Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Аудит как средство улучшения качества образовательного процесса в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе результатов эмпирического исследования в диссертации доказано, что аудит качества существенно улучшает качество образовательного процесса в вузе (наблюдается позитивная динамика в таких показателях образовательного процесса, как целеполагание и мотивация учебной деятельности, научно методический уровень преподавания, гуманистическая направленность обучения, уровень педагогических… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Концептуально-методологические основы исследования аудита как средства улучшения качества образовательного процесса в вузе. м ' - i '
    • 1. 1. ' Анализ методологических подходов к исследованию качества высшего образования
    • 1. 2. Экспертиза качества высшего образования в контексте тенденций развития современного вуза
    • 1. 3. Сущностные характеристики аудита качества образовательного процесса как педагогического феномена
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальное исследование внутреннего аудита качества образовательного процесса в вузе
    • 2. 1. Анализ реализации системы качества в Новгородском государственном университете
    • 2. 2. Экспериментальная апробация методики проведения внутреннего аудита качества образовательного процесса в вузе
  • Выводы по второй главе

Аудит как средство улучшения качества образовательного процесса в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема обеспечения качества общего и профессионального образования занимает одно из центральных мест в образовательных реформах нашего государства1, выступая одновременно целью их проведения и важнейшим критерием успеха принимаемых мер. Подтверждением этого является одобренная Правительством РФ.

I, | - | «Концепция модернизации российского образованияша период до 2010 года», в которой сформулирована главная задача российской образовательной политики — «.обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным, и перспективным потребностям личности, общества и государства"-[62].

Действие рыночных механизмов, возрастание конкуренции на рынке образовательных и научно-исследовательских услуг требует от вузов улучшения качества, поскольку именно качество образования в современных условиях определяет конкурентоспособность как отдельно взятого университета, так и национальной системы образования в целом.1.

В этой связи происходят существенные изменения в управлении качеством подготовки специалистов: акцент смещается с организационно-структурных вопросов на вопросы управления качеством образовательного процесса и качеством специалиста как вершины этого процесса.

Актуальность улучшения качества образовательного процесса в вузе усиливается в связи с интернационализацией высшего образования. Интеграция России в европейское и мировое культурно-образовательное пространство требует соответствия российской системы образования принципам Болонской декларации (В.И.Байденко) и Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века. В данных документах говорится об улучшении качества высшего образования как об одной из ключевых задач настоящего и будущего, о «.формировании европейской системы обеспечения качества высшего образовании и развития европейского сотрудничества в области контроля качества (образования) с целью выработки сопоставимых критериев и методологий» [5, 9, 20].

Интернационализация высшего образования позволяет оптимально сочетать отечественный и зарубежный опыт управления качеством высшего образования. Так, в отечественной высшей школе (как, впрочем, и во всей системе образования) существует многолетняя3 практика управления образовательным процессом по конечному результату, который описывался знаниями, умениями и навыками выпускника, необходимыми для его успешной профессиональной и, отчасти, социальной деятельности. В европейских странах управление системой-образования, в том числе высшего, базируется на контроле процессов, поскольку к необходимому резульI тату приводит хорошо управляемый и качественно осуществляемый образовательный процесс.

Исходя из мирового опыта управления качеством образования, в отечественной высшей школе все более актуальным становится контроль процессов, который осуществляется как самим учебным заведением (самопроверка), так и внешними организациями с целью предотвращения оказания некачественной услуги.

Сегодня в механизмы контроля и оценки качества высшего образования постепенно внедряется технология аудита, ориентированная на образовательный процесс как объект исследования и постоянного улучшения [45, 6, 158]. Важность аудита как инструмента менеджмента для мониторинга и проверки результативности политики организации в области качества подчеркивается и в российских стандартах качества ГОСТ Р ИСО серии 9000 версии 2001 года [29−32]. Однако следует заметить, что в России аудит качества пока еще не завоевал признание в высшем образовании, т.к. в нашей стране аудит относят к финансовой и производственной сферам и не рассматривают его как педагогический феномен. В этих условиях разработка научно-методических и теоретических основ аудита качества, а также методики проведения внутренней оценки и улучшения качества образовательного процесса приобретают особую актуальность.

В отечественной и зарубежной научной литературе представлены, исследования, отражающие:

• подходы к изучению феномена качества образования (В.П.Беспалько, В. А. Кальней, Д. Ш. Матрос, А. И. Моисеев, В. П. Панасюк, М. М. Поташник, Н. А. Селезнева, Г. Б. Скок, А. И. Субетто, С. Е. Шишов, V. D'Andrea, J. Evans, J.E.Freed, D. W. Glasser, Gosling, H. Kels, M.R.Klugman, W. Lindsay, W. Massy, H. van de Ven, J. van Zantvoort, и др.);

• вопросы управления качеством в образовательной сфере* (Ю.П.Адлер, В. И. Байденко, Н. Г. Буркова, A. JI. Гавриков, И. А. Зимняя!,. С. Д. Ильенкова, В. А. Исаев, Т. П. Можаева, Д. А. Новиков, Г. С. Поровский, С. А. Степанов, Ю. Г. Татур, Е. Ф. Филиппова, Р. М. Шерайзина, Ю. В. Шленов и др.);

• виды и методы оценки качества образования (Е.К.Аванесов, Л. П. Алексеева, М. Н. Артемьева, Е. Ю. Васильева, А.С.ВостриковЛ.Р.Идиятуллина, В. А. Кальней, С. Кощий, Е. А. Лебедева, В. А. Матюхин, Н. Ш. Никитина, М. Н. Певзнер, Дж.Х.Роджерсон, И. А. Рыбалова, В. В. Тимофеев, Т. В. Фуряева, С. Е. Шишов, Л. М. Яновский, T. Banta, T. Becher, L.A.Braskamp, G. Federkeil, O. Graumann, J. Heywood, L. Kronthaler, J.C.Ory, S. Schwarz, J. Timm, D. F. Westreheijden).

Однако эти исследования не затрагивают концептуально-методологические основы процесса аудита как комплексной оценки, обозначенной в международных и российских стандартах качества. В научной литературе не раскрыта сущность аудита качества образовательного процесса в вузе как педагогического феномена, не определены принципы, организационно-педагогические условия и критерии его проведения.

Всесторонний анализ научной литературы и практической деятельности российских и зарубежных вузов позволил выявить ряд противоречий между: а) потребностью вузов в независимой объективной экспертизе качества образования и отсутствием целостной системы аудита в области высшего образованияб) экономической целесообразностью проведения внутреннего аудита качества и недостаточным количеством в вузах специалистов, способных квалифицированно осуществлять внутреннюю экспертизув) потребностью вуза в проведении внутреннего аудита качества образовательного процесса и сложившейся практикой контроля, делающей основной упор на внешнюю экспертизу и ограничивающей внутреннюю экспертизу формальным самообследованием вуза и его подразделений.

Решение этих противоречий требует теоретической разработки и практической реализации механизма аудита, который позволил бы на основе методики проведения внутренней оценки осуществлять мониторинг качества образовательного процесса в вузе и, в конечном счете, улучшить качество образовательных результатов и педагогической системы в целом.'.

Объективная необходимость в проведении в вузе аудита качества образовательного процесса и неразработанность теории и практики проведения данного вида экспертизы обусловили выбор темы нашего исследования.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать аудит качества как вид внутренней экспертизы и средство улучшения качества образовательного процесса в вузе.

Объект исследования: качество образовательного процесса в вузе.

Предмет исследования: внутренний аудит качества образовательного процесса в вузе как педагогический феномен.

Гипотеза исследования состоит в том, что использование внутреннего аудита качества позволит улучшить качество образовательного процесса в вузе, если будет:

• осуществлен переход от традиционной практики проверок и оценок, фиксирующих недостатки конечных результатов образовательной деятельности вуза, к аудиту качества, ориентированному на непрерывное улучшение самого образовательного процесса и его составляющих, то есть к аудиту, добавляющему ценность;

• сформирована мотивационная готовность преподавателей исотрудников различных подразделений вуза к проведению объективной, независимой внутренней экспертизы своей образовательной деятельности с целью достижения позитивных изменений;

• создана команда внутренних аудиторов из числа преподавателей и сотрудников вуза, целенаправленно подготовленных к экспертной деятельности.

Задачи исследования:

• проанализировать основные научные подходы к качеству образования в педагогической теории и практике;

• рассмотреть основные виды и процедуры экспертизы качества высшего образования с учетом тенденций его демократизации и стандартизации;

• раскрыть сущность аудита как педагогически целесообразной формы экспертизы качества образовательного процесса в вузе;

• определить комплекс организационно-педагогических условий, обуславливающих эффективность внутреннего аудита качества;

• изучить деятельность Новгородского государственного университета (НовГУ) по реализации Концепции системы качества, в частности обучения в области менеджмента качества и формирования института внутренних аудиторов;

• разработать и экспериментально апробировать методику проведения внутреннего аудита качества образовательного процесса в вузе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

• теория развития педагогических систем (В.П.Беспалько, Т. А. Каплунович, Ю. А. Конаржевский, Н. В. Кузьмина, В. С. Леднев, М. М. Поташник и др.);

• теория проектирования и конструирования образовательного процесса в вузе (В.П.Беспалько, Г. А. Бордовский, А. А. Вербицкий, М. Н. Певзнер, Е. В. Титова, А. П. Тряпицина, Т. И. Шамова и др.);

• философские, экономические и педагогические подходы к исследованию проблем качества и качества образования (Ю.П.Адлер, В. Н. Азаров, В. И. Байденко, Б. В. Бойцов, А. А. Вербицкий, А. Л. Гавриков,.

B.А.Лапидус, А. И. Субетто, Ю. В. Шленов и др.);

• концепция формирования национальной системы качества* образования (В.П.Панасюк, Н. А. Селезнева, А. И. Субетто, Ю. Г. Татур и др.);

• теории управления качеством высшего образования (З.Д.Жуковская, И. А. Зимняя, Б. К. Коломиец, В. П. Панасюк, М. Н. Певзнер, М. М. Поташник, Н. А. Селезнева, А. И. Субетто, Ю. Г. Татур, С. Ю. Трапицын и др-);

• работы в области педагогического контроля и педагогического мониторинга (И.А.Зимняя, В. А. Кальней, Г. Б. Скок, В. В. Тимофеев,.

C.Е.Шишов, Р. М. Шерайзина и др.);

• философия и методология всеобщего менеджмента качества (Э.Деминг, Дж. Джуран, Ф. Кросби, К. Исикава, А. Фейгенбаум и др.);

• международные и отечественные документы" в области управления качеством, в том числе, по управлению качеством высшего образования (ГОСТ Р ИСО серии 9000 версии 2001 года, Принципы Болонской J декларации, Стандарты и Директивы Европейской ассоциации по обеспе чению качества в высшем образовании ENQA, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральная целевая программа развития образования на 2006;2010 годы и др.). i.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• общенаучные методы теоретического исследования (контент-анализ документов, сравнительный анализ отечественной и зарубежной образовательной практики, системный анализ проблемы, теоретическое обобщение документов);

• эмпирические методы (наблюдение, тестирование, анкетирование, интервьюирование, изучение передового педагогического опыта, метод групповых экспертных оценок, педагогический эксперимент);

• статистические методы обработки эксперимента.

Этапы исследования:

На первом этапе — подготовительном — изучалась проблема использования аудита в сфере высшего образования на основе анализа научной литературы, а также состояния существующей зарубежной и отечественной практикибыли сформулированы цели, задачи и гипотеза-исследования.

На втором этапе — исследовательском — осуществлялся анализ теоретических работ по теме исследования, разрабатывались теоретические основы аудита качества образовательного процесса как педагогического феномена и вида экспертизы. Было продолжено изучение опыта вузов США в области непрерывного улучшения качества образования во время научной стажировки в Университете штата Вашингтон (Сиэтл, штат Вашингтон, США).

На третьем этапе — экспериментальном — проводилась апробация методики проведения внутреннего аудита качества образовательного процесса кафедры физики твердого тела и микроэлектроники (ФТТМ) отделения электроники Института электронных и информационных систем (ИЭиИС) Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, а также анализ и обобщение результатов исследования и эксперимента.

База исследования: ГОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (НовГУ), кафедра физики твердого тела и микроэлектроники (ФТТМ) отделения электроники Института электронных и информационных систем (ИЭиИС) НовГУ, осуществляющая подготовку магистрантов всех направлений НовГУ по дополнительной образовательной программе «Преподаватель высшей школы», Центр качества НовГУ, Университет штата Вашингтон (Сиэтл, штат Вашингтон, США).

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и докладывались на Первой научной конференции с участием зарубежных специалистов «Качество. Инновации. Образование» (г. Судак, 2003 г.) — международном семинаре, проводимом-в рамках проекта Бюро CROSS «Lessons from Russia: Experiences with Quality Assurance» («Уроки из России: опыт обеспечения качества») (Нидерланды, CHEPS, 2004 г.) — Второй научной конференции с участием зарубежных специалистов «Качество. Инновации. Образование» (г. Судак, 2004 г.) — научной конференции «Управление качеством высшего образования: теория, методология, организация и практика» (г. Санкт Петербург, 2005 г.) — встрече-семинаре преподавателей и специалистов НовГУ с экспертами Зальцбургского семинара (2005 г.) — XI симпозиуме «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика» (Москва, 2006 г.).

Результаты исследования апробированы в ходе проведения внутренних аудитов качества в рамках подготовки к комплексной оценке деятельности НовГУ и внедрены в систему менеджмента качества НовГУ путем использования разработанной методики проведениявнутреннегоаудита качества. Полученные результаты внедрены также в образовательный процесс НовГУ при реализации магистерской дополнительной образовательной программы «Преподаватель высшей школы» и в образовательный процесс Северного филиала Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства при реализации образовательной программы по специальности «Управление качеством».

По результатам исследования разработана программа обучения «Системы менеджмента качества в вузе на основе требований МС ИСО 9001:2000. Внутренний аудит СМК», которая зарегистрирована в Ассоциации по сертификации ООО «Русский Регистр — Балтийская Инспекция» и была апробирована на факультетах повышения квалификации НовГУ, Поморского Государственного Университета (ПТУ), Ухтинского Государственного Технического Университета (УГТУ), Казанского базового медицинского колледжа (КБМК).

Научная новизна исследования:

• раскрыты сущность, содержание и стадии проведения аудита, осуществляемого на основе процессного подхода, как средства улучшения качества образовательного процесса в вузе, осуществляемого на основе процессного подхода;

• выявлены педагогические особенности аудита качества образовательного процесса в вузе (выбор педагогически целесообразных объектов аудитанаправленность на соответствие образовательного процесса внешним и внутренним стандартам и требованиямгибкость процедур аудита, их адаптация к условиям конкретного образовательного учрежденияпризнание возможности педагогических альтернатив и плюрализма педагогических решенийпаритетный характер отношений аудитора и проверяемыхнепосредственное участие аудиторов в разработке корректирующих и предупреждающих действий, направленных на непрерывное улучшение образовательного процесса и его результатов);

• разработан комплексный критерий аудита качества образовательного процесса в вузе, отвечающий современным тенденциям развития высшего образования и отражающий требования внутривузовского, национального и международного уровней;

• определен комплекс организационно-педагогических условий проведения аудита качества (внедрение системы качества в вузепереход от традиционной практики оценки конечного результата образовательной деятельности вуза к внутреннему аудиту качества, ориентированному на непрерывное улучшение самого образовательного процессаформирование мотивационной* готовности преподавателей и сотрудников вуза к проведению объективной, независимой экспертизыформирование команды внутренних аудиторов и осуществление их целенаправленной подготовки).

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Осуществлен научный анализ различных подходов к качеству образования, позволивший расширить теоретическое представление о процессном подходе как методологической основе непрерывного улучшения^ качества образовательного процесса в вузе.

2. Внесен вклад в теорию управления качеством образования в вузе за счет участия автора в разработке системы менеджмента качествам НовГУ, основанной на актуализации внутреннего потенциала вуза в условиях его автономизации.

3. Теоретические положения об оценке качества образования обогащены за счет систематизации и теоретического обоснования различных видов и процедур внешней и внутренней экспертизы, обеспечивающих мониторинг и непрерывное улучшение качества образовательного процесса.

4. Научные концепции качества, образования обогащены за счет теоретического обоснования аудита качества как педагогического феномена и средства улучшения качества образовательного процесса.

Практическая значимость исследования:

• разработана методика проведения внутреннего аудита образовательного процесса в вузе, которая позволяет улучшить качество образовательного процесса и может быть использована в различных типах учреждений профессионального образования;

• представлена технология описания процесса «Обучение по дисциплине „Педагогика высшей школы“», которая может быть использована преподавателями различных дисциплин;

• разработаны методические рекомендации для аудиторов, отражающие особенности проведения внутреннего аудита образовательного процесса в вузе;

• разработана программа подготовки внутренних аудиторов, предусматривающая их теоретическую и практическую подготовку в области менеджмента качества вуза по блочно-модульному принципу.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены обоснованностью теоретико-методологических положенийединством и целесообразностью теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных поставленным целям и задачамдлительностью опытно-экспериментальной работы, позволившей провести объективный анализ качества составляющих образовательного процесса в вузерезультатами экспериментальной проверки эффективности предложенной методики проведения внутреннего аудита качества образовательного процесса в вузеапробацией разработанных автором программ обучения преподавателей и сотрудников вуза в области качества и программ подготовки внутренних аудиторов качества.

На защиту выносятся:

1. Теоретическое обоснование аудита, осуществляемого на основе процессного подхода, как средства улучшения качества образовательного процесса в вузе, включающее: педагогическую характеристику объектов аудита (цели обучения и воспитания, учебные планы, основная образовательная программа, организационные формы, методы обучения, образовательные технологии, контроль качества подготовки выпускников);

— педагогическое видение основных стадий проведения аудита (аудит адекватности и аудит соответствия);

— сущностные характеристики аудита как педагогического феномена (направленность на соответствие образовательного процесса внешним, и внутренним стандартам и требованиям, гибкость процедур аудита, их адаптация к условиям конкретного образовательного учреждения, признание возможности педагогических альтернатив и плюрализма педагогических решений, паритетный характер отношений аудитора и проверяемых, непосредственное участие аудиторов в разработке корректирующих и предупреждающих действий, направленных на непрерывное улучшение образовательного процесса и его результатов);

— принципы аудита качества образовательного процесса в вузе (полезность и адекватность требованиям и ожиданиям потребителей, реалистичность и экономическая целесообразность, соблюдение профессиональной^ педагогической этики, объективность и педагогическая достоверность экспертизы).

2. Теоретическое положение о преимуществах внутреннего аудита качества, подтверждающее его педагогическую эффективность и экономическую целесообразность (обеспечение обратной связи, идентификация областей для возможных корректирующих действий и улучшений, универсальность методики проведения внутреннего аудита качества, педагогические возможности подготовки внутренних аудиторов, вовлечение представителей различных подразделений вуза в процесс аудита, сокращение циклов внутренней экспертизы, формирование новой-корпоративной культуры, экономия времени и средств).

3. Положение о комплексном критерии внутреннего аудита, который отвечает современным тенденциям развития высшего образования в России и за рубежом и отражает требования внутривузовского (Политика и цели вуза в области, качества, требования к Учебно-методическим комплексам по дисциплинам и др.), национального (Государственный образовательный стандарт по направлению или специальности), и международного уровня (Стандарты качества высшего образования Европейской ассоциации по обеспечению качества в высшем образовании ENQA).

4. Комплекс организационно-педагогических условий проведения аудита как средства улучшения качества образовательного процесса в вузе: внедрение системы качества в вузепереход от традиционной практики-оценки конечного результата образовательной деятельности вуза к внутреннему аудиту качества, ориентированному на непрерывное улучшение самого образовательного процессаформирование мотивационной готовности преподавателей и сотрудников различных подразделений вуза к проведению объективной, независимой экспертизы своей образовательной деятельности с целью достижения позитивных измененийформирование команды внутренних аудиторов и осуществление их целенаправленной подготовки для проведения внутренней экспертизы.

5. Методика проведения внутреннего аудита качества образовательного процесса в вузе, разработанная на основе международных стандартов обеспечения качества, главной особенностью которой является вовлечение преподавателей и сотрудников аудитируемого подразделения в анализ собственной педагогической деятельности, что способствует принятию ими установленных норм качества в вузе и повышению уровня адекватности их профессиональной самооценки.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей ! 61 источник, в т. ч. 16 на иностранных языках, и шести приложений.

Выводы по второй главе.

1. Анализ деятельности Новгородского государственного университета в области качества высшего образования позволил выявить противоречие между декларируемыми во внутривузовских документах положениями о необходимости внутренней экспертизы качества, направленной на непрерывное улучшение образовательного процесса, и реальной практикой экспертизы качества, которая осуществлялась в университете эпизодически, не носила системного характера, проводилась не достаточно подготовленными людьми, не имела четких критериев.

2. В ходе формирующего эксперимента была апробирована разработанная автором методика проведения внутреннего аудита качества образовательного процесса в вузе, главной особенностью которой является вовлечение преподавателей и сотрудников аудитируемого подразделения в анализ собственной педагогической деятельности, что способствовало осмыслению ими принятых норм качества и повышению уровня адекватности их профессиональной самооценки.

3. В процессе аудита использовался разработанный нами комплексный критерий аудита, отвечающий современным тенденциям развития высшего образования и отражающий соответствие качества образовательного процесса в вузе требованиям внутривузовского, национального и международного уровня. На основе данного критерия был определен ряд показателей для экспертизы качества образовательного процесса, позволивший провести мониторинг изменений, происшедших в результате корректирующих и предупреждающих действий, осуществленных по итогам внутреннего аудита.

4. В результате повторного аудита были зафиксированы существенные изменения в процессе преподавания по сравнению с результатами предыдущего аудита. Эти изменения касались включения элементов проблемного и развивающего обучения в лекционные занятия, использования эвристических вопросов, стимулирующих познавательную активность студентов, продуктивной организации их индивидуальной и самостоятельной групповой работы, применения современных технологий и методов обучения и др.

Таким образом, был осуществлен полный цикл аудита качества, проведенного в русле процессного подхода и обеспечившего непрерывное улучшение качества образовательного процесса.

Заключение

.

Проведенное нами теоретическое и экспериментальное исследование аудита качества образовательного процесса в вузе позволило сделать ряд обобщающих выводов.

1. Анализ различных концепций качества и качества образования, представленных в философских, экономических и педагогических источниках, позволил трактовать качество высшего образования как синтетическую категорию, отражающую сбалансированное соответствие образования как процесса и результата многообразным потребностям личности, общества, государства и включающую качество ценностных установок (ценности образования), качество требований (цели, стандарты, нормы), качество ресурсов, качество процессов и качество результатов образовательной деятельности вуза.

2. Из всего многообразия научных подходов к проблеме качества высшего образования в качестве основного методологического подхода исследования в диссертации избран и теоретически обоснован процессный подход, который сосредоточен не только на оценке основных характеристик конечного продукта, но и на изучении ведущих параметров образовательного процесса, которые в конечном счете обеспечивают качество образовательного результата! В центре внимания процессного подхода находится совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, обеспечивающих качество подготовки выпускников, адекватное требованиям современного рынка труда, общественным ожиданиям и международным требованиям.

3. Проведенный в работе на основе процессного подхода сравнительно-сопоставительный анализ методов и процедур экспертизы качества в различных странах мира позволил выявить общее, единичное и особенное в определении процедур экспертизы, типологии ее видов и оценки результатов. В работе подробно проанализированы такие разновидности внешней экспертизы, как рейтинговая оценка, эвалюация, институциональный аудит, ранжирование, ревизия, аккредитация, лицензирование, аттестация, а также различные виды внутренней экспертизы: внутренний аудит качества, самообследование, внутривузовский контроль и д.р. Если различия в организации экспертизы во многом зависит от национальной специфики стран, то в качестве общего можно отметить противоречивое влияние на характер экспертизы тенденции демократизации, связанной с автономизацией вуза, и стандартизации, связанной с централизацией системы образования. Эта противоречивое влияние побуждает многие зарубежные и отечественные вузы перенести центр тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса на внутреннюю самооценку вуза, что имеет как экономические причины (существенная экономия средств), так и педагогические (повышение педагогической и аудиторской компетентности преподавателей вуза).

4. В качестве значимой формы экспертизы качества в диссертации выявлен, теоретически обоснован и рассмотрен как педагогический феномен аудит качества образовательного процесса, представляющий собой систематический независимый и документированный процесс получения-данных о состоянии образовательного процесса, их объективной оценки для установления степени его соответствия внешним и внутренним требованиям, а также определения организационных и педагогических мер по устранению несоответствий и улучшению качества образовательного процесса.

5. В диссертации показано, что аудит качества образовательного процесса существенно отличается от других видов аудита, поскольку имеет ряд педагогических особенностей. К каковым можно отнести: педагогически целесообразный выбор субъектов и объектов аудита, педагогическое видение его стадий (аудит адекватности и аудит соответствия), принципы аудита качества (полезность, реалистичность, соблюдение профессиональной и педагогической этики, объективность и педагогическая достоверность экспертизы).

6. На основе результатов эмпирического исследования в диссертации доказано, что аудит качества существенно улучшает качество образовательного процесса в вузе (наблюдается позитивная динамика в таких показателях образовательного процесса, как целеполагание и мотивация учебной деятельности, научно методический уровень преподавания, гуманистическая направленность обучения, уровень педагогических технологий, уровень личностно ориентированного взаимодействия в среде обучения), если, во-первых, аудитируемый. вуз создает комплекс необходимых организационно-педагогических условий' (формирует мотивационную готовность преподавателей к проведению независимой экспертизы их образовательной деятельности, создает команду внутренних аудиторов и осуществляет их целенаправленную подготовку к аудиторской деятельности) — во-вторых, аудиторы используют эффективную методику проведения внутреннего аудита с использованием комплексных критериев, которая позволяет вовлечь преподавателей и сотрудников в анализ собственной педагогической деятельности с одной стороны, а с другой — направляет усилия вуза на совершенствование деятельности в соответствии с международными стандартами качества. Таким образом, выдвинутая гипотеза исследования полностью подтвердилась.

7. В прогностическом плане можно утверждать, что аудит качества образовательного процесса как форма экспертизы получит распространение в массовой практике вузов, если в них будут созданы концепции и модели качества, разделяемые как структурными подразделениями, так и отдельными преподавателями, целесообразность внутренних аудитов будет признана руководителями и учеными советами, которые целенаправленно будут формировать мотивационную готовность преподавателей к независимой оценке их деятельности как часть организационной культуры вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.К. Аудит, добавляющий ценность Текст./ Е.К. Аванесов// Методы менеджмента качества. — 2001. — № 8. — С.14−17.
  2. В. Н. Строителев В.Н., Бойцов Б. В. Новые подходы в системе подготовки и переподготовки кадров в области управления качеством Текст./ В. Н. Азаров, В. Н. Строителев, Б.В. Бойцов// Качество, инновации, образование.- 2002. № 2.
  3. JI. П. Интеграционные процессы в образовании и профессионализм преподавателей высшей школы: обзорная информация Текст./ JI. П. Алексеева, Н. С. Шаблыгина.— Москва: НИИВО, 2003 .— 52 с.
  4. М.Н., Рахлин К. М. Анализ результативности процесса внутреннего аудита Текст./ М. Н. Артемьева, К.М. Рахлин/ Методы менеджмента качества. 2004. — № 2. — С.43−46.
  5. В.И. Болонский процесс: Структурная реформа высшего образования Европы Текст./ В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2002. — 126 с.
  6. В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст./ В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989.- 192с.
  7. .В., Крянев Ю. В. Антология русского качества Текст./ Б. В. Бойцов, Ю. В. Крянев. М.: РИА Стандарты и качество, 2000.-432с.
  8. Болонский процесс: Бергенский этап Текст./ Под науч. ред. д-ра пед. Наук, профессора В. И. Байденко. М.: Исследовательский центрпроблем качества подготовки специалистов, Российский Новый университет, 2005.- 174 с.
  9. Большая Советская энциклопедия Текст. М., 1973. — Т.11 —1. С.551
  10. Большой толковый словарь русского языка. С.-Пб., 1998. —1. С.423
  11. Бордовский Г. А. Управление качеством образовательного процесса в вузе / Г. А. Бордовский // Ценности современного образования: регион. аспект / Сев.-зап. отд-ние РАО, ПГУ. Архангельск, 2004. — С. 178 180.
  12. Е.А. Оценка и аттестация персонала Текст./ Е. А. Борисова. СПб.: Питер, 2003. — 288с.
  13. Н.Г. Педагогический мониторинг как средство эффективности подготовки учителя: Автореф. дис.канд. пед. наук Текст./ М. Ин-т теории образования и педагогики, 1998. — 20с.
  14. Е. Ю. Оценка и самооценка: мотивы улучшения качества деятельности преподавателей вуза Текст./ Е. Васильева// Alma Mater. 2005. — № 11. — С.25−30.
  15. А.А. Психолого-педагогические основы образования взрослых Текст. / А. А. Вербицкий // Новые знания. Статья 2.- 2001.-№ 2.
  16. С.М. Профессиональное образование. Словарь Текст./ С. М. Вишняков. М., 1999. — 121 с.
  17. Википедия. Свободная энциклопедия Электронный ресурс.// Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.
  18. А.И. Оценка качества высшего образования Текст./ А. И. Вроейнстийн. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. — 180 с.
  19. Всемирная декларация «Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры» Текст.// материалы Конференции ЮНЕСКО
  20. Париж, 5−9 октября 1998 г.).
  21. JI.C. Педагогическая психология Текст./ JI.C. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — С. 82−83
  22. А.Д., Ильяшенко Н. Н., Исаев В. А., Поровский Г. С. Как учить менеджменту качества Текст./ A.JI. Гавриков, Н. Н. Ильяшенко, В. А. Исаев, Г. С. Поровский// Служебная лестница. 2003. — № 2 — С. 20−23.
  23. А.Л., Исаев В. А., Каплунович Т. А., Певзнер М. Н. и др. Стратегический менеджмент вуза: Учеб. Пособие Текст./ А. Л. Гавриков, В. А. Исаев, Т. А. Каплунович, М. Н. Певзнер. Великий Новгород, 2003.-328 с.
  24. Г. В. Наука логики Текст./ Г. В. Гегель// Изд-во Мысль, 1998.-1072 с.
  25. В.Г. Теоретические основы мониторинга образовательной деятельности/ В. Г. Горб// Педагогика. 2003. — N 5. — С. 10−14.
  26. ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М.: Изд-во стандартов, 2001.- 26с.
  27. ГОСТ Р ИСО 9001−2001. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2001.- 21с.
  28. ГОСТ Р ИСО 9004−2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.- М.: Изд-во стандартов, 2001.-45с.
  29. ГОСТ Р ИСО 19 011−2003. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента.-М.: Изд-во стандартов, 2003 .-31 с.
  30. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.tpu.ru/print/teacher.htm.
  31. Давыдова J1.H. Слагаемые качества образования Текст./ JI.H. Давыдова// Alma Mater (Вестник высшей школы). 2004, — № 11.- С.49−50.
  32. JI.H. Различные подходы к определению качества образования Текст./ JI.H. Давыдова// Качество. Инновации. Образование.- 2005. № 2. — С. 5−7.
  33. И.П., Данилова Т. В. Бенчмаркинг как основа создания конкурентоспособного предприятия Текст./ И. П. Данилов, Т. В. Данилова.- М.: РИА Стандарты и качество, 2005. 72с.
  34. Деминг Э. Выход из кризиса: новая парадигма управления людьми, системами и процессами: пер. с англ. Текст./ Э. Деминг. Аль-пина бизнес букс, 2007. — 418с.
  35. Дж. Качество в истории цивилизации: эволюция, тенденции и перспективы управления качеством: в 3 т Текст./ Дж. Джуран. -М.: Стандарты и качество, 2004. 207 с.
  36. Ежегодный отчет ректора НовГУ о деятельности университета
  37. Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/3331.
  38. ., Подоренко В., Литвинова Т. Система управления качеством Текст./ Б. Ермощенко, В. Подоренко, Т. Литвинова// Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С.9−15.
  39. З.Д. Методологические основания и технология разработки функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе Текст.: дисс. .д-ра пед. наук. — СПб.: СПбГУ, 1994.
  40. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия Текст./ И. А. Зимняя. -М.: Исследовательский центр проблем качества" подготовки специалистов, 2004.
  41. М., Качество образовательных услуг главное условие успеха Текст./ М. Зонис// Новые знания. — 2002. — № 2: — С.20−23.
  42. Ф.П., Копнов В. А. Методика внутреннего аудита учебных процессов в вузе: сб. материалов EQ 2001 Текст./ Ф. П. Зотов, В. А. Копнов. — Новосибирск, НГТУ, 2001.
  43. Л.Р. Аудит персонала Текст./ Л.Р. Идиятуллина// Служебная-Лестница. 2002. — № 1. — С.38
  44. С.Д. Управление качеством: Учебник для вузов Текст./ С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, B.C. Мхитарян и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. 334с.
  45. Н.Н. Система менеджмента качества Новгородского государственного университета: процесс взаимодействия с заинтересованными сторонами Текст./ Н.Н. Ильяшенко// «Качество. Инновации. Образование». 2005. -№ 3. — С.49−52.
  46. Н.Н., Исаев В. А. Аудит как элемент системы мониторинга качества образования Текст./ Н. Н. Ильяшенко, В. А. Исаев // Мониторинг качества образования: Межвуз. сб. науч. ст. — СПб.: ЛОИРО, 2005.-С. 38−42.
  47. Н.Н., Поровский Г. С. Аудит качества педагогической системы Текст./ Н. Н. Ильяшенко, Г. С. Поровский// Материалы XI Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика», 2006. С.21−28.
  48. Н.Н., Исаев В. А., Поровский Г. С. Образовательная политика Новгородского государственного университета в области менеджмента качества Текст./ Н. Н. Ильяшенко, В. А. Исаев, Г. С. Поровский// Качество. Инновации. Образование. Май, 2003. — С. 18−21.
  49. Исикава К. Японские методы управления качеством Текст./ К. Исикава. М.: Наука. 1988. — 385с.
  50. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». Метод, пособие для учителя Текст./ В. А Кальней, С. Е. Шишов. М.: педагогическое общество России, 1999. — 86 с.
  51. Т.А., Федорова Е. В. Экспертиза педагогическойдеятельности в процессе аттестации кадров. Учебное пособие Текст./ Т. А. Каплунович, Е. В. Федорова. Великий Новгород: НРЦРО, 2003. — 68с.
  52. В. Проблемы управления качеством в вузах Текст./ Качалов В.// Стандарты и качество. 2000. — № 9. — С. 84−88.
  53. В., Субетто А. Российские менеджеры по качеству: позиции укрепляются Текст./ В. Качалов, А. Субетто// Стандарты и качество. 2004. — № 7.- С.74−81.
  54. Г. Р. Процесс самооценки Текст./ Г. Р. Келс// пер. с англ. в сокр. О. Бухиной. М.: Московский общественный научный фонд- ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 1999.- 152с.
  55. А.А., Степанов С. А., Щербаков А. Ю. Менеджмент качества в образовательном учреждении. Часть 2. Оценка систем менеджмента качества Текст./ А. А. Колесников, С. А. Степанов, А.Ю. Щербаков// СПб., Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2000. 108 с.
  56. .К. Исследование и разработка функциональных структур активных иерархических систем управления Текст.: дисс.. .канд. тех. наук. — Киев, 1974.
  57. Конаржевский Ю. А. Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса: (Для директоров и заместителей директоров шк.) Текст./ Ю.А. Конаржевский-М.: Образоват. центр. «Пед. поиск», 1997.-Ч. 2.-77 с.
  58. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Текст./ Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N393.
  59. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг (Проект) Текст.// Стандарты и качество. — 2001. № 4. — С.4−10.
  60. С.С. Самооценка и ее роль в развитии и совершенствовании менеджмента качества Текст./ С.С. Кощий// Стандарты и качество, 2002.-№ 10:-С.61−63*.
  61. В.А., Рекшинский А. Н. Диалог консультанта с руководителем компании. Изд-е 2-е. Текст./ В. А. Лапидус, А.Н. Рекшинский// Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2001. 110с.
  62. Е.А. Оценка1 качества учебного процесса* и деятельности преподавателя по показателю «удовлетворенность потребителя. Текст.: дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01/ Елена Анатольевна Лебедева. — Новосибирск, 2004.
  63. B.C. Содержание образования: сущность, структуры, перспективы. 2-е изд. перераб. Текст./ В. С. Леднев. М.: Высш. шк., 1991.- 224 с.
  64. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга Текст./ Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н.Н. Мельникова// М.: Педагогического общество России, 1999. — 96с.
  65. В.А. Оценка деятельности преподавательского состава в вузах США Текст./ В.А. Матюхин// М., 1992.
  66. Менеджмент качества в вузе Текст./ Под ред. Ю.П. Похолко-ва, А.И. Чучалина// Томск: Изд. ТПУ. 251 с.
  67. Миссия НовГУ Электронный ресурс.// Режим доступа: http .7/www.no vsu.ru/dept/2 164 947/i .2429/?id=2912.
  68. Т.П. Повышение качества образовательных услуг в техническом вузе на основе процессного подхода и мониторинга усвоения материала лекционных курсов Текст.: дисс. .канд. тех. наук: 05.02.23/ Татьяна Петровна Можаева. Брянск, 2004.
  69. Н.Ш. Оценивание качества основной образовательной программы Текст./ Н.Ш. Никитина// Образовательные технологии. — 2004. № 1.- С. 115−123
  70. Д.А., Глотова Н. П. Модели и механизмы управления' образовательными сетями и комплексами Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.guma.oglib.ru/bgl/7470.html.
  71. Образовательная программа подготовки магистрантов НовГУ по дополнительной квалификации „Преподаватель высшей школы“ Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.novsu.rU/doc/official/i.332 l/?id=3326
  72. Объединить потенциал образования и науки для создания общества знаний: доклад Министра образования и науки России (г. Ярославль, 03.04.2004) Текст.// Официальные документы в образовании.-2004.-№ 19.-С. 12−20.
  73. С.И. Словарь русского языка Текст./ С.И. Ожегов// М.: Советская энциклопедия, 1972. 846 с.
  74. В.В. Менеджмент качества Текст./ В.В. Окрепи-лов// СПб.: Наука, 2003. 992 с.
  75. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации: информация Министерства образования и науки России, подготовленная к заседанию коллегии 04.11.2004» Текст.// Официальные документы в образовании, — 2005. № 1. — С.6−18.
  76. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации: доклад министра образования и науки РФ Фурсенко А. А. на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г.
  77. О реорганизации управления образованием и наукой и перспективных задачах высшей школы: постановление Совета Российского союза ректоров (г.Ярославль, 03.04.2004) Текст.// Официальные документы в образовании. 2004.- № 19.- С.21−26.
  78. Отчет о самообследовании вуза по основным* направлениям деятельности университета Электронный ресурс.// Режим доступа: http ://www.novsu.ru/doc/official/i .3321/?id=3324.
  79. В.П. Школа и качество: выбор будущего Текст./ В. П. Панасюк. СПб.: КАРО, 2003.-384с.
  80. Перечень подготовки по направлениям и специальностям НовГУ на каждый учебный год Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.novsu.ru/doc/offlcial/i.3321/?id=3324.
  81. Политика и цели НовГУ в области качества Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.novsu.ru/dept/2 164 947/i.2429/?id=2900.
  82. Положение об аттестации студентов Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/3478.
  83. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников НовГУ Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/3484.
  84. Положение об обучении студентов по рейтинговой системе Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/3477.
  85. Положение об уполномоченных по качеству НовГУ Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.novsu.ru/dept/2 164 947/i.2429/?id-2935.
  86. Положение об основной образовательной программе специальности (направления подготовки) Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/4732.
  87. В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании Текст./ В.М. Полонский// М.: МИРОС, 1995. 80 с.
  88. Г. С. На пути к успеху. Развитие культуры качества в вузе Текст./ Под общей ре. Г. С. Поровского- НовГУ имени Ярослава Мудрого. — Великий Новгород, 2006. 104 с.
  89. М.М., Левит М. В. Как подготовить и провести открытый урок. Учебное пособие Текст./ М. М. Поташник, М. В. Левит. Издательство Педагогического общества России, 2004. 112с
  90. Постановление Российского союза ректоров № 1 «О стратегии развития образования и науки в свете основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации» от 25.10.2004// Официальные документы в образовании.- 2005. № 1.- С.19−22.
  91. Приоритетные направления развития образовательной системы. Российской Федерации Электронный ресурс.// Протокол № 47, раздел I, Заседания Правительства Российской Федерации,' 9 декабря 2004 г. Режим доступа: http://www.ksu.ru/infres/docs/nro2006.doc.
  92. Процедуры оценки качества в Европейском высшем образовании Электронный ресурс.// Доклад № 5 Европейской сети обеспечения качества в высшем образовании. Режим доступа: http://www.see-ducoop.net/education in/pdf/enqa-survey-oth-rsn-t02.pdf.
  93. В.В. Создать в России конкурентоспособную систему генерации, распространения и использования’знаний Текст./ В.В. Путин// Высшее образование сегодня.- 2004. -№ 11.- С.2−3.
  94. Г. С. Концепция разработки унифицированной системы показателей качества Текст./ Г. С. Рахутин// Стандарты и качество.2004.-№ 1.- С.86−88.
  95. Реформа и развитие высшего образования Текст./ Программный документ// ЮНЕСКО Париж, 1995. — С. 13
  96. . Лекции об аудите качества Текст./ Б. Робертсон// М.: РИА «Стандарты и качество», 2000. — 264 с.
  97. Дж. Использование аудита при проверке качества образовательных программ Текст./ Дж. Роджерсон// Качество. Инновации. Образование.- 2002. № 3.- С. 61−64.
  98. Российская педагогическая энциклопедия. Гл. ред. В. В. Давыдов Текст./ М., 1993. — 607 с. — В 2-х т. — Т. 1.
  99. Руководство по качеству НовГУ Электронный ресурс.// Режим доступа: http^/ww^iovsiM^
  100. И.А. Квалитативный подход в подготовке руководителей дошкольных учреждений к организации мониторинга качества образования Текст.: дисс. канд. пед. наук: 13.00.08/ Ирина Анатольевна Рыба-лова. Великий Новгород, 2004.
  101. М.З., Рахлин К. М., Мацута В. Д., Дымкина О. Д. Настольная книга внутреннего аудитора Текст./ М. З. Свиткин, К. М. Рахлин, В. Д. Мацута, О. Д. Дымкина. СПб.: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕЙ, 1999.-68с.
  102. Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования Текст./ Н. А. Селезнева. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 79с.
  103. Г. Б., Лыгина Н. И. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учебное пособие Текст./ Г. Б. Скок, Н. И. Лыгина. М.: Педагогическое общество России, 2003.- 96с.
  104. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст./ С. Д. Смирнов. М.: Аспект Пресс, 1995.-271 с.
  105. Стандарты и директивы качества в высшем образовании Европейской Ассоциации по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA) Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.enqa.eu/files/ESG v03 .pdf.
  106. С.А. Модель и критерии эффективности внутриву-зовской системы менеджмента качества Текст./ С.А. Степанов// Качество. Инновации. Образование. 2004. — № 1. — С. 30−37.
  107. Стратегический план развития НовГУ на период до 2010 года Электронный ресурс.// Режим доступа: http://www.novsu.ru/dept/2 164 947/i.2429/?id=2944.
  108. Стратегия модернизации содержания общего образова-нияЭлектронный ресурс./ Материалы для разработки документов по обновлению общего образования Москва, 2001. Режим доступа: http://www.informika.ru/text/school/strateg/.
  109. А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы Текст./ А.И. Субетто// СПб.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.- 498с.
  110. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста Текст./ Ю.Г. Татур// Высшее образование сегодня. — 2004. № 3. — С.20−26.
  111. Ю.Г. Проектирование образовательного процесса в вузе: Учеб. Пособие Текст./ Ю.Г. Татур// М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 97 с.
  112. С.Ю. Подготовка экспертов по оценке качества деятельности преподавателей вузов Текст./ С. Ю. Трапицын, Е. Ю. Васильева// Высш. образование сегодня. 2005. — № 4. — С. 22−25.
  113. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие Текст./ Под ред. М.М. Поташника// М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.
  114. А. Контроль качества продукции Текст./ Пер. с англ. -М.: Экономика, 1986. -476 с.
  115. Е.Ф. Управление качеством образования в современном лицее. Текст.: дисс. .канд. пед. наук: 13.00.08/ Елена Федоровна Филиппова. — Великий Новгород, 2003.
  116. Ю.В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов Текст./ Ю. В. Фролов, Д.А. Махотин// Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С.34−41.
  117. А.А. Модернизация образования на новом витке: цели и средства Текст./ А.А. Фурсенко// Образование в документах. 2004. — № 19. — С.13−15.
  118. Т.В. Экспертиза университетов: опыт ФРГ Текст./ Т.В. Фуряева// Высшее образование сегодня. — 2005. № 2. — С. 44−48.
  119. А., Герасимчук И. Качество высшего образования как общественно значимый результат/ А. Чучалин, И. Герасимчук// Alma Mater (Вестник высшей школы). 2006. — № 11. — С. 26−32.
  120. В.Д. Качество высшего образования: Понятия, концепции, практические подходы Текст./ В.Д. Шадриков// Университетская книга. -2001. № 5 (54). — С.8−13.
  121. В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход Текст./ В.Д. Шадриков// Высшее образование сегодня. — 2004. № 8. — С.26−31.
  122. Т.И., Давыденко Т. М. Управление процессом формирования системы качеств знаний Текст./ Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. М.:Прометей, 1990. 112с.
  123. С.В. Проектирование системы менеджмента качества подготовки студентов инженерного вуза на основе международных стандартов ИСО 9000:2000 и ИСО 9001:2000 Текст.: дисс. .канд. пед. наук: 13.00.08/ Светлана Валерьевна Шелапутина Самара, 2003.
  124. P.M., Марон А. Е. Педагогический анализ и экспертиза инновационной деятельности учителя: В помощь руководителей городских и сельских образовательных учреждений Текст./ P.M. Шерайзина, А.Е. Марон// Новгород: Изд-во НовГК. 1994. 58 с.
  125. A.JI. МС ИСО серии 9000: иллюзии и реальность Текст./ A.JI. Шестаков// Методы менеджмента качества. — 2003. № 6. — С.37−44.
  126. P.M. Лидерство и командный менеджмент в стратегическом управлении вузом: Учебное пособие Текст./ P.M. Шерайзина.
  127. Великий Новгород: НовГУ им: Ярослава Мудрого, 2003 7 п.л.
  128. С.Е., Кальней В-А. Мониторинг качества образования в школе Текст./С:Е. Шишов- В.А. Кальней//Mi, 1998-—365с.
  129. П.Е., Никитина НЛП. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов Текст./ П. Е. Щеглов, H.III. Никитина// Управление качеством образования-- 2003. № 1. — С.46−59.
  130. Г45-- ЯновскийШ: М, Малов-И®В^ Работа преподавателя^вуза: объективизация-оценки ее качества Текст./ JI.M. Яновский, И.В. Малов// Качество. Инновации. Образование. — 2005: № 2. — С. 35−37.
  131. Becher T. Making Audit Acceptable: A- collegialbApproach, to: Qual-ity Assurance Text./ T. Becher// Quality Management in Higher Education Institutions. Course 31 LEMMA Publishes — The Netherlands, 2000. — P.138−155. .'
  132. Braskamp, L. A., Ory, JIG* Assessing faculty work: enhancing individual and institutional performance Text./ L. A. Braskamp, J. С Ory// Jossey-bass, 1994. — 333p.
  133. Evans J., Lindsay W. The Management and? Control of Quality. Third edition Text./ J. Evans, W. Lindsay// West Publishing Company, 1996. — 767p.
  134. Federkeil, G. Benchmarking und Ranking als: Instrumente des-Leistungvergleichs- Qualitatsentwicklung in der postgradualen Weiterbildung Text./ G.Federkeil. Munster, 2004.
  135. Freed, J.E., Klugman M.R. Quality/ Principles and- Practices in Higher Education: Different Questions for Different Times Text./ J.E. Freed, M.R. Klugman// Series on- Higher Education. American: Council1 on Education and Oryx Press, 1997. 254p.
  136. Glasser, William. The Quality School Teacher: Specific suggestions for teachers who are trying to implement the lead-management ideas of The Quality School in their classrooms Text./ William Glasser// Harper Perennial, 2000.-200р.
  137. Gosling D., D’Andrea V. Quality Development: a New Concept in Higher Education Text./ D. Gosling, V. D’Andrea// Quality in Higher, Education, vol. 7, No. 1,2001.
  138. Graumann O., Keck R.W., Pewsner M. Schul- und Hochschulma-nagement: 100 aktuelle Begriffe Text./ O. Graumann, R.W. Keck, M. Pewsner// Universitatsverlag Hildesheim, 2004. — 246s.
  139. Hey wood' J. Assessment in Higher Education: Student Learning, Teaching, Programmes and Institutions Text./ J. Heywood// Jessica Kingsley Publishers, London, 2000. 448p.
  140. Kindred, Leslie W., Don Bagin, Donald R. Gallagher. The School and Community Relations, 2nd edition Text./ Leslie W. Kindred, Don Bagin and Donald R. Gallagher// Englewood Cliffs: Prentice-Hall- 1976. 289p.
  141. Kogan M., Bauer M., Bleiklie I., Henkel M. Transforming Higher Education: a Comparative Study Text./ M. Kogan, M. Bauer, I. Bleiklie, M. Henkel// Jessica Kingsley Publishers. London and Philadelphia, 1988. — 240p.
  142. Krontaler, L. Automie muss gelernt warden. In: Reil, Т.- Winter, M. (Hrsg.): Qualitatssicherung an Hochschulen: Teorie und Praxis Text./ J.Timm. -Bonn, 1999. -S. 68−79.
  143. Massy, W.F. Honoring Trust: Quality and Cost Containment in Higher Education Text./ W.F. Massy// Anker Publishing Company, Inc. Bolton- Massachusetts, 2003. 376 p.
  144. Rao A. Total Quality management: A Cross Functional Perspective Text./ A. Rao// John Wiley and Sons, New York, 1996. 63 Op.
  145. Schwarz S., Westreheijden D.F. Accreditation and Evaluation in the European Higher Education Area Text./ S. Schwarz, D.F. Westreheijden// Kluwer academic publishers, Dordrecht, 2004. — 493p.
  146. Timm, J. Kotaktmanagement und Zielvereinbarungen. In: Reil, Т.- Winter, M. (Hrsg.): Qualitatssicherung an Hochschulen: Teorie und Praxis
  147. Text./ J.Timm. Bonn, 1999. — S. 62−67.1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курсам
  148. Современный менеджмент качества в вузе.
  149. Внутренний< аудит системы менеджмента качества"для слушателей, проходящих повышение квалификации
  150. Всего часов занятий 72 часа Из них аудиторных — 40 часов, самостоятельная работа — 32 часа.1. ВВЕДЕНИЕ
  151. Тема 1. Русский1 регистр. Ассоциация по сертификации
  152. Тема 2. Актуальность проблемы! качества в высшем образовании. Российский, европейский и мировой аспекты
  153. Практическое занятие 1. (групповая работа, презентация): Экспресс-самооценка деятельности подразделения университета в области качества по критериям модели организационного совершенства EFQM.
  154. ТЕМА Качество и критерии его оценки
  155. Практическое занятие 2. (групповая работа, презентация): Определение критериев качества составляющих образовательного процесса и его результатов.
  156. ТЕМА 4. История развития менеджмента качества
  157. Практическое занятие 3- (групповая работа, презентация): Определение основных групп заинтересованных сторон в деятельности института (факультета) и их потребностей.
  158. Тема 5. Международные стандарты ИСО серии 9000.
  159. Практическое занятие 4. (групповая работа, презентация): Разработка информационной модели (графическое представление) процессов образовательной деятельности НовГУ. Карта процесса.
  160. Тема 6. Система менеджмента качества (СМК)
  161. Практическое занятие 5. (групповая работа, презентация): Самооценка вуза по критериям модели «Системы обеспечения качества подготовки специалистов». t
  162. Тема 7. Система менеджмента качества ВУЗа на основе требований ГОСТ Р ИСО 9001−2000
  163. Практическое занятие 6. (групповая работа, презентация):а)Разработка одного из разделов Руководства по качеству СМК вуза-б)Разработка документированной процедуры СМК вуза.
  164. Тема 8. Применение методов и инструментов менеджмента качества в образовательных учреждениях.
  165. Практическое занятие 7. (групповая работа, презентация): Применение одного из инструментов менеджмента качества для контроля и улучшения рабочих процессов вуза.
  166. ТЕМА 9. Аудит и оценка качества образовательных услуг.
  167. Практическое занятие 8. (групповая работа, презентация): а) Составление Программы и Плана внутренних Аудитов различных видов деятельности образовательного процесса вуза.-б)Подготовка опросного листа аудита качества процесса обучения по дисциплине.
  168. Текущий контроль (Промежуточный экзамен по содержанию и структуре семейства ИСО 9000:2000, Приложение 1)
  169. Итоговый экзамен по курсу.5. Самостоятельная работа.
  170. Самостоятельная работа слушателей курсов заключается в доработке заданий аудиторных практических занятий с адаптацией к условиям собственного вуза- подготовке к промежуточному и итоговому экзамену по курсу.
  171. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
  172. Назначение и область применения
  173. Процедура распространяется на все структурные подразделения НовГУ входящие в СМК.2. Нормативные ссылки
  174. Термины, определения, обозначения и сокращения3.1 В настоящей процедуре использованы термины и их определения всоответствии с ИСО 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001−2001) и ИСО 19 011:2002, а также:
  175. Аудит адекватности определение степени соответствия документов системы менеджмента качества установленным требованиям.
  176. Аудит соответствия — установление степени, с которой система менеджмента качества понята, внедрена и соблюдается персоналом (фактическое соблюдение персоналом установленных требований).
  177. Адресность указание на применимость к конкретным исполнителям.
  178. Внутренние проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
  179. Значительное несоответствие (категория 1) — несоответствие системы менеджмента качества, которое с большой вероятностью может повлечь невыполнение требований потребителей.
  180. Несоответствие — невыполнение или отклонение от требования, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
  181. Несоответствия подразделяются на две категории: значительные и малозначительные.
  182. Плановая внутренняя проверка — систематическая внутренняя проверка, которая проводится в запланированные сроки.
  183. Подразделение — кафедра, лаборатория, факультет, институт, отделение, центр и т. д., в соответствии утвержденной академическойструктурой НовГУ.
  184. Проверка процедуры^ процесса — независимый анализ соответствия выполнения требований, заданных в нормативных документах внешнего и внутреннего происхождения, в организационно-распорядительных документах НовГУ.
  185. Проверка услуг проверка соответствия фактических показателей требуемых для определения степени выполнения: предъявленных требований к качеству образовательной, методической иной услуги.
  186. Системность (документации) — структурирование документации с указанием четких взаимосвязей между документами.
  187. Уведомление свидетельство аудита, не носящее характер: несоответствия и фиксируемое с целью предотвращения возможного несоответствия.
  188. Внутренние проверки проводятся по следующим причинам: выполнение Графика проведения Г внутренних проверок, утвержденного ректором-- поступление претензий от потребителей по качеству образовательных услуг и ее предоставления.
  189. При выполнении внутренней проверки, кроме того, могут быть проверены: — отдельные подразделения-- процессы и процедуры-
Заполнить форму текущей работой