Игра — это эмоционально насыщенный вид деятельности. В полифункциональном арсенале игрового феномена наиболее ярко высвечивается роль игры в качестве средства развития и проявления субъективных психических сил ребенка, прежде всего эмоций.
Как отмечал А. В. Запорожец, существует особый, эмоциональный план игры, понимание которого необходимо для реализации полноценного воспитательного процесса. Игра приводит к тому, что эмоции, сохраняя свою специфическую детскую наивность и непосредственность, приобретают новый смысл, перерастая в сочувствие другим людям, переживание чужих радостей и печалей как своих собственных[1].
Эту особенность игры дошкольников очень образно показал Л. С. Выготский: в игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий[2]. Воздействие на эмоции, поддержка эмоциональных проявлений являются первоосновой развития игрового опыта, успешной организации и протекания игры как деятельности. Любые педагогические влияния на игру должны прежде всего строиться в логике эмоционального взаимодействия педагога с детьми.
* * *.
Таким образом, каждый вид деятельности выполняет особые образовательные функции, которые, в свою очередь, согласуются с социокультурными и психолого-педагогическими приоритетами личностного роста дошкольников, способствуют оптимальному развертыванию детско-взрослой общности, активных отношений детей с различными сторонами окружающего мира, что позволяет говорить о развивающей направленности дошкольного образования в целом.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Что собой представляют образовательные функции деятельности?
- 2. Опишите образовательные функции деятельностей с ведущим интеллектуально-познавательным компонентом.
- 3. Выделите образовательные функции деятельностей с ведущим деятельностно-практическим компонентом.
- 4. Опишите образовательные функции деятельностей с ведущим эмоциональным компонентом.
- 5. Подготовьте компьютерную презентацию на тему «Образовательные функции разных видов деятельности с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Представьте свой проект группе.
- [1] См.: Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. А. Д. Кошелевой. М.:Просвещение, 1985. С. 22.
- [2] См.: Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития: хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. С. 56—79.