Педагогические условия музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования
Установлено, что музыкальное обучение и развитие левшей имеет поэтапный характер: I этап — подготовительный (диагностический), где основной задачей учителя является выявление левшей из числа новых учеников и ознакомление с их психофизиологическими особенностямиII этап (1−3 классы, 6−9 лет) — начальный (адаптационный), где задачей учителя является помощь в постепенной адаптации леворукого ученика… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы музыкального обучения и развития леворуких детей
- 1. 1. Педагогические проблемы художественного образования леворуких детей
- 1. 2. Психология леворуких детей в процессе обучения музыке
- 1. 3. Специфика музыкального развития леворуких детей в дополнительном образовании
Глава II. Экспериментальное изучение музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования ^ II. 1 Диагностика леворукости и ее значение для музыкального развития детей в системе дополнительного образования (констатирующий эксперимент).
11.2 Специфика восприятия музыки как основа музыкального развития леворуких детей.
П.З Содержание и условия музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования {формирующий эксперимент).
Список литературы
- Алеев B.B. Музыка. 1−4 кл., 5−8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений/ В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак.- 2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2004 — 90, (4)с.
- Алексеев П.В., Панин A.B. Философия: Учебник.-З- изд., перераб. и доп.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-608с.
- Альманах музыкальной психологии. М.: Homo Musicus, 1994.-206 с.
- Альманах психологических тестов. — М.: «КСП», 1996, 400с., илл. + цв.вкл.
- Ансерме Э. Беседы о музыке: Пер. с франц. В. Александровой, Е. Бронфин.-2-е изд. -М.: Музыка, 1985.-104с.
- Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение». — М.: Просвещение, 1983. — 224с., нот. ил.
- Асафьев Б.В. О музыке XX века. Л.: Музыка, 1982.-200с.
- Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1969.-288с.
- Баренбойм Л. За полвека. Очерки, статьи, материалы. Л.: «Советский композитор», 1989.— 364с.
- Баренбойм Л! Путь к музицированию. Л.: Изд. «Советский композитор», 1973.-268с.
- Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда. П.П.
- Кукин, В.Л. Лопатин, Н.Л. Пономарев и др.- Учеб. Пособие для студентов средних спец. Учеб. Заведений. — М.: Высш. Шк., 2001.-431с.: ил.
- Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков и др.- Под общ. ред. С. В. Белова.- М.: Высш.шк., 1999.-448с., ил.
- Безруких М.М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. М.: Издательский центр «Академия», 2000.-248 с.
- Безруких М.М., Князева М. Г. Если ваш ребенок левша.- Тула: Арктоус, 1996.-80 е.: ил.- (Библиотека «Поможем детям учиться»).
- Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. С.58−73.
- Беленький Б., Эльбом Э. Педагогические принципы Л.М.Цейтлина. — М.: Музыка, 1990. — 128с., нот.- (Уроки мастерства).
- Белза И. Александр Николаевич Скрябин. М., «Музыка», 1983. 173 с.
- Бенсон Росс. Пол Маккартни личность и миф. — Пер. с англ. А.Романова. — М., «Новости», 1993. — 320 с. с ил.
- Бердяев Н. Смысл творчества. Харьков «ФОЛИО» Москва «АСТ», 2002.-678с. Серия «Вершины человеческой мысли».
- Бердяев НА. Русская идея. Судьба России. М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2000.- 540с.
- Бехтерева Н. Мозг человека — сверхвозможности и запреты // Наука и жизнь № 7 2001. Москва Изд-во «Пресса».
- Блинников JI.B. Великие философы: Учебный словарь-справочник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998.-432с.
- Блум Ф., Лейзерсон А., Хофсгедтер Л. Мозг, разум и поведение: Пер. с англ. М.: Мир, 1988. — 248с., ил.
- Богданова О.С., Петрова В. И. Воспитание культуры поведения учащихся 1−3 классов. Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 1972. —176с.
- Борее Ю.Б. Эстетика.- 3-е изд.- М.: Политиздат, 1981.-399с., ил.
- Бородич A.M. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. Педагогика и психология». -2-е изд.
- Бочков Н.П. Вклад генетики в медицину // Журнал неврологии и психиатрии. — 2002. № 2 с.З.
- Бочков Н.П. Гены и судьбы. М.: Мол. гвардия, 1990. — 255(1)с., ил.-(Эврика).
- Булатова Л. Педагогические принципы Е.Ф.Гнесиной. М.: Музыка, 1976.-79с. (В помощь педагогу-музыканту).
- Вальтер Фридрих. Близнецы. Москва, «Прогресс», 1985. 213с.
- Валъянц A.M. Педагогические условия творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры в средней общеобразовательной школе. Автореф.дис. на соиск.учен.степ. к.п.н.-М., 2003.- 18с.
- Велъпищев Ю.Е., Царегородцев А. Д., Казанцева Л. З. Прогресс генетики и его значение для педиатрии // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2001. — № 5 с. 61.
- Вестник Международного совета по музыкально-художественному образованию (к 100-летию Д.Б. Кабалевского) /Отв. за выпуск: Е. Д. Критская, М. С. Красильникова.-М., 2004.- 100с.
- Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л.: «ЭГО», 1991.-196с.
- Власов В.В. Этические проблемы прогнозирования состояния здоровья: использование генетических маркеров. // Медицина труда. — 1994. № 1 — с.35−38.
- Волков B.C., Волкова Н. В. Задачи и упражнения по детской психологии: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. № 03.07 «Педагогика и психология (дошк.)» и пед. Уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. Воспитание». — М.: Просвещение, 1991.-144с.
- Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. — М.: «Просвещение», 1981.- 126с.
- Вопросы музыкальной педагогики. Вып.7. Сб. статей / Сост. В. И. Руденко. М.: Музыка, 1986. — 160с., нот.4L Выготский JI.C. Психология развития ребенка. М., Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
- Выготский JI.C. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 1008 с. (Серия «Мир психологии»).
- Газарян С. В мире музыкальных инструментов: кн. Для учащихся ст. классов. — 2-е изд. М.: Просвещение, 1989.-192с.: ил.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов.-2-e изд.- М.: Книжный дом «Университет», 2000.- 336с.
- Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека (Возрастные особенности с основами школьной гигиены). Изд. 2-е, перераб. и доп. Учеб. пособие для пед. ин-тов. М., «Высш.школа», 1974. 468с. с ил. И табл.
- Гатаулина О.И. Педагогические условия эффективного сотрудничества учителя и учащихся в процессе развивающего обучения в начальной школе. Автореф.дис.на соиск.учен.степ. к.п.н. М., 2004.-18с.
- Гинзбург JI.C. История виолончельного искусства. Кн.4-я.- М.: Музыка, 1978.-407с., ил., 9 л. портр., нот.
- Глядешкина 3., Енько Т. С. Ф. Запорожец — педагог. М.: Музыка, 1986.-79с., нот. (Вопр. Истории, теории, методики).
- Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве: Сб. статей и материалов (Сост. Е. Бронфин). JL: Музыка, 1985.- 142с., нот.
- Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. Сборник статей. Сост., ред., вступ. статьи и коментарии Д. Д. Благого. М.: Музыка, 1975.-415с.
- Готсдинер А. Дидактические основы музыкального развития учащихся. К проблеме обучения и развития в музыкальной педагогике/ Вопросы музыкальной педагогики, 2 выпуск. — М.: Музыка, 1980.
- Гутников Б. Об искусстве скрипичной игры. JL: Музыка, 1988. — 56с.
- Давыдкина B.B. Художественные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности педагога искусства. Автореф.дис.на соиск.учен.степени к.п.н.М., 2004.- 23с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.-М.: Педагогика, 1996.-239с.
- Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности школьников.- М.: Педагогика, 1982.- 73с.
- Данилина P.A. Гуманитарно-художественное воспитание как приоритетное направление современной образовательной школы. Автореф.дис. на соиск.уч.степ. к.п.н. М., 2001.-18с.
- Дарвин Чарлз. Воспоминание о развитии моего ума и характера (автобиография). Дневник рабоы и жизни. Изд. Академии Наук СССР Москва 1957.-251с.
- Дарвин Чарлз. Изменения домашних животных и культурных растений. Под редакцией академ. Е. Н. Павловского. Издательство Академии Наук СССР Москва 1951. Ленинград. 879с.
- Дарвин Чарлз. Происхождение видов путем естественного отбора. ООО «Тайдекс Ко» Москва 2003. —494с.
- Деникина JJ. Педагогическая диагностика как движущая сила развития образовательного учреждения. Минск, 2000.- 71с.
- ДжимиХендрикс /Классик-рок. 2002.-№ 15. с.64−69.
- Друскин М. Зарубежная музыка первой половины XIX века. М. Изд-во «Советский композитор», 1967. — 106с. с ил.
- Друскин М. История и современность. Ленинград. Изд-во «Советский композитор», 1960, 316 с.
- Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьника.- М.: Педагогика, 1975.-230с.
- Зайцев H.A. Письмо. Чтение. Счет/ Художественное оформление Григорьев С. СПб: Лань, 1997.- 224с.
- Зеер Э. Ф. Психология профессий. Учебное пособие для студентов вузов.-2-е изд., перераб., доп.-М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003.- 336с.- («Gaudeamus»).
- Зисъ А.Я. Искусство и эстетика. Введение в искусствоведение. Изд.2-е, испр. и доп. М.: «Искусство», 1974.-447с.
- Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания (Сборник научных статей). Редакция: И. А. Жбанкова, О. И. Радомская, ред.-составитель Л. Г. Савенкова, М.: Институт художественного образования РАО, 2003.- 273с.
- Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. МОУ «Народный дом» № 3, 1998.- 109с.
- Исполнительская подготовка учителя музыки: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 30 700 — Музыкальное образование.- М.: Флинта: Наука, 1999. -208с.
- История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия. М.: Изд. «Просвещение», 1986 г.- 460с.
- История художественного образования в России — проблема культуры XX века. — М.: Издательский дом Российской академии образования. 2003.-412с.
- Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? — 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1989.-191с., 8л. ил. — (Б-ка учителя музыки).
- Кабалевский Д.Б. О музыке и музыкальном воспитании: Книга для учителя/ Составитель И. В. Пигарева. Ответственный редактор Г. П. Сергеева.-М., 2004.-192с.
- Кадобнова И.В., Усачева В. О., Школяр JI.B. Шестилетние дети и музыка. Воспитание музыкой: Из опыта работы/ Сост.Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева.-М.: Просвещение, 1991.-205с. — (Б-ка учителя музыки).
- Кадцын JI.M. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учеб. Пособие для вузов.- М.: Высш.шк., 1990.-303с.
- Как стать великодушным. Тренинги толерантности для подростков. Под ред.Г. У. Солдатовой. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003.-184с.
- Камилларов Е. О технике левой руки скрипача./ Под ред. Л. Н. Раабена. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1961.- 62с.
- Кант И. Критика чистого разума/ Пер. с нем. Н. О. Лосского с вариантами пер. на рус. И европ. Языки.- М.: Наука, 1999.- 655с. (Серия «Памятники философской мысли»).
- Карл Адольф Мартинсен Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: Музыка, 1977. —
- Карлгрен, Франс. Воспитание к Свободе /Пер. с нем.- М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992.-1992.-272с.:ил.
- Квинн В. Прикладная психология.- СПб: Издательство «Питер», 2000.-560с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»)
- Ковалев А.Г. Психология личности. Изд.2-е, испр. и доп. М.: «Просвещение», 1965.- 287с.
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. — М.: ТЦ Сфера, 2002. 102с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982.-254с. НЕТ ЛЕВШЕЙ,
- Контрабас. История и методика. Ред. и сост. Б. В. Доброхотов — М.: Музыка, 1974.-334с.
- Кузнецов Б.Г. Эйнштейн. Жизнь, смерть, бессмертие. М.,"Наука", 1979. 679 с.
- Лаговской В. Откуда берутся левши//Комсомольская правда в Украине. Крымский выпуск. № 126(1913/23 313) 2004 г.
- Лебеденко A.A. Радость как педагогическая категория в концепции гуманной педагогики. Автореф. на соиск.уч.степ. к.п.н. М., 2004.-19с.
- Леонтьев A.A. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). М.: Смысл, 2001. 392 с.
- Леонтьев A.A. Психология общения. 3-е изд.- М.: Смысл, 1999.- 365с.
- Леонтьев А.Н. Лекции по обшей психологии. — М.: Смысл, 2000.-511с.
- Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача: Пути, формирования и развития. М.: Музыка, 1985. — 160с., нот., ил.
- Лефрансуа Ги Психология для учителя.М.: Просвещение, 1989.- 285с.
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. Пособие по спецкурсу для студентов пед. Ин-тов. М.: Просвещение, 1985.-176с.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления (1962−1993). Санкт-Петербург «Искусство-СПБ». — 702с.
- Луначарский A.B. В мире музыки. Статьи и речи. Изд.2, допол. М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1971.-539с.
- Лурия А.Р. Л86 Лекции по общей психологии.- СПб.: Питер, 2004. -320 е.: ил. -(Серия «Мастера психологии2).
- Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк. — М.: Музыка, 1983.- 72с.
- Машинной Л. Игра наизусть. Пер. с англ., вступ.ст. и примечания Ф! Соколова. Л.: Музыка, 1967.-143с.
- Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Издательский центр «Феникс», 1999. — 256с.
- Макаренко A.C.Лекции о воспитании детей. Мн.: «Нар. Асвета», 1978.-96с.
- Макарьев //. Если ваш ребенок левша. Санкт-Петербург. Изд-во «Лань», 1995. 121с.
- Маркина Н. Мозг правшей и левшей — в чем разница? // Наука и жизнь, Москва «001 № 6 Изд-во «Пресса».
- Мастера скрипичной педагогики. Труды. /Сост. К. К. Родионов.- М.: Государственный музыкальный педагогический институт им. Гнесиных, 1974.- 171с.
- Матюшонок М.Т. и др. Физиология и гигиена детей и подростков: (Учеб. Пособие для пед. Ин-тов)/М.Т.Матюшонок, Г. Г. Турик, А.А.Крюкова- Под ред. М. П. Кравцова.- 2-е изд., перераб.- Мн.: Выш. школа, 1980.-288с., ил.
- Медушевский В. Интонационная форма музыки: Исследование.- М 42 М.: Композитор, 1993.- 262с.88
- Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошколь. воспитание"/ Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др.- Под ред. Н. А. Ветлугиной.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1982. -271с., ил.
- Михайлов М. Александр Николаевич Скрябин.Ленинград, «Музыка», 1971. 149 с.
- Мозг. Сборник статей. М.: «Мир», 1982.-278с.
- Мозговая Т. Леворукие президенты — дети «дети зеркальных богов»?/ Сегодня, 2001 .-№ 44 (467).
- Мудрость воспитания: Книга для родителей /Сост. Б.М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов.-М.:Педагогика, 1987.-288с.- (Б-ка для родителей).
- Музыкальное воспитание в СССР. Вып.2. Состав, и ред. Л. А. Баренбойм. М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1985.-270с. ПбМузыкальное воспитание в школе. Вып.13. Сборник статей/ Сост. О.Апраксина.- М. Музыка, 1978.- 104с., нот. 66−75с.
- Музыкальное искусство и наука. Сборник статей. Вып.2. Составитель Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1973.- 213с.
- Мышление школьника. — М.: Педагогика, 1990.-116с.
- Надточий Ю.Б. Формирование личностно-ориентированного подхода у педагогов к обучению дошкольников. Автореф. на соиск.уч.степ. к.п.н. М., 2002.-23C.
- Нестерюк T.B. Гимнастика маленьких волшебников. М.: Издательство «ДТД», 1991.-31с., ил.
- Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма: Учеб.пособие. М.: Музыка, 1980.- 112с., нот.
- Островская Л.Ф. Педагогические знания родителям. М.: «Просвещение», 1983.- 171с.
- Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения/ Сост. М. Г. Данильченко.- М.: Педагогика, 1985.-352с.- (Педагогическая библиотека).
- Педагогика! Под ред. Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1983.-410с.
- Первин Л., Джонс О. Психология личности: Теория и исследования /Пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. В. С. Магуна — М.: Аспект Пресс, 2000. 607с.
- Петровский A.B. Популярные беседы о психологии. М.: «Педагогика», 1977. 208с. (Библтотека для родителей.)
- Петровский A.B. Психология о каждом из нас. — М.: Российский открытый университет, 1992.- 332с.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений.- 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 512с.
- Пидкасистый П.И. Организация деятельности ученика на уроке.- М.: Педагогика, 1985.-238с.
- Пидкасистый И.И. Педагогика. — М.: Педагогика, 1988.-184с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная и познавательная деятельность школьников в обучении.- М.: МЭИ, 1980,-107с.
- Полякова Л.В. Формирование готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе. Автореф. на соиск.уч.степ. к.п.н. М., 2004. 22с.
- Понятовскш С.П. История альтового искусства.- М.: Музыка, 1984.-224с., нот.
- Проблемы музыкального мышления. Сборник статей. Составитель и редактор М. Г. Арановский.-М., «Музыка», 1974.-336с., нот.
- Программы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств). Музыкальный инструмент (скрипка, альт, виолончель). М.: Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры, 1989.-46с.
- Психологические тесты/ Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. — П86 М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- Т.2. 248с.: ил.
- Психология: Учебник для экономических вузов. Под общ. Ред. В. Н. Дружинина.-СПб Питер, 2000.- 672с.: ил.- (серия. «Учебник нового века»).
- Разные, но равные: большие психологические игры/ Под редакцией Г. У. Солдатовой. М.: Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004.-336с.
- Роль искусства в развитии способностей школьников/ Под ред. Е. К. Чухман.- М.: Педагогика, 1985.- 144с.
- Романова Е.С., Потемкина О. Ф. Р69 Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. — 256с., илл.
- Рубинштейн С.Л. Р82 Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. -713 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Русская философия'. Имена. Учения. Тексты: Сб./Сост. Солнцев Н.В.-М.: Издательский дом «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир», 2001, — 496с.-(Высшее образование).
- Серебренникова Ю.А. Познаем прекрасное. Программа и конспекты занятий для детей 6−7лет. М.: МГЛУ, 2003.-74с.
- Серебренникова Ю.А. Развитие духовного мира шестилетних детей средствами искусства. Автореф. на соиск.уч.степ. к.п.н. М., 2004.153
- Сизанов А.Н. Психологические игры: какие мы на работе и домаю Мн.: Выш.шк., 1995.- 301с.: ил.
- Сиротюк А .Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2001.-48 с.
- Слободяник А.П. Психотерапия, внушение, гипноз. Киев: «Здоров*я», 1977.- 480с.
- Совершенно секретно.№ 44 (467), 16.11.2001.
- Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. — Л.: Советский композитор, 1980.-294с.
- Сохор А. Воспитательная роль музыки. JL: Государственное музыкальное издательство, 1969.-64с.
- Спасов Б., Холопова В. Н. Ритмические прогрессии и серии//Проблемы музыкального ритма. М.: Музыка, 1980.- стр.261−293.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997 г.-736с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения Т. 1, М.: Изд. «Педагогика», 1979 г.- 558с.
- Сухомлинский B.A. Избранные педагогические сочинения Т.2, М.: «Педагогика, 1980 г.-383с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения Т.З, М.: Изд. «Педагогика», 1981 г.-639с.
- Тарасенко Н.Д., Лушанова Г. И. Что вы знаете о своей наследственности? 2-е изд., испр. и доп. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991. — 112с.
- Теория и история хорового исполнительства. Сборник трудов. Выпуск № 142. М.: Российская Академия музыки им. Гнесиных, 1998. — 149с.
- Ушинский К Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1−2 Под ред.
- A.И.Пискунова (отв. Ред), Г. С. Костюка, Д. О. Лордкипанидзе, М. Ф. Шабаевой. М.: «Педагогика», 1974 (Пед. б-ка).
- Фейгин M Индивидуальность ученика и искусство педагога. Изд.2, перераб., допол. М.: Музыка, 1975. — 108с.
- Философия: Учебник под ред. проф. О. А. Митрошенкова. — М.: Гардарики, 2004.- 655с.
- Фокина Е.А. Формирование межличностных отношений одаренных детей со сверстниками в гетерохронных коллективах массовой начальной школы. Автореф.дис.на соиск.уч.степен. к.п.н. Москва, 2003.-18с.
- Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. — М.: Просвещение, 1983.- 160с. — (Б-ка клас. Руководителя).
- Хван Т.А., Хван П. А. Безопасность жизнедеятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.- 352с.
- Хофман Б. Альберт Эйнштейн. Творец и бунтарь. М., «Прогресс», 1983. 214 с.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И. Н. Ильясова, В. Я. Ляудис. Издательство Московского Универистета, 1980. -291с.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980гг./Под ред. И. И. Ильясова,
- B.Я.Ляудис.-М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.-304с.
- Художественное творчество и ребенок. Монография. Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., «Педагогика», 1972.- 286с.
- Хуго Беккер, Даго Ринар. Техника и искусство игры на виолончели. Пер. с нем. А. В. Броун (1 часть), К. Л. Новогрудский (2 часть), Ред. Б. В. Доброхотов.-М.: Музыка, 1978.-285с.
- Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. К анализу методологических парадоксов науки о музыке. — М.: Музыка, 1989.-223C., илл.
- Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1993.-318с.
- Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. 198с.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.2/ Под ред. Н. П. Кузина, М. НСкаткина, В. Н. Шацкой.- М.: Педагогика, 1980.- 416с. -(Пед.б-ка).
- Шмиделъ Г. «Битлз» жизнь и песни/ Пер. с нем. 2-е изд. — М., «Музыка», 1990. 159 с.
- Шохор-Троцкая М. Не переучивайте левшу!// Наука и жизнь. 2004. № 8 Изд.-во «Пресса».
- Шульговский В. Основы физиологии. М.: Педагогика, 1999.- 195с.
- Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника: и художественный образ.- JL: Музыка, 1986.- 128с.
- Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под ред. Д. И. Фельдштейна. Вступ. статья Д.И.Фельд-штейна.- М.: Международная педагогическая академия, 1995.-224с.
- Энциклопедия воспитания и развития дошкольника. Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.-480 е.: ил.
- Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза. Сборник научных трудов. М.: Владимирский государственный педагогический Университет ИХОР АО, 2003.- 204с.
- Ямпольский КМ. Основы скрипичной аппликатуры.- М.: Музыка, 1977.-183с. с ил., нот.
- Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие М.: Постскриптум, 1993.-312с.
- Ярошевский М.Г. История психологии. 2-е перераб. изд. М.: «Мысль», 1976.- 463с.