Педагогические условия формирования готовности к профессиональной деятельности студентов колледжа банковского профиля
Диссертация
Показано, что реализация компетентностного подхода предъявляет требования не только к содержанию образования, но и ко всему комплексу образовательной среды учебного заведения, в процессе взаимодействия с которой формируются профессиональные знания будущих выпускников, умения применять их для практического решения профессиональных задачкачества личности, соответствующие выбору профессии… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Формирование готовности к профессиональной деятельности студентов банковского колледжа — как психолого-педагогическая проблема
- 1. 1. Среднее профессиональное образование в социально-экономических условиях современной России
- 1. 2. Образовательные технологии и возможности совершенствования организации практического обучения в банковском колледже
- 1. 3. Компетентностный подход как основа формирования готовности к профессиональной деятельности студентов банковского колледжа
- 1. 4. Педагогические условия и модель образовательной среды подготовки специалиста в банковском колледже
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Современные тенденции развития профессионального образования и их учет при разработке концептуальной и организационно-методической составляющих педагогических 71 условий
- 2. 1. Компетентностная модель стандарта квалификации банковского специалиста среднего звена
- 2. 2. Использование зачетных единиц при формировании учебных планов по специальности «Банковское дело»
- 2. 3. Особенности расчета трудоемкости курсового модуля и планирования самостоятельной работы студентов (на примере курсового модуля «Экономический анализ»)
- Выводы по главе 2
- Глава 3. Реализация и экспериментальная проверка педагогических условий формирования готовности к профессиональной деятельности студентов банковского колледжа
- 3. 1. Учебно-организационное и методическое обеспечение процесса подготовки специалистов в условиях банковского колледжа
- 3. 2. Производственная практика — как заключительный этап формирования готовности к профессиональной деятельности
- 3. 3. Организация опытно-экспериментальной работы и проверка результатов формирования готовности к профессиональной деятельности выпускников банковского колледжа
- Выводы по главе 3
Список литературы
- Алексеевский B.C., Коротков Э. М. Введение в специальность «Менеджмент организации». -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 159 с.
- Алюшина Ю.И. Наше видение модели специалиста / Ю. И. Алюшина, И. А. Дмитриевская, Л. А. Ефимова // Научное обеспечение открытого образования: Научно-методический и информационный сборник. — М.: Мое. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 2000.
- Андреев ВЛ Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1989.
- Андреева H.H., Зазнобина Н. П., Хохлова Н. М. Основы управления персоналом.- М.: ЦПП Банка России, 1996.
- Анисимов П.Ф. СПО на пути в третье тысячелетие (программа развития СПО). Инновации в российском образовании: СПО. 2000. М.: Изд-во МГУП, 2000. — с.3−7.
- Анисимов П.Ф. Реализация основных профессиональных образовательных программ СПО.-М., 2002.
- Апалькова М.И., Садекова А. У. Экономический анализ. Раздел 2 «Экономический анализ деятельности организации (предприятия)» Текст.: рабочая тетрадь / М. И. Апалькова, А. У. Садекова. Тверь: УМЦ Банка России, 2004. — 47 с.
- Арефьева О.В., Базаева В. Д. Технология активного обучения в среднем профессиональном образовании. // СПО. 2006. — № 8. — с. 43−45.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982.-192 с.
- Багдуева A.B. Педагогические условия формирования профессиональной готовности будущих специалистов с использованием информационных технологий: Автореф. канд. пед.наук. Бурятский гос.унив., Улан-Удэ, 2006.-21 с.
- Бадарч Д., Сазонов Б. А. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: Монография. М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве- ТЕИС, 2007. -190 с.
- Бадарч Д., Наранцецег Я., Сазонов Б. А. Организация индивидуально ориентированного учебного процесса в системе зачетных единиц / Под общ.ред. Б. А. Сазонова. М.: НИИВО, 2003.
- Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт решения. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
- Байденко В.И. Компетенции к проблемам освоения компетентностного подхода. М., 2002.
- Байденко В.И., Ван Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап. Изд. 2-ое допол. и перераб. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — 674 с.
- Байденко В.И., Селезнева H.A. ГОС ВПО нового поколения как комплексная норма качества высшего образования: общая концепция и модель. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 43 с.
- Барбарина Л.И. Организация самостоятельной работы студентов. // СПО (приложение к журналу). 2007. — № 8. — с.133−136.
- Батышев СЛ. Энциклопедия профессионального образования. Т. 2. М.: РАО АПО, 1998. -440 с.
- Белавин И.О., Садекова А. У., Толкачева Н. А. Учебно-организационное обеспечение подготовки специалистов среднего звена. // Среднее профессиональное образование (приложение к журналу). 2007. — № 10. — с. 26 — 32.
- Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А. Г. Бермус // Интернет-журнал «Эйдос».'- 2005.
- Беспалько В.П. Слагаемое педагогической технологии. М., Педагогика, 1989.-190 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1997.
- Блинов В.И., Сазонов Б. А., Есенина Е. Ю. и др. О проекте национальной рамочной структуры квалификаций Российской Федерации, сопряженной с Европейской рамкой квалификаций М.: ФИРО, 2007, вып. 5. 54 с.
- Бобиенко О.М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования: Дис.канд.пед.наук / О. М. Бобиенко М.- РГБ, 2005.
- Болотов В.А. Компетентностная модель:от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика, 2003, № 10.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — с. 11−17.
- Борченко О.Б., Дрокина Е. П. Учебно-исследовательская работа в процессе прохождения производственной практики. // СПО. 2006. — № 4. — с. 39−40.
- Бусыгина А. Л. Организационно-педагогические основы инвариантной подготовки преподавателей высшей профессиональной школы: Автореф. д-ра пед. наук Тольят. политех.инст. Тольятти, 2000. — 43 с.
- Васильева Т.А. Как подготовить современного специалиста. // СПО.- 2005. № 1.- с.49−50.
- Вербицкий А.А. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1990. — 207 с.
- Вербицкий АА. Компетенп юстный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвёртому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г.—М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.—84 с.
- Веселовская Н.С. Компетентностный подход в образовании основа подготовки высококвалифицированного специалиста / Н. С. Веселовская // Интернет-конференция «Повышение квалификации специалистов в условиях модернизации образования», — 2006.
- Витченко О.В. Научно-исследовательская деятельность как условие реализации творческого потенциала // СПО. 2006. — № 7.
- Воронина О.И. Интеграция как условие гуманизации профессиональной подготовки специалиста. // СПО. 2005. — № 9. — с. 4−6.
- Вохрышева М.Г. Современные стратегии культурологического образования. — Самара: Изд-во академии культуры и искусств, 2001. 222 с.
- Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер. М, 1991.
- Вь1шгский Л. С. Психология и искусство.—М.: Педагогика, 1987.—342с.
- Герасименко Е.Н. Формирование специальных компетенций учителя начальных классов у студентов педагогического колледжа: Автореф.дисс.канд.пед.наук ФГУ ФИРО. Москва, 2008. — 24 с.
- Гильмеева Р.Х. Профессиональное развитие учителя в современных условиях. — Казань: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Татарстан, 1996. -103 с.
- Гореванова Ю.С., Стародумова Е. Б. Формирование профессионального самосознания будущего специалиста основная цель воспитательной работы. // СПО. — 2006. — № 4. — с. 16−19.
- Гореликова Н. И Будущий специалист начинается с абитуриента. // СПО. 2005. — № 8. — с. 38.
- Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 80 108 «Банковское дело».- М, 2003.
- Гудочкова В.С. Система обучения информационным технологиям в высшем профессиональном образовании студентов экономических специальностей. Автореф.дисс.канд.пед.наук. Тольятти, 2002. — 24 с.
- Гуртов В.А. Методические основы определения потребности в специалистах по уровням и направлениям подготовки профессионального образования. -Петрозаводск. Петрозав.гос.университет. 2006. — 284 с.
- Дементьева О.М., Цегельная Н. В., Арефьева О. В., Базаева В. Д. Дидактические возможности использования деловых игр в образовательном процессе СПО. // СПО. -2006.-№ 8.-с. 46−48.
- Демин В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды Текст. / В. А. Демин // Стандарты и мониторинг в образовании — 2000. № 4. — с.34−42.
- Дёмин В.М. О мерах по поддержке и совершенствованию НПО и СПО в целях обеспечения его конкурентоспособности. // СПО. 2006. — № 4.- с.4−7.
- Дёмин В.М. Способны ли мы ответить на вызов времени? // СПО. 2007. — № 9-с. 5−8.
- Дроздова Н.П., Ефимова Е. Г., Колесников М. Ф. Активные методы обучения. / Под. общ. редакцией Ф. И. Кайзера, Г. Г. Богомазова, З. АСабаева, СПб ГУ, 2002. — с.296.
- Дьяченко В.Г. Сотрудничество в обучении. М., 1991.
- Жаринова Л.Е. Акмеологические признаки готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности. СПб., 1996. — 216 с.
- Зеер Э.Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых / Э. Ф. Зеер // Психологическая наука и образование, 2004, № 3.
- Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе». М.: ИЦПКПС, 2005.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. — № 5. — с. 34−42.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — с. 40.
- Зимняя И.А., Боденко Б. Н., Морозова Н. А. Воспитание проблема современного образования в России. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.- 82 с.
- Игнатьева М.В. О подготовке компетентных и конкурентоспособных специалистов банковского дела // Деньги и кредит. 2007. — № 23. — с. 28 — 32.
- Инновации в российском образовании: среднее профессиональное образование. 2000.- М.: Изд-во МГУП, 2000. 80 с.
- Кайнова Э.Б. Информационно-педагогические технологии. Системный подход. — М., 2002. 96 с.
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей- Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично- Как перестать беспокоиться и начать жить. М., 1990. — 288с.
- Карцева Е.П., Михайлова Л. Н., Понькина Н. П. Учебно-исследовательская работа студентов как одно из направлений компетентностно-ориентированного образования. // СПО (приложение к журналу). 2008. — № 4. — с. 113−117.
- Квартальнов В А, Солодухин ИД. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России. М.:РМАТ, 1997. — 212с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989. — 75с.
- Ковалева О.И. Личностно-ориентированное обучение студентов современных вузов как фактор сохранности здоровья: Автореф. канд. пед.наук. Ставроп.гос.унив., Ставрополь, 2003. 26 с.
- Козырева Е.А. Дидактические основы личностно-ориентированных технологий обучения младших школьников и их реализация. Электронный ресурс.: Дисс. д-ра.пед.наук: 13.00.01 -М.: РГБ, 2003.
- Козырева O.A. Инновационные образовательные технологии в подготовке специалистов в условиях колледжа электронный ресурс.: Дис.канд.пед. наук.:13.00.08.-М.: РГБ, 2003.-132 с.
- Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.
- Т.1 М.: Педагогика, 1982. — с. 242−476.
- Компетентностный подход в педагогическом образовании Текст. / В. А Козырева [и др.] СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.- 392 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.
- Концепция профессионального образования в Банковских школах Банка России. Департамент персонала Банка России.- Москва, 1996.
- Копыця Е.А. Компетентностный подход и обновление содержания СПО. // СПО. -2007. -№ 10.-с. 2−3.
- Корчагин Е.А. Методологические предпосылки организации практической подготовки студентов. // СПО. 2006. — № 4. — с. 33−37.
- Кочурова О.И. Система обучения взрослых использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности: Автореф.дисс.канд.пед.наук. СПб, 1996. — 24 с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М.: Педагогика, 1977. — 264с.
- Крутецкий В.А. Исследование специальных способностей. / Всесоюзный съезд психологов. М.: Изд-во АПН, 1977. — с. 3−17
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., изд-во ЛГУ, 1990.-114 с.
- Кузьминов Я.И., Любимов Л. Л., Ларионова М. В. Европейский опыт формирования общего понимания содержания квалификаций и структур степеней. Компетентностный подход // www.rc.edu.ru
- Кемпбем Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980. — 390 с.
- Лавриков P.A. О модели профессиональной подготовки экономиста. / Улучшение подготовки специалистов и экономической подготовки инженеров. -М.:1973—с. 28−34.
- Лебедев O.E. Компетентностный подход в образовании Текст. / O.E. Лебедев // Школьные технологии. 2004. — № 5. — с.3−12.
- Лейбович А.Н., Ефимова С. А., Посталюк Н. Ю. Рекомендации по структуре модульных образовательных программ начального и среднего профессионального образования. / Под ред. А. Н. Лейбовича. М.: 2005.
- Леонтьев А.И. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 302 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.:Педагогика, 1981.-186 с.
- Логинов В.А. Профессионально-важные качества личности инженеров-педагогов. / Информационные технологии в образовании: Материалы научно-методической конференции Харьков, 1997. — с. 98.
- Лопатенков Г. В. Формирование у студентов умения работать в команде в процессе подготовки банковских специалистов: Автореф.канд.пед.наук. — Казань, 2004. 21 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. / А. К. Маркова /. М., 1996. — 308с.
- Махмутов М.И., Ибрагимов Г. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань, 1993.
- Медведева Н.В. Решение конкретных производственных задач путь к социальному партнерству техникума и производства. // СПО. — 2008. — № 2. — с. 27−28.
- Медяник Г. А. Педагогические технологии творческого саморазвития личности студента в процессе педагогической практики: Автореф.канд.пед.наук. Тольят.политех.инст., 2000,-19 с.
- Мижериков В.А. Словарь-справочник по педагогике. / Под общ.ред. П. И. Пидкасистого. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004.
- Миннуллин И.П., Ильясов И. К. Оптимизация структуры оптометрического образования в процессе работы над новым государственным образовательным стандартом. // СПО. 2008. — № 3. — с. 4−6.
- Михеев В.И. Моделирование и методы теорий измерений в педагогике. М.: Высшая школа, 1987.-198 с.
- Моделирование педагогических ситуаций. /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской.- М., 1981.
- Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании / Под общ.ред. докт.пед.наук, профессора А. А. Скамницкого. М., 2006.
- Мусаева P.A. Опыт работы Казанской банковской школы //СПО.-2007. -№ 7.-с. 12−14.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. 4 октября 2000 г.
- Никитина H.H., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности. — М.: Мастерство, 2002. — 288 с.
- Новиков П.Н., Селиверстова О. Ф., Чаплыгина И. В. Методика формирования ключевых компетенций у студентов колледжа // Профессиональное образование, 2006, № 2, с. 10−11.
- Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 1994. — № 2. -с. 45−50.
- Олейникова О.Н. Развитие интеграционных процессов в области профессионального образования и обучения Копенгагенский процесс. // СПО. — 2007. — № 9. — с. 2−4.
- Олейникова О.Н. Система квалификаций в странах Европейского союза / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева. М., 2004.
- Педагогика. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 640с.
- Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М.: Педагогическое общество России, 2001. 255с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М., 1972.
- Полонский В.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. -М., 1995. 255с.
- Попов В.П., Кузьмина Т. В. Интеграция российского образования в международное образовательное пространство // СПО. 2006. — № 7. -с.2−3.
- Практическая психология для преподавателя / Под ред. М. К. Тутушкиной. М., 1997.
- Прыкин Б.В., Прыкина JI.B., Эриашвилли Н. Д., Усман З. А. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках.- М.: Юнити, 1998.- 415 с.
- Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000.
- Родина JI. Н. Технология адаптации подготовки специалиста экономического профиля в условиях регионализации экономики: Автореф. Канд.пед.наук. Тамб.гос.техн.унив., Тамбов, 2003.-19 с.
- Розов Н.С. Обоснование ценностей гуманитарного образования в современном мире. Дисс.докт.филос.наук. -М.: МГУ, 1993. 443 с.
- Руднева Т.И. Формирование основ педагогического профессионализма у студентов университета. Дисс.докт.пед.наук.- Москва, 1996.- 421 с.
- Рябов В.В., Фролов Ю. В. Компетентность как индикатор человеческого капитала: Материалы к четвёртому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 45с.
- Савельева И.В. Организация внеаудиторной самостоятельной работы (на примере специальности «Банковское дело»). // СПО. 2006. — № 12. — с. 14−17.
- Савина Н.В. О подготовке кадрового резерва. «Деньги и кредит», 2004. № 12.
- Савина Н.М. Инновационные компетентностно-ориентированные педагогические технологии в профессиональном образовании. // СПО. 2008. — № 4. — с.2−5.
- Садекова А.У. Из опыта работы Московской банковской школы (колледжа) Банка России. // Сборник работ молодых ученых МГПУ. Выпуск XXII. М.: МГПУ, 2006. — с. 93 — 96.
- Садекова А.У. Экспериментальная проверка профессиональной компетенции будущих специалистов. // Учитель. 2007. — № 5. — с. 76 -77.
- Садекова А.У. Инновационный подход при подготовке специалистов среднего звена (на примере банковского колледжа). //Педагогическаямастерская. -2007. -№ 6.-с. 52−55.
- Садекова А.У. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. // СПО. 2007. -№ 11.- с. 26 — 29.
- Садекова А.У. Значение производственной практики в образовательном процессе банковского колледжа. // Сборник работ молодых ученых МГПУ. Выпуск XXIV. -М.: МГПУ, 2008. с. 78 — 84.
- Сазонов Б. А, Максимов Н. И., Караваева Е. В.,. Классификация образовательных программ: состояние и перспективы обновления. М.: Высшее образование в России, № 1,2006.-С. 51−64.
- Самолдина JI.H. Возможные изменения структуры ГОС СПО. // СПО. 2006. — № 3. — с.2 — 4.
- Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссенен Й. Управление по результатам.-М., 1988.
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных заведениях.- М.: Высшая школа, 1990.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология.-Волгоград, 1994.
- Смирнов Г. А. Практикоориентированное обучение как средство подготовки конкурентоспособных специалистов и формирования единого Европейского образовательного пространства. // СПО. — 2005. № 4. — с.39−40
- Сластенин В.А. М.: Издательский дом Магистр-ПРЕСС, 2000. — 488с.
- Стукалова О.В. Формирование профессиональных качеств гуманного лидера у будущих специалистов менеджмента: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Уральский гос.унив.физ.культ., Челябинск, 2006 22с.
- Суриков К.Ю., Николаев А. Е. Банковские школы в современной системе профессиональной подготовки и переподготовки персонала Банка России // Деньги и кредит. 2006. — № 8. — с. 64−68.
- Таборидзе Л.В. Личностно-ориентированная модель повышения квалификации педагогических работников профессионального лицея: Автореф.канд.пед.наук. ФГУ ФИРО. Москва, 2006. — 24 с.
- Талызина. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. -343 с.
- Фридман Л.М. Концепция личностно ориентированного образования / Завуч, 2000,8, с. 77 87.
- Хуторской A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / A.B. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». 2002.
- Царькова Е.А. Компетентность в контексте модернизации профессионального образования //Профессиональное образование, 2004, № 6, с. 5.
- Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения. // Педагогика, 1999, № 1. с. 21−29.
- Шадриков В.Д. О структуре познавательных способностей. // Психологический журнал. 1985. — Т. 6.-№ 3. — с. 38−40.
- Шарипов Ф.В. Педагогические факторы качества профессионального образования. // СПО.-2008.-№ 4.-с. 5−8.
- Шаронин Ю.В., Буланов В. В., Савельева И. В., Калмыков А. С. Семинар-совещание «Вопросы внедрения нового поколения ГОС СПО в образовательный процесс банковских школ Банка России». // СПО. 2005. — № 2. — с. 5−8.
- Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М.: Народное образование, 1999 — 432 с.
- Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования Текст. / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании — 1999 № 2. — с. 30−34.
- Щепотин А.Ф. Современные педагогические технологии — основа повышения качества подготовки специалистов. // СПО. 1998. — № 2. — с.33−38.
- Щепотин А.Ф., Фёдоров В. Д. Современные технологии обучения в профессиональном образовании. М., 2005.
- Щербакова В.В. Профессиональная компетентность как результат образования. // Среднее профессиональное образование (приложение к журналу). 2008. — № 4. -с.3−10.
- Эллис А., Фоутс Дж. Педагогические инновации: пер. с англ. М., 1993.
- Юдина О.В. Формирование профессиональной компетентности студентов экономического вуза средствами информационных технологий: Автореф.канд.пед.наук. Самарский гос. унив. Самара, 2002. — 19 с.
- Ярочкина Г. В., Ефимова С. А. Методика проектирования учебных материалов на модульно-компетентностной основе для системы довузовского профессионального образования. Методическое пособие. — М.: Моск.психол.-соц.институт, ФИРО, 2006. -177 с.
- American Council on Education: ACE National Guide to College Credit for Workforce Training .
- Decision No 2241/2004/EC of the European Parliament and of the Council of 15 December 2004 on a single Community framework for the transparency of qualifications and competences (Europass).
- Distribution of Diploma Supplements in Europe // http://www.bologna-berlin2003 .de.
- Europass — a new instrument for better recognition of qualifications and skills in the enlarged Europe // ESIB .
- European Credit Transfer System Электронный ресурс. Режим доступа: .
- European Credit Transfer in Vocational Education and Training (ECVET) Электронный ресурс. Режим доступа: .
- The Copenhagen Declaration Электронный ресурс. — Режим доступа: .
- Vocational Education and Training Электронный ресурс. Режим доступа: