Обучение созданию и использованию коллективного творческого портрета в профессиональной коммуникативно-методической деятельности учителя русского языка и литературы
В результате было установлено, что коллективный творческий портрет представляет собой профессионально значимый жанр педагогической речи, для которого характерно наличие специфических признаков: предполагает коммуникативное лидерство учителя-адресанта и учет особенностей «неискушённого» коллективного адресата — школьников (объема и уровня их знаний, возрастных данных, физического и эмоционального… Читать ещё >
Содержание
- 1. 1
- Выводы
- Глава.
- 1.
- Теоретические основы создания и использования коллективного творческого портрета как жанра профессиональной речи учителя-словесника
Коллективный творческий портрет как жанровая модель педагогической речи: методический и лингвистический анализ понятия Традиции освоения биографического материала и организации его изучения в школе на уроках словесности Особенности функционирования коллективного творческого портрета в контексте профессиональной коммуникации педагога-словесника
Содержание понятия «коллективный творческий портрет» в лингвистической и методической литературе Текстовые категории коллективного творческого портрета Характеристика жанровых признаков коллективного творческого портрета как профессионального речевого высказывания
Обучение студентов-филологов созданию и использованию коллективного творческого портрета в педагогической деятельности
Готовность студентов педагогического вуза к созданию и произнесению коллективного творческого портрета в реальной учебно-речевой ситуации
Исходные положения и организация констатирующего эксперимента
Организация, ход и анализ результатов констатирующего эксперимента
Исходные положения, этапы и организация обучающего (формирующего) эксперимента
Ход опытного обучения студентов приемам подготовки и использования коллективного творческого портрета в педагогической деятельности
Анализ результатов опытного обучения студентов созданию и использованию коллективного творческого портрета в педагогической деятельности
Характеристика критериев коллективных творческих портретов, созданных студентами в лабораторных условиях (на вузовских занятиях)
Результаты анализа опытного обучения приемам создания и использования коллективного творческого портрета в педагогической деятельности
Характеристика коллективных творческих портретов, использованных студентами на втором и третьем этапах обучения.
Список литературы
- Акишина Т.Е. Жанровый аспект анализа текста / Т. Е. Акишина, В. П. Хазов // Иностранные языки в школе. 1982 -№ 4 — С. 84−88.
- Андроникова М.И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма / М. И. Андроникова. NL: Искусство, 1980. — 423 с.
- Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных тестов) / Е. Е. Анисимова. М.: Академия, 2003. — 128 с.
- Антонова Л.Г. Опыты жанра: историческая и современная практика решения / Л. Г. Антонова // Русский язык в школе. 2003. — № 3. — С. 23−28.
- Антонова Л.Г. Субъективные факторы в жанровом оформлении высказывания (на примере профессионально-значимых жанров) / Л. Г. Антонова // Коммуникативные исследования 2003 / Науч. ред. И. А. Стернин. Воронеж: Истоки, 2003. — С. 81 -86.
- Антонова Л.Г. Жанровые опыты. (Урок по жанровой стилистике в 11 классе) / Л. Г. Антонова, Л. В. Ухова // Русский язык в школе. 2000. — № 3. — С. 28−32.
- Антонова Л.Г. Письменные жанры речи учителя: учеб. пособие / Л. Г. Антонова. -Ярославль: ЯГПУ, 1998. 114 с.
- Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М.: Наука, 1982. — 194 с.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. М.: Советская энциклопедия, 1969. — 608 с.
- Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству / Б. Ц. Бадмаев, А. А. Малышев. М.: Гуманиг. Изд. Ценгр ВЛАДОС, 1999. — С. 197.
- Бахтин М.М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. — 445 с.
- Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики / Н. А. Безменова. М.: Наука, 1991.-216 с.
- Берков П.Н. О людях и книгах (из записок книголюба) / П. Н. Берков. М.: Книга, 1965. -144 с.
- Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии / В. М. Бехтерев. -М.: Наука, 1994.-380 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества/ Д. Б. Богоявленская. Ростов н/Дону: Изд. Ростовского ун-та, 1983. — 176 с.
- Бондалетов В.Д. Стилистическая структура языка и структура современной стилистики / В. Д. Бондалетов // Основные понятия и категории лингвистики. -Пермь: Изд-во Пермск. ун-та, 1982. С. 53−61.
- Бочаров Г. К. За сорок лет. Записки словесника / Г. К. Бочаров. М.: Просвещение, 1972.-224 с.
- Бузагов Р.А. Портреты языковедов XIX—XX вв. / Р. А. Бузагов // Из истории лингвистических учений. М.: Наука, 1988. — 320 с.
- Бухбиндер В.А. О некоторых теоретических и прикладных аспектах лингвистики текста / В. А. Бухбиндер // Лингвистика текста и обучение иностранным языкам. -Киев, 1978. С.35−42.
- Вакуров В.Н. Практическая стилистика русского языка / В. Н. Вакуров, Н. Н. Кохтев, Г. Я. Солганик. М.: МГУ, 1982. — 77 с.
- Валгина Н.С. Теория стилей русского языка: учеб. пособие для специальности 2027 «Жур-ка» 5 курс / Н. С. Валгина, П. Сенкевич- Моск. полиграф, ин-т. М.: МПИ, 1985.-75 с.
- Валгина Н.С. Теория текста: учеб. пособие / Н. С. Валгина. М.: Логос, 2003. — 280 с.
- Вайль П. «Босфорское время. Стамбул. Байрон Бродский». Гений места / П. Вайль. — М.: Независимая газета, 1999. — 483с.
- Вдовин Г. Становление «я» в русской культуре XVIII века и искусство портрета / Г. Вдовин. М.: Наш дом, 1999. — 254 с.
- Виноградов В.В. Проблема русской стилистики / В. В. Виноградов. М.: Высшая школа. — 1981. — 320 с.
- Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В. В. Виноградов. М.: Акад. Наук СССР, 1963. — 255 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. 5-е изд., испр. — М.: Лабиринт, 1999.-352 с.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин.-М.: Наука, 1981.- 138 с.
- Гапоненко П.А. Поэты «Пушкинской плеяды» / П. А. Гапоненко // Русская словесность. 2002. — № 1. — С. 76−79.
- Гвенцадзе М.А. Коммуникативная лингвистика и типология текста / М.А. Гвен-цадзе. Тбилиси: Ганатлеба, 1986. — 216 с.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи: учеб. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.» / Б. Н. Головин. 2-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 1988. — 320 с.
- Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / И. Б. Голуб. М.: Логос, 2002. — 349 с.
- Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя / Л.А. Горбу-шина. М.: Просвещение, 1965. — 160 с.
- Граудина Л.К. Теория и практика русского красноречия / Л. К. Граудина, Г. И. Миськевич. — М.: Наука, 1989. —256 с.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. М., 1955, т.2, с. 614, т. З с. 323.
- Долинин К.А. Интерпретация текста / К. А. Долинин. М., 1985. — 224 с.
- Дридзе Т.М. Язык и социальная психология: учеб. пособие для факультетажурналистики и филологических факультетов университетов / Т.М. Дридзе- под ред. проф. А. А. Леонтьева. М.: Высшая школа, 1980. — 224 с.
- Дробот В.Н. Изучение биографии писателя в школе: Пособие для учителя / B.II. Дробот. К.: Радянська школа, 1988. — 192 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2002.-368 с.
- Дьяченко В.К. Коллективная структура учебного процесса и ее развитие / В. К. Дьяченко. М., 1989. — 320 с.
- Жинкин ГШ. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. М., 1982. — 159 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. М.: АПН, 1985. — 372 с.
- Журавлева И.В. О содержании и структуре речевого жанра творческого портрета персоналии / И. В. Журавлева // Духовные традиции славянской письменности иГкультуры в Сибири: сб. ст. Ч. 2. Тюмень: ТГУ, 2002. — С. 160−170.
- Журавлева И.В. Творческий портрет персоналии: определение жанра и система обучения / И. В. Журавлева // Риторика в системе гуманитарного знания- тез. VII Международной конференции по риторике. М., 2003. — С. 110−112.
- Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров / Е. И. Журбина. М.: Мысль, 1969. — 398 с.
- Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты / Н. Д. Зарубина. М., 1981. — 113 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. А. Зимняя. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. -480с.
- Зингер JI.C. Очерки теории и истории портрета /Л.С. Зингер. М.: Изобразит, искусство, 1986. — 323 с.
- Золотова Г. А. К вопросу о конститутивных единицах текста / Г. А. Золотова //
- Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. -М., 1984.-С. 167−170.
- Золотова Г. А. Коммуникативная грамматика русского языка / Г. А. Золотова, Н. К. Онипенко, М. Ю. Сидорова. М., 1998. — 460 с.
- Зорина ЛЯ. Слово учителя в учебном процессе / Л Я. Зорина. М.: Знание, 1984. — 80 с.
- Зотов Ю.Б. Организация современного урока: книга для учителя / Ю. Б. Зотов. -М.: Просвещение, 1984. 144 с.
- Ивченков Т.Ф. Портретный очерк. Материалы к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» / Т. Ф. Ивченков // Русский язык в школе.-1986.-№ 1.-С. 29−32.
- Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н. А. Ипполитова. М.: Флинта: Наука, 1998. — 176 с.
- Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князев, М.Р. Саввова- под ред. Н. А. Ипполитовой. М.: ТК Велби: Проспект, 2004. — 440 с.
- Искусство портрета. М., 1928. — 440 с.
- Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учеб. пособие / О. М. Казарцева. М.: Флинта: Наука, 1998. — 496 с.
- Кап-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. Грозный.: Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1976. — 286 с.
- Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление / С. Д. Кацнельсон. Л., Наука. Лен. отделение, 1972. — 216 с.
- Клинберг Л. Проблемы теории обучения / Л. Клинберг. М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
- Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / В. О. Ключевский // Сост., вслуп. ст. и прим. В. А. Александрова. -М.: Правда, 1990. 624 с.
- Кожина М.Н. О диалогичности письменной научной речи: учеб. пособие по спецкурсу / М. Н. Кожина. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1986. — 150 с.
- Кожина М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими / М. Н. Кожина. Пермь, 1972. — 395 с.
- Кожина М.Н. Стилистка русского языка/М.Н. Кожина.-М.:Просвеще1 гае, 1983.-223 с.
- Кожин А.Н. Функциональные типы русской речи: учеб. пособие для филолог, специальностей ун-тов /А.Н.Кожин, О. А. Крылова, В. В. Одинцов. М.: Высшая школа, 1982.-233 с.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка / Г. В. Колшан-ский.-М., 1984.-270 с.
- Колшанский Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения / Г. В. Колшанский // Иностранные языки в школе. 1985. -№ 1. — С. 10 -14.
- Колшанский Г. В. Логика и структура языка / Г. В. Колшанский. М.: Высшая школа, 1965. — 240 с.
- Краткий справочник по современному русскому языку.-М.: Высшая школа, 1991.-383 с.
- Крылов А.Н. Психологические основы педагогического мастерства учителя / А. Н. Крылов. М.: Знание, 1989. — 40 с.
- Кудрявцева Т.С. Учебный текст как объект лингводидактического описания русского языка: функции, типология, принципы оценки: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1985.- 16 с.
- Культура речи педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Десяева, Т. А. Лебедева, Л. В. Ассуирова. -М.: Академия, 2003. 192 с.
- Курышева Т. Слово о музыке (О музыкальной критике и музыкальной журналистике) Очерки / Т. Курышева. М.: Композитор, 1992. — 150 с.
- Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения: учеб. пособие для студентов / Т. А. Ладыженская. — 2-е изд., перераб. — М.: Флинта: Наука, 1998. — 136 с.
- Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова. Пособие для учителя / Т. А. Ладыженская. М.: Просвещение, 1990. — 176 с.
- Лаптева О.А. Дискретность в устном монологическом тексте / О. А. Лаптева // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. Виноградовские чтения XI. -М.: Наука, 1982.-С. 77- 106.
- Лаптева О.А. Грамматика устного высказывания / О. А. Лаптева // Вопросы языкознания. 1980. -№ 2. — С.45−60.
- Левитов Н.Д. О психологических компонентах технической деятельности / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. 1958. — № 6. — С.33−46.
- Леонтьев А.Н. Педагогическое общение / А. Н. Леонтьев. М.: Знание, 1979. — 48 с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1969.-214 с.
- Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности и некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1965. — 240 с.
- Лернер ИЛ. Учебный предмет, тема, урок/ ИЛ. Лернер. -М.: Знание, 1988. — 80 с.
- Лидин В.Г. Люди и встречи- страницы полдня / Вл. Лидин. М.: Моск. рабочий, 1980.-272 с.
- Лингвисгико-энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. М., 1990. — 132 с.
- Лихачев Д.С. Писатели и книжники Древней Руси / Д. С. Лихачев // Русские писатели 17 века. М.: Молодая гвардия, 1972. — С. 5−8.
- Лосева Л.М. Как строится текст / Л. М. Лосева. М., Просвещение, 1980. — 96 с.
- Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию / М. В. Ломоносов. М.-Л.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1975. — С. 89−379.
- Лук А. Н. Мышление и творчество/А.Н. Лук.-М.: Политиздат, 1976.- 144 с.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М. Р. Львов. -М.: РОСТ СКРИН, 1997. 256 с.
- Майданова Л.М. Общественная концепция личности и жанрово-стилистичсские характеристики текстов в средствах массовой информации / Л. М. Майданова, Е. Г. Соболева, Э. В. Чепкина // Stilistika. VI. Opole. 1997. — 230 с.
- Маркичева Т.Б. Мастерство публичного выступления / Т. Б. Маркичева, Е. А. Ножин. -М.: Знание, 1989. 176 с.
- Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий / Т. В. Матвеева. Свердловск: Уральск. ГУ, 1990. — 168 с.
- Мезенцев М.Т. Особенности не документального очерка / М. Т. Мезенцев // Филологические этюды. Ростов, 1974. — С. 35−42.
- Мете Н.А. Особенности синтаксиса научного стиля и проблемы обучения иностранных учащихся / Н. А. Мете. М.: МГУ, 1979. — 56 с.
- Мете Н.А. Структура научного текста и обучение монологической речи / Н. А. Мете, О. Д. Митрофанова, Т. Б. Одинцова. М.: Русский язык, 1981. — 141 с.
- Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов- Под ред. М. Т. Баранова. М.: Академия, 2000. — 368 с.
- Методика развития речи на уроках русского языка / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова. М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
- Методические указания по факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (8−9 кл.) / Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1970.-367 с.
- Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / JI. М. Митина. М.: Дело, 1994. — 216 с.
- Михальская А.К. Практическая риторика и ее теоретические обоснования / А. К Михальская. -М.: Прометей, 1992. 137 с.
- Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: учеб. пособие для пед. ун-ов и ин-ов / А. К. Михальская. М.: Академия, 1998. — 432 с.
- Москальская О.И. Грамматика текста / О. И. Москальская. М., 1981. — 24 с.
- Москальская О.И. Текст два понимания и два подхода / О. И. Москальская // Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. -М., 1984.-С. 154−162.
- Мурашов А.А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. Общая риторика в компактном изложении / А. А. Мурашов. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 96 с.
- Нечаева О.А. Типы речи и работа над ними в школе: учеб. пособие для студентов / О. А. Нечаева. Красноярск: КГУ, 1989. — 166 с.
- Общие и частные проблемы функциональных стилей. М.: Наука, 1989.-214 с.
- Одинцов В.В. Стилистика текста / В. В. Одинцов. М.: Наука, 1980. — 263 с.
- Одинцов В.В. Композиционные типы речи // А. Н. Кожин, О. А. Крылова, В. В. Одинцов // Функциональные типы русской речи. М., 1982. — С. 130−210.
- Окулова Г. Е. Слово о писателе — на урок. 4.1 / Г. Е. Окулова. — Оса: Росстани-на-Каме, 1995.- 127 с.
- Орлова Т.Г. Обучение жанрам поликодовых текстов в школе и в вузе: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. -М., 1995. 16 с.
- Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов. — 2-еизд., дораб. М.: Просвещение, 1988. — 177 с.
- Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре / Т. М. Пахнова // Русский язык в школе. 2003. — № 5. — С. 3−11.
- Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. 2-е изд, испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 1998. — 312 с.
- Педагогическая риторика: учеб. пособие / под ред. НА. Ипполитовой. М., 2001. — 388 с.
- Петровский А.В. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / А. В. Петровский,'М.Г. Ярошевский. -М.: Академия, 1998. 512 с.
- Пидкасистый П.И. Искусство преподавания. Первая книга учителя / П.И. Пид-касистый, М. Л. Портнов. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 184 с.
- Подвицкий Н.Б. Изучение биографии писателей в средней шкале / НБ. Подвиц-кий. Пермь, 1977.-60с.
- Пособие по развитию навыков монологической речи: Русский язык. Для научных работников и аспирантов иностранцев. — М., 1984. — 84 с.
- Попова Н.В. Текст-повествование в его жанрово-стилистических разновидностях и обучение речевому общению / Н. В. Попова // Русский язык в школе. 1990. -№ 2.-С. 67−72.
- Прасолова Е.Л. В союзе с красотой (Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе) / Е. Л. Прасолова. М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
- Преподавание рус. лит-ры: книга для учителя / Е. Я. Ленсу, Л. Я. Гарбар, Я. А. Чернявская и др. Минск: Народная Асвета, 1984. — 80 с.
- Проблемы типологии текста: сб. науч.-анал. обзоров. М.: ИНИОН, 1984. — 178 с.
- Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлин-ского, М. И. Воловиковой. М.: ПЭР СЭ, 2002. — 368 с.
- Рассадин С. Должность — советский писатель / С. Рассадин // Первое сентября. 1999. — № 13.-С. 5−12.
- Ребер А. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер- пер. с англ. В. Ю. Чеботарева. М.: Вече- ACT. т 1: А — О — 2000. — 592 с.
- Риторика монолога / А. И. Варшавская. СПб.: Химератрэйд, 2002. — 240 с.
- Рождественский Ю.В. Общая филология / Ю. В. Рождественский. М.: Фонд
- Новое тысячелетие", 1996. — 326 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. I / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 488с.
- Русские писатели. Биобиблиографический словарь / Под ред. Николаева П. А. -М.: Просвещение, 1990, т.2. 448 с.
- Русский язык и культура общения для нефилологов / Под. ред. О.Б. Сиротини-ной, В. Е. Гольдина, Г. С. Куликова, М. А. Ягубова. Саратов, 1998.-223 с.
- Седова Н.А. Речевой жанр «портрет человека»: коммуникативно-прагматическая интерпретация / Н. А. Седова // Вестник Омского ун-та, Омский гос. ун-т. — 1999. — Вып. 4. — С. 94−98.
- Сердобинцев Н.Я. Лингвистический и стилистический анализ текста / Н. Я. Сердобинцев. Саратов: СПИ, 1980. — 173 с.
- Сиротинина О.Б. Стилевая принадлежность и текстовая организация устной научной речи / О. Б. Сиротинина // Стилистика текста в коммуникативном аспекте: межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 1987. — С. 24−32.
- Система обучения сочинениям в 5−8 кл. / Под ред. Т. А. Ладыженской. — М.: Просвещение, 1978.-286с.
- Смелкова З.С. Азбука общения. Книга для преподавателей риторики в школе / З. С. Смелкова. Самара, 1994. — 204 с.
- Смирнова В. Современный портрет / В. Смирнова. М., 1970. — 198 с.
- Смолицкая Г. П. Даль и Срезневский / Г. П. Смолицкая // Русский язык в школе. -2001.-№ 4.-С. 74−77.
- Солганик ГЛ. Стилистика текста: учеб. пособие / ГЛ. Солганик. 2-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2000. — 256 с.
- Сретенская Л.В. Коммуникативно-речевой автопортрет финнов / Л. В. Сретенская, Н. Турунен // Русское и финское коммуникативное поведение. Воронеж: ВГТУ, 2000.-С.21−24.
- Стасевич В.Н. Искусство портрета (портрет в изобразительном искусстве) /
- B.Н Стасевич. М.: Просвещение, 1972. — 80 с.
- Стоуне Э. Психопедагогика. Психолингвистика. Теория и практика обучения: перевод с английского / Э. Стоуне- под ред. Н. Ф. Галызиной. М.: Педагогика, 1984.-471 с.
- Сучков С. «Надо жить — не надо вспоминать» (Опыт «совместного» портрета) /
- C.Сучков // Русская мысль, Париж. 1999. — № 4296. — С. 1−11.
- Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе: Учебник для пед. институтов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит-ра» / А. В. Текучев. 3-е изд., пе-рераб.-М.: Просвещение, 1980.-414 с.
- Тумина Л.Е. Риторика невербального воздействия учителя / Л. Е. Турмина // Дидакт. 2000. — № 2. — С. 46−57.
- Тураева З.Я. Лингвистика текста (текст: структура и семантика) / З. Я. Тураева. -М.: Просвещение, 1986. 127 с.
- Федосюк М.Ю. Комплексные жанры разговорной речи: «утешение», «убеждение» и «уговоры» / М. Ю. Федосюк // Русская разговорная речь как явление городской культуры / Под ред. Т. В. Матвеевой. Екатеринбург. — 1996. — С. 73−76.
- Федосюк М.Ю. Нерешённые вопросы теории речевых жанров / М. Ю. Федосюк // Вопросы языкознания. 1997. — № 5. — С. 102−120.
- Федосюк М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи / М. Ю. Федосюк // Жанры речи 1. — Саратов: Изд-во Гос.учеб.-науч. центра «Колледж», 1997. — С. 66−67.
- Филиппова О.В. Индивидуальный стиль речи учителя как категория педагогической риторики / О. В. Филиппова. М.: Прометей, 2001. — 148 с.
- Филиппов К.А. Лингвистика текста и проблемы анализа устной речи: учеб. пособие / К. А. Филиппов. Л., 1989. — 97 с.
- Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход / Н. И. Формановская. -М.: Русский язык, 2002. — 216 с.
- Фомченко А.Ф. Искусство портрета / А. Фомченко- предисл. Л. Силкиной- предисл. авт. // Спец. выпуск (№ 8) лит. худож. альманаха «Пеликан». — Новокузнецк. — 2002. — 22 с. v
- Хвал Л.Б. Изучение биографии писателя в школе / Л. Б. Хван. М.: Б ил им, 1991. -129 с.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. -256 с.
- Худолеев Ю.Ф. Активизация внимания аудитории / Ю. Ф. Худолеев. М.: Знание, 1983.-64 с.
- Человек текст — культура: Коллектив, монография / Под ред. Н. А. Купиной, Т. В. Матвеевой. — Екатеринбург, 1994.-235 с.
- Шевченко Н.В. Основы лингвистики текста: Учебное пособие / Н.В. евченко. -М.: «Приор-издат», 2003. 160 с.
- Шевырёв А.В. Технология творческого решения проблем: Кн. 1. — Мышление и проблема творчества. Психология творчества / А. В. Шевырёв. Белгород: Крестьянское дело, 1995. — 210 с.
- Шендельс Е.И. Внутренняя организация текста / Е. И. Шендельс // Иностранные языки в школе. 1987. — № 4. — С. 9−12.
- Шендельс Е.И. Грамматика текста и грамматика предложения / Е. И. Шендельс // Иностранные языки в школе. 1985. — № 4. — С. 16−21.
- Шмелева Т.В. Модель речевого жанра/Т.В. Шмелева//В.-l.-Саратов, 1997.-61 с.
- Шмелева Т.В. Речевой жанр: Возможности и использование в преподавании русского языка / Т. В. Шмелева // Русистика. Берлин. — 1990. — № 2. — С. 22−28.
- Шмелева Т.В. Речевой жанр: Возможности описания / Т. В. Шмелева // Русистика. Берлин. — 1993 — С. 23−33.
- Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов /Н.Ю Штрекер. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 172 с.
- Шульгина Н.П. Текст на уроках итогового повторения / Н. П. Шульгина // Русский язык в школе. 2002. -№ 2. — С. 18−23.
- Эйдельман Н. «Прекрасен наш союз.» / Н. Эйдельман. — М.: Молодая гвардия, 1982.-239 с.
- Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 380 с.
- Эткинд Е.Г. Единство «Серебряного века» / Е. Г. Эткинд // Там, внутри. О русской поэзии 20 века. СПб, 1997. — С.34−37.
- Янченко В.Д. Тематический вечер «Творческий союз А.С. Пушкина и В.И. Даля» / В. Д. Янченко // Русский язык в школе. 2001. — № 6 — С. 42−43.224