Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние гипноза на весь организм

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последние годы многими исследователями были произведены очень любопытные опыты гипнотизирования животных. Эрнст Мангольд (Ernst Mangold), проделав целую серию разнообразных опытов над различными животными и описав их в своей работе, подробно знакомит нас с их своеобразным гипнотическим состоянием, состоянием оцепенения — каталепсии, которое он вызывал неожиданным, непривычным и необычайным… Читать ещё >

Влияние гипноза на весь организм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы многими исследователями были произведены очень любопытные опыты гипнотизирования животных. Эрнст Мангольд (Ernst Mangold), проделав целую серию разнообразных опытов над различными животными и описав их в своей работе[1], подробно знакомит нас с их своеобразным гипнотическим состоянием, состоянием оцепенения — каталепсии, которое он вызывал неожиданным, непривычным и необычайным изменением положения их тела. Особенно легко вызвать «животный» гипноз у голубей, воробьев, гусей, уток, кур, комнатных птичек, морских свинок, кроликов, кошек, собак, лошадей и обезьян, для чего их быстро кладут на спину и крепко придерживают в таком беспомощном положении около минуты — животное долго лежит совершенно неподвижно. Даже такое беспокойное и подвижное животное, как молоденькая макака (обезьянка), Мангольду удавалось усыпить, схватив за ноги и перевернув на спину. Издавши короткий визг, она потом застывала некоторое время в этом неудобном положении с протянутыми в воздух руками. Харьковский профессор физиологии В. Я. Данилевский приводил в состояние каталепсии крокодилов, а Макс Ферворон (Max Verworon) — очковую змею подобно индийским магам. В это время животным можно делать даже небольшие операции.

В настоящее время и человеку все чаще делаются большие и сложные операции не под хлороформом, а под гипнозом. Одновременно с этим обстоятельно изучается вопрос о том, при какой степени восприимчивости к гипнозу возможны серьезные операции.

Фридлендером (Friedlender) изложена особая интересная комбинация наркоза с гипнозом, названная им гипнонаркозом.

Гейер (Неуг) недавно доказал, что гипнотическое внушение действует на выделение желудочного сока.

Профессор Графе (Grafe) на основании многочисленных и тщательно поставленных в методологическом смысле опытов утверждает, что психические волнения, обусловленные гипнозом, вызывают значительные колебания в обмене веществ.

Известно также, что гипнозом можно ускорять или замедлять деятельность сердца, дыхание, вызывать расширение сосудов (покраснение лица) или сужение их (бледность лица), задерживать или ускорять появление месячных. Гипнологам удалось не только вызывать менструации в определенный день, но и связывать их в дальнейшем с этим числом, т. е. назначать их на первое, второе и т. д. число месяца, отклонив их от нормального двадцативосьмидневного кругооборота.

Приведенные факты и примеры убедительно говорят нам о том глубоком влиянии, которое может оказывать гипноз не только на психику человека, но и на его телесные процессы. «Гипноз влияет на мозговую кору, а через кору — на весь организм»[2]. Так считает профессор А. Б. Залкинд.

Вред гипноза. Иоганн Шульц[3] приводит следующий случай как пример того, какой может быть нанесен вред гипнозом, если им неразумно пользоваться. В одном немецком интернате для мальчиков руководитель-педагог часто применял гипноз к своим воспитанникам. Дети стали ему подражать и проделывать те же опыты друг над другом, пока у одного из них, особенно восприимчивого, не вызвали тяжелое затемнение сознания, продолжавшееся несколько дней и которое можно было устранить с помощью врачебного гипноза. Здесь психическое расстройство восьмилетнего мальчика было вызвано неудачным гипнотизированием его десятилетним товарищем. Тот же автор из 100 собранных им случаев серьезного расстройства после неумелого пользования гипнозом приводит следующие печальные факты: молодая девушка ослепла несколько лет тому назад поел, еудачного гипнотизирования двоюродным братом; далее им указываются случаи психического расстройства, случаи потери речи, расстройства ходьбы, появления параличей, тяжелых головных болей и т. п. Понятно, что этих тяжелых последствий не было бы, если бы гипноз применялся врачом-специалистом, который исследует больных и до гипноза. Поэтому прав Лео Гиршляф (Leo Hirschlaff), который считает, что применение гипноза в неподходящих случаях может сильно повредить здоровью, тогда как разумный гипноз не оказывает вредного влияния на больных[4].

Гипноз, используемый с педагогической целью. Всякий раз, когда в тот или другой период времени в обществе повышается интерес к гипнозу, вновь обостряется вопрос о введении его в систему воспитания, на него начинают возлагать большие надежды. Но для такой переоценки гипноза нет решительно никаких оснований. После того, как мы познакомились с тем, что гипноз действует на весь организм, а не только на психику, и после того, как нам стал известен вред, наносимый человеку, если им пользуется не врач-специалист, мы должны признать, что педагог не может его применять и что гипнозу в деле воспитания нормального детства нет места.

Гипнотерапия в детском и юношеском возрастах. В ненормальных, болезненно выраженных, патологических явлениях или стоящих на рубеже между нормой и патологией гипноз следует использовать как метод лечения, и он там действительно дает известный полезный эффект. Вопреки мнению академика В. М. Бехтерева, это будет уже не педагогический гипноз, принципиальность которого мы совершенно отвергаем, а обычная гипнотерапия. Французский психолог и педагог Пижо (Pigeau), основательно изучавший проблему гипноза в воспитании, и другие авторы также не придавали широкого педагогического значения гипнозу и отводили ему небольшую вспомогательную роль при коррекции тех или других недостатков поведения детей.

Некоторыми авторами, как, например, уже цитированным нами Шульцем, и такое вспомогательное значение гипноза умаляется требованием соединять его с одновременным воспитанием. Он писал, что, в то время как раньше гипнотическое внушение направлялось на устранение какого-нибудь симптома, теперь все представители гипнотерапии сходятся на том, что в большинстве случаев, пригодных для гипноза, результат лечения будет продолжительным и хорошим только тогда, когда одновременно с гипнозом идет и педагогическая работа.

При коррективном воспитании гипноз имеет своей задачей облегчить достижение результатов исправления. При этом мы лично прибегали к такой помощи в тех тяжелых случаях, где коррективное воспитание не давало должного успеха, где наступало некоторое нетерпение и некоторая разочарованность со стороны, скажем, юноши в проводимых мероприятиях.

Гипноз оказывал нам хорошую услугу также в практике семейного воспитания, когда нельзя ждать и надо оказать неотложную помощь. Вспоминаю много подобных казусов. Один из них особенно показателен: 12-летний мальчуган Саша чрезвычайно пристрастился к кокаину и имел все признаки хронического, сильно выраженного отравления своего организма и, в частности, нервной системы — он весьма осунулся, побледнел, исхудал, стал вялым, апатичным, с полным отсутствием каких бы то ни было нормальных интересов, свойственных его возрасту; его мысли, желания и воля — все было направлено исключительно к одному — быть у своего приятеля и снова получить от него порцию кокаина. Здесь нужно было экстренное содействие, и моя задача состояла в том, чтобы отрезать Саше путь к этому товарищу. Заметим, что никакие доводы, увещания не действовали, всевозможные же физические преграды он весьма искусно обходил. Мне удалось путем нескольких гипнотических сеансов внушить Саше сильное отвращение к кокаину, после чего его не стало влечь к товарищу по несчастью.

Посредством гипноза мы не в состоянии действовать на умственное развитие ребенка, повышать и улучшать его память, его общую одаренность или какие-либо специальные дарования, мы не можем отсталых детей делать одаренными, превратить моторно-недостаточного в циркового акробата. Кратко выражаясь, невозможно путем гипноза сделать из глупца гения. Но возможно с помощью гипноза устранить у нервных неспособность сосредоточиваться, а у неуравновешенных детей — неуверенность в себе. И это, понятно, будет вести к меньшей утомляемости и к более интенсивной трудоспособности.

Если у подростка с раздражительной слабостью нервной системы создать гипнозом некоторое общее спокойствие, то ясно, что он сделается более терпимым и в школе, и в клубе, и в мастерской, там и здесь будет проявлять меньше разбросанности, более нормально функционирующую установку и вследствие этого свое поведение поставит под некоторый самоконтроль. Трудно поддающиеся и неизлечимые обычными логопедическими приемами тяжелые функциональные расстройства речи (заикание, афония, беззвучная речь и прочее) дают недурные результаты при лечении гипнозом; эту мысль особенно ярко проводил в своей работе Отто Грабе (Otto Grabe)[5].

Лунатизм (иначе называемый ноктамбулизмом, естественным сомнамбулизмом) иногда приобретает у психопатов юношеского возраста такую форму и степень, что приходится вести с ним борьбу, причем лучше всего — путем гипноза.

И., 14 лет, среди глубокой ночи просыпается, кое-как одевается и лезет по лестнице на крышу, по которой и расхаживает. Один раз она проделала это летом и два раза зимой, причем очень быстро, смело, с явным нарушением чувства самосохранения, с несомненным для себя риском. Я два раза вызывал у нее глубокую фазу гипноза и внушал ни в коем случае не выходить во время сна из своей комнаты. Через 5 месяцев мною снова было проделано гипнотическое внушение. Так как этот случай редкий и интересный, то я за ним внимательно слежу. За полтора после того прошедших года у этой девочки пока не было лунатических выходов из комнаты.

Вообще надо заметить, что применительно к данному, возрасту гипноз успешно используется в довольно разное образных случаях и с различными задачами. При коррективном воспитании исключительных детей часто приходится иметь дело с привычками, которые приобретают у них такую силу, что, сделавшись необходимостью, не могут быть подавлены собственной волей. К ним относятся обгрызание ногтей, облизывание пальцев, гримасы, тики, ложь, воровство. Во всех подобных трудных случаях весьма целесообразно использование гипнотического внушения. Болезненное влечение к наркотикам (алкоголь, морфий, кокаин, табак), навязчивые мысли и действия, ненормальные страхи (фобии), половые дефекты и извращения, упорная ипсация (онанизм), стойкое недержание мочи — все это чрезвычайно трудно поддается обычным коррективным мерам, гипноз же дает несравненно больший результат. И тут задача врача-гипнотизера будет — извлечь гипнозом болезненные привычки и болезненные стремления из подсознательного и подавить их.

Немецкий профессор А. Штромайер рекомендует своеобразный способ гипнотизирования, занимающий промежуточное место между гипнозом и естественным внушением. Он только делает вид, что хочет гипнотизировать. «Я велю детям лечь на диван, закрыть глаза, успокаиваю их, кладу руки на лоб и говорю с ними серьезно, внушительно и медленно. Таким путем ослабляются представления, окрашенные страхом, и восстанавливается психический тормоз. Некоторые будут говорить, что это комедия. Но я могу вас уверить, что у детей — конечно, при известной их интеллигентности — я таким путем достигал лучших результатов, чем электрическим током, ваннами и железистыми пилюлями»[6].

  • [1] См.: Mangold Е. Hypnose und Katalepsie bei Tieren im Vergleich zurmenschlichen Hypnose. — Jena: Fischer, 1914. — 82 S.
  • [2] Залкинд А. Б. Организм и внушение. — М.; Л., 1927. — С. 89.
  • [3] Schultz J. Н. Psychotherapie. — Leipzig, 1923. — 39 S.
  • [4] См.: Hirschlaff L. Suggestion und Erziehung. — Berlin, 1914. — 245 S.
  • [5] См.: Grabe О. Die functioneilen Sprachstorungen und ihre Behandlung in derHypnose. — Berlin, 1927.
  • [6] Штромайер А. Психопатология детского возраста / пер. с нем.; под ред.А. С. Грибоедова. — М.; Л., 1926. — С, 67.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой