Взаимодействие педагогов и учащихся как педагогический феномен в российской школе XIX — начала XX вв
Диссертация
Анализ изученных образцов художественной и мемуарно-эпистолярной литературы показывает, что учащиеся российской средней школы XIX — начала XX вв. были обыкновенными подростками, чьи культурные потребности, духовный мир, система ценностей определялись социокультурной ситуацией того времени. Условно их можно разделить на две группы. Первая демонстрирует достаточно высокий уровень интеллектуального… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Учительство и ученичество как социально-педагогические феномены российского общества XIX- начала XX вв
- 1. 1. Проблема взаимодействия педагогов и учащихся в современной отечественной педагогике
- 1. 2. Источники по проблеме взаимодействия педагогов и учащихся до 1917 г
- 1. 3. Профессиональный и социальный статус российского учителя средней школы XIX — начала XX вв
- 1. 4. Ученический корпус российской средней школы XIX — начала XX вв
- Выводы по I главе
- Глава II. Взаимодействие педагогов и учащихся в педагогической теории и образовательной практике России XIX- начала XX вв
- 2. 1. Позиции педагогов XIX — начала XX вв. по отношению к проблеме взаимодействия педагогов и учащихся
- 2. 2. Взаимодействие педагогов и учащихся в деятельности государственных (ведения Министерства народного просвещения) средних учебных заведений России XIX — начала XX вв
- 2. 3. Взаимодействие педагогов и учащихся в государственной (не подчиняющейся Министерству народного просвещения) и негосударственной школе России XIX — начала XX вв
Список литературы
- Алпатов Н.И. Военные гимназии в России / Н. И. Алпатов // Советская педагогика. — 1945. — № 7. — С.28−34.
- Алпатов Н.И. Историческая справка о кадетских корпусах в XIX столетии / Н. И. Алпатов // Советская педагогика. -1944. № 1. — С. 18−21.
- Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. (Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России) / Н. И. Алпатов. М.: Учпедгиз, 1958. — 244 с.
- Алтухова А.А. Формирование субъект-субъектных отношений учителя и учащихся в учебном процессе общеобразовательной школы: автореф. дис.. канд. пед. наук А. А. Алтухова. Барнаул — 2004. — 21 с.
- Альтшулер Р.Е. Кутузов как военный педагог директор кадетского корпуса / Р. Е. Альтшулер // Вопросы военной истории. XVIII и первая половина XIX веков. -М., 1969.-С.251−262.
- Анисов М.И. Источниковедческие основы историко-педагогическош исследования: Учебное пособие / М. И Анисов. М.: МОПИ им. Н. К. Крупской. -1987.-92 с.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. -М.: Педагогика, 1990. — 608 с.
- Афтонасьев А.Ф. Мысли о воспитании / А. Ф. Афтонасьев // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. — С.394−402.
- Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения / В. Г. Белинский. М.-Л.: АПН РСФСР, 1948. — 280 с.
- Бенуа А.Н. Мои воспоминания: в 5 кн. / А. Н. Бенуа. М.: Наука, 1980. — Т.1. — 711с.
- Бецкой И.И. Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. С прочими в пользу общества установлениями / И. И. Бецкой. СПб.: Тип. И. К. Шнора, 1789. -Т.1.-479 с.
- Бондаревский В.Б. Л.Н. Толстой о внимании к личности школьника / В.Б. Бон-даревский // Л.Н. Толстой как педагог. Тула, 1967. — С.52−65.
- Бунаков Н.Ф. Идеалы и средства нравственного воздействия школы и воспитывающего обучения на учеников / Н. Ф. Бунаков // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. -М.: Педагогика, 1990. — С. 246−253.
- Бунге Н.А. Воспоминания / Н. А. Бунге, Н. П. Забугин // Столетие Киевской первой гимназии. Киев: Типография С. В. Кульженко, 1911. — Т.3.4.2. — С.597−602.
- Бунин И.А. Легкое дыхание / И. А. Бунин // Повести и рассказы / И. А. Бунин. -Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1977. С.292−297.
- Буслаева Л.П. Ученическое самоуправление в русской дореволюционной школе и педагогике как средство воспитания учащихся: автореф. дис. канд. пед. наук / Л. П. Буслаева. Л., 1970. -15 с.
- В.М. Несколько слов на новый учебный 1870−1871 год / М.В. // Учитель. 1870. -№ 18.-С.582−584.
- Васильев Э.Ю. Диагностика конфликтов учителей со старшеклассниками как условие их разрешения: автореф. дисканд. пед. наук / Э. Ю. Васильев. Ростов-на-Дону, 2004. — 24 с.
- Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. (Проблемы нравственности и воспитания в свете теории свободного гармонического развития жизни и сознания: в 2-х т. / К. Н. Вентцель. М., 1912. — Т.2. — 389−666 с.
- Витте С.Ю. Избранные воспоминания, 1849−1911 гг. / С. Ю. Витте. М.: Мысль, 1991.-708 с.
- Водовозова Е.Н. Василий Иванович Водовозов. Из воспоминаний институтки / Е. Н. Водовозова // На заре жизни: в 2 т. / Е. Н. Водовозова. М., 1987. — Т.2. -С.425−433.
- Войтик П.Д. Сибирский ученый-педагог Н.Н. Бакай / П. Д. Войтик // Школа и педагогическая мысль Сибири. Новосибирск, 1974. — С. 173−179.
- Воропанова М.М. Институтские воспоминания / М. М. Воропанова // Русская школа. -1902. № 10/11 — С.50−51.
- Ганелин Ш. И. Классические гимназии. Реальные училища / Ш. И. Ганелин // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в.-М., 1976.-С.127−131.
- Гвоздев Л. Современная педагогическая хроника / Л. Гвоздев // Учитель. 1865. -№ 21. -С.836−843.
- Ге Н. Киевская первая гимназия в сороковых годах / Н. Ге // Сборник в пользу недостаточных студентов Университета св. Владимира. СПб.: типография М. М. Стасюлевича, 1893. — С. 54−61.
- Гершельман Ф.К. Воспоминания пережитого. Записки пажа / Ф. К. Гершельман // Источник. Документы русской истории. (Приложение к журналу «Родина»). -2001.-№ 4(52).-С.5−34.
- Головачев П. Наши учителя, ученики и система / П. Головачев // Русская школа. -1900.-№ 7−8.-С.110−124.
- Головачев П.М. Роль семьи и школы в деле воспитания / П. М. Головачев // Русская школа. 1893. — № 1. — С.46−58.
- Гордин А.Ю. Проблема отношений педагогов и воспитанников в дореволюционной русской школе и педагогике. (С конца XVIII в. и дореформенный период XIX в.) / А. Ю. Гордин. // Новые исследования в педагогических науках. -1971. № 4 (XVII). — С. 10−16.
- Гордин А.Ю. Проблема отношений педагогов и воспитанников в дореволюционной русской школе и педагогике. (Вторая половина XIX- начало XX в.) / А. Ю. Гордин. // Новые исследования в педагогических науках. 1973. — № 7 (XX).-С. 10−12.
- Гордин А.Ю. Формирование отношений педагогов и учащихся в советской школе / А. Ю. Гордин. М., 1977. — 151 с.
- Горшкова В.В. Межсубъектная педагогика: тенденции развития/ В. В. Горшкова.-СПб., 2001.-289 с.
- Демков М.И. Педагогические правила и законы / М. И. Демков // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — С.447−451.
- Деникин А.И. Путь русского офицера / А. И. Деникин. М.: Современник, 1991. -299 с.
- Деревцов И.А. Педагогические идеи А.Н. Радищева / И. А. Деревцов. М.: Учпедгиз, 1962.-91 с.
- Днепров Э.Д. Военные гимназии / Э. Д. Днепров // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. М., 1976. -С.137−145.
- Добролюбов Н.А. Педагогические сочинения / Н. А. Добролюбов. М.: Учпедгиз, 1949.-623 с.
- Долгова Т.П. Об отношениях учителя и ученика в дореволюционной школе (1890−1917 гг.) / Т. П. Долгова // Ученые записки Калининского педагогического института". Т.70. -1970. С.93−103.
- Дорошевич В.М. Рассказы и очерки В.М. Дорошевич. М.: «Московский рабочий», 1966.-488 с.
- Дружинин Н. Воспоминания о школьной жизни / Н. Дружинин // Сын Отечества. -1860. № 48. — С. 1461 -1468.
- Жесткова Т.П. Краткий исторический очерк развития кадетских корпусов в России: дисканд. пед. наук. -М., 1945.-549 л.
- Жураковский Т.Е. А.И. Стронин и Полтавская гимназия в конце 50-х годов XIX века / Т. Е. Жураковский // Советская педагогика. 1943. -№ 10. — С.37−42.
- Заир-Бек Е. Основы педагогического проектирования / Е. Заир-Бек. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1995. — 234 с.
- Записки Бессарабского областного статистического комитета. Т.2. Кишинев, 1867.-87 с.
- Засосов Д.А. Из жизни Петербурга 1890- 1910-х годов: Записки очевидцев / Д. А. Засосов, В. И. Пызин. JL: Лениздат, 1991. — 269 с.
- Зейфман Н.В. Правительственная реакции и регулирование социального состава гимназистов в конце XIX в. / Н. В. Зейфман, Н.В. // Проблемы истории СССР.-М., 1973.-С. 241−253.
- Зенченко Н.С. Внеклассная работа в общественных средних школах России начала XX века / Н. С. Зенченко // Ученые записки J1111И им. А. И. Герцена. Л., 1959.-Т.193. -С.59−96.
- Зенченко Н.С. Коммерческие училища как общеобразовательная школа России начала XX века. (На материале С.-Петербургских коммерческих училищ): авто-реф. дис. канд. пед. наук / Н. С. Зенченко. -М., 1953. -16 с.
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания: Книга для учителя / И. П. Иванов. -М.: Просвещение, 1990. 144 с.
- Иванов А.Е. Дискуссия о проблемах высшего педагогического образования в России на рубеже XIX XX вв. / А. Е. Иванов // Педагогика. — 1999. — № 6. -С.83−91.
- Извлечение из отчетов .ской гимназии // Циркуляр по Казанскому учебному округу. 1872. — № 6. — С.421−425.
- Извлечения из протоколов педагогических советов гимназий Казанского учебного округа о мерах наблюдения за нравственностью и успехами воспитанников // Циркуляр по Казанскому учебному округу. 1868. — № 10. — С.87−90.
- Извлечения из протоколов педагогических советов гимназий Казанского учебного округа о мерах наблюдения за нравственностью и успехами воспитанников // Циркуляр по Казанскому учебному округу. 1869. — № 9. — С.79−82.
- Инструкция для классных наставников гимназий и прогимназий ведомства МНП // Циркуляр по Казанскому учебному округу. -1877. -№ 11, — С.636−644.
- Инструкция для классных наставников Одесской второй прогимназии, утвержденная г. попечителем Одесского учебного округа // Циркуляр по Управлению Одесским учебным округом. -1874. № 3. — С.70−75.
- Инструкция классным наставникам Херсонской гимназии // Циркуляр по Управлению Одесским учебным округом. 1872. — Приложение № 3. — С.221−227.
- Казакова К.А. И.С. Нечуй-Левицкий учитель Кишиневской гимназии / К. А. Казакова // Кодры. -1968. — № 5. — С.145−148.
- Камоско Л.В. Изменения сословного состава учащихся средней и высшей школы России (30−80-е годы XIX в.) / Л. В. Камоско // Вопросы истории. 1970. -№ 10.-С.203−207.
- Кандаурова Т.Н. Из истории провинциальной гимназии в России XIX в. / Т. Н. Кандаурова // Педагогика. 2001. — № 3. — С.67−72.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
- Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев / Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с. — С.270−652.
- Каптерев П.Ф. История русской педагогии / П. Ф. Каптерев // Педагогика. -1994. № 5. — С.53−62.
- Каптерев П.Ф. История русской педагогии // Педагогика. 1994. — № 6. — С.75−85.
- Карамзин Н.М. О верном способе иметь в России довольно учителей / Н. М. Карамзин // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. — С.65−68.
- Карамзин Н.М. О новом образовании народного просвещения в России / Н. М. Карамзин // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. — С.63−65.
- Киперман А.Я. Из истории женского образования в России в 60−70-х годах XIX века / А. Я. Киперман // Ученые записки Шуйского педагогического института. -Вып.10.- 1963.-С.199−213.
- Кленовский Д. Поэты Царскосельской гимназии / Д. Кленовский // Николай Гумилев в воспоминаниях современников. Репринтное издание. М.: «Вся Москва», 1990. — С.25−32.
- Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -176 с.
- Козлова Г. Н. Отечественная средняя школа как воспитательное учреждение (конец XIX начало XX в.) / Г. Н. Козлова // Педагогика. — 2001. — № 4. — С.79−83.
- Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы / Н. А. Константинов. -М., 1956.-247 с.
- Коробкова СЛ. Формирование взаимоотношений учителя и подростков с учетом половых особенностей (на предметах естественнонаучного цикла): автореф. дисканд. пед. наук / СЛ. Коробкова. Волгоград, 2005. — 24 с.
- Коровин В.М. Подготовка преподавателей российских военно-учебных заведений / В. М. Коровин, ВЛ. Свиридов // Педагогика. 2004. — № 1. — С.75−84.
- Крупская Н.К. Воспитательная роль учителя. 1927 г. / Н. К. Крупская // Педагогические сочинения: в 10-ти т. / Н. К. Крупская. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1959. — Т.З. — С.263−266.
- Крупская Н.К. Самоубийства среди учащихся и свободная трудовая школа / Н. К. Крупская //Свободное воспитание. 1911. — № 10−11. — С. 1 -6.
- Кудрявцев П. Проект анкеты об учителях / П. Кудрявцев // Вестник воспитания. -1909. № 8. — С.148−149.
- Кузьмин, Н.Н. Вопросы реформы средней общеобразовательной школы Министерства просвещения в период нового революционного подъема и первой мировой войны (1910 февраль 1917 г.): автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Н. Кузьмин. — М., 1958. — 20 с.
- Кузьмин Н.Н. Некоторые вопросы учебно-воспитательной работы передовых средних школ России в начале XX века / Н. Н. Кузьмин // Ученые записки Курганского педагогического института. Вып. 3. -1961. — Т.1. — С.41−71.
- Кущевский ИЛ. Николай Нешрев, или Благополучный россиянин / ИЛ. Ку-щевский // Библиотека Сибирского романа. Т. З. Новосибирск, 1959. — 352 с.
- JI.P. Внутренняя педагогическая хроника / Р.Л. // Учитель. 1866. — № 5−6. -С.205−210.
- Лазарева А. Воспоминания воспитанницы Патриотического института дореформенного времени / А. Лазарева // Русская старина. -1914. № 8. — С.237.
- Лалаев М.С. Пятидесятилетие Орловского-Бахтина кадетского корпуса. 18 431 893 / М. С. Лалаев. СПб., 1894. — 23 с.
- Лейкина-Свирская В. Р. Школа в Финском переулке / В.Р. Лейкина-Свирская, И. В. Селиванова. СПб.: Петербургский союз творческих групп «Просцениум», 1993.-159 с.
- Лесков Н.С. Кадетский монастырь / Н. С. Лесков // Избранные произведения: в 3-х т. / Н. С. Лесков. Петрозаводск: Гос. изд-во Карело-Финской ССР, 1952. -Т.2.-420 С.-С.255−281.
- Липник В.Н. Эволюция образовательных систем и управления процессом обучения. (Методический комплекс для факультетов повышения квалификации работников образования) / В. Н. Липник. Псков, 1995. -115 с.
- Лихачев Д.С. Школа на Васильевском: Книга для учителя / Д. С. Лихачев, Н. В. Благово, Е. Б. Белодубровский. -М.: Просвещение, 1990. -159 с.
- Лихачева Е.О. Материалы для истории женского образования в России: в 3-х кн./Е.О. Лихачева.-СПб., 1895.-Кн.З. (1828−1856).-271 с.
- Лопатин Н.А. Материалы для истории просвещения Астраханского края / Н. А. Лопатин // Циркуляр по Казанскому учебному округу. 1875. — № 4. — С.131−148.
- Лухманова Н.А. Девочки: Воспоминания из институтской жизни / Н. А. Лухманова. 2-е изд. — СПб., 1899. — 208 с.
- Мандельштам О. Тенишевское училище / О. Мандельштам // Книжное обозрение. 1987. — № 14. — С.7.
- Материалы для истории и статистики наших гимназий. СПб., 1864. — 80 с.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т. / П. Н. Милюков. -М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. Т.2.4.2. — 496 с.
- Милютин Д.А. Воспоминания генерал-фельдмаршала графа Д.А. Милютина / Д. А. Милютин.-Томск, 1919.-Т.1.Кн. 1−3.-435 с.
- Михайлова Г. А. Проблема взаимоотношений учителя и ученика в американской науке об образовании: автореф. дис. канд. пед. наук / Г. А. Михайлова. -Тула, 2004.-24 с.
- Михайлова М. П.А. Герман / М. Михайлова // Народное образование. 1967. -№ 2. — С.82−84.
- Михайлова М.В. Из опыта совместной работы семьи и школы в дореволюционной России / М. В. Михайлова // Новые исследования в педагогических науках. -1 974. № 9 (XXII). — С. 11 -13.
- Михайлова М.В. Источники исследования истории средней школы конца XIX -начала XX в. / М. В. Михайлова // Советская педагогика. 1975. — № 4. — С. 116 125.
- Михайлова М.В. Передовые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативой в России в начале XX в.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. В. Михайлова. М., 1966. — 20 с.
- Михайлова М.В. Частные учебные заведения / М. В. Михайлова // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. -М., 1976.-С.146−151.
- Михайлова М.В. Частные школы дореволюционной Москвы / М. В. Михайлова // Педагогика. 1998. — № 1. — С.86−93.
- Мусин-Пушкин А.А. О космополитизме нашей школы / А.А. Мусин-Пушкин // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — С.476−480.
- Набоков В. Другие берега / В. Набоков. М. «Книжная палата», 1989. — 288 с.
- Наша школа (1912−1922). История возникновения и развития 25-й трудшколы. -Пг., 1922.-22 с.
- Недачин В.П. Основы учебно-воспитательной организации / В. П. Недачин // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — С.467−473.
- Николенко М. Кто виноват? и кто должен отвечать за нравственность пансионеров и приходящих учеников гимназии / М. Николенко // Учитель. 1864. -№ 23 и 24. -С.847−866.
- Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России / А. А. Никольская. Дубна: Издательский центр «Феникс», 1995. — 336 с.
- Новиков В.И. Школа российских интеллектуалов / В. И. Новиков // Педагогика. 1993. — № 4. — С.97−100.
- Новиков Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н. И. Новиков. М.: Учпедгиз, 1959.-256 с.
- Ободовский А.Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания / А.Г. Обо-довский // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. — С.259−274.
- Огарев Н.П. Народная политехническая школа / Н. П. Огарев // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.)/ Сост. П. А. Лебедев. -М.: Педагогика, 1987. С.405−411.
- Одинцова Н. Терпение смолянки / Н. Одинцова // Вечерний Петербург. -1996. -№ 34.-21 февраля.-С.З.
- Одоевский В.Ф. Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей / В. Ф. Одоевский // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987.-С.348−360.
- Одоевский В.Ф. Советы учителям приходских училищ / В. Ф. Одоевский // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П. А. Лебедев. -М.: Педагогика, 1987. С. 369.
- Озерская Ф.С. Женское образование / Ф. С. Озерская // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. первая половина XIX в. — М., 1973.-С.255−269.
- Озерская Ф.С. Средние женские учебные заведения / Ф. С. Озерская // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в.-М., 1976.-С.131−137.
- Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя / А. Б. Орлов //Вопросы психологии. 1988. — № 7. — С.133−138.
- Острогорский А.Н. Нравственные привычки / А. Н. Острогорский // Избранные педагогические сочинения / А. Н. Острогорский. -М., 1985. 349 с.
- Острогорский В.П. Учитель словесности / В. П. Острогорский // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. -М.: Педагогика, 1990. — С.462−463.
- Отчет классного наставника I класса уфимской гимназии Третьякова за первую половину 1871/72 учеб. года // Циркуляр по Казанскому учебному округу. -1872.-№ 3.-С. 177−182.
- Отчет отделения по вопросам семейного воспитания Московского педагогического общества от 1 февраля 1904 г. по 1 февраля 1905 г. // Вестник воспитания. 1905. -№ 5. -С. 138.
- Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока: Сб. науч. трудов / Под ред. К. И. Салимовой. М: Изд-во АПН СССР, 1988.- 198 с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. первая половина XIX в. — М., 1973. — 605 с.
- П. Педагогические мытарства. Из дневника и наблюдений одного из родителей). (Окончание) / П. // Вестник воспитания. -1892. № 8. — С.83−104.
- Паина С.Б. Правительственный надзор за частным обучением / С. Б. Паина // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. первая половина XIX в. — М., 1973. — С.216−217.
- Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России: Историко-педагогические очерки / Ф. Г. Паначин. М.: «Педагогика», 1979. — 215 с.
- Парникель Б.М. История коммерческой средней школы в дореволюционной России: автореф. дисканд. пед. наук / Б. М. Парникель. -М., 1954. -15 с.
- Петров К. Олонецкая гимназия с 1808 по 1831 / К. Петров // Журнал министерства народного просвещения. -1874. Ноябрь. — № 11−12. — С. 1 -22.
- Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н. И. Пирогов. М: Изд-во АПН РСФСР, 1952. — 704 с.
- Поликутина Н.В. Взаимодействие семьи и школы как общественно-педагогический феномен в России второй половины XIX начала XX вв.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. В. Поликутина. — СПб., 2001. -19 с.
- Половцева Е. Екатериненский институт полвека назад. (Из воспоминаний бабушки) / Е. Половцева. -М.: Унив. тип., 1900. 50 с.
- Поляков С. Из прошлого русской школы / С. Поляков // Русская школа. -1905. -№ 10−11.-С.80−89.
- Помяловский Н.Г. Повести / Н. Г. Помяловский. М.: Московский рабочий, 1981.-400 с.
- Попов В.М. Высшее педагогическое образование в дореволюционной России: дис. канд. пед. наук. -М., 1939. 434 с.
- Правила о взысканиях (Утверждены г. министром народного просвещения 4-го мая 1874 г. // Журнал министерства народного просвещения. 1874. — Июнь. -С. 186−204.
- Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли / Общ. ред. А. Ю. Гордина, Л. И. Новиковой.-М.: Педагогика, 1973. 319 с.
- Протоколы педагогического съезда директоров и учителей, происходившего в Одессе с 2-го по 14-е июля 1864 года. СПб., 1864. — 226 с.
- Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителей и учащихся / Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М., 1980. -159 с.
- Пыпин, А.Н. Общественное движение в России при Александре I. Исследования и статьи по эпохе Александра I / А. Н. Пыпин. СПб.: Академический проект, 2000. — 560 с. (Серия «Пушкинская библиотека», т. 14).
- Пятидесятилетие школы Мая. 1856−1906.-СПБ., 1907.- 197 с.
- Р.Ф. Воспоминания институтки шестидесятых годов / Ф.Р. // Русская старина. -1909.-№ 10-С.170.
- Равкин З.И. Историзм как методологический принцип педагогики / З. И. Равкин // Советская педагогика. 1985. — № 10. — С. 47−54.
- Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: Учебное пособие к спецкурсу / Н. Ф. Радионова. Л., 1989. — 84 с.
- Редкин П.Г. Как учителю вести себя с учениками / П. Г. Редкин // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П. А. Лебедев. -М.: Педагогика, 1987. С.385−390.
- Редкин П.Г. Современные педагогические заметки / П. Г. Редкин // Избранные педагогические сочинения / П. Г. Редкин. М., 1958. — С. 123−308.
- Результаты совещания родителей и воспитателей//Русская школа. 1905.-№ 9-С.63−64.
- Рерих Н.К. Листы дневника: в 2-х т. / Н. К. Рерих. 2-е изд. — М.: Международный центр Рерихов: Мастер-Банк, 1999. Т.1.-671 с.
- Речь, произнесенная директором Кишиневской гимназии Яновским 28 августа 1866 г. в день торжественного акта. Кищинев, 1866. -14 с.
- Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения. 1802−1902 / С. В. Рождественский. СПб., 1902. — 787 с.
- Роков Г. Некоторые черты современной школьной молодежи / Г. Роков // Вестник воспитания. 1911. — № 7.-С. 112−148.
- Роков Г. О выработке идеалов в нравственном воспитании / Г. Роков // Вестник воспитания. 1896. — № 3. — С. 1−29.
- Роков Г. Проблема учительства / Г. Роков // Вестник воспитания (Москва). -1914.-№ 6.-С.62.
- Рубец А.И. Воспоминания о Киевской первой гимназии / А. И. Рубец // Столетие Киевской первой гимназии. Киев: типография С. В. Кульженко, 1911.- Т.З.Ч.2. — С.539−578.
- Руководство учителям перваго и втораго класса народных училищ Российской империи изданное по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Вторыя. СПб.: Типография Шнора, 1783. — 34 с.
- Русак. Наброски. (О педагогике) / Русак. Витебск, 1898. — 42 с.
- Сборник всех программ и правил для поступления во все мужские и женские учебные заведения, казенные и частные, по всем ведомствам. Б. м., б. г. 390 с.
- Седова Н.В. Педагогическая культура учителя / Н. В. Седова. СПб.: Химиздат, 2003.-208 с.
- Семенов Д.Д. Из школьных воспоминаний старого педагога / Д. Д. Семенов // Русская школа. -1890. № 9. — С.42−54.
- Сивков К.В. Частные пансионы и школы Москвы в 80-х годах XVIII. Публикация документов Комиссии по обследованию московских частных школ. К. В. Сивков // Исторический архив. -1951. № 6. — С.315−323.
- Сиповский В.Д. О школьной дисциплине / В. Д. Сиповский // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — С.381 -390.
- Смирнов В.З. О мерах поддержания дисциплины учащихся гимназий и прогимназий (1864−1874 гг.) / В. З. Смирнов // Советская педагогика. 1946. — № 8−9. -С.52−63.
- Смирнов В.З. Педагогические идеи Н.Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова /
- B.З. Смирнов.-М.: Учпедгиз, 1957. 165 с.
- Смирнов В.И. Педагогическое образование в России конца XVIII начала XX вв. / В. З. Смирнов / Педагогика. — 2002. — № 5. — С.70−76.
- Смирнов В.И. Российские учителя и источники их педагогического познания в первой половине XVIII в. / В. И. Смирнов // Педагогика. 2002. — № 7. — С.80−87.
- Стулли Ф. Сорок лет тому назад / Ф. Стулли // Русская школа. 1895. — № 9.1. C.25.
- Судаков Н.И. Сравнительная характеристика идеалов современный советских учащихся и учащихся дореволюционной России / Н. И. Судаков // Вопросы психологии. -1970. № 5. — С. 131−140.
- Татищев В.Н. Инструкция «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах / В. Н. Татищев // Антология педагогической мысли России XVIII века / Сост. П. А. Лебедев. М., 1985. — С.84−89.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой М., Учпедгиз, 1953. -С. 178.
- Труды Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. Петербург, ЗО/ХИ-1912 г. -6/1−1913 г. Т.2.-СП6., 1914. 775 с.
- Успенский Л. Мои школы / Л. Успенский // Семья и школа. 1971. — № 9. -С.41 -48- № 10. — С.41 -46.
- Устав народным училищам в Российской империи: Уложенный в царствование имп. Екатерины II: В Царском Селе 5 августа 1786 года. СПб.: [Тип. Брейткопфа], 1786. — 122 с.
- Устав учебных заведений подведомых университетам // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. — С.31 -45.
- Утков В. Тобольский учитель. К 150-летию со дня рождения П. П. Ершова / В. Утков // Огонек. -1965. -№ 11.- С. 9.
- Учреждения и уставы, касающиеся до воспитания в России юношества обоего пола. СПб, 1774. — Т I. 4.III. — С. 19−122.
- Уишнский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / К.Д. Ушин-ский. М.: Учпедгиз, 1953. — Т 1. — 639 с.
- Ф.Л. Из воспоминаний о Московском Александровском институте / Ф.Л. // Исторический вестник. -1900. № 9. — С.897.
- Филоненко Т.В. Материальное положение учителей в дореволюционной России / Т. В. Филоненко, А. В. Шипилов // Педагогика. 2004. — № 7 — С.65−75.
- Циркулярное распоряжение МНП от 21 августа 1872 г. // Журнал Министерства народного просвещения. -1872. Сентябрь. — С.20−33.
- Чарушин Н.А. О далеком прошлом. Детство в гимназии. Кружок чайковцев. Из воспоминаний о революционном движении 1870-х гг. / Н. А. Чарушин. М., 1926.-222 с.
- Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические произведения / Н. Г. Чернышевский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. — 772 с.
- Чехов Н.В. Свободная школа. Опыт организации средней школы нового типа / Н. В. Чехов.-М, 1907.-39 с.
- Чижикова Е.В. Педагогическое речевое взаимодействие как фактор формирования ценностных ориентаций подростков: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Чижикова. Тамбов, 2004. — 22 с.
- Чунихина Е.Н. Путь двадцатилетней педагогической работы. Из опыта одного педагогического коллектива / Е. Н. Чунихина. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -167 с.
- Шабельская А.С. Друзья / А. С. Шабельская // Русское богатство. 1894. — № 5. -С.29.
- Шакирова J1.P. Организация педагогической подготовки в Казанском университете в XIX в. / JI.P. Шакирова // Педагогика. 2005. — № 6. — С.90−93.
- Шелгунов Н.В. Итоги 14-летней деятельности Д.А. Толстого в министерстве народного просвещения / Н. В. Шелгунов // Избранные педагогические сочинения / Н. В. Шелгунов. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1954.-С.318−340.
- Шубкин Н.Ф. Повседневная жизнь русской гимназии (Из дневника словесника Н. Ф. Шубкина за 1911−1915 годы) / Н. Ф. Шубкин. СПб.: РХГИ, 1998. — 672 с.
- Шульц М.П. Взаимоотношения учителя и учащихся / М. П. Шульц // Вопросы истории педагогики. Разд. 2. -Томск, 1975. -С.146−149.
- Эскин М.И. Педагогическая подготовка учителя средней школы в дореволюционной России: автореф. дисканд. пед. наук / М. И. Эскин. М., 1952. — 22 с.
- Янкович де Мириево Ф. И. Правила для учащихся в народных училищах изданныя по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Вторыя / Ф. И. Янкович де Мириево. СПб.: Типография Брейткопфа, 1786. — 24 с.
- Яновский К.П. Об условиях сохранения и развития плодотворной деятельности и энергии учителя / К. П. Яновский // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990.-С.465−466.
- N. Хвощинская С. Д. Воспоминания институтской жизни / [С.Д. Хвощинская] N. / Русский вестник. -1861. № 10. -С.524−525.