Аудит как средство улучшения качества образовательного процесса в вузе
Диссертация
На основе результатов эмпирического исследования в диссертации доказано, что аудит качества существенно улучшает качество образовательного процесса в вузе (наблюдается позитивная динамика в таких показателях образовательного процесса, как целеполагание и мотивация учебной деятельности, научно методический уровень преподавания, гуманистическая направленность обучения, уровень педагогических… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Концептуально-методологические основы исследования аудита как средства улучшения качества образовательного процесса в вузе. м ' - i '
- 1. 1. ' Анализ методологических подходов к исследованию качества высшего образования
- 1. 2. Экспертиза качества высшего образования в контексте тенденций развития современного вуза
- 1. 3. Сущностные характеристики аудита качества образовательного процесса как педагогического феномена
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Экспериментальное исследование внутреннего аудита качества образовательного процесса в вузе
- 2. 1. Анализ реализации системы качества в Новгородском государственном университете
- 2. 2. Экспериментальная апробация методики проведения внутреннего аудита качества образовательного процесса в вузе
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Аванесов Е.К. Аудит, добавляющий ценность Текст./ Е.К. Аванесов// Методы менеджмента качества. — 2001. — № 8. — С.14−17.
- Азаров В. Н. Строителев В.Н., Бойцов Б. В. Новые подходы в системе подготовки и переподготовки кадров в области управления качеством Текст./ В. Н. Азаров, В. Н. Строителев, Б.В. Бойцов// Качество, инновации, образование.- 2002. № 2.
- Алексеева JI. П. Интеграционные процессы в образовании и профессионализм преподавателей высшей школы: обзорная информация Текст./ JI. П. Алексеева, Н. С. Шаблыгина.— Москва: НИИВО, 2003 .— 52 с.
- Артемьева М.Н., Рахлин К. М. Анализ результативности процесса внутреннего аудита Текст./ М. Н. Артемьева, К.М. Рахлин/ Методы менеджмента качества. 2004. — № 2. — С.43−46.
- Байденко В.И. Болонский процесс: Структурная реформа высшего образования Европы Текст./ В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2002. — 126 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст./ В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989.- 192с.
- Бойцов Б.В., Крянев Ю. В. Антология русского качества Текст./ Б. В. Бойцов, Ю. В. Крянев. М.: РИА Стандарты и качество, 2000.-432с.
- Болонский процесс: Бергенский этап Текст./ Под науч. ред. д-ра пед. Наук, профессора В. И. Байденко. М.: Исследовательский центрпроблем качества подготовки специалистов, Российский Новый университет, 2005.- 174 с.
- Большая Советская энциклопедия Текст. М., 1973. — Т.11 —1. С.551
- Большой толковый словарь русского языка. С.-Пб., 1998. —1. С.423
- Бордовский Г. А. Управление качеством образовательного процесса в вузе / Г. А. Бордовский // Ценности современного образования: регион. аспект / Сев.-зап. отд-ние РАО, ПГУ. Архангельск, 2004. — С. 178 180.
- Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала Текст./ Е. А. Борисова. СПб.: Питер, 2003. — 288с.
- Буркова Н.Г. Педагогический мониторинг как средство эффективности подготовки учителя: Автореф. дис.канд. пед. наук Текст./ М. Ин-т теории образования и педагогики, 1998. — 20с.
- Васильева Е. Ю. Оценка и самооценка: мотивы улучшения качества деятельности преподавателей вуза Текст./ Е. Васильева// Alma Mater. 2005. — № 11. — С.25−30.
- Вербицкий А.А. Психолого-педагогические основы образования взрослых Текст. / А. А. Вербицкий // Новые знания. Статья 2.- 2001.-№ 2.
- Вишняков С.М. Профессиональное образование. Словарь Текст./ С. М. Вишняков. М., 1999. — 121 с.
- Википедия. Свободная энциклопедия Электронный ресурс.// Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.
- Вроейнстийн А.И. Оценка качества высшего образования Текст./ А. И. Вроейнстийн. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. — 180 с.
- Всемирная декларация «Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры» Текст.// материалы Конференции ЮНЕСКО
- Париж, 5−9 октября 1998 г.).
- Выготский JI.C. Педагогическая психология Текст./ JI.C. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — С. 82−83
- Гавриков А.Д., Ильяшенко Н. Н., Исаев В. А., Поровский Г. С. Как учить менеджменту качества Текст./ A.JI. Гавриков, Н. Н. Ильяшенко, В. А. Исаев, Г. С. Поровский// Служебная лестница. 2003. — № 2 — С. 20−23.
- Гавриков А.Л., Исаев В. А., Каплунович Т. А., Певзнер М. Н. и др. Стратегический менеджмент вуза: Учеб. Пособие Текст./ А. Л. Гавриков, В. А. Исаев, Т. А. Каплунович, М. Н. Певзнер. Великий Новгород, 2003.-328 с.
- Гегель Г. В. Наука логики Текст./ Г. В. Гегель// Изд-во Мысль, 1998.-1072 с.
- Горб В.Г. Теоретические основы мониторинга образовательной деятельности/ В. Г. Горб// Педагогика. 2003. — N 5. — С. 10−14.
- ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М.: Изд-во стандартов, 2001.- 26с.
- ГОСТ Р ИСО 9001−2001. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2001.- 21с.
- ГОСТ Р ИСО 9004−2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.- М.: Изд-во стандартов, 2001.-45с.
- ГОСТ Р ИСО 19 011−2003. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента.-М.: Изд-во стандартов, 2003 .-31 с.
- Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.tpu.ru/print/teacher.htm.
- Давыдова J1.H. Слагаемые качества образования Текст./ JI.H. Давыдова// Alma Mater (Вестник высшей школы). 2004, — № 11.- С.49−50.
- Давыдова JI.H. Различные подходы к определению качества образования Текст./ JI.H. Давыдова// Качество. Инновации. Образование.- 2005. № 2. — С. 5−7.
- Данилов И.П., Данилова Т. В. Бенчмаркинг как основа создания конкурентоспособного предприятия Текст./ И. П. Данилов, Т. В. Данилова.- М.: РИА Стандарты и качество, 2005. 72с.
- Деминг Э. Выход из кризиса: новая парадигма управления людьми, системами и процессами: пер. с англ. Текст./ Э. Деминг. Аль-пина бизнес букс, 2007. — 418с.
- Джуран Дж. Качество в истории цивилизации: эволюция, тенденции и перспективы управления качеством: в 3 т Текст./ Дж. Джуран. -М.: Стандарты и качество, 2004. 207 с.
- Ежегодный отчет ректора НовГУ о деятельности университета
- Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/3331.
- Ермощенко Б., Подоренко В., Литвинова Т. Система управления качеством Текст./ Б. Ермощенко, В. Подоренко, Т. Литвинова// Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С.9−15.
- Жуковская З.Д. Методологические основания и технология разработки функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе Текст.: дисс. .д-ра пед. наук. — СПб.: СПбГУ, 1994.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия Текст./ И. А. Зимняя. -М.: Исследовательский центр проблем качества" подготовки специалистов, 2004.
- Зонис М., Качество образовательных услуг главное условие успеха Текст./ М. Зонис// Новые знания. — 2002. — № 2: — С.20−23.
- Зотов Ф.П., Копнов В. А. Методика внутреннего аудита учебных процессов в вузе: сб. материалов EQ 2001 Текст./ Ф. П. Зотов, В. А. Копнов. — Новосибирск, НГТУ, 2001.
- Идиятуллина Л.Р. Аудит персонала Текст./ Л.Р. Идиятуллина// Служебная-Лестница. 2002. — № 1. — С.38
- Ильенкова С.Д. Управление качеством: Учебник для вузов Текст./ С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, B.C. Мхитарян и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. 334с.
- Ильяшенко Н.Н. Система менеджмента качества Новгородского государственного университета: процесс взаимодействия с заинтересованными сторонами Текст./ Н.Н. Ильяшенко// «Качество. Инновации. Образование». 2005. -№ 3. — С.49−52.
- Ильяшенко Н.Н., Исаев В. А. Аудит как элемент системы мониторинга качества образования Текст./ Н. Н. Ильяшенко, В. А. Исаев // Мониторинг качества образования: Межвуз. сб. науч. ст. — СПб.: ЛОИРО, 2005.-С. 38−42.
- Ильяшенко Н.Н., Поровский Г. С. Аудит качества педагогической системы Текст./ Н. Н. Ильяшенко, Г. С. Поровский// Материалы XI Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика», 2006. С.21−28.
- Ильяшенко Н.Н., Исаев В. А., Поровский Г. С. Образовательная политика Новгородского государственного университета в области менеджмента качества Текст./ Н. Н. Ильяшенко, В. А. Исаев, Г. С. Поровский// Качество. Инновации. Образование. Май, 2003. — С. 18−21.
- Исикава К. Японские методы управления качеством Текст./ К. Исикава. М.: Наука. 1988. — 385с.
- Кальней В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». Метод, пособие для учителя Текст./ В. А Кальней, С. Е. Шишов. М.: педагогическое общество России, 1999. — 86 с.
- Каплунович Т.А., Федорова Е. В. Экспертиза педагогическойдеятельности в процессе аттестации кадров. Учебное пособие Текст./ Т. А. Каплунович, Е. В. Федорова. Великий Новгород: НРЦРО, 2003. — 68с.
- Качалов В. Проблемы управления качеством в вузах Текст./ Качалов В.// Стандарты и качество. 2000. — № 9. — С. 84−88.
- Качалов В., Субетто А. Российские менеджеры по качеству: позиции укрепляются Текст./ В. Качалов, А. Субетто// Стандарты и качество. 2004. — № 7.- С.74−81.
- Келс Г. Р. Процесс самооценки Текст./ Г. Р. Келс// пер. с англ. в сокр. О. Бухиной. М.: Московский общественный научный фонд- ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 1999.- 152с.
- Колесников А.А., Степанов С. А., Щербаков А. Ю. Менеджмент качества в образовательном учреждении. Часть 2. Оценка систем менеджмента качества Текст./ А. А. Колесников, С. А. Степанов, А.Ю. Щербаков// СПб., Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2000. 108 с.
- Коломиец Б.К. Исследование и разработка функциональных структур активных иерархических систем управления Текст.: дисс.. .канд. тех. наук. — Киев, 1974.
- Конаржевский Ю. А. Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса: (Для директоров и заместителей директоров шк.) Текст./ Ю.А. Конаржевский-М.: Образоват. центр. «Пед. поиск», 1997.-Ч. 2.-77 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Текст./ Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N393.
- Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг (Проект) Текст.// Стандарты и качество. — 2001. № 4. — С.4−10.
- Кощий С.С. Самооценка и ее роль в развитии и совершенствовании менеджмента качества Текст./ С.С. Кощий// Стандарты и качество, 2002.-№ 10:-С.61−63*.
- Лапидус В.А., Рекшинский А. Н. Диалог консультанта с руководителем компании. Изд-е 2-е. Текст./ В. А. Лапидус, А.Н. Рекшинский// Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2001. 110с.
- Лебедева Е.А. Оценка1 качества учебного процесса* и деятельности преподавателя по показателю «удовлетворенность потребителя. Текст.: дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01/ Елена Анатольевна Лебедева. — Новосибирск, 2004.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структуры, перспективы. 2-е изд. перераб. Текст./ В. С. Леднев. М.: Высш. шк., 1991.- 224 с.
- Матрос Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга Текст./ Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н.Н. Мельникова// М.: Педагогического общество России, 1999. — 96с.
- Матюхин В.А. Оценка деятельности преподавательского состава в вузах США Текст./ В.А. Матюхин// М., 1992.
- Менеджмент качества в вузе Текст./ Под ред. Ю.П. Похолко-ва, А.И. Чучалина// Томск: Изд. ТПУ. 251 с.
- Миссия НовГУ Электронный ресурс.// Режим доступа: http .7/www.no vsu.ru/dept/2 164 947/i .2429/?id=2912.
- Можаева Т.П. Повышение качества образовательных услуг в техническом вузе на основе процессного подхода и мониторинга усвоения материала лекционных курсов Текст.: дисс. .канд. тех. наук: 05.02.23/ Татьяна Петровна Можаева. Брянск, 2004.
- Никитина Н.Ш. Оценивание качества основной образовательной программы Текст./ Н.Ш. Никитина// Образовательные технологии. — 2004. № 1.- С. 115−123
- Новиков Д.А., Глотова Н. П. Модели и механизмы управления' образовательными сетями и комплексами Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.guma.oglib.ru/bgl/7470.html.
- Образовательная программа подготовки магистрантов НовГУ по дополнительной квалификации „Преподаватель высшей школы“ Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.novsu.rU/doc/official/i.332 l/?id=3326
- Объединить потенциал образования и науки для создания общества знаний: доклад Министра образования и науки России (г. Ярославль, 03.04.2004) Текст.// Официальные документы в образовании.-2004.-№ 19.-С. 12−20.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка Текст./ С.И. Ожегов// М.: Советская энциклопедия, 1972. 846 с.
- Окрепилов В.В. Менеджмент качества Текст./ В.В. Окрепи-лов// СПб.: Наука, 2003. 992 с.
- О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации: информация Министерства образования и науки России, подготовленная к заседанию коллегии 04.11.2004» Текст.// Официальные документы в образовании, — 2005. № 1. — С.6−18.
- О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации: доклад министра образования и науки РФ Фурсенко А. А. на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г.
- О реорганизации управления образованием и наукой и перспективных задачах высшей школы: постановление Совета Российского союза ректоров (г.Ярославль, 03.04.2004) Текст.// Официальные документы в образовании. 2004.- № 19.- С.21−26.
- Отчет о самообследовании вуза по основным* направлениям деятельности университета Электронный ресурс.// Режим доступа: http ://www.novsu.ru/doc/official/i .3321/?id=3324.
- Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего Текст./ В. П. Панасюк. СПб.: КАРО, 2003.-384с.
- Перечень подготовки по направлениям и специальностям НовГУ на каждый учебный год Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.novsu.ru/doc/offlcial/i.3321/?id=3324.
- Политика и цели НовГУ в области качества Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.novsu.ru/dept/2 164 947/i.2429/?id=2900.
- Положение об аттестации студентов Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/3478.
- Положение об итоговой государственной аттестации выпускников НовГУ Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/3484.
- Положение об обучении студентов по рейтинговой системе Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/3477.
- Положение об уполномоченных по качеству НовГУ Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.novsu.ru/dept/2 164 947/i.2429/?id-2935.
- Положение об основной образовательной программе специальности (направления подготовки) Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/4732.
- Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании Текст./ В.М. Полонский// М.: МИРОС, 1995. 80 с.
- Поровский Г. С. На пути к успеху. Развитие культуры качества в вузе Текст./ Под общей ре. Г. С. Поровского- НовГУ имени Ярослава Мудрого. — Великий Новгород, 2006. 104 с.
- Поташник М.М., Левит М. В. Как подготовить и провести открытый урок. Учебное пособие Текст./ М. М. Поташник, М. В. Левит. Издательство Педагогического общества России, 2004. 112с
- Постановление Российского союза ректоров № 1 «О стратегии развития образования и науки в свете основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации» от 25.10.2004// Официальные документы в образовании.- 2005. № 1.- С.19−22.
- Приоритетные направления развития образовательной системы. Российской Федерации Электронный ресурс.// Протокол № 47, раздел I, Заседания Правительства Российской Федерации,' 9 декабря 2004 г. Режим доступа: http://www.ksu.ru/infres/docs/nro2006.doc.
- Процедуры оценки качества в Европейском высшем образовании Электронный ресурс.// Доклад № 5 Европейской сети обеспечения качества в высшем образовании. Режим доступа: http://www.see-ducoop.net/education in/pdf/enqa-survey-oth-rsn-t02.pdf.
- Путин В.В. Создать в России конкурентоспособную систему генерации, распространения и использования’знаний Текст./ В.В. Путин// Высшее образование сегодня.- 2004. -№ 11.- С.2−3.
- Рахутин Г. С. Концепция разработки унифицированной системы показателей качества Текст./ Г. С. Рахутин// Стандарты и качество.2004.-№ 1.- С.86−88.
- Реформа и развитие высшего образования Текст./ Программный документ// ЮНЕСКО Париж, 1995. — С. 13
- Робертсон Б. Лекции об аудите качества Текст./ Б. Робертсон// М.: РИА «Стандарты и качество», 2000. — 264 с.
- Роджерсон Дж. Использование аудита при проверке качества образовательных программ Текст./ Дж. Роджерсон// Качество. Инновации. Образование.- 2002. № 3.- С. 61−64.
- Российская педагогическая энциклопедия. Гл. ред. В. В. Давыдов Текст./ М., 1993. — 607 с. — В 2-х т. — Т. 1.
- Руководство по качеству НовГУ Электронный ресурс.// Режим доступа: http^/ww^iovsiM^
- Рыбалова И.А. Квалитативный подход в подготовке руководителей дошкольных учреждений к организации мониторинга качества образования Текст.: дисс. канд. пед. наук: 13.00.08/ Ирина Анатольевна Рыба-лова. Великий Новгород, 2004.
- Свиткин М.З., Рахлин К. М., Мацута В. Д., Дымкина О. Д. Настольная книга внутреннего аудитора Текст./ М. З. Свиткин, К. М. Рахлин, В. Д. Мацута, О. Д. Дымкина. СПб.: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕЙ, 1999.-68с.
- Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования Текст./ Н. А. Селезнева. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 79с.
- Скок Г. Б., Лыгина Н. И. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учебное пособие Текст./ Г. Б. Скок, Н. И. Лыгина. М.: Педагогическое общество России, 2003.- 96с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст./ С. Д. Смирнов. М.: Аспект Пресс, 1995.-271 с.
- Стандарты и директивы качества в высшем образовании Европейской Ассоциации по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA) Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.enqa.eu/files/ESG v03 .pdf.
- Степанов С.А. Модель и критерии эффективности внутриву-зовской системы менеджмента качества Текст./ С.А. Степанов// Качество. Инновации. Образование. 2004. — № 1. — С. 30−37.
- Стратегический план развития НовГУ на период до 2010 года Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.novsu.ru/dept/2 164 947/i.2429/?id=2944.
- Стратегия модернизации содержания общего образова-нияЭлектронный ресурс./ Материалы для разработки документов по обновлению общего образования Москва, 2001. Режим доступа: http://www.informika.ru/text/school/strateg/.
- Субетто А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы Текст./ А.И. Субетто// СПб.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.- 498с.
- Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста Текст./ Ю.Г. Татур// Высшее образование сегодня. — 2004. № 3. — С.20−26.
- Татур Ю.Г. Проектирование образовательного процесса в вузе: Учеб. Пособие Текст./ Ю.Г. Татур// М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 97 с.
- Трапицын С.Ю. Подготовка экспертов по оценке качества деятельности преподавателей вузов Текст./ С. Ю. Трапицын, Е. Ю. Васильева// Высш. образование сегодня. 2005. — № 4. — С. 22−25.
- Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие Текст./ Под ред. М.М. Поташника// М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.
- Фейгенбаум А. Контроль качества продукции Текст./ Пер. с англ. -М.: Экономика, 1986. -476 с.
- Филиппова Е.Ф. Управление качеством образования в современном лицее. Текст.: дисс. .канд. пед. наук: 13.00.08/ Елена Федоровна Филиппова. — Великий Новгород, 2003.
- Фролов Ю.В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов Текст./ Ю. В. Фролов, Д.А. Махотин// Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С.34−41.
- Фурсенко А.А. Модернизация образования на новом витке: цели и средства Текст./ А.А. Фурсенко// Образование в документах. 2004. — № 19. — С.13−15.
- Фуряева Т.В. Экспертиза университетов: опыт ФРГ Текст./ Т.В. Фуряева// Высшее образование сегодня. — 2005. № 2. — С. 44−48.
- Чучалин А., Герасимчук И. Качество высшего образования как общественно значимый результат/ А. Чучалин, И. Герасимчук// Alma Mater (Вестник высшей школы). 2006. — № 11. — С. 26−32.
- Шадриков В.Д. Качество высшего образования: Понятия, концепции, практические подходы Текст./ В.Д. Шадриков// Университетская книга. -2001. № 5 (54). — С.8−13.
- Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход Текст./ В.Д. Шадриков// Высшее образование сегодня. — 2004. № 8. — С.26−31.
- Шамова Т.И., Давыденко Т. М. Управление процессом формирования системы качеств знаний Текст./ Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. М.:Прометей, 1990. 112с.
- Шелапутина С.В. Проектирование системы менеджмента качества подготовки студентов инженерного вуза на основе международных стандартов ИСО 9000:2000 и ИСО 9001:2000 Текст.: дисс. .канд. пед. наук: 13.00.08/ Светлана Валерьевна Шелапутина Самара, 2003.
- Шерайзина P.M., Марон А. Е. Педагогический анализ и экспертиза инновационной деятельности учителя: В помощь руководителей городских и сельских образовательных учреждений Текст./ P.M. Шерайзина, А.Е. Марон// Новгород: Изд-во НовГК. 1994. 58 с.
- Шестаков A.JI. МС ИСО серии 9000: иллюзии и реальность Текст./ A.JI. Шестаков// Методы менеджмента качества. — 2003. № 6. — С.37−44.
- Шерайзина P.M. Лидерство и командный менеджмент в стратегическом управлении вузом: Учебное пособие Текст./ P.M. Шерайзина.
- Великий Новгород: НовГУ им: Ярослава Мудрого, 2003 7 п.л.
- Шишов С.Е., Кальней В-А. Мониторинг качества образования в школе Текст./С:Е. Шишов- В.А. Кальней//Mi, 1998-—365с.
- Щеглов П.Е., Никитина НЛП. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов Текст./ П. Е. Щеглов, H.III. Никитина// Управление качеством образования-- 2003. № 1. — С.46−59.
- Г45-- ЯновскийШ: М, Малов-И®В^ Работа преподавателя^вуза: объективизация-оценки ее качества Текст./ JI.M. Яновский, И.В. Малов// Качество. Инновации. Образование. — 2005: № 2. — С. 35−37.
- Becher T. Making Audit Acceptable: A- collegialbApproach, to: Qual-ity Assurance Text./ T. Becher// Quality Management in Higher Education Institutions. Course 31 LEMMA Publishes — The Netherlands, 2000. — P.138−155. .'
- Braskamp, L. A., Ory, JIG* Assessing faculty work: enhancing individual and institutional performance Text./ L. A. Braskamp, J. С Ory// Jossey-bass, 1994. — 333p.
- Evans J., Lindsay W. The Management and? Control of Quality. Third edition Text./ J. Evans, W. Lindsay// West Publishing Company, 1996. — 767p.
- Federkeil, G. Benchmarking und Ranking als: Instrumente des-Leistungvergleichs- Qualitatsentwicklung in der postgradualen Weiterbildung Text./ G.Federkeil. Munster, 2004.
- Freed, J.E., Klugman M.R. Quality/ Principles and- Practices in Higher Education: Different Questions for Different Times Text./ J.E. Freed, M.R. Klugman// Series on- Higher Education. American: Council1 on Education and Oryx Press, 1997. 254p.
- Glasser, William. The Quality School Teacher: Specific suggestions for teachers who are trying to implement the lead-management ideas of The Quality School in their classrooms Text./ William Glasser// Harper Perennial, 2000.-200р.
- Gosling D., D’Andrea V. Quality Development: a New Concept in Higher Education Text./ D. Gosling, V. D’Andrea// Quality in Higher, Education, vol. 7, No. 1,2001.
- Graumann O., Keck R.W., Pewsner M. Schul- und Hochschulma-nagement: 100 aktuelle Begriffe Text./ O. Graumann, R.W. Keck, M. Pewsner// Universitatsverlag Hildesheim, 2004. — 246s.
- Hey wood' J. Assessment in Higher Education: Student Learning, Teaching, Programmes and Institutions Text./ J. Heywood// Jessica Kingsley Publishers, London, 2000. 448p.
- Kindred, Leslie W., Don Bagin, Donald R. Gallagher. The School and Community Relations, 2nd edition Text./ Leslie W. Kindred, Don Bagin and Donald R. Gallagher// Englewood Cliffs: Prentice-Hall- 1976. 289p.
- Kogan M., Bauer M., Bleiklie I., Henkel M. Transforming Higher Education: a Comparative Study Text./ M. Kogan, M. Bauer, I. Bleiklie, M. Henkel// Jessica Kingsley Publishers. London and Philadelphia, 1988. — 240p.
- Krontaler, L. Automie muss gelernt warden. In: Reil, Т.- Winter, M. (Hrsg.): Qualitatssicherung an Hochschulen: Teorie und Praxis Text./ J.Timm. -Bonn, 1999. -S. 68−79.
- Massy, W.F. Honoring Trust: Quality and Cost Containment in Higher Education Text./ W.F. Massy// Anker Publishing Company, Inc. Bolton- Massachusetts, 2003. 376 p.
- Rao A. Total Quality management: A Cross Functional Perspective Text./ A. Rao// John Wiley and Sons, New York, 1996. 63 Op.
- Schwarz S., Westreheijden D.F. Accreditation and Evaluation in the European Higher Education Area Text./ S. Schwarz, D.F. Westreheijden// Kluwer academic publishers, Dordrecht, 2004. — 493p.
- Timm, J. Kotaktmanagement und Zielvereinbarungen. In: Reil, Т.- Winter, M. (Hrsg.): Qualitatssicherung an Hochschulen: Teorie und Praxis
- Text./ J.Timm. Bonn, 1999. — S. 62−67.1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курсам
- Современный менеджмент качества в вузе.
- Внутренний< аудит системы менеджмента качества"для слушателей, проходящих повышение квалификации
- Всего часов занятий 72 часа Из них аудиторных — 40 часов, самостоятельная работа — 32 часа.1. ВВЕДЕНИЕ
- Тема 1. Русский1 регистр. Ассоциация по сертификации
- Тема 2. Актуальность проблемы! качества в высшем образовании. Российский, европейский и мировой аспекты
- Практическое занятие 1. (групповая работа, презентация): Экспресс-самооценка деятельности подразделения университета в области качества по критериям модели организационного совершенства EFQM.
- ТЕМА Качество и критерии его оценки
- Практическое занятие 2. (групповая работа, презентация): Определение критериев качества составляющих образовательного процесса и его результатов.
- ТЕМА 4. История развития менеджмента качества
- Практическое занятие 3- (групповая работа, презентация): Определение основных групп заинтересованных сторон в деятельности института (факультета) и их потребностей.
- Тема 5. Международные стандарты ИСО серии 9000.
- Практическое занятие 4. (групповая работа, презентация): Разработка информационной модели (графическое представление) процессов образовательной деятельности НовГУ. Карта процесса.
- Тема 6. Система менеджмента качества (СМК)
- Практическое занятие 5. (групповая работа, презентация): Самооценка вуза по критериям модели «Системы обеспечения качества подготовки специалистов». t
- Тема 7. Система менеджмента качества ВУЗа на основе требований ГОСТ Р ИСО 9001−2000
- Практическое занятие 6. (групповая работа, презентация):а)Разработка одного из разделов Руководства по качеству СМК вуза-б)Разработка документированной процедуры СМК вуза.
- Тема 8. Применение методов и инструментов менеджмента качества в образовательных учреждениях.
- Практическое занятие 7. (групповая работа, презентация): Применение одного из инструментов менеджмента качества для контроля и улучшения рабочих процессов вуза.
- ТЕМА 9. Аудит и оценка качества образовательных услуг.
- Практическое занятие 8. (групповая работа, презентация): а) Составление Программы и Плана внутренних Аудитов различных видов деятельности образовательного процесса вуза.-б)Подготовка опросного листа аудита качества процесса обучения по дисциплине.
- Текущий контроль (Промежуточный экзамен по содержанию и структуре семейства ИСО 9000:2000, Приложение 1)
- Итоговый экзамен по курсу.5. Самостоятельная работа.
- Самостоятельная работа слушателей курсов заключается в доработке заданий аудиторных практических занятий с адаптацией к условиям собственного вуза- подготовке к промежуточному и итоговому экзамену по курсу.
- МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
- Назначение и область применения
- Процедура распространяется на все структурные подразделения НовГУ входящие в СМК.2. Нормативные ссылки
- Термины, определения, обозначения и сокращения3.1 В настоящей процедуре использованы термины и их определения всоответствии с ИСО 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001−2001) и ИСО 19 011:2002, а также:
- Аудит адекватности определение степени соответствия документов системы менеджмента качества установленным требованиям.
- Аудит соответствия — установление степени, с которой система менеджмента качества понята, внедрена и соблюдается персоналом (фактическое соблюдение персоналом установленных требований).
- Адресность указание на применимость к конкретным исполнителям.
- Внутренние проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
- Значительное несоответствие (категория 1) — несоответствие системы менеджмента качества, которое с большой вероятностью может повлечь невыполнение требований потребителей.
- Несоответствие — невыполнение или отклонение от требования, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
- Несоответствия подразделяются на две категории: значительные и малозначительные.
- Плановая внутренняя проверка — систематическая внутренняя проверка, которая проводится в запланированные сроки.
- Подразделение — кафедра, лаборатория, факультет, институт, отделение, центр и т. д., в соответствии утвержденной академическойструктурой НовГУ.
- Проверка процедуры^ процесса — независимый анализ соответствия выполнения требований, заданных в нормативных документах внешнего и внутреннего происхождения, в организационно-распорядительных документах НовГУ.
- Проверка услуг проверка соответствия фактических показателей требуемых для определения степени выполнения: предъявленных требований к качеству образовательной, методической иной услуги.
- Системность (документации) — структурирование документации с указанием четких взаимосвязей между документами.
- Уведомление свидетельство аудита, не носящее характер: несоответствия и фиксируемое с целью предотвращения возможного несоответствия.
- Внутренние проверки проводятся по следующим причинам: выполнение Графика проведения Г внутренних проверок, утвержденного ректором-- поступление претензий от потребителей по качеству образовательных услуг и ее предоставления.
- При выполнении внутренней проверки, кроме того, могут быть проверены: — отдельные подразделения-- процессы и процедуры-