Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Зарождение и развитие отечественной методики обучения биологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наряду с принципом наглядности В. Ф. Зуев рекомендовал использовать в обучении краеведческий принцип и вместе с тем знакомить школьников с «чужими» растениями, которые можно выращивать с целью обогащения природы своего края, что видно из следующего указания: «…каждое в наместничестве народное училище наипервее да примется за познание собственных своих произведений, которые, следовательно… Читать ещё >

Зарождение и развитие отечественной методики обучения биологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Зарождение отечественной методики естествознания (конец XVIII в.)

Во второй половине XVIII в. в условиях перехода России от натурального хозяйства к торговому капитализму появилась потребность в грамотных людях, хорошо знающих природу и способных к исследованию природных сырьевых ресурсов. Подготовить таких людей можно было путем коренного улучшения народного образования.

В 1782 г. правительством Екатерины II для проведения школьной реформы был приглашен австрийский серб Федор Иванович Янкович де-Мириево (1741—1814), бывший у себя на родине директором народных училищ. Возглавляемая им комиссия разработала Устав народным училищам, который был опубликован в 1786 г. В основу реформы российской школы была положена австрийская система народного образования, которая считалась тогда лучшей в Европе.

В соответствии с Уставом в России создавались малые народные училища с двухлетним обучением (в уездных городах) и главные народные училища с пятилетним обучением (в губернских городах). Народные училища были всесословными: в них могли учиться как дворянские дети, так и дети мещан, солдат и других сословий. Закончив малое народное училище, ученик мог перейти в главное народное училище, выполнявшее роль среднего учебного заведения.

В народных училищах Уставом вводилась классно-урочная система обучения, способная обеспечить массовое начальное и среднее образование.

Учебный план малых народных училищ включал чтение, письмо, счет и закон божий. В главных народных училищах наряду с русским языком, арифметикой и законом божьим учащиеся изучали географию, историю, механику, физику и некоторые другие предметы. Впервые в отечественную школу был введен учебный предмет «Естественная история», на который в четвертых (двухгодичных) классах главных народных училищ отводилось по 5 ч в неделю.

Согласно Уставу одна из главных целей введения естественной истории была познакомить учащихся с природой, различными минералами, растениями, животными. Эти знания учащиеся в большей степени могли использовать для удовлетворения своих потребностей. Устав также предлагал при изучении горных пород показывать ученикам: «до чего, при какой руде искусство человеческое уже дошло или переменою, или смешиванием, или обделыванием той руды». При изучении растений Устав рекомендовал: «чтобы ученики самые важные к их собственному домостроительству и государственной выгоде служащие истины познавали и общие понятия приобретали, каким образом то или иное произрастание обделыванием в рассуждении здравия, пропитания, художества, купечества и пр. в пользу человеческую употребляется».

Таким образом, Устав указывал на необходимость изучения тех минералов, растений и животных, которые могли быть использованы для домашних потребностей или для нужд государства. Иными словами, изучению естественной истории придавалась утилитарно-практическая направленность.

Другая главная задача, поставленная перед естественной историей, — дать учащимся разумное понятие о творце и основательные правила непоколебимой верности государю.

В 1786 г. вышел в свет первый в России учебник «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ российской империи по Высочайшему повелению царствующия Императрицы Екатерины Вторыя» без указания имени автора. Как установил Б. Е. Райков, учебник был написан адьюнктом Российской академии наук Василием Федоровичем Зуевым, лучшим учеником академика Петра Симона Палласа — ученого, обладавшего широким кругозором и энциклопедическими знаниями.

Учебник В. Ф. Зуева состоял из двух частей и включал материал по трем разделам: «Ископаемое царство», «Прозябаемое царство» и «Животное царство». В конце раздела «Животное царство» Зуев поместил материал о человеке и тем самым сблизил человека и животных. Предложенная автором последовательность изучения материала по естественной истории: «ископаемое царство — прозябаемое царство — животное царство — человек» предвосхитила систему построения школьного курса естествознания на последующие столетия вплоть до настоящего времени.

Раздел «Ископаемое царство» включал описание земель, камней, солей, горючих веществ, полуметаллов, окаменелостей. Раздел «Прозябаемое царство» начинался кратким очерком жизни и строения растений, а затем следовало описание отдельных растений, объединенных в группы не по систематическим признакам, а по их значению для человека. Так, вначале описывались деревья и кустарники, затем — «цветки», т. е. некоторые садовые и дикорастущие цветковые растения, «огородная зелень» (огородные растения), «нивяная зелень» (культурные злаки), «луговая зелень» (луговые растения). В конце раздела были приведены краткие сведения о мхах, папоротниках, лишайниках и грибах. Зоологический раздел учебника («Животное царство») содержал описание отдельных животных согласно рассмотрению шести классов по системе К. Линнея («Млекопитающие», «Птицы», «Земноводные», «Рыбы», «Насекомые», «Черви»).

Учебник В. Ф. Зуева, по утверждению П. С. Палласа, превосходил все известные ему иностранные учебники естествознания.

Содержание учебника В. Ф. Зуева соответствовало передовой науке того времени. Автор использовал только научно достоверный материал и удачно сгруппировал его. При этом ему удалось избежать сухого изложения голой систематики, которой отличались зарубежные учебники XVIII в. и которая составляла преимущественное содержание биологических наук того времени (ботаники и зоологии).

Учебник включал небольшое число объектов, которые характеризовались не столько по систематическим признакам, сколько по биологическим особенностям. Систематические группы растений и животных рассматривались в нисходящем порядке — от высших к низшим, как и в научных книгах того времени.

При характеристике растений и животных автор устанавливал связи между строением и функциями органов, организмами и окружающей средой, особенностями строения животных и их образом жизни. Например, подводя итоги рассмотрения связей между строением и функциями органов растений, В. Ф. Зуев писал: «Таким образом, корень растению служит сосанием из земли сока, который посредством теплоты и притяжения по трубочкам подымается в ствол».

Таким образом, хотя в науке того времени господствовала метафизика, В. Ф. Зуев рассматривал все объекты и связанные с ними явления в движении, развитии.

Язык учебника был живым и образным, доступным для понимания учащихся, что видно, например, из описания зайца.

«Заяц, тушкан, величиной с большую кошку, имеющий передних зубов по два, уши длинные с черненькими кончиками, хвост коротенький, загнутый кверху; ноги передние небольшие, а задние длинные; все они с испода одеты густою шерстью; шерсть на нем зимою вся белая, а летом серая с белым брюхом. Водится по перелескам и в горах; гнезда вьет в расселинах и под колодами. Питается кореньями, молодыми ветками, корою деревьев и проч. Носит во всякое время по четыре и по пяти зайчиков зрячих. Зверь весьма боязливый, спит с открытыми глазами, но не видит, как токмо со стороны; слышит малейший шорох и с логова своего подымается, но где б ни бегал, к оному после опять возвращается; бегает весьма быстро и при том скорее на гору, нежели на ровном месте или под гору; на бегу виляет во все стороны, а если в то самое время кинуть шляпу вверх, то припадает к земле или кочке и думает, что он уже скрылся. Промышляется для шкур, из коих делают заячьи меха, а сверх того шерсть употребляется в дело шляп и на пряжу; мясо его едят. Живым забавляются на псовой охоте. Неприятности сего боязливого, плодущего и ничего кроме ног к защищению себя не имеющего зверя суть все хищные звери и птицы».

Учебник В. Ф. Зуева включал методическое предисловие, написанное при участии Ф. И. Янковича. В нем указывалось: «Нет почти человека, которому бы познание вещей естественных не было нужно, полезно, а иногда необходимо… пища и питие, одеяние и прикрытие, нужды естественные, по разным света полосам различные, однако всегда первые, действующие на нас еще с самого нашего рождения, уже довольно доказывают, сколько надобно сведение тех вещей, коими мы оным удовлетворяем. Каким же образом вещи сии познавать, приобретать, употреблять, тому учит книга сия… заключающая во себе токмо нужнейшее, а притом по большей части из произведений Российских». Таким образом, во введении были раскрыты учебно-воспитательные задачи курса естественной истории, идея тесной связи науки с практикой, элементы патриотического воспитания.

Изучение естественной истории предлагалось проводить путем объяснительного чтения. Учащиеся должны были на уроках «читать попараграфно» учебник и после чтения каждого параграфа «толковать оный», т. е. учитель давал объяснение прочитанного. От учащихся требовалось воспроизведение прочитанного параграфа (в целом и по частям) с пониманием его. Если они недостаточно понимали прочитанный материал, то предлагалось читать вторично и снова «толковать». Таким образом, учащиеся должны были приобретать осознанные знания, а не механически запоминать изучаемый материал.

Большое значение в достижении результатов обучения В. Ф. Зуев придавал использованию принципа наглядности. «При рассуждении какой-либо вещи, — писал он, — учитель показывает оную в самой натуре, или по крайней мере на картине, почему при каждом народном училище в сем классе нужно стараться иметь таковых вещей собрание, которые в натуре, которые в рисунках».

Наряду с принципом наглядности В. Ф. Зуев рекомендовал использовать в обучении краеведческий принцип и вместе с тем знакомить школьников с «чужими» растениями, которые можно выращивать с целью обогащения природы своего края, что видно из следующего указания: «…каждое в наместничестве народное училище наипервее да примется за познание собственных своих произведений, которые, следовательно, наипервее и должны быть собраны, а познавая соседственные, узнает, как у себя и чужие заводить, или свои размножать, удобрять и распространять должно».

Учебник В. Ф. Зуева выдержал 5 изданий. Последний раз он был издан в 1814 г. и еще несколько лет использовался в школе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой