40.
  100. , Е.В. Речевая коммуникация: учебное пособие для университетов и институтов / Е. В. Клюев. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. — 320 с.
  101. ЮЗ.Кодухов, В. И. Общее языкознание / В. И. Кодухов. М.: Высшая школа, 1974. — 303 с.
  102. , Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. М. :• ACADEMIA, 2001.-257 с.
  103. , Я.М. Обучение восприятию на слух английской речи: учебное пособие для студентов вузов / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова. М.: Академия, 2002. — 336 с.
  104. Юб.Коржуев, A.B. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования / A.B. Коржуев, В. А. Попков, E.JI. Рязанова // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 18−22.
  105. , О.М. Что такое аутентичное речевое поведение / О. М. Корчажкина // Иностранные языки в школе. 2001.• № 3. С. 33−38.
  106. , A.A. Механизмы речевого воздействия и перспективы их описания в когнитивной модели / A.A. Котов // Первая российская конференция по когнитивной науке. Казань: КГУ, 2004. — С. 129−130.
  107. , Л.П. Речевое общение в условиях языковой неоднородности / Л. П. Крысин. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 224 с.
  108. , А.H. Речевая деятельность в процессе обучения / А. Н. Ксенофонтова // Советская педагогика. -1986. № 4. — С. 52−55.
  109. , А.Н. Теоретические основы речевой деятельности: монография / А. Н. Ксенофонтова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — С. 64−71.
  110. , А.Н. Педагогическое конструирование речевой деятельности: учебное пособие / А. Н. Ксенофонтова. -Оренбург: Изд-во ОГУ, 2001. 186 с.
  111. , В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Поголыиа. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  112. , В.И. Как успешно провести переговоры / В. И. Курбатов. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. 256 с.
  113. , Г. М. Диалог и мышление / Г. М. Кучинский. -Минск: БГУ, 1983. 189 с.
  114. , A.A. Деятельность и общение / A.A. Леонтьев // Вопросы философии. 1979. — № 1. — С. 128−132.
  115. , A.A. Язык, речь, речевая деятельность / A.A. Леонтьев. М.: КомКнига, 2005. — 213 с.
  116. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во Моск. университета, 1972. — 575 с.
  117. , О.Л. Педагогические основы методов общения / О. Л. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 184 с.
  118. , Н. Обучение как общение и сотворчество / Н. Логунова // Высшее образование в России. 2000. — № 3. — С. 108 110.
  119. , Б.Ф. Категория общения и сотворчество / Б. Ф. Ломов // Высшее образование в России. 2000. — № 3. — С. 108−110.
  120. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. — 350 с.
  121. , А.Ф. Введение в общую теорию языковых моделей / А. Ф. Лосев. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 296 с.
  122. , Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб. :1. Питер, 1997. 688 с.
  123. , В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы / В. Н. Максимова. М.: Просвещение, 1987. — С. 28.
  124. , Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. М.: Высшая школа, 2000. — 522 с.
  125. , С.А. Обучение дискуссионному общению наиностранном языке: автореф. дис.. канд. пед. наук, 13.00.02 / С. А. Милорадов. М., 1999. — 20 с.
  126. , Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. -1999. № 1. — С. 27−33.
  127. , Н.М. Программа обучения активному владению иностранным языком студентов неязыковых специальностей и методические рекомендации / Н. М. Минина. М.: «НВИ -ТЕЗАУРУС», 1998. — 62 с.
  128. , Ю.Л. Культура иноязычного речевого общения: сб. тр. «Филология» / Ю.Л. Могилевич- под ред. Ю. Н. Борисова. Саратов: Изд-во Сарат. университета, 1999. — С. 5861.
  129. , Ю.Л. Педагогические условия формирования навыков иноязычного общения: сб. тр. «Филология» /
  130. Ю.Л. Могилевич- под ред. Ю. Н. Борисова. Саратов: Изд-во Сарат. унив-та, 1999. — С. 129−132.
  131. , A.B. Коммуникативная культура личности: сб. тр. «Базовая культура личности» / A.B. Мудрик- под ред. О. С. Газмана. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. — С. 56−68.
  132. , A.B. Общение как фактор воспитания школьников / A.B. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 111 с.
  133. , E.H. Обучение социально-перцептивным умениям по прототипам / E.H. Павлова // Журнал практического психолога. 2000. — № 5. с. 159−167.
  134. , М.Н. Этика речевого общения / М. Н. Панова // Русская речь. 2002. — № 5.
  135. , Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  136. Педагогический энциклопедический словарь / гл. редактор Б.М. Бим-Бад. М., 2002. — 528 с.
  137. , Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л. А. Петровкая. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  138. , Л.А. Воспитание как общение-диалог / Л. А. Петровская, A.C. Спиваковская // Вопросы психологии. 1983. -№ 2. — С. 85−89.
  139. Подготовка к международному профессиональному общению в неязыковом вузе: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции (Нижний Новгород, 21−24 июня 1999 г.). М.: Билингва, 1999. — 60 с.
  140. Психологический словарь / авт.-сост. В. Копорулина и др. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 640 с.
  141. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  142. Речевое общение: искусство убеждать: учебно-методические материалы к спецкурсу «Культура и искусство речевого общения» / сост. Н. В. Анисина, Е. В. Ганапольская, JI.B. Степанова, Л. П. Стычишина. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999. -128 с.
  143. , Е.И. Психология общения / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 2001. — 336 с.
  144. , Е.М. Ситуативно-смысловые компоненты обучения диалогической речи / Е. М. Розенбаум // Иностранные языки в школе. 1983. — № 2. — С. 22−27.
  145. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн // Собр. соч. в 2 т. М.: Педагогика, 1989. — т. 2.- 328 с.
  146. , Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера: учебное пособие / Е. В. Руденский. М.: ИНФРА-м, 1998. — 180 с.
  147. , М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М. М. Рыбакова. М.: Просвещение, 1991. — 128 с.
  148. , И.И. Основы педагогики общения / И. И. Рыданова.- Мн.: Белорусская наука, 1998. 319 с.
  149. , В.Г. Личность. Творчество. Развитие: учебное пособие по педагогике творчества / В. Г. Рындак, A.B. Москвина. М.: Педагогический вестник, 2001. — 291 с.
  150. , А .Я. Инновационное образование и научные школы / А. Я. Савельев // Aima mater. 2000. — № 5. — С. 15−18.
  151. , В.Г. Речевое общение: проблемы и перспективы: сборник научно-аналитических обзоров / В. Г. Садур. М.: ИНИОН, 1983.
  152. , И.В. Психология и педагогика в профессиональной деятельности / И. В. Самоукина. М.: Изд-во «ТЭКМОС», 1999. — 352 с.
  153. , Е.В. Современная логика и основы речевого общения / Е. В. Сарычев. М.: ГАУ, 1995. — 83 с.
  154. , Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие для педагогических вузов / Г. К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  155. , Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций / Ю. В. Сенько. М.: Академия, 2000.- 240 с.
  156. , Ю.В. Диалог в обучении / Ю. В. Сенько // Вестник высшей школы. 1991. — № 5. — С. 35−40.
  157. , В.В. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография / В. В. Сериков.- Волгоград: Перемена, 2000. 148 с.
  158. , В.Л. Обучение диалогической речи / В. Л. Скалкин.- Киев: Рад. шк., 1989. 158 с.
  159. , В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи / В. Л. Скалкин. М.: Рус. яз., 1981. — 248 с.
  160. , В.JI. Английский язык в ситуациях общения: учебное пособие для вузов / В. Л. Скалкин. М.: Высшая школа, 1998. — 189 с.
  161. , А.Б. Проблемно-диалоговая форма «вопрос-ответ» / А. Б. Сорокин // Педагогика. 2001. — № 2. — С. 37−43.
  162. , Ю.А. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, A.M. Шах-нарович. М.: Наука, 1979. — С. 155−160.
  163. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: учебное пособие для преподавателей и аспирантов / С. Д. Смирнов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
  164. , И.А. О понятии эффективного общения / И.А. Стер-нин // Преподавание культуры общения в средней школе. -Воронеж, 1995. С. 6.
  165. , Дж. Основы критического мышления: междисциплинарная программа / Дж. Стил и др. М.: Изд-во «ИОО», 1997. — С. 35.
  166. , Э. Психопедагогика: психологическая теория и практика обучения / Э. Стоуне. — М.: Педагогика, 1984. 471 с.
  167. , М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка: пособие для учителя / М. Ф. Стронин. М.: Просвещение, 1981. — 112 с.
  168. , И.П. Речевое общение, толкуемое с юмором, но всерьез / И. П. Тарасова. М.: Высшая школа, 1992. — 175 с.
  169. , Ч. Чтение, письмо и обсуждение для любого учебного предмета / Ч. Темпл, Дж. Стил, К. Мередит. М.: Изд-во «ИОО», 1998. — 145 с.
  170. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебник / С.Г. Тер-Минасова. М.: МГУ, 2004. — 352 с.
  171. , A.B. Формирование у учащихся учебных умений / A.B. Усова, A.A. Бобров. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  172. , Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход / Н. И. Формановская. М.: Рус. яз, 2002.- 216 с.
  173. , Р.Ф. Психолингвистика / Р. Ф. Фрумкина. М.: Academia, 2003. — 320 с.
  174. , Ф. Основы, развитие и перспективы анализа диалога / Ф. Хундснушер // Вопросы языкознания. 1998. -№ 2.-С. 39−50.
  175. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: пособие для студентов вузов / Д. В. Чернилевский. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 438 с.
  176. , В.П. Система совершенствования речевого мастерства преподавателей вузов в условиях факультетов повышения квалификации: автореф. дис.. канд. пед. наук, 13.00.01 / В. П. Чихачев. Л., 1980. — 16 с.
  177. , A.M. Общая психолингвистика: учебное пособие / A.M. Шахнарович. М.: Изд-во РАО, 1995. — 96 с.
  178. , С.А. Диалог как основа педагогического общения / С. А. Шеин // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 44−52.
  179. , Д. Коммуникативность в обучении современным языкам. Изучение и преподавание иностранных языков для целей общения / Д. Шейлз.- Совет Европы пресс, 1995. 347 с.
  180. , Е.Е. Культура речи как особая теоретическая дисциплина / Е. Е. Ширяев // Культура речи и эффективность общения. М.: Прогресс, 1996. — С. 14−30.
  181. , А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: учебное пособие / А. Н. Щукин. М.: Филоматис, 2004.- 416 с.
  182. , Г. И. Исследование проблемы активизации учебно-познавательной деятельности / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1985. — 212 с.
  183. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  184. , Р. Избранные работы / Р. Якобсон. М.: Просвещение, 1985. — 456 с.
  185. Anderson, L. Pedagogical balancing Acts: Attempts to Influence Prospective Teachers' beliefs / L. Anderson, M. Bird // Teaching and Teacher Education. 1993. — V.9(3). — Pp. 253−256.
  186. Bassham, G. Critical Thinking: A Student’s Introduction with Free Critical Thinking PowerWeb / G. Bassham, W. Irwin, H. Nardone, J.M. Wallace. N.Y.: McGraw-Hill Humanities / Social Sciences / Languages, 2002. — 560 p.
  187. Bassham, G. A Student’s Introduction PowerWeb: Critical Thinking / G. Bassham, W. Irwin, H. Nardone, J.M. Wallace. -N.Y.: McGraw-Hill Humanities / Social Sciences / Languages, 2004. 492 p.
  188. Brittel Т.К. Competency and Excellence / Т.К. Brittel // Minimum Competency Achievement Testing / eds. R.M. Taeger, C.K. Title. Berklly, 1980. — Pp. 23−29.
  189. Brown, G. Teaching the Spoken Language / G. Brown, G. Yule. Cambridge: CUP, 1998. — 176 p.
  190. Browne, M.N. Asking the Right Questions: A Guide to Critical Thinking / M.N. Browne, S.M. Keeley. N.Y.: Prentice Hall, 2003. — 224 p.
  191. Brumfit, C.J. The Communicative Approach to Language Teaching / C.J. Brumfit, K. Johnson. Oxford: OUP, 1979. — 243
  192. Bygate, M. Speaking / M. Bygate. Oxford: OUP, 1995. — 124 P
  193. Byrne, D. Teaching Oral English / D. Byrne. London: Longman, 1986. — 140 p.
  194. Byrne, D. Techniques for Classroom Interaction / D. Byrne. -London: Longman, 1992. 108 p.
  195. Creswell, J.W. Research Design: Qualitative, Quantitative, and Mixed Methods Approaches / J.W. Creswell. London: SAGE Publications, 2002. — 246 p.
  196. Delpit, L. The Skin That We Speak: Thoughts on Language and Culture in the Classroom / L. Delpit, J.K. Dowdy. N.Y.: W.W. Norton and Company, 2003. — 256 p.
  197. Diestler, S. Becoming a Critical Thinker: A User Friendly Manual / S. Diestler. N.Y.: Prentice Hall, 2004. — 432 p.
  198. Dobson, J. M. Effective Techniques for English Conversation Groups / J.M. Dobson. Washington: USIA, 1992. — 137 p.
  199. Fenstermacher, G. D. Approaches to Teaching / G.D. Fenstermacher, J.F. Soltis. N.Y.: Columbia University, 1986. -96 p.
  200. Fisher, A. Critical Thinking / A. Fisher. Cambridge: CUP, 2001. — 228 p.
  201. Johnson, K. Communication in the Classroom: Applications and Methods for Communicative Approach / K. Johnson, K. Morrow. London: Longman, 1981. — 152 p.
  202. Klippel, F. Keep Talking: Communicative Fluency Activities for Language Teaching / F. Klippel. Cambridge: CUP, 1998. — 208 P
  203. Kotov, A. D-scripts model for speech influence and emotional dialogue simulation / A. Kotov // Proceedings of the 7th Annual
  204. CLUK Research Colloqium, 6th and 7th January, 2004. -University of Birmingham, 2004. p. 134−140.
  205. Littlewood, W. Communicative Language Teaching / W. Littlewood. Cambridge: CUP, 1981. — 108 p.
  206. Lloyd, A. Business Communication Games / A. Lloyd, A. Preier. Oxford: OUP, 1996. — 128 p.
  207. Long, M. Group Work in the Teaching and Learning of English as a Foreigh Language: Problems and Potentials / M. Long // ELT Journal. 1977. — Vol. 31. — Pp. 285−292.
  208. Maisel, E. Coaching the Artist Within: Advice for Writers, Actors, Visual Artists, and Musicians from America’s Foremost Creativity Coach / E. Maisel. North Caroline: New World Library, 2005. — 256 p.
  209. Moore, B.N. Critical Thinking with Free Student CD and PowerWeb: Critical Thinking / B.N. Moore, R. Parker. N.Y.: McGraw-Hill Humanities / Social Sciences / Languages, 2003. -640 p.
  210. Nolasco, R. Conversation / R. Nolasco, L. Arthur. Oxford: OUP, 1995. — 148 p.
  211. Norman, D. Communicative Ideas. An Approach with Classroom Activities / D. Norman. L.: Language Teaching Publications, 1991. — 125 p.
  212. Nunan, D. Designing Tasks for the Communicative Classroom / D. Nunan. Cambridge: CUP, 1996. — 211 p.
  213. Paul, R.W. Critical Thinking: Tools for Taking Charge of Your Professional and Personal Life / R.W. Paul, L. Elder. N.Y.: Financial Times Prentice Hall, 2005. — 411 p.
  214. Revell, J. Teaching Techniques for Communicative English / J. Revell. London: Macmillan Publishers LTD, 1991. — 98 p.
  215. Richards, J.C. The Language Teaching Matrix / J.C. Richards. -Cambridge: CUP, 1994. 185 p.
  216. Richards, J.C., Rodgers T. Approaches and Methods in Language Teaching / J.C. Richards, T. Rodgers. Cambridge: CUP, 2001.- 278 p.
  217. Ruggiero, V. Beyond Feelings: A Guide to Critical Thinking / V. Ruggiero. McGraw-Hill Humanities / Social Sciences / Languages, 2003. — 240 p.
  218. Schwarze, S. Thinking Somatically: Critical Thinking About Everyday Issues / S. Schwarze, H. Lape. N.Y.: prentice Hall, 2000. — 384 p.
  219. Scruton, R. Kant: A Very Short Introduction / R. Scruton.
  220. Oxford: OUP, 2001. 141 p. 224. Seal, B. Reading, Study Skills and Writing: Human Behaviour /
  221. B. Seal. Cambridge: CUP, 1997. — 240 p. 225. Swan, M. A Teachers Guide to Interference and other problems / M. Swan, B. Smith. — Cambridge: CUP, 2001. — 362 p.
  222. Tannen, D. Talking Voices: Repetition, Dialogue and Imagery in Conversational Discourse / D. Tannen. Cambridge: CUP, 1992. -240 p.
  223. Ter-Minasova, S. Sociocultural Aspects of Foreigh Language Teaching / S. Ter-Minasova // Language, Culture and Communication. Moscow: Faculty of Foreign Languages, 1995.- Pp. 5−41.
  224. Treece, M. Communication for Business and the Professions: Teacher’s Handbook / M. Treece. Boston: Allyn and Bacon, 1986. — 249 p.
  225. Tsui, A.B.M. English Conversation: Describing English Language / A.B.M. Tsui. Oxford: OUP, 1994. — 298 p.
  226. Underhill, N. Testing Spoken Language: A handbook of oral testing techniques / N. Underhill. Cambridge: CUP, 1993. -117 p.
  227. Ur, P. Discussions that Work: Task-centered fluency practice / P. Ur. Cambridge: CUP, 1998. — 128 p.
  228. Ur, P. Five-minute Activities / P. Ur, A. Wright. Cambridge: CUP, 1992.- 117 p.
  229. Woodward, T. Ways of Training: Recepies for Teachers / T. Woodward. London: Longman, 1992. — 184 p.
  230. Wallwork, A. Discussions A-Z (intermediate): A resource book of speaking activities. Cambridge: CUP, 1998. — 236 p.
  231. Weston, A.A. Rulebook for Arguments / A.A. Weston. -Indianapolis: Hackett Pub Co Inc., 2001. 96 p.
Заполнить форму текущей работой