Преемственность программ дошкольного и начального школьного образования
Ребенок умеет планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления. Ребенок умеет ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Ребенок может работать в малой группе: осуществлять взаимный контроль и оказывать… Читать ещё >
Преемственность программ дошкольного и начального школьного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вопросы преемственности программ поднимались в истории непрерывного дошкольного и начального школьного образования не один раз. Письмо Министерства образования РФ от 09.08.2000 № 237/23−16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» позволило наметить основные пути решения данной проблемы. В результате были выделены комплексные программы непрерывного образования и парциальные программы (рис. 26).
Кроме того, с учетом современных ФПГ к примерной общеобразовательной программе дошкольного образования и ФГОС, на основе которого составляется примерная общеобразовательная программа начального школьного образования, оба учреждения, участвующие в формировании системы непрерывного образования — детский сад и школы — разрабатывают преемственные образовательные программы. В качестве ориентиров выступает уровень сформированности интегративных качеств личности («социальный портрет» выпускника детского сада и начальной школы) и сформированность предпосылок (на уровне дошкольного детства) или системы универсальных учебных действий (на уровне начальной школы) (табл. 33).
Рис. 26. Программы непрерывного образования.
Таблица 33
Оценка сформированности универсальных учебных действий у детей
Характеристика. | Экспертная оценка (в баллах от 1 до 5). | ||
Детский сад. | Начальная школа. | ||
УУД 1. | Ребенок умеет планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления. | ||
УУД 2. | Ребенок умеет контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок. | ||
УУД 3. | Ребенок умеет использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. | ||
УУД 4. | Ребенок умеет ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | ||
УУД 5. | Ребенок может осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | ||
УУД 6. | Ребенок умеет работать в малой группе: может учитывать позиции других людей, обосновывать собственную позицию, а также координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения. | ||
УУД 7. | Ребенок умеет работать в малой группе: задавать партнерам, но деятельности вопросы, необходимые для совместного решения задачи. | ||
УУД 8. | Ребенок может работать в малой группе: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. | ||
УУД 9. | Ребенок может записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов И КТ и обмениваться ею в образовательном процессе (через электронную почту, чат, видеоконференцию, форум, блог). | ||
УУД 10. | Ребенок умеет осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | ||
УУД 11. | Ребенок может представлять информацию средствами И КТ в графическом виде: как таблицы, графики и пр. |
Ориентируясь на перечисленные показатели, составляется программа сотрудничества детского сада и начальной школы. При этом заведующая и директор выбирают для сотрудничества оптимальный для них вариант (они описаны в Методическом письме Министерства образования РФ от 25.03.94 № 35-М) (рис. 27).
В рамках преемственности ДОУ и школы ежегодно составляется единый совместный план работы, включающий обозначенные направления (рис. 28).
Вопросы преемственности подлежат обязательному как оперативному, так и итоговому контролю: рассматриваются на педагогических советах, совещаниях и конференциях в ДОУ и школе.
Рис. 27. Варианты сотрудничества детского сада и школы.
Основным критерием эффективности такого сотрудничества, согласно «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» (2003), выступает достижение целей непрерывного образования: как промежуточный результат связь, согласованность и перспективность целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения на каждой ступени образования; как итоговый результат — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие ребенка, воспитание нравственного человека.
Рис. 28. Содержание и формы преемственности детского сада и школы.